|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Обучение лепке детей старшего дошкольного возрастаМетодика обучения детей лепке в старшем дошкольном возрасте. | Статья (старшая группа) на тему:Методика обучения детей лепке в старшем дошкольном возрасте. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы. Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка». В старшей группе воспитатель может предъявить детям более высокие требования. Он должен научить детей новым техническим и изобразительным приемам. Программа требует, чтобы дети 5—6 лет лучше, отчетливее лепили форму предметов, чем в средней группе, научились видоизменять эти формы — вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять. Следовательно, обучение лепке направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Обучение лепке детей старшего дошкольного возраста. — Студопедия.Нет
Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.
2. Значение лепки для развития ребенка.
Темами лепных работ могут быть: лепка животных жарких стран или северных лесов, лепка игрушек по мотивам народных.
Развивается мелкая моторика рук.
Дети договариваются о создании общих композиций, помогают друг другу в процессе работы.
На занятиях по декоративное лепке дети учатся выбирать удачные цветовые сочетания.
Предметная, сюжетная, декоративная.
4. Декоративная лепка Декоративная лепка в дошкольном учреждении — это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сестрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта.
5. . Методика обучения. Тематика. Предметная лепка: животные, птицы, человек, деревья и др. Сюжетная : дети делают гимнастику, девочка гуляет с собакой, по сказке «3 медведя» и др. Декоративная: украшение предметов (посуды) налепом или печаткой, выполнение декоративной пластины с вогнутым и выпуклым рельефом. Количество занятий: 1 мл. группа – 1 занятие в нед.= 36 занятий в год. 2 мл. группа – 1 зан. в нед. Средняя гр. – 1 зан. в нед. Старшая гр. – 1 зан. в нед. Подготовит. к школе гр. – 2 занятия в месяц, = 18 занятий в год. Методические приемы: Все приемы наглядного, словесного и практического методов. (см тему «Рисование»)
Способы и приемы лепки. Пластилинография.
6. Способы лепки Конструктивный – предмет создается из отдельных частей. Пластический – лепка из целого куска. когда все части вытягиваются из одного куска глины. Комбинированный – объединяет лепку из отдельных частей и целого куска.
7. Приемы лепки (по возрастным группам). 1 и 2 младшие группы:
Средняя группа:
Старшая группа:
Подготовительная к школе группа:
8. Пластилинография. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Материалы, используемые в пластилинографии • Пластилин (разных цветов). • Пластиковые дощечки для выполнения работ. • Стеки. • Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. • Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры , фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д. Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой. При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2— 3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с 3—5 цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Довольно часто в лепке бывают нужны такие цвета и оттенки, которые очень редко встречаются в стандартных наборах пластилина. Не нужно смешивать одновременно много цветов. В таких случаях чаще всего выходит нечто непредсказуемое — серо-бурое. Лучше начать с двух, затем с трех цветов. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщипнуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однородного цвета.
Этапы создания картин 1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу. 2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время. 3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов. 4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится. 5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках —технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.
Контрольная работа - Особенности обучения лепке детей старшего дошкольного возрастаСодержание Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы изучения изобразительной деятельности дошкольников……….……..………………..…………………………………….….5 1.1. Виды изобразительной деятельности в дошкольном учреждении..5 1.2. Особенности изобразительной деятельности дошкольников….…10 Глава 2. Характеристика содержания обучения лепке детей старшего дошкольного возраста……….…………….…………….………………………….14 2.1. Содержание и задачи обучения лепке в старшей группе.…..…….14 2.2. Методы и приемы обучения лепке на занятиях в старшей группе детского сада……………………………………………………………16 2.3. Методика обучения лепке в старшей группе……………………19 Заключение…………………………..………………………………..…….............23 Список литературы…………………………………………..……………………..24 Приложение «Схемы лепки» Введение В контрольной работе будет рассматриваться тема «Особенности обучения лепке детей старшего дошкольного возраста». Определим понятийный аппарат нашей работы. Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Скульптура - (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс и другое; методы их обработки – лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и другое. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, а предметом – методика обучения лепке дошкольников старшего возраста. Цель исследования - определить особенности обучения лепке детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Рассмотреть виды изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. 2. Выявить особенности изобразительной деятельности дошкольников. 3. Изучить содержание, задачи, методы и приемы обучения лепке в старшей группе. 4. Описать методику обучения лепке в старшей группе. Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, реферирование, библиография. Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности 1.1. Виды изобразительной деятельности в дошкольном учреждении В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов. 1. Рисование. Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные натуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. 2. Лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх. Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3 летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий. 3. Аппликация. В процессе занятия аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. 4. Конструирование. Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Итак, все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т.д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами - умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом. 1.2. Особенности изобразительной деятельности дошкольников Способность к творческой изобразительной деятельности является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности. Творчество художника - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Дошкольникам также доступно овладение изобразительными умениями и навыками. В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. В научных исследованиях по вопросам детской изобразительного творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это - проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств. Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития, творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить. Таким образом, первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творческой изобразительной деятельности дошкольников часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Итак, все три этапа творческого процесса в деятельности ребенка есть, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника. Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, то есть умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, уже доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста. В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности. Конечно, к созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, лепке часто отсутствуют самые существенные детали. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному. Глава 2. Характеристика содержания обучения лепке детей старшего дошкольного возраста 2.1. Содержание и задачи обучения лепке в старшей группе Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов. Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках, положении в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность. Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики. Программа строится таким образом, что сначала дети лепят знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины. Немаловажно, чтобы они путем сравнения научились выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов. Воспитатель продолжает работу с детьми над изображением фигур человека и животного. Данная задача решается в этой группе несколько по- иному, чем с детьми четырех лет. Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев. Надо отметить, что лепка с натуры требует особого внимания к форме, характерным деталям и особенностям ее строения, учит следить за получающейся формой и сравнивать ее с натурой. Дымковские куклы и фигуры животных, тульские глиняные игрушки должны помочь ребенку понять элементарное строение предметов, кроме того, они подсказывают способы несложного выполнения лепки из целого куска. Техника лепки в этой возрастной группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей. Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т.е. даются те предметы, приемы, изображения которых детям известны. Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего. 2.2. Методы и приемы обучения лепке на занятиях в старшей группе При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы. Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались. Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост. Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение. Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» - про то, как колобок встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными, старайтесь запомнить, с кем встречался колобок, - иначе вам будет трудно лепить. Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель говорит: «Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы не дают прямых советов, но приучают детей думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку картинку, уточнить его представления; в крайнем случае, показать способ лепки на отдельном куске глины. Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем. Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а, следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками. Для игры дети используют также вылепленных птиц, зверей, делая для них из картона загоны и клетки. Ситуации могут быть и другого характера. Детям говорят, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для мам к празднику 8 Марта. Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направить их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета. Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми. 2.3. Методика обучения лепке в старшей группе В старшей группе детского сада в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В старшей группе на занятиях по лепке детей учат передавать характерные особенности предметов и объектов. Мелкая мускулатура кистей у детей достаточно развита, чтобы они могли тщательнее, чем в предыдущих группах, оттянуть мелкие детали, сгладить переходы, убрать образовавшиеся от пальцев углубления. Чтобы сглаживание было более эффективным, нужно давать детям на подносах мокрые тряпочки для смачивания пальцев. Содержанием лепки могут быть живые объекты (птички, кролики, котята). Детям предлагают лепить посуду, при этом их учат разным способам лепки: чашечку предлагается лепить путем вдавливания середины шара и утоньшения стенок; ручку чашки изготавливают из палочки глины, раскатанной прямыми движениями. Блюдце лепят из диска, края которого поднимают мелкими движениями пальцев обеих рук. Передача соотношения по величине при изображении животных лучше дается детям в лепке. Они легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами: две передние и две задние; тело как бы лежит на передних и задних ногах; голова овальная, длинная, расположена выше туловища и соединена с ним шеей. Постепенно овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки, лисы, медведя и др. В процессе обучения воспитатель должен направлять их внимание на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Тогда, усвоив способы изображения одного животного, дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное, сравнив их изображения на картинках, игрушки и так далее. Предлагая ту или иную тему для лепки, педагог должен неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитатель - предъявлять известную требовательность; некоторым детям - индивидуальную помощь. Технические приемы лепки четвероного животного закрепляются на занятиях по замыслу детей. Для того чтобы они не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует выставлять слишком много изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков. В течение года на занятиях по лепке дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, изобразить, как малыши танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать несколько ребят в начале занятия, чтобы они показали эти движения. Следует обратить внимание на положение рук и ног танцующих - это облегчит детям передачу движения. Наряду с предметными изображениями дети могут создавать в лепке коллективные композиции, например, на темы сельской жизни (птичий двор, площадка молодняка в зоопарке). В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве). Заключение Изобразительная деятельность имеет очень большое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение. «Особенности для организации лепки детьми старшего дошкольного возраста» | Консультация по аппликации, лепке:Консультация для воспитателей «Особенности для организации лепки детьми старшего дошкольного возраста» Лепка – вид изобразительной деятельности. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Образовательное и воспитательное значение уроков лепки огромно, так как они развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, фантазию, способности, индивидуальность. Умение изобретать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, постоянно контролировать свои действия, сравнивать изображаемое с натурой. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в рисовании, лепке доступно уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослым. Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том как ее выполнить, с помощью каких средств, то есть все те вопросы которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы. Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находится в зависимости от его возрастных анатомо – психологических особенностей. Дети старшей группы имеют свои особенности, они окрепли физически, начался процесс окостенения кистей рук, укрепились мелкие и крупные мышцы, они стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действиями рук, что приводит к изменению характера изображения – оно становиться более четким, они замечают мелкие детали, начинают рассматривать насекомых, строение цветка, устройство различных механизмов. Дети пяти - шести лет хотят учиться, у них активизируются познавательные интересы, появляются соответственные эстетические суждения и оценки. В ИЗО – деятельности старших дошкольников творчество играет все более важную роль, это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, я стараюсь организовать детскую деятельность так, чтобы ребята научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось выразить в творчестве свои чувства и мысли. Я стараюсь так организовать свои занятия, продумать их содержание, чтобы обучение развивало личность ребенка, а не превращалась в тренировку изобразительных умений. Главной задачей является формирование творческого склада ума, развитие воображения, то есть развития их личности через изо деятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности. Одна из важнейших задач – научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Воспитатель так организовывает культурную среду, чтобы дети могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности – побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть памятники архитектуры. В старшей группе ставится задача научить детей лепить скульптурным способом – вытягивая детали из целого куска, ленточным способом – в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия – уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, уметь передавать движения. В старшем возрасте дети лепят с натуры, и по представлению, техника лепки усложняется. Стараюсь учить детей лепить скульптурным способом, так как этот способ позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и соразмерность конечности. Движение человека, животных при этом способе лепки передаются более естественно. Для более точной передачи деталей движения, стараюсь использовать фотографии, иллюстрации, просмотр мультфильмов. Они дают ребенку все необходимые сведения о животном и человеке. При показе нового способа лепки, технического приема воспитатель дает образец, и сам демонстрирует новый прием. Но полный прием показа в лепки, не имеет преимущества перед частичным. На занятиях стараюсь, так поставить свою работу, чтобы дети инертно не копировали мою работу, а сами решали изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут» не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Я показываю детям один раз, как разглаживать поверхность вылепленной фигурки и показываю свой образец. Потом при анализе, хвалить тех детей, которые правильно это делают. А вот напоминать детям, что заглаживать нужно указательным пальцем, а не большим – полезно, так как тренировать лучше указательный палец. В.А. Сухомлинский считал, что ум ребенка – на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе. С такой целью я предлагаю детям вылепить мелкие фрукты: вишенки, виноградную гроздь, корзинку с малиной, горошинки и т.д. Это занятие полезно для развития мышц руки. В старшей группе дети проявляют пристрастия к лепке, одним нравятся крупные подделки, другим мелкие, миниатюрные. Любителям миниатюры предлагаю вылепить: ежа, мышонка, жука- носорога, божью коровку, даю для уточнения деталей фотографии, открытки, иллюстрации. С крупной формой знакомлю детей тогда, когда в форме нет мелких деталей, но четко видны пропорции и пластика формы. Предлагаю детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой «памятник», рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. Их привлекает простор для творчества. Привлекаю детей к декоративной лепке, начинать лучше с создания барельефов, из которых можно потом составить фриз. Пластинку из толстого картона (15-15) покрывают слоем пластилина, эта фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка – вылепливание деталей, примазывание, заглаживание. Главной целью ставлю – научить детей совершенствовать свою работу, добиваясь выразительности образа. Если барельеф нужно сохранить надолго, то его покрывают двумя слоями лака. С дымковской игрушкой, лучше начинать знакомить детей со старшей группы. С начало я показывала детям игрушки, любовались вместе с ними яркой гаммой красок. Первые попытки лепки – дымки начинали с пластилина, уточняли форму, величину, предлагала детям простые по форме работы: рыбка, индюк, свистулька. У этих игрушек нет ног, поэтому их легче лепить. Так же предложила детям вылепить дымку из слоеного теста, материал нетрадиционный, но подделки получились удачными, после сушки в духовом шкафу, предложила детям их расписать, предварительно сделав эскизы на бумаги. В своей работе, лепку из пластилина считаю основным направлением, дети любят пластилин, любят лепить из него предметы быта, игрушки, посуду, человека, животных, составлять коллективные работы по знакомым сказкам, то есть лепим пластилиновые сказки. Помимо всего, выше написанного, играми с детьми дидактические игры и упражнения пластическими средствами. Например игра «Аз - буки», закрепляет представление о начертании печатных букв; показывает, что буквы можно не только писать, но и уметь моделировать разными способами. Например: вылепить две буквы по желанию так, ч то одна из них была обычной – простой, а другая – фантастической или узорчатой. Аналогично провожу игру «Цифры». «Формы», «Что на что похоже», «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Загадки и отгадки», «Пляшущие человечки», «Чудесные превращения» и т.д. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок, не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (обе руки), следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного камка глины, пластилина можно создавать бесчисленное количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в тоже время деликатный взрослый, который во время поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием. Лепка – вид художественной деятельности, имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку. В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции в которых отдельные образы так или иначе созданы между собой: по смыслу, по размещению и т.д. В предметной лепке – дети передают сюжетные композиции, но лепят отдельные конкретные изображения – все возможные фрукты, овощи, игрушки, животные, бытовые предметы, транспорт и т.д. В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки, панно, лепные орнаменты, и т.д. Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает воображению. Функции слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. ИЗО – деятельность детей зависит от богатства разнообразия наблюдений в природе. Это организация прогулки в парк, за город. Наблюдение картинок из жизни в природе. Не наблюдая, ребенок не имеет материала для размышления, а без размышления невозможно никакое творчество. Необходимо развивать познавательные потребности детей, чтобы они не выросли интеллектуально пассивными. Как можно чаще играть и проводить с детьми дидактические игры и упражнения. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: - повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. - развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; - синхронизируют работу обеих рук. - формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Лепка в дошкольном возрасте: способы и технологииЛепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину. О пользе изобразительной деятельностиВажными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки. Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги. Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений. Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению. Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения. Технология лепки
Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки. Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.
Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты. Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию. Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание
Лепка в дошкольном возрасте — средняя группаВ средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке. Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное. Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины. Поскольку у детей среднего дошкольного возраста развивается способность понимать взаимосвязь между предметами, появляется возможность вводить элементарную сюжетную лепку. Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»). Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж». Сюжетная лепка в дошкольном возрастеСюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию. Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке) Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях. Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты. Материалы для лепкиОсновным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием. Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей. С чего начать обучение лепкеИзучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого. Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера. Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа. Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе. Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельностьПравильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.
Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?» Что нужно для лепкиЧтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п). И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании. Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее. Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов). Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия. Что любят лепить детиКроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее. Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать). Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного. Способы лепкиВ детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Конструктивный способКонструктивный способ лепки — предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных — с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное). Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму. Скульптурный способСкульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами. Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого. Комбинированный способКомбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей. Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части — отдельно и затем присоединяют к основной. Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы. Технические приемы лепкиОсновные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином. Во время лепки используются такие технические приемы, как:
Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая — вперед, левая — назад и наоборот. Скатывание — это одновременные круговые движения рук: правая — вправо по часовой стрелке, левая — влево, против часовой стрелки. Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки. Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал. Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание — сильнее. Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски. Прием прищипывания близок к оттягиванию. Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички. Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку. Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы. Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой. Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором — прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения. Лепка посудыДети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх. Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами. Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы. Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами. Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна. Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки. Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности. Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей. Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды. Декоративная пластикаВызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов. Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры. Рельеф — один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой). Разновидности рельефа — барельеф и горельеф. Технология лепки из глиныДля изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух. После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения. Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою. Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами . Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают. Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением. Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества. Декоративная лепка в познавательном развитииДекоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев. Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью. Ангоб — цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды. Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной. Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей. Красный цвет изготавливают из природной глины — красной, а желтый — из природной желтой глины. На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия. Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий. Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига. Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность. Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом — подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем — нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий. Обучение лепке младших дошкольниковМалышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе. Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый». Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер — дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой. Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов. Методы и приёмы обучения детей лепке.Методы и приёмы обучения детей лепке.
Приёмы лепки, тематика, технология в младшем дошкольном возрасте и средней группе. Техника приёмов
I Младшая группа Задачи обучения
Содержание обучения
Занятия носят предметный характер, дети лепят:
Методика обучения На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.
1 тип занятия «Воспитатель лепит, а дети»
2 тип занятия «Обучение детей самостоятельной лепке» состоит из 3-х частей
1 часть занятия - Назвать тему. Показать игрушку или образец в два раза больше детской работы. - Провести обследование предмета (назвать части, определить форму) - Показ способов лепки (медленно показывать действия, сопровождая объяснением)
2 часть занятия - Во время выполнения задания детьми, воспитатель должен показать способ лепки. Хорошо использовать метод пассивного движения - Разговаривать с детьми, задавать вопросы. - Предложить детям сдать работы
3 часть занятия - Воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам. - Спрашивает: Что лепили? Как лепили?
II младшая группа Содержание обучения Занятия носят предметный характер, подводим детей к предметно-сюжетной лепке, как результату коллективной работы (это объединение вылепленных изображений единой темой. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Грибы растут на поляне», «Снеговики пляшут у ёлочки»).
Дети лепят:
Техника приёмов
Методика обучения Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них ещё не существует чёткой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной, пластилином. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся умения и навыки. 1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя) Занятие носит предметный характер. Детям можно предложить не один, а несколько одинаковых предметов на закрепляющем занятии. Обследование предметов проводить за один, два дня до занятия. Занятия состоит из 3-х частей.
1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию.
2 часть занятия Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением
3 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует работу детей и осуществляет руководство.
2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)
1 часть занятия Тема должна давать возможность детям самостоятельно придумать содержание работы. Сообщение темы, которая формируется широко.
После объявления темы воспитатель разговаривает с детьми, обсуждая возможные варианты решения темы, предлагает вспомнить и показать приёмы лепки (формообразующие движения).
2 часть занятия Показ приёмов лепки, сопровождая объяснением
3 часть занятия В конце занятия воспитатель даёт положительную оценку детям и детским работам и предлагает показать что слепили.
Средняя группа
Содержание обучения Занятия носят предметный характер, предметно-сюжетная лепка, как результат коллективной работы. Каждый ребёнок лепит один предмет, затем все предметы объединяются на единой плоскости «Птички клюют зёрнышки», «Хоровод»).
Дети лепят:
Техника приёмов
Методика обучения
Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении. 1 тип занятия «Обучающий» (по заданию воспитателя)
Занятие носит предметный характер. Занятия состоит из 3-х частей.
1 часть занятия Сообщение темы в разных формах, соблюдать игровую ситуацию. - Провести обследование предмета (при обследовании дети могут показать или назвать формообразующие движения)
- Показ приёмов лепки (конус или овал). Показ чаще всего не полный, воспитатель показывает:
- Уточнение последовательности работы (С чего начать? Как делить пластилин?) - Указания к работе
2 часть занятия Самостоятельная работа детей. Воспитатель использует словесные методы и практический показ на своём куске пластилина и осуществляет контроль за работой детей. Готовые работы предлагает разместить на выставке.
З часть занятия Анализ детских работ. Кроме общей положительной оценки, воспитатель учит видеть:
2 тип занятия «По замыслу» (творческая работа детей)
1 часть занятия и 2 часть занятия Методика проведения такая же как и во II младшей группе
3 часть занятия Обратить внимание на:
"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. "Лепка в детском саду" Москва, "Просвещение", 1978 г. Навыки развития дошкольного возраста и вспомогательные мероприятияОт обучения ножницам или карандашу до обучения делению, по очереди и решению проблем - это навыков развития для дошкольников . Первые годы - время для создания прочного фундамента во всех областях развития. Достижение определенных этапов во всех пяти областях развития и обучение помогает дошкольникам выработать поведение и навыки, которые сделают их успешными.
Обзор навыков дошкольного развития Когнитивное развитие |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |