|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Обучение детей с зпр в условиях общеобразовательной школыОбучение детей с ЗПР: особенности, программы, процессПроцент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности. Особенности обучения пациентов с ЗПРДиагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).
Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени. В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний. Требования к педагогическому процессу: Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:
Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:
Коррекционное обучение детей с задержкой психического развитияЗадача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом. Организация образовательного процессаСогласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ. Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей. В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс. Максимальное количество школьников в одной группе – не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия. Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой. В чем заключается специализированное обучениеОсобенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых – выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса. Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности. Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития. В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения. Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования. В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот – излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения. Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника. Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:
Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками. Видео004 Дети с ЗПР в обычном классе - как их учить?
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются… Попробую ответить на этот вопрос подробно.
Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать? Перво-наперво – найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).
Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых. Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу. Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.
Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки». Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале. Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.
Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога. Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).
Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов. Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий. Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.
Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень». Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки! А сейчас ещё несколько советов.
Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче. Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).
В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).
Елена Михайловна Белоусова, педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии
как помочь адаптироваться в классе ребёнку с ЗПР — Я УчительПо данным Росстата за 2018 год, всего в России около 33 миллионов детей, из них более 670 тысяч – с ограниченными возможностями здоровья. Многие из этих детей ходят в обычные школы. Практика показывает, что обучение детей с ЗПР в инклюзивном классе способствует их развитию. Чтобы образовательный процесс проходил проще, учителю стоит помнить об особенностях таких детей и придерживаться определенных правил. Что такое ЗПР у детейЗадержка психического развития (ЗПР) – замедленное формирование у ребенка высших психических функций. В результате уровень развития памяти, речи, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций ниже, чем должен быть в определённом возрасте. При этом развитие детей с ЗПР практически не отличается от нормы, нет также и выраженных нарушений слуха или зрения. Возможные причины ЗПР у детей проявляется как в особенностях эмоционально-волевой сферы, так и в задержке интеллектуального развития. Это может быть вызвано как факторами биологического характера (патология беременности, лёгкие родовые травмы, недоношенность, болезни в раннем возрасте, хронические заболевания), так и социально-психологическими факторами (неблагополучная семья, сильные психотравмы и прочее). Нарушения при ЗПР у детей могут проявляться в разной степени и поддаваться коррекции. Особенности детей с ЗПР Несмотря на то, что выраженность задержки может быть различной, есть несколько отличий, характерных для всех детей с ЗПР:
Адаптация ребёнка с ЗПР в классе: первые шагиЧтобы ребёнок с ЗПР успешно адаптировался, нужно помнить об особенностях его развития и учитывать потребности. Подходящая учебная программа для детей с ЗПР Работа с детьми с ЗПР прежде всего требуется скорректировать образовательную программу. Стандартный школьный курс построен с учётом возрастных норм развития детей. Предполагается, что ученик первого класса уже имеет богатый словарный запас, быстро схватывает суть задания и способен удерживать внимание в течение урока. Все это может быть недоступно при ЗПР. Задача педагога – определить зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, выявить его проблемные места и сильные стороны, на которые можно опираться при обучении (например, любовь к рисованию). Развитие детей с ЗПР возможно, если учебная задача доступна для выполнения (может быть, с небольшой помощью учителя), но при этом не слишком лёгкая – иначе прогресса не будет. Программа для детей с ЗПР может включать как отдельный план обучения, так и блоки со специальными заданиями, встроенные в общую схему урока. Организация рабочего пространства Нужно подготовить не только учебную программу, но и рабочее пространство. Хорошо, если ребёнок с ЗПР сидит в подходящем для него месте – у стены или рядом с учителем, один или с одноклассником, который сможет оказать ему поддержку. Детям с ЗПР сложно долго концентрироваться на какой-либо деятельности, поэтому нужно максимально исключить все отвлекающие факторы, организовать в школе или в классе зону релаксации. Дополнительный отдых Работа с детьми с ЗПР предполагает щадящий режим обучения. Важно чередовать интеллектуальную и практическую деятельность. В расписании занятий должно быть предусмотрено время для отдыха, нужно правильно сочетать индивидуальные и групповые формы обучения. При необходимости адаптация ребёнка с ЗПР включает помощь тьютора для индивидуального сопровождения. Учитель и ребёнок с ЗПР: советы по взаимодействию
Организовать работу в классе, где учится ребенок с ЗПР, поможет наш чек-лист. Подробнее о том, как взаимодействовать с ребёнком с ЗПР и детьми с другими типами ОВЗ, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «Инклюзивное образование в общеобразовательной школе», созданном Яндекс.Учебником в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита». На курсе будут даны практические рекомендации по взаимодействию с детьми с разными типами нозологий. Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе" | Материал:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хохорская средняя общеобразовательная школа» Доклад Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Выполнила: Гомбоева И.Б. учитель начальных классов МБОУ «Хохорская СОШ» Хохорск, 2016г Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе Понятие «задержка психического развития» утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. В этиологии задержки психического развития играют роль: конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, патология беременности и родов, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания. Клара Самойловна Лебединская классифицирует задержки психического развития, основываясь на причинах её возникновения: а) ЗПР конституционального происхождения: при ней эмоционально - волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; б) ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка; в) ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями; г) ЗПР церебрально-органического происхождения (обладает стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности). Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности. Общие подходы в работе с детьми с ЗПР: - индивидуальный подход, - предотвращение наступления утомляемости, - активизация познавательной деятельности, - обогащение знаниями об окружающем мире, - особое внимание - коррекции всех видов деятельности, - проявление педагогического такта. Специфика обучения детей с ЗПР математике.
Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям долгое время разрешается при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используются различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пределах 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления: 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43 Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43 И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно. Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д. Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла. Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж. При решении задачи оказывается помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу. Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики.
Обучение детей с ЗПР чтению. При заучивании букв используется рисование, штриховка, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой. Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ. Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ. Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.
Обучение детей с ЗПР русскому языку. Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила: слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом. Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы). При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д. Памятка для вычленения окончаний 1. Читаю слово. 2. Изменяю слово по числам или вопросам. 3. Часть слова, которое изменяется и есть окончание. 4. Обозначаю окончание. Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей. Важно отметить, что эффективность работы с детьми с задержкой психического развития будет зависеть от своевременной систематической помощи не только педагогов и психологов, но самое главное родителей. Обучение детей с задержкой психического развития.Обучение детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе , как в обстановке игры или дома в семье. Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом , чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Целью начального обучения детей с ЗПР - научить детей считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности. Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять их последствия. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития интеллектуальными и речевыми нарушениями. Исследования среди детей этой категории были выделены две группы: В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность. Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, которые обычно являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды нормализации состояния они могут добиваться хороших результатов в учебе . На основании проведенных исследований были разработаны рекомендации для учителей по работе с детьми , имеющими подобные отклонения в развитии. Позднее такие учащиеся были названы детьми с задержкой психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7 – 10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует росту требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения. Характерные особенности детей с ЗПР. 1.Повышенная истощаемость. 2.Неустойчивое внимание. 3.Отставание в развитии мышления. 4.Своеобразное поведение. 5.Бедный словарный запас. 6.Слабая техника чтения. 7.Дефекты звукопроизношения. 8.Низкий навык самоконтроля. 9.Незрелость эмоционально-волевой сферы. 10.Трудности в счете и решении задач . 11.Ограниченный запас общих представлений и сведений. В настоящее время существует несколько классификаций пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Одна из первых классификации принадлежит Сухаревой Г.Е. которая выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития: 1.Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения. 2.интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3.нарушения при различных формах инфантилизма; 4.вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения , письма. 5.функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы. В следствии этих нарушений у детей в продолжении довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия ( по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности и ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении. Особенности обучения детей с ЗПР. 1.Адаптированнные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом) 2.Изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миров, ритмикой и др.) 3.Индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала) 4. Факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.) Школьники с задержкой психического развития могут обучаться: 1.В специальных образовательных учебных заведениях (школах 7 вида) 2.В коррекционных классах при общеобразовательных школах. Прием детей в коррекционное учреждение 7 вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка(опекунов) в подготовительный ,1-2 классы, в 3 класс в порядке исключения. Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении -12 человек. Дети занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным программам. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляются неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ ( исследования Л.И. Переслени и П.Б. Шошина) У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления, отмечаются неустойчивость, рассеянность , низкая концентрация, трудности переключения. При обучении этих детей весьма существенным является подведение их к обобщению не только материалов урока, но и по отдельным этапам. Таким детям трудно удержать в памяти весь материал урока. Следует учитывать, чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл , поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным частям. Важно в организации системы коррекционно-развивающего обучения динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Коррекционные занятия учитель проводит с учащимся по мере выявления индивидуальных проблем в развитии и отставании в обучении. При индивидуальной работе дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать задачи на уровне нормально развивающихся сверстников. На уроках дети могут довольно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения. У некоторых детей с ЗПР развивается интерес к чтению. В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Долгое время урок остается для них игрой, они могут вскочить пройтись по классу , поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы не относящиеся к уроку. У некоторых возникает повышенная возбудимость, расторможенность. Эти дети обычно обидчивы и вспыльчивы, могут нагрубить. Знание особенностей детей с ЗПР очень важно для понимания общего подхода в работе с ними. Список литературы. 1.Дети с задержкой психического развития . / Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной М. 1984г 2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей – М. 1985. 3.Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителя. / Под редакцией В.И. Лубовского –Смоленск .1994. 4.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под редакцией Л.И.Романова, Н.А.Цыпина – М. 1993 Ученики с задержкой психического развития. Какие они? Рекомендации по обучению детей с ЗПР. | Консультация на тему:Слайд 1 УЧЕНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КАКИЕ ОНИ?Слайд 2 Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма Слайд 3 ЗПР выражается в: недостаточности общего запаса знаний ограниченности представлений об окружающем мире незрелости мышления преобладании игровых интересов быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности Это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной сферы Слайд 4 Характеристика детей с ЗПР замедлен процесс приема и переработки информации недостаточно сформированы пространственно – временные представления в нимание неустойчиво, концентрация снижена, объем ограничен, отвлекаемость и истощаемость повышены, переключение и распределение недостаточны снижена продуктивность произвольной памяти н е умеют применять рациональные способы запоминания информации, преобладает механическое заучивани е Слайд 5 Характеристика детей с ЗПР недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования трудности при построении развернутого речевого высказывания, не всегда правильно понимают речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения сниженная познавательная активность не сформирована учебная мотивация н арушена произвольная регуляция поведения: чрезмерная возбудимость или чрезмерная заторможенность Слайд 6 Особенности личности детей с ЗПР У детей с ЗПР могут проявляться следующие личностные особенности: яркость, поверхностность , нестойкость эмоций, неустойчивость настроения, импульсивность легкая внушаемость неуверенность в себе, боязливость, робость, тревожность отсутствие чувства долга, ответственности несамостоятельность , пассивность, безынициативность нежелание систематически трудиться, установка на получение помощи лживость , изворотливость Слайд 7 Школьники с ЗПР могут: принимать и использовать помощь усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции переносить его на аналогичные задания учиться в общеобразовательных школах при соблюдении определенных условий Обучение детей с нарушениями развития: идеи в классеПри работе с детьми с отклонениями в развитии учителя могут многого добиться, активно управляя учебной средой для предотвращения поведенческих проблем и содействия обучению. Но идентифицированные учащиеся могут также испытывать проблемы с поведением или обучением из-за того, что им не хватает ключевых навыков (например, способности взаимодействовать с другими детьми социально приемлемыми способами). Поэтому дети с отклонениями в развитии должны иметь явное обучение навыкам в областях с дефицитом в качестве центрального компонента в их учебной программе. Вот дополнительные идеи классных комнат для размещения студентов с особыми потребностями: Используйте визуальные подсказки, чтобы сориентировать ученика в классе (Volmer, 1995). Дети с отклонениями в развитии могут быть гораздо более независимыми, если у них есть четкие визуальные подсказки, которые направляют их через физическое пространство классной комнаты. Вы можете, например:
Разместите четкий и предсказуемый ежедневный график (Volmer, 1995).Как типичные ученики, так и люди с нарушениями развития жаждут структурированности и предсказуемости в учебный день. Однако дети с особыми потребностями иногда могут реагировать сильнее, чем их сверстники без инвалидности, когда сталкиваются с неожиданным изменением своего распорядка дня. При создании ежедневного расписания убедитесь, что формат расписания соответствует уровню навыков ребенка:
Расписание занятий в классе включает в себя события дня, которые влияют на всех детей в классе. Учителя также могут составлять индивидуальные расписания для детей, получающих дополнительные (или альтернативные) услуги и поддержку. Но памятные расписания имеют ценность только тогда, когда они используются! Ученики должны предварительно просмотреть свое расписание в начале учебного дня. После завершения каждого задания студенты отмечают этот пункт в своем расписании или иным образом указывают, что мероприятие завершено (например,g., удалив изображение события с доски расписания). Когда событие в расписании ученика неожиданно отменяется, учителя могут обнаружить, что ученик быстрее приспособится к изменениям, если инструктор и ребенок сядут вместе, изучат расписание и пересмотрят его, чтобы отразить измененный план на день. Повышение мотивации студентов . Мотивация - это «двигатель», который способствует вовлечению и обучению студентов. Попробуйте эти идеи, чтобы мотивировать идентифицированных студентов, с которыми вы работаете:
Используйте стратегии, чтобы четко понимать направления и ожидания обучения. Давать указания на языке, понятном учащемуся. Используйте визуальные подсказки (практические демонстрации и моделирование, объекты, картинки) по мере необходимости, чтобы помочь ребенку лучше понять указания. Подскажите и проведите ребенка через последовательность действий. Прежде чем давать указания, убедитесь, что вы привлекли внимание ученика. (ПРИМЕЧАНИЕ: дети с ограниченными возможностями не всегда могут смотреть в глаза, даже когда обращают на вас внимание.Следите за другими признаками присутствия - например, настороженной позой, ориентацией на вас, прекращением других занятий, вербализацией). Кроме того, включите в свои инструкции важную информацию, которая ответит на эти четыре вопроса для ребенка (Volmer, 1995): (1) Сколько работы предстоит выполнить для выполнения этой задачи? Предоставьте учащимся структурированные возможности для участия в социальных взаимодействиях (Koegel, Kiegel, & Carter, 1999; Volmer, 1995).Дети с ограниченными возможностями иногда исключаются из социального взаимодействия со своими типичными сверстниками. Хотя существует ряд причин, по которым идентифицированные учащиеся не могут быть полностью включены в социальные группы, вы можете предпринять шаги для развития отношений между детьми с особыми потребностями и типичными детьми:
Составьте план, чтобы помочь студенту обобщить свое обучение в разных условиях и ситуациях . Детям со значительными ограниченными возможностями, вероятно, потребуется явное программирование для обобщения навыков, которые они приобрели в конкретном классе, в других условиях или ситуациях (Koegel, Koegel & Carter, 1999, Volmer, 1995).
Ссылки
обучающих студентов с ограниченными возможностями | Центр обученияЕсть более новая версия этого учебного пособия. Посетите Создание доступной среды обучения |
|||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |