О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение тьюторов для особых детей


Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Статьи

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.

10 августа 2018

Цели и задачи тьютора

Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.

Задачи тьютора:

1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.

  • Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).

  • Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.

  • Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.

  • Обеспечить ребенку особый школьный режим.

  • Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.

2. Обеспечить социализацию ребенка.

  • Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.

  • Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.

3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.

  • Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.

  • Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.

  • Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.

  • Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.

Тьюторские функции

Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня

  • Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.

  • Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.

  • Ведет дневник наблюдений.

  • Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.

Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.

Самая важная книга для родителей

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Купить

Коммуникация со школой

Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.

Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой

1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.

2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.

3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.

4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.

5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.

Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.

Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если...» и «Что делать, если... 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Коммуникация с родителями.

  • Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.

  • Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.

  • Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.

  • Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.

  • Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.

  • Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.

  • Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.

  • Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.

  • Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.

Коммуникация с ребенком

Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок

На уроке

  • Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово...».

  • Использует письмо «рука в руке».

  • Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.

  • Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.

На переменах

  • Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.

  • Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.

  • Помогает ребенку решать конфликты.

  • Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел.... Ему трудно (что трудно)....А в остальном Саша такой же как и все. Он любит....Ему нравится....Ему интересно...»

  • Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

  • В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

Купить Смотрите также:

Онлайн курс повышения квалификации "Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра."

Онлайн курс повышения квалификации "Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра. Курс- практикум"

Учебный центр «Моя Планета» приглашает вас на онлайн курс повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра. Курс-практикум»

Срок обучения составляет два месяца, даты обучения – с сентября по ноябрь 2020.

Кол-во часов онлайн обучения: 36, 54 и 72, в зависимости от выбранного пакета.

Участники онлайн курса усовершенствуют свои компетенции в области применения на практике методов прикладного анализа поведения. В рамках курса повышения квалификации будут затронуты темы тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в системе образования, современных методов коррекции нежелательного поведения, критериев выбора системы коммуникации для ребенка с аутизмом, стратегий эффективного обучения детей с РАС.

Тьютору особого ребенка необходимо знать о законах поведения.

Если вы не знаете, как справляться с истериками своих особых учеников, вам просто необходимо научиться управлять поведением. Прикладной анализ поведения (АВА или ПАП) – наиболее эффективный и доказанный метод терапии поведенческих расстройств.

Во время обучения вам будут выдаваться домашние задания по работе с поведением и навыками особых учеников. По мере выполнения заданий, преподаватель курса будет разбирать их на «живых» онлайн встречах. 

По окончании курса, почтой вам будет выслано Удостоверение установленного образца, которое позволит вам трудоустроиться в школу или в детский садик, сопровождая ребенка с РАС. 

Профессия тьютора становится все более популярной. В школах есть ставки тьюторов, но нет обученных кадров для этой работы. Вы можете стать представителем этой новой востребованной профессии.

Программа курса:

По вопросам записи на следующий онлайн курс: +7(903) 689-11-93

Лекторы курса:

  1. Дудкина Елена Витальевна, сертифицированный поведенческий аналитик, ВСВА.
  2. Морозова Анастасия Владимировна, сертифицированный поведенческий аналитик, ВСВА.
  3. Датуашвили Марина Теймуразовна, врач-психиатр, сотрудник детского отделения Московского НИИ Психиатрии – филиала «ФГБУ НМИЦ ПН им. В.П. Сербского МЗ РФ».

Стоимость участия в курсе в зависимости от выбранного пакета обучения:

Отзыв о нашем дистанционном курсе тьюторского сопровождения для детей с расстройствами аутистического спектра, Артура Валерьевича Хаустова, директора Федерального Ресурсного Центра по комплексному сопровождению детей с РАС.

Тьютор – курсы профессиональной переподготовки

Огромное СПАСИБО всему педагогическому коллективу. Материалы лекций очень интересные,многообразные.Знания, которые я получила, очень пригодятся в обычной жизни,есть на что опереться в работе. Важна юридическая часть программы,много полезного. К сожалению, не все родители детей с ОВЗ знают свои права .Пугаясь диагноза, и дополнительного,усиленного внимания к особенным деткам,родители запуганные и брошенные ,в большинстве своем бездействуют.При грамотной поддержке тьютора,родители включатся в работу команды,и от этого выиграют дети в первую очередь, и все участники процесса,а так же государство.Очень важно работать слаженно, всей командой, нацеленно на результат. В программе есть рекомендации и ссылки , как грамотно планировать работу. Мне очень понравился курс, есть некоторые шероховатости,но все своевременно исправляется, преподаватели идут в ногу со временем.информация добавляется и корректируется,это здорово. Чуть позже планирую пройти курс психологии .Предложений онлайн - обучения много,но не везде хорошая и качественная программа. Лично с преподавателями не встречаясь,чувствуется их присутствие и поддержка. Еще раз,огромное спасибо всей команде АНО ДПО  НАДПО 

С уважением, Людмила.

ФоминаЛюдмила Михайловна, Белгородская обл., Шебекино

Дистанционные курсы повышения квалификации для тьюторов, КПК ФГОС для тьюторов

АНО ДПО «Институт современного образования» предлагает программы повышения квалификации для тьюторов, трудовые функции которых определены профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (пр. Минтруда России от 10.01.2017г. №10Н):

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;
  • организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов, проектов;
  • педагогическое сопровождение обучающихся;
  • организация участия родителей в разработке ИОМ;
  • участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В результате изучения курсов слушатели познакомятся с основными идеями открытого образования и индивидуализации – теоретическими основами тьюторства; организацией тьюторского сопровождения детей в дошкольной образовательной организации; в начальной школе; в основной школе; в средней школе; в дополнительном образовании; во внеурочной деятельности; в области развития физической культуры и спорта; особое внимание уделено тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ в инклюзивном и коррекционном образовании; представлены модели тьюторского сопровождения одаренных детей; индивидуального учебного проекта старшеклассника; профессионального самоопределения школьников, проектно-исследовательской деятельности учащихся; творческих возможностей педагогов.

На все возникающие вопросы ответит сопровождающий тьютор и специалист технического отдела.

После сдачи итоговой аттестации слушатели получат удостоверение установленного образца.

Заявка на профессиональную консультацию

Не нашли подходящую программу, нужное количество часов или возникли вопросы?
Напишите свой вопрос или опишите нужную программу. Укажите телефон или адрес электронной почты и наш сотрудник свяжется с Вами.

«Работа по зову сердца». Кто такие тьюторы для особенных детей

Вместе с родителями

Екатерина Горьковская, мама 8-летнего Лёвы, у которого четыре года назад врачи диагностировали аутизм, убеждена, что тьютор должен работать в тандеме не только с узкими специалистами (психологом, дефектологом, логопедом), но в первую очередь с родителями.

«Мой сын очень любит повисеть, – рассказывает Катя. – По дороге в сад все турники наши. Я знаю эту его особенность, знаю, что он цепкий и не упадёт. А вот наш тьютор иногда ограничивает его свободу, не всегда разрешает делать то, что ему нравится. Такие запреты не очень полезны для его развития. В другой ситуации у нас мог бы начаться конфликт. Но наш тьютор всегда идёт на контакт. Мы много общаемся на такие темы, ищем компромиссы, обсуждаем, находим решения. Это очень важно для Лёвы – наше взаимодействие».

По словам Екатерины, тьютор запускает процесс вкруговую. И если в садике специалист учит ребёнка выкидывать мусор и подметать, то этому же малыш должен учиться и дома, и в гостях у бабушки. Тогда будет результат.

Тьюторское образование. Квалификация тьютора.

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.