О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Оценка нервно психического развития ребенка


показатели в разные возрастные периоды

Содержание статьи

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам.Сенсорные реакцииЭмоциональная сфераФизическая активностьРечь
ЗрительныеСлуховые
1Следит глазами за движущимися игрушкамиСлушает голосаУлыбается
2Долго рассматривает лица людей или игрушкиПоворачивает голову в сторону говорящего человекаУлыбается при общенииВ положении лежа на животике держит головуИздает звуки
3Сосредоточивает взор на лице мамы или предметахОживляется при общении с нимНаталкивается руками на висящие над ним игрушки
4Узнает маму и радуется ейПоворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит егоСмеется во время разговора с нимБерет и держит игрушку рукойИздает отдельные звуки
5Различает знакомых и чужих людейОборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людейРадуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушкуЛежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

 

Подолгу воркует, гулит
6Узнает свое имяСидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметыНа вопрос «где?» находит взглядом вещь
8Подражает движениям взрослых с игрушкамиАктивно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.

 

9.

 

Выполняет плясовые движения под веселую музыкуПолзает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10С удовольствием общается с другими детьмиМанипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослыхНазывает родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11Активно реагирует на других детей, радуетсяСтоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушкуСамостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки.Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.

Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст1 год и 3 мес.1 год и 4–6 мес.1 год и 7–9 мес.1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитиеРазличает кубики по размеруРазличает формы – шар, кубик, кирпичОриентируется в размерах предметовПо просьбе находит 3 цвета
Понимание речиЗапоминает больше словОбъединяет карандаши по цвету, размеруПонимает сказку по картинкамПонимает рассказ на словах
Активная речьЛепечет и говорит короткими слогами: «би-би»Произносит простые словаОбъясняет действия словамиРазговаривает фразами из 2–3 слов
ДвижениеЕст густую едуЕст жидкие блюда ложкойСнимает обувь, шапкуОдевается при помощи взрослых
НавыкиДолго ходит без отдыха. Наклоняется, пятитсяПерешагивает через невысокие препятствияХодит по бордюруПреодолевает подряд несколько возвышенностей
ИгрыПовторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на осьПовторяет движения, которые увидел раньшеСтроит скамейки, домикиПовторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития2 года и 6 мес.2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитиеСобирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по формеЗнает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речьСоставляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов.Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активностьБегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 смСтоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

НавыкиОдевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столуОдевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
ИгрыСамостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы.Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Оценка нервно-психического развития — Мегаобучалка

Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.

Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.

При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.

1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)

2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).

3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).

 

На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.

1. Зрительные ориентировочные реакции

2. Слуховые ориентировочные реакции

3. Эмоции и социальные поведение

4. Движения общие

5. Подготовительные этапы развития активной речи

В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.



Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:

1. Развитие речи

А. понимаемая речь

Б. активная речь

2. Сенсорное развитие

3. Игра и действия с предметами

4. Движения

5. Навыки

Определение НПР ребенка 4-6 лет:

В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.

Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.

Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.

Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.

Для оценки показателя «Мышление и речь» врач имеет набор сюжетных картинок из книжек для детей старшего дошкольного возраста, которые предлагаются ребенку.

Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:

1. Эмоционально-вегетативная сфера

При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).

2. Психомоторная сфера и поведение.

3. Интеллектуальное развитие.

Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.

Обследование детей в возрасте 9-10 лет

В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.

При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.

Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:

1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).

2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).

3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).

В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.

 

НПР подростков

Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.

Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ — Студопедия

Для комплексной оценки нервно-психического развития детей необходимо проверить каждый показатель отдельно.

Полученную поведенческую реакцию сравнить не только с соответствующим возрастом, но и с последующим декретированным.

Пример: ребенку 2 мес. 17 дней.

Оценка поведенческих реакций проводится на возраст 3 мес.

Вы можете использовать сокращения:

Аз – анализатор зрения;

Э – эмоции;

Др – движения руки;

Рп – речь понимаемая;

Ас – анализ слуха;

До – движения общие;

Ра – речь активная;

Н – навыки умения.

1. Проверка зрительно-ориентировочных реакций (Аз)(смотри таблицу №1)

1.1. Медицинский работник показывает ребенку яркую игрушку, фиксируя ее неподвижно на определенное время
(30 – 40 сек).

Ребенок поворачивает голову и внимательно смотрит на игрушку.

Вывод: зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 3 мес.

1.2. Медицинский работник просит мать уйти из поля зрения ребенка, а затем подойти к пеленальному столику, на котором он находится.

Ребенок при виде матери дает «комплекс оживления».

Вывод: зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 4 месяцев.


1.3. Медицинский работник просит подойти к ребенку сотрудника поликлиники.

Ребенок отвечает «комплексом оживления».

Вывод: ребенок не отличает «чужих» от «близких». Зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 4 месяцев (+ 1 месяц).

2. Проверка слуховых ориентировочных реакций (Ас) проводится с помощью аудиотестеров (рекомендуется использовать звукореактотест ЗРТ-01.)

Медицинский работник производит шумовые эффекты одним из вышеперечисленных приспособлений, находясь за пределами видимости ребенка. Реакция считается положительной, если ребенок три раза отвечает на звук одной или несколькими реакциями (смотри таблицу №1).

В нашем примере ребенку 2 мес. 17 дней. Ребенок реагирует, прислушиваясь и поворачивая голову на звук.

Вывод: слуховые ориентировочные реакции соответствует возрасту 4 месяца (+ 1 месяц).

Таким образом, проводится исследование всех остальных показателей. Допускается оценка некоторых показателей из анамнеза (ответов матери на определенные вопросы).

По каждому показателю производится отдельная запись.

Пример: ребенку 2 мес. 17 дней (оценка проводится на возраст 3 месяца).

Аз – 4 месяца (+ 1 месяц)

Э – 4 месяца (+ 1 месяц)

Др – 3 месяца

Ас – 4 месяца (+ 1 месяц)

До – 3 месяца

Ра – 4 месяца

Таблица 1

Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР) детей 4-6 лет | Методическая разработка на тему:

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Соответствуют норме

С отклонениями

4 года

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

5 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.

2. Моторика.

Специальные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

6 лет

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

2. Моторика.

Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.  Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.

3. Внимание и память.

Специальные задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

5. Психическое здоровье (опрос)

Без отклонений.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | Книга:

Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Под редакцией проф. В.А. Доскина

ВВЕДЕНИЕ

Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.

Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача), средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы и родители.

Правильная и своевременная диагностика нервно-психического развития ребенка позволяет подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Оценка уровня нервно-психического развития ребенка позволяет судить о качестве окружающей среды, о характере педагогической работы и о эффективности различных лечебно-оздоровительных приемов, а также о влиянии других факторов.

Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной. В этой работе принимали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П. Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей второго года – К.Л. Печорой, для детей третьего года жизни – Г.В. Пантюхтной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.

Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса развития детского организма в определенных условиях воспитания. Поэтому выделенные авторами показатели отражают оптимальный алгоритм развития, его последовательность и возрастные сроки формирования умений и уровень созревания, который должен быть достигнут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого комплекса различных факторов.

При диагностике нервно-психического развития перед ребенком ставятся определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности, уровень развития, успехи и недостатки воспитательной работы и т.д. Тесты для определения уровня развития по каждому из выделенных показателей сгруппированы по следующей схеме: возраст, название линии развития, порядковый номер и наименование показателя; методы диагностики, т.е. описание ситуации и способа проверки; эталоны поведения ребенка при правильном решении каждой задачи.

Для осуществления контроля за динамикой развития и поведением детей в дошкольных учреждениях авторы предлагают «карту нервно-психического развития и поведения ребенка», которая заполняется в опикризные сроки воспитателями групп, а затем передается врачу для комплексной оценки состояния здоровья детей и записи в «Историю развития» (учетная форма 112/у).

В поликлинике результаты тестирования развития и поведения детей сразу заносятся в «Историю развития» и на основе этих материалов врач определяет дальнейший план наблюдения за ребенком, коррекцию поведения, развития или планирует оздоровительные мероприятия.

В основу настоящего издания положено методическое пособие для курсантов Российской медицинской академии последипломного образования (центрального института усовершенствования врачей), опубликованное около 20 лет тому назад. Некоторые положения этого пособия коренным образом переработаны, целый ряд показателей пересмотрен и уточнен. Основанием для такой переработки послужил многолетний опыт авторов в области диагностики нервно-психического развития детей, а также наиболее важные результаты научных исследований по возрастной психологии, физиологии и педагогике.

КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ

НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Это обуславливает дифференциацию на возрастные периоды и выделение в каждом возрастном периоде линии развития, формирующихся здесь впервые, более быстро и существенно влияющих на последующее развитие ребенка.

На 1-ом году жизни контроль осуществляется ежемесячно; на 2-м году – 1 раз в квартал; на 3-м году – 1 раз в полугодие; после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка.

Каждого ребенка тестируют по показателям его возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, используют показатели предыдущего или более старшего возрастного периода.

Уровень развития детей, воспитывающихся в семье и в дошкольном учреждении диагностируется одними и теми же методами (на 1-ом году жизни они могут быть дополнены методом опроса и наблюдения). При тестировании развития детей в поликлинике исключаются следующие показатели: социальные связи с другими детьми на 1-ом году жизни и развитие конструктивной и изобразительной деятельности на 3-м году жизни.

В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела), подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет), общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.).

Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные  реакции, положительные эмоции и движения руки (с 4 мес.). Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т.е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.

В дошкольном учреждении для диагностики в каждой группе детей 1-го года жизни должен быть набор материала, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности и методика тестирования по каждому показателю (тесты). Одновременно можно проверить развитие ребенка не более, чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования можно определить уровень развития 3-4 детей.

На 2-ом году жизни диагностируется дальнейшее развитие понимания и активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, движений, навыков.

Развитие активной речи – наиболее информативный показатель на 2 – 3 году жизни. Отставание в развитии активной речи обычно сигнализирует о каких-либо неблагоприятных условиях воспитания и требует особого внимания со стороны воспитателей.

Наиболее значимыми на 2-м году жизни являются показатели развития движений, действий с предметами, понимания речи.

В 1-ом полугодии 3-го года жизни  проверяют развитие активной речи, дальнейшее развитие игры, движений, навыков, конструктивной деятельности, сенсорное развитие; во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, движений, навыков, сенсорное развитие. Все эти показатели на 3-м году жизни приобретают одинаковую значимость.

За нормальное развитие на 1-ом году жизни принято формирование умений в пределах  15 дней от возраста, принятого за норму. На 2-м году жизни – в пределах квартала, на 3-м году жизни – одного полугодия. Формирование умений раньше установленной нормы на 1 эпикризный срок свидетельствует об укоренном или раннем развитии, опережение на 2 и более эпикризных сроков – об ускоренном (высоком) развитии. Овладение умений с задержкой на 1 эпикризный срок указывает на замедленный темп развития. Выяснив причину отставания, в данном случае достаточно применить дополнительные воспитательные и обучающие воздействия.

Развитие с отставанием на 2 эпикризных срока требует консультации педиатра, врачей-специалистов и осуществления дополнительных воспитательных воздействий. Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Причиной глубокого отставания в нервно-психическом развитии может быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность или скрытая патология центральной нервной системы. Дети, отстающие в развитии на 3 и более эпикризных сроков, нуждаются в консультации и лечении врачей – специалистов.

К.Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей.

С этой целью выделено 5 групп развития. В условиях яслей и яслей-садов преобладают дети с 1, 2 и 3-ей группой развития, дети с 4-ой группы составляют незначительной число, 5-я группа развития наблюдается у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка.

          I Группа.

  1. Дети с нормальным развитием.
  2. Дети с опережением в развитии.

          II Группа.

  1. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок.
  2. Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/. 

          III Группа.

  1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
  2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/.

          IV Группа.

  1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
  2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/.

          V Группа.

  1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков.
  2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/.

При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы».

При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения.

Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития.

В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте.

В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка.

Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения.

Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.

Возраст

Развитие речи

Сенсорное развитие

Игры и действия с предметами

Движения

Навыки

Понимание

речи

Активная

речь

1

2

3

4

5

6

7

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Лепечет и произ-носит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний

Различает по величине  2 пол-ных куба (разни-ца граней – 3 см.)

Воспроизводит в игре ранее разу-ченные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, накло-няется, повора-чивается, пятится)

Самостоятельно ест густую кашу ложкой

1 год 6 мес.

Обобщает предме-ты по существен-ным признакам

Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Различает 3-4 контрастные формы пред-метов (шар, куб, кирпичики, призма)

Воспроизводит в игре отдельные часто наблю-даемые действия

Перешагивает приставными шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 мес.

Понимает вопрос взрослого о пред-метах и действиях, изображенных на картинке

Во время игры словами и 2-х словными предло-жениями обозначает свои действия

Различает 3-4 контрастные величины пред-метов (кубы с разницей граней 3 см.)

Воспроизводит несложные сю-жетные построй-ки (ворота, ска-мейки, дома)

Перешагивает приставными шагами через параллельно положенные на полу 3 палки

Раздевается (не полностью) с небольшой помо-щью взрослого

2 года

Понимает без ил-люстрации корот-кий рассказ о ранее знакомых событиях

При общении со взрослыми поль-зуется 3-х словными предложениями употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и верба-льной инструк-ции взрослого 3 предмета (красный, синий, зеленый)

Воспроизводит в игре ряд после-довательных действий (начало сюжетной игры)

1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 парал-лельно положенные на полу палки

2. перешагивает без поддержки через палку или веревку приподнятую от пола на 10 см.

Частично одевает одежду

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Возраст 1 год 3 месяца

  1. Понимание речи.
  2. Запас понимаемых слов быстро расширяется.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.

1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, детские игры (машины, часы, мячик, собака).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

2. Материал – предметы одежды, обуви.

Методика тестирования – ситуация, естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Б. Понимание ребенком действий.

Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу». «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.

В. Ребенок ориентируется в группе.

Методика тестирования – ситуация естественная. При проведении режимных процессов или организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка?». «Найди где часы?». «Покажи, где твой горшочек?». «Иди мыть руки».

Поведение ребенка – выполняет не менее 3-х поручений взрослого.

2. Активная речь.

Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний.

Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.).

Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).

3. Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой).

Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).

4.  Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре с предметами ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

1. Материал – кукла, чашка.

Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные выше предметы и предлагают покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.

Поведение ребенка – подносит чашку ко рту куклы либо самостоятельно, либо копируя действия взрослого.

Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2. Материал – 2 кирпичика, 2 кубика.

Методика тестирования - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину: «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.

Поведение ребенка – самостоятельно или копируя действия взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой – строит дом.

  1. Материал – стержень с 4-5 кольцами (одной величины).

Методика тестирования – ребенку предлагается надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка – надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или после показа взрослого.

5. Движения.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Материал – не нужен.

Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?».

Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение.

6. Навыки.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления).

Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным.

Возраст 1 год 6 месяцев

1.  Понимание речи.

Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз.

2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

2. Активная речь.

Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?».

Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами.

3. Сенсорное развитие.

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку.

Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).

  1. Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

  1. Материал – кукла, носовой платок.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок».

Поведение ребенка – прикладывает носовой платок к носу куклы.

  1. Материал – кукла с волосами, расческа.

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».

Поведение ребенка – прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

  1. Движения.

Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно.

между ними. Вместо Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии.

Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает задание, ему надо показать, а затем встать перед ребенком и позвать его к себе.

В дошкольном учреждении движение можно проверить на занятии гимнастикой.

Поведение ребенка – перешагивает через палки приставным шагом. Если он не устойчив, ищет опору, можно поддержать его за руку.

  1. Навыки.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика тестирования – ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, де

Нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года

Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

Оценка развития в 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

НПР в 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

Показатели в 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 мес. удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 мес. уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

В 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 мес. переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

В 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 мес.

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 мес.  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других  статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

Неврологическое обследование ребенка школьного возраста

Базовое обследование черепных нервов

Базовое обследование черепных нервов WIPE Вымойте руки Представьтесь Разрешенное положение (Пациент сидит лицом к вам, поддерживает сопоставимый уровень глаз) Воздействие (только лицо, т.е.е. снять шляпы и т. д.) Идентифицировать

Дополнительная информация

Кодирование и документация на практике

Кодирование и документация на практике Отличная документация по экзамену Автор: Кэти Миллс Чанг Кэти Миллс Чанг - сертифицированный эксперт по медицинскому соответствию, консультант по возмещению расходов, специалист по программе Medicare и обладатель документации

Дополнительная информация

Болезнь Паркинсона (БП)

Болезнь Паркинсона (БП) Болезнь Паркинсона (БП) - это двигательное расстройство, которое со временем ухудшается.Примерно 1 из 100 человек старше 60 лет страдает болезнью Паркинсона. Точная причина болезни Паркинсона до сих пор не известна, но исследование

Дополнительная информация

Функции мозга

Задачи 0 Участники смогут определить 4 характеристики здорового мозга. 0 Участники смогут изложить функции мозга. 0 Участники смогут определить 3 типа

Дополнительная информация

Что такое церебральный паралич?

Что такое церебральный паралич? Детский церебральный паралич - это нарушение двигательной функции, возникшее в результате травмы или плохого развития мозга до рождения или в раннем детстве.Вообще говоря, любая травма или болезнь

Дополнительная информация

Базовое неврологическое обследование

Базовое неврологическое обследование Салли Де Кастро Тилсен, P.A.-C, Центр неврологии MSCS Hoag и Центр рассеянного склероза в Южной Калифорнии, Ньюпорт-Бич, Калифорния ЦЕЛИ: понимание важности

Дополнительная информация

Расстройство алкогольного спектра плода

Семинар F5: Фетальный алкогольный синдром / Расстройство фетального алкогольного спектра: невидимая инвалидность Раздаточный материал FAS / FASD: Терапия, помогающая детям с расстройством фетального алкогольного спектра, Докладчики Джерри Ларсон,

Дополнительная информация

Как сделать EDSS EDSS

Как сделать EDSS Стивен С.Камин, доктор медицинских наук, Медицинская школа Нью-Джерси Расширенная шкала инвалидности EDSS, разработанная Джоном Куртцке в 1960-х и модифицированная в 1980-х. 1 Преимущества EDSS Широко используется Предоставляет

Дополнительная информация

ДЕТСКИЙ СИНДРОМ ВСТРЕЧИВАНИЯ:

ДЕТСКИЙ СИНДРОМ: РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РУК В РУКАХ УХОД ЗА ДЕТЯМИ ПРЕДПОСЫЛКИ: Опасность сотрясения ребенка становится все более очевидной и часто приводит к катастрофическим результатам.

Дополнительная информация

Расстройство, связанное с хлыстом

Связанное с хлыстом расстройство Реабилитационный центр Bourassa & Associates Что такое хлыстовый хлыст? Хлыст - это немедицинский термин, используемый для описания боли в шее после гиперфлексии или гиперэкстензии тканей

Дополнительная информация

Эзотропия (скрещенные глаза)

Эзотропия (скрещенные глаза) Эзотропия - это тип косоглазия или смещения глаз, при котором глаза «скрещены», то есть, в то время как один глаз смотрит прямо вперед, другой глаз обращен к носу.

Дополнительная информация

Что такое церебральный паралич?

Что такое церебральный паралич? Этот буклет поможет вам лучше понять физические и медицинские аспекты церебрального паралича. Мы надеемся, что он станет источником информации для всех, кто желает

Дополнительная информация

ПРИЗНАТЬ И УДАЛИТЬ

РАСПОЗНАВАТЬ И УДАЛИТЬ Помните 4 правила управления сотрясением мозга: РАСПОЗНАВАТЬ УДАЛИТЬ ВОССТАНОВИТЬ ВОЗВРАТ Выявить сотрясение мозга не всегда легко, и у игроков могут не сразу проявляться признаки или симптомы Дополнительная информация

3030.Критерии приемлемости.

3030. Критерии приемлемости. 5 CA ADC 3030BARCLAYS ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАЛИФОРНИЙСКИЙ КОДЕКС РЕГУЛИРОВАНИЯ Официальный свод правил Barclays, Калифорния, актуальность Раздел 5. Отдел образования 1. Департамент штата Калифорния

Дополнительная информация

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Компоненты неврологического обследования: 1. Интервью 2. Уровень сознания 3. Зрачок 4.Тестирование черепных нервов 5. Жизненно важные функции 6. Двигательная функция 7. Сенсорная функция 8. Тон 9. Церебральный

Дополнительная информация

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 1. Закон об американцах с ограниченными возможностями (ADA) 1990 года является законом о гражданских правах, который запрещает дискриминацию по признаку инвалидности. Он покрывает занятость в

Дополнительная информация

Мальформация Киари: симптомы

Мальформация Киари: симптомы СИМПТОМЫ ДИАГНОСТИКА ЖИЗНЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КИАРИ Рик Лабуда, исполнительный директор, директор @ conquerchiari.org 724-940-0116 Заявление об отказе от ответственности: Данная презентация предназначена для информационных

Дополнительная информация

Травма головы у детей

Травма головы у детей Самый большой страх каждого родителя - узнать, что ваш ребенок получил травму в результате несчастного случая. К сожалению, в нашем обществе случайные травмы стали ведущей угрозой

Дополнительная информация

Вскрытие мозга овец

Вскрытие мозга овец http: // www.carolina.com/product/preserved+organisms/preserved+animals+%28mammal s% 29 / овцы + органы / консервированные + овцы + рассечение. do Michigan State University Neuroscience Program Brain

Дополнительная информация

Периферическая нервная система

Нервная система состоит из: Периферической нервной системы ЦНС = головной и спинной мозг ~ 90% (90 млрд) всех нейронов в организме находятся в ЦНС ПНС = черепные нервы и спинномозговые нервы, нервные сплетения и ганглии ~ 10% (10

Дополнительная информация

Типы травм головного мозга

Типы травм головного мозга Кости вашего черепа твердые, и они защищают ваш мозг.Ваш мозг мягкий, как твердое желе. Когда ваша голова движется, ваш мозг движется внутри черепа. Когда в вашу голову ударили

Дополнительная информация

ТРАВМА ГОЛОВЫ Инструкции по выписке

Hospital Copy NEUROSURGICAL CONSULTANTS, INC. Www.neurosurgical-consult.com МАЙКЛ ГИГЕР, ABNS Майкл Х. Фрид, доктор медицины, FACS, ABNS МАРК Х. ФРИДБЕРГ, доктор медицины, доктор философии, FACS, ABNS LINDEN, ЗДАНИЕ ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

Дополнительная информация

Мальформации Киари

Информационный бюллетень для пациентов и лиц, осуществляющих уход. Пороки развития Киари. Этот информационный бюллетень предоставляет информацию о пороках Киари.Основное внимание уделяется порокам Киари у взрослых. Наши информационные бюллетени имеют общий вид

Дополнительная информация

Педиатрическая программа в Marianjoy

Реабилитационная больница MARIANJOY Wheaton Franciscan Healthcare Педиатрическая программа в Marianjoy отмечает даже самые маленькие шаги, шаг за шагом Педиатрическая программа в Marianjoy отмечает

Дополнительная информация

Вестибулярная оценка

Глазодвигательное обследование A.Тесты, проводимые при комнатном освещении. Вестибулярная оценка 1. Спонтанный нистагм 2. Нистагм, удерживающий взгляд 3. Искривление 4. Вергенция 5. Снижение вестибулярного окулярного рефлекса i. Голова

Дополнительная информация

Беременность и злоупотребление психоактивными веществами

Беременность и злоупотребление психоактивными веществами Введение Во время беременности вы не просто «едите для двоих». Вы также дышите и пьете за двоих, поэтому важно тщательно продумать, что вы кладете в свой

. Дополнительная информация .

детей-экстрасенсов - кто они? Как распознать?

перейти к содержанию
  • Чтение Таро
    • Чтение Таро
    • 5 знаменитостей, использующих Таро
  • Активация ДНК
  • Планетарная сеть
  • Здоровье
    • Каких продуктов избегать?
    • Какие продукты есть?
    • Золото Эфириума: доказано, что он улучшает ваш мозг
    • Опасности риталина
    • Опасности вакцинации
    • Опасности излучения мобильных телефонов
    • Опасности товаров по уходу за ребенком
    • Опасности загрязненной водопроводной воды
    • Опасности пестицидов
    • Опасности сахара
    • Опасности эксайтотоксинов: пищевые стимуляторы, вызывающие привыкание
  • Любовь
    • Почему тебе так не везет в любви?
  • Богатство
    • Изучите свои психические способности для достижения успеха и богатства
    • Разбогатейте с биолокационными удочками
  • Подробнее
    • Сообщения от Томаса
    • Обзор пленки Indigo
.

Нейроофтальмология | Детский Национальный

Контактный телефон | 202-476-3611

Неврологические осложнения у растущих детей могут влиять как на зрение, так и на функцию глаз. По мере развития глаз и зрения вашего ребенка диагностика связанных проблем требует специальных знаний. Нейроофтальмологи - это врачи с высшим образованием и опытом в оценке и лечении заболеваний глаза и мозга. Они понимают, как сложные состояния нервной системы могут способствовать проблемам со зрением.

Группа нейроофтальмологов Детской национальной больницы - это специализированная программа по неврологии (мозг и нервная система), которая тесно сотрудничает с отделением офтальмологии. Это требует навыков высокого уровня по обоим медицинским специальностям. Нейроофтальмологи понимают, как функционируют глаза ребенка, включая мышцы и нервы, контролирующие глаз.

Выбор нейроофтальмологической программы Детского национального отделения

В состав группы нейроофтальмологов Детского национального отделения входят специалисты, занимающиеся лечением таких состояний, как необъяснимая потеря зрения, опухоли головного мозга или инсульт, влияющие на зрение, а также глазные расстройства и болезни.У нас есть одна из немногих специализированных бригад детских нейроофтальмологов в Вашингтоне, округ Колумбия.

Особенности программы нейроофтальмологии Детского национального центра включают:

  • Уход от экспертов в различных областях . Мы предоставляем многопрофильную помощь, от экспертной диагностики до передовых методов лечения, с привлечением навыков экспертов во многих областях медицины. Наши нейроофтальмологи тесно сотрудничают с национальными детскими специалистами из офтальмологии, неврологии, Института редких заболеваний, нейропсихологии, нейроонкологии и радиологии.Их совместный опыт обеспечивает комплексную помощь детям, чье зрение и глаза страдают от других заболеваний.
  • Помощь детям из групп риска . Наша команда проверяет детей с риском ухудшения зрения из-за болезни или расстройства. Дети с нейрофиброматозом, генетическим заболеванием нервной системы, имеют высокий риск заболеваний зрительного нерва и зрительных путей, включая опухоли. Наши нейроофтальмологи входят в междисциплинарную команду в нашем Институте нейрофиброматоза - одном из ведущих национальных центров по лечению нейрофиброматоза.
  • Семейная поддержка . Расстройства зрения и зрения также могут напугать семью. Мы обеспечиваем руководство, образование и поддержку для родителей и семей. В нашу команду по оказанию семейных услуг входят социальные работники, специалисты по детской жизни и сотрудники служб священников во время визитов в клинику или пребывания в больнице.
  • Исследования, направленные на улучшение лечения . Мы проводим междисциплинарные клинические исследования для улучшения понимания и лечения нарушений зрения и зрения, связанных с неврологическими состояниями или вызванных ими.

Мы предлагаем полный спектр методов лечения, включая:

  • Диагностическое обследование
  • Амбулаторное лечение
  • Стационарное медицинское обслуживание
  • Хирургическое лечение, включая минимально инвазивные процедуры

Условия, которые мы лечим

Наша команда занимается лечением детей в широком диапазоне общих и сложных состояний, в том числе:

  • Потеря зрения, связанная с опухолью головного мозга
  • Глазная миастения гравис
  • Центральное нарушение зрения
  • Неврит зрительного нерва
  • Нарушения черепного нерва
  • Нарушения зрительного нерва (например,д., атрофия, друзы, гипоплазия, септооптическая дисплазия)
  • Задержка созревания зрительного нерва
  • Отек зрительного нерва (отек диска зрительного нерва) / псевдоопухоль головного мозга (повышение внутричерепного давления)
  • Двойное зрение
  • Аномалии зрачков (синдром Хорокнера, анизотропия) зрачок)
  • Нарушения движения глаз
  • Птоз (опущение век)
  • Повышенное внутричерепное давление
  • Септооптическая дисплазия (нарушение развития мозга на ранней стадии)
  • Зрительные изменения, связанные с мигренью
  • Оценка зрения у детей с судорогами / эпилепсией
  • Глазные нарушения, связанные с митохондриями
  • Нарушения поля зрения
  • Нейрофиброматоз
  • Необъяснимая потеря зрения
  • Нистагм (тряска в глазах)

Специализированные программы

Сложные неврологические, глазные и зрительные заболевания часто связаны с несколькими областями медицины.В Children's National наши детские нейроофтальмологи работают в тесном сотрудничестве со специалистами многих специальностей, чтобы оценить вашего ребенка и позаботиться о нем.

Области специализированных услуг и ухода могут включать:

Свяжитесь с нами

Для получения дополнительной информации позвоните нам по телефону 202-476-3611.

Читать больше .

Дипломный курс психического развития - Центр передового опыта

Исследовать

Поиск

Центр передового опыта

.

Развитие мозга - Первые дела в первую очередь

С рождения до 5 лет мозг ребенка развивается лучше, чем когда-либо в жизни. А раннее развитие мозга оказывает длительное влияние на способность ребенка учиться и преуспевать в школе и в жизни. Качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни - положительное или отрицательное - помогает формировать развитие его мозга.

Посмотрите наше видео о развитии мозга в раннем детстве:

90% роста мозга происходит до детского сада

При рождении мозг среднего ребенка составляет около четверти размера мозга среднего взрослого человека.Невероятно, но за первый год он увеличился вдвое. Он продолжает расти примерно до 80% от взрослого размера к 3 годам и 90% - почти полностью взрослый - к 5 годам.

Мозг - это командный центр человеческого тела. У новорожденного ребенка есть все клетки мозга (нейроны), которые он будет иметь на всю оставшуюся жизнь, но именно связи между этими клетками действительно заставляют мозг работать. Связи мозга позволяют нам двигаться, думать, общаться и делать практически все. Ранние детские годы имеют решающее значение для установления этих связей.Каждую секунду создается не менее одного миллиона новых нейронных связей (синапсов) - больше, чем когда-либо в любой другой период жизни.

Различные области мозга отвечают за разные способности, такие как движения, язык и эмоции, и развиваются с разной скоростью. Развитие мозга строится само на себе, поскольку связи в конечном итоге связываются друг с другом более сложными способами. Это позволяет ребенку двигаться, говорить и думать более сложным образом.

Ранние годы - лучшая возможность для детского мозга развить связи, необходимые для того, чтобы быть здоровыми, способными и успешными взрослыми.Связи, необходимые для многих важных способностей более высокого уровня, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем и общение, формируются в эти ранние годы - или не формируются. Гораздо сложнее сформировать эти важные мозговые связи в более позднем возрасте.

Как строятся мозговые связи

Начиная с рождения, дети развивают мозговые связи через повседневный опыт. Они созданы благодаря позитивному взаимодействию со своими родителями и опекунами, а также благодаря использованию своих органов чувств для взаимодействия с миром.Ежедневный опыт маленького ребенка определяет, какие мозговые связи развиваются, а какие сохранятся на всю жизнь. Количество и качество ухода, стимулирования и взаимодействия, которое они получают в первые годы жизни, имеют решающее значение.

Забота, отзывчивые отношения

Отношения ребенка со взрослыми в их жизни являются наиболее важным фактором, влияющим на развитие их мозга. Любовные отношения с отзывчивыми и надежными взрослыми важны для здорового развития ребенка.Эти отношения начинаются дома, с родителями и семьей, но также включают в себя поставщиков услуг по уходу за детьми, учителей и других членов сообщества.

С самого рождения маленькие дети получают приглашения пообщаться со своими родителями и другими взрослыми опекунами. Младенцы делают это воркованием, улыбкой и плачем. Малыши более открыто сообщают о своих потребностях и интересах. Каждое из этих маленьких приглашений - это возможность для опекуна откликнуться на потребности ребенка. Этот процесс «обслужить и вернуть» имеет фундаментальное значение для работы мозга.Родители и опекуны, которые уделяют внимание своему ребенку, реагируют на него и взаимодействуют с ним, буквально строят его мозг. Вот почему так важно разговаривать, петь, читать и играть с маленькими детьми со дня их рождения, чтобы дать им возможность исследовать свой физический мир и обеспечить безопасную, стабильную и благоприятную среду.



Неблагоприятные детские переживания

Дети, которые в раннем возрасте более позитивно общаются друг с другом, становятся более здоровыми и успешными в школе и в жизни.К сожалению, верно и обратное. Бедность, подверженность насилию в семье и отсутствие доступа к качественному опыту обучения в раннем возрасте могут отрицательно сказаться на раннем развитии мозга ребенка и, как следствие, на его долгосрочном успехе.

ПОДРОБНЕЕ

«Преодоление неблагоприятных детских переживаний: создание надежды на более здоровую Аризону»

Читайте о ACE в Аризоне

Подробнее о развитии мозга

Ранняя грамотность

Навыки, необходимые для хорошего чтения, такие как язык и словарный запас, начинают развиваться с рождения.

ПОДРОБНЕЕ

.

Детская нейропсихология - AACN

перейти к содержанию Искать:
Меню
  • О компании
    • Лауреаты премии
    • Статьи и постановления
    • Свяжитесь с нами
    • Инициатива подрывных технологий
    • Премия Греффенштейна-Каплана
    • История
    • Лидерство
      • Комитеты
      • Текущее руководство
      • Папки Исполнительного комитета
      • Поддержка
    • Ссылки
    • Президентские доклады
    • Заявление о конфиденциальности
    • Связанные
      • Фонд AACN
      • ABCN
      • ABPP
    • Актуальность 2050
  • Конференция и CE
    • Регистрация рецензента
    • Конференция 2021
    • Интернет CE
  • Справочник
  • вакансий
    • Смотреть вакансии
    • Управление размещением вакансий
    • Платежи
    • Регистрация рекрутера
    • Отправить объявление
  • члена
    • Присоединиться
      • Активное членство
      • Партнерский статус
        • Подать заявку
      • Студенческое членство
        • Подать заявку
      • Старшее членство
    • Протокол заседания Совета директоров
    • Политика в отношении конфликта интересов
.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.