О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение в больнице детей


Организация обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации

В данной публикации рассмотрим очень важный аспект для управленцев — ответственность образовательной организации по месту жительства обучающегося, который нуждается в длительном лечении.

Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому ребенку гарантированы, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, повсеместная доступность и бесплатное получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации (Зафиксировано в ст. 5, 41 и 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, а также соответствие подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. При необходимости обучение длительно болеющих детей организуется в медицинских организациях или на дому.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.

Обратите внимание! Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается (ч. 6 статьи 34 и ч. 4, 8, 9 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ).

Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства.

Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения ребенка нацелен на его возвращение без потерь к обычной школьной жизни в период выздоровления.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.

?

В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т. д.):

  • форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
  • особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;
  • способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице;
  • необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
  • любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.

Следует учитывать, что в ряде случаев по причине тяжелого заболевания ребенка его родители (законные представители) находятся в особом эмоциональном состоянии, связанном с переживаниями, дополнительными заботами, изменением уклада жизни семьи, необходимостью переезда в медицинский стационар, находящийся вне места жительства ребенка и его семьи, и многими другими изменениями. Внимательное отношение со стороны образовательной организации, поддержка образовательных устремлений больного ребенка, сохранение контактов с участниками образовательного процесса, гибкость в подходах к организации обучения ребенка в период его длительного лечения являются факторами, стабилизирующими и адаптирующими семью больного ребенка к изменившимся обстоятельствам жизни. Роль образовательной организации как социального института в этом значима, а ресурсы системы образования наряду с лечением помогают процессу выздоровления.

Наличие сведений о том, что обучающийся образовательной организации находится на длительном лечении в медицинской организации вне места жительства, обязывает ее руководство осуществлять постоянное взаимодействие с образовательной организацией, которая реализует временное обучение ребенка в период нахождения на длительном лечении (принимать участие в выборе оптимальной образовательной программы с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей, осуществлять мониторинг полученных знаний и текущей успеваемости ребенка, оказывать информационную и методическую помощь педагогам). Это позволит обеспечить преемственность обучения после завершения лечения в медицинской организации вне территории постоянного проживания ребенка. При возвращении ребенка и продолжении лечения по месту жительства обучение ребенка в образовательной организации по месту жительства возобновляется. В этом случае организация обучения ребенка выстраивается с учетом актуального состояния здоровья и образовательных возможностей. Следует заметить, что образование детей, после длительного лечения, может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

pen

Также Федеральным законом № 273-ФЗ предусматривается, что обучение детей, находящихся на длительном лечении по адаптированной основной общеобразовательной программе может осуществляться только с согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В силу специфических психолого-педагогических особенностей детей, находящихся на длительном лечении, образовательная программа должна дополняться психологической и педагогической коррекционной работой, мероприятиями по социальной адаптации и формированию жизненных компетенций.

При организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, выборе формы обучения, комплектации группы, времени проведения и длительности занятий, объема педагогической нагрузки педагогам следует учитывать санитарно-эпидемиологические требования медицинской организации.

После выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения. Также наличие права на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний (Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»), либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 15–3/10/2–5810).

Таким образом, организация обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, требует индивидуального подхода в выборе образовательных условий, формы и содержания, а также эффективного междисциплинарного взаимодействия, в результате чего реализуется конституционное право детей на получение образования и социальную адаптацию.

Рекомендуется обратить внимание руководителей образовательных организаций на необходимость наличия в локальных нормативных актах положений об обучении ребенка на дому или в медицинской организации с актуализацией на сайте образовательной организации порядка действий родителей (законных представителей) обучающихся в случае их длительного лечения и отсутствия в образовательной организации по уважительной причине.

Отсутствие в образовательной организации по месту жительства ребенка информации о порядке действий его родителей (законных представителей) при нахождении обучающегося на длительном лечении ведет к социальной дезадаптации ребенка и его семьи, формированию представлений о том, что длительное лечение прерывает планы личного развития и может привести к потере социального окружения, проявлению тревоги и различных страхов. Именно руководитель образовательной организации при обращении родителей (законных представителей) о нахождении ребенка на длительном лечении, а в ряде случаев в инициативном порядке при отсутствии ребенка в школе по причине болезни обязан объяснить все возможные варианты продолжения получения ребенком образования в образовательной организации с акцентированием внимания на позиции, что школа приложит все усилия для поддержки образовательных и социальных устремлений своего ученика в период длительного лечения.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении детей, нуждающихся в длительном лечении

Актуальность использования дистанционных образовательных технологий для детей, которые в силу особенностей своего развития и состояния здоровья не могут посещать школу, нуждаются в обучении на дому, ранее обозначена в Методических рекомендациях Минобрнауки России по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07–832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).

При этом рекомендуется при реализации общеобразовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий осуществлять тьюторское сопровождение больного ребенка в очной форме.

Хорошо себя зарекомендовали такие способы обучения больного ребенка, которые дают ему возможность расширить в условиях госпитальности общение и взаимодействие со сверстниками:

  • включение ребенка из больничной палаты в работу группы детей в школьном секторе детской больницы, в работу своего класса образовательной организации по месту жительства;
  • онлайн-участие в различных школьных мероприятиях и другие формы взаимодействия на основе дистанционных образовательных технологий.

Необходимо соблюдать этические нормы по отношению к больному ребенку, другим детям в больничной палате и согласовывать такие формы взаимодействия с его родителями (законными представителями). Во многих случаях по этическим соображениям возможно использование только аудиовключения больного ребенка при коммуникации с педагогами или другими детьми.

При обучении детей, находящихся на длительном лечении, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии являются важными инструментами в работе педагогов, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребенка, способствовать поддержанию его интереса к обучению.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не может являться формальной заменой комплексного решения проблем обучения таких детей.

При реализации образовательных программ для длительно болеющих детей с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителям образовательных организаций рекомендуется предусмотреть консультационную подготовку и поддержку родителей (законных представителей) для оказания ими помощи болеющему ребенку в процессе такого обучения. С этой целью в ряде случаев, по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка, возможно привлечение образовательной организацией волонтеров и добровольцев, оказывающих поддержку больным детям.

В данной публикации рассмотрены лишь некоторые рекомендации Минпросвещения РФ и Минздрава РФ. Ознакомиться подробно рекомендация об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации можно в данном письме.

Как не отстать по программе, если ребенок находится на лечении в больнице?

Если ребенок заболел

После возвращения в школу после болезни приходится наверстывать упущенное по программе. Это неизбежно отражается на оценках. Количество сложностей можно уменьшить, если воспользоваться правом на получение образования в период нахождения на длительном лечении непосредственно в больнице или на дому.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. 

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в т. ч. санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (п.10 статьи 66 и п.5 статьи 41 Закона «Об образовании в РФ»).

"Обучающийся, нуждающийся в длительном лечении" - обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).

Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации. Подробнее об организации обучения на дому читайте по ссылке.

Как может быть организовано обучение в больнице?

Порядок организации обучения в медицинском стационаре определяется региональными нормами.

Получение образования может быть организовано:

  1. в образовательной организации, находящейся по месту постоянного жительства ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в которую он зачислен на обучение, в том числе с использованием электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
  2. в специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  3. в структурном подразделении образовательной организации, расположенном в помещении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  4. в близлежащей образовательной организации приходящими по расписанию педагогическими работниками данной образовательной организации.

Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении (включая дневной стационар), и школой, в которую ребенок зачислен.

Основанием для начала организации обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, является заключение медицинской организации и заявление родителей.

Кто отвечает за организацию лечения в стационаре?

Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В соответствии с федеральными требованиями орган власти региона обязан принять нормативные акты, которые утверждают порядок организации обучения в стационаре.

Например, порядок обращения для обучения по месту лечения в Санкт-Петербурге предусматривает:

  • Длительным лечением считается нахождение в стационаре более 21 дня.
  • Если больница имеет лицензию на общеобразовательную деятельность (это могут быть специализированные лечебные учреждения для детей, предполагающие совмещение лечения и обучения), она начинает обучение на основании заявления родителя на имя руководителя лечебного учреждения. Ребенок продолжает числиться в школе, в которой проходил обучение ранее.
  • Если больница не имеет лицензии, то она заключает договор с близлежащей общеобразовательной школой, которая оказывает соответствующие образовательные услуги. Ребенок на время лечения переводится в школу, с которой больница заключила соглашение. Он не числится в прежней школе, но за школой остается обязательства восстановить обучающегося, после завершения лечения. 
  • При выписке из медицинской организации обучающимся выдается справка об обучении с указанием результатов освоения обучающимся учебных предметов, а также сроков обучения и воспитания.
  • Форма заявления об организации обучения и воспитания обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях

В Нижегородской области перечень образовательных организаций, которые берут на себя обучения детей в медицинских стационарах определяется учредителем. Порядок предусматривает следующие требования к организации обучения:

3.8. Время начала учебных занятий обучающегося после поступления его в медицинскую организацию определяют заведующий отделением, в котором обучающийся проходит курс лечения, совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья обучающегося. Данное решение фиксируется в истории болезни обучающегося.

3.10. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 3,5 академического часа.

3.11.  Для обучающихся, лишенных возможности двигаться, и для обучающихся, имеющих постельный режим, учебные занятия проводятся по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением лечащего врача.

Если в регионе нет специального постановления, которое регламентирует порядок взаимодействия школы и медицинской организации, решить вопрос на уровне больницы может быть затруднительно. В этом случае родители могут обратиться с требованиями по поводу организации обучения на период лечения в Министерство образования своего региона (орган власти субъекта РФ в сфере образования).

Нормативные акты, которые регламентируют вопросы обучения детей в период лечения

Пункт 5 статьи 41 и пункт 10 статьи 66 Закона «Об образовании в РФ»

Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

Письмо Минобрнауки России от 27.05.2016 N ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях»

В России будут работать 39 госпитальных школ — Российская газета

В России работают 34 госпитальные школы, а к концу года откроются еще пять - в Барнауле, Волгограде, Ярославле, Челябинске и Центре имени Блохина в Москве. Напомним: это особые классы в больницах и клиниках, где учатся тяжелобольные дети. Месяцами, а иногда и годами они находятся на длительном лечении. У каждого такого ученика есть планшет. И даже если после операции или из-за сложных процедур он не может покидать стерильный бокс, то через дистант, инструменты электронного обучения обязательно следит за уроком, участвует в работе класса.

- Режим удаленки стал стресс-тестом для всей системы образования. Но для госпитальных школ здесь не было чего-то абсолютно нового, - говорит руководитель проекта "УчимЗнаем" Сергей Шариков. - У нас давно отработаны специальные регламенты, в том числе и для режима карантина.

Надо сказать, что несмотря на все продвинутые технологии, общение "глаза в глаза" было и остается самой важной частью работы госпитальных школ. Но пока из-за коронавируса ребята этого лишились: оказались в двойной изоляции.

Их не могут посещать ни родители, ни учителя. И это тоже стресс. В таких непростых условиях приходилось работать педагогам: найти контакт со своими необычными учениками через окошко смартфона, придумать интересные уроки и - помочь не отстать от программы.

К примеру, учителя физики и математики на стыке двух предметов вместе сочиняли интерактивные цифровые задачки на платформе мобильной электронной школы. Причем их можно было комбинировать и выстраивать как конструктор - чтобы индивидуально "прокачать" знания ребенка. Или: систему координат дети изучали, составляя карту созвездий. Показывали свою работу в Zoom, а затем участвовали в веб-квесте "На пыльных дорожках далеких планет". Учителя химии подготовили видеоурок "металлы тоже воевали": о том, какие металлы шли на изготовление различного оружия в годы войны. А учителя обществознания проводили для самых маленьких необычные игровые онлайн-уроки финансовой грамотности…

Ни один из классов при стационарах не остановил свою работу ни на день.

А начинался проект в 2013 году: его придумали директор Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева академик Александр Румянцев и директор московской школы № 109 академик РАО Евгений Ямбург. Сегодня "УчимЗнаем" - это уже 20 тысяч детей, которые каждый год получают образование в больницах. Это 150 педагогов - тьюторов в Москве, 5000 педагогов - участников проекта по всей России. Пятнадцать из них - лауреаты конкурса "Учитель года" в рамках специального приза.

В вузах открыта магистратура "Госпитальная педагогика". И еще десять стационаров хотят открыть площадки "УчимЗнаем" у себя.

Нередко дети после операции не могут покинуть стерильный бокс. Но у каждого в госпитальной школе есть планшет, через него ребенок участвует в работе класса. Фото: Проект "УЧИМЗНАЕМ"

- Когда мы с Александром Румянцевым много лет назад заходили в палаты Детской республиканской больницы, то видели, как больные ребята играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто из них раньше умрет. Смотреть на это было невыносимо, - делится Евгений Ямбург. - Нужно понимать, что для маленьких пациентов возможность продолжать учиться - огромная психологическая поддержка и реабилитация. Это способ не думать о болезни. И даже под капельницей дети тоже хотят сдавать ЕГЭ. Хотят быть такими, как все.

Вот одна из историй в Центре Димы Рогачева. 14-летняя Лиза Петухова из Чебоксар попала сюда с тяжелейшим диагнозом. И в тяжелейшем состоянии. Химиотерапия, лучевая терапия, сложнейшая операция… После - проблемы с движением и речью. Но девочка не сдалась. Она не только боролась с болезнью, но как только стала возможно - начала учиться. Готовилась к ЕГЭ. А еще занималась в радиотеатре, который педагоги устроили в стенах стационара.

У Лизы была мечта: записать совместный альбом с любимыми рок-музыкантами - группой "Уматурман". Музыкантам рассказали об этом. И они стали с ней заниматься. Во время записи у школьницы началась ремиссия.

- Состоялась премьера диска: Лиза спела хит "Пусть в мире будет любовь". Зрителями были дети с онкодиагнозом, врачи и педагоги, - вспоминает Евгений Ямбург. - А потом Лиза сдала ЕГЭ и поступила на бюджет в музыкальное училище. Не на льготной основе, а по общему конкурсу. Только представьте: 6 человек на место. И она поступила. Но не это самое главное. Главное - рак ушел! Вот самое яркое доказательство, что обучение в госпитальной школе - мощнейшая реабилитация. Если хотите, педагогическая терапия - в помощь врачам.

Конечно, уроки в госпитальной школе даже до карантина отличались от обычных. Когда ребенок не в состоянии прийти в класс, учитель приходит к нему в палату. Продолжительность занятий - сколько позволит состояние здоровья. Для кого-то пятнадцать минут - много. А кто-то готов заниматься дольше обычных сорока пяти.

С одной стороны, процесс обучения здесь чем-то напоминает игру: для точных наук есть класс по робототехнике, лего-конструированию. Чтобы закрепить материал, для детей устраивают образовательные квесты: они разгадывают загадки, решают задачи. Понятно, что все задания обязательно связаны со школьными темами. С другой стороны, здесь так же, как и в обычной школе, ставят оценки.

В нынешнем непростом году только в одном Центре Димы Рогачева семнадцать выпускников собираются сдавать ЕГЭ. И вовсю готовятся. Учебный год закончился, но с "егэшниками" продолжают работать учителя: помогают, разбирают в видеочатах сложные задачи.

- Лето для госпитальных педагогов никогда не было в полном смысле отпускным, - рассказывает Сергей Шариков. - Многие ребята просят нас подтянуть какие-то темы. Но основной акцент сейчас - на дополнительное образование, чтобы ни на минуту ребенок не ощущал себя оторванным от жизни.

На онлайн-конференции в МГППУ сотрудники кафедры специальной психологии и реабилитологии поделились лучшими практиками. Среди них даже есть такие уникальные, как "сказкотерапия" и фототерапия.

Даже под капельницей больные дети тоже хотят сдавать ЕГЭ. Хотят быть такими, как все

- Понятно, что в стационарах мы вернемся к докарантинному режиму гораздо позже, чем другие. Не сразу к детям начнут пускать посетителей, не сразу начнут приходить школьные педагоги. Вполне возможно, что и учебный год у нас тоже начнется в двойной изоляции. Поэтому нужно взять из опыта работы последних месяцев все самое лучшее, - считает Сергей Шариков. - В госпитальной педагогике много технологий и решений, которые нужны всем детям без исключения. А не только больным.

- Понятно, что дистант никогда не заменит живого общения. Но не использовать этот опыт нельзя, - говорит Евгений Ямбург. - В прошлом году к нам приехали коллеги из Великобритании, в том числе баронесса, которая считается гуру госпитальной педагогики. Она была поначалу настроена очень скептически. Но когда увидела нашу систему, масштаб… Я никогда не забуду. Баронесса построила своих директоров и сказала: "Вот, учитесь у русских - такой системы нет ни в одной стране".

Комментарий

Аркадий Марголис, ректор МГППУ:

- Одна из проблем образования и в мире, и в России - проблема индивидуализации. Как в условиях массового обучения найти способ, метод, эффективную технологию? Что для этого нужно? Прежде всего - мотивация. Заниматься этим должен хотеть сам учитель. Другой серьезный фактор - время, которое учитель может потратить на работу с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. К сожалению, исследования показывают, что у учителей этого времени нет. В среднем российский педагог работает на 1,3-1,5 ставки. У него на индивидуализацию обучения одного ученика остается… две минуты в неделю.

И самый важный вопрос: а как, собственно, это делать? Каковы те способы, технологии, модели индивидуализации обучения, которые действительно могут быть эффективными? Решением всех этих вопросов как раз и занимается госпитальная педагогика.

"Когда школа в больнице": как в России обучают больных детей

https://sn.ria.ru/20190724/1556811301.html

"Когда школа в больнице": как в России обучают больных детей

"Когда школа в больнице": как в России обучают больных детей

Что такое госпитальная педагогика? Почему тяжело больным детям не рекомендуется прерывать обучение? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказала... РИА Новости, 24.07.2019

2019-07-24T09:01

2019-07-24T09:01

2019-07-24T09:01

кем стать

социальный навигатор

московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу)

сн_образование

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/155681/09/1556810924_0:184:2970:1855_1400x0_80_0_0_21f62d2dea70f98094bd1e0c7dad7f83.jpg

Что такое госпитальная педагогика? Почему тяжело больным детям не рекомендуется прерывать обучение? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказала заведующая кафедрой факультета клинической и специальной психологии МГППУ Юлия Куртанова. ‒ В МГППУ открылась новая магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями". Какие это заболевания? И почему дети с такими заболеваниями нуждаются в особой педагогической помощи? ‒ Заболевания внутренних органов, хроническая почечная недостаточность, кардиологические заболевания и многие другие. Основные стажировочные площадки для наших студентов предоставляет проект "УчимЗнаем": это Национальный медицинский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, где лежат дети с лейкозами и другими онкологическими заболеваниями, Российская детская клиническая больница и Морозовская больница. Заболевания у всех детей разные, но для нас важен не сам диагноз, а та ситуация, в которой оказался ребенок. Многие из них живут со своими болезнями всю жизнь; бывает, что длительное время находятся в стационаре. Например, в ожидании пересадки почки пациенты могут целый год жить в больнице. Между тем, многие из таких пациентов ‒ школьники. В стране необходимо готовить специалистов, которые могли бы не просто обучать детей, а делать это в условиях стационара, учитывая всю специфику обучения больных детей.‒ Сколько детей нуждается в подобных специалистах? Это страшная цифра? ‒ Так и есть. Около 9 миллионов российских детей нуждаются в подобных специалистах. Во-первых, это все дети, которые лежат в стационарах. Во-вторых, эти дети, у которых после длительного лечения возникает проблема по реинтеграции их в социум. Многие больные дети не могут ходить в обычную школу, оказываются на домашнем обучении. К ним приходят обычные учителя, которые часто не понимают, как реагировать на капельницы, как контролировать утомляемость ребенка, как взаимодействовать с мамами.‒ Вы согласны с тем, что для многих травмированных болезнью ребенка мам обучение стоит на самом последнем месте? ‒ В реальности же обучение играет колоссальную роль в процессе реабилитации. Дело не в том, сколько формул ребенок сможет выучить, а в том, что он будет находиться в среде сверстников, у него будет смысл продолжать жить. Как правило, мамы очень быстро начинают видеть пользу от обучения. Это та среда, которая привычна для детей. Одно дело, если ребенок лежит, лечится, не понимает, почему ему приходится страдать. Рядом с ним плачущая мама, которой тоже тяжело, но она в меру своих возможностей пытается его подбодрить… И совершенно другое дело, когда у ребенка появляется возможность заняться привычными видами дополнительного или основного образования. Для них обучение – приближение к здоровой жизни.Недавно мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, что у таких детей преобладает социальная мотивация обучения. Им хочется выходить за пределы своей палаты, общаться, учиться.‒ Обычные педагоги без специального психологического образования не справляются с этой задачей?‒ Безусловно, им очень сложно, часто бывают крайности: либо педагог начинает сильно жалеть ребенка, думая только о том, что его ученик болен, либо вообще игнорирует факт болезни. Здесь должна быть золотая середина: важно учитывать факт заболевания, но не впадать сочувствие, что всегда мешает рабочим взаимоотношениям.‒ В магистерской программе предусмотрен медицинский блок? Или акцент все же сделан исключительно на педагогику и психологию? ‒ Конечно, нашим специалистам важно знать определенные медицинские механизмы. У них должна быть медицинская база. Например, они должны знать, что химиотерапия дает снижение когнитивных функций. Тогда это дает ответ на вопрос, почему ребенок отвлекается и не может запомнить элементарные вещи ‒ педагог должен учитывать влияние химического процесса, связанного с тяжелой интоксикацией организма. Но при этом, насколько важно такому педагогу знать всю историю болезни конкретного ребенка, вопрос остается открытым, потому что здесь есть опасность слишком углубиться в медицинскую часть, а педагогу это не надо.‒ Не могли бы вы дать совет, как корректно вести себя обычному ребенку при коммуникации с ребенком, который серьезно болен?‒ Здесь двоякая ситуация. У людей возникает много разных чувств: некоторых раздражает появление особенных детей, кто-то их боится, кто-то проявляет чрезмерную жалось. Мне как специалисту очень важно, чтобы таких детей воспринимали как обычных детей. Да, в отдельных случаях могут быть некоторые особенности при взаимодействии ‒ нельзя делать резких движений, не надо тянуть в подвижные игры. Но подойти и пообщаться всегда можно. Когда ты переключаешься на то, что это ‒ просто дети ‒ это просто ребенок девяти лет, это просто пятнадцатилетний подросток ‒ тогда все встает на свои места.Этому нужно учить и детей, и взрослых. Кстати, дети более толерантно относятся к "инаковым", чем взрослые люди. Их отношение друг к другу совершенно непосредственное. Только через взрослых они начинают относиться особенным образом. Если воспитательница говорит "отойди, не трогай", дети начинают впитывать это отношение.

https://na.ria.ru/20190313/1551733789.html

https://na.ria.ru/20190722/1556696682.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/155681/09/1556810924_23:172:2406:1959_1400x0_80_0_0_6f42550ce221aa427685bf58342d3b0a.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

кем стать, социальный навигатор, московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу), сн_образование, общество

Что такое госпитальная педагогика? Почему тяжело больным детям не рекомендуется прерывать обучение? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассказала заведующая кафедрой факультета клинической и специальной психологии МГППУ Юлия Куртанова.

‒ В МГППУ открылась новая магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями". Какие это заболевания? И почему дети с такими заболеваниями нуждаются в особой педагогической помощи?

‒ Заболевания внутренних органов, хроническая почечная недостаточность, кардиологические заболевания и многие другие. Основные стажировочные площадки для наших студентов предоставляет проект "УчимЗнаем": это Национальный медицинский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, где лежат дети с лейкозами и другими онкологическими заболеваниями, Российская детская клиническая больница и Морозовская больница.

Заболевания у всех детей разные, но для нас важен не сам диагноз, а та ситуация, в которой оказался ребенок. Многие из них живут со своими болезнями всю жизнь; бывает, что длительное время находятся в стационаре. Например, в ожидании пересадки почки пациенты могут целый год жить в больнице. Между тем, многие из таких пациентов ‒ школьники. В стране необходимо готовить специалистов, которые могли бы не просто обучать детей, а делать это в условиях стационара, учитывая всю специфику обучения больных детей.

13 марта 2019, 09:00

Профессии будущего в эпоху революции когнитивных наук

‒ Сколько детей нуждается в подобных специалистах? Это страшная цифра?

‒ Так и есть. Около 9 миллионов российских детей нуждаются в подобных специалистах. Во-первых, это все дети, которые лежат в стационарах. Во-вторых, эти дети, у которых после длительного лечения возникает проблема по реинтеграции их в социум. Многие больные дети не могут ходить в обычную школу, оказываются на домашнем обучении. К ним приходят обычные учителя, которые часто не понимают, как реагировать на капельницы, как контролировать утомляемость ребенка, как взаимодействовать с мамами.

‒ Вы согласны с тем, что для многих травмированных болезнью ребенка мам обучение стоит на самом последнем месте?

‒ В реальности же обучение играет колоссальную роль в процессе реабилитации. Дело не в том, сколько формул ребенок сможет выучить, а в том, что он будет находиться в среде сверстников, у него будет смысл продолжать жить. Как правило, мамы очень быстро начинают видеть пользу от обучения. Это та среда, которая привычна для детей. Одно дело, если ребенок лежит, лечится, не понимает, почему ему приходится страдать. Рядом с ним плачущая мама, которой тоже тяжело, но она в меру своих возможностей пытается его подбодрить… И совершенно другое дело, когда у ребенка появляется возможность заняться привычными видами дополнительного или основного образования. Для них обучение – приближение к здоровой жизни.

Недавно мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, что у таких детей преобладает социальная мотивация обучения. Им хочется выходить за пределы своей палаты, общаться, учиться.

‒ Обычные педагоги без специального психологического образования не справляются с этой задачей?

‒ Безусловно, им очень сложно, часто бывают крайности: либо педагог начинает сильно жалеть ребенка, думая только о том, что его ученик болен, либо вообще игнорирует факт болезни. Здесь должна быть золотая середина: важно учитывать факт заболевания, но не впадать сочувствие, что всегда мешает рабочим взаимоотношениям.

22 июля 2019, 09:00

Рубцов: хорошего педагога-психолога формирует практика

В магистерской программе предусмотрен медицинский блок? Или акцент все же сделан исключительно на педагогику и психологию?

‒ Конечно, нашим специалистам важно знать определенные медицинские механизмы. У них должна быть медицинская база. Например, они должны знать, что химиотерапия дает снижение когнитивных функций. Тогда это дает ответ на вопрос, почему ребенок отвлекается и не может запомнить элементарные вещи ‒ педагог должен учитывать влияние химического процесса, связанного с тяжелой интоксикацией организма. Но при этом, насколько важно такому педагогу знать всю историю болезни конкретного ребенка, вопрос остается открытым, потому что здесь есть опасность слишком углубиться в медицинскую часть, а педагогу это не надо.

‒ Не могли бы вы дать совет, как корректно вести себя обычному ребенку при коммуникации с ребенком, который серьезно болен?

‒ Здесь двоякая ситуация. У людей возникает много разных чувств: некоторых раздражает появление особенных детей, кто-то их боится, кто-то проявляет чрезмерную жалось. Мне как специалисту очень важно, чтобы таких детей воспринимали как обычных детей. Да, в отдельных случаях могут быть некоторые особенности при взаимодействии ‒ нельзя делать резких движений, не надо тянуть в подвижные игры. Но подойти и пообщаться всегда можно. Когда ты переключаешься на то, что это ‒ просто дети ‒ это просто ребенок девяти лет, это просто пятнадцатилетний подросток ‒ тогда все встает на свои места.

Этому нужно учить и детей, и взрослых. Кстати, дети более толерантно относятся к "инаковым", чем взрослые люди. Их отношение друг к другу совершенно непосредственное. Только через взрослых они начинают относиться особенным образом. Если воспитательница говорит "отойди, не трогай", дети начинают впитывать это отношение.

Как должны обучать пациентов-школьников?

Минздрав и Минпросвещения приняли Рекомендации по организации обучения школьников, которые нуждаются в длительном лечении. В документе указано, кто и как должен учить маленьких пациентов, и разъясняются права детей и их родителей

По данным Минздрава, ежегодно медпомощь в стационарах получают 6 млн детей. Из них 250 тыс. находятся в больницах более 21 дня. Из-за длительного лечения дети не могут посещать школы, хотя могли бы учиться. При этом каждому ребенку закон гарантирует доступность бесплатного образования вне зависимости от обстоятельств. И если он не может ходить в школу по состоянию здоровья, его обучение должно быть организовано в больнице или на дому1.

В октябре министерства просвещения и здравоохранения утвердили Рекомендации по организации обучения школьников-пациентов (далее – Рекомендации)2. Пояснить для родителей некоторые пункты документа мы попросили адвоката КА «Адвокат» Анну Мамонову и адвоката Адвокатской палаты Челябинской области Елену Цыпину.

Кто должен обучать маленьких пациентов?

1. Стационары первого уровня оказывают пациентам конкретного муниципального образования первичную медико-санитарную, паллиативную, скорую медицинскую помощь и специализированную помощь, обычно педиатрического и хирургического профилей. Чаще дети находятся в них менее трех недель. Количество школьников, которым нужно более длительное лечение, составляет от 1 до 10 одновременно. В таком случае целесообразно обучение ребенка школой по месту жительства.

2. В стационарах второго уровня, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований, одновременно могут проходить длительное лечение от 30 до 100 детей; в стационарах третьего уровня, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, – от 30 до 250 детей и больше.

В стационарах второго и третьего уровней обучение может быть организовано по нескольким моделям. Они указаны в Рекомендациях, а подробнее рассказала о них адвокат Анна Мамонова. Обучением пациентов может заниматься:

  • образовательная организация, осуществляющая свою деятельность на базе медорганизации. Это обычная общеобразовательная школа, заключившая с медицинской организацией договор на оказание образовательных услуг;
  • образовательная организация для обучающихся, которые нуждаются в длительном лечении. Это специализированная организация, которая может быть определена региональным органом исполнительной власти в сфере образования;
  • образовательное подразделение медицинской организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. «В рекомендациях они именуются госпитальными школами, что не вполне корректно, так как этим термином в дореволюционной России обозначались медицинские учебные заведения», – отметила Анна Мамонова.

По словам адвоката, разновидности образовательных организаций в Рекомендациях определены недостаточно четко. Например, в Письме Минобрнауки от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях» они указаны в более доступной форме. Согласно этому документу, получать общее образование дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут: 1) в образовательной организации по месту жительства ребенка, в которую он зачислен, в том числе с использованием дистанционных технологий; 2) в образовательном подразделении медорганизации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление; 3) в подразделении образовательной организации, расположенном в помещении медорганизации; 4) в близлежащей образовательной организации – в этом случае детей обучают приходящие по расписанию педагоги.

Согласно Рекомендациям, если на территории муниципального образования работают несколько стационаров одного или разных уровней, целесообразно обучать детей в одной школе для учеников, нуждающихся в длительном лечении.

Обучение ребенка, находящегося на лечении в стационаре менее 21 дня, осуществляется школой, учеником которой он является. Но если краткосрочное пребывание школьника в стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении, то он может обучаться так же, как и дети, находящиеся в больнице более трех недель.

Адвокат Елена Цыпина обратила внимание на то, что для ребенка обучение сотрудниками школы, которую он посещал, скорее будет более комфортным. Но при этом в Рекомендациях за пациентом и его родителями сохраняется право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность. И можно считать, что такое право есть и у детей, находящихся на кратковременном лечении.

Как наладить процесс обучения во время непродолжительного лечения в больнице?

В случае необходимости школа, которую ребенок посещал до болезни, должна организовать его обучение в больнице или на дому3. Однако если потребуется длительное лечение, школьник может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, педагоги которой будут заниматься его обучением, пока он находится в больнице.

Совместно с родителями должны определяться документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):

  • форма обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
  • особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья ребенка;
  • способы информирования родителями школы о перемещении пациента в стационары и о «госпитальной школе», учителя которой обучают ребенка в больнице;
  • необходимость информирования родителями о результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
  • формы социальной поддержки больного ребенка со стороны участников образовательного процесса.

Анна Мамонова предупредила: «Как следует из Рекомендаций, школа по месту жительства ребенка обязана принимать все необходимые меры для реализации образовательных программ. То есть организация учебного процесса в случае кратковременного лечения в стационаре или лечения на дому является обязанностью школы. Однако родителям следует быть готовыми к взаимодействию с педагогами, в том числе обеспечить передачу ребенку необходимых учебных материалов, домашних заданий и т.п.».

Елена Цыпина добавила, что если ребенок может учиться только в домашних условиях, то родители должны получить заключение медорганизации о необходимости обучения ребенка на дому и подать заявление в образовательное учреждение. Если же ребенок лечится в больнице, то родителям нужно будет выбрать вид образовательного процесса путем подачи заявления в администрацию лечебного учреждения.

Как проходит урок в больнице?

При организации процесса обучения в больнице чаще используется классно-урочная система. Однако схема «один возраст – один класс – одна программа обучения – один год» в условиях лечения изменяется, и допускается обучение детей в разновозрастных группах.

Вместе с тем санитарные правила нередко не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, и потому для них не может быть организован единый школьный сектор. Занятия могут проходить в больничных палатах и боксах.

При некоторых заболеваниях во избежание передачи инфекции педагоги используют материалы не на бумажных, а на электронных носителях – планшетах или ноутбуках, которые до и после занятий обрабатываются дезинфицирующими средствами.

Режим и продолжительность занятий определяются на основе рекомендаций лечащего врача с учетом психофизического состояния ребенка, его познавательных возможностей и ограничений жизнедеятельности. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки не может превышать показателей, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами4.

Обучение школьников в больницах, как и на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей обучение ребенка, и согласовываются с лечащим врачом и родителями. При прохождении обучения по индивидуальному планому расписание занятий и объем учебной нагрузки могут изменяться образовательной организацией с учетом текущего состояния здоровья ребенка и назначенного ему лечения.

Могут ли вместе с пациентами обучаться их братья и сестры?

В Рекомендациях предусмотрены ситуации, когда из-за длительного ухода за ребенком в больнице семья находится далеко от дома, и никто из детей не может посещать школу. Ответственным за организацию образовательного процесса пациентов-школьников в таких случаях рекомендуется после согласования с лечащим врачом найти возможность для обучения вместе с больными детьми их братьев и сестер.

Анна Мамонова пояснила, что «хотя Рекомендации не являются обязательными для исполнения, они представляют собой правовую позицию руководства Минпросвещения и Минздрава. Это означает, что, например, в случае отказа обеспечить права ребенка на получение образования родители должны направить жалобу в вышестоящие органы, и она с высокой долей вероятности будет удовлетворена. Однако нужно учитывать, что совместное обучение больных детей и их здоровых сиблингов не представляется возможным, когда ребенок болен инфекционным или другим опасным заболеванием и существует угроза здоровью второго ребенка».

Какие права пациентов-школьников и их родителей предусмотрены в законах?

Ребенок и его родители вправе выбрать образовательную организацию, педагоги которой будут обучать школьника во время лечения.

«Если право на такой выбор ограничивают, то необходимо обращаться к руководству образовательного учреждения с заявлением, в котором следует описать ситуацию и аргументированно изложить свою позицию», – пояснила Елена Цыпина. Анна Мамонова добавила, что, если организация учебного процесса не соответствует предъявляемым требованиям, родители могут обратиться с жалобой в региональные органы исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения и в органы прокуратуры.

Согласно Рекомендациям до начала обучения родителям пациента должны предложить подписать согласие:

  • о сообщении педагогам сведений о заболевании ребенка и побочных явлениях при лечении, об особенностях его эмоционального состояния, которые должны учитываться в процессе обучения;
  • об информировании о том, какие сведения о состоянии здоровья пациента и в каких случаях могут быть переданы одноклассникам, родительскому комитету класса и другим для социальной поддержки ребенка во время лечения.

«Такое согласие родители подписывать не обязаны. В этом случае будет действовать норма закона, согласно которой распространение сведений, составляющих врачебную тайну, недопустимо5. Если это правило не будет соблюдено, медорганизация может быть привлечена к административной ответственности, а человек, распространивший сведения, – к дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности», – рассказала Елена Цыпина.

Работники образовательных и медицинских организаций должны уважительно относиться к позиции ребенка и его родителей при отказе передавать кому-либо информацию о заболевании. Сведения о здоровье ребенка могут передаваться посторонним только по письменному согласию пациента или его родителей, если ему еще не исполнилось 15 лет, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

Елена Цыпина привела примеры таких случаев: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается при оказании медпомощи несовершеннолетнему для информирования его родителей; в целях проведения обследования и лечения пациента, который из-за своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; при расследовании несчастного случая в школе, во время соревнований или занятий спортом в секции; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора; при обмене информацией медорганизациями в целях оказания помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных; в целях осуществления контроля в системе обязательного социального страхования, а также контроля качества и безопасности медицинской деятельности и т.д.6».

Анна Мамонова напомнила, что права и обязанности родителей прописаны в ст. 63 и 64 Семейного кодекса: «Родители обязаны воспитывать своих детей и обеспечить получение ими общего образования. При этом им дается право выбора образовательной организации и формы обучения с учетом мнения детей. Также родители обязаны защищать интересы ребенка. Если он жалуется на условия пребывания в стационаре или на отношение медицинского или педагогического персонала, они не вправе игнорировать такие жалобы и должны удостовериться, что все в порядке».

Как организовать обучение после выписки из больницы?

Во время болезни ученик не может быть отчислен из школы7. Анна Мамонова пояснила: «Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из школы, к обучающимся во время их болезни не допускается в силу требований Закона об образовании. Более того, образовательная организация должна обеспечить психологически комфортное возвращение ребенка в прежний класс с учетом произошедших у него после болезни изменений во внешнем виде, физических, когнитивных способностей и иных изменений, отличающих его от сверстников, а также создать условия для продолжения обучения с учетом состояния здоровья обучающегося, рекомендаций лечащего врача и особенностей лечебного, реабилитационного, оздоровительного процесса».

Елена Цыпина рассказала, что в случае возникновения серьезных проблем со здоровьем учебное учреждение должно направить ребенка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, которая определит вид коррекционного образовательного учреждения, где и в дальнейшем он может проходить обучение.

Как указано в Рекомендациях, после выписки из больницы учиться в домашних условиях могут дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому8. Также учиться дома может быть позволено на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок9.

Обучение школьника после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. При электронном обучении школам рекомендовано назначить тьютора для сопровождения ребенка в очной форме.

Как будет проходить аттестация?

По окончании длительного лечения «госпитальная школа» выдает пациенту справку об обучении с отметками по каждому учебному предмету. Школа по месту жительства обязана принять этот документ и засчитать результаты обучения на его основании либо допустить школьника к промежуточной или итоговой аттестации10.

Основанием для прохождения государственной итоговой аттестации на дому или в больнице являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендации Минздрава и Минпросвещения должны обязательно исполняться?

Анна Мамонова объяснила, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, а потому не могут считаться обязательными к применению. «Они представляют собой скорее “дорожную карту” по разрешению крайне актуальной проблемы обучения детей, находящихся на длительном лечении. Это подтверждает тот факт, что в документе указано на необходимость разработки и принятия нормативных актов на региональном уровне и говорится об отсутствии законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности, учитывающих специфику обучения детей в условиях стационаров. Все эти вопросы требуют надлежащего правового регулирования», – отметила адвокат.

Вместе с тем Анна Мамонова обратила внимание родителей на то, что право на образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ. Любое его необоснованное ограничение, в том числе в связи с состоянием здоровья, является грубейшим нарушением. «Поэтому в случае возникновения проблем не теряйте уверенности в себе и самообладания и незамедлительно обращайтесь за защитой своих прав и прав ребенка», – посоветовала адвокат. Елена Цыпина в заключение пояснила, что обращаться можно в региональный орган исполнительной власти в сфере образования, в прокуратуру и суд – выбор будет зависеть от ситуации.


1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2 Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 14 и 17 октября 2019 г.).

3 Часть 5 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).

5 Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6 Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7 Часть 6 ст. 34 и ч. 4, 8, 9 ст. 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8 Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

9 Письмо Минздрава России от 14 сентября 2016 г. № 15-3/10/2-5810.

10 Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Особенности обучения в школе при больнице

Обучение детей с ОВЗ

В данной статье рассмотрены вопросы организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в больнице и не имеющих возможности посещать общеобразовательное учреждение.

Особенности организации учебного процесса в школе

при Научно-исследовательском детском ортопедическом институте

имени Г.И.Турнера.

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И.Турнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации сегодня – это клиника, куда приезжают на лечение или реабилитацию ребята со всех уголков России и из-за рубежа.

«Детский ортопедический институт имени Генриха Ивановича Турнера был основан в 1932 году и сегодня занимает лидирующее положение в стране, являясь крупнейшей госклиникой России, лечебно-диагностическим и научно-исследовательским центром, способным решать любые, даже самые сложные проблемы в области детской травматологии и ортопедии. В структуре НИДОИ им.Г.И.Турнера функционируют 12 клинических отделений, в числе которых 10 профильных ортопедо-хирургических, а также операционный блок, лабораторно-диагностический отдел. Кроме этого на базе института имеется аптека и общеобразовательная школа» – написано на сайте НИДОИ им. Г.И.Турнера.

Даже сама аббревиатура «НИДОИ» креативными медиками расшифровывается как

Наука

Искусство

Доверие

Образование

Исцеление

И не случайно «образование» стоит не на последнем месте, поскольку полноценная образовательная среда становится частью сложного комплекса медицинской и психолого-социальной реабилитации ребенка. В начале 20-х годов прошлого века известный врач хирург-ортопед, один из основоположников отечественной ортопедии, организатор и руководитель первой в России кафедры и клиники ортопедии Генрих Иванович Турнер предложил систему сочетания медицинской помощи для облегчения физических недостатков с обучением наукам и ремёслам. Организация педагогической работы проходила под руководством Е.А.Пайовой, которая является одним из первых разработчиков научно обоснованных принципов, содержания и форм организации учебно-воспитательной работы в лечебном учреждении для детей с нарушениями функций ОДА. Директор института Николай Исаакович Шнирман (1926 - 1931 гг. – главный врач «Лечебно-восстановительного дома для дефективных детей»; 1932-1949 гг. – главный врач, затем директор Института восстановления трудоспособности физически-дефективных детей им. профессора Г.И.Турнера) реализовал идею Г.И.Турнера об индивидуально-групповом обучении больных детей в институте. Он писал: «…чем тяжелее физический недостаток ребёнка и чем меньше возможности медицинской реабилитации, тем большее значение приобретают вопросы обучения и воспитания». В клинике института проводились уроки для пациентов по общеобразовательным предметам, а также работал драматический кружок, пациенты занимались музыкой, пением, рисованием, цветоводством, то есть всем, что возвышает душу, расширяет представления о прекрасном.

В наши дни директор академик РАН Алексей Георгиевич Баиндурашвили всецело продолжает и поддерживает дело, начатое его предшественниками. Алексей Георгиевич говорит: «Выполняя завет Г.И.Турнера об «ортопедии души», мы стремимся врачевать не только тело, но и душу ребёнка». В клинике созданы все условия для полноценного и плодотворного функционирования школы.

Институт располагает всеми компонентами для того, чтобы дети получали не только качественное лечение, но и всестороннее развитие. Исцеление проходит в несколько этапов, которые чаще всего растянуты на долгие годы. Дети приезжают на лечение на длительный срок и не один раз в течение года. Находясь в клинике долгое время, ребенок пропускает занятия в школе, неизбежно чувствует себя оторванным от жизни. В связи с этим по возвращении домой он вынужден будет долго и с большими усилиями навёрстывать упущенное, устранять пробелы в знаниях.

С целью реализации права каждого ребёнка на получение образования, согласно ч.5 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в НИДОИ им Г.И.Турнера организована работа структурного подразделения ГБОУ школы №409 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга разработал инструктивно–методическое письмо № 03-20-3240/15-0-0 от 20.08.2015г. «Об организации обучения и воспитания по основным общеобразовательным программам обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях», регламентирующее порядок организации обучения детей, находящихся в стационарах на длительном лечении. Согласно этому документу «длительным лечением» считается пребывание ребёнка в стационаре более 21 дня.

Организация обучения детей в клинике существенно отличается от простого образовательного процесса в школе. Разрешение на участие ребёнка в образовательном процессе дают прежде всего врачи. Получив такое согласие, родителям, опекунам или законным представителям ребёнка необходимо обратиться в учебную часть для зачисления ребёнка в школу. Здесь помогут в оформлении всех необходимых документов, и ребёнок сможет приступить к занятиям.

Специфика педагогической деятельности в клинике предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке учителей. От педагога требуется очень многое: необходимо идти на контакт не только с ребёнком и его семьёй, но и с лечащими врачами, со всем медицинским персоналом. При зачислении в школу учитываются особенные потребности каждого ребенка. В какой форме проходило обучение до приезда в клинику? Сможет ли ребёнок посещать групповые занятия? На каком уровне освоения программного материала находится наш будущий ученик? Нуждается ли в индивидуальном сопровождении? Наши педагоги учитывают психофизическое состояние детей, знают специфику работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, применяют на практике здоровьесберегающие технологии.

Занятия в школе начинаются во второй половине дня, после обеда и небольшого послеобеденного отдыха. Ребята на уроки собираются в классы-комплекты. Учебники и дополнительную литературу можно получить в библиотеке школы. Дневная нагрузка наших учеников не превышает 3,5 часа. Продолжительность урока не превышает 35 минут. Во время большой перемены ребята успевают не только отдохнуть, но и выполнить некоторые манипуляции по медицинским показаниям. Мы стараемся не мешать врачам, а врачи порой проводят некоторые медицинские процедуры, не отрывая ребенка от занятия.

Педагог, работающий в клинике, должен уметь мастерски проявлять гибкость в использовании индивидуального подхода. Собирая ребят на время обучения в классы-комплекты, учителя скрупулёзно изучают индивидуальные особенности каждого ученика, выявляют его склонности и увлечения, возможные пробелы в знаниях, их таланты. Опора на позитивные качества личности ребёнка, укрепление веры в свои силы, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания – всё это способствует успешному вовлечению каждого ребёнка в учебную деятельность.

Принцип вариативности, провозглашённый на сегодняшний день в российском образовании, является одним из важнейших. Это как нельзя лучше отражает потребности и особенности организации работы в нашей школе. Различия по уровню подготовленности и интеллекта, работоспособность каждого ученика, разное физическое состояние ребят, проходящих лечение и обучение, – всё это значительно осложняет организацию учебного процесса. Нашим педагогам приходится за короткий срок изучить все особенности нового ученика и органично включить каждого в образовательный процесс. Учителя при подготовке и проведении занятий выстраивают свою работу так, чтобы помочь детям наверстать упущенное в учёбе, устранить пробелы в знаниях, но главное – помочь не отстать от своих одноклассников в освоении программного материала.

На уроках наши педагоги реализуют различные технологии, позволяющие учитывать личностные характеристики, предшествующий опыт, особенности психики и физическое состояние каждого ребёнка. В условиях классно-урочной системы необходимо искать разумные компромиссы. В классах-комплектах начальной школы чаще других практикуются игровые технологии, а в средней и старшей – информационные. В работе всех параллелей, от самых маленьких, до выпускников, популярна технология сотрудничества.

Технология игры позволяет младшим школьникам почувствовать, что учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Использование этой технологии помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, улучшает непроизвольное запоминание. Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре, содержат в себе столь свойственные детям элементы тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, соревнования. Игра стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность маленького ученика. Вовлечённому в игру ученику легче открыть для себя, что целью учебной деятельности является не просто выполнение требований учителя, а в овладение знаниями, умениями и навыками, развитие собственных способностей и талантов.

Обучение в сотрудничестве подразумевает групповую работу учащихся, которые вместе трудятся над решением какой-либо существующей проблемы или вопроса. Каждому при этом даётся возможность активно участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, играть разные роли, учиться друг у друга, ценить разные точки зрения.

Это особенно ценно тем, что состав классов-комплектов постоянно обновляется, ребята приезжают из разных уголков России, а порой и из-за рубежа, уровень подготовленности у ребят разный. Практика показывает, что учиться вместе и легче, и интереснее, и эффективнее. Учителя отмечают, что при этом наилучшим образом формируются коммуникативные умения и навыки - один из важнейших УУД по ФГОСам.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях клиники реализуются прежде всего посредством создания обстановки доброжелательности, положительного эмоционального настроя, комфортного расположения в учебном помещении, использование специальных приспособлений для удобства письма. У наших учеников часто состояние здоровья доставляет не только элементарное неудобство, но и физическую боль. Учитель, продумывая все этапы урока, предусматривая разнообразие форм работы, смену видов деятельности и даже проведение своеобразных физкультминуток, ставит целью обеспечить школьнику возможность сохранения хорошего самочувствия, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в дальнейшем.

Отдельного внимания заслуживает составление рабочей программы на основании учебного плана, прописанного в инструктивно-методическом письме Комитета образования Санкт-Петербурга № 03-20-3240/15-0-0 от 20.08.2015г. «Об организации обучения и воспитания по основным общеобразовательным программам обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях». Сокращение часов на изучение всех дисциплин в этом учебном плане существенное, при этом объём изучаемого материала остаётся прежним. Проанализировав предыдущий опыт работы, изучив пожелания обучающихся и их родителей, программа отредактирована для учащихся, находящихся на длительном лечении в НИДОИ им. Г.И.Турнера. Использование части, формируемой участниками образовательных отношений, позволило сбалансировать этот разрыв, не превышая максимально допустимую недельную нагрузку на обучающегося.

Таким образом, становится понятно, что школа при больнице – уникальная школа. Требуется не только особая подготовка и профессионализм от педагогов, работающих в ней, но и разработка отдельных нормативно – правовых актов о функционировании подобного образовательного учебного учреждения, касающихся организации учебного процесса, ведения соответствующей документации.

Таким образом, объединение медицинской, психологической и педагогической работы по лечению и реабилитации – это особая методологическая установка, присущая нашей школе, дающая возможность получить максимально положительный результат в исцелении больного ребёнка.

Накопленный за долгие года опыт работы структурного подразделения ГБОУ школы №409 при НИДОИ им. Г.И.Турнера позволяет нам успешно решать эти задачи. Продолжая дело, начатое более ста лет назад Г.И.Турнером, мы помним его слова о том, «облегчение искалечения и духовное развитие, сочетание лечебного дела с воспитанием, помощь калекам-детям – дело государственной важности». Совместная деятельность врачей и педагогов во время прохождения ребёнком лечения способствует успешному осуществлению реализации главной задачи: исцелению физическому и духовному. В накопленном за долгие годы материале заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать основные принципы государственной политики РФ в области образования, позволяет не оставлять без внимания проблемы детей-инвалидов.

 

Источники:

http://минобрнауки.рф/

http://usperm.ru/content/glava-4#41

http://k-obr.spb.ru/

http://docs.pravo.ru/

https://cyberleninka.ru/article/n/genrih-ivanovich-turner-osnovopolozhnik-detskoy-ortopedii-v-rossii

http://ktovmedicine.ru/2017/1/aleksey-baindurashvili-vypolnyaya-zavet-g-i-turnera-ob-ortopedii-dushi-my-stremimsya-vrachevat-ne-tolko-telo-no-i-dushu-rebyonka.html

http://journals.eco-vector.com/turner

http://fb.ru/article/325900/nii-turnera-adres-foto-i-otzyivyi-nauchno-issledovatelskiy-detskiy-ortopedicheskiy-institut-imeni-g-i-turnera

 

Образование и обучение | Бостонская детская больница

  • Оплатите счет
  • Портал для пациентов MyChildren
  • Международные посетители
  • Способы помощи
  • Карьера
  • Пожертвовать
  • Пожертвовать
  • Пациентам
  • Для профессионалов здравоохранения
.

CPR PALS AND ACLS Training

  • Оплатите счет
  • Портал для пациентов MyChildren
  • Международные посетители
  • Способы помощи
  • Карьера
  • Пожертвовать
  • Пожертвовать
  • Пациентам
  • Для профессионалов здравоохранения
.

вакансий | Детская национальная больница

Благодарим вас за ваш интерес к присоединению к нашей невероятной команде профессионалов здравоохранения в Детской национальной больнице, где мы стремимся помочь нашим пациентам стать сильнее.

В Children’s National мы обслуживаем детей страны с 1870 года. Здесь вы будете работать с более чем 6000 сотрудников, которые обеспечивают уход мирового класса в теплой и заботливой обстановке. И мы гордимся тем, что являемся сильным голосом в защиту детей посредством пропаганды на местном, региональном и национальном уровнях.

Четыре года подряд Children's National входит в десятку лучших детских больниц страны по версии U.S. News & World Report. Организация Children’s National также дважды получила статус Magnet ® за выдающийся уход. Мы предлагаем квалифицированную помощь через удобную сеть первичной медико-санитарной помощи на базе местных сообществ и специализированные центры. Детский национальный исследовательский институт, где расположены Детский национальный исследовательский институт и Институт педиатрических хирургических инноваций шейха Зайда, является одним из ведущих педиатрических учреждений страны, финансируемых Национальными институтами здравоохранения, и признан за свой опыт и инновации в педиатрической помощи.

Наша миссия

С момента своего основания организация Children’s National стремится улучшить жизнь детей во всем мире посредством заботы, защиты, исследований и образования.

Мы достигаем этого посредством:

  • Обеспечение качественного медицинского обслуживания для наших пациентов и их семей
  • Улучшение здоровья детей на региональном, национальном и международном уровнях
  • Лидерство в создании инновационных решений проблем педиатрического здравоохранения

Наше видение

Детская медицина - это не только то, что мы делаем, это все, что мы делаем, и мы устанавливаем стандарты качества в уходе за детьми.Наше видение:

  • К вести нацию в улучшении здоровья и благополучия всех детей.
  • Быть ведущей системой педиатрического здравоохранения с лидерством
    в области защиты интересов, исследований, образования и клинической помощи.
  • Устанавливать стандарты в предоставлении услуг высочайшего качества таким образом, чтобы в центре внимания находился ребенок

Наши сотрудники - это сердце и душа нашей миссии. Одним из наших величайших преимуществ является разнообразие нашей рабочей силы, которое увеличивает богатство нашей культуры.Работа в команде, целеустремленность и профессионализм - основные ценности и характеристики, которые делают наших сотрудников уникальными.

Свяжитесь с нами

Если вы хотите присоединиться к нашей команде, поищите наши вакансии.

Медсестры могут узнать больше о работе в Children's National на нашей странице карьеры медсестер, где вы также найдете информацию о виртуальных часах приема для потенциальных сотрудников, проводимых с полудня до 14:00. по вторникам через Zoom.

.

Детская больница Левин | Детская больница в Шарлотте, Северная Каролина

О нас

Независимо от того, страдает ли ваша семья внезапной серьезной проблемой со здоровьем или хроническим заболеванием, вы найдете помощь и поддержку в детской больнице Левин в Шарлотте. Мы заботимся о наших пациентах в теплой, дружелюбной к детям среде, чтобы помочь им чувствовать себя лучше, когда они поправляются. И мы делаем это, вовлекая вас - семью - на каждом этапе пути. Учить больше.

Вернуть Детской больнице Левина

Независимо от того, жертвуете ли вы свое время или деньги детской больнице Левина, знайте, что вы измените жизнь ребенка к лучшему.Если вы готовы пожертвовать время, у детской больницы Левин есть много возможностей для волонтеров, поэтому вы можете выбрать способ, который подходит вам. Если вы готовы пожертвовать деньги, знайте, что каждый доллар, который вы даете, идет на помощь педиатрическим пациентам и разработку новых методов лечения детей в Каролинах. Узнать больше.

Педиатрические клинические испытания

Детская больница Левин участвует в нескольких педиатрических клинических испытаниях, помогая создавать новые методы лечения и улучшать уход за детьми.Узнать больше.

.

Отделение психиатрии | Программы обучения

  • Оплатите счет
  • Портал для пациентов MyChildren
  • Международные посетители
  • Способы помощи
  • Карьера
  • Пожертвовать
  • Пожертвовать
  • Пациентам
  • Для медицинских работников
.

Отделение психиатрии | Программа стажировки по психологии

  • Оплатите счет
  • Портал для пациентов MyChildren
  • Международные посетители
  • Способы помощи
  • Карьера
  • Пожертвовать
  • Пожертвовать
  • Пациентам
  • Для медицинских работников
.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.