|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Основные положения и нормы законодательства о правах ребенкаФедеральные законы по правам ребенкаНормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
Международные правовые акты Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка | Статья:Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов. Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г). В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи: Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход. Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней. Статья 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни. Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение. Статья 31. Дети имеют право на отдых. право на бесплатное образование. Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. Статья 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г) Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». Статья 56. Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г) Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения. Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям. Статья 20. Каждый имеет право на жизнь. Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 37. Каждый имеет право на отдых. Статья 30. Каждый имеет право на объединение. Статья 38. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 43. Каждый имеет право на образование. Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г) 4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей». Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка. Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд. Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка. Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Закон РФ «О защите прав детей» Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены». По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
Уголовный кодекс РФ Предусматривает ответственность: Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних. Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г). Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление. Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Конвенция о правах ребенка. Основные положения.Конвенция о правах ребенка. Основные положения.
Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) — это международный правовой документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирован Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года [1]. Конвенция представляет собой важнейший международно-правовой договор в сфере установления и защиты прав детей. Проблема прав ребенка — одна из самых актуальных социальных проблем современного мира. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, вступлении детей, молодежи в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию прав и законных интересов представителей социальной группы, которая рассматривается как нуждающаяся в социальной поддержке и защите. Проблемой правовой защиты детей от произвола родителей, эксплуатации работодателей заинтересовались еще во второй половине XIX века. В то время защита прав детей затрагивала вопросы жестоких форм эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, согласно которой ребенок признавался объектом международной правовой защиты. Организацией Объединенных Наций, созданной в 1945 году, в первую очередь было принят акт об образовании Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Также Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, признала особым приоритетом защиту и помощь детям. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены 10 социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Однако в силу статуса Декларации как акта международного права она могла иметь только рекомендательный характер. Продолжавшееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия более эффективного международно-правового документа. Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 года принятием Конвенции подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее «Великой хартией вольностей для детей», «мировой конституцией прав ребенка» [5]. Все права, указанные в конвенции можно условно разделить на 4 группы: Права на обеспечение развития – права призванные обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, помочь его полноценному всестороннему развитию как личности и как гражданина. К данной категории относятся: право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, вероисповедание. Права на защиту – права призванные защищать детей от проявления к ним насилия и эксплуатации. Эта такие права, как, например, право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесных наказаний, право на невовлечение в вооруженные конфликты. Права на участие – данные права подразумевают под собой вопросы равноправного участия всех детей в жизни общества. Данная группа прав включает в себя право на выражение собственного мнения, право на объединение в ассоциации, право на участие в решении проблем, касающихся жизни и развития ребенка. Степень вовлеченности в жизнь общества должна увеличиваться по мере взросления ребенка, что, несомненно, благотворно повлияет на развитие ребенка как гражданина. Права на жизнь – это категория прав на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни, такие как право на обеспечение адекватным жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием. Определение в Конвенции социальной группы людей, относящихся к детям, означает необходимость разработки и проведения каждой страной государственной политики в интересах детей. В России данная норма получила отражение в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2]. Конвенция утверждает важные социально-правовые принципы. Каждый ребенок от рождения признается полноценной и полноправной личностью. Его права и законные интересы затрагивают все сферы жизнедеятельности и неотчуждаемы. Конвенция охватывает всю систему гражданских, социальных, экономических, культурных, политических прав. А это предполагает создание государством, обществом, различными социальными институтами, в том числе семьей, таких условий, при которых обеспечиваются здоровая и безопасная окружающая среда, условия, необходимые для выживания, образования, развития ребенка, подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности в различных сферах, установление минимальных социальных норм жилья, питания, медицинской помощи, доступа к культурным ценностям. Будущее людей в целом и населения отдельных государств в частности находится в прямой зависимости от подрастающего поколения. В силу этого обеспечение прав семьи, матерей, отцов и детей, их социальная и правовая защита относятся к числу основных задач, стоящих не только перед отдельными государствами, но и перед мировым сообществом. Российское законодательство на современном этапе включает в себя нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей, однако, вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан. В Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства и детства. Данный процесс не прекращается и в настоящее время. При этом необходимо отметить, что создание отечественного законодательства, направленное на защиту прав и интересов семьи и детей, происходит в соответствии с международными нормами и стандартами. Однако, проблема детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, живущих в детских домах-интернатах, все еще остается не разрешенной. В Конвенции установлено, что для полноценного и гармоничного развития личности детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере которого преобладают счастье, любовь и понимание. В силу законоположений, закрепленных в статье 20 Конвенции, у детей, временно или постоянно лишенных семьи, или которые в их интересах не могут оставаться в своих семьях, имеется право на особую защиту и помощь - их должно предоставить государство. В соответствии с положениями Конвенции дети, лишенные их семей в силу различных обстоятельств, приоритетно должны передаваться на воспитание другим лицам (семье) и только в случае отсутствия такой возможности - направляться в специальные учреждения. По мнению большинства российских исследователей, семья, пусть и приемная, является лучшей средой для воспитания детей, чем детские дома, школы-интернаты и иные учреждения. Согласно данным, которые приводят отечественными исследователи, большинству выпускников специальных учреждений для детей присущи такие деструктивные личностные черты, как неразвитый социальный интеллект - неспособность на практике применять приобретенные теоретические знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, неадекватная самооценка, и т.д. [7, С. 8]. Статистические данные также показывают, что высока вероятность того, что выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот будут страдать от алкогольной и наркотической зависимостей либо попадут в преступную среду [8]. Нередко данные дети заканчивают жизнь самоубийством, и только малая часть детей, воспитанных в условиях детских домов и школ-интернатов для сирот, как не печально это звучит, успешно реализовывают себя в самостоятельной жизни [6]. Также существует проблема, так называемого социального сиротства, при живых родителях. Социальное сиротство- это явление, характерное и болезненное для современного общества. Как известно, всегда легче предупредить негативные явления, однако, что касается социального сиротства, термин профилактика здесь применить сложно, так как вторгаться в семейную жизнь никто не имеет права. Вот и получается, что прийти на помощь социальные службы могут только в двух случаях. Во-первых, если семья обратилась сама, что далеко не всегда происходит вовремя. Во-вторых, когда проблема уже настолько обострилась, что стала заметна окружающим и бдительные соседи, неравнодушные родственники или просто посторонние лица сообщили о нарушении прав ребенка. В последнем случае заниматься профилактикой уже поздно – необходимо срочно оказывать помощь по устранению трудной жизненной ситуации. Как верно отметил уполномоченный по правам ребенка г. Санкт-Петербурга Агапитова С.Ю. в своем ежегодном докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год, среди причин, повлекших за собой риск отказа от ребенка, направления его в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается не только асоциальный и аморальный образ жизни семьи, но и игнорирование нужд ребенка, завышенные требования с элементами психологического насилия, использования детей как инструмента мести второму родителю и т.п. Если компетентность современных матерей и отцов в вопросах воспитания детей очень низкая, то он, вырастая, скорее всего, будет транслировать в своей семье опыт, который передали ему собственные родители [4]. Таким образом, необходимо не просто проведение профилактической работы в отдельных учреждениях, но и создание и реализация общегосударственной, а также на уровне субъектов Российской Федерации, программы профилактики отказов от детей, повышению родительской ответственности и компетентности, в реализации которой будут принимать участие, как государственные учреждения, так и некоммерческие организации. Также, для того, чтобы как можно большее количество сирот могло воспитываться хотя и в приемной, но все-таки семье, государство и общество не должны экономить в отношении семей, желающих взять детей на воспитание. Общество со своей стороны, а именно сами граждане, должны более внимательно относится к данной социальной категории. Государство должно с детства прививать людям уважение и понимание необходимости помощи, в том числе и благотворительной от каждого человека по мере его возможностей, указанным семьям. Ведь родители, которые взяли на воспитание несколько детей-сирот, детей-инвалидов, с тяжелыми пороками и заболеваниями, в том числе и в том возрасте, когда система уже оказала негативное влияние на ребенка и его поведение разительно отличается от общепринятой нормы, фактически совершают подвиг на благо будущего общества, стараясь по мере сил дать детям, которые в самом начале их жизни были лишены необходимых каждому человеку благ, ограничены в возможности реализации своих прав, гарантированных каждому ребенку, все необходимое для возможности реализации их как равноправных членов общества. Вряд ли стоит оспаривать, что, воспитываясь в такой среде, приемные дети с ранних лет будут приучаться жить в семье в окружении любви и заботы, благодаря чему у них появится больше шансов стать успешными членами нашего общества с высоким чувством ответственности перед своими детьми, что является залогом процветания будущих поколений. Помимо этого, родителям-воспитателям государство должно выплачивать достойную заработную плату. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей указом президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в нашей стране 2018-2027 годы объявлены «Десятилетием детства» [3]. Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди своего народа, чтобы ее положения стали нормой в сознании граждан, что обеспечит соблюдение всех ее положений, так как нет наиболее действенного способа регулирования поведения людей, чем их самоконтроль, ведь соблюдение и принятие приходит через понимание. Конвенция по правам ребенка по своему содержанию носит декларативный характер, закрепляя важнейшие права самой незащищенной и значительной части населения. Главная задача по реализации указанных прав ложится на государства-участников. Россия, ратифицировав данный международный акт, взяла на себя обязанности по обеспечению и гарантии соблюдения прав ребенка. Так, приняты новые законы, создан институт уполномоченного по правам ребенка, усовершенствована система помощи семьям, на реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства. Вместе с тем, проблема сиротств и приемных детей будет оставаться актуальной, требующей пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны каждого члена нашего общества, а также требующей постоянного принятия мер по улучшению сложившейся ситуации, пока каждый ребенок в мире не обретет свою семью. Ведь нельзя утверждать, что все положения Конвенции соблюдены и реализованы, пока хоть один ребенок воспитывается в государственных учреждениях или в неблагополучной обстановке.
Список использованных источников:
Старший юрисконсульт правовой группы УМВД России по Петроградскому району г. СПб Новикова А.В. Нормативные правовые и иные акты в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнихКОНСТИТУЦИЯ РФ И КОДЕКСЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Права ребенка - международное и российское законодательствоПрава ребенка признаются за лицом, в соответствии с законом признаваемым ребенком. В соответствии с международным законодательством «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Права ребенка — международное и российское законодательство
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ(Извлечение из «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ)Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом. Статья 56. Право ребенка на защиту1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери. Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия. Статья 60. Имущественные права ребенка1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством. Полезная информация о правах несовершеннолетних детейзаконы, как регулируется и осуществляетсяПо законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством. Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства. При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера. Содержание статьи Виды прав ребенкаОсновные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей. В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних. Права детей Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:
Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля. Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств. Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме. На заметку! При наличии дееспособности, например, вступлении в брак до совершеннолетия, гражданин может самостоятельно представлять свои интересы. Статья 54 Семейного кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье» Статья 55 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками» Статья 56 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на защиту» Статья 57 Семейного кодекса РФ «Право ребенка выражать свое мнение» Статья 58 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» Статья 60 Семейного кодекса РФ «Имущественные права ребенка» Статья 26 Гражданского кодекса РФ «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет» Чем регулируются детские права в РФОсновные положения прописаны в Конституции Российской Федерации. По ее нормам детство охраняется государством с помощью правовых норм, которые сформированы в единую систему. Осуществление защиты прав ребенка Список основных актов, которые регулируют защиту несовершеннолетних, их права и гарантии:
Дополнительная защита предоставлена различными кодексами, включая административный и уголовный. Главным условием существования системы охраны прав является отсутствие противоречий в различных нормативных актах, в частности между федеральными и региональными законами. Вся правовая база подтверждает и регулирует особый социальный статус граждан с возрастом менее 18 лет. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детейОсновные функции выполняет орган опеки и попечительства. Он выполняет свои обязанности с помощью обеспечения необходимыми правами и гарантиями всех несовершеннолетних, а также полностью берет на себя ответственность, если дети остались без попечения родителей.Но по законодательству есть еще ряд органов, которые будут защищать несовершеннолетних, их права или гарантии. Среди них:
Все указанные органы осуществляют деятельность на основе правовой нормативной базы, которая установлена законодательством РФ. Дополнительно есть определенная категория лиц, которые уполномочены в данной сфере. Омбудсмен занимается как региональными, так и федеральными делами, связанными с гражданами, не достигшими совершеннолетия. Как осуществляется защита прав ребенка?По ФЗ № 124-ФЗ защита прав является приоритетной. Данная сфера имеет широкий комплекс мер, которые разделены по различным отраслям, включая образование, здравоохранение, семью. Для каждой отдельной сферы деятельности есть свои отдельные варианты по охране прав и гарантий. Важно! Любые нарушения будут вести к ответственности как отдельных лиц, так и целых организаций, поэтому весь список обязательств в отношении граждан младше 18 лет должен быть выполнен в полном объеме. Сфера образованияГражданам младше 18 лет предоставляется возможность получения различных вариантов образования, соответствующих возрасту. Бесплатным считается получение различных форм образования, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее. Право на образование в РФ Получается, что каждый гражданин имеет право на посещение учебных заведений. Вся сфера регламентирована законом об образовании, то есть ФЗ N 273-ФЗ. На основании него построено несколько принципов, которые позволяют получить бесплатное и доступное образование, а также возможность получения образования с использованием своего родного языка. При обучении должны учитываться особенности и интересы самих несовершеннолетних, в том числе при их ограниченных возможностях. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Семейная сфераЧастная жизнь имеет неприкосновенность по Конституции РФ и другим дополнительным регламентам, включая СК РФ. Но здесь есть нюанс. Любое злоупотребление своими правами со стороны взрослого в отношении сына или дочери, в том числе ущемление свобод или унижение достоинства, наказуемо. Отдельно выделяется невыполнение своих обязательств по защите интересов детей, а также их материальному обеспечению.Любой ребенок должен быть обеспечен не только материально, но и благоприятной для развития жизнью. Сюда включают хорошую психологическую обстановку, которая не содержит моментов, влияющих на неправильное формирование личности. К любому законному представителю, если он не выполняет свои обязательства, применяются меры принудительного воздействия. Таким законным представителем могут быть не только родители, но и опекуны. Любое преступление, которое касается несовершеннолетнего, в зависимости от тяжести, влечет уголовную или административную ответственность. Что делать в случае нарушения интересов несовершеннолетнихЛюбое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории. Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки. Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности. Ответственность за ущемление детских интересовЛюбое ущемление ведет к ответственности. Она различается от тяжести преступления или проступка. Чаще всего при постоянном или серьезном нарушении проводится процедура лишения прав.При отсутствии должного материального обеспечения, например алиментных обязательствах, могут применяться различные меры. Внимание! Вся ответственность возлагается только по решению суда, который рассматривает дело и выносит соответствующее постановление. Наиболее частым случаем являются долги по алиментам. Судебные приставы могут применять такие меры воздействия, как запрет на выезд за границу и опись имущества, а также арест счетов. При злостном уклонении наступает административная и уголовная ответственность. В последнем случае могут быть применены реальные сроки с лишением свободы и содержанием под стражей. Все остальные преступления и соответствующие наказания регламентированы УК РФ. Законодательство РФ имеет полноценный набор различных нормативных актов, которые регулируют деятельность исполнительных органов по защите интересов несовершеннолетних граждан. С помощью правовой базы граждане, не достигшие 18 лет, становятся одной из наиболее защищенных категорий населения. За любые преступления и нарушения в отношении их имеются установленные меры ответственности, включая уголовное наказание. Что такое Конвенция о правах ребенка?В 1989 году произошло невероятное. На фоне меняющегося мирового порядка мировые лидеры собрались вместе и взяли на себя историческое обязательство перед детьми мира. Они дали каждому ребенку обещание защищать и реализовывать свои права, приняв международно-правовую основу - Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка. В этом договоре содержится глубокая идея: дети - это не просто объекты, которые принадлежат их родителям и для которых принимаются решения, или взрослые, обучающиеся.Скорее, они люди и личности со своими правами. Конвенция гласит, что детство отделено от взрослой жизни и длится до 18 лет; это особое, защищенное время, в которое детям нужно дать возможность расти, учиться, играть, развиваться и процветать с достоинством. Конвенция стала самым широко ратифицированным договором о правах человека в истории и помогла изменить жизнь детей. |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |