|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отставание в развитии речи у ребенкасимптомы, причины, лечение и прогноз. Блог Лого-ЭкспертЧтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи. Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка. Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами. С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов. В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»). После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно). Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи. Почему ребенок не разговаривает – на бэби.ру!![]() Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление. Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению. Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно. Нормы развития речиВ науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:
Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз. Причины задержки речевого развития у детей![]() К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:
Признаки задержки речевого развития у детей![]() Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить. Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом. О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:
Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым. Что делать для речевого развития ребенка![]() Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков. Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору. Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.
В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ. Читайте также: Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока–белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители – мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики. Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?». Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.
При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам! Читайте также: Фото: Рexels хорошая статейка про развитие речи - Nelly SРазвитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития
По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает! И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?
Когда ребенок должен начать говорить? В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку. В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов. В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д. В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием? Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин. Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим). Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Перечислим признаки значительной задержки речевого развития: - Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка. - Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки. - Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь». - Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока. - Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова. - Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды») - Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем. - Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет. - Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. - Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру! - Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)? Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе. Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».
В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР? Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что Задержка речевого развития у детей до 3 лет и старше: причины, симптомы, лечение, КомаровскийЗадержка речевого развития — патология, которая требует своевременной диагностики и коррекции специалистами. Пренебрежение проблемой может повлечь за собой серьезные осложнения, к примеру, задержку психоречевого развития у дошкольников. Как осуществить запуск активной репродукции первых слов в 1 год и 2 месяца? Почему малыш в 2-3-летнем возрасте не разговаривает? Какое лечение будет эффективным при ЗРР у детей? Как можно помочь ребенку в домашних условиях? Какие препараты нужны ребенку до 3-4 лет, если он плохо говорит? Нормы развития речи ребенка по возрастуРазвитие речи ребенка — одна из наиболее приоритетных задач для родителей. Этому способствуют совместные занятия с мамой, чтение книжек, разговоры дома и на прогулке. Если родители не уделяют должного внимания своему малышу, то к трем годам он вряд ли научится разговаривать. Первый год жизни — предречевой период. На этом этапе малыш познает мир, изучает различные явления, а также запоминает и воспроизводит первые звуки и слова. После того, как ребенку исполнится 1 год, родители должны следить за его речью. Малыши развиваются по-разному — кто-то позже, а кто-то раньше — поэтому нормы речи соответственно возрасту носят условный характер. Врачи выделяют следующие этапы нормального речевого развития:
В 2-летнем возрасте случается так называемый взрыв. Ребенок при этом начинает активно превращать пассивную речь в активную. Этот скачок происходит внезапно, поэтому разговор двухлетних детей сильно отличаются от малышей в полтора года.
Возможные причины задержки речевого развития у детей
К числу причин биологического характера можно отнести:
Если причина носит физиологический характер, то лечение займет очень много времени. В этом случае ребенку требуется комплексная терапия. Если малыш не может заговорить по одной из социальных причин, то исправить это намного проще и легче. К числу предпосылок социального характера можно отнести:
Разновидности и симптомы патологииЗадержка речевой деятельности — это диагноз, который ставят детям с несоответствием развития речи возрасту. Существует несколько основных проявлений этой патологии, среди которых:
Если родители пренебрегают всеми вышеперечисленными проявлениями, то к 5 годам может произойти переход к задержке психоречевого развития (ЗПРР) (рекомендуем прочитать: какие симптомы имеет задержка психоречевого развития у детей?). Чем раньше начнется лечение патологии, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Если родители своевременно не обратят внимание на проблему, малыш будет отставать в психическом и речевом развитии в детском саду и школе. Симптомы ЗПРР — неумение строить логические цепочки, формулировать предложения, абстрактно мыслить и концентрировать свое внимание на задачах. Диагностические методы
Первым делом маме следует обратиться к педиатру, который может дополнительно направить кроху к другим детским специалистам. К числу врачей, к которым необходимо обращаться при задержке речевого развития, относятся:
Особенности лечения ЗРРЛечение этой патологии требует комплексности, особенно, если речь идет о возникновении проблемы на фоне социальных предпосылок. Основными составляющими терапии являются массаж, лекарственное лечение, физиопроцедуры, коррекционные занятия с дефектологом и логопедом. Родителям в этом случае следует набраться терпения, поскольку положительного результата можно добиться не сразу. Мамам нужно помнить, что эффективность всех этих методов лечения напрямую зависит от их совместных усилий с малышом. Положительные эмоции, дружественная атмосфера в семье — это основные составляющие успешного овладения речью. Лекарственные препаратыВсе препараты должны приниматься ребенком строго по назначению врача. Самолечение может нанести малышу только вред. Как правило, в этом случае детские неврологи выписывают малышам препараты, стимулирующие речевые зоны головного мозга — Глиатилин, Пантогам, Циннаризин, Магне В6 и многие другие. Врач назначает лекарства в соответствии с возрастом малыша и степенью задержки его речевого развития. Физиотерапия
Электрорефлексотерапия, в отличие от других методов физиолечения, имеет несколько противопоказаний, среди которых:
Времяпровождение с дельфинами и лошадьми — это инновационный метод, имеющий высокий показатель эффективности. Результативность дельфинотерапии и иппотерапии зависит от того, как часто ребенок общается с дельфинами и лошадьми. Только регулярные занятия позволяют добиться успехов в максимально короткие сроки. МассажМассаж очень эффективен для преодоления ЗРР. Видимый результат появляется даже после первого курса. Проведение массажа требует квалифицированной подготовки, поэтому родителям лучше пригласить домой массажиста. Зоны, которым нужно уделять максимальное внимание — это мышцы лица, шея, лопатка, руки, живот. Воздействие на точки лица — уши, губы, щеки — также способствует запуску активной речи. Коррекционные занятияКоррекционная помощь необходима всем детям, у которых диагностировали задержку в развитии речи. Если она связана с социальными предпосылками, то ребенку потребуется консультация дефектолога, психолога и логопеда. Эти специалисты на своих занятиях создают естественные и непривычные коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен себя как-нибудь проявить. Дальнейшая стратегия лечения будет зависеть от того, насколько правильно ребенок подбирает образцы речи. Наиболее распространенными методами работы с такими детьми являются пальчиковые игры, упражнения на развитие моторики рук, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), а также гимнастика и подвижные игры. Многие дефектологи отдают предпочтение музыкотерапии, которая способствует улучшению памяти и концентрации внимания. Профилактические мерыПредотвратить задержку речевого развития не так сложно. Во-первых, необходимо ежедневно заниматься со своим малышом, начиная с первых дней жизни — читать стихи, сказки, петь колыбельные, показывать предметы и рассказывать о них. К году дети уже должны уметь выговаривать несколько основных слов. Чтобы годовалый ребенок научился говорить свои первые 10 слов, ему необходимо создать благоприятные условия — исключить ссоры и ругань, познакомить с развивающими игрушками, соответствующими его возрасту, устраивать ролевые игры и комментировать эпизоды мультфильмов. Если у мамы есть малейшие подозрения на проблемы с воспроизведением активных слов у малыша, ей следует сразу обратиться к педиатру. В возрасте 2,5-3 лет родителям желательно показать малыша логопеду в профилактических целях. Мнение доктора КомаровскогоДоктор Комаровский посвятил этой проблеме 39 выпуск своей передачи под названием «Почему ребенок не говорит?» (см. видео). Он выделяет единственную причину того, что малыш в этом возрасте выполняет все просьбы, но не разговаривает. Это дефицит общения в семье. Множество родителей оставляют ребенка наедине с мультфильмами или игрушками, а сами сутками напролет занимаются своими делами. Несмотря на то, что они целый день находятся в одном помещении и мама всегда рядом, пользы от этого в плане развития речи малыш не получает. Для разговора детям необходим стимул. Например, игры с игрушками намного полезнее всех гаджетов. В процессе игры ребенку становится интересно узнать, как можно играть с предметом, что с ним можно и нельзя делать. На этом этапе возникает необходимость понимать взрослых. Таким образом происходит формирование пассивного словаря, который при грамотном подходе преобразуется в активную лексику. Комаровский полагает, что нужно начинать бить тревогу, если ребенок в двухлетнем возрасте не может выполнить двухфразовую просьбу. Ее выполнение свидетельствует о том, что первый этап был успешно пройден, раз малыш соображает, что от него хотят. В противном случае ребенку требуется обследование невролога, логопеда и детского психолога. Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »Поделитесь с друьями! что это такое, симптомы и методы леченияЗадержка речевого развития (ЗРР) — особенность, которая встречается у 10% дошкольников, причем у мальчиков в 4 раза чаще. Каковы особенности ЗРР у детей, симптомы, лечение? Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра. Возрастные особенности развития речи и их отставаниеВыявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения. Различают периоды развития коммуникации:
Как проявляется задержка речевого развитияОтставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы. В два года:
В три года:
Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.
Причины, вызывающие задержку речевого развитияЗадержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог. Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша. Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них. Медицинские причиныВ эту группу можно отнести следующие источники:
Социальные причиныК группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:
Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка. Как помочь ребенку с ЗРРЧто делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму. Медицинская помощьРабота с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение. Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым. Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них. Социальная помощьДля лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье. Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет. Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту. Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.
Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться. Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение | Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю.Статья посвящена причинам, диагностике и лечению задержки развития речи у детей Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366. Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины. Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи. Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития. . задержка речи и аутистические расстройстваМобильные телефоны, планшеты и компьютеры давно утратили свое первоначальное предназначение - связь и вычислительные машины. Сейчас для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, значение и значение которой полностью затмили первоначальное предназначение этих устройств. Изменились и функции гаджетов как средства коммуникации - они используются не столько для передачи голосовых сообщений, сколько для общения в социальных сетях.И, конечно же, это не единственные проявления последствий развития компьютерных технологий и коммуникаций. Стоит помнить, что человеческая речь и мышление неразрывно связаны. Еще в 1887 году английский лингвист, профессор Оксфорда Ф. М. Мюллер написал в своей книге «Наука о языке»: : «Я думаю, что никто не сможет оспорить тот факт, что мысль без языка или любого другого воплощения является невозможно. То, что мы привыкли называть мыслью, - это только обратная сторона медали, лицевая сторона которой - членораздельный звук ». Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители часто начинают учить детей пользоваться ими практически с пеленок? Предлагаем ознакомиться с докладом «Влияние гаджетов на речевое развитие детей», представленным петербургским педагогом-логопедом высшей квалификационной категории Эммой Сергеевной Агопян на научно-практической конференции «На пути к школе. здоровье: формирование образования в контексте ГЭФ », проходившей в рамках VIII Санкт-Петербургской конференции.Петербургский международный образовательный форум. Влияние гаджетов на речевое развитие детей
Каждое лето я ездил на поезде к родителям в гости с ребенком, а то и двумя и тремя. Это было настоящее испытание: два дня в замкнутом пространстве ... Все дети в машине шумели, бегали, разговаривали, ходили друг к другу по домам.Родители занимали их чтением книг, раскрашиванием, настольными играми, рассказыванием разных историй, поскольку сказки уже были выучены наизусть, дети сами придумывали игры, вступая в контакт с другими парнями в машине. Этой зимой я увидел в поезде совершенно другую картину. Как только послышался небольшой шум, родители дали своему ребенку таблетку, и его / ее не было слышно уже много часов. Большой! Дети не шумят, мамы спокойны. Мне было интересно, а как такое раннее увлечение гаджетами может повлиять на развитие речи ребенка? Хочу сразу обратить ваше внимание, что мы будем рассматривать только развитие речи. Пойдем по порядку. Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого времени плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому, прежде всего, он «чувствует» звуки голоса матери: они осуществляются в виде колебаний тканей ее тела и околоплодных вод. В этом случае слова, адресованные плоду, мужу, коллегам или кому-либо еще, будут абсолютно одинаково ощущаться малышом. Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в привычном для нас понимании этого слова; теперь он может различать интонацию - обертоны звука и, таким образом, может различать звуки голоса своей матери и окружающие шумы. Поэтому, родившись, ребенок действительно может активнее реагировать на «знакомое» во внутриутробном периоде жизни голоса, малыш «узнает» по интонации мать, отца или бабушку.Это происходит при условии, что близкие к ребенку люди в период внутриутробного развития разговаривают, причем не обязательно с животиком, а просто разговаривают друг с другом. Современная мама молчит, она в сети; а с бабушками все сложнее и сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером папа придет с работы, покушает и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок лишен общения, но еще не родился. Попробуем сравнить раннее развитие ребенка (поскольку оно целиком связано с речевым развитием) недавнего прошлого и настоящего. от 0 до 1,5 летЭто раньше было : ребенок на руках, на манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стучит по всему, ударяется о гору выглаженной одежды, пытается поймать кошку, потом плачет, что она чешется, его успокаивают, берут на руки, рассказывают сказки, целовали место, где болит. Одним словом, проявлено внимание, симпатия, есть взаимодействие взрослого и ребенка. Основное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состоит в том, что в это время формируются условия для понимания речи, его учат выделять звуки человеческой речи среди всех звуков, в этот период чувствительность к усиливаются те характеристики звуков речи, которые формируют понимание значения слова. Сейчас: разница небольшая, разве что у матери больше свободного времени и много беспокойств.Поэтому ребенка больше всего пристегивают: к коляске, к маме, к стулу ... По двору спокойно ползать нельзя. Вокруг опасность, грязь, окурки, животные. В современной городской квартире были изобретены различные приспособления, игрушки, «развивающие» и «диверсии». Все для того, чтобы ребенок не мог познавать окружающий мир. Но для гармоничного развития ребенку необходимо бегать, лазить, копать, наливать и наливать, разбивать, нюхать, просыпаться, то есть самостоятельно исследовать мир, получая бесценный опыт.Мама хочет спокойно побродить по соцсетям. Поэтому, как только ребенок вырастет до самостоятельного сидения, ему выдают старый телефон или планшет, либо включают телевизор. Сейчас ребенок занят, а у мамы полчаса на себя. Мы тоже почти полностью перешли на машины. Ребенку в машине скучно. Он капризен, пытается встать с туго застегнутого стула. Чтобы родителя не отвлекали от вождения и в целях безопасности ребенку передали гаджет. В очереди в детской поликлинике, в метро, в поезде, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как забрать ребенка, или не хотят напрягаться - везде выручит электронный друг! 1,5 до 3 летЭто раньше было : ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, носится с песком, падает и поднимается, пытается поймать бездомная собака, находит мертвую птицу и все время находится в контакте; либо с родителями, либо с одними и теми же детьми.Идет активное общение - речевое, тактильное, эмоциональное… Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый разумный период для развития речи. Другими словами, это период, когда активно развивается речь, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями. Сейчас : пристегнулся, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребенок, стали более сложными, у него уже сформировалась экранная зависимость.Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещают или забирают гаджет. В играх для планшетов есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекательны для детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют на нем ребенка. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем другим способам функционирования. от 3 до 5 летРаньше было : гулять во дворе или на дворе, помогать отцу ремонтировать машину, ремонтировать полки или табуретку, помогать маме помыть пол в субботу, бить ковер на снег.Он едет с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… И если ему повезет, то ребенка на пару недель оставит в деревне его бабушка: он сам гонится за цыплятами, дружит с собакой, помогает бабушке в огороде, а с местными детками лазит всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего визита. Сейчас : смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центре «Развитие», ходит на занятия к логопеду.Экран становится главным «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превышает время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие подходит не только детям, но и родителям. На самом деле ребенок не беспокоит, ничего не просит, не хулиган, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, привязан к современной цивилизации. Покупая ребенку новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители, кажется, заботятся о его развитии и склонны воспринимать это как нечто интересное.Домашний экран полностью вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговор с отцом. Предлагаю на этом завершить вехи речевого становления наших детей, так как в идеале к 5 годам устная речь должна формироваться. К 5-6 годам чувствительный период заканчивается, области мозга, отвечающие за речь, перестают быть пластичными, и если ребенок к тому времени очень плохо говорит или почти не говорит, то научить его и исправить ситуацию полностью.Ученые утверждают, что 70% информации о мире дети получают до 5 лет. Остальные 30% собираются на всю оставшуюся жизнь. Первое поколение «экранных детей»Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми. Первая функция речи - коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей о своих действиях и чувствах, он связывает слова родителей с их действиями. Тогда ребенок сам хочет как-то повлиять на родителей, сообщить им о своих желаниях и чувствах.Чем активнее ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Задание также должно быть конкретным - коммуникативным. Коммуникативная активность ребенка во многом зависит от родителей. По тому, как они делают это важным, разговаривают ли с ребенком, оставляют ли ему место для коммуникативной деятельности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители по-прежнему относятся к нему как к младенцу, стараются угадать и предупредить все его желания, не ожидая от него каких-либо усилий, то мотивация к разговору с ним снижается. Зачем ему вообще говорить, если это все равно хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими остается примитивным, само взаимодействие пассивным. Еще больше снизят мотивацию бесшумные компьютерные игрушки. Если телевизор каким-то образом стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то для перехода на более высокий и более сложный уровень психического функционирования необходим серьезный комплекс усилий. Чем больше времени ребенок проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится общаться, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями. Последствия раннего знакомства с гаджетамиОтставание в развитии речиЭто, казалось бы, безобидное занятие несет в себе серьезные опасности и может привести к очень печальным последствиям не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, малоподвижности, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его / ее умственное развитие.
Первая из них - отставание в развитии речи. В последнее время и родители, и учителя все чаще жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо говорят, речь у них бедная и примитивная. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 1970-х только 4% детей того же возраста имели дефекты речи.За последние 20 лет количество словесных нарушений увеличилось более чем в шесть раз! Но при чем тут телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует развитию речи? Какая разница, кто разговаривает с ребенком - взрослый или мультипликационный персонаж? Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не заучивание речевых штампов.Овладение речью в раннем возрасте происходит только при живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова других людей, но и отвечает другому человеку, когда тот или она участвует в диалоге. И он включается не только в слух и артикуляцию, но и во все его действия, мысли и чувства. Для того, чтобы ребенок говорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и самое главное - в его общение со взрослыми. Звуки речи, которые не адресованы лично ребенку и не предполагают ответа, не влияют на ребенка, не побуждают его / ее к действию и не вызывают никаких образов. Они остаются «пустым звуком». Современные дети в большинстве своем слишком мало говорят при общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их отклика, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может повлиять. На смену утомленным и молчаливым родителям приходит экран.
Однако внешняя речь - это только верхушка айсберга, за которой скрывается огромный кусок внутренней речи. В конце концов, речь - это не только средство общения, это также средство мышления, воображения, регулирования и управления своим поведением; это средство осознать свой опыт, свое поведение и свое сознание в целом. Во внутренней речи осуществляется не только мышление, но и воображение, и опыт, и любое представление, одним словом все, что составляет внутренний мир человека, его духовную жизнь. Именно диалог с самим собой образует внутреннюю форму, дающую стабильность и независимость. Если эта форма не развивается, если нет внутренней речи (а значит, и внутренней жизни), человек остается крайне нестабильным и зависимым от внешних воздействий. Он / она просто не может держать какой-либо контент или стремиться к какой-либо цели.В результате возникает внутренняя пустота, которую нужно постоянно восполнять извне. Трудности в обучении чтению и слышанию информации на слухМногим детям сложно воспринимать информацию на слух - они не могут удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения, понять, уловить смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и стойких впечатлений. По той же причине им трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текст в целом.Поэтому им просто неинтересно, скучно даже самые лучшие детские книжки читать. Дети, которые привыкли к гаджетам или уже зависят от них, часто говорят, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно неестественную для чтения и записи динамику глазных мышц.
Также наблюдается нарушение движений глаз при обведении линии слева направо и движения глаз с переходом на новую линию. Хаотическое движение предметов, которое используется в компьютерных играх, никоим образом не способствует формированию движений при ведении линии слева направо и сверху вниз. Чтобы инструкция по чтению и процесс чтения для ребенка были удобными и оптимальными, ребенок должен уметь переводить изображение слева направо и делать это осторожно и осторожно на протяжении всего процесса чтения или письма.Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. Дети, уже зависимые от гаджетов - «бегают» смотрят. Расстройства аутистического спектраЗамена и замена человеческого способа общения в семье электронным суррогатом представляет значительную опасность, поскольку нарушает нормальный код и алгоритм умственного, социального, культурного и духовного развития детей. Юные пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, их обычные потребности и мотивации в контакте с родителями и детьми ослабевают. Постепенно взрослые теряют свою ведущую роль в умственном, речевом, эмоциональном, коммуникативном, социальном и духовном развитии и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это одна из причин значительного увеличения числа детей с проявлениями аутизма и расстройствами аутистического спектра (РАС). РАС постепенно превращается в «эпидемию» 21 века. Если в 2006 г. в России было «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 000 детей с аутистическими расстройствами», то в 2011 г. уже «не менее 250–300 тыс. Детей с РАС в возрасте до 18 лет». Внедрение гаджетов в жилое пространство повлияло не только на формирование устной речи, но и привело к появлению особого вида письменной речи (СМС) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой были краткость и минимум нажатия клавиш. По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читают SMS-сообщения, болтают и «разговаривают пальцами». Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неумолимо и повсеместно надвигающейся драме - «утрате родного языка современными детьми - носителями оси сознания». Подведем итогиЭволюционный артикуляционный аппарат ребенка готов к произношению звуков с рождения, но для развития речи требуется время (т. Е. Способность выражать мысли в устной и письменной форме посредством слов). Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни, невозможно без детско-родительского общения. Вышесказанное вовсе не означает призыв к исключению телевидения и компьютеров из жизни детей.Не за что. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только формируется, экран таит в себе серьезную опасность. Педагог-логопед высшей квалификационной категории Агопян Эмма Сантриковна Источник Перевод Дарьи Егоровой .этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы вехи развития речи и языка?Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что плач принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере роста младенцы начинают понимать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или расписанию для овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не разговаривать до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессионалом в области здравоохранения, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 годаот 3 до 4 летот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на материале «Как ваш ребенок слышит и разговаривает» ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781 Нарушения речи и речи у детейДети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык. Помощь детям в изучении языкаРодители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,
Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни. Родители также могут наблюдать следующее: Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии. Начало страницы Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела. Что делать, если есть сомненияНекоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые вехи одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства. Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:
Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:
Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок. Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь. Начало страницы Обнаружение проблем с языком или речьюЕсли у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об оценке.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении. Специалист по языковому развитию, такой как внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка. В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, и от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка. Начало страницы Лечение языковых или речевых расстройств и задержекДетям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями. Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей в возрасте от 3 лет).Школы могут проводить собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение. Что должен знать каждый родительДети с определенными нарушениями обучаемости, включая языковые или речевые расстройства, имеют право на получение услуг специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и разделом 504 внешнего значка, антидискриминационным законом. Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате внешний значок Роль поставщиков медицинских услугПоставщики медицинских услуг могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с речевыми или языковыми расстройствами, задержкой или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описаны роли, которые могут выполнять поставщики медицинских услуг .Развитие речи у детей | healthdirectначало содержания2-минутное чтение Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети склонны следовать естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития. Как со временем развивается речь?Младенцы должны узнать, как звучит язык, прежде чем они смогут научиться говорить. Хотя отдельные дети развиваются по-своему, существуют некоторые общие закономерности:
Как родители могут помочь в развитии речи?Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:
Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:
Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect. Последний раз отзыв: февраль 2019 г. .Оценка и лечение ребенка с задержкой речиРечь - это моторный акт общения путем артикуляции словесного выражения, тогда как язык - это знание системы символов, используемой для межличностного общения.1 В целом считается, что у ребенка задержка речи если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Ребенок с задержкой речи имеет речевое развитие, типичное для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно.2 Задержка речи издавна была проблемой врачей, ухаживающих за детьми. Обеспокоенность вполне обоснована, поскольку задержку начала речи сопровождает ряд проблем в развитии. Кроме того, задержка речи может оказать значительное влияние на личную, социальную, академическую и, в дальнейшем, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить результат. Нормальное развитие речиЧтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания о вехах речи.Нормальная речь проходит стадии воркования, лепета, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний, а также формирования предложений. Нормальный паттерн речевого развития показан в таблице 1.3 Просмотр / распечатка ТАБЛИЦА 1Нормальный паттерн речевого развития
Нормальный паттерн развития речи
ЭпидемиологияТочные цифры, которые документально подтверждают распространенность задержки речи у детей, получить трудно из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, недостоверности неподтвержденных родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур и методологические проблемы выборки и поиска данных.Однако можно сказать, что задержка речи - распространенная проблема детства, которой страдают от 3 до 10 процентов детей.4–6 Расстройство в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.5,7 ЭтиологияЗадержка речи может быть проявлением множества нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2. Просмотр / печать таблицы ТАБЛИЦА 2Причины задержки речи
Причины задержки речи
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАДЕРЖКАУмственная отсталость - наиболее частая причина задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев.8 У умственно отсталого ребенка наблюдается глобальная задержка речи, а также задержка восприятия слуха и задержка в использовании жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее овладевает коммуникативной речью. У умственно отсталых детей речевое развитие относительно более задержано, чем в других областях развития. Примерно у 30-40 процентов детей с умственной отсталостью причина умственной отсталости не может быть определена даже после тщательного исследования.9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, прием лекарств матери, травму центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравление, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. слух в первые несколько лет жизни жизненно важен для развития речи и речи. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи. Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной.Кондуктивная потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом.10 Такая потеря слуха носит периодический характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ.11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с выделением жидкости из среднего уха в течение первых нескольких лет жизни, находятся в риск задержки речи.4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь.12 Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода. Сенсорно-невральная потеря слуха может быть следствием внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например,g., синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Ушера) и хромосомные аномалии (например, синдромы трисомии). Нейросенсорная тугоухость обычно наиболее серьезна на высоких частотах. ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯЗадержка созревания (задержка развития языка) составляет значительный процент тех, кто поздно говорит. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствуют «поздно цветущие».13 Однако прогноз для этих детей отличный; у них обычно нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу14. НАРУШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКАДети с расстройством экспрессивной речи (развивающая экспрессивная афазия) не могут развить речевую речь в обычном возрасте. У этих детей нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальная артикуляция. Первичный дефицит - это дисфункция мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь.Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное словесное выражение. В то время как у поздно расцветшего ребенка в конечном итоге разовьется нормальная речь, ребенок с расстройством экспрессивной речи не сможет этого сделать без вмешательства.13 Иногда трудно, если не невозможно, отличить в раннем возрасте поздно расцветающего ребенка от ребенка с выразительной речью. беспорядок. Однако задержка созревания является гораздо более частой причиной задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев.Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучения языку (дислексии). Поскольку это нарушение самокорректируется, необходимо активное вмешательство. ДВУЯЗЫЧИЙДвуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в освоении обоих языков. Однако понимание двух языков двуязычным ребенком является нормальным для ребенка того же возраста, и ребенок, как правило, овладевает обоими языками до достижения пятилетнего возраста. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯФизическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная лингвистическая стимуляция, прогулы родителей, эмоциональный стресс, пренебрежение детьми) отрицательно влияют на развитие речи. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, похоже, не имеют задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежению15. имеют повышенную частоту задержки речи.16 АУТИЗМАутизм - это неврологическое нарушение развития; начало наступает до достижения ребенком 36-месячного возраста. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным языковым развитием, неспособностью развивать способность общаться с другими, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые нарушения, такие как эхолалия и смена местоимений. У некоторых аутичных детей речь бывает атонической, деревянной или песенной.Дети с аутизмом, как правило, не поддерживают зрительный контакт, не улыбаются, не реагируют на объятия и не используют жесты для общения. У мальчиков аутизм в три-четыре раза чаще, чем у девочек. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МУТИЗМИзбирательный мутизм - это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Обычно дети с элективным мутизмом говорят, когда они одни, со своими друзьями, а иногда и со своими родителями, но они не разговаривают в школе, в общественных местах или с незнакомцами.Это заболевание встречается несколько чаще у девочек, чем у мальчиков.17 Значительная часть детей с элективным мутизмом также имеет артикуляционный или языковой дефицит. В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. У детей с выборочно немыми обычно проявляются другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети настроены негативистично, застенчиво, робко и замкнуто. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет. РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯНарушение понимания устной речи является основной проблемой рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи проистекают из этой инвалидности. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедленная, но и разреженная, аграмматическая и нечеткая по артикуляции18. Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИСЗадержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у людей с атетоидным типом церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в комбинации, могут объяснять задержку речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга. .Развитие речи и языка | Детская больница CS MottРечь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальное взаимодействие, поведение и академические навыки вашего ребенка. Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка?Вначале младенцы любят издавать собственные звуки. По мере взросления они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, вам следует поговорить со своим педиатром. Вехи, демонстрирующие нормальное речевое развитие, включают:
Если ваш ребенок не достигает этих показателей, проконсультируйтесь со своим педиатром.Первым делом проверьте слух вашего ребенка. Даже если они кажутся , они хорошо слышат, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы справиться. Важно вовремя выявить потерю слуха, чтобы лечение началось как можно раньше. Советы по поддержке речи и языкового развития вашего ребенка
Что вызывает проблемы с речью и языком?
Как я могу определить, есть ли у моего ребенка языковые проблемы или он просто «поздно»?Родителям может быть трудно определить, поздно ли расцветает ребенок, имеет ли он потерю слуха, расстройство экспрессивной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, есть ли у вашего ребенка задержки речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем лучше будет его прогресс. А если они окажутся поздно цветущими, дополнительное внимание к их речи никоим образом не повредит. Лечение задержки речи и языка Важно на ранней стадии выявить проблемы с речью / языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети много знают о языке задолго до того, как будет сказано первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно быть индивидуальным и соответствовать его развитию. Лечебная бригада вашего ребенка может включать врача, аудиолога, логопеда, эрготерапевта и / или социального работника. Невербальные способы общения с детьмиДети, которые невербальны или плохо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, система обмена изображениями (PECS), а также дополнительное и альтернативное общение. Дополнительные ресурсыРекомендуемая литература:
Проверено и обновлено Сарой Лауле, MD Обновлено в мае 2017 г. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |