|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Особенности воспитания детей с девиантным поведениемМетодическая разработка по теме: Особенности воспитания ребенка с девиантным поведением.Особенности воспитания ребенка с девиантным поведением. Основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. ^ Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Данная проблема стала уже не только психолого-педагогической, но и социальной. Отклоняющееся поведение обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важное значение имеют биологические факторы – неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребёнка (нарушение умственного развития, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы, дефекты речи). ^ Психологические факторы, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях и обуславливающих неадекватные реакции ребёнка. Социально-психологические факторы – это игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, также неблагополучные семьи, где взаимоотношения приводят к формированию отклоняющегося поведения. Невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство. Морально-этические факторы проявляются в отсутствии системы ценностей в современном обществе. Поэтому можно сделать вывод, что девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка условия, в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие способы общения недоступны. Задача социального педагога, воспитателя – помочь таким детям в установлении контакта с окружающими, так как они оказываются трудными в общении. Ребёнка с отклоняющимся поведением надо расположить к общению. Для этого необходимо выявить интересы и склонности школьника, способствовать формированию адекватной самооценки, воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия. Педагогу следует обеспечить благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе или группе учащихся. Ребёнку важно показать, что к его мнению прислушиваются, создать для него ситуацию успеха путём включения в социально значимые виды деятельности или в избранном им виде деятельности. Педагог также должен выявить положительные и опасные для общения качества школьника. В современной педагогике выделяют три технологии в работе с девиантными детьми: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально- психологическая реабилитация. ^ Социально-психологические технологии – это система процедур, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов. Особое значение приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Поэтому технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение и устранение причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении школьников. Данная технология относится к категории групповой работы. Педагог наблюдает за детьми с проявлением отклоняющегося поведения в процессе коллективных игр, экскурсий, различных внеклассных занятиях, уроках и выявляет особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции. На этом этапе важно создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой. ^ Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, воспитателя, администрации школы и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребёнка, родителей и учителей. На этом этапе работы задача педагога – продемонстрировать ребёнку неадекватность, нецелесообразность его способов реагирования и сформировать потребность в изменении своего поведения. На этой стадии происходят главные изменения в психике ребёнка, разрешаются внутренние конфликты. Почти всегда встречаются проявления агрессии, протест, направленный против педагога. Эта стадия завершается чувством симпатии как к взрослым, так и к одноклассникам, партнёрам по игре. Ребёнок усваивает более адекватные способы поведения и демонстрирует их в ситуации выбора, требующей определённого способа действия. В рамках общеобразовательных учреждений технология социально- психологической реабилитации используется редко. Однако, в процессе этой работы дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Целью этого периода является закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка. Главная задача – развить навыки общения. Ребёнок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всём поддерживает ребёнка, демонстрирует ему своё уважение. На каждой стадии работы используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи. При взаимодействии с агрессивным ребёнком можно использовать следующие рекомендации: ребёнка необходимо принимать таким, каков он есть; предъявляя к ребёнку требования, надо учитывать его возможности; расширять кругозор ребёнка; включать ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле; игнорировать лёгкие проявления агрессивности, не фиксировать на них внимание окружающих. Таким образом, можно сделать вывод: бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, которое заключается в подсказке ребёнку интересного для него вида деятельности, и поощрением, которое пробудит в воспитаннике желание ещё раз услышать похвалу. Литература 1. Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников.-2002.-№7. – С. 44-46. 2. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. // – М.: «ВАКО», 2005. – С. 111-112. 3. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. Учебное пособие. // – М.: творческий центр «СФЕРА», 2001. – С. 306-308.
Статья: Особенности воспитания и обучения школьников с девиантным поведениемВыступление на педагогическом совете «Особенности воспитания и обучения школьников с девиантным поведением». Свое выступление хочу начать словами К. Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Основная моя задача как педагога - дать каждому ребенку, с учетом его психологических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Существует два понятия делинквентное и девиантное поведение. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. (Деликквент - совершающий противоправный поступок). Девиантное - это ассоциативное, отклоняющее поведение, т.е. такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Для нас важно иметь представление о степени влияния девиантного поведения на другие личностные качества, характер и тип складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующимися при этом характерологическими комплексами. Количество школьников, которых выделяем как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Непосредственной личностной особенностью, выступающей в качестве основного условия отклоняющего поведения, является сочетание в структуре личности комплекса негативных особенностей, акцентуаций характера. Несформированность отношения к будущему (неуверенность в завтрашнем дне, неблагополучие в семье, безработица, зависимость, бесправие, одиночество, общественные различия и т.д.), является как бы общим фоном возможных нарушений поведения. Для них характерна потеря позиции школьника. По этой причине подростки не видят связи своего будущего с учёбой; у них нет определённых жизненных целей, их потребности либо искажены и извращены, либо неразвиты. Опыт показывает, что у таких подростков, прежде всего, наблюдается отсутствие общественно - полезных интересов, увлечений, у многих из них нет любимого дела, любимого предмета, которые заполнили бы их досуг, оградили бы от дурного влияние улицы. Однако для того, чтобы профилактическая деятельность была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют: • Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.) • Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. • Социально - психологические факторы - они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно: • Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку • Конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирует в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей • Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематического употребления алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости и насилия. Анализ семьи и ее взаимодействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большей группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации в связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей. • Социально — экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработицу и, как следствие, социальную напряженность. • Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в тоже время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы исчерпали себя или недоступны. Вот из этого далеко неполного перечня причин девиантного поведения вытекают методы работы с такими подростками. Вот некоторые из них: • Беседа. Для неё важен выбор места и времени беседы. Беседа после аффекта, после какой-то неприятности, когда он ещё не успокоился, в большинстве случаев не дает положительных результатов. Беседа в присутствии других лиц, где-нибудь «на ходу» также может быть обречена на неудачу. Необходимо быть готовым к беседе, т.е. хотя бы ориентировочно знать индивидуальные особенности уч-ся. Его семейного положения, Важно умение не только говорить, но и слушать. Надо так вести разговор, чтобы он не носил характер «выпытывания», выведывания. Ликвидация педагогической запущенности путем повышение мотивации. Менять установку «Я не могу», на «Я могу». Для этого надо сделать уроки более интересными. Одним из мотивов плохого поведения является мотив «привлечения внимания». Надо учить подростков привлекать внимание приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение. Просветительская работа с семьями подростков через родительские собрания, индивидуальные беседы. Единство требований педагогического коллектива. Классные часы на морально - этические темы. В прошлом году у меня лично, было очень много ошибок во взаимодействии с детьми, я работала по- старинке. Но время неумолимо движется вперед, и мы не имеем права работать так, как работали раньше. Дети сейчас другие. И родители тоже. Вспомните себя, ведь вы тоже мамы, папы. Разве вы дадите в обиду своего ребенка, разве вы не встанете на его сторону? В этом году я выписала для себя правила в общении с классом:
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать; исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними.
7. Родитель ребенка – не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
9. Главное – не жди прямых актов благодарности, тогда не будет разочарований.
10. Дети в классе – твое отражение; старайся постоянно работать над собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера. Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Если анализировать тот контингент, который сложился у нас в районе, то мы должны помнить, что подчас мы единственные люди в судьбе ребенка, которые носители культуры и образованности.
Статья на тему "Особенности работы с детьми с девиантным поведением"Особенности работы с детьми с девиантным поведением Автор – Шоренкова Анастасия Александровна, Руководитель – Михайлова Галина Валентиновна Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж», Курская область, г. Курск В статье рассматривается специфика работы образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения обучающихся младшего школьного возраста. С каждым годом увеличивается число детей с девиантным (отклоняющим от норм общества и семьи) поведением. Наблюдается проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализацию и адаптацию в обществе. Причинами возникновения девиации являются ошибки семейного и школьного воспитания, негативная социальная ситуация развития. Ошибки семейного воспитания зачастую происходят из-за самоустранения семьи от процесса воспитания. Отрицательно сказывается отсутствие достаточной и своевременной воспитательной работы, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров. Все это подрывает уверенность детей в себе, их способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, способствует появлению у них чувства одиночества и незащищенности. По данным Федеральной службы государственной статистики за последний год в России возросло число несовершеннолетних правонарушителей на 500 тысяч. По информации УМВД России, за последние два года численность детей с девиантным поведением увеличилась почти на 10 % [6]. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО, Стандарт) лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: – определение путей и способов достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [4]. Актуальность проблемы девиантного поведения детей требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы в образовательных учреждениях, требующего наиболее углубленного знания по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [5]. Проявление девиантного поведения в младшем школьном возрасте: воровство, вербальная агрессия, ложь, склонность к бродяжничеству, аддикции. Процесс формирования отклоняющегося поведения включает в себя четыре последовательных этапа. Первый этап — дезориентация ребенка в новых социальных условиях, где наработанные привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) теряют свою эффективность, а новые еще не выработаны. Второй этап — дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, а с другой, к росту раздражения и неприятия окружающей среды, формирующего базу для обращения ребенка к социально негативным формам поведения. Третий этап — дезадаптация ребенка, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, как выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение ребенка теряет свою последовательность и логичность, слабо предсказуемо и объяснимо, часто носит импульсивный, аффективный характер. Дальнейшее развитие отклонений в поведении может идти по двум различным путям: деструктивное поведение и асоциальное. Четвертый этап (первый вариант) — деструктивное поведение, воспроизведение ребенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознаниемнеправильностисвоего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма — вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений. Четвертый этап (второй вариант) — асоциальное поведение, воспроизведение ребенком негативных поведенческих реакций на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное, отклоняющееся поведение ребенка воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли и т.д. на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов (прав тот, кто сильнее; хорошо то поведение, которое приносит личную выгоду, значимы те идеалы и ценности, которые удобны и т.д.) [2]. Таким образом, девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и младшим школьникам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.). Выделяется несколько уровней профилактической деятельности: 1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей личности. 2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность ребенка. 3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении детей. Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная [3]. Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Решение проблемызанятости досуга младших школьников силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей. Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с детьми младшего школьного возраста, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения младшими школьниками более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Третичная профилактика — комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка ребенком. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности [3]. Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную: Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности младшего школьника как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет — начала обучения). При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные методы воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сферы ребенка. Однако каждый метод воспитания отличается один от другого тем, на какую сферу ученика он оказывает доминирующее воздействие. В интеллектуальной сфере у младшего школьника необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения. В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю ребенка. В волевой сфере необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и другие В предметно – практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброе отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков. В учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников при определении методов воспитания учителю начальных классов необходимо учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности воспитанников, степень «социальной запущенности» [1]. Со всем вышесказанным была организована и проведена работа по изучению особенностей профилактических мероприятий, реализуемых в отношении детей «группы риска» в школе. Цель исследования: рассмотреть профилактические мероприятия, реализуемые в отношении детей группы риска в школе. Исходя из цели исследования были проведены методики для выявления детей склонных девиантному поведению среди обучающихся 4-ого класса средней общеобразовательной школы (название школы не разглашается в целях сохранения конфиденциальности). Выборка состояла из 19 человек (7 мальчиков и 12 девочек). Данные исследования представлены в Диаграмме 1. Диаграмма 1 Результаты проективной методики «Кактус» При изучении уровня агрессивности и тревожности респондентов с помощью проективной методики «Кактус» (М.А. Панфилова) было выявлено, что 43% испытуемых (8 человек) обладают выраженной агрессией по отношению к сверстникам, латентной агрессией к взрослым. Агрессия проявляется вербально, часто в виде защиты, обычно предупреждая нападки со стороны товарищей. Дети испытывают тревогу (52% –10 человек), а также чувство одиночества и незащищенность, потребность в заботе. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению, автор Э.В. Леус). Методика предназначена для измерения оценки степени выраженности дезадаптации с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. Было опрошено 19 человек (7 мальчиков и 12 девочек). Результаты исследования представлены в Диаграмме 2. Диаграмма 2 Исходя из результатов тестирования удалось установить, что у 10 человек (53%) отсутствует социально-психологическая дезадаптация, 8 человек (42 %) имеют легкую степень социально-психологической дезадаптации и 1 человек (5 %) имеет высокую степень социально-психологической дезадаптации. Однако было выявлено несоответствие результатов двух дигностических методик по шкале агрессивное поведение у трёх мальчиков (Юрий Р., Илья А., Илья С.) и одной девочки (Софья П.). Результаты теста СДП показали, что у обучающихся отсутствует агрессивное поведение, но по результатам методики «Кактус» было выявлено, что в поведении этих обучающихся агрессия носит латентный характер. Таким образом, исходя из результатов, которые были получены после проведения и интерпретации двух методик, можно сделать вывод о том, что у некоторых обучающихся 4 «Б» класса выявлен высокий, средний и низкий уровень тревожности и агрессии, так же было выявлено, что у большей части класса отсутствует психологическая дезадаптация, но есть обучающиеся у которых присутствует легкая степень психологической дезадаптации и даже присутствует один ученик с высоким уровнем психологической дезадаптации, из этого следует, что необходимо проводить профилактическую работу с обучающимися данного класса. Был проведен анализ плана воспитательной работы одной из общеобразовательных школ города. Обратимся к плану. В паспорте данной программы указаны такие графы, как наименование программы, направление программы, воспитательные задачи, сроки реализации программы, исполнители программы и ожидаемые конечные результаты реализации программы. В программе представлены такие направление как: «Я – ЧЕЛОВЕК», нацелено на осмысление школьником себя как частички окружающего мира людей; воспитание гуманизма, милосердия, доброты, культуры общения, дружбы, товарищества, взаимопомощи. А так же воспитание внешней и внутренней культуры ребенка. «Я И ПРИРОДА», целью данного направление является осмысление обучающимися себя как частички природы; воспитание бережного отношения к природе, создание условий для сохранения здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, создание системы трудового воспитания школьников. В рамках данного направления с обучающимися будут проведены классные часы, различные конкурсы, круглые столы на тему «Береги здоровье смолоду» с привлечением подросткового врача, нарколога, инспектора ПДН ОП № 1. Так же будет осуществлена выставка литературы в школьной библиотеке «Наркотики и СПИД – путь в никуда». «Я И МИР ИСКУССТВА», направлено на осмысление обучающимися как частицы духовно- нравственного мира (воспитание духовно- нравственных и эстетических качеств личности, развитие творческих способностей, приобщение к культурной жизни класса, школы, города, страны). «Я И ОТЕЧЕСТВО», которое направлено на осмысление школьником себя как частицы своей Родины; воспитание патриотизма, гражданственности, чувства любви к своему родному краю, потребности изучать его историю, беречь свою Родину; создание в школе доброжелательной атмосферы. «Я И МОЯ СЕМЬЯ», целью данного направления является подготовка школьника к выполнению основных социальных ролей, сохранение традиций и бережного отношения к своей семье и её традициям, уважительного отношения к старшим. Данное направление нацелено на взаимодействие детей и родителей с помощью различных форм организации мероприятий, например, единый классный час «Урок семьи и семейных ценностей», родительские собрания, конкурсы, где непосредственное участие принимает вся семья «Папа, мама, я – спортивная семья!», проведение различных школьных конференций. «Я И МИР ЗНАНИЙ», направлено на осмысление школьником необходимости научных знаний как условия нормальной жизнедеятельности в современном мире; воспитание потребности, мотивов, направленности, установок на самостоятельное приобретение знаний. Данное направление включает в себя следующие мероприятия «Правовой всобуч « Устав школы, права и обязанности» и в рамках этой же темы будут произведены встречи с инспектором ПДН ОП №1, встречи с работниками УФСКН по борьбе с наркотиками, работниками ГИБДД, ПДН, а так же с интересными людьми города Курска. Проанализировов план воспитательных мероприятий, можно сделать вывод, план содержит различные виды работ, не только с обучающимися, но и с семьями в целом, с приглашением различных должностных лиц. В данном плане четко представлено содержание каждого вида работы, его описание и ответственных за его выполнение. Мероприятия проводимые, в рамках каждого направления способствуют выявлению, а так же профилактике детей с девиантным поведением. На основе анализа плана воспитательной работы на 2019-2020 гг. нами были сделаны выводы о том, что работа по коррекции отклоняющегося поведения проводится в несколько этапов. При этом важна правильность выбранных методов и форм воспитания. Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проявление девиантного поведения детьми младшего школьного возраста напрямую связано со стрессом, который они испытывают в период адаптации к школе, а также с тем, как складываются успехи ребенка в учебе и отношения в школьном коллективе (одноклассники, учителя). Поэтому каждому учителю начальных классов необходимо систематически осуществлять профилактику девиантного поведения младших школьников и при организации этой деятельности будет учитывать различные факторы, то данный вид деятельности будет способствовать повышению уровня самооценки детей и предотвращение девиатного поведения. Список литературы 1. Гребенщикова, Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних / Л.Г. Гребенщикова // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 40 - 43. 2. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь: уч. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф Закировой. – М.: Академия, 2016. - 352 с. 3. Попов, В. А. Девиантное поведение среди несовершеннолетних как социально-педагогическая и психологическая проблема / В.А. Попов, С.А. Колесова // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 677- 679. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273- ФЗ. 6. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. – Режим доступа: URL: https://www.gks.ru. (дата обращения: 28.03.2020). – Текст: электронный. Девиантное поведение подростков - причины, симптомы, диагностика и лечениеДевиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия. Общие сведения«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму. Девиантное поведение подростков Причины девиантного поведения подростковПричины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:
Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:
ПатогенезПатогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер. КлассификацияСуществует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:
Симптомы девиантного поведения подростковПодростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет. Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца. В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием. На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения). Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями. ОсложненияПри отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи. ДиагностикаДиагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:
Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей. Лечение девиантного поведения подростковЛечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:
Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками. Прогноз и профилактикаВ большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением. Причины девиантного поведения подростков«Отклонение» означает «отклонение». Девиантное поведение называется девиантным поведением, социальным отклонением. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Большое количество статистических данных объясняется особенностями данного возрастного периода: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Мальчики и девочки 14-18 лет, воспитанные в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственное бремя психических расстройств, токсикомании, наркомании и алкоголизма, наиболее подвержены отклонениям в поведении. Причины девиантного поведения подростковПричины отклонений у подростков можно объединить в две большие группы. Первое - особенности социальной среды:
Вторую группу причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы.Физиологическая основа отклонений:
ПатогенезПатогенез девиантного поведения у подростков сложен. В основе развития отклонений лежит состояние дезориентации в системе социальных ценностей и норм.Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью в самоопределении, самовыражении. Отсутствие благоприятной социальной среды, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых людей (сверстников, взрослых) приводит к формированию патологических паттернов поведения. Часто в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою важность, независимость, независимость, силу. Действия часто носят противозаконный, антиморальный характер. КлассификацияСуществует несколько вариантов классификации девиантного поведения подростков.В рамках медицинского подхода широко распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем - российский психиатр, психотерапевт, патопсихолог. Основано на том, как взаимодействовать с реальностью, на характере нарушения социальных норм:
Симптомы девиантного поведения у подростковПодростковые отклонения не имеют четкой стадии. Развитие идет от единичных отклоняющихся действий к регулярным повторяющимся действиям, организованным действиям, образу жизни. Прогресс может занять несколько недель, месяцев, лет. Основным клиническим проявлением девиантного поведения подростков является сложность социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется выходом из дома, отказом от школы, пропуском уроков, увлечением Интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность тяжелая, к занятиям нет интереса, успеваемость низкая. Характерны отвлечение, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей.Увлечения часто меняются, дела остаются незавершенными до конца. В эмоционально-личностной сфере ярко выражен инфантилизм - низкий уровень ответственности, контроля над своим поведением, организацией бытовой сферы жизни. Это проявляется в невнимательности, опозданиях, неумении составить план работы, действовать по нему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения. В зависимости от типа отклонения присутствуют фобии, депрессивные состояния, всплески агрессивности, истерии, упрямства, импульсивные деструктивные действия.Самоуважение часто неадекватно, оно компенсируется ограничительным поведением (изоляцией), жестокостью и притворным безразличием. На физиологическом уровне девиантное поведение сопровождается нарушением сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функции иммунной системы, дисменореей и психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточный или избыточный вес, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным нарушениям (головные боли, повышение температуры тела, перепады артериального давления, нарушения пищеварения). Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками отклонения, но редко рассматриваются как патологические симптомы.Одаренные блестящие подростки не вызывают беспокойства у общества, не нуждаются в медицинской помощи. Особые условия развития организуют учебные заведения. ОсложненияПри отсутствии медицинской, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Самые неблагоприятные варианты - это организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодые люди из этих групп наиболее подвержены насильственной смерти, распространению социально значимых инфекций (туберкулез, ВИЧ, ЗППП) и смерти.Осложнения отклонений - самоубийства. Самопроизвольная смерть - результат эмоциональной нестабильности, импульсивности и отсутствия профессиональной помощи. ДиагностикаДиагностику девиантного поведения у подростков проводят психиатр и медицинский психолог. Процесс диагностики основан на ряде клинико-психологических методов:
Данные специальных методов диагностики дополнены документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком.При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового сотрудника полиции, выписку из амбулаторной карты педиатра, детского невролога, врачей других специальностей. Лечение девиантного поведения у подростковЛечение социальных отклонений требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Психиатр-подросток составляет план лечения, который включает:
Параллельно с медицинской, психологической помощью проводится социально-педагогическая реабилитация.Мероприятия организуют на базе учебных заведений социальные педагоги, учителя-предметники, школьные психологи. Перспективным способом лечения девиантного поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки учатся разрешать конфликты, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся строить продуктивные отношения со сверстниками. Прогноз и профилактикаВ большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз - молодые люди обладают гибкостью адаптивных механизмов, а реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат.Большие усилия требуются, когда отклонение развивается на фоне неврологического и / или психотического заболевания. Профилактика основана на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.
Просмотры сообщений: 2,086 .Что такое девиантное поведение? (с иллюстрациями)Девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным или культурным нормам. Например, убийство - это форма крайне девиантного поведения, которое нарушает культурные нормы, согласно которым убийство другого человека недопустимо. Существует несколько подходов к изучению девиантности, а также объяснения причин возникновения девиантного поведения и способов их устранения. Многочисленные колледжи и университеты предлагают курсовые работы по этому предмету, и есть профессиональные публикации, посвященные этой теме, в том числе творчески названный «Девиантное поведение.” Культурные нормы и ожидаемое поведение преподаются в детстве.Первым шагом к пониманию девиантного поведения является изучение культурных и социальных норм. Нормы сильно различаются в разных культурах, и в некоторых случаях вежливое или ожидаемое поведение в одной культуре может считаться грубым или неприемлемым в другой.Изучение норм включает в себя историю таких норм, эволюцию норм с течением времени и изучение изменений, которые происходят в нормах по мере изменения самого общества. Например, ношение перчаток на публике когда-то было социальной нормой для женщин в большей части западного мира, но теперь это будет считаться слегка эксцентричным, если только погода не будет холодной. Преступные действия, такие как воровство или убийство, являются крайними формами девиантного поведения.Девианс можно рассматривать с психологической, биологической и социологической точек зрения. С точки зрения социологии, такие вопросы, как класс, могут играть роль в девиантном поведении. Можно сказать, что воровство, являющееся обычным случаем девиантного поведения, вызвано социологическим давлением, например бедностью. Биологов могут интересовать изменения в мозге, которые приводят к выражению отклонений, наряду с биологическими мотивами нормального поведения.Психологов интересуют мыслительные процессы, лежащие в основе нормального и девиантного поведения, от депрессии, которая может заставить людей действовать, до исследования раннего детского развития, которое объясняет, как люди узнают о границах поведения. Издевательства часто являются предвестником девиантного поведения в более позднем возрасте.Теории девиантного поведения предполагают ряд возможных объяснений. Многие отражают междисциплинарный подход, признавая, что многие факторы могут вместе влиять на поведение. Теории также изменились с годами и повлияли на подход к таким вопросам, как правоохранительные органы, уголовное правосудие и лечение психически больных. Например, принуждение безработных к работным домам для их мотивации к соблюдению нормы, которая предполагает, что люди должны работать, не используется сегодня, хотя широко применялось в 19 веке. Девиантное поведение включает физическую агрессию.Понимание девиантного поведения и мотивов, стоящих за ним, может быть полезным для людей в самых разных условиях. Врачи, например, могут захотеть узнать, почему некоторые пациенты не соблюдают режим приема лекарств, а учителя могут захотеть узнать о причинах издевательств и о том, как бороться с учениками, которые проявляют агрессию в классе. Социологические проблемы, такие как бедность, способствуют девиантному поведению. Люди с низкой самооценкой более склонны к девиантному поведению. Сплетни можно считать девиантным поведением.Кража в магазинах - это форма девиантного поведения. .Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра социальной реабилитацииПрофилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра социальной реабилитации
Н.И. Пономарева . Стерлитамакский техникум физической культуры, Стерлитамак
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, физическая культура и спорт
Изменения, происходящие в наше время в нашем обществе, выявили широкий круг проблем, одна из которых - проблема социально-педагогической поддержки ребенка с девиантным поведением.Высокая научная и социальная роль проблемы девиантного поведения доказана многочисленными теоретическими и прикладными исследованиями по данному вопросу.
Проблема девиантного поведения - проблема многофакторная, охватывающая широкий круг девиантных подростков.
Изучены физико-нравственное поведение и психофизическое состояние, уровень морально-этических качеств у девиантных подростков для решения задач формирующего эксперимента и объективной оценки уровня воздействия специально разработанных форм, средств и методов спортивно-оздоровительной деятельности.
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мер на разных уровнях социальной организации, прежде всего научно обоснованных и одновременно принимаемых действий, направленных на:
- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных негативных последствий у одинокого ребенка или несовершеннолетних из группы социального риска;
- поддержание и поддержка нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- поддержка ребенка в достижении социально острых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Целью настоящего исследования было обосновать эффективность использования средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков.
Применяемые средства, методы и педагогические приемы способствовали развитию интереса к положительным видам деятельности, повышению уровня двигательной подготовленности, снижению умственного напряжения у девиантных подростков. Все это создает предпосылки для эффективной профилактической работы с девиантными детьми на дальнейших этапах возрастного развития.
Проведенное исследование доказывает, что физическая культура и спорт являются одними из ведущих компонентов профилактики отклонений, свидетельствующих о максимальном приобщении подростков к активной спортивной деятельности, а также усвоению форм и направлений пропаганды физической культуры и спорта.
Библиография
1. Александрова, Л.Ю. Отклонения как социально-педагогическая проблема: учебное пособие / Л.Ю. Александрова. - Чебоксары: Чувашский государственный пед. ун-ты, 2007. - 83 с.
2. Жуков, М.Н. Психофизические особенности девиантных подростков в связи с отношением к физической культуре / М.Н. Жуков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 3. - С. 40. .
3. Павленок П.Д. Социальная работа с девиантными людьми и группами: учебное пособие [для спец. «Социальная работа» / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М .: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. - (Высшее образование). (На русском языке)
4. Пигалова, Л.В. Готовность студентов спортивного вуза к воспитательной работе с девиантными подростками / Л.В. Пигалова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 8–12. (На русском языке)
5. Профилактика взаимосвязанного, асоциального поведения у детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Республики Чувашия: Собрание сочинений: [Материалы респ.науч.-практи. конф.] / Чувашский государственный пед. ун-ти; [изд. автор: G.P. Захаров]. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 91 с. .
6. Рудакова И.А. Девиантное поведение: [Учебное пособие для среднего профессионального образования. учреждения] / И.А. Рудакова, О. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 156 с. .
7. Руцкой, И.А. Модель организации спортивно-оздоровительной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении / И.А. Руцкой, В.С. Попов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. - С. 63–66. (На русском языке)
8. Петрова, Е.А. Особенности взаимоотношений педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Е.А. Петрова // Психология обучения. - 2008. - № 7. - С. 69–87. (На русском языке)
9. Фалькович Т.А. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8–11 классы./ Т.А. Фалькович, Н. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. - М .: ВАКО, 2006. - 254 с. - (Педагогика. Психология. Менеджмент). - Библиогр .: С. 249–251. (На русском языке)
10. Черкашин, И.А. Развитие духовно-нравственных качеств юных девиантных мальчиков в спортивном клубе / И.А. Черкашин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 12. - С. 76–78. (На русском языке)
11. Черникова, Н. В. Нравственное воспитание девиантных подростков / Н. В. Черникова // Дополнительное образование и воспитание.- 2006. - № 8. - С. 23–28. (На русском языке) . Самые распространенные расстройства поведения у детейВоспитание детей - дело трудное, а воспитание трудных детей может разрушить жизнь. Но не всегда так просто определить, проходит ли ваш ребенок только что этап или что-то действительно не так. Истерика не означает, что у вашего двухлетнего ребенка автоматически возникают проблемы с властью, а у воспитанника детского сада, который не хочет сидеть на месте, не обязательно есть расстройство внимания. Когда дело доходит до понимания поведения наших детей, эксперты говорят, что диагнозы и ярлыки должны быть сведены к минимуму. Эксперты по детской психологии из Оксфордского и Питтсбургского университетов говорят, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью в отношении детей до 5 лет, и ставят под сомнение его обоснованность. Профессора Фрэнсис Гарднер и Дэниел С. Шоу говорят, что доказательства ограничены, что проблемы в дошкольном учреждении указывают на проблемы в более позднем возрасте или что поведенческие проблемы являются свидетельством истинного расстройства. «Есть опасения по поводу того, как отличить нормальное поведение от ненормального в этот период быстрых изменений в развитии», - писали они. При этом консервативный подход к решению поведенческих и эмоциональных проблем в этой возрастной группе является лучшим. Ребенок в возрасте до 5 лет редко получает диагноз серьезного поведенческого расстройства. Однако у них могут появиться симптомы расстройства, которое может быть диагностировано позже в детстве. К ним могут относиться:
О многих из них вы наверняка слышали.Другие встречаются реже или не часто используются вне дискуссий о детской психологии. ODD, например, включает вспышки гнева, обычно направленные на власть имущих. Но диагноз зависит от поведения, продолжающегося более шести месяцев и нарушающего жизнедеятельность ребенка. Расстройство поведения - гораздо более серьезный диагноз и включает поведение, которое можно было бы считать жестоким как по отношению к другим людям, так и к животным. Это может включать физическое насилие и даже преступную деятельность - поведение, которое очень редко встречается у детей дошкольного возраста. Аутизм, между тем, на самом деле представляет собой широкий спектр расстройств, которые могут влиять на детей по-разному, включая поведенческие, социальные и когнитивные. Они считаются неврологическим расстройством и, в отличие от других поведенческих расстройств, симптомы могут проявляться уже в младенчестве. По данным Американской психиатрической ассоциации, примерно у каждого 68 ребенка диагностируется расстройство аутистического спектра. Гораздо более вероятно, что ваш маленький ребенок испытывает временные поведенческие и / или эмоциональные проблемы, чем одно из перечисленных выше клинических расстройств.Многие из них проходят со временем и требуют терпения и понимания родителей. В некоторых случаях требуется внешнее консультирование, которое может быть эффективным в помощи детям в борьбе со стрессовыми факторами. Профессионал может помочь вашему ребенку научиться контролировать свой гнев, как справляться со своими эмоциями и как более эффективно сообщать о своих потребностях. По понятным причинам лечение детей в этом возрасте вызывает споры. Стиль воспитания редко является причиной детских поведенческих проблем.И если вы ищете решения, которые помогут вашей семье справиться с ситуацией, это хороший показатель того, что вы не доставляете проблем своему ребенку. Тем не менее, родители играют решающую роль в лечении поведенческих проблем в раннем детстве. Стили воспитания: какой из них вам подходит? » Когда мы говорим о стилях воспитания, можно выделить четыре основных типа, один из которых наиболее эффективен для воспитания уравновешенных и воспитанных детей:
Авторитетное воспитание, скорее всего, вырастит уравновешенных и счастливых детей. Эксперты считают, что неучастные родители, скорее всего, вырастут детей, у которых отсутствует самооценка, самоконтроль и общие компетенции. Из этих стилей воспитания мы можем научиться тому, что детям нужны четкие правила и последствия, но им также нужен родитель, готовый слушать и направлять. Сочувствие, отзывчивость и спокойный темперамент - важнейшие качества, которые родители должны усвоить, пока их ребенок борется.Кроме того, важно знать, когда обратиться за помощью. Если поведение вашего ребенка мешает нормальному ведению домашнего хозяйства или его обучению, или если он проявляет агрессию, пора поговорить со специалистом. Воспитывать детей с проблемами поведения непросто. Но прежде чем вы поспешите поставить диагноз или превратитесь в строгого приверженца дисциплины, обратитесь за помощью. Ваш педиатр может выяснить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для его возраста, и предоставить ресурсы для оказания помощи. .8 типов проблем с поведением детей и их решенияТомми бесконтрольно громкий. Он упрям и грубо отвечает каждый раз, когда мать что-то говорит. Шейла поддерживает разговоры с мамой даже на публике. Это кошмар каждый раз, когда Дженни ведет своего семилетнего сына Майка в гости к другу или на игровое свидание. Он взволнован и помогает себе все, что ему «нравится», не спрашивая. Звучит знакомо? Мы говорим о многих проблемах поведения детей, с которыми родителям приходится сталкиваться каждый день.MomJunction понимает затруднительное положение родителей, когда их дети плохо себя ведут. Чтобы сделать жизнь немного проще, мы даем вам информацию об общих проблемах поведения детей, а также о том, как вы можете их выявить и решить. Но перед этим, не думаете ли вы, что нам нужно знать, что такое нормальное поведение? Каково нормальное поведение детей?Не существует критерия нормального поведения. Это зависит от возраста ребенка, личности, эмоционального развития и среды воспитания. В целом поведение ребенка считается нормальным, если оно приемлемо в социальном, развивающем и культурном отношении.Вы можете считать поведение ребенка нормальным, даже если оно не соответствует общественным или культурным ожиданиям, но в остальном соответствует возрасту и не причиняет вреда. Как отличить непослушного ребенка от нормального? [Прочитано: Влияние словесного оскорбления на детей ] Признаки и симптомы ненормального поведения у детейДети милы, когда капризничают. Несколько приступов истерики, споров и периодических криков - это нормально. Но если такое поведение становится повседневным явлением, то это повод для беспокойства.Вот некоторые признаки, указывающие на ненормальное поведение вашего ребенка.
Важно отметить, что у детей младше 3 лет рациональная часть мозга еще не развита и, следовательно, управляется их эмоциями.По мере взросления их рациональность улучшается, но им по-прежнему нужна наша поддержка в управлении своими эмоциями. Это нормально. Кроме того, незначительные отклонения в поведении можно исправить с помощью поведенческой терапии и изменения стиля воспитания. Что такое поведенческие расстройства у детей, с которыми можно бороться? [Читать: Как поступить с неуважительным ребенком ] 8 Распространенных поведенческих проблем у детейДети часто нарушают правила и идут против нормы, чтобы «проверить» авторитет.Только так они поймут, какое поведение уместно, а какое нет. Читайте дальше, чтобы узнать о поведении, которое дети, как правило, время от времени проявляют, и о том, как вы можете справиться с ребенком с проблемами поведения. 1. Неуважение и перебранкаКогда ваша трехлетняя дочь отвечает вам, это может показаться забавным и очаровательным. Но когда ваша семилетняя девочка выкрикивает «нет» каждый раз, когда вы говорите ей что-то сделать, это может действовать вам на нервы. При неправильном обращении разговор может привести к спорам между родителями и детьми. Итак, что вы делаете?
[Прочитано: Сильный волевой ребенок ] 2. Нецензурная лексикаДети кричат и кричат, когда злятся. Но если они начнут ругаться еще до того, как им исполнится десять лет, стоит волноваться. Они могут начать кричать или использовать ненормативную лексику, чтобы вовлечь вас в спор или просто добиться своего. Вот что вам следует делать, когда ваш ребенок использует ненормативную лексику и ругается.
Если вы использовали это слово перед своим ребенком, немедленно извинитесь. Вы даже можете попросить ребенка напомнить вам, что это плохое слово, если вы когда-нибудь скажете его перед ним. [Читать: Как поступить с лживым ребенком ] 3. Агрессивное или агрессивное поведениеДети могут злиться. Но если этот гнев перерастает в насилие или переходит в агрессивное поведение у детей, это становится проблемой.Расстройства настроения, психозы, расстройства поведения, травмы, импульсивность или разочарование могут вызывать агрессию у маленьких детей. Иногда ваш ребенок может прибегать к насилию в целях самообороны. Агрессивному поведению можно научиться. Как обстановка дома? Или ребенок учится насилию в школе? Если ваш ребенок склонен реагировать на отрицательную реакцию ударами, укусами или ногами, вам следует поступить именно так.
Самое главное, будьте хорошим образцом для подражания и избегайте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение. [Читать: Как остановить ребенка от ударов ] 4.ЛожьДети часто лгут. Родители также часто беспокоятся, когда ловят детей на лжи. Вы можете почувствовать себя преданным, обиженным и даже задаться вопросом, сможете ли вы снова доверять ребенку. Но вот что вы должны сделать, чтобы ваш ребенок не солгал.
[Прочитано: Положительное наказание ] 5. ИздевательстваИздевательства - серьезная проблема, которая может привести к эмоциональному и физическому насилию над жертвой.Дети склонны запугивать других, чтобы почувствовать себя сильными. Кроме того, издевательства легко решают их социальные проблемы. Когда становится трудно справиться с чувствами, дети, как правило, прибегают к издевательствам, чтобы исправить положение. Если вы обнаружите, что ваш ребенок издевался над другими, вы должны действовать немедленно. [Прочитано: Нарушение обучаемости у детей ]
6. МанипуляцииМанипуляции - сложное и очень утомительное занятие. Дети склонны действовать, лгать или плакать, чтобы получить то, что они хотят. Если вы поддаетесь плохому поведению детей, ваш ребенок почувствует себя оправданным. Например, если ваш ребенок публично устраивает истерику из-за шоколадного батончика, а вы покупаете его, значит, он просто манипулировал вами. Проще говоря, когда ваш ребенок манипулирует вами, он имеет власть над вами. Став взрослым, вы всегда можете сломать шаблон и перестать поддаваться манипулятивному поведению вашего ребенка.
7. Отсутствие мотивации и леньКажется, ваш ребенок вообще ничем не заинтересован. Будь то учеба, искусство, музыкальные занятия или даже игра, он отказывается участвовать. Мотивировать детей непросто, особенно если они ленивы и склонны находить оправдание тому, что ничего не делают. Если ваш сын или дочь немотивированы, вот как вы можете помочь.
8. Проблемы с поведением в школе«Ненавижу школу!» Вы слышите это каждое утро от своего пятилетнего ребенка? Дети часто доставляют родителям неприятности, отказываясь идти в школу или вовремя выполнять домашние задания. Дети могут отказываться ходить в школу по многим причинам: издевательства, академические проблемы, сопротивление властям и правилам или страх разлучения с родителями.
Поведенческие проблемы не всегда достаточно просты для решения. В сложных случаях придется обращаться за помощью к профессионалу. Когда обращаться за помощьюВ случае, если ненормальное поведение превращается в нечто неуправляемое дома или если ваш ребенок постоянно совершает ошибку, вам пора обратиться к врачу.У него могла быть более глубокая причина вести себя определенным образом. Специалист изучит физическое и психическое здоровье ребенка, прежде чем порекомендовать лекарства, специальную терапию или консультацию. При каких обстоятельствах поведение ребенка может выйти из-под контроля? [Прочитано: Как бороться с детьми Moody ] Расстройства поведения у детейИногда ненормальное поведение может быть симптомом расстройства поведения, требующего внимания практикующего врача.Мы перечислили некоторые из распространенных поведенческих расстройств у детей. 1. Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)Оппозиционно-вызывающее расстройство - это подрывное поведение, которое обычно поражает детей. Симптомы этого расстройства включают:
2.Расстройство поведения (CD)Дети с CD известны своим преступным поведением и несоблюдением правил. Около 5% американских детей в возрасте до десяти лет имеют CD. Типичное поведение: 3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)Это связано с расстройством поведения. Общие характеристики расстройства - это проблемы с гиперактивностью, связанные с вниманием, импульсивное поведение у детей и т. Д. Симптомы включают:
4. Нарушения обучаемостиСуществуют различные виды нарушений обучаемости с различными симптомами. Эти расстройства влияют на успеваемость ребенка и требуют опыта специальных педагогов, чтобы не сбиться с пути.
Ребенок, страдающий этим расстройством, может стать безразличным к чужим проблемам. Это расстройство может обостриться на более поздних этапах жизни и привести к незаконным и неэтичным действиям людей. 6. Недостаточно развитые социальные навыкиИногда это называют синдромом Аспергера, который представляет собой узкое нарушение развития.
Расстройства поведения ребенка становятся более заметными по мере взросления. Однако вы можете определить ненормальное поведение, когда ваш ребенок еще совсем маленький. Это помогает пресечь их в зародыше. Проблемы с поведением детей ясельного возрастаПлохое поведение детей ясельного возраста может быть проблемой.Рассуждения с ними не работают, а наказание только ухудшит их поведение. Ну так что ты делаешь? Продолжайте читать, чтобы узнать об общих проблемах поведения в дошкольном возрасте и о том, как вы можете им помочь. 1. ПеребиватьМаленькие дети обычно быстро возбуждаются и не могут контролировать свое желание сказать то, что они хотят сказать. Они все время вам мешают. Итак, в следующий раз, когда вы поговорите со своим трехлетним ребенком, вот что вам следует сделать.
2. КричатьДети младшего возраста, особенно младше трех лет, не могут выражать свои мысли вербально. Они склонны по-разному показывать свой гнев или разочарование, в том числе кричать.Итак, что вы делаете, когда ваш малыш кричит?
3. УбегаетВаш ребенок убегает и прячется, когда злится? Бегать опасно, особенно если она делает это по дорогам, в супермаркетах или других общественных местах. Но вы можете обезопасить ее:
4. Дергать за волосыМалыши могут кричать, пинать и теребить волосы, чтобы исправить «плохие вещи». Единственный способ заставить их прекратить такое поведение - это дать им понять, что это не работает.
5. Бросание вещейДети в возрасте от 18 месяцев до трех лет обычно бросают вещи, чтобы показать свое разочарование. Они склонны бросать еду, игрушки или все, что попадает в их руки, просто из любопытства или разочарования.
[Читать: Советы по управлению гневом для детей ] Если вы смогли определить какие-либо из вышеперечисленных поведенческих проблем у ваших детей ясельного и старшего возраста, вам могут понадобиться несколько советов, чтобы справиться с ними дома. 8 советов по борьбе с плохим поведением детей«Почему дети должны быть такими надоедливыми?» Если вы задали себе этот вопрос, вы не одиноки. Плохое поведение детей может усложнить воспитание детей.Мы собрали несколько советов и приемов, которые помогут вам справиться с плохим или деструктивным поведением детей.
|
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |