|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Особенности развития сенсорной сферы ребенкаСтатья "Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями"Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Учитель – дефектолог: Янченко С.С. Особенности сенсорного развития | Статья на тему:ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Удалова Эльвира Яковлевна, Заслуженный учитель РФ, педагог-психолог МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8-го вида № 56 Приокского района г.Н.Новгорода Сенсорное развитие, как известно, составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Сенсорное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Это и есть чувственное познание - первая ступень познания. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития (от латинского слова «sensus» – чувство, ощущение) ребенка. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Целостное восприятие как бы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок детально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причины нарушения целого. Следует отметить, что ребенку сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть до младшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием) и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществления познавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта. Проблемы интеллектуального развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления. Указанные особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, саморегуляции. Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка. Но прежде чем говорить непосредственно о работе по сенсорному развитию, следует отметить те особенности чувственного познания, которые наблюдаются при интеллектуальной недостаточности. Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия ни использовался (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы обычно проявляются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом отсутствует стремление рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в неточности представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Восприятием пространственных отношений, как и временных, дети овладевают с трудом в силу ряда специфических особенностей как одних, так и других отношений (например, абстрактности, относительности и др.). Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами интеллектуального развития отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (а это и есть кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Кинетический фактор (или моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и других координаций. Отметим, что у детей с проблемами интеллектуального развития данные виды координаций без специальной работы не формируются. Дети с интеллектуальной недостаточностью также слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, а ведь именно восприятие предмета (объекта, явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус, др.). Итак, у детей указанной категории имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Следует отметить, что выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, осуществляется в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, экскурсиях на природу, в учебной деятельности, во время игр и т.д. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд, природа. С другой стороны - ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение всех сторон деятельности, а недостаточность восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является одной из главных задач сенсорного воспитания. В силу специфики психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху. Педагоги-психологи, работающие с такими детьми, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом. Задача педагога-психолога состоит в грамотном подборе посильных для ребенка и методически обоснованных игр и заданий. Педагог-психолог, проводящий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка и четко представлять на что именно должна быть направлена коррекция, должен четко выбрать из многообразия игр и упражнений необходимые именно для данного занятия и для данного ребенка, упрощая или усложняя аналогичные задания. Педагог-психолог, организующий коррекционные занятия по развитию сенсорных процессов, должен хорошо представлять конкретные задачи сенсорного воспитания. Одной из первостепенных задач сенсорного развития следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Итак, главная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, т.е. создание специального кабинета. Для организации обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью очень важно развить у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт. Следует помнить, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу; он дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и др., а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Использование соответствующей терминологии, развернутое объяснение собственных действий, вербализация планов деятельности помогают более эффективно ориентироваться в окружающем мире. Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации его нарушения развития. Совершенствуя психические процессы, педагог-психолог тем самым закладывает фундамент успешной учебной деятельности. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает особое значение, т. к. нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей. особенности формирования способностей младших и старших дошкольниковСенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира. Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию. А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития. ЭтапыПрежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет. Этапы сенсорного развития дошкольников:
Младшие дошкольники (4–5 лет)Говоря о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности. Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей. Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными. Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации. Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия. На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма). Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д. Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов. Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.
Старшие дошкольники (6–7 лет)6-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты. Как это происходит? Ребенок становится более внимательным. Он уже может управлять своим вниманием и взором. Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам. Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме. Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт. Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?». Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее. Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе. Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.
Игры для развития способностейДля того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:
Полезное видеоРекомендуем также посмотреть полезное видео в тему: Некоторые спросят, зачем развивать сенсорику? Ответ прост — такие занятия включают в себя гораздо больше чем кажется на первый взгляд. Они помогают в раскрытии талантов и способностей, учат взаимодействию со сверстниками, развивают образное мышление, воображение, абстрагирование. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В 21 ВЕКЕ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ Научная статья Шубнякова В.А.1, *, Фирсова В.В.2 1 ORCID: 0000-0002-0685-9305; 1 ПСК СПБ ЦПС, Санкт-Петербург, Россия; 2 РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия * Корреспондирующий автор (Lera19977[at]yandex.ru) Аннотация В статье представлен психолого-педагогический анализ развития сенсорной сферы у детей в возрасте 3-4 лет, выявлены особенности формирования сенсорных способностей у современных младших дошкольников, а также факторы, оказывающие на них влияние. В статье авторами определены основные направления педагогической работы по формированию и развитию восприятия и ощущений у детей 3-4 лет, даны методические рекомендации по эффективному развитию сенсорной сферы у современных дошкольников. Ключевые слова: сенсорная сфера, младший дошкольник, сенсорное воспитание, моторное развитие, познание окружающего мира, ощущения и восприятие, психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF YOUNG CHILDREN Research article Shubnyakova V.A.1, *, Firsova V.V.2 1 ORCID: 0000-0002-0685-9305; 1 Fire and Rescue College “St. Petersburg Rescue Training Centre,” St. Petersburg, Russia; 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia * Corresponding author (Lera19977[at]yandex.ru) Abstract The article presents psychological and pedagogical analysis of the development of the sensory sphere of children at the age of 3-4 years old and reveals the features of sensory abilities formation among younger preschoolers, as well as the factors that influence them. The authors determine the main areas of pedagogical work on the formation and development of perception and sensations of children at the age of 3-4 years old and give methodological recommendations on effective development of the sensory sphere among contemporary preschoolers. Keywords: sensory sphere, younger preschooler, sensory education, motor development, cognition of the world, sensations and perceptions, mental development of children of younger preschool age. Введение Актуальность исследования: сенсорные способности человека, такие, как ощущения и восприятие, являются важным ресурсом познания окружающего мира. Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на образах восприятия и являются, собственно говоря, результатами отраженной и запечатленной в нашем сознании действительности. Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенсивно развиваются ориентировки ребенка во внешних свойствах предметов, в соотношениях предметов и явлений, во времени и пространстве. Мозг ребенка в этом возрасте уже способен накапливать посредством деятельности органов чувств информацию об окружающем его мире и формировать первоначальные представления о нем. Представления – это «… в большей или меньшей степени обобщенные образы предметов и явлений, которые более живо, ярко отображают действительность…, но они не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью» [2, с.208]. Полнота и чёткость этих представлений зависит от степени развития психических процессов, главным образом восприятия, как процесса «…отражения предметов и явлений в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и др.), действующих в данный момент на органы чувств» [9, с.50] Для детей 3-4 лет характерно наглядно-действенное мышление, т.е. «… мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами». [2, с.237] В основном они познают мир посредством рук, т.е. через тактильные ощущения в процессе манипуляции с различными предметами. Чем разнообразнее предметы, тем большими способами чувственного познания овладевает ребенок, тем тоньше становятся его ощущения, тем ярче проявляются его эмоции. Другими словами, осуществляется сенсорное развитие дошкольника. Под понятием «сенсорное развитие ребенка» мы подразумеваем «… развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.» [4, с.298]. Сенсорное развитие приводит к накоплению сенсорного опыта. На основе индивидуального накопленного сенсорного опыта ребенок создает свою картину окружающего мира и вырабатывает соответственное отношение к нему. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный, правильный образ мира и более позитивное к нему отношение. Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое, по нашему мнению, представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в 21 веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов. Появление в жизни людей компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр изменило мировосприятие людей и практически заменило живое человеческое общение. Всё чаще мы наблюдаем как современные родители вместо кукол, машинок, мячиков, скакалок дают в руки, даже совсем маленьким, детям мобильные телефоны с компьютерными игрушками. Изо дня в день ребенок осязает исключительно гладкую поверхность дорогого гаджета. Всё познание мира сведено к нему. Как развиты и как изменились сенсорные способности современных младших дошкольников? Психическое развитие человека, как писал известный психолог Л.С. Выготский, представляет собой последовательный процесс перехода от одной ступени к качественно другой. Сенсорное развитие младшего дошкольника происходит подобным же образом. От простого накапливания различных ощущений он постепенно переходит к осмысленному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Данный процесс осуществляется в основном через деятельность, однако у каждого ребенка по-разному, так как зависит от индивидуальных психических особенностей человека. По мнению Н.С.Лейтеса «Психика есть субъективное отражение действительности… это сложный и неравномерно протекающий процесс, при котором чередуются более или менее длительные периоды незаметных количественных накоплений с более или менее резкими качественными перестройками». [2, с. 17] Предпосылкой успешного сенсорного развития младшего дошкольника выступает его моторное развитие, под которым мы понимаем развитие у него моторных реакций, т.е. «рефлекторных ответов мышц на то или иное воздействие на организм». [8, с.450]. С нашей точки зрения, оно является частью сенсорного развития человека. Наиболее значимым этапом совершенствования мелкой моторики у детей является младенческий и ранний возраст дошкольников. К 3-4 годам у детей уже хорошо развиты моторные реакции (осязательные, вкусовые и др.), и они достаточно быстро реагируют на внешний раздражитель. В младшем дошкольном возрасте главной целью сенсорного развития становится накопление образов восприятия окружающего мира и последующая их переработка. Сенсорное (в том числе и моторное) развитие современного младшего дошкольника проходит весьма интенсивно. Одним из биологических факторов, существенно влияющим на это развитие, является механизм созревания мозга ребенка. Известно, что мозг новорожденного значительно отличается от мозга взрослого человека, а его вес составляет всего 1/3 часть от веса мозга взрослого. Однако к 9 месяцам он увеличивается практически вдвое и к 2, 5 годам уже оставляет 2/3 головного мозга взрослого человека. Оставшаяся треть формируется только к 21 году жизни индивида. Следовательно, можно предположить, что после 3 лет скорее всего в мозге происходят не количественные, а качественные изменения. Происходят изменения нервной системы человека: нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что улучшает проходимость нервного возбуждения, ощущения становятся более четкими и острыми; отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы – функциональные органы мозга. Всё это позволяет формироваться и развиваться нервной системе как единому целому и выполнять новые для нее функции: обеспечивать речевой и музыкальный слух ребенка, развивать у него мышление (у детей 3-4 лет оно наглядно-действенное, в 4-5 лет начинает формироваться наглядно-образное, у здоровых взрослых, как правило, словесно-логическое), память, воображение, т.е. осознанное восприятие окружающего мира. Сенсорное (в том числе, моторное) развитие человека происходит за счет совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов – органов, обеспечивающих образование ощущений и восприятий. Этот термин был введен профессором И.П. Павловым в 1909 году в процессе изучения центральной нервной системы человека и опытов по выработке условных рефлексов у собак. Анализаторы состоят из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга, где и происходит обработка полученной извне информации. У человека есть зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный, термический, кинестетический (двигательный), проприоцептивный, «…обеспечивающий поступление информации о положении различных отделов тела» [8, с. 634], интероцептивный, реагирующий на «…раздражения, идущие из внутренней среды организма: органов, жидкостных сред, тканей» [8, с.289], болевой, вестибулярный, речедвигательный, речеслуховой и пространственный анализаторы. Благодаря наличию данных анализаторов возможна выработка у людей условных рефлексов. Отечественный физиолог Н.И. Касаткин писал о том, что простейшие условные рефлексы ребенка связывают его с внешним миром и затем становятся важными условиями для его дальнейших контактов с людьми. Можно заключить, что сенсорные способности ребенка как природные биологические способности являются важной предпосылкой не только его успешного психического (в том числе сенсорного, моторного) развития, но и его более легкой социальной адаптацией. Однако изначальное наличие сенсорных способностей у младшего дошкольника не гарантирует стопроцентно быстрого их улучшения. Большое влияние на них здесь могут оказать социальные условия воспитания детей. Поскольку человек – существо не только биологическое, но и социальное, духовное, согласно теории личности русского психолога Б.Г. Ананьева, ему для самореализации необходим контакт с другими людьми. Сенсорные каналы связи с окружающим миром работают только при непосредственном с ним взаимодействии. Обогащение чувственного опыта восприятия жизни происходит у ребенка в процессе разнообразной деятельности. Это может быть изобразительная, трудовая, поисковая, конструктивная деятельность, но она всегда требует присутствия рядом взрослого человека, способного расшифровать и объяснить ребенку новые для него ощущения (например, это чай, он горячий на ощупь, сладкий на вкус, имеет янтарный цвет и т.д.). Собственно говоря, всё это в современной педагогической науке является задачами сенсорного воспитания детей: – формирование обследовательских действий; – формирование системы сенсорных эталонов; – соотнесение свойств предметов, своих действий по его исследованию со словом; – формирование самостоятельного умения ориентироваться в пространстве, обследовать предметы, используя для их характеристики усвоенные сенсорные эталоны. Любые человеческие способности имеют сенсорную основу, а мировоззрение человека базируется на его мировосприятии, его мироощущениях. Социальные условия жизни дошкольника в 21 веке оказывают большое влияние на эти ощущения. Они могут либо улучшить природные способности человека в понимании себя и познании мира, либо ухудшить. Современный дошкольник растет и воспитывается в эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации. Каждый день на него обрушивается поток информации о внешних событиях, происходящих в окружающем его мире. Однако восприятие дошкольника, и даже иногда взрослого человека, не способно переработать такой объем данных. Взрослый человек может отфильтровать ненужную ему информацию, ребенок запоминает всё подряд, поэтому многие знания дошкольников о мире отличаются беспорядочностью и мозаичностью. Отсутствие избирательности, бесконтрольность, спонтанность и хаотичность восприятия действительности– яркий признак современного детства. У дошкольников 21 века, как правило, лучше всего развито зрение, и они всё воспринимают визуально. Не видя картинки или экранной заставки, они часто не могут сразу понять, о чём идет речь. О такого рода компьютерной зависимости, ее опасности для современных детей пишет в своей научной статье известный российский педагог Д.И.Фельдштейн: «…тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.» [10, с.24] Познание мира через деятельность заменяется у детей готовой картинкой. Современные дошкольники часто любят смотреть мультфильмы о супергероях, однако при этом они усваивают искаженные свойства реальных предметов и людей. Например, горячее они воспринимают как горящее, полыхающее, если лёгкое, то обязательно летающее и др. Навязанные такими мультфильмами стереотипы восприятия окружающей действительности они часто переносят в мир реальный и затем, обнаруживая различия, испытывают определенные разочарования. Своевременно сформированные сенсорные представления о мире позволят детям отличать реальность от фантазии. В младшем дошкольном возрасте дети не могут сконцентрироваться и удерживать внимание на долгое время. Такая же особенность присуща и современным дошкольникам: они не могут долго слушать. Им необходима двигательная активность. Младшим дошкольникам нравятся громкие ритмичные звуки, веселая быстрая музыка, под которую можно бегать, прыгать или танцевать. Согласно нашим наблюдениям, слух современных детей настроен на громкость, и часто они не воспринимают тихую, спокойную речь. Для развития их слуховых способностей необходимы специальные занятия по развитию сенсорики, где они смогли бы научиться различать звуковые частоты, тембры и тональности. Вкусовые и обонятельные способности дошкольников в 21 веке развиты неплохо благодаря повышенной мобильности населения планеты. Дети много путешествуют со взрослыми по миру и имеют возможность попробовать разную еду, познакомиться с разными запахами. Осязательная способность современных дошкольников, согласно результатам проведенных нами исследований, развита несколько хуже. Например, в дидактической игре «Угадай предмет!» им было достаточно сложно определить, не видя, что у них в руках, хотя предметы были знакомые (78,9 % детей смогли определить предмет верно). Таким образом, проблема сенсорного воспитания дошкольников остается актуальной и нуждается в повышенном внимании со стороны педагогов. Только правильно организованное сенсорное воспитание современного младшего дошкольника позволит сформировать у него правильные представления о мире и людях, эмоциональную отзывчивость, познавательную активность и интерес к окружающему миру, умение воспринимать и ценить красоту. Педагогическая наука всегда уделяла и уделяет большое внимание развитию у младших дошкольников сенсорной и моторной сферы мировосприятия. Немецкий основоположник первой дошкольной системы обучения и воспитания Ф. Фрёбель высказывал идею о том, что человек способен выразить себя и свое отношение к миру не только через труд или игру, но и посредством звуков, красок, форм передать свои чувства и мысли. Сенсорное развитие – это, прежде всего, развитие органов чувств человека, которые позволяют ему воспринимать зрительные образы, запахи, звуки, вкус и воссоздавать в своей голове картину окружающего мира. Благодаря этим органам мы различаем цвет, величину, форму предметов, материал, из которого они изготовлены, безопасно ориентируемся в пространстве. Мы можем охарактеризовать, сравнить предметы между собой, запомнить, воссоздать увиденное или услышанное. Сенсорные возможности являются основой творчества людей. Исследованием сенсорной и моторной сферы дошкольников занимались такие видные педагоги как Мария Монтессори, которая описала, в частности, методику развития тактильного чувства детей, Ф.Фребель, разработавший так называемые шесть «даров», которые он предлагал использовать в качестве сенсорных эталонов для различения геометрических форм предметов. Русские педагоги Е.И.Тихеева, В.И.Логинова, А.П.Усова, психологи Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский работали над созданием теоретических основ сенсорного воспитания дошкольников. Многие ученые-педагоги сходились на мысли, что сенсорное развитие является основой познавательной деятельности людей, залогом успешного обучения и воспитания. Содержание сенсорного воспитания современных младших дошкольников, как и раньше, обусловлено их возрастными особенностями и общим уровнем их интеллектуального развития. Основные требования к уровню сенсорного развития детей заложены в нормативных документах, касающихся дошкольного образования. Так комплексная образовательная программ дошкольного образования «Детство», в целевом разделе чётко определяет возрастные особенности детей 3-4 лет и планирует результаты их развития. Важно, что моторная координация здесь отнесена к двигательной сфере развития дошкольника. Что касается сенсорного развития, то программа сообщает следующее: «…Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлений окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка … уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года … у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под)». [5, с.16] Кроме этого, «…к 3-4 годам …имеет представление о свойствах воды, снега, песка…; различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи…» [5, с.17] «… может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2-3 частей». [5, с.18] «Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.) [5, с.18] Исходя из выше изложенного, можно легко определить основные направления сенсорного воспитания младших дошкольников. Наряду с совершенствованием различения цветов, форм, величин предметов появляется новая задача – сенсорное развитие звуковысотного и фонематического слуха у детей, а также усвоение звуковых предэталонов. В 3-4 года у детей сенсомоторные эталоны становятся предметными эталонами, т.е. ребенок начинает замечать не только свойства предметов, важных для его движений (погремушкой потрясти, соску засунуть в рот и др.), но и выделяет другие свойства предметов, а также соотносит эти свойства с конкретным предметом (вода прозрачная, мокрая, камень твердый, холодный и др.). Усвоение сенсорных эталонов следует продолжать посредством перцептивных, т.е. обследовательских действий. К интеллектуальному (вербальному) познанию ребенок 3-4 лет еще не готов. Запоминание сенсорных эталонов у младших дошкольников в 21 веке обязательно должно происходить с возможностью их осязания (обведения контура фигуры, ощупывания и т.д.). Через гаджеты осязать предмет невозможно! Плоская компьютерная картинка не дает тактильного восприятия предмета, а также пространственного его представления. Уместно использовать компьютер при работе над усвоением сенсорных эталонов, когда нужно предложить детям сгруппировать плоские предметы по цвету, величине, форме, назвать словом, придумать на что похожа фигура (треугольник-крыша дома, круг- Колобок и т.д.). Не следует на занятии или в дидактической игре по усвоению сенсорных эталонов брать все характеристики предмета, достаточно 3-5 признаков. В младшем дошкольном возрасте усвоение цветов, форм, величин предметов эффективней всего происходит только в практической предметной деятельности, так как в этом возрасте ребенок часто использует сличение и сопоставлений предметов, прикладывая, например, их друг к другу. Для современных детей такая деятельность является особо важной, поскольку дома они много времени проводят за компьютерными играми или с гаджетами. Обследование предмета с младшими дошкольниками следует проводить последовательно: переходя от целого к частному. После создания целостного облика предмета, можно выделить его части, определить их пространственное нахождение по отношению друг к другу, определить форму и величину каждой детали. Затем следует вновь воссоздать целостный образ исследуемого предмета. Обследование предмета интересно проводить на занятиях рисования, лепки, конструирования, т.е. в процессе продуктивной деятельности, когда дети сами могут его воссоздать из другого материала. Основным видом деятельности у младших дошкольников является игра, следовательно, все занятия необходимо проводить с детьми в игровой форме. Но так как у детей 3-4 лет наглядно-действенное мышление, то, например, для проведения игры «Узнай по голосу» можно взять различные игрушки, издающие разные по громкости и тембру звуки. В этом случае звуковые эталоны будут еще ассоциироваться с определенными героями, животными и др. Современным воспитателям в своей работе по формированию сенсорной сферы младших дошкольников можно использовать информационно-компьютерные технологии. Это сделает занятие более интерактивным и интересным для детей. Однако их использование должно быть рациональным и чередоваться с непосредственной игровой деятельностью. Важным условием эффективной работы воспитателя по развитию сенсорной и моторной сферы у детей 3-4 лет является создание на занятиях положительного эмоционального фона. Младшие дошкольники в этом возрасте переживают свой первый психологический кризис (кризис 3 лет), поэтому часто проявляют упрямство, непослушание. У современных дошкольников оно может проявляться в нежелании общаться с воспитателем или желании обособиться от остальных детей и заниматься отдельно. Маленькие дети дома часто остаются предоставленными сами себе или играют с компьютерами, телефонами, планшетами. Они плохо взаимодействуют друг с другом и требуют особенного подхода в каждом отдельном случае. Понимание этого обстоятельства педагогом позволит правильно выстроить деятельность детей и создать верную мотивацию занятия. Заключение Младший дошкольник в 21 веке, как и раньше, познает окружающий мир через ощущения и восприятие. В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит достаточно интенсивное развитие сенсорной и моторной сферы. На сенсорное развитие младшего дошкольника влияет биологический (возрастные особенности, психическое развитие человека) и социальный фактор (социальные условия развития ребенка). В современных условиях жизни социальный фактор играет очень большую роль в формировании личности младшего дошкольника. Живое общение с другими людьми (сверстниками, взрослыми) и установление непосредственного (мануального) взаимодействия с предметами будет создавать истинную картину окружающего мира и вырабатывать у ребенка правильное к нему отношение. В соответствии с программой дошкольного образования к наиболее важным направлениям сенсорного воспитания младших дошкольников в 21 веке относится развитие перцептивных (обследовательских) действий, их ориентировки в пространстве и времени, а также усвоение системы предметных сенсорных эталонов (цвета, величины, формы, вкуса, звука и др.). Именно усвоение этих эталонов и умение ориентироваться даст ребенку в дальнейшем возможность проявить свои творческие способности в учебе и в жизни, и поможет в изучении многих научных дисциплин. Сенсорное воспитание младших дошкольников в 21 веке следует реализовывать с учетом их жизни в информационном сообществе, где невозможно свести к нулю общение ребенка с компьютерной техникой. Целесообразное использование информационно-компьютерных технологий и гаджетов на занятиях с детьми позволит выработать оптимальный режим взаимодействия дошкольников с техникой и сделает обучение более эффективным. Правильно организованное сенсорное воспитание ребенка в 21 веке является залогом его успешного физического и интеллектуального развития.
Список литературы / References Список литературы на английском языке / References in English Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. | Консультация по теме:Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир. Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры: "Поймай киску" Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др. "Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. "Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. "Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. "Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. "Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. "Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. "Отгадай цифру" (букву) На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. "Что это?" Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл). "Собери матрешку" Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее. "Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. "Угадай, что внутри" Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает? Зрение. Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни. Слух. Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал. А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение. Вкус. "Вкусное путешествие". Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ. Обоняние. Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку. "Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений. Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ. Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира. Методическая разработка "Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с ЗПР"Сенсорно-перцептивная сфера у детей с ЗПР Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка речевого и психического развития предполагает отставание в сенсорном развитии у детей. Это проявляется в затруднении детьми в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словами. Дети даже в старшем дошкольном возрасте плохо ориентируются в пространстве и времени, с трудом определяют приметы и признаки времён года, путают их, испытывают трудности в определении цвета предметов, их формы, не отличают контрастные по величине предметы и не могут самостоятельно собрать пирамидку, путают геометрические фигуры, большую сложность для них представляет узнавание их отличительных признаков и запоминание названий. Совершенствование сенсорной сферы ребёнка предполагает развитие зрительного, тактильного, слухового, кинестетического восприятия, сенсорных ощущений и памяти. Сенсорное развитие детей включает: обогащение чувственного опыта через формирование способностей к обследованию предмета, используя различные способы ориентации: практические пробы, примеривание, установление тождества по цвету, форме, величине, то есть развитие перцептивной деятельности – это ещё одна задача сенсорного воспитания. Дети учатся узнавать основные цвета, светлотные оттенки, выстраивать сериационные ряды по цвету и величине, а самое главное – учатся словесному обозначению свойств предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего дошкольного возраста сенсорных процессов ( ощущения, восприятия, представления). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи ( Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и д. р.) справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и главное - уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины. Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше. От сенсорного развития ребенка в значительной мере зависит его готовность к школьному обучению, так как сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсорная культура помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире. Например, развитие сенсорных процессов происходит и в музыкальной деятельности, в формировании у дошкольников восприятия звуковысотных и ритмичных отношений в процессе первоначального обучения пению. Эстетическое развитие также тесно связано с сенсорным. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов и т.д., тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развитого его эстетическое чувство. Неоднократно подтверждалась роль сенсорного воспитания и в изобразительной деятельности, так как изотворчество немыслимо без восприятия цветов, форм, пропорций. Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким образом собрать материал для воображения. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание имеет также огромную роль в обучении детей звуковому анализу слов. Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова установили, что развитие фонематического слуха до уровня, необходимого для овладения грамотой, включают в себя переработку первичного фонематического слуха, формирующегося у детей в процессе речевого общения, на основе освоения звукового строя родного языка. Сенсорное воспитание также служит базой для изучения математики и овладения письмом. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе, для многих видов труда. Гармоничное развитие ребёнка невозможно без игровой деятельности; развитие сенсорно-перцептивной сферы не является исключением. Процессы познания, ощущения, восприятия, обследования, сравнения проходят через игру. «Матрёшки». На столе приготовлены матрёшки, отличающиеся величиной. Ребёнок должен сравнить их и сказать, которая из них больше, поставить их по росту, а потом вложить одну матрёшку в другую. «Лото». Очень просто и интересно проводится игра в лото, направленная на закрепление представлений ребёнка о цвете. Лото состоит из табличек, в клетках которых нарисованы кружки разных цветов. «Сделай бусы». Для этой цели можно использовать пуговицы, крышечки от бутылок разных цветов. Ребёнку показать образец, например, три кружочка разных цветов в определённом порядке (красный, жёлтый, синий) и предложить нанизать на нитку, леску или верёвочку в такой же последовательности предложенные предметы. Таким же образом целесообразно использование геометрических фигурок. «Одень свою куклу». Заранее готовятся несколько комплектов кукольной одежды разного цвета. На стульчик сажают кукол с разными бантиками. Вся одежда перемешана. Даётся задание – надень всё, что подходит Кате (например, это будет кукла с красным бантом), Маше ( кукла с белым бантом). «Подбери цветок». Можно использовать живые цветы, поставленные в одной вазе в виде букета. На столе четыре вазы разного цвета, в них надо поставить цветы соответствующей окраски, т.е. взять из общего букета красный цветок и поставить его в красную вазу, жёлтый цветок – в жёлтую и т.д., пока все цветы не окажутся в вазах соответствующего цвета. Вазы и цветы можно сделать из цветной бумаги. «Букет для мамы». Готовится аппликация (можно использовать картинку с изображением букета цветов). Надо назвать цветы. Нарисованные на картинке, посчитать сколько цветов в букете, найти среди них такие, которые встречаются 1,2,3 раза. «В гостях у ёлки». Дети украшают ёлку специально подобранными игрушками. Надо посчитать, сколько всего игрушек на ёлке, найти среди них 2,3,4 совершенно одинаковые; 2-3 игрушки, отличающиеся только по цвету, по размеру. «Голодные цыплята». На столе располагают 5 жёлтых цыплят и 5 цыплят контурных. На земле ползает 5 червяков. Надо сосчитать, сколько всего гуляет цыплят, сколько червяков; сколько цыплят осталось без червяков; дорисовать их. Продольное исследование сенсорных функций у детей с расстройством аутистического спектраПредпосылки . От 45 до 95% детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обладают сенсорными особенностями, которые влияют на их повседневное функционирование. Однако данные в научной литературе не являются окончательными в отношении эволюции сенсорных функций у детей с РАС. Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы проанализировать сенсорные особенности детей в возрасте 3-4 лет (T1), когда они получили диагноз РАС, и двумя годами позже (T2), когда они пошли в школу. Методы . Мы провели проспективное когортное исследование для оценки сенсорных функций у 34 детей с РАС с течением времени. Данные были собраны с использованием стандартного инструмента оценки, сенсорного профиля. Результаты . Наш анализ показывает, что сенсорные особенности у детей с РАС стабильны в возрасте от трех до шести лет. Стабильность сенсорных оценок не зависит от коррекции ковариантами, такими как оценка когнитивного уровня и степени тяжести аутизма. Выводы . У детей с РАС есть сенсорные особенности, которые сохраняются с момента постановки диагноза в возрасте от 3 до 4 лет до школьного возраста.Сохранение сенсорных особенностей с раннего возраста подчеркивает необходимость поддержки этих детей и их родителей. Сенсорные особенности следует обнаруживать на ранней стадии и управлять ими для улучшения функциональных и психосоциальных результатов. 1. ВведениеРасстройство аутистического спектра (РАС) поражает более 1% детей [1]. Общими характеристиками, связанными с РАС, являются трудности в общении и социальном взаимодействии, а также ригидность или повторяемость интересов и поведения [2].Некоторые ограниченные или повторяющиеся интересы и поведение людей с РАС могут быть связаны с сенсорными особенностями [3], такими как трудности с сенсорной обработкой и сенсорной интеграцией [4–6]. Обработка сенсорной информации - это процесс, с помощью которого периферическая и центральная нервные системы получают, интерпретируют сенсорную информацию и реагируют на нее [7, 8]. Природа сенсорного ввода может различаться (запах, прикосновение, проприоцепция и т. Д.), И организация этой информации способствует развитию мышечного тонуса, двигательных навыков, самосознания, взаимодействия с другими и повседневного функционирования [9–11]. ].Согласно модели сенсорной обработки Данна [12], четыре модели сенсорной обработки характеризуют процесс восприятия. Считается, что эти паттерны возникают из-за индивидуальных различий в неврологических порогах стимуляции (высокий-низкий) и стратегиях саморегуляции (активно-пассивные). Пересечение этих измерений дает четыре стиля сенсорной обработки: сенсорная чувствительность, сенсорное избегание, низкая регистрация и сенсорный поиск [12, 13]. С развитием исследований все более очевидными становятся трудности с обработкой сенсорной информации у детей с РАС.От 45 до 95% детей с РАС обладают сенсорными особенностями, которые влияют на их функционирование в повседневной жизни [14, 15]. Однако данные, доступные в научной литературе, не проливают света на эволюцию сенсорных функций у детей с РАС, что делает невозможным предоставление соответствующих услуг, адаптированных к их конкретным потребностям. Кроме того, было проведено несколько продольных исследований сенсорного развития детей с РАС [16, 17], и ни одно из них не изучало детей с РАС проспективно в течение более одного года в стабильных условиях, то есть с каждым ребенком в исследовании одного возраста. в начале исследования, а также с использованием тех же инструментов оценки. Чтобы проиллюстрировать вышеупомянутое отсутствие убедительных доказательств, мы кратко рассмотрели исследования, которые задокументировали эволюцию общих сенсорных функций (включая все органы чувств) у детей с РАС. Во-первых, недавнее проспективное исследование McCormick et al. (2016) [17] обнаружили, что 29 детей в возрасте от 2 до 8 лет с РАС не показали значительных изменений сенсорной обработки с течением времени. Основные ограничения этого исследования заключаются в следующем: (1) использовался только краткий сенсорный профиль (SSP) [18], что ограничивало интерпретацию подкатегорий (секций и квадрантов) и не позволяло интерпретацию в соответствии с квадрантами в модели Данна. сенсорная обработка [12]; и (2) время между двумя оценками варьировалось, что добавляло систематической ошибки созревания. Второе продольное исследование Ausderau et al. (2014) [16] проанализировали сенсорные особенности 884 детей с РАС в возрасте от 2 до 12 лет старше одного года. Это исследование не обнаружило статистически значимых различий в сенсорных особенностях этих детей с течением времени. Однако никакие подразделения в широком возрастном диапазоне (10 лет) участников исследования не анализировались, что ограничивает интерпретацию результатов. Третье продольное исследование Green et al. (2012) [19] включили 149 участников с РАС в возрасте от 18 до 30 месяцев в начале исследования и повторно оценили их через год.Инструмент оценки, использованный в этом исследовании, Социальная эмоциональная оценка младенцев и малышей (ITSEA) [20], имеет сенсорный компонент, но не был специально разработан для оценки сенсорных функций. ITSEA в основном изучает эмоциональные реакции, чрезмерную сенсорную реакцию и тревогу. Чрезмерная сенсорная реакция в исследуемой выборке оказалась стабильной с течением времени. Результаты этих трех статей противоречат результатам метаанализа Ben-Sasson et al. [21], в которых проанализировано 14 поперечных исследований с участием детей с РАС в разном возрасте.Этот обзор выявил увеличение частоты общих сенсорных особенностей до 6–9 лет (и снижение после этого) у детей с РАС. Слабые стороны этого метаанализа заключаются в следующем: (1) включение исследований с разнородными группами участников в возрасте от 7 месяцев до 56 лет; (2) использование различных инструментов оценки; (3) не все диагнозы поставлены одинаково, поскольку только в 4 из 14 рассмотренных исследований использовались золотые стандартные диагностические инструменты для РАС; и (4) несколько изученных исследований, включая ковариаты в анализах. Существуют и другие лонгитюдные исследования. Однако некоторые из них были сосредоточены на одной сенсорной системе (например, зрении) [22], в то время как другие были нацелены на группы населения с различными нарушениями развития, которые проявляли синдромные элементы РАС, такие как синдром ломкой Х-хромосомы [23] или синдром Ангельмана [24], без особенно у детей с РАС. Этот обзор литературы выявляет пробелы в имеющихся данных о сенсорной обработке у детей с РАС с течением времени и подчеркивает необходимость дальнейших исследований по этой теме.Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы проанализировать эволюцию сенсорных функций у детей с РАС в возрасте от 3-4 лет (T1) до двух лет спустя (T2), когда они пошли в школу (5-6 лет). Наша общая гипотеза заключалась в том, что общие сенсорные особенности детей с РАС будут оставаться стабильными с возрастом. Наша вторая гипотеза заключалась в том, что классификация детей по различным подкатегориям сенсорного профиля не будет меняться между T1 и T2. 2. МетодыТри взаимосвязанных студии .Изучите основы сенсорной интеграции | Инструменты сенсорной интеграцииСенсорная интеграция: знание основСенсорная интеграция - это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности. Пример сенсорной интеграции:
Знаете ли вы, что существует 7 чувств?Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?
Так как же все это вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол: Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где ваши руки, где находятся ваши ноги и как вам следует замахнуться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут основания; и почувствуйте, когда основание касается кончиков ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали! Сенсорные вехиКогда начинается сенсорное развитие? Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается в утробе матери. Какие вехи сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок? По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех. От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир. Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка. Узнать больше Здесь вы можете увидеть некоторые из этих ранних сенсорных этапов и увидеть все сенсорные вехи за 18 месяцев. Сенсорная деятельностьПоддерживать чувства в повседневной деятельности
У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев. Узнать больше Что смотретьНекоторым детям трудно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:
Что делать, если подозреваете задержкуКаждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной. Если вы подозреваете наличие проблемы, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими опасениями. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка. . Изучение преимуществ сенсорной игрыС рождения и до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять окружающий мир. Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга. Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты. Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства. Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |