|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Основным условием сенсорного развития ребенка является ответТестовые задания. Детская психология: от рождения до школыТестовые задания 1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие – это: а) развитие анализаторов; б) ознакомление с эталонами; в) овладение способами обследования; г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами; д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами. 1. _____________________________________________________ 2. Основным условием сенсорного развития ребенка является: а) специальные тренировочные упражнения; б) показ взрослыми способов действий; в) активная деятельность ребенка; г) манипулирование с предметом. 2. _____________________________________________________ 3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте: а) 3–4 года; б) 5–6 лет; в) 7 лет. 3. _____________________________________________________ 4. Взаимозависимость обучения и мышления: а) состоит в расширении объема знаний; б) состоит в обучении способам действий; в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде; г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий; д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения; е) незначительна. 4. _____________________________________________________ 5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения: а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи; б) способов общения со взрослыми; в) системы знаний, приобретенных ребенком; г) способов действий; д) отдельных знаний, умений. 5. _____________________________________________________ 6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления: а) наглядно–действенного; б) наглядно–образного; в) схематического; г) логического. 6. ____________________________________________________ 7. Положительные эмоции у детей вызывает: а) свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями; б) ожидание начала обучения в школе; в) незаслуженная награда; г) наказание; д) поощрение. 7. ____________________________________________________ 8. Инструкция. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника: а) содержание общения; б) общение взрослых; в) потребности ребенка; г) поощрение; д) индивидуальные особенности; е) наказание; ж) опыт общения. 8. ____________________________________________________ 9. Инструкция. Выберите правильный ответ. Этапы формирования личности в дошкольном возрасте: а) соподчинение мотивов; б) отделение от взрослого; в) усвоение нравственных норм; г) «Я сам»; д) самосознание и самооценка; е) формирование произвольного поведения. 9. ____________________________________________________ 10. Инструкция. Выберите правильный ответ. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются: а) познавательный интерес; б) возраст; в) здоровье ребенка; г) правила; д) принятие задачи; е) овладение общими способами действий. 10. _____________________________________________________ 11. Компоненты учебной деятельности дошкольника: а) замысел; б) контроль, самоконтроль; в) достижение результата; г) правила; д) принятие задачи; е) воображаемая ситуация; ж) действия для выполнения задачи. 11. _____________________________________________________ 12. Функции речи дошкольника: а) планирующая; б) коммуникативная; в) мыслительная; г) волевая; д) эмоциональная; е) регулирующая. 12. _____________________________________________________ 13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является: а) освоение способов действий; б) получение удовольствия; в) высвобождение лишней энергии; г) воспроизведение человеческих отношений. 13. _____________________________________________________ 14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является: а) мышление; б) восприятие; в) память. 14. _____________________________________________________ 15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует: а) осознание незаслуженной награды; б) неразвитость абстрактного мышления; в) соподчиненность мотивов. 15. _____________________________________________________ 16. Инструкция. Установите соответствие. Изменение видов деятельности с возрастом:
16.1._____________________________________________________ 16.2._____________________________________________________ 16.3._____________________________________________________ 17. Инструкция. Установите соответствие.
17.1._____________________________________________________ 17.2._____________________________________________________ 17.3._____________________________________________________ 18. Инструкция. Установите соответствие.
18.1._____________________________________________________ 18.2._____________________________________________________ 99.3._____________________________________________________ 19. Инструкция. Установите соответствие.
19.1.____________________________________________________ 19.2.____________________________________________________ 20. Инструкция. Установите соответствие.
20.1.____________________________________________________ 20.2.____________________________________________________ 20.3.____________________________________________________ 21. Инструкция. Установите соответствие.
21.1.____________________________________________________ 21.2.____________________________________________________ 21.3.____________________________________________________ 22. Инструкция. Установите соответствие.
22.1._____________________________________________________ 22.2._____________________________________________________ 22.3._____________________________________________________ 23. Инструкция. Установите соответствие.
23.1._____________________________________________________ 23.2._____________________________________________________ 23.3._____________________________________________________ 23.4._____________________________________________________ Инструкция. Добавьте пропущенные слова. 24. На протяжении дошкольного возраста изменяется содержание мотивов, появляются новые их виды, формируется___________________мотивов. 25. Ребенок в рисовании проходит от___графических образов к изображению___предметов. 26. Развитие___образов в детском рисовании сталкивается с тенденцией превращения их в графические__. 27. Цель учебной деятельности – ___знаний, умений, навыков, а не получение__результата. 28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с__, не имеет___результата, служит средством для____личности ребенка. 29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие__мышления. 30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли__в регуляции поведения ребенка. 31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном возрасте, связанное с активной умственной работой, – это запоминание_. 32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение ___, чем воображение взрослых. 33. Инструкция. Установите правильную последовательность. Овладение сенсорными эталонами: а) овладение сенсорными эталонами; б) «опредмечивание»; в) переход к собственно эталонам. 33. _____________________________________________________ 34. Инструкция. Установите правильную последовательность при обследовании предмета: а) вычленение основных частей; б) первичное восприятие; в) определение взаимоотношений между частями; г) целостное восприятие; д) выделение более мелких частей. 34. _____________________________________________________ 35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте: а) припоминание; б) запоминание; в) использование специальных действий. 35. _____________________________________________________ 36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста: а) внеситуативно–познавательное; б) ситуативно–деловое; в) внеситуативно–личностное. 36. ____________________________________________________ 37. Формирование осознанности правил поведения дошкольника: а) сознательное выполнение правил; б) строгое выполнение знакомых правил; в) выполнение правил по привычке; г) требование выполнения правил другими детьми и взрослыми. 37. ____________________________________________________ Ответы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРесТест дошкольная психология | Академия вашего образованияТест "Дошкольная психология"Позволяет проверить уровень знаний основных закономерностей психического развития, формирования личности, общения детей с взрослыми и сверстниками в период дошкольного детства, необходимое обучающимся для практической деятельности с детьми дошкольного возраста. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе. 1. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения: системы знаний, приобретенных ребенком готовой системы знаний, отражающей существенные связи способов общения со взрослыми 2. Действия с предметами разделяются на: орудийные и латентые соотносящие и орудийные латентные и соотносящиеся 3. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в направлениях: от самостоятельных действий к совместимым действиям со взрослыми от совместных действий со взрослыми к неспецифическим действиям с предметами от совместных со взрослыми действий к действию самостоятельному 4. Основное новообразование периода новорожденности – это: формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми переход из внутриутробного развития в социум полная биологическая беспомощность 5. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются: принятие задачи здоровье ребенка познавательный интерес 6. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению: стресса аффективных реакций фрустраций 7. Этапы формирования личности в дошкольном возрасте: все ответы верны соподчинение мотивов усвоение нравственных норм 8. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является: восприятие мышление память 9. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника: потребности ребенка общение взрослых содержание общения 10. Функции речи дошкольника: мыслительная все ответы верны планирующая 11. Вставьте пропущенные слова: Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям: психоэмоциональные, физические психоэмоциональные, физиологические психические, физические 12. Поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый – это: негативизм строптивость обесценивание личности взрослого 13. Положительные эмоции у детей вызывает: ожидание начала обучения в школе свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями все ответы верны 14. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления: наглядно–действенного наглядно–образного логического 15. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший –так сказала мама»: 5-6 лет 7 лет 4 года 16. Основным условием сенсорного развития ребенка является: показ взрослыми способов действий специальные тренировочные упражнения активная деятельность ребенка 17. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие: «кризиса 3 лет» «кризиса новорожденности» « кризиса 1 года» 18. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста: все ответы верны внеситуативно–познавательное ситуативно–деловое 19. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является: непроизвольность произвольность послепроизвольность 20. Определите тип темперамента по описанию: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя: холерик сангвиник флегматик 21. Первым примером воображения и познания является: рефлексия сюжетно-ролевая игра использование предметов-заместителей 22. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует: соподчиненность мотивов осознание незаслуженной награды неразвитость абстрактного мышления 23. Психическое новообразование периода младенчества – это: произвольность психических процессов произнесение первых слов потребность в общении 24. Как называется возрастной период от 3-х до 7 лет? младенчество младший школьный возраст дошкольное детство 25. Сильный, неуравновешенный, тип нервной системы со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами – это характеристика: меланхолика холерика сангвиника 26. Компоненты учебной деятельности дошкольника: контроль, самоконтроль все ответы верны достижение результата 27. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является: освоение способов действий получение удовольствия воспроизведение человеческих отношений 28. Взаимозависимость обучения и мышления: состоит в расширении объема знаний состоит в обучении способам действий состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий 29. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте: 5–6 лет 7 лет 3–4 года 30. Формирование осознанности правил поведения дошкольника: строгое выполнение знакомых правил сознательное выполнение правил все ответы верны «Сенсорные основы познавательного развития ребенка» | Консультация:
«Сенсорные основы познавательного развития ребенка»
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - одно из главных основ сенсорного познавательного развития детей,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях. Известно, познавательное сенсорное развитие ребенка задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его восприятие окружающей действительности.. Работу начала со сбора и анализа информации по данной теме, подбора педагогической литературы по сенсорному воспитанию дошкольников. Познавательное сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… » По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства. Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорные основы познавательного развития ребенка – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Актуальность сенсорики Организация системы работы по сенсорному познавательному развитию ребенка позволяет воспитателю :
Основа сенсорного познавательного развития ребенка – игра. Игра в организации жизни детей, самая любимая и естественная деятельность дошкольников . Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками : «Составь узор», «Сделай елочку из разных видов строительного материала», «Покорми птиц», «Мой цветок», «Вот какие разноцветные палочки», «Придумай что- то …и расскажи» и т. д. Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни. Из опыта работы: В каждом возрасте надо обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Сенсорное познавательное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания . Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства. В результате проделанной работы по сенсорному познавательному развитию детей прослеживается положительная динамика. Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ . Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны . Для успешной организации сенсорного развития создана предметно - развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок развивающих игр и пособий. Для развития сенсорной культуры дошкольников применяются дидактические игры, развивающие игры с логическими пособиями, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.
Цель: *создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. *развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. *знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру. Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач. Восприятие мира ребенка дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами. Поэтому. в работе я использую детское экспериментирование. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию. Я провожу с детьми игры экспериментированию - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., дети получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Перечень программ и методических пособий и литература
Программы, технологии, методические пособия
Физическое развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008 Утренняя гимнастика в детском саду от 2-3 лет Харченко Т. Е. М: «Мозаика-Синтез» Плакат большого формата «Утренняя гимнастика» Социально-коммуникативное развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2011-2012. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие». - М. : Айрис-пресс, 2009. Плакаты большого формата: «Транспорт», «Профессии», «Овощи-Фрукты, Ягоды». «Природные явления» «Домашние животные и птиц» «Культурно–гигиенические навыки» «Будь вежлив» «Времена года» «Основные цвета» « Берегись пожара» « Правила поведения дома и на улице» « Правила поведения на природе» «Правила дорожного движения для малышей» — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г. Познавательное развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика- Синтез, 2014. Помораева И. А., Позина В. А. "Формирование элементарного математических представлений (1-я младшая группа детского сада. 2-3 года)—М.: Мозаика- Синтез, 2013г Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. Серия «Мир в картинках» (предметный мир) Серия «Мир в картинках» (мир природы) Речевое развитие ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Серия «Рассказы по картинкам» Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2–3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. -М., 2014. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982. Художественно-эстетическое развитие
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Серия «Мир в картинках» ( Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М.: Мозаика-Синтез, 2005. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. — М.: Мозаика- Синтез, 2006. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г. Куцакова Л. В., Конструирование и художественный труд в детском саду. – ООО «ТЦ Сфера», 2012. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.
Основным условием сенсорного развития ребенка является ответыПсихическое развитие детей дошкольного возраста… Тестовые задания1. Инструкция. Выберите правильный ответ. Сенсорное развитие – это: а) развитие анализаторов; б) ознакомление с эталонами; в) овладение способами обследования; г) развитие анализаторов, ознакомление с эталонами; д) развитие анализаторов, усвоение способов обследования, ознакомление с эталонами. 1. _____________________________________________________ 2. Основным условием сенсорного развития ребенка является: а) специальные тренировочные упражнения; б) показ взрослыми способов действий; в) активная деятельность ребенка; г) манипулирование с предметом. 2. _____________________________________________________ 3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте: а) 3–4 года; б) 5–6 лет; в) 7 лет. 3. _____________________________________________________ 4. Взаимозависимость обучения и мышления: а) состоит в расширении объема знаний; б) состоит в обучении способам действий; в) состоит в передаче новых способов действий, знаний в готовом виде; г) состоит в активной деятельности ребенка по овладению знаниями, способами действий; д) не прослеживается, развитие мышления не зависит от обучения; е) незначительна. 4. _____________________________________________________ 5. Изменения в умственном развитии дошкольника являются результатом усвоения: а) готовой системы знаний, отражающей существенные связи; б) способов общения со взрослыми; в) системы знаний, приобретенных ребенком; г) способов действий; д) отдельных знаний, умений. 5. _____________________________________________________ 6. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления: а) наглядно–действенного; б) наглядно–образного; в) схематического; г) логического. 6. ____________________________________________________ 7. Положительные эмоции у детей вызывает: а) свободная деятельность ребенка, насыщенная переживаниями; б) ожидание начала обучения в школе; в) незаслуженная награда; г) наказание; д) поощрение. 7. ____________________________________________________ 8. Инструкция. Выберите основные условия, способствующие развитию общения дошкольника: а) содержание общения; б) общение взрослых; в) потребности ребенка; г) поощрение; д) индивидуальные особенности; е) наказание; ж) опыт общения. 8. ____________________________________________________ 9. Инструкция. Выберите правильный ответ. Этапы формирования личности в дошкольном возрасте: а) соподчинение мотивов; б) отделение от взрослого; в) усвоение нравственных норм; г) «Я сам»; д) самосознание и самооценка; е) формирование произвольного поведения. 9. ____________________________________________________ 10. Инструкция. Выберите правильный ответ. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольника являются: а) познавательный интерес; б) возраст; в) здоровье ребенка; г) правила; д) принятие задачи; е) овладение общими способами действий. 10. _____________________________________________________ 11. Компоненты учебной деятельности дошкольника: а) замысел; б) контроль, самоконтроль; в) достижение результата; г) правила; д) принятие задачи; е) воображаемая ситуация; ж) действия для выполнения задачи. 11. _____________________________________________________ 12. Функции речи дошкольника: а) планирующая; б) коммуникативная; в) мыслительная; г) волевая; д) эмоциональная; е) регулирующая. 12. _____________________________________________________ 13. Основным содержанием игры в старшем дошкольном возрасте является: а) освоение способов действий; б) получение удовольствия; в) высвобождение лишней энергии; г) воспроизведение человеческих отношений. 13. _____________________________________________________ 14. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является: а) мышление; б) восприятие; в) память. 14. _____________________________________________________ 15. Феномен «горькая конфета» иллюстрирует: а) осознание незаслуженной награды; б) неразвитость абстрактного мышления; в) соподчиненность мотивов. 15. _____________________________________________________ 16. Инструкция. Установите соответствие. Изменение видов деятельности с возрастом: 16.1._____________________________________________________ 16.2._____________________________________________________ 16.3._____________________________________________________ 17. Инструкция. Установите соответствие. 17.1._____________________________________________________ 17.2._____________________________________________________ 17.3._____________________________________________________ 18. Инструкция. Установите соответствие. 18.1._____________________________________________________ 18.2._____________________________________________________ 99.3._____________________________________________________ 19. Инструкция. Установите соответствие. 19.1.____________________________________________________ 19.2.____________________________________________________ 20. Инструкция. Установите соответствие. 20.1.____________________________________________________ 20.2.____________________________________________________ 20.3.____________________________________________________ 21. Инструкция. Установите соответствие. 21.1.____________________________________________________ 21.2.____________________________________________________ 21.3.____________________________________________________ 22. Инструкция. Установите соответствие. 22.1._____________________________________________________ 22.2._____________________________________________________ 22.3._____________________________________________________ 23. Инструкция. Установите соответствие. 23.1._____________________________________________________ 23.2._____________________________________________________ 23.3._____________________________________________________ 23.4._____________________________________________________ Инструкция. Добавьте пропущенные слова. 24. На протяжении дошкольного возраста изменяется содержание мотивов, появляются новые их виды, формируется___________________мотивов. 25. Ребенок в рисовании проходит от___графических образов к изображению___предметов. 26. Развитие___образов в детском рисовании сталкивается с тенденцией превращения их в графические__. 27. Цель учебной деятельности – ___знаний, умений, навыков, а не получение__результата. 28. Трудовая деятельность дошкольника, связанная с__, не имеет___результата, служит средством для____личности ребенка. 29. Дошкольный возраст особенно сензитивен к обучению, направленному на развитие__мышления. 30. Произвольное внимание у дошкольника формируется в связи с общим возрастанием роли__в регуляции поведения ребенка. 31. Наиболее продуктивное запоминание в дошкольном возрасте, связанное с активной умственной работой, – это запоминание_. 32. У детей ограниченный жизненный опыт, поэтому их воображение ___, чем воображение взрослых. 33. Инструкция. Установите правильную последовательность. Овладение сенсорными эталонами: а) овладение сенсорными эталонами; б) «опредмечивание»; в) переход к собственно эталонам. 33. _____________________________________________________ 34. Инструкция. Установите правильную последовательность при обследовании предмета: а) вычленение основных частей; б) первичное восприятие; в) определение взаимоотношений между частями; г) целостное восприятие; д) выделение более мелких частей. 34. _____________________________________________________ 35. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте: а) припоминание; б) запоминание; в) использование специальных действий. 35. _____________________________________________________ 36. Вид общения взрослого с ребенком дошкольного возраста: а) внеситуативно–познавательное; б) ситуативно–деловое; в) внеситуативно–личностное. 36. ____________________________________________________ 37. Формирование осознанности правил поведения дошкольника: а) сознательное выполнение правил; б) строгое выполнение знакомых правил; в) выполнение правил по привычке; г) требование выполнения правил другими детьми и взрослыми. 37. ____________________________________________________ Ответы. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста | Статья:Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически с первых дней его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию. Первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия со своим малышом в домашних условиях имеют огромное значение. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов. Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.). Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план. На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста. Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам. К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов. Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и синий, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших. В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются уже без предварительных примериваний. Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей. У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого. Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС. | Статья на тему:Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС Составила: педагог – психолог МДОУ «Д/с № 9 о.в.» г. Магнитогорска Кулягина Анастасия Геннадьевна В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста недостаточно раскрыта и нуждается в доработке. Актуальность и важность этой проблемы в настоящее время определяется тем, что современная концепция воспитания детей раннего возраста, исследования Павловой Л. Н. познавательной активности детей в раннем детстве, показатели психического развития первых лет жизни, целевые ориентиры образования в раннем детстве, показали значимость предметной деятельности и общения ребенка со взрослым, как ведущих видов деятельности в раннем детстве и позволяют обратиться к вопросам сенсорного развития детей раннего возраста с новых позиций. Уже в раннем возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Каждый ребенок ощущает и воспринимает эти свойства с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль, так как именно в этом возрасте закладывается чувственный опыт ребенка. Сенсорное развитие – это сложный процесс, который включает в себя в качестве основных моментов накопление чувственного опыта, формирование представлений о предмете, его качествах и свойствах. (Л. А. Венгер) В первые годы жизни ребенок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Но не все свойства предметов и не во всех случаях привлекают внимание ребенка, становятся признаками, которые он учитывает в своих действиях. Иногда он выделяет такое – либо одно свойство наиболее бросающееся в глаза, не замечая при этом других свойств. Как отмечают психологи: подчеркивание, выделение каких – либо отличительных свойств не развивает восприятие предмета, а лишь ослабляет внимание ребенка ко всем остальным, не выделенным свойствам. Поэтому, в раннем возрасте важнейшая задача педагога – максимально расширить чувственный опыт ребенка, обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, чтоб создать фундамент для последующего усвоения сенсорных эталонов. И это одно из важнейших условий сенсорного развития ребенка и его необходимо учитывать с первых дней жизни ребенка. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – значит сформировать у ребенка представления об основных особенностях каждого свойства предмета. Способность сравнивать свойства воспринимаемого предмета с усвоенными образцами – это значит научиться обследовать предмет. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств предметов. Для сенсорного развития ребенка в раннем детстве и более быстрого достижения результатов в освоении свойств предметов в окружающем мире, определяющим условием является учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка. Постоянно ориентируясь на уровень психического развития ребенка (по методике диагностирования Смирновой Е. О., Ермолаевой Т. В., Мещеряковой С. Ю), можно четко установить исходное состояние сенсорного развития в процессе: а) предметной деятельности (по видам действий с предметами) б) общении в) познавательной активности (интерес к предметам и действиям с ними, настойчивости в деятельности, эмоциональной вовлеченности ребенка) и определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это условие позволяет сделать процесс сенсорного развития системным и целенаправленным. Предметные действия побуждают ребенка сравнивать предметы между собой, сопоставлять их. На втором году жизни, овладевая сравнением предметов по их свойствам путем подбора предметов с одинаковыми свойствами, дети не сразу видят их различие. Накладывая, прикладывая, сравнивая предметы по размеру и цвету, дети с помощью взрослого, у детей закладываются основы сравнения предметов на глаз. Для детей третьего года жизни, чувственное восприятие окружающего мира имеет решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, учась строить целостные образы предметов. Так возникает взаимодействие в работе разных органов чувств – при восприятии формы, величины, а затем и цвета предмета. Как отмечает Венгер Л. А в своих работах «Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все, что его окружает, но такое усвоение окружающего, происходит стихийно и бессистемно. Очень важно, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся с первых дней жизни, целенаправленно и системно, а чувственный опыт ребенка расширялся с первого года» С расширением представлений, путем сравнения их по свойствам в общении со взрослым, у ребенка начинают формироваться и сенсорные эталоны. Непременным условием развития сенсорных способностей ребенка, безусловно, является развивающая предметно – пространственная среда, задействуемая как в процессе НОД, так и в свободной деятельности, организованная с учетом требований ФГОС:
Список литературы 1. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду/Т.Н. Доронова .- М. : Просвещение, 2005. 2. Павлова , Л.Н.Практическая психология раннего развития ( от года до трех лет) / Л.Н. Павлова. – М.:ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2012 3. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.: метод. Пособие для практических психологов/ Е.О. Смирнова.- 2 изд.- СПб.: «Детство – пресс», 2013 4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) Изучите основы сенсорной интеграции | Инструменты сенсорной интеграцииСенсорная интеграция: знание основСенсорная интеграция - это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности. Пример сенсорной интеграции:
Знаете ли вы, что существует 7 чувств?Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?
Так как же все это вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол: Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где ваши руки, где находятся ваши ноги и как вам следует замахнуться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут основания; и почувствуйте, когда база упирается в кончики ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали! Сенсорные вехиКогда начинается сенсорное развитие? Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается еще в утробе матери. Какие вехи сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок? По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех. От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир. Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка. Узнать больше Здесь вы можете увидеть некоторые из этих ранних сенсорных этапов и увидеть все сенсорные вехи за 18 месяцев. Сенсорная деятельностьПоддерживать чувства в повседневной деятельности
У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев. Узнать больше Что смотретьНекоторым детям трудно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:
Что делать, если подозреваете задержкуКаждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной. Если вы подозреваете наличие проблемы, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими опасениями. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка. . Проблемы с сенсорной обработкой у детейПроблемы с сенсорной обработкой часто впервые обнаруживаются в раннем детстве, когда родители замечают, что у ребенка необычное отвращение к шуму, свету, обуви, которая считается слишком тесной, и раздражающей одежде. Они также могут замечать неуклюжесть и затруднения при подъеме по лестнице, а также трудности с мелкой моторикой, например, с карандашом и застегиванием кнопок. Еще больше сбивает с толку и тревожит родителей дети, которые демонстрируют экстремальное поведение:
Эти и другие нетипичные формы поведения могут отражать проблемы с сенсорной обработкой - сложность интеграции информации, полученной от органов чувств, которая может подавлять детей и приводить к сбивающему с толку поведению.Родители детей с такими проблемами часто называют это расстройством сенсорной обработки или СПЛ. Однако психиатры быстро отмечают, что ШРЛ не признано расстройством в Диагностическом и статистическом руководстве. Проблемы с обработкой сенсорных данных теперь считаются симптомом аутизма, потому что у большинства детей и взрослых в спектре аутизма также есть серьезные сенсорные проблемы. Тем не менее, многие дети с сенсорными проблемами не относятся к этому спектру. Их также можно найти у людей с СДВГ, ОКР и другими задержками в развитии - или вообще без другого диагноза. Драматические перепады настроения и истерикиВ первую очередь родители часто замечают странное поведение и резкие перепады настроения, в лучшем случае странные, в худшем - расстраивающие. Часто это чрезмерная реакция на изменение окружающей среды - радикальный, необъяснимый сдвиг в поведении ребенка. Например, первоклассник прекрасно справляется в тихой обстановке со спокойным взрослым. Но поместите этого ребенка в продуктовый магазин, наполненный перегрузкой зрительной и слуховой стимуляции, и у вас может возникнуть крайняя истерика, ужасающая как для ребенка, так и для родителей. «Эти детские истерики настолько сильны, так продолжительны, их невозможно остановить, когда они начались, что вы просто не можете их игнорировать», - отмечает Нэнси Песке, чей сын Коул борется с сенсорными проблемами. Песке является соавтором трудотерапевта Линдси Биль, работавшей с Коулом, книги Как воспитывать сенсорного умного ребенка . Драка или бегствоЕще одна реакция на поражение - бежать. Если ребенок выскакивает через детскую площадку или парковку, не обращая внимания на опасность, Песке говорит, что это большой красный флаг, что он может уйти от чего-то неприятного, что может быть незаметно для остальных из нас, или в сторону окружающей среды или ощущение, которое успокоит его систему.По ее словам, ребенок может стать агрессивным при сенсорной перегрузке. «У них на самом деле неврологическая« паническая »реакция на повседневные ощущения, которые все мы принимаем как должное». Известно, что некоторые дети с аутизмом бредут к воде, что слишком часто приводит к смертельным исходам. Одна из теорий заключается в том, что вода дает им необходимую информацию из-за сенсорных проблем. «Не все сенсорные дети делают это, - говорит Песке, - но большинство тяготеют к ощущениям и окружающей среде, которые они находят успокаивающими или стимулирующими. Их саморегуляция невелика, поэтому безопасность отходит на второй план по сравнению с их потребностью в получении этой информации или успокаивающего опыта пребывания в воде.” Дети, подростки и взрослые с сенсорными проблемами испытывают либо чрезмерную чувствительность (гиперчувствительность), либо недостаточную чувствительность (пониженную чувствительность). Какие проблемы с сенсорной обработкой?Трудности обработки сенсорной информации были впервые обнаружены эрготерапевтом доктором А. Джин Эйрес. В 1970-х доктор Эйрес представил идею о том, что мозг некоторых людей не может делать то, что большинство людей считает само собой разумеющимся: обрабатывать всю информацию, поступающую через семь - а не традиционные пять - органов чувств, чтобы обеспечить четкую картину происходящего. как внутри, так и снаружи. Наряду с осязанием, слухом, вкусом, обонянием и зрением доктор Эйрес добавил «внутренние» ощущения телесного осознания (проприоцепция) и движения (вестибулярные). Когда мозг не может синтезировать всю эту информацию, поступающую одновременно, «это похоже на пробку в вашей голове, - говорит Песке, - с конфликтующими сигналами, быстро исходящими со всех сторон, так что вы не знаете, как понять смысл все это." Что это за два «дополнительных» чувства в работе доктора Эйреса? Внутренние органы чувствПроприоцептивные рецепторы расположены в суставах и связках, что позволяет управлять моторикой и позой.Проприоцептивная система сообщает мозгу, где находится тело по отношению к другим объектам и как двигаться. Гипочувствительные дети жаждут чего-либо; они обожают прыжки, удары и столкновения, а также глубокое давление, такое как крепкие медвежьи объятия. Если они сверхчувствительны, им трудно понять, где находится их тело по отношению к другим объектам, и они могут натыкаться на предметы и казаться неуклюжими; поскольку им сложно определить прилагаемую силу, они могут рвать бумагу при стирании, зажимать слишком сильно или хлопать предметами. Вестибулярные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе, сообщают мозгу, где находится тело в пространстве, предоставляя информацию, относящуюся к движению и положению головы. Среди прочего, это ключевые элементы баланса и координации. Люди с пониженной чувствительностью находятся в постоянном движении; жаждут быстрых, вращающихся и / или интенсивных движений и любят, когда вас подбрасывают в воздух и прыгают на мебели и батутах. Люди с повышенной чувствительностью могут бояться действий, требующих хорошего равновесия, включая лазание на игровых площадках, катание на велосипеде или балансировку на одной ноге, особенно с закрытыми глазами.Они тоже могут показаться неуклюжими. Сенсорный контрольный списокЧтобы помочь родителям определить, указывает ли поведение их ребенка на серьезные сенсорные проблемы, Песке и Биль создали подробный сенсорный контрольный список, который охватывает ответы на все типы входных данных, от ходьбы босиком до нюхания предметов, которые не являются еда, а также вопросы, связанные с мелкой и крупной моторикой, такие как использование ножниц (мелкие) и ловля мяча (грубые). Список для младенцев и детей ясельного возраста включает сопротивление объятиям, вплоть до выгибания во время удержания, что может быть связано с ощущением реальной боли при прикосновении.В дошкольных учреждениях чрезмерно возбужденное детское беспокойство может привести к частым или длительным истерикам. Гипочувствительные старшеклассники могут демонстрировать «негативное поведение», в том числе то, что выглядит как гиперактивность, хотя на самом деле они ищут поддержки. Сверхчувствительные избегают; это может привести к отказу чистить зубы или раскрашивать лицо. Что еще более усложняет ситуацию, дети могут быть как ищущими, так и избегающими, и иметь как проприоцептивные, так и вестибулярные проблемы, а также проблемы, связанные с традиционными пятью чувствами. Неправильно истолкованное поведениеПеске резюмирует то, как сенсорные проблемы могут влиять на детей следующим образом: «Если вы ребенок, который чрезмерно чувствителен к определенным ощущениям, вы не только можете быть тревожным или раздражительным, даже злым. или боязливым, вас, вероятно, назовут «придирчивым» и «сверхчувствительным». Если вы спешите прочь из-за беспокойства или чрезмерной стимуляции и не используете свою исполнительную функцию должным образом, потому что у вашего тела есть такая сильная потребность в уйди, ты импульсивный.«Если у вас проблемы с планированием и выполнением движений из-за плохой осознанности тела и плохой организации моторных областей мозга, - добавляет она, - вы« неуклюжий ». Чтобы разобраться во всем этом, у вас может быть задержка в развитии в некоторой степени, что сделает вас немного «незрелым» или молодым для вашего возраста ». В этой неразберихе многие родители могут с облегчением распознать причину необъяснимого поведения.«Когда я описываю сенсорные проблемы родителям, у которых они есть у детей, - говорит Песке, - обычная реакция -« О, черт возьми, вот и все! »Они пытались указать на« это »в течение многих месяцев, даже лет! Чувство облегчения от того, что они наконец-то узнали, что это такое, огромно ». .Изучение преимуществ сенсорной игрыС рождения до раннего детства дети используют свои пять чувств, чтобы исследовать и пытаться понять мир вокруг них. Это важная часть раннего развития детей, и предоставление детям возможностей активно использовать свои чувства, когда они исследуют свой мир с помощью «сенсорной игры», имеет решающее значение для развития мозга. Обучение через сенсорное исследование естественным образом дается младенцам и детям младшего возраста, что имеет смысл, если учесть, что навыки, на которые они будут полагаться для понимания объектов, пространств, людей и взаимодействий, еще не полностью развиты. Когда мы взрослые, наши чувства предоставляют нам жизненно важную информацию, которую мы используем для принятия решений тысячи раз в день. Мы можем воспринимать эту способность как должное и почти не замечать ее, но именно по этой причине так важно помогать детям познавать свои чувства. Поднимать предметы и ощущать их текстуру люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но это гораздо больше, чем прикосновение. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |