О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Основные положения и нормы законодательства о правах ребенка


Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
  • соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
  • демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка | Статья:

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г). 

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья  23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273   «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)    

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56. Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29. Каждому  гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37. Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38. Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение  его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит:  «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Предусматривает ответственность:

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ  № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14. Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конвенция о правах ребенка. Основные положения.

Конвенция о правах ребенка. Основные положения.

 

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) —  это международный правовой документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирован Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года [1].

Конвенция представляет собой важнейший международно-правовой договор в сфере установления и защиты прав детей.

Проблема прав ребенка — одна из самых актуальных социальных проблем современного мира. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, вступлении детей, молодежи в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию прав и законных интересов представителей социальной группы, которая рассматривается как нуждающаяся в социальной поддержке и защите.

Проблемой правовой защиты детей от произвола родителей, эксплуатации работодателей заинтересовались еще во второй половине XIX века. В то время защита прав детей затрагивала вопросы жестоких форм эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1924 году Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, согласно которой ребенок признавался объектом международной правовой защиты. Организацией Объединенных Наций, созданной в 1945 году, в первую очередь было принят акт об образовании Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Также Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года, признала особым приоритетом защиту и помощь детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены 10 социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Однако в силу статуса Декларации как акта международного права она могла иметь только рекомендательный характер. Продолжавшееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия более эффективного международно-правового документа.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 года принятием Конвенции подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее «Великой хартией вольностей для детей», «мировой конституцией прав ребенка» [5].

Все права, указанные в конвенции можно условно разделить на 4 группы:

Права на обеспечение развития – права призванные обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, помочь его полноценному всестороннему развитию как личности и как гражданина. К данной категории относятся: право на образование, досуг, участие в культурных мероприятиях, вероисповедание.

Права на защиту – права призванные защищать детей от проявления к ним насилия и эксплуатации. Эта такие права, как, например, право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесных наказаний, право на невовлечение в вооруженные конфликты.

Права на участие – данные права подразумевают под собой вопросы равноправного участия всех детей в жизни общества. Данная группа прав включает в себя право на выражение собственного мнения, право на объединение в ассоциации, право на участие в решении проблем, касающихся жизни и развития ребенка. Степень вовлеченности в жизнь общества должна увеличиваться по мере взросления ребенка, что, несомненно, благотворно повлияет на развитие ребенка как гражданина.

Права на жизнь – это категория прав на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нормальной жизни, такие как право на обеспечение адекватным жилищными условиями, питанием и медицинским обслуживанием.

Определение в Конвенции социальной группы людей, относящихся к детям, означает необходимость разработки и проведения каждой страной государственной политики в интересах детей. В России данная норма получила отражение в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2].

Конвенция утверждает важные социально-правовые принципы. Каждый ребенок от рождения признается полноценной и полноправной личностью. Его права и законные интересы затрагивают все сферы жизнедеятельности и неотчуждаемы. Конвенция охватывает всю систему гражданских, социальных, экономических, культурных, политических прав. А это предполагает создание государством, обществом, различными социальными институтами, в том числе семьей, таких условий, при которых обеспечиваются здоровая и безопасная окружающая среда, условия, необходимые для выживания, образования, развития ребенка, подготовки его к самостоятельной жизнедеятельности в различных сферах, установление минимальных социальных норм жилья, питания, медицинской помощи, доступа к культурным ценностям.

Будущее людей в целом и населения отдельных государств в частности находится в прямой зависимости от подрастающего поколения. В силу этого обеспечение прав семьи, матерей, отцов и детей, их социальная и правовая защита относятся к числу основных задач, стоящих не только перед отдельными государствами, но и перед мировым сообществом.

Российское законодательство на современном этапе включает в себя   нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей, однако, вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

В Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства и детства. Данный процесс не прекращается и в настоящее время. При этом необходимо отметить, что создание отечественного законодательства, направленное на защиту прав и интересов семьи и детей, происходит в соответствии с международными нормами и стандартами.

Однако, проблема детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, живущих в детских домах-интернатах, все еще остается не разрешенной.

В Конвенции установлено, что для полноценного и гармоничного развития личности детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере которого преобладают счастье, любовь и понимание. В силу законоположений, закрепленных в статье 20 Конвенции, у детей, временно или постоянно лишенных семьи, или которые в их интересах не могут оставаться в своих семьях, имеется право на особую защиту и помощь - их должно предоставить государство. В соответствии с положениями Конвенции дети, лишенные их семей в силу различных обстоятельств, приоритетно должны передаваться на воспитание другим лицам (семье) и только в случае отсутствия такой возможности -  направляться в специальные учреждения.

По мнению большинства российских исследователей, семья, пусть и приемная, является лучшей средой для воспитания детей, чем детские дома, школы-интернаты и иные учреждения. Согласно данным, которые приводят отечественными исследователи, большинству выпускников специальных учреждений для детей присущи такие деструктивные личностные черты, как неразвитый социальный интеллект - неспособность на практике применять приобретенные теоретические знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, неадекватная самооценка, и т.д. [7, С. 8].

Статистические данные также показывают, что высока вероятность того, что выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот будут страдать от алкогольной и наркотической зависимостей либо попадут в преступную среду [8]. Нередко данные дети заканчивают жизнь самоубийством, и только  малая часть детей, воспитанных в условиях детских домов и школ-интернатов для сирот, как не печально это звучит, успешно реализовывают себя в самостоятельной жизни [6].

 Также существует проблема, так называемого социального сиротства, при живых родителях. Социальное сиротство- это явление, характерное и болезненное для современного общества. Как известно, всегда легче предупредить негативные явления, однако, что касается социального сиротства, термин профилактика здесь применить сложно, так как вторгаться в семейную жизнь никто не имеет права. Вот и получается, что прийти на помощь социальные службы могут только в двух случаях. Во-первых, если семья обратилась сама, что далеко не всегда происходит вовремя. Во-вторых, когда проблема уже настолько обострилась, что стала заметна окружающим и бдительные соседи, неравнодушные родственники или просто посторонние лица сообщили о нарушении прав ребенка. В последнем случае заниматься профилактикой уже поздно – необходимо срочно оказывать помощь по устранению трудной жизненной ситуации.

Как верно отметил уполномоченный по правам ребенка г. Санкт-Петербурга Агапитова С.Ю. в своем ежегодном докладе о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год, среди причин, повлекших за собой риск отказа от ребенка, направления его в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается не только асоциальный и аморальный образ жизни семьи, но и игнорирование нужд ребенка, завышенные требования с элементами психологического насилия, использования детей как инструмента мести второму родителю и т.п. Если компетентность современных матерей и отцов в вопросах воспитания детей очень низкая, то он, вырастая, скорее всего, будет транслировать в своей семье опыт, который передали ему собственные родители [4].

Таким образом, необходимо не просто проведение профилактической работы в отдельных учреждениях, но и создание и реализация общегосударственной, а также на уровне субъектов Российской Федерации, программы профилактики отказов от детей, повышению родительской ответственности и компетентности, в реализации которой будут принимать участие, как государственные учреждения, так и некоммерческие организации.

Также, для того, чтобы как можно большее количество сирот могло воспитываться хотя и в приемной, но все-таки семье, государство и общество не должны экономить в отношении  семей, желающих взять детей на воспитание. Общество со своей стороны, а именно сами граждане, должны более внимательно относится к данной социальной категории. Государство должно с детства прививать  людям уважение и понимание необходимости помощи, в том числе и благотворительной от каждого человека по мере его возможностей, указанным семьям. Ведь родители, которые взяли на воспитание несколько детей-сирот, детей-инвалидов, с тяжелыми пороками и заболеваниями, в том числе и в том возрасте, когда система уже оказала негативное влияние на ребенка и его поведение  разительно отличается от общепринятой нормы, фактически совершают подвиг на благо будущего общества, стараясь по мере сил дать детям, которые в самом начале их жизни были лишены необходимых каждому человеку благ, ограничены в возможности реализации своих прав, гарантированных каждому ребенку, все необходимое для возможности реализации их как равноправных членов общества. Вряд ли стоит оспаривать, что, воспитываясь в такой среде, приемные дети с ранних лет будут приучаться жить в семье в окружении любви и заботы, благодаря чему у них появится больше шансов стать успешными членами нашего общества с высоким чувством ответственности перед своими детьми, что является залогом процветания будущих поколений.

Помимо этого, родителям-воспитателям государство должно выплачивать достойную заработную плату.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей указом президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в нашей стране 2018-2027 годы объявлены «Десятилетием детства» [3].

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди своего народа, чтобы ее положения стали нормой   в сознании граждан, что обеспечит соблюдение всех ее положений, так как нет наиболее действенного способа регулирования поведения людей, чем их самоконтроль, ведь соблюдение и принятие приходит через понимание.

Конвенция по правам ребенка по своему содержанию носит декларативный характер, закрепляя важнейшие права самой незащищенной и значительной части населения. Главная задача по реализации указанных прав ложится на государства-участников. Россия, ратифицировав данный международный акт, взяла на себя обязанности по обеспечению и гарантии соблюдения прав ребенка. Так, приняты новые законы, создан институт уполномоченного по правам ребенка, усовершенствована система помощи семьям, на реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства. Вместе с тем, проблема сиротств и приемных детей будет оставаться актуальной, требующей пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны каждого члена нашего общества, а также требующей постоянного принятия мер по улучшению сложившейся ситуации, пока каждый ребенок в мире не обретет свою семью. Ведь нельзя утверждать, что все положения Конвенции соблюдены и реализованы, пока хоть один ребенок воспитывается в государственных учреждениях или в неблагополучной обстановке.   

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для России с 15.09.1900 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. 1990.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ 03.08.1998. № 31. ст. 3802.
  3. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 // Российская газета. 2017.
  4. Агапитова С.Ю. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге и о соблюдении и защите прав и законных интересов детей за 2017 год. URL: http://www.spbdeti.org/id6990 (дата обращения 15.06.2018).
  5. Камалдинова Э.Ш. Конвенция о правах ребенка: Энциклопедия гуманитарных наук. / Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 199-200.
  6. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем. URL: http://juvenjust.org/txt/index.php/t495.html (дата обращения 10.06.2018).
  7. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3. С. 6 - 9.
  8. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей. [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». (дата обращения 14.06.2018).

 

Старший юрисконсульт правовой группы

УМВД России по Петроградскому району г. СПб

Новикова А.В.

Нормативные правовые и иные акты в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних

КОНСТИТУЦИЯ РФ И КОДЕКСЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  • Декларация прав ребенка 1959 г.;
    Текст декларации
  • Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
    Текст декларации
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;
    Текст декларации
  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила).
    Текст декларации

Права ребенка - международное и российское законодательство

     Права ребенка признаются за лицом, в соответствии с законом признаваемым ребенком.

     В соответствии с международным законодательством  «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Права ребенка — международное и российское законодательство

  Международное законодательство о правах ребенка     Российское законодательство о правах ребенка

 

Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

(Извлечение из «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ)

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

 

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

 

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

 

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

 

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

 

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

 

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

 

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

 

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

 

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

 

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

 

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

 
Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

 

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

 

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

 

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

 

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

 

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

 

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

 

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

 

Полезная информация о правах несовершеннолетних детей

законы, как регулируется и осуществляется

По законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством. Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства. При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера.

Содержание статьи

Виды прав ребенка

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Права детей

Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:

  • наличие семьи и проживание с ней, если этот момент не ограничивается законом. Например, родители могут быть лишены своих возможностей в отношении детей, тогда вопросами занимаются органы опеки и попечительства. При стандартном варианте человек должен получать в семье не только воспитание, но и весь комплекс мер, которые связаны с его обеспечением и возможностью получить необходимое образование, а также развитие;
  • право общаться с родственниками, в том числе дальними. Исключением будет наличие судебного запрета в отношении определенного лица. Если запрет установлен самовольно родителем, то происходит нарушение прав несовершеннолетнего;
  • права на мнение и собственную личность. При вопросе, который затрагивает интересы ребенка, его мнение должно быть учтено. После наступления возраста 10 лет мнение может быть определяющим при судебных решениях, касающихся родительских обязательств, а также при процессах изменения фамилии, имени;
  • право на фамилию, которая переходит от одного из родителей, а также на отчество, переходящее от отца;
  • дети имеют права связанные с защитой их интересов. Основная функция возложена на родителей или других законных представителей. Этот момент является непреложным даже при раздельном проживании с одним из родителей. Исключение — это возложение обязательств на органы опеки или других лиц, если есть судебное решение об ограничении или лишении прав родителей. Любое лечение или обучение в различных организациях означает, что в данных момент функции по защите должна взять администрация учреждения;
  • защита от злоупотребления родителем своих прав в отношении ребенка, а также уважение к его чести и достоинству. Здесь чаще всего рассматривают комплексный подход, который должен обеспечивать не только комфорт для развития, но и отсутствие различных факторов, влияющих на психику.

Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля.

Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств.

Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме.

На заметку! При наличии дееспособности, например, вступлении в брак до совершеннолетия, гражданин может самостоятельно представлять свои интересы.

Статья 54 Семейного кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Статья 55 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками»

Статья 56 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на защиту»

Статья 57 Семейного кодекса РФ «Право ребенка выражать свое мнение»

Статья 58 Семейного кодекса РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Статья 60 Семейного кодекса РФ «Имущественные права ребенка»

Статья 26 Гражданского кодекса РФ «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»

Чем регулируются детские права в РФ

Основные положения прописаны в Конституции Российской Федерации. По ее нормам детство охраняется государством с помощью правовых норм, которые сформированы в единую систему.

Осуществление защиты прав ребенка

Список основных актов, которые регулируют защиту несовершеннолетних, их права и гарантии:

  • Конституция РФ;
  • федеральное законодательство в сфере здоровья и образования;
  • ФЗ № 124-ФЗ, в котором прописаны основные гарантии;
  • федеральные и региональные нормативные акты, имеющие информацию по опеке и дополнительным гарантиям в отношении несовершеннолетних;
  • международные конвенции, которые были приняты РФ.

Дополнительная защита предоставлена различными кодексами, включая административный и уголовный.

Главным условием существования системы охраны прав является отсутствие противоречий в различных нормативных актах, в частности между федеральными и региональными законами.

Вся правовая база подтверждает и регулирует особый социальный статус граждан с возрастом менее 18 лет.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Основные функции выполняет орган опеки и попечительства. Он выполняет свои обязанности с помощью обеспечения необходимыми правами и гарантиями всех несовершеннолетних, а также полностью берет на себя ответственность, если дети остались без попечения родителей.

Но по законодательству есть еще ряд органов, которые будут защищать несовершеннолетних, их права или гарантии. Среди них:

  • прокуратура;
  • ОВД;
  • общественные организации, в том числе международные.

Все указанные органы осуществляют деятельность на основе правовой нормативной базы, которая установлена законодательством РФ.

Дополнительно есть определенная категория лиц, которые уполномочены в данной сфере. Омбудсмен занимается как региональными, так и федеральными делами, связанными с гражданами, не достигшими совершеннолетия.

Как осуществляется защита прав ребенка?

По ФЗ № 124-ФЗ защита прав является приоритетной. Данная сфера имеет широкий комплекс мер, которые разделены по различным отраслям, включая образование, здравоохранение, семью.

Для каждой отдельной сферы деятельности есть свои отдельные варианты по охране прав и гарантий.

Важно! Любые нарушения будут вести к ответственности как отдельных лиц, так и целых организаций, поэтому весь список обязательств в отношении граждан младше 18 лет должен быть выполнен в полном объеме.

Сфера образования

Гражданам младше 18 лет предоставляется возможность получения различных вариантов образования, соответствующих возрасту. Бесплатным считается получение различных форм образования, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее.

Право на образование в РФ

Получается, что каждый гражданин имеет право на посещение учебных заведений.

Вся сфера регламентирована законом об образовании, то есть ФЗ N 273-ФЗ. На основании него построено несколько принципов, которые позволяют получить бесплатное и доступное образование, а также возможность получения образования с использованием своего родного языка.

При обучении должны учитываться особенности и интересы самих несовершеннолетних, в том числе при их ограниченных возможностях.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Семейная сфера

Частная жизнь имеет неприкосновенность по Конституции РФ и другим дополнительным регламентам, включая СК РФ. Но здесь есть нюанс. Любое злоупотребление своими правами со стороны взрослого в отношении сына или дочери, в том числе ущемление свобод или унижение достоинства, наказуемо. Отдельно выделяется невыполнение своих обязательств по защите интересов детей, а также их материальному обеспечению.

Любой ребенок должен быть обеспечен не только материально, но и благоприятной для развития жизнью. Сюда включают хорошую психологическую обстановку, которая не содержит моментов, влияющих на неправильное формирование личности.

К любому законному представителю, если он не выполняет свои обязательства, применяются меры принудительного воздействия. Таким законным представителем могут быть не только родители, но и опекуны.

Любое преступление, которое касается несовершеннолетнего, в зависимости от тяжести, влечет уголовную или административную ответственность.

Что делать в случае нарушения интересов несовершеннолетних

Любое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории.

Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки.

Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности.

Ответственность за ущемление детских интересов

Любое ущемление ведет к ответственности. Она различается от тяжести преступления или проступка. Чаще всего при постоянном или серьезном нарушении проводится процедура лишения прав.

При отсутствии должного материального обеспечения, например алиментных обязательствах, могут применяться различные меры.

Внимание! Вся ответственность возлагается только по решению суда, который рассматривает дело и выносит соответствующее постановление.

Наиболее частым случаем являются долги по алиментам. Судебные приставы могут применять такие меры воздействия, как запрет на выезд за границу и опись имущества, а также арест счетов.

При злостном уклонении наступает административная и уголовная ответственность. В последнем случае могут быть применены реальные сроки с лишением свободы и содержанием под стражей.

Все остальные преступления и соответствующие наказания регламентированы УК РФ.

Законодательство РФ имеет полноценный набор различных нормативных актов, которые регулируют деятельность исполнительных органов по защите интересов несовершеннолетних граждан. С помощью правовой базы граждане, не достигшие 18 лет, становятся одной из наиболее защищенных категорий населения. За любые преступления и нарушения в отношении их имеются установленные меры ответственности, включая уголовное наказание.

Что такое Конвенция о правах ребенка?

В 1989 году произошло невероятное. На фоне меняющегося мирового порядка мировые лидеры собрались вместе и взяли на себя историческое обязательство перед детьми мира. Они дали каждому ребенку обещание защищать и реализовывать свои права, приняв международно-правовую основу - Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

В этом договоре содержится глубокая идея: дети - это не просто объекты, которые принадлежат их родителям и для которых принимаются решения, или взрослые, обучающиеся.Скорее, они люди и личности со своими правами. Конвенция гласит, что детство отделено от взрослой жизни и длится до 18 лет; это особое, защищенное время, в которое детям нужно дать возможность расти, учиться, играть, развиваться и процветать с достоинством. Конвенция стала самым широко ратифицированным договором о правах человека в истории и помогла изменить жизнь детей.


Чего достигла Конвенция?

Конвенция - наиболее широко ратифицированный договор о правах человека в истории.Это побудило правительства изменить законы и политику и сделать инвестиции, чтобы больше детей, наконец, получили медицинское обслуживание и питание, необходимые для выживания и развития, и существуют более надежные гарантии защиты детей от насилия и эксплуатации. Это также позволило большему количеству детей услышать свои голоса и принять участие в жизни общества.


Детство сегодня: новые угрозы, новые возможности

Несмотря на этот прогресс, Конвенция до сих пор не реализована полностью или широко не известна и не понята.Миллионы детей продолжают страдать от нарушений своих прав, когда им отказывают в надлежащем медицинском обслуживании, питании, образовании и защите от насилия. Детство по-прежнему прерывается, когда дети вынуждены бросать школу, выполнять опасную работу, выходить замуж, сражаться в войнах или сидеть в тюрьмах для взрослых.

И глобальные изменения, такие как рост цифровых технологий, изменение окружающей среды, затяжные конфликты и массовая миграция, полностью меняют детство. Сегодняшние дети сталкиваются с новыми угрозами своим правам, но у них также появляются новые возможности для реализации своих прав.


Что должно произойти

Надежда, видение и приверженность мировых лидеров в 1989 году привели к Конвенции. Сегодняшнее поколение должно потребовать, чтобы мировые лидеры из правительства, бизнеса и сообществ положили конец нарушениям прав детей сейчас, раз и навсегда. Они должны взять на себя обязательство действовать, чтобы каждый ребенок имел все права.

.

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка

Наиболее всеобъемлющей правовой основой права детей на участие (и прав детей в целом) является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР ООН). Статья 12 конвенции особенно важна, поскольку она требует от государств-участников КПР:

гарантирует всем детям, способным формировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим их;

следить за тем, чтобы взглядам детей уделялось должное внимание в соответствии с их возрастом и зрелостью;

предоставляет детям возможность быть услышанными в судебных и административных процессах, прямо или косвенно.

Другие статьи КПР также гарантируют права на участие. Статья 23 требует, чтобы государства обеспечивали детям с умственными или физическими недостатками возможность вести полноценную и достойную жизнь с «активным участием в жизни общества». В статье 5 подтверждается важность руководства и руководства со стороны родителей, с уважением к развивающимся способностям ребенка, в отношении того, как ребенок может осуществлять свои права, определенные в Конвенции. (Эта конкретная статья была специально разработана для КПР; многие другие, в частности, такие статьи, как статьи 13-17 и 30, берут свое начало в Международном пакте о гражданских и политических правах.) Чтобы реализовать свои права и участвовать в принятии решений, дети должны знать, каковы их права: Статья 42 требует, чтобы государства принимали меры для обеспечения того, чтобы и дети, и родители знали о принципах и положениях Конвенции.

.

Справочник по европейскому праву, касающемуся прав ребенка

Обзор

Справочник также иллюстрирует важность родителей и опекунов или других законных представителей и делает ссылку, где это уместно, на то, где права и обязанности в наибольшей степени принадлежат лицам, осуществляющим уход за детьми .

Это руководство направлено на повышение осведомленности и углубление знаний о правовых стандартах, защищающих и продвигающих права детей в Европе. Это справочная информация по законам Европейского союза (ЕС) и Совета Европы (СЕ), относящимся к этим вопросам, и объясняет, как каждый вопрос регулируется законодательством ЕС, включая Хартию основных прав Европейского союза, а также согласно Европейской конвенции о правах человека (ECHR), Европейской социальной хартии (ESC) и другим инструментам Совета Европы.

Справочник предназначен для юристов-неспециалистов, судей, прокуроров, органов по защите детей, а также других практиков и организаций, ответственных за обеспечение правовой защиты прав ребенка. В нем объясняется основная судебная практика, резюмируются основные постановления Суда Европейского Союза (CJEU) и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Доступны другие языковые версии:

.

25 лет Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка - это международный договор, принятый Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, устанавливающий глобальные стандарты для обеспечения защиты, выживания и развития всех детей без дискриминации. Страны, ратифицировавшие договор, обязуются защищать детей от экономической и сексуальной эксплуатации, насилия и других форм жестокого обращения и продвигать права детей на образование, здравоохранение и достойный уровень жизни.В конвенции также рассматриваются права детей на имя и гражданство, право быть услышанными, справедливое обращение в случае обвинения в совершении правонарушений, когда они лишены родительской опеки и другие права.

1. Сколько стран ратифицировали конвенцию?

Конвенция о правах ребенка - это наиболее быстро и широко ратифицированный договор о правах человека в истории - 194 страны выступили в качестве «государств-участников». Единственные страны, которые не ратифицировали договор, - это Сомали, Южный Судан и США.

2. Как съезд улучшил жизнь детей?

Многие страны использовали конвенцию для усиления своего национального законодательства и приняли новую политику, направленную на улучшение жизни детей. Хотя конвенция является лишь фактором, способствующим этому, сейчас детям во многих отношениях лучше, чем 25 лет назад. Повышенное внимание к праву детей на здоровье означает, что вероятность того, что родившийся сегодня ребенок достигнет пятилетнего возраста, более чем в два раза выше, чем у ребенка, родившегося 25 лет назад.Обязательство стран предоставлять бесплатное начальное образование означает, что дети с гораздо большей вероятностью будут посещать школу. В 1990 г. только 53% детей в наименее развитых странах посещали школу; сегодня это 81 процент.

В связи с усилением ограничений на трудоустройство детей уровень детского труда снизился. В 1990-е годы работал почти каждый четвертый ребенок в возрасте до 15 лет; сегодня это менее 1 из 8. Вероятность калечащих операций на женских половых органах у девочек на треть ниже, чем в прошлом поколении.Сейчас 42 страны запрещают все формы телесных наказаний в отношении детей, по сравнению с 4 странами в 1989 году, когда была принята конвенция.

Конвенция также является ценным инструментом для граждан и неправительственных организаций, чтобы заставить их правительство соблюдать четкие стандарты обращения с детьми.

3. Как правительства не выполняют Конвенцию?

Многие дети остались в стороне от прогресса последних 25 лет.И хотя многие страны приняли впечатляющие наборы законов о защите детей, часто они не обеспечивают их соблюдение. По крайней мере, 58 миллионов детей не ходят в школу, особенно девочки, дети из бедных семей, дети из стран конфликта и дети с ограниченными возможностями. Многие дети страдают и умирают от болезней, которые можно легко предотвратить, включая диарею и малярию. По оценкам Международной организации труда, 168 миллионов детей заняты детским трудом. Ежегодно во всем мире около 14 миллионов девочек - 38 000 в день - выходят замуж до достижения 18-летнего возраста.

Хотя конвенция обязывает правительства использовать заключение под стражу как крайнюю меру и на самый короткий период времени, по крайней мере один миллион детей содержится в тюрьмах и тюрьмах в любой день, многие без предъявления обвинений или за ненасильственные или мелкие правонарушения. . Еще десятки тысяч задержаны исключительно из-за их иммиграционного статуса. Девяносто процентов детей в мире живут в странах, где телесные наказания и другое физическое насилие в отношении детей по-прежнему являются законными.

4. Как обеспечивается соблюдение конвенции?

Страны, ратифицировавшие договор, должны каждые пять лет представлять отчеты в комитет независимых экспертов ООН - Комитет по правам ребенка. Комитет изучает не только отчеты каждой страны, но и информацию из неправительственных организаций и источников ООН, чтобы определить области, в которых наблюдается прогресс и озабоченность, и рекомендовать шаги, которые страна должна предпринять для улучшения жизни детей.

Факультативная процедура сообщений, принятая ООН в 2011 году, позволяет людям подавать жалобы в Комитет по правам ребенка на нарушения их прав в соответствии с конвенцией, если внутренние средства правовой защиты были исчерпаны.Затем комитет может расследовать жалобы и дать рекомендации стране, ответственной за нарушение.

5. Почему Соединенные Штаты не ратифицировали Конвенцию?

Из трех стран, не ратифицировавших конвенцию, только Соединенные Штаты не заявили о своем намерении сделать это. Официальные лица и законодатели США, а также некоторые организации выдвигали различные аргументы против ратификации договора. Некоторые утверждают, что, поскольку законы США уже соответствуют большинству элементов конвенции, нет необходимости ратифицировать договор.Однако законы и практика США во многом нарушают эту конвенцию. Например, в США суды по-прежнему позволяют приговаривать людей, совершивших преступления до 18 лет, к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения. А исключения в законах США о детском труде позволяют детям в возрасте от 12 лет работать в сельском хозяйстве в течение долгих часов и в опасных условиях в нарушение конвенционных запретов на экономическую эксплуатацию детей. Хотя США должны положить конец этой практике, они не являются препятствием для ратификации конвенции.

Другие утверждали, что конвенция является «антисемейной» и что ее ратификация подорвет свободу родителей воспитывать и воспитывать своих детей. Эти противники охарактеризовали конвенцию как «пустой чек на вмешательство государства в дом». Фактически, в конвенции неоднократно упоминаются права и обязанности родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их руководство.

6. Каковы дополнительные протоколы конвенции?

Конвенция имеет три факультативных протокола, по которым страны договорились после принятия договора, и которые имеют статус независимых договоров.Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах, принятый в 2000 году, касается в первую очередь детей-солдат и устанавливает 18 лет в качестве минимального возраста для непосредственного участия в боевых действиях, а также для любого призыва или принудительного призыва в вооруженные силы. Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии был также принят в 2000 г. Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений для подачи жалоб в соответствии с Конвенцией был принят в 2011 году

7. Что должны делать правительства, чтобы лучше реализовывать права детей?

Права миллионов детей по-прежнему нарушаются ежедневно. Правительствам следует предпринять несколько важных шагов для выполнения своих международных обязательств перед детьми:

  1. пересмотреть национальное законодательство, чтобы убедиться, что оно соответствует конвенции, например, путем обеспечения строгого запрещения детского труда, детских браков, калечения женских половых органов и всех форм насилия в отношении детей;
  2. обеспечить ответственность за нарушения прав детей путем установления процедур подачи жалоб и механизмов расследования, а также обеспечения справедливого привлечения к ответственности лиц, совершающих насилие - будь то родители, учителя, работодатели, полиция или другие должностные лица;
  3. расширяет практику с проверенной репутацией для увеличения посещаемости школ и улучшения здоровья детей - например, программы по оказанию прямой помощи беднейшим семьям;
  4. выявлять маргинализированных и уязвимых детей, которые не имеют доступа к школе, медицинским и другим услугам или нуждаются в особой защите, включая девочек, детей с ограниченными возможностями, детей из этнических и расовых меньшинств, детей-мигрантов и детей, живущих в зонах конфликтов; и принять конкретные и специализированные планы и политику для обеспечения того, чтобы эти дети имели доступ к школьному образованию и другим услугам и были защищены от последствий вооруженных конфликтов и другого насилия; и
  5. отказаться от политики и практики, которые оказались неэффективными и вредными для детей, включая чрезмерное использование содержания под стражей и помещения в специализированные учреждения, и взять на себя обязательство использовать модели ухода на уровне общины и семьи, которые являются более дешевыми и более эффективными.

8. Что делает Хьюман Райтс Вотч для защиты прав детей?

Хьюман Райтс Вотч расследовала нарушения в отношении детей в десятках стран по всему миру, опубликовала отчеты о наших выводах и взаимодействовала с правительствами, ООН и другими лицами, принимающими решения, для продвижения более совершенных законов, политики и практики для улучшения жизни детей. Например, в 2014 году мы опубликовали отчеты о детском труде на табачных полях США, о детях-солдатах, сражающихся в сирийском конфликте, детских браках в Танзании и обращении с детьми-мигрантами в Индонезии.Темы, над которыми мы работали, включают: детский труд, дети, затронутые вооруженными конфликтами, ювенальную юстицию, дети-мигранты, детские браки и право на образование.

.

Права детей: Великобритания | Юридическая библиотека Конгресса США

Для просмотра PDF-файлов

Назад к правам ребенка

Краткое содержание

В этом отчете представлен базовый обзор законов о правах детей в ряде областей. В Соединенном Королевстве существует большое количество законов, защищающих детей и гарантирующих им основные права - как в областях, в которых в настоящее время существует `` право '', например образование, так и в областях, в которых им необходимы права для обеспечения защиты, например в система уголовного правосудия.Учитывая количество и сложность этих законов, в этом отчете представлен широкий обзор законодательства и общего права, применимого к правам детей только в Англии и Уэльсе. (PDF, 180 КБ)

Введение

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Англия и Уэльс являются составной частью страны, в которой преобладает английское право. В этом отчете не рассматриваются права детей в Шотландии или Северной Ирландии, хотя некоторые положения, обсуждаемые в документе, могут также применяться к ним.Общее право в Англии и Уэльсе предусматривает, что ответственность за заботу о детях и их защиту лежит на их родителях «как на опекунах по закону природы, а на Короне - как parens patriae, » [1] с полномочиями родители ребенка несколько ограничены законом в определенных сферах. Существует ряд существенных законодательных актов, затрагивающих детей и их права в различных областях. Наиболее существенным документом, затрагивающим детей и их основные права на безопасную и безопасную среду, является Закон о детях 1989 года.В этом Законе вводится термин «родительская ответственность», а не концепция опеки по общему праву. Родительская ответственность определяется как «все права, обязанности, полномочия, ответственность и полномочия, которые по закону родитель имеет в отношении ребенка и его собственности» [2]

.

Возраст совершеннолетия детей в Англии и Уэльсе варьируется; существует множество возрастных правил, по которым дети разного возраста различаются для разных целей. Возраст совершеннолетия обычно варьируется от шестнадцати лет (когда школа больше не становится обязательной) до восемнадцати лет (для права голоса и употребления алкоголя).

Права детей закреплены в большом количестве законов, некоторые из которых были приняты специально для защиты детей, а другие содержат лишь несколько разделов, которые относятся к детям, но предоставляют им основные права. Существует множество законодательных актов, которые предоставляют детям права в области образования, медицины, занятости и системы правосудия. Учитывая объем и сложность этих законов, в настоящем отчете обязательно содержится широкий обзор основных законодательных актов, затрагивающих права детей в этих областях.

Вернуться к началу

Осуществление международных прав ребенка

Соединенное Королевство является участником многочисленных договоров о правах детей, в частности,

  • Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, ратифицирована 16.12.1991; [3]
    • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, подписанный 9/7/2000 [4]
    • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, ратифицирован 24.06.2003; [5]
  • Декларация Организации Объединенных Наций о правах ребенка, ратифицирована 15 января 1992 г .; [6]
  • Европейская конвенция об усыновлении детей, ратифицирована 21.12.1967, вступила в силу 26.04.1968; [7]
  • Европейская конвенция о правовом статусе детей, рожденных вне брака, ратифицирована 24.02.1981, вступила в силу 25.05.1981; [8]
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Соединенным Королевством 14.03.1962; [9]
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод, присоединена 24.02.1967; [10]
  • Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, ратифицирована 20.10.1986; [11]
  • Гаагская конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей, подписана 1/4/2003; [12]
  • Гаагская конвенция о защите детей при международном усыновлении, ратифицирована 27.02.2003; [13]
  • Европейская конвенция об усыновлении детей, ратифицирована 21.12.1967; [14]
  • Конвенция о согласии на брак, минимальном возрасте для вступления в брак и регистрации брака, присоединена 9 июля 1970 г .; [15]
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицирован 20.05.1976; [16]
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицирована 8 апреля 1976 г .; [17]
  • Европейская конвенция о признании и приведении в исполнение решений, касающихся опеки над детьми, ратифицирована 21 апреля 1986 г .; [18]
  • Конвенция о минимальном возрасте, ратифицирована 06.07.2000; [19]
  • Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, ратифицирована 22 марта 2000 г .; [20]
  • Всеобщая декларация прав человека [21] и
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицирован 20.05.1976.[22]

В начало

Здоровье и социальное обеспечение детей

Общий доступ к здравоохранению

В Соединенном Королевстве нет письменной конституции, которая предоставляет какие-либо гарантии в отношении доступа к медицинскому обслуживанию. Однако у него есть комплексная национальная служба здравоохранения, основанная на принципе предоставления лечения в соответствии с клиническими потребностями, а не платежеспособностью. В соответствии с Законом 1977 года о Национальной службе здравоохранения Государственный секретарь несет ряд предусмотренных законом обязанностей по обеспечению того, чтобы по возможности в Англии и Уэльсе предоставлялись бесплатные и комплексные медицинские услуги для улучшения физического и психического здоровья жителей страны а также для предотвращения, диагностики и лечения болезней.[23]

Правительство недавно приняло Национальную структуру услуг, которая предусматривает, что медицинские услуги для детей должны разрабатываться и предоставляться с учетом конкретных потребностей детей. [24] Рамки призваны «привести к культурному сдвигу, в результате чего услуги будут разработаны и предоставлены с учетом потребностей детей и семей» [25]

.

Пренатальный и послеродовой уход

Медицинские учреждения бесплатны и доступны для британских детей и младенцев, а уровень младенческой смертности относительно низок: в 2006 году в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 3368 младенческих смертей (в возрасте до одного года), из расчета пять на 1000 живущих. рождений.[26] Национальная служба

.

% PDF-1.3 % 53 0 объект > endobj xref 53 31 0000000016 00000 н. 0000000967 00000 н. 0000001411 00000 н. 0000001618 00000 н. 0000001765 00000 н. 0000002220 00000 н. 0000002259 00000 н. 0000002475 00000 н. 0000002496 00000 н. 0000003369 00000 н. 0000003390 00000 н. 0000004131 00000 п. 0000004355 00000 п. 0000004854 00000 н. 0000004875 00000 н. 0000005666 00000 н. 0000005687 00000 н. 0000006594 00000 н. 0000006615 00000 н. 0000007495 00000 н. 0000007516 00000 н. 0000008325 00000 н. 0000008346 00000 п. 0000009148 00000 п. 0000009169 00000 п. 0000009420 00000 н. 0000009498 00000 п. 0000023508 00000 п. 0000026185 00000 п. 0000001060 00000 н. 0000001390 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 54 0 объект > endobj 82 0 объект > поток Hb``f`Qa`e`

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.