О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Периоды развития ребенка


Возрастные периоды развития детей. — Студопедия

Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;

•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;

•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;

•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;

•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;

•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.

Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.


Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.

Дошкольный этап.

В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.


Младший школьный возраст.

Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.

Этап старшего школьного возраста.

Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.

Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.

Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом - своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст - важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает "манерничать" и "паясничать". Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.

 

Психическое развитие ребенка: периоды

На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.

Виды периодизаций развития ребенка

Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:

  • раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
  • дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
  • начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных дл

Периоды развития ребенка: характеристика возрастных этапов

Рождение ребенка – ключевой момент в жизни каждой молодой семьи. Если появился первенец, то это вдвойне волнительно. У родителей еще нет достаточного опыта, чтобы решать все возникающие при уходе за ребенком вопросы. Учиться всему приходится в процессе. И от того, насколько правильными и своевременными будут действия папы и мамы, зависит счастье и благополучие крохи.

В связи с этим им, конечно, нужно будет знать, какими параметрами должен обладать здоровый малыш в тот или иной период своей жизни. Это как физические, так и психоэмоциональные и социальные характеристики.

Содержание статьи:

Периоды развития ребенка согласно теории Выготского

Теория Выготского

Выдающийся советский психолог Выготский Л.С., рассматривая состояние личности человека, особое внимание уделял тому, как проходило развитие в период детства. Ведь именно в этом возрасте закладывается основа для взрослой жизни.

В жизни ребенка он выделял несколько периодов, проходя которые менялось его восприятие окружающих социальных условий. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на то, как именно будет развиваться детский организм, Выготский считал среду.

При взаимодействии ребенка со средой ученый предлагал рассматривать два понятия: деятельность и переживание. Деятельность – более простая для исследования сфера жизни, ее легче наблюдать и анализировать. Но она является проявлением тех переживаний, которые испытывает малыш при столкновении с тем или иным проявлением социальной среды.

Изучать переживания гораздо сложнее, так как они скрыты и индивидуальны для каждого. Проходя очередной этап развития, накапливается потенциал для перехода к следующему. Таким образом, новый уровень не является чем-то неожиданным, появившимся из ниоткуда, а становится закономерным итогом.

Следуя теории Выготского, можно выделить следующую хронологию в развитии детей:

  1. Кризис новорожденности (до двух месяцев);
  2. Младший возраст (с двух месяцев до года). В это время противоречия между максимальной социальностью и минимальными физическими возможностями наиболее велики;
  3. Раннее детство (от одного до трех лет). Ребенок осуществляет предметно-орудийную деятельность. Он осваивает навыки хождения, речи, общения;
  4. Кризис трех лет, переходящий в дошкольный возраст (от трех до семи лет). Дети начинают отделять себя от взрослых, формируется свое «Я». Теперь ребенок говорит: «я сам». Этот период очень важен, так как от того, насколько активно он проходит, зависят волевые параметры личности.
  5. Кризис семи лет и последующий школьный возраст (с семи до одиннадцати лет). Активно формируется внутренний мир, происходит отделение внутренней жизни от внешней. Оттачиваются такие свойства сознания, как логика, обобщения, чувства.
  6. Кризис тринадцати лет, после которого начинается пубертатный возраст. Осуществляется переход от детского состояния ко взрослому, сопровождается ломкой прежних форм социального взаимодействия и построением новых.

Возрастные периоды развития ребенка в педиатрии и детской психологии

Современная наука выделяет следующие этапы жизни ребенка:

  • Этапы жизни ребенка

    Новорожденность – первый месяц после появления на свет. В это время только родившийся организм начинает ускоренно приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям. Происходит перестройка органов дыхания, пищеварения, выделения. Кожные покровы и опорно-двигательный аппарат адаптируются к функционированию в воздушной среде в условиях увеличения пространства. В течение первых двух недель младенец может потерять в весе, также могут наблюдаться небольшие скачки температуры тела. Но при правильном уходе и кормлении в конце периода начинается активный набор веса, температура нормализуется.

  • Грудной период – до года. Сопровождается активным ростом малыша. Так масса тела к концу этапа увеличивается в два раза, рост в полтора. При этом в месяц кроха прибавляет в среднем 600 г. в массе и 5 см в росте. Основным источником пищи является грудное молоко матери. При недостаточности этого продукта используется частичное или полное искусственное вскармливание на основе смесей. В середине этапа начинается рост молочных зубов, к году их может быть до восьми штук. Развивается опорно-двигательный аппарат, к полугоду ребенок уже садится, к году многие дети делают свои первые шаги. В психологическом плане ребенок также стремительно развивается, он узнает тех, кто постоянно находится с ним, идет на контакт, начинают формироваться зачатки речи.
  • Раннее детство – от года до достижения трех лет. Прибавка в весе и росте уже не такая значительная, как в первый год, до 6 кг в весе и 10 см в росте (за год). Происходит изменение в соотношении частей тела, увеличивается длина ног, уменьшается относительный размер головы. В этом возрасте вырастают все молочные зубы, а совершенствование пищеварительной системы позволяет переходить на общую пищу.

Ребенок осваивает окружающий мир, развивается иммунитет. Формирование речи позволяет налаживать коммуникативные навыки. К трем годам детей уже отдают в детский сад, чаще всего они способны соблюдать правила гигиены.

  • Первое детство – от четырех лет до семи. Тенденции, начавшиеся на предыдущих этапах, продолжаются: рост и прибавка в весе становятся меньше (до 5 см и 2 кг в год), относительный размер головы к остальному телу составляет 1/6. Речь становится основным способом коммуникации, словарный запас увеличивается, фразы более структурированные и правильные стилистически. В это время дети начинают посещать дошкольные учреждения, что вызывает стресс. Задействованные адаптивные процессы могут привести к эмоциональной нестабильности, быстрой утомляемости, нарушению сна. Но постепенно эти симптомы исчезают. Родителям нужно уделять особое внимание обеспечению условий для полноценного физического и умственного развития малыша.
  • Второе детство: мальчики – с восьми лет до двенадцати; девочки – до одиннадцати. В этом возрасте продолжается активное формирование скелета и мускулатуры, молочные зубы заменяются постоянными. Интеллектуальный уровень позволяет начать обучение в школе, происходит формирование творческих сторон личности. Появляются предпосылки для половой дифференциации, что будет сильнее выражено в следующем временном промежутке.
  • Подростковый этап: мальчики – с тринадцати до шестнадцати; девочки – до пятнадцати. Главной особенностью является начало полового созревания и развития вторичных половых признаков, меняются поведенческие модели. У мальчиков данные изменения начинаются немного позже, чем у девочек.
  • Юношество: парни – с семнадцати до двадцати одного года; девушки – с шестнадцати до двадцати. Этот период знаменует наступление взрослого состояния. Детство заканчивается. Физически и психологически личность должна быть готова ко взрослой жизни.

Временные рамки сенситивных отрезков

Критические и сенситивные периоды развития ребенка

Сенситивный период – отрезок времени, наиболее подходящий для формирования определенных навыков и способностей человека.

К примеру, дети учатся ходить в диапазоне от полугода до полутора лет. В этот срок организм более всего способен развить это умение.

Временные рамки сенситивных отрезков колеблются в зависимости от индивидуальных особенностей детского организма. Но усреднено можно выделить следующие границы:

  1. От месяца до трех-четырех лет – время развития двигательных способностей. Малыши постоянно двигаются, формируется ощущение возможностей тела, осваивается ходьба, мелкая моторика. Это дает возможность развиваться мышлению.
  2. От рождения до пяти с половиной лет – промежуток развития зрительных функций. Активно созревают участки головного мозга, отвечающие за зрение. Формируется представление о цвете, размерах, форме, расположении в пространстве всех видимых предметов.
  3. От 0 до 6 лет – вырабатывание речевых навыков. Из отдельных звуков и слогов малыш учится строить осмысленные слова и фразы. Формируется понимание того, что с помощью сочетания определенных звуков возможно передавать информацию и получать ее. Происходит усложнение артикуляции, обучение построению фраз и целых предложений, оттачивается произношение. К концу этого срока интеллектуальный уровень позволяет на основе устной речи выстраивать письменную.
  4. С 2 до 6 лет – этап формирования социальных навыков. Детская психика учится отделять себя от окружающих, происходит социализация путем налаживания контактов с окружающими. Ребенок развивает основные формы коммуникации с другими людьми, будь то дети или взрослые. Это дает возможность впоследствии самостоятельно жить в обществе. Также своевременное появление социальных навыков создает предпосылки для более быстрого развития за счет копирования поведения окружающих.

В развитии детского организма помимо периодов поступательного роста способностей, можно выделить и скачкообразные переломные моменты. В психологии это понятие принято называть критическим периодом.

В этот время организм особенно чувствителен к раздражителям внешней среды, которые при определенных условиях могут нарушить процесс развития. Критическими считаются первые годы жизни.

Периоды речевого развития

Формирование речевых навыков

Формирование речевых навыков начинается с момента произнесения первого звука. От крика до осмысленных фраз и предложений проходит длительный и сложный путь.

Можно выделить следующие этапы в развитии речевых навыков:

  • Крик. Данный навык является рефлекторным и используется с первых секунд жизни. С помощью него подаются сигналы: голод, боль, дискомфорт.
  • Гуление – специфические звуки, произносимые малышом примерно со второго по седьмой месяц («агу», «га», «аа»). Происходит развитие голосовых связок, звуковой набор становится разнообразнее.
  • Лепет. На этом этапе ребенок учится произносить различные звукосочетания. Он может сказать «па», «ма», но это еще не слова, в них не вкладывается никакой смысл. Но артикуляционные возможности растут и создается задел для перехода к следующему этапу.
  • Первые слова произносятся в районе года, иногда чуть позже. Это могут быть части слов, первые их слоги. Но главное, что малыш осмысленно называет предмет или действие. В период с полутора лет происходит усложнение произносимых слов, увеличивается словарный запас, звуки становятся чище.
  • Складывание слов во фразы. На этом этапе происходит становление разговорной речи, слова взаимоувязываются друг с другом, формируются смысловые конструкции. Этот этап может продлиться до возраста шести — семи лет, хотя правильная речь обычно формируется к пяти годам.

Развитие речи у детей происходит индивидуально. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Какие-то дети радуют родителей правильным произношением, другие долгое время пытаются выговорить определенные звуки.

Но вместе с тем, стоит обращать внимание на определенные нормы, чтобы вовремя выявить отклонения и принять меры для их устранения.

Наблюдать за развитием крохи очень увлекательно. Видеть, как беззащитное существо постепенно превращается в самостоятельную личность, ни с чем не сравнимо. Важно, чтобы для ребенка были сформированы все условия, и он мог расти здоровым и счастливым.

Видео о сензитивных периодах развития детей:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.