О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Основные виды нарушений развития ребенка


Основные виды нарушения у детей

Была в сети 29.12.2020 19:42

Горбачёва Алла Сергеевна

Воспитатель

42 года

виды, признаки и особенности. Блог Лого-Эксперт

Психический дизонтогенез относится к психическим расстройствам, поэтому в терапии используются ноотропные препараты и нейропсихокоррекция.

Ноотропы благоприятно воздействуют на высшие интегративные функции головного мозга. Точный перечень препаратов определяет врач, в соответствии с клинической картиной патологии.

Нужно отметить, что использование ноотропов для лечения психических нарушений у детей является крайне распространенной практикой. Связано это с тем, что эти препараты практически не имеют противопоказаний, они эффективны, не оказывают токсического действия на организм, а также могут сочетаться с препаратами других фармакологических групп.

Нейропсихокоррекция включает два основных направления.

Первое – это когнитивные методы, направленные на устранение сложностей усвоения школьных знаний, а также на формирование ВПФ.

Второе – методы двигательной коррекции. Основная цель – снятие телесных напряжений, восстановление контакта с собственным телом и т.д.

Виды нарушения развития -

метки: Период, Психический, Ребенок, Слово, Возраст, Система, Автономный, Организм

Виды нарушения развития, их причины и механизмы

Отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или — (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

Закономерности, общие для всех типов аномального развития – модально не специфические:

1. нарушение работы с информацией– для всех детей независимо от специфики первичного нарушения является снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, например: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушением слуха отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. трудность словесного опосредования – разрыв между словом и действием, словом и образом.

3. замедление процесса формирования понятий– что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей

4. специфической закономерностью характерной для всех нарушения физического или сенсорного развития является ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, например: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью).

При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

5. соц – психологическая дезадаптированность – низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения

17 стр., 8197 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста

... Автономная детская речь - один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ... Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических ... для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как ...

Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

– психомоторный (4 — 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи).

Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

– аффективный (7–12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

– эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

4 стр., 1695 слов

Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном периодах травм мозга

... ушибы головного мозга и травмы взрывной волной. Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, формируются поэтапно, характеризуются полиморфизмом психических синдромов и, как правило, регрессивным их развитием. ...

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложеной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

  • ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;
  • дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
  • поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
  • асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
  • общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

– поврежденное развитие (органическая деменция),

– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Бондинг – это ... необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности. Она способствует развитию таких социальных чувств, как ... ребенок начинает получать различную информацию из внешнего мира. Развитие психической жизни в утробе – это очень тонкий механизм, сбои и отклонения ...

  • Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:

– искаженное развитие (ранний детский аутизм),

– дисгармоническое развитие (психопатии).

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном развитии. В их числе: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Каждый вид аномального развития характеризуется систематичным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей являются трудность их социальной адаптации, (затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой.

Основные закономерности развития нормального и аномального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплановый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структура имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имеющихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других особенностей его развития.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

Следующий принцип отбора — дифференцированное обучение по степени тяжести имеющегося отклонения в развитии(например, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие).

Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении работает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского учреждения. Ребенок получает необходимую медицинскую терапию в течение всего срока его обучения в специальном образовательном учреждении.

Методы, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

  • методы непосредственного воздействия на детей;
  • методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и самими воспитателями.

Формы и виды нарушений и отклонений в развитии детей

ФОРМЫ И ВИДЫ НАРУШЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Задержки психического развития возникают в связи с экзогенными вредностями. Однако, действие этих вредноносных факторов приводит лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов. Полная обратимость симптомов наступает лишь в тех случаях, когда проводится коррекционно - воспитательная и лечебная работа.

В отличие от этих форм при олигофрении основными этиологическими факторами являются внутриутробные и ранние постнатальные органические поражения центральной нервной системы; некоторый удельный вес имеют хромосомные заболевания, а также и наследственные заболевания центральной нервной системы, приводящие к слабоумию.

При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в антогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы.

При олигофрении основным патогенетическим фактором является диффузное поражение коры полушарий головного мозга. При легких степенях олигофрении речь идет о диффузном, но относительно поверхностном поражении коры полушарий головного мозга. Высшая нервная деятельность детей с задержкой темпа развития отличается от таковой при олигофрении.

Эти отличия характеризуются: большей силой основных нервных процессов (возбуждения, торможения),большей подвижностью и менее выраженной склонностью процесса возбуждения к широкой иррадиации.

Все эти отличия - количественные, но на их основе становится возможным выявить и ряд качественных отличий (более тесное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, отсутствие разрыва между ними).

У детей с временной задержкой развития невозможна выработка связей без их адекватной вербализации, ибо словесная система непрерывно контролирует выработку этих связей. Внешне выработка сложных дифференцировок идет медленно, но качественно она более полноценна. Дети с задержками учитывают вероятность появления дифференцировочного сигнала, что свидетельствует об участии в этой выработке высших форм анализа. У олигофренов же в силу недоразвития словесной системы и инертности старых словесных связей выработка связей без их адекватной вербализации возможна, т.е. имеется разрыв между сигнальными системами.

Установленные различия между олигофренией и временной задержкой развития в отношении этиологии, патогенеза и патофизиологии обусловливают различия и в клинической картине.

Дети с временной задержкой развития отличаются малым ростом и весом. Они напоминают по виду детей дошкольного возраста.

Физическое же развитие детей - олигофренов характеризуется диспластичностью, особенно в отношении формы черепа.

При неврологическом исследовании также выступают различия. У детей с нарушением темпа развития в 40% случаев не обнаружено потологических знаков, в тех же случаях, где имеются легкие неврологические знаки, они чаще бывают левосторонними. У детей же олигофренов почти в 100% случаев имеет место неврологическая симптоматика. Почти в 50% случаев она носит выраженный характер, причем чаще выявляется правосторонний гемисиндром, что указывает на большую заинтересованность ведущего левого полушария.

Отчетливые различия обнаруживаются и в особенностях моторики при этих внешне сходных, а по существу различных состояниях. У детей с нарушением темпа развития моторика в большей части случаев достигает достаточного уровня. Движения их координированы, отличаются ловкостью, четкостью. Эти дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации, у них недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.

У детей - олигофренов недоразвита моторика в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить движение со словесной инструкции..

Явные различия выступают и в особенностях речевой деятельности при задержке развития и олигофрении. Дети - олигофрены в процессе развития плохо усваивают значение слов, что отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает формирование речи в целом. У детей - олигофренов наряду с косноязычием отмечаются и более сложные формы нарушения произношения, в основе которых лежит замедленное усвоение ребенком звуковой стороны речи. Детям - олигофренам свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слова. Это приводит к дефектам произношения. Олигофрены отличаются бедностью словаря, вследствие чего они недостаточно овладевают грамматическим строем речи. Эти дети испытывают большие затруднения при необходимости сформулировать свои мысли, недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения.

В противоположность этому у основной массы детей с нарушением темпа развития не отмечалось недоразвития речевой функции. При тех формах задержки развития, где имелось недоразвитие речи, оно характеризовалось косноязычием или же некоторым недостатком фонематического слуха. Однако эти симптомы сравнительно легко и быстро преодолевались. У детей с временной задержкой развития на первоначальных этапах обучения есть много сходного с олигофренами. Как те, так и другие не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не заинтересованы школьными занятиями. Но дети с задержкой развития, в противоположность олигофренам, могут быть продуктивными при игровых формах деятельности. Для них характерно значительно лучшее понимание сказок и рассказов. Особенно отчетливая разница между олигофренами и детьми с временной задержкой развития обнаруживается при исследовании их познавательной деятельности.

У олигофренов недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, которая требует известного уровня развития способностей к отвлечению и обобщению. Дети с временной задержкой развития, оставаясь неуспевающими учениками в школе, могут выполнить ряд заданий, выявляя при этом достаточный уровень развития способностей к отвлечению и обобщению. Даже при тех формах, где наблюдается недоразвитие познавательной активности, этот симптом оказывается временным. Дети с временной задержкой развития отличаются от детей - олигофренов двумя особенностями. Трудности в овладении элементарными навыками сочетаются у них с относительно сохранной познавательной деятельностью. Они всегда обнаруживают способность быстрее и лучше использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и используют этот принцип при выполнении сходных задач. Такое сочетание для детей - олигофренов совершенно не характерно. Это говорит о том, что они обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития.

Динамика развития детей этих двух групп различна. У ребенка с нарушением темпа развития при правильно организованной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии, что не характерно для детей - олигофренов. То, что они сегодня могут делать только с помощью педагога в условии специального экспериментального обучения, они завтра начнут делать самостоятельно. Итак, дети с задержкой развития, в отличие от детей - олигофренов, характеризуются иными психопатологическими особенностями и выявляют иную динамику.

Изучение катамнеза детей с задержкой развития (в отдельных случаях длительность катамнестического изучения достигает 10 и более лет) показывает, что в дальнейшем эти дети кончают массовую школу, учатся в средних специальных заведениях, а в отдельных случаях даже в вузах.

Различная внутренняя сущность этих внешне сходных состояний (олигофрения и временная задержка развития) обусловлена разным патогенезом. При олигофрении имеются структурные диффузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего и в процессе компенсации не возникает полной обратимости симптомов. При временной задержке развития имеет место лишь нарушение темпа созревания той или иной системы. По-видимому, наибольшую роль при временной задержке играет замедленный темп созревания лобной области и ее связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями, что подтверждается и электроэнцефалографическими данными. Неслучайно поэтому в клинической картине психофизического инфантилизма есть ряд симптомов, указывающих на незрелость лобной коры (снижение критики, недоучет этими детьми школьной ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке, незрелость моторики и др.).

В отличие от грубых структурных изменений лобной области у детей с задержкой развития эти симптомы носят временный и обратимый характер.

Проведенный анализ клинических фактов показал, что одним из определяющих симптомов у детей с задержкой развития является недоразвитие эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Изучение детей с явлениями инфантилизма позволяло видеть, что симптомы задержки развития, частично выступавшие уже в раннем преддошкольном и дошкольном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи, требующие сложной и опосредствованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на более ранних этапах развития детей и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если ребенок-дошкольник развивался в процессе игры и общения с окружающими, лишь в ограниченной степени подчиняясь четкой программе, то ребенок школьного возраста попадает в такие условия, при которых он должен обучаться по твердой программе. Ребенок должен вести не так, как это диктуют ему его собственные мотивы и потребности: он должен выполнять указания учителя, регулировать свое поведение согласно этим требованиям. Мотивы деятельности ребенка в процессе школьного обучения перестраиваются. Основным мотивом его деятельности во время урока становятся указания учителя.

Если в детском саду основной деятельностью была игра, то с переходом к школьному возрасту дело существенно меняется. В школьном возрасте появляются такие формы деятельности, которые приобретают значение только как действия, подготавливающие к овладению какими-либо новыми умениями и навыками.

К таким действиям относятся раздельное проговаривание звуков слова, которое понадобится для обучения письму и чтению, упражнение в написании палочек и крючочков, которое имеет смысл только как элемент овладения актом письма. К таким действиям и акты пересчитывания предметов.

Для того, чтобы перейти к этому новому виду деятельности, ребенок должен перестроить мотивы своей деятельности. Именно поэтому у детей с симптомами психофизического инфантилизма возникают значительные затруднения в начале обучения.

Приведенный анализ показал, что своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы является ведущим симптомом при различных формах задержки развития.

Соотношение этого основного симптома с другими симптомами дает основание для выделения отдельных клинических вариантов задержек развития.

Первая форма задержки развития характеризуется лишь недоразвитием эмоционально-волевой сферы в сочетании с достаточным уровнем развития познавательной деятельности и речевой функции.

При второй форме имеется сочетание недоразвития эмоционально-волевой сферы с некоторым недоразвитием познавательной деятельности.

При третьей форме психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности осложняется еще и нейродинамическими нарушениями.

Четвертая форма характеризуется сочетанием недоразвития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности с недоразвитием речевой функции.

Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте | Статья на тему:

Основные виды нарушений поведения в дошкольном возрасте

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.[1]

Различные недостатки в поведении детей дошкольного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают любую деятельность ребенка, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

К концу дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».[2]

Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы:[3]

  1. В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка:
  • Нестабильностью психических процессов,
  • Психомоторной заторможенностью или, наоборот.
  • Психомоторной расторможенностью.

Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

  1. В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных  переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.
  2. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.
  3. Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.[4]

Основные признаки гиперактивного ребёнка – двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребёнок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешиваться в игры и занятия других детей.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы – плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.[5]

Протестное поведение: формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм – такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слёзы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём.

«Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал… мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский)[6]

Строптивость  отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.

Агрессивное поведение – это целенаправленное разрушительное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленность и неодушевленность), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).[7]

Таким образом, в поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Каждый вид нарушений поведения имеет свои особенности и причины.

Список литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56
  2. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5
  3. Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112
  4. Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98
  5. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45
  6. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29

[1] Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Аверин - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С. 56

[2] Девиантное поведение у детей и подростков: Метод. рек. [Текст] / Сост. Дмитриева Т.Н. - Н.Новгород: НГПУ, 2008. - С. 5

[3] Кошелева, А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] - М.: Академия, 2008. – С. 112

[4] Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А.Кроник, Е.А.Кроник - М.: Мысль, 2009. – С. 98

[5] Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина - СПб.: Речь, 2009. - С. 45

[6] Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 2008. – С. 29

[7] Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психологов [Текст] / Н.Я. Семаго, Н.Н.Семаго – М.: Владос, 2006. – С. 58

1. Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста

Сформировались различные аспекты уровневого подхода к анализу нарушений речи и других отклонений в развитии, в том числе - деятельностно-процессуальный и симптомологический. Основываясь на этих подходах, речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выделяются разные уровни порождения речевого высказывания: мотивационный, смысловой, языковой и сенсомоторный. При разных видах нарушений развития у детей отмечается несформированность одного или нескольких из названных уровней. Как всякая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, определенной структурой. В системе (или структуре) порождения речевого высказывания могут нарушаться один или несколько звеньев, а иногда сформированными оказываются все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия.

Одни нарушения носят центральный характер, другие - периферический. В одних случаях нарушается речевое либо интеллектуальное развитие, в других выявляется сенсорный дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.), иногда нарушения касаются двигательной сферы. Одни нарушения более легкие, другие носят тяжелый органический характер. В последнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения, но в их комбинозе (сочетании), что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного воздействия.

Недоразвитие органов слуха и зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка. Большое значение для состояния ребенка имеет и характер коррекционного воздействия зрения, своевременно получивший коррекционное воздействие, в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же время есть дети, у которых нарушение слуха или зрения, а следовательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости. Иногда дефекты слуха или зрения у ребенка сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными соматическими и нервно-психическими нарушениями.

У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) отмечается ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей невысокая моторная активность, оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость.

Нарушение зрения сказывается на взаимодействии необходимых для правильного развития речи анализаторных систем: слуховой, двигательной и тактильной. У детей отмечается замедление темпа психического, в том числе и речевого развития. У такого ребенка значительно сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром; он нуждается в помощи взрослого при организации предметной и игровой деятельности. Его информативные связи сужены, ребенок не может нормально общаться с окружающими.

У детей с глубокими, тяжелыми нарушениями зрения отмечаются системные нарушения речи (несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматических сторон). Состояние психических процессов детей с нарушениями зрения зависит от макросоциальной среды, от стимулирования общей и речевой активности ребенка и от ряда других факторов. У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи. В этой группе нарушений отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи.

Есть дети, у которых полностью не сформирована система фонем (звуков родного языка): они пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп. В основе этого могут лежать дефекты строения артикуляционного аппарата, нарушение его подвижности, деятельности, нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков речи к их последовательности в словах - какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и др.). Иногда неправильное звукопроизношение связано с дефектной речью окружающих, ребенок говорит плохо, подражая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизношения может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка. В других случаях нарушение звукопроизношения может быть проявлением какого-то более серьезного, органического нарушения, неполадок в центральной нервной системе ребенка, ведь речь - это одна из функций центральной нервной системы.

Нарушения звукопроизношения бывают простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и сложными, когда нарушены звуки разных фонетических групп.

Некоторые особенности звукопроизношения ребенка младшего возраста расцениваются как физиологические особенности речи, так как примерно до 5 лет у ребенка еще недостаточно развита подвижность артикуляционного аппарата (артикуляционная моторика) и недостаточно сформировано фонематическое восприятие.

Для детей с нарушениями речи характерны меньший (по сравнению с нормально развивающимися детьми) объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, недостаточная целенаправленность и концентрация внимания, снижение уровня психических обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др. У этих детей слабо развиты артикуляционная моторика и мелкая моторика пальцев рук. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексном, дифференцированном и целостном воздействии на все стороны развития и личности.

Иногда задержка развития речи проявляется на фоне задержки психического развития в целом. В других случаях запаздывает только речевое развитие. В ряду социальных причин, вызывающих задержку речевого развития, большое место занимает воспитание малыша в доме ребенка, в детском доме, ранний и длительный госпитализм, что в совокупности обозначается как социальная депривация.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие - часто глубокое - всех сторон психической деятельности, в том числе и речевое отставание.

Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь.

У умственно отсталого дошкольника снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Кроме того, у умственно отсталых детей могут быть все виды речевых нарушений как сопутствующие проявления интеллектуального дефекта. Может быть механическая дислалия (нарушение звукопроизношения из-за нарушения строения артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение речи из-за расщелины артикуляционного аппарата), дизартрия (нарушение всей звуковой системы речи из-за нарушенной иннервации артикуляционного аппарата - параличи, парезы), могут быть алалии, афазии, заикание.

У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены. Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития. Недоразвитие интеллекта и речи многовариативны. Они могут проявляться в широком диапазоне - от глубокого слабоумия с отсутствием понимания и собственной речи (импрессивной и экспрессивной речи) до сравнительно неплохого развития, которое иногда расценивается как низкая норма, пограничное состояние.

В ряде случаев у детей наблюдается задержка психического развития (ЗПР). Главное отличие таких случаев от умственной отсталости заключается в обратимости имеющихся у ребенка особенностей развития.

В игровой ситуации эти дети обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы таких детей и работы с помощью взрослых. Дети способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Именно это и отличает детей с ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

Тяжелые нарушения общения наблюдаются при раннем детском аутизме (РДА), который проявляется уже в первые 2-3 года жизни. Основным его симптомом является нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающим, избегает телесного контакта, ласки, близких. Для таких детей характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность: они могут длительное время ходить по кругу, выполнять стереотипные движения, нашептывать что-то, выкрикивать отдельные звуки и слова. Двигательное беспокойство чередуется с застыванием в одной позе, заторможенностью. Отличительной особенностью детей с аутизмом является неравномерность психического развития в целом, а также отдельных психомоторных функций. Интеллект детей с аутизмом может быть нормальным, но развит негармонично, бывает умственная отсталость, и наконец, среди таких детей встречаются одаренные.

Иногда у ребенка бывает сложный дефект, так называют сочетание двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребенка. Например, одновременные нарушения зрения и слуха, зрения и речи, слуха и моторики т.д. При осложненном дефекте возможно выделение (определение) ведущего или главного нарушения и осложняющих его расстройств.

Сложная структура дефекта отмечается при снижении слуха, зрения, при умственной отсталости у детей. У различных групп детей по-разному представлено соотношение нарушенных компонентов речевой и интеллектуальной систем.

% PDF-1.4 % 5548 0 объект > endobj xref 5548 34 0000000016 00000 н. 0000004504 00000 н. 0000004674 00000 н. 0000005138 00000 п. 0000005614 00000 н. 0000005989 00000 п. 0000006074 00000 н. 0000006189 00000 п. 0000006377 00000 н. 0000006813 00000 н. 0000007000 00000 н. 0000007825 00000 н. 0000007921 00000 п. 0000008344 00000 п. 0000008619 00000 п. 0000008938 00000 п. 0000009120 00000 н. 0000009609 00000 н. 0000009703 00000 п. 0000010170 00000 п. 0000010749 00000 п. 0000010862 00000 п. 0000011068 00000 п. 0000014902 00000 п. 0000017311 00000 п. 0000017623 00000 п. 0000017913 00000 п. 0000018210 00000 п. 0000018733 00000 п. 0000019022 00000 п. 0000019339 00000 п. 0000019848 00000 п. 0000004231 00000 п. 0000000976 00000 п. трейлер ] / Назад 4040748 / XRefStm 4231 >> startxref 0 %% EOF 5581 0 объект > поток hXiTSgC

.

Проблемы развития - симптомы, причины, методы лечения

Найти врача Назад Найти врача Найти врачей по специальности
  • Семейная медицина
  • Внутренняя медицина
  • Акушерство и гинекология
  • Стоматология
  • Ортопедическая хирургия
  • Просмотреть все специальности
Найти врачей по
    20 Состояние Фибромиалгия
  • Беспокойство
  • СДВГ
  • Апноэ во сне
  • Мигрень
Найдите врачей по процедуре
  • Обезболивание
  • Ортопедическая хирургия позвоночника
  • Консультации по вопросам брака
  • Помощь в лечении грыжи Миллионы людей находят подходящего врача и необходимую им помощь Найти больницу Назад Найти больницу Лучшие больницы
    • Просмотреть все
    Лучшие больницы по специальности
    • Аппендэктомия
    • Хирургия спины и шеи (кроме спондилодеза )
    • Бариатрическая хирургия
    • Хирургия сонных артерий
    • Просмотреть все
    Больницы по наградам
    • Превосходство в уходе за женщинами
    • Безопасность пациентов
    • Лучшие больницы Америки
    • Просмотреть все
    Здоровье от A до Я Назад Здоровье от A до Я Узнать О Условиях
    • Боль в спине
    • Рак
    • Диабет
    • Высокое кровяное давление
    • Кожные заболевания
    • Просмотреть все условия
    Узнать о процедурах
    • Ангиопластика
    • Хирургия катаракты
    • Операция на колене 9011
    • Хирургия плеча
    • См. Все процедуры
    Руководства по приемам
    • Астма
    • ХОБЛ
    • Депрессия
    • Псориаз
    • Ревматоидный артрит
    • Обсудить все врачи
    • Посмотреть все врачи новейшие методы лечения и советы по здоровью Наркотики A – Z Найдите рецептурные препараты, чтобы узнать, почему они используются, побочные эффекты и многое другое.Авторизоваться Меню Найти врача Назад Найти врача Найти врачей по специальности
      • Семейная медицина
      • Внутренняя медицина
      • Акушерство и гинекология
      • Стоматология
      • Ортопедическая хирургия
      • Просмотреть все специальности
      Найти врачей по
        20 Состояние Фибромиалгия
      • Беспокойство
      • СДВГ
      • Апноэ во сне
      • Мигрень
      Найдите врачей по процедуре
      • Обезболивание
      • Ортопедическая хирургия позвоночника
      • Консультации по вопросам брака
      • Помощь в лечении грыжи Миллионы людей находят подходящего врача и необходимую им помощь Найти больницу Назад Найти больницу Лучшие больницы
        • Просмотреть все
        Лучшие больницы по специальности
        • Аппендэктомия
        • Хирургия спины и шеи (кроме спондилодеза )
        • Бариатрическая хирургия
        • Хирургия сонных артерий
        • Просмотреть все
        Больницы по наградам
        • Превосходство в уходе за женщинами
        • Безопасность пациентов
        • Лучшие больницы Америки
        • Просмотреть все
        Здоровье от A до Я Назад Здоровье от A до Я Узнать О Условиях
        • Боль в спине
        • Рак
        • Диабет
        • Высокое кровяное давление
        • Кожные заболевания
        • Просмотреть все условия
        Узнать о процедурах
        • Ангиопластика
        • Хирургия катаракты
        • Операция на колене 9011
        • Хирургия плеча
        • См. Все процедуры
        Руководства по приемам
        • Астма
        • ХОБЛ
        • Депрессия
        • Псориаз
        • Ревматоидный артрит
        • Обсудить все врачи
        • Посмотреть все врачи новейшие методы лечения и советы по здоровью Наркотики A – Z Найдите рецептурные препараты, чтобы узнать, почему они используются, побочные эффекты и многое другое.Авторизоваться .

          % PDF-1.4 % 100 0 объект > endobj xref 100 44 0000000016 00000 н. 0000001642 00000 н. 0000001724 00000 н. 0000001857 00000 н. 0000002298 00000 н. 0000002449 00000 н. 0000002868 00000 н. 0000002905 00000 н. 0000002953 00000 н. 0000003001 00000 п. 0000003049 00000 н. 0000003096 00000 н. 0000003143 00000 п. 0000003372 00000 н. 0000003450 00000 н. 0000003673 00000 н. 0000004927 00000 н. 0000005513 00000 н. 0000005754 00000 н. 0000006186 00000 п. 0000008857 00000 н. 0000011741 00000 п. 0000015106 00000 п. 0000015921 00000 п. 0000018221 00000 п. 0000019069 00000 п. 0000022149 00000 п. 0000022940 00000 п. 0000025491 00000 п. 0000028441 00000 п. 0000031224 00000 п. 0000038730 00000 п. 0000038912 00000 п. 0000040084 00000 п. 0000040256 00000 п. 0000043659 00000 п. 0000047982 00000 п. 0000052182 00000 п. 0000056355 00000 п. 0000059866 00000 п. 0000062648 00000 п. 0000065433 00000 п. 0000084431 00000 п. 0000001176 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 143 0 объект > поток xb```f``yuAX, 300cTkwJR? 10wg] Z 䋤 E ޮ m'b: [ߦ W ܶ M683igXpikljI} 3 @? @.ڶ ~] + ݥ? Gj

          .

          Информация о распространенных нарушениях развития Страница


          Definition

          Определение

          Treatment

          Лечение

          Prognosis

          Прогноз

          Clinical Trials

          Клинические испытания

          Organizations

          Организации

          Publications

          Публикации

          Определение

          Диагностическая категория общих расстройств развития (PDD) относится к группе расстройств, характеризующихся задержкой в ​​развитии навыков социализации и общения.Родители могут заметить симптомы еще в младенчестве, хотя обычно они начинают проявляться в возрасте до 3 лет. Симптомы могут включать проблемы с использованием и пониманием языка; трудности, связанные с людьми, предметами и событиями; необычная игра с игрушками и другими предметами; трудности с изменениями в обычном или привычном окружении, а также повторяющиеся движения тела или модели поведения. Аутизм (нарушение развития мозга, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и коммуникативных навыков, а также ограниченным кругом занятий и интересов) является наиболее характерным и наиболее изученным PDD.Другие типы PDD включают синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство в детстве и синдром Ретта. Дети с PDD сильно различаются по способностям, интеллекту и поведению. Некоторые дети вообще не говорят, другие говорят ограниченными фразами или беседами, а у некоторых относительно нормальное языковое развитие. Как правило, очевидны повторяющиеся игровые навыки и ограниченные социальные навыки. Также обычны необычные реакции на сенсорную информацию, такие как громкие звуки и свет.

          ×

          Определение

          Диагностическая категория общих расстройств развития (PDD) относится к группе расстройств, характеризующихся задержкой в ​​развитии навыков социализации и общения.Родители могут заметить симптомы еще в младенчестве, хотя обычно они начинают проявляться в возрасте до 3 лет. Симптомы могут включать проблемы с использованием и пониманием языка; трудности, связанные с людьми, предметами и событиями; необычная игра с игрушками и другими предметами; трудности с изменениями в обычном или привычном окружении, а также повторяющиеся движения тела или модели поведения. Аутизм (нарушение развития мозга, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и коммуникативных навыков, а также ограниченным кругом занятий и интересов) является наиболее характерным и наиболее изученным PDD.Другие типы PDD включают синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство в детстве и синдром Ретта. Дети с PDD сильно различаются по способностям, интеллекту и поведению. Некоторые дети вообще не говорят, другие говорят ограниченными фразами или беседами, а у некоторых относительно нормальное языковое развитие. Как правило, очевидны повторяющиеся игровые навыки и ограниченные социальные навыки. Также обычны необычные реакции на сенсорную информацию, такие как громкие звуки и свет.

          Лечение

          Нет известного лекарства от PDD.Лекарства используются для решения конкретных поведенческих проблем; терапия детей с PDD должна быть специализированной в соответствии с потребностями. Некоторым детям с PDD нужны специализированные классы, где размер класса невелик, а обучение проводится индивидуально. Другие хорошо учатся в стандартных классах специального образования или обычных классах с дополнительной поддержкой.

          ×

          Лечение

          Нет известного лекарства от PDD.Лекарства используются для решения конкретных поведенческих проблем; терапия детей с PDD должна быть специализированной в соответствии с потребностями. Некоторым детям с PDD нужны специализированные классы, где размер класса невелик, а обучение проводится индивидуально. Другие хорошо учатся в стандартных классах специального образования или обычных классах с дополнительной поддержкой.

          Определение

          Диагностическая категория общих расстройств развития (PDD) относится к группе расстройств, характеризующихся задержкой в ​​развитии навыков социализации и общения.Родители могут заметить симптомы еще в младенчестве, хотя обычно они начинают проявляться в возрасте до 3 лет. Симптомы могут включать проблемы с использованием и пониманием языка; трудности, связанные с людьми, предметами и событиями; необычная игра с игрушками и другими предметами; трудности с изменениями в обычном или привычном окружении, а также повторяющиеся движения тела или модели поведения. Аутизм (нарушение развития мозга, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и коммуникативных навыков, а также ограниченным кругом занятий и интересов) является наиболее характерным и наиболее изученным PDD.Другие типы PDD включают синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство в детстве и синдром Ретта. Дети с PDD сильно различаются по способностям, интеллекту и поведению. Некоторые дети вообще не говорят, другие говорят ограниченными фразами или беседами, а у некоторых относительно нормальное языковое развитие. Как правило, очевидны повторяющиеся игровые навыки и ограниченные социальные навыки. Также обычны необычные реакции на сенсорную информацию, такие как громкие звуки и свет.

          Лечение

          Нет известного лекарства от PDD.Лекарства используются для решения конкретных поведенческих проблем; терапия детей с PDD должна быть специализированной в соответствии с потребностями. Некоторым детям с PDD нужны специализированные классы, где размер класса невелик, а обучение проводится индивидуально. Другие хорошо учатся в стандартных классах специального образования или обычных классах с дополнительной поддержкой.

          Прогноз

          Раннее вмешательство, включая соответствующие специализированные образовательные программы и службы поддержки, играет решающую роль в улучшении результатов лечения пациентов с ПДР.PDD не смертельный и не влияет на нормальную продолжительность жизни.

          х

          Прогноз

          Раннее вмешательство, включая соответствующие специализированные образовательные программы и службы поддержки, играет решающую роль в улучшении результатов лечения пациентов с ПДР. PDD не смертельный и не влияет на нормальную продолжительность жизни.

          Прогноз

          Раннее вмешательство, включая соответствующие специализированные образовательные программы и службы поддержки, играет решающую роль в улучшении результатов лечения пациентов с ПДР. PDD не смертельный и не влияет на нормальную продолжительность жизни.

          Определение

          Диагностическая категория общих расстройств развития (PDD) относится к группе расстройств, характеризующихся задержкой в ​​развитии навыков социализации и общения.Родители могут заметить симптомы еще в младенчестве, хотя обычно они начинают проявляться в возрасте до 3 лет. Симптомы могут включать проблемы с использованием и пониманием языка; трудности, связанные с людьми, предметами и событиями; необычная игра с игрушками и другими предметами; трудности с изменениями в обычном или привычном окружении, а также повторяющиеся движения тела или модели поведения. Аутизм (нарушение развития мозга, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и коммуникативных навыков, а также ограниченным кругом занятий и интересов) является наиболее характерным и наиболее изученным PDD.Другие типы PDD включают синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство в детстве и синдром Ретта. Дети с PDD сильно различаются по способностям, интеллекту и поведению. Некоторые дети вообще не говорят, другие говорят ограниченными фразами или беседами, а у некоторых относительно нормальное языковое развитие. Как правило, очевидны повторяющиеся игровые навыки и ограниченные социальные навыки. Также обычны необычные реакции на сенсорную информацию, такие как громкие звуки и свет.

          Лечение

          Нет известного лекарства от PDD.Лекарства используются для решения конкретных поведенческих проблем; терапия детей с PDD должна быть специализированной в соответствии с потребностями. Некоторым детям с PDD нужны специализированные классы, где размер класса невелик, а обучение проводится индивидуально. Другие хорошо учатся в стандартных классах специального образования или обычных классах с дополнительной поддержкой.

          Прогноз

          Раннее вмешательство, включая соответствующие специализированные образовательные программы и службы поддержки, играет решающую роль в улучшении результатов лечения пациентов с ПДР.PDD не смертельный и не влияет на нормальную продолжительность жизни.

          Какие исследования проводятся?

          NINDS проводит и поддерживает исследования в области нарушений развития, включая PDD. Большая часть этого исследования сосредоточена на понимании неврологической основы PDD и разработке методов диагностики, лечения, предотвращения и, в конечном итоге, лечения этого и подобных заболеваний.

          Информация из MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки
          Расстройство аутистического спектра

          Организации пациентов

          Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA)

          2200 Исследовательский бульвар

          Роквилл

          MD

          Rockville, MD 20850

          Тел .: 301-296-8700; 800-638-8255

          Национальный комитет по аутизму (AUTCOM)

          3 Бедфорд Грин

          Южный Берлингтон

          VT

          Южный Берлингтон, VT 05403

          Научно-исследовательский институт аутизма (ARI)

          4182 Адамс Авеню

          Сан-Диего

          CA

          Сан-Диего, Калифорния 92116

          Тел .: 619-281-7165; 833-281-7165

          MAAP Коалиция аутистического спектра

          с.О. Box 524

          Краун Поинт

          IN

          Краун Пойнт, ИН 46308

          Национальный центр распространения информации о детях с ограниченными возможностями

          Департамент образования США, Управление программ специального образования

          1825 Connecticut Avenue NW, Suite 700

          Вашингтон

          постоянного тока

          Вашингтон, округ Колумбия 20009

          Тел .: 800-695-0285; 202-884-8200

          Национальный институт детского здоровья и Центр информационных ресурсов человека

          с.О. Box 3006

          Роквилл

          .

          Нарушения речи и речи у детей

          Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. У типично развивающихся детей могут возникать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык.

          Помощь детям в изучении языка

          Родители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,

          • Реагирует на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
          • Повторение сказанного ребенком и добавление к нему.
          • Говорить о том, что видит ребенок.
          • Задавать вопросы и слушать ответы.
          • Просмотр или чтение книг.
          • Рассказы.
          • Пение песен и стишки.

          Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни.

          Родители также могут наблюдать следующее:

          Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

          Начало страницы

          Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела.

          Что делать, если есть сомнения

          Некоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не овладевать языковыми вехами одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

          Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:

          • Понимание того, что говорят другие (восприимчивый язык).Это могло быть связано с
            • Не слышите слова (потеря слуха).
            • Не понимаю значения слов.
          • Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это могло быть связано с
            • Незнание слов, которые нужно использовать.
            • Не знаю, как складывать слова.
            • Знание слов, которые нужно использовать, но неспособность их выразить.

          Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:

          • Расстройства речи
            • Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
            • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, например заикание или заикание.
          • Задержка речи - способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
          • Языковые расстройства
            • Афазия (трудности с пониманием или говорением на разных языках из-за травмы головного мозга или его работы).
            • Расстройство обработки слуха (трудности с пониманием значения звуков, посылаемых ухом в мозг)

          Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок.

          Языковые или речевые расстройства могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства также могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь.

          Начало страницы

          Обнаружение проблем с языком или речью

          Если у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об обследовании.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении.

          Специалист по языковому развитию, такой как внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.

          В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, и от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка.

          Начало страницы

          Лечение языковых или речевых расстройств и задержек

          Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

          Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей от 3 лет и старше).Школы могут провести собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

          Что должен знать каждый родитель

          Дети с определенными нарушениями обучаемости, включая языковые или речевые расстройства, имеют право на получение услуг специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и разделом 504 внешнего значка, антидискриминационным законом.

          Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате. Внешний значок

          Роль поставщиков медицинских услуг

          Поставщики медицинских услуг могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с речевыми или языковыми расстройствами, задержкой или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описывается роль, которую медицинские работники могут играть в оказании помощи детям с ограниченными физическими возможностями, включая языковые или речевые расстройства.

          Начало страницы

          Дополнительная информация

          Информация CDC о потере слуха

          Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств внешний значок

          От рождения до 5: смотри, как я процветаю внешний значок

          Американская ассоциация речи, языка и слуха внешний значок

          .

          Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.