О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Обучение детей с дцп письму


Письмо у ребенка с ДЦП

Практически каждый ребенок с различными формами ДЦП имеет проблему,  сначала с рисованием, затем с письмом. Одни дети со спастикой, в данном случае,  в руках, другие с гиперкинезами. Вот и в случае с Матвеем, нашим сыном, гиперкинезы играют ключевую роль. Я не буду брать самый ранний возраст, когда преобладали каляки маляки, они присущи каждому ребенку с диагнозом и без. Раскрашивать он никогда не любил и любые купленные в большом количестве раскраски просто копились в ящике, ожидая желания юного художника. А просто рисовать Матвей хотел редко, по настроению. В основном рисование или какие -то другие творческие работы проходили в различных развивающих кружках, в которых мы начали заниматься с полутора лет. Рисунки были такого плана:

 

Подготовка к школе ребенка с ДЦП

Конечно мы начали готовиться к школе в возрасте 5-6 лет, с прописей такого плана:

Стало понятно что прописные буквы будут получаться еще не скоро.

Письмо в школе у ребенка с ДЦП

Затем началась школа и в первом классе Матвей был на домашнем обучении, это когда ребенок числится в классе, но находится дома, три раза в неделю на 2-3 часа приходит учительница и проводит с ним индивидуальные уроки. Кстати говоря, Матвея не взяли в класс якобы из-за нехватки мест, рабочей парты и отсутствия специалистов, но на самом деле директор побоялась ответственности, не нужны ей оказались наши проблемы. На самом деле я разочаровалась в школе, в которой училась 11 лет, к сожалению.

Итак, к нам начала приходить учительница, Матвею очень нравилось заниматься, так как он привык к подобным занятиям, ему было интересно, хотя уже начиналось нежелание выполнять монотонную работу, которая давалась ему с трудом. И это оказалось письмо, точнее буквы и цифры. Читать он любил, и в последствии стал читать очень много.

Учитель начала писать с ним способом «рука в руке», но тем самым она писала за него фактически, к сожалению тех работ у меня не сохранилось. Прописные буквы сам он так и не мог писать. Дальше во втором классе мы перешли не просто в другую школу, а даже в другой город. Я стремилась к инклюзии (когда дети с разными заболеваниями и нормотипичные дети обучаются в одной школе, где созданы необходимые условия обучения для всех), потому что социализироваться и благополучно войти в общество Матвею вполне реально. Поэтому во втором классе он обучался уже в инклюзивной школе, находился в классе, где  уже обучались несколько ребят с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). В целом с учебой все было хорошо, даже отлично, но писать он не сразу стал лучше. Начали пользоваться большими тетрадями формата А4, которые я расчерчивала большими клетками, что бы сформировать ровноту строчки и соразмерность букв и цифр.

Так Матвей писал без расчерчивания клеток 1 см *1 см

Здесь видна разница с разница с расчерчиванием и без

И письмо с широкой разлиновкой

Поиск нового способа письма для ребенка с ДЦП

Постепенно стали переходить вот на такие тетради, предназначенные для иероглифов, которые я нашла где -то в интернете. Они были удобнее тем, что не нужно было расчерчивать большие клетки и размером были даже меньше обычной тонкой тетради, потому что ребенку уже неудобно стало работать в больших тетрадях.

Но все равно два слова на одну строчку — это было чресчур

Пробуя писать в прописях, мы поняли что ни к чему это не приводит, почему то он совсем отказывался в них писать и тогда мы решили попробовать сами писать ему буква, особенно такие, которые он писал хуже всего. И он начал прописывать их в строчку, такой работы было очень много, и практически каждый день на протяжении года — полутора.

Дальше, по ходу учебы, когда заметили что ленится красиво писать, он прописывал фразы, которые особенно плохо выходили. Особенно была проблема с отступами между словами, он писал их практически слитно. Также это касалось начала предложения с большой буквы и переноса слов.

Обучение письму ребенка с ДЦП с помощью книг

И конечно основное время занятия письмом было и остаётся сейчас  — это переписывание текста из любой книги, будь то стихи или проза. Писал Матвей примерно по 4-5 страниц в обычной тетради, не забывания о цифрах. Тут уже видно что результат есть, буквы становятся меньше по размеру и аккуратнее. Конечно, не всегда обходилось без слез и нежелания, но мы постоянно говорим Матвею о том, что иначе никак и писать все равно нужно для разработки мелкой моторики, соответственно тренировки речи, координации и тд.

И таким образом есть отличия от варианта выше в той же самой тетради для иероглифов.

Постепенно буквы становились все меньше и меньше. Тут пишет стихи

С английским вот так обстояли дела, не знаю как понимают учителя, но английский буквы мы не прописывали дома. Поэтому пишет их как то так:

Здесь отличия письма дома — переписывания книжек и письма в классе. Там он конечно торопится  и не так старается как дома:

Итоги обучения письма ребенка с ДЦП на протяжении 4 лет

На данный момент лучшее письмо Матвея, до прописных букв еще трудиться и трудиться, но при его гиперкинезах, такое письмо уже хорошо.

Если какое -то время он перестает писать текст с книг — то начинает лениться и буквы начинают прыгать, забывается орфография и тд. Поэтому можно сказать, что отдых нужен, но непродолжительный.

Ребенку с ДЦП и тем более с гиперкинезами необходимо не только постоянно заниматься АФК, но и постоянно тренироваться писать для того, что бы в сознательной жизни чего — то достичь, иметь качественный и комфортный уровень жизни.

Если появляются вопросы — пишите ниже комментарии, я обязательно отвечу!

Как научить писать ребенка с дцп

Больные детки с дцп в первом классе еще только учатся писать, развивают мелкие мышцы кисть, концентрацию, зрительно-пространственные ощущения.

Чтобы подтолкнуть его, нужно понять, почему ребенку тяжело дается письмо. Почему появляются трудности и как научить ребенка с ДЦП писать слова?

Проблема и ее решение

Доброго времени суток, дорогие читатели нашего блога! Не зря в дошкольной образовательной программе не существует такого предмета, как письмо, а есть только подготовка к нему. Так, малыш должен прийти в школу, будучи готовым к письму.

Но особенные дети могут не овладеть необходимыми навыками своевременно и в этом им нужно помочь.

Учитель начальной школы прописывает в тетради буквы, чтобы ученик их обводил. Ему предлагается карандаш вместо ручки, ведь согласно возрасту он должен уже пользоваться ручкой, но, к сожалению, отстает в развитии.

Сказки, которые ваш ребенок будет с интересом рассматривать и учиться читать 

 

Давайте рассмотрим каждую проблему отдельно и обсудим  метод ее решения.

  1. Недостаточно развита моторика рук. При этом у малыша недостаточно сил, чтобы удерживать в руках карандаш. Малыш держит его неправильно и не может контролировать этот процесс. При выведении цифр и букв ребенок выходит за линию.
  2. Проблемы со зрительно-пространственной ориентацией. Малыш не ориентируется на бумаге, не различает верхний правый угол от нижнего. Соответственно, он не в состоянии написать даже печатную букву.
  3. Недостаточность концентрации внимания. Ученик не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Часто у детей с диагнозом дцп глаза смотрят в сторону, а руки выводят буквы в тетради.
  4. Проблемы с конструктивным праксисом. Буквы состоят из многочисленных палочек. Малыш, который не может ничего создавать из конструктора, не сможет справиться с данной задачей.

Игрушка Азбукварик Мульти-плеер Улыбка

Развиваем моторику и мускулатуру

С целью разработки мелкой моторики и укрепления мускулатуры пальчиков необходимо использовать специальные игры, где задействованы пальцы.

Это может быть театр, где играют роли только пальцы, игры с сыпучими материалами: солью, гречкой.

       Игрушки для развития мелкой моторики

Когда ребенок сможет захватывать своими пальцами горошину, он сможет взять в руку карандаш.

Приспособления в домашних условиях

Пособие, которое поможет научить ребенка читать в дошкольном возрасте

Приспособления для данных занятий можно сделать самому в домашних условиях из подручных средств:

  • Проделайте отверстия для горошин в крышке и бросайте горошины в емкость. Многие используют для этого жестянку из под кофе. Детям нравится все красочное, поэтому эту банку можно оригинально оформить.
  • Вы можете бросать фасолины в пластиковую бутылку. Заранее сделайте из нее куклу и прорежьте ей рот. Так, малыш может теперь брать небольшие предметы при помощи пинцета.

Озадачьте его заданием сложнее:

Вырежьте круг и цепляйте на него прищепки.

Включите фантазию и сделайте солнышко или что-то в этом духе. Пальцы будут трудиться и устанут, нужно чтоб они обязательно отдохнули. После упорных стараний ребенок легко сможет взять ручку и раскрашивать.

Специальные приспособления

А чтобы ваш малыш брал ручку правильно, купите ему специальную обучающую насадку. Это приспособление научит его не только правильно держать ручку, но и исключит появление усталости. Приобретите для ребенка раскраски с крупным контуром.

Все для школы

Вы вполне можете сделать их своими руками. Несмотря на то, что малыш уже овладел ручкой, он все еще нуждается в вашей помощи. Идеальным решением станет небольшой мяч, который помещается в небольшую ладошку.

Пусть он сжимает его в кулачке с силой и передает его вам броском. Затем то же самое делаете вы и передаете ему мяч. Так малыш становится все увереннее. Теперь можно раскрашивать раскраски с простым контуром. Проконтролируйте, чтобы они были довольно большими.

Уже многократно подтверждена прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием интеллектуальных и речевых способностей детишек

«Пальчиковый тренажер» пособия для развития наиболее важного навыка у малышей
— мелкой моторики.

Если ребенок не проявляет интереса к раскрашиванию, но увлеченно следит за вами, раскрашивайте много и пусть он просто наблюдает. Так его рука все равно будет тянуться к рисованию.

                Поделки вместе с Машей

Невероятно полезна для развития мелкой моторики пластилиновая лепка. Наступило время, когда малыш может проделать свой маршрут ручкой по специально предназначенной дорожке. Выработать пропись букв и цифр помогут сенсорные дорожки.

Развиваем зрительно-пространственные ощущения

              Обучение и развитие от года до 7+

С этой целью используют специальные мозаики, диктанты. Сегодня существует множество подобных приспособлений для тетрадей, которые дают возможность просчитать направление по клеточкам.
Необходимо взять в свою руку ручку малыша и прописывать печатные символы и слова, задавая направление ручки. Стоит подчеркнуть, что малыш обучается сначала работать карандашом, затем гелевой ручкой, а затем уже обычной.

Для формирования зрительно-пространственных ощущений применяются и специальные методики, где нужно закрасить левую сторону, к примеру, красным цветом, а правую зеленым.

Edushape Мягкий конструктор Волшебные формы — Играя с конструктором, малыш отлично разовьет мелкую моторику рук, координацию движений, усидчивость, воображение и фантазию, пространственное мышление, а также познакомится с такими понятиями, как цвет, форма и размер предмета.

 

Приступать к развитию данного ощущения необходимо намного раньше, чем вы начнете изучать письмо. Изначально необходимо выучить стороны своего тела, затем показывать на книгах.

Формирование концентрации внимания

                 Детские компьютеры

Чтобы вызвать усидчивость и устойчивость внимания у умственно отсталого человека необходимо использовать те разновидности деятельности, при помощи которых можно привлечь внимание ребенка.

Очень эффективно упражнение слежки за стрелкой часов. Если у ребенка возникли трудности с письмом на фоне нехватки внимания, стоит стимулировать его, направляя движениями своей руки. После написания буквы малыш должен ее назвать.

Проконтролируйте, чтобы в процессе выполнения данного упражнения малыш не отвлекался. Простые логопедические занятия способствуют развитию концентрации внимания.

Развитие конструктивного праксиса

                 Игры и обучение

Малыша знакомят с различным конструированием, просят складывать геометрические символы, отыскать нужные детали на бумаге.

 

Изначально учат ребенка с ДЦП соединять две точки, а затем несколько. Параллельно отрабатывается и координация руки. Когда координация страдает, точки совмещаются постепенно.

Ребенку важно напоминать, что он должен передвигаться с одной точки к другой.

           Настольные игры.    

 

На этом все и надеемся, что наши советы помогут в обучении ваших детей. Успехов вам!

Дорогие друзья — читатели, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями в социальных сетях.

А мы с вами прощаемся и до встреч!  Всего хорошего!

на главную

 

 

 

 

 

Еще интересное

особенности обучения письму детей с ДЦП.

Особенности обучение детей с ДЦП письму.
(из опыта работы)
Сеидова Ф.В.учитель нач.классов
Одной из основных трудностей, с которыми мы сталкиваемся в своей работе при обучении детей с ДЦП в начальной школе является овладение ими навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи, а также моторных функций.
Недостаточность моторного развития детей с ДЦП отрицательно сказывается на овладении ими процессом письма. Не будем говорить о физиологических особенностях двигательных нарушений письма у детей с ДЦП, о них и так очень много написано в медицинской и педагогической литературе, мы хотим поделиться тем, как пытаемся справиться с этими проблемами и всё же научить таких детей писать.
При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение или ослабление руки, частый отрыв ручки от бумаги. Некоторым детям трудно удерживать ручку, попасть в строку или клетку, они не соблюдают линейность письма. Для них характерны частые остановки в процессе записи, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи, отсутствие самоконтроля
Нарушения такого рода требуют специально организованного коррекционного воздействия. Однако, если коррекционные педагогические методики по устранению у детей языковой недостаточности хорошо описаны в литературе, то методик по преодолению у детей неполноценности моторного компонента письма практически нет, или они мало известны.
Возьмите любую методику обучения письму и попробуйте обнаружить, чего такого особенного должен освоить ребёнок с ДЦП по сравнению с нормой.
А теперь найдите методику обучения письму детей с ДЦП. Честно говоря, мы такую методику найти не смогли. Но ведь учить детей надо, хотя в век компьютерных технологий многие считают, что таким детям это вовсе не нужно, мы всё же с эти

Статья на тему "Трудности в обучении письму детей с ДЦП"

Трудности в обучении письму детей с ДЦП.

Обучение письму – этап ответственный и трудоемкий в становлении почерка ребенка. Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Уже с первых дней ребенок начинает испытывать трудности, ведь письмо-это совершенный новый вид вид деятельности для детей. На этом умении строится практически все дальнейшее обучение в школе.

Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. В лингвистическом понятии «графика» понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма». Понятие «графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, содержащий в себе начертание письменных или печатных букв.

Известно, что детский церебральный паралич представляет собой, в первую очередь, двигательное расстройство рук.Это оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения письму.Нарушения зрительного и слухового восприятия, также мешают в овладении навыками письма.Кроме того, у детей отмечается косоглазие, двоение в глазах, несогласованность в движениях и пр.

Зачастую, учителя не берутся обучать письму таких детей, т.к. традиционная система не дает положительных результатов.

Для таких детей неприемлемы данные виды работ:

1. Списывание с готового образца.

2. Обведение образца.

3. Письмо по точкам.

4. Письмо под счет.

5. Безотрывное соединение букв.

У некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах быстро теряют интерес. Поэтому обучение письму с такими детьми проводится в индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Продолжительность каждого этапа занятия не должна превышать 15 мин. Общее время занятия – не более 50 минут.

Между этапами занятий целесообразно проводить расслабляющие упражнения для рук(пересыпание песка, манки),упражнения с водой (погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки), массаж рук (разминание, растирание, точечный массаж кистей рук) и пр.

Успешность формирования навыка письма и становление почерка зависит от соблюдения при письме гигиенических правил:

1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку.

2. Тетрадь следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.

3.Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем.

Необходимым условием к высокорезультативной организации процесса обучения является, прежде всего, использование в работе педагога принципиально иных методических приемов обучения детей письму: упрощение конфигурации некоторых букв, переход к физиологическим, более легким способам их начертания и более целесообразным психофизиологическим механизмам формирования единого зрительно-двигательного образа буквы, а также необходимого двигательного действия.

Учебно-методический материал на тему: Особенности обучение детей с ДЦП грамоте

                                                                                                                                             ЩелкуноваЭ.Е.,учитель

                                                                                              ГБОУ школы-интерната №9 Калининского района

                                                                                                                                                         Санкт-Петербурга      

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью грамоте (из опыта работы)        

Одной  из  основных  трудностей,  с  которыми  мы    в  своей работе при  обучении    детей с  ДЦП  в  начальной  школе является  овладение ими навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи, а также моторных функций.     Недостаточность  моторного  развития  детей  с   ДЦП  и их физиологические особенности развития, двигательные нарушения отрицательно сказываются  наовладение ими  процессом  письма . При  выполнении  графических  работ  у  детей  наблюдаются  напряжение или  ослабление  руки,  сильный тремор, частый  отрыв  ручки  от  бумаги. Некоторым  детям трудно  удержать  ручку, попасть  в  строку  или  клетку. Для них характерны частые остановки в процессе записи, трудности  соблюдения  размеров  графических  элементов  и  их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного  элемента  к  другому,  медленный  темп  записи,  отсутствие самоконтроля. Нарушения  такого  рода  требуют  специально  организованных коррекционных занятий и индивидуального сопровождения. Часто учителю приходиться выполнять работы индивидуально с ребенком методом «рука в руке».  При том, что трудности в обучении всегда индивидуальны, детям с ДЦП, которые  отличаются  друг  от  друга  значительно  сильнее,  чем  норма, индивидуальный подход совершенно необходим.      Их надо учиться различать, так как без этого понять, в чем проблема, и как ее  решить  при  обучении  конкретного  ребёнка,  не  удастся.  В  некоторых случаях имеет смысл заниматься письмом, даже не думая о результате. След движения  -замечательный  инструмент  коррекции  движения.  Конечно рисование,  в  этом  смысле,  тоже  оказывается  очень  важным,  как  и  лепка  и аппликация,  как  любое  изобразительное  искусство.  Но  только  письмо требует  мобилизации  практически  всех  психических  функций.  Это  видимо самый  сложный  из  всех  двигательных  навыков,  поэтому  возможности применения  обучения  письму  именно  как  коррекционного  инструмента очень велики.   Важными моментами подготовки ученика к урокам является удобное рабочее место. А на уроках письма подбор ручки или карандаша.Начинаем мы чаще  всего  с  простого  мягкого  карандаша,  затем  переходим  к  ручкам.  Мы советуем родителям  приобретать ручки, которые  имеют на  пастах специальных  шарик, позволяющий  писать  под  любым  наклоном.  Эта  ручка не  царапает  бумагу  (что  часто  раздражает  детей) ,  пишет  на  любой поверхности(  матовой  или  глянцевой).Несмотря  на  то,  что  сейчас  очень много выпускают трёхгранные карандаши, мы всё же используем круглые. Так,  на  нашем  же  опыте  можем    сказать,  что  пальцы  на  трёхгранном карандаше  чаще  ложатся  не  на  грани,  а  на  рёбра.  От  этого  пальцы  больше напрягаются и устают, что конечно нежелательно для наших детей.     Далее  надо  выбрать  на  чём  будет  писать  ребёнок.  Сделать  это  непросто. Методом  проб,  подбираем  кому-то  обычную  тетрадь,  кому–то  в  крупную клетку, а для совсем слабеньких детей, у которых не только двигательные, но и  зрительные  нарушения,  приходиться  распечатывать  листы  в  линии  и клетки  таких  размеров,  которые  удобны  для  ребёнка, используем и альбомы для рисования. У  кого-то  это  будет клетка  в  1  см,  у  кого-то  1,5  или  2  см.  Тетради  или  листы  крепятся  на планшеты, чтобы не сдвигались со своего места.     Осталось  рассказать  о  том,  как  мы  учим  ребёнка  держать  ручку  и  вести линии  на  поверхности.  Захват  зависит  от  индивидуальных  особенностей ребенка.  Дети  с  гиперкинезами  неплохо  схватывают  карандаш  или  ручку. Мы не требуем от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают  обычные  дети.  Пусть  он  держит  её  так,  как  ему  удобно,  но  чтобы ручка не  выскальзывала из  рук и  не  напрягала  мышцы.  Но  для того, чтобы писать  надо  не  только  вести  линию,  но  и  вовремя  ее  прерывать.  С детьми,  у  которых наоборот мышцы ослаблены, дело  обстоит сложнее. Они  не  могут  схватить  карандаш,  а  затем  удерживать  его  в  руке,  не  могут надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им  приходится держать ручку,таким образом, каким им удается взять ее со стола.  С такими детьми  поначалу  долго  приходиться  писать  вместе  (рука  в  руке).  Затем пытаемся придумать, как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка. Иногда приходиться  подвязывать карандаш ремешком с липучкой  или закреплять широкой мягкой резинкой для рук. И когда карандаш перестаёт выпадать из  руки,  это  придаёт  ребёнку  уверенность,и  он  учиться  писать  с  большим интересом.  Даже  если  доступен  только  захват  в  кулак,  нужно  добиваться, чтобы  ребенок  удерживал  инструмент  не  стереотипно,  варьировал  его рабочее положение.     Для  детей,  у  которых  двигательных  нарушений  не  столь  много,  мы используем тренажёры  «Ручка-самоучка», представляющие собой  насадки в форме  рыбки  на  ручку  или  карандаш.

Упражнения, используемые в период обучения грамоте

Пальчиковые игры с пластилином.

Скатать:самый маленький шарик, самый большой шарик, короткую колбаску, длинную колбаску, низкий столбик, высокий столбик, разделить столбик на 2, 3, 4 части, раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать , на что она похожа? Скатать много шариков, сделать из них узор , вылепить изученные буквы,  сделать несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.

Пальчиковые игры  с орехами.

Их можно:вращать между ладонями,перекатывать по тыльной стороне каждой ладони, вращать внутри ладони (перебирая пальцами), удерживать поочерёдно пальцами рук.

Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.

Пальчиковые игры с крупой.

Используются фасоль, бобы, гречка, рис , горох и т. п.

Игры с конструктором.

«Лего»разного размера; пазлымозаики;кубики с сюжетными картинками;кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.

Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Игры с пуговицами :сортировать по цвету;сортировать на ощупь;нанизывать на леску, как бусы;застегивать пуговицы (гласные - красные, согласные - синие)

Конструирование из спичек, палочек для мороженого.

Для развития тактильных ощущений:Пушистые буквы» ( из бархатной бумаги),«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги),«Строгие буквы»(из наждачной)

Задания:

-при знакомстве обводить их указательным пальчиком;

-узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;

-составить несложные слова.

Трафареты для штриховки.

Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»

Это лишь некоторые из упражнений, используемые мною в работе с умственно отсталыми детьми для развития мелкой моторики, зрительных и слуховых восприятий, тактильных ощущений, имеющих по мнению К. Д. Ушинского «…упражнять все способности дитяти, вместе с ученьем грамоте развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму»

.

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.) | Статья по логопедии на тему:

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции.
(Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)                                                                                             Учитель начальных классов, высшей квалификационной категории Константинова Наталия Александровна                                                                       

Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом распространены во всем мире. Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — .приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма. дизорфография, эволюционная дисграфия.                               Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40 % всех учащихся начальных классов, у детей с ДЦП – 76%.                                                                                                           Частичное нарушение процесса чтения - называется дислексией. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексией. По данным Р.Беккер (Германия), нарушения чтения выявляются у 3% младших школьников массового обучения. По данным А.Н.Корнева, это расстройство встречается у 2-3% учеников общеобразовательных школ и у 50% детей, обучающихся во вспомогательных школах; у детей с ДЦП – 68%.

Одной из основных причин дисграфии и дислексии являются нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития.
Нарушение элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваются как дисграфия.                                                                                                                       Нарушение письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма. В этом случае ошибки, если они не связаны с недосформированностью высших психических функций, носят не специфический, а вариативный характер и поэтому также не являются дисграфическими.                                                                                                                  Тем не менее, любые нарушения письма отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения письма отрицательно влияют на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких отрицательных качеств характера как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности.                                                                                                                Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи – дислексия и дисграфия – обычно  сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками  чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушением мелкой моторики.

 При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдаются своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановка букв, смешение сходных по начертанию букв (з-в). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, часто пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении про себя дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова.                                                                            Одновременно с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети  долго запоминают начертания букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма ДЦП является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения. Зеркальность письма наиболее часто  наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме  левой рукой. Дети рисуют, пишут справа налево, и ассиметричные буквы изображают зеркально. В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, пропуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах.                                                                                                                                      Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не   качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но характер их сохраняется.

Итак, мы назвали особенности письменной речи у детей с ДЦП:

1.Нарушение зрительного восприятия;                                                             2.Недостаточность развития оптико-пространственных представлений;                               3. Недостаточное развитие фонематического восприятия;                                                             4. Нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук.

Нарушение зрительного восприятия характеризуется тем, что ребёнок овладевает письменной речью, не запоминает образ букв, путает их при чтении и письме (особенно сходных по написанию), с трудом «удерживает»  строчку, с трудом списывает текст с доски, учебника, делает это очень медленно и с большим количеством ошибок.

Недостаточность развития оптико-пространственных представлений проявляется в том, что дети с трудом запоминают понятия: «рабочая строка», «красная строка», понятия «левый-правый», «левый верхний угол», «правый нижний угол», то есть с трудом ориентируются в пространстве и на плоскости листа. Допускают неточную запись букв, несоразмерность написания элементов, допускают зеркальность письма.

При письме недостаточное развитие фонематического восприятия проявляется в пропуске и замене букв, сходных по звучанию звуков (б-п, в-ф), перестановка слогов местами, добавление несуществующего звука в слово. При чтении и на других устных предметах наблюдается непонимание устных инструкций в полном объёме.

Как правило, у детей с церебральным параличом наблюдается нарушение и недоразвитие мелкой моторики рук. Это проявляется в трудности  овладения письменной речью:

-спастичность мышц кистей рук, иногда самих рук;                                                                               -ригидность мышц кистей рук;                                                                                                      -неправильный  захват  или ручки или карандаш;                                                                                                                  -в тяжёлых случаях - невозможность овладеть письменной речью.

Все эти особенности письменной речи предупреждает и корригирует учитель-логопед на логопедических занятиях. Но так как, эти нарушения носят стойкий характер, то только комплексный подход к данной проблеме позволяет достичь наилучших результатов в обучении детей.

Таким образом, изучив особенности письменной речи  детей с ДЦП, теоретические основы и наработки ведущих специалистов по этой проблеме: работы и статьи Мастюковой Е.М., Бабенковой Р.Д., Гришиной Е.А., Ипполитовой М.В., Малафеева, опираясь на свои наблюдения и  многолетний опыт,   мы разработали  и успешно используем в своей работе следующие методы и приёмы коррекции письменной речи учащихся.

Методы и приёмы по коррекции зрительного восприятия и развития  оптико-пространственных представлений.

1.Графические диктанты. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:
- Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
- Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.                                                                                                                2. Письмо с чередованием элементов букв или самих букв.                                                                3. Запись слов в два столбика. Отрабатываются понятия право-лево (например, в правый столбик записываются слова на тему «животные», а в левый -«растения».                                                                                                             4.Выборочное списывание. Из слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом выбрать слова, относящиеся к теме «посуда».

Коррекция и развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков.

1.Пальчиковая гимнастика;                                                            Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает ученикам успешно овладеть навыками письма;                                                                                               2.Конструирование букв, геометрических форм из палочек;                                 3.Конструирование букв и элементов;                                                                  4.«Письмо» цифр и букв на бархатной бумаге нитью;                                            5.«Письмо» букв на доске мокрым пальцем;                                                            6.Применение различных видов шнуровок-букв с направлением движения шнурка как при письме этой буквы.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

-Использование на уроках стихотворений и небылиц;                                                         Например:                                                                                                                                                                                      Весна                                                                                                                                                                                              Дети гуляли,                                                                                                                                 Стихи сочиняли: «Листопад, листопад-                                                                                         Хлопья снежные летят!»                                                                                                     «Прилетели птицы с юга,                                                                                                                                                                                              Значит скоро будет вьюга!».                                                                                                          Думал старый воробей,                                                                                                                  Ну, а ты его умней?                                                                                                                                                                        - Запись под диктовку с последующим усложнением слоговой структуры;                                    Дом - домик- домашний- домработник…                                                                                                - Предупреждая ошибки - включение в минутки чистописания слов сложной  слоговой структуры;                                                                                                            - Анализ и синтез слов на заданный звук.

Представленные в этой статье методы и приёмы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества, тандема учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП.

Как помочь ребенку с церебральным параличом с помощью почерка | Live Healthy

Выучить почерк может быть непросто, особенно детям с церебральным параличом. Снижение координации и слабость рук могут вызвать расстройство у ребенка с церебральным параличом, пытающегося освоить этот навык. Родители, учителя и опекуны могут сделать процесс менее напряженным для ребенка с помощью забавных укрепляющих упражнений и письменных заданий.

Обзор

Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее состояние, то есть повреждение головного мозга, вызвавшее заболевание, со временем не ухудшается.Однако это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, влияя на способность двигаться и затрудняя выполнение повседневных задач. Почерк - сложный навык, требующий силы рук, контроля тонких движений пальцев, визуального понимания и контролируемых движений глаз. Детский церебральный паралич может негативно повлиять на все эти области.

Сила и управление мелкой моторикой

Слабая сила рук и отсутствие контроля над мелкой моторикой могут влиять на почерк при церебральном параличе. Эти проблемы можно решить с помощью укрепляющих упражнений, тренировки мелкой моторики и различных поверхностей для письма.Упражнения с резистивной шпатлевкой можно выполнять, чтобы усилить хват, сжимая шпатлевку и придавая ей форму шара. Зажимание замазки между большим, указательным и средним пальцами укрепляет мышцы, в которых держится карандаш.

Правильная осанка снижает нагрузку на мышцы рук, улучшая контроль при письме. Наклонная поверхность для письма побуждает ребенка сидеть прямо, улучшая осанку. Письменные принадлежности с большими ручками легче контролировать, чем обычные ручки и карандаши. Эти предметы можно купить или изготовить дома, обернув карандаш пеной толщиной четверть дюйма и закрепив на месте изолентой.

Планирование моторики

Планирование моторики - это способность мозга указывать другим частям тела, как выполнять задачу. Проблемы с планированием моторики влияют на навыки письма при церебральном параличе. Чтобы решить эти проблемы, написание задач следует разбить на несколько этапов. Ребенок может проследить пунктирные линии и очертания отдельных букв, произнося вслух, что он делает. Это обеспечивает мозг слуховой информацией, усиливая двигательное обучение. Написание рукописи - когда рука взрослого лежит поверх руки ребенка - помогает рисовать буквы.По мере того, как ребенок поправляется, руку взрослого можно переместить обратно к запястью, а затем локоть для мягкого руководства, пока ребенок не сможет писать сам.

Визуальное восприятие

Визуальное восприятие - это способность мозга понимать то, что видят глаза. Детский церебральный паралич может вызывать проблемы со зрительным восприятием, влияя на почерк. Это решается путем предоставления небольшого количества информации с большим количеством тренировочного времени. Чтобы наглядно научить ребенка составлять письмо, взрослый демонстрирует письмо, одновременно объясняя процесс.Это дает мозгу ребенка визуальную и слуховую информацию, которая способствует обучению. Этим навыкам лучше всего овладеть в тихой обстановке с минимальными отвлекающими факторами.

Навыки зрительной моторики

Навыки зрительной моторики - копирование узоров или форм - необходимы для почерка. Детский церебральный паралич обычно влияет на зрительную моторику. Из глины, средства для чистки труб и других предметов домашнего обихода можно делать буквы, чтобы закрепить узоры для почерка. Вычисление букв и слов с точками также улучшает эти навыки.

Ссылки

Биография писателя

Обри Бейли пишет статьи, связанные со здоровьем, с 2009 года. Ее статьи публиковались в ADVANCE for Physical Therapy & Rehab Medicine. Она имеет степень бакалавра наук по физиотерапии и бакалавра психологии в Университете Буффало, а также докторскую степень по физиотерапии в колледже Ютики. Доктор Бейли также является сертифицированным терапевтом по лечению рук.

.

Специальное образование для детей с церебральным параличом (ДЦП)

Варианты обучения ребенка с церебральным параличом

Родители играют жизненно важную роль в образовании своих детей. Крайне важно, чтобы образовательные услуги и поддержка начинались еще в раннем детстве, чтобы обеспечить надлежащее развитие важных жизненных навыков.

В соответствии с Законом об инвалидах 2004 года все дети с ограниченными возможностями имеют право на бесплатное соответствующее государственное образование (FAPE).

FAPE гарантирует, что дети с ограниченными возможностями получают соответствующее обучение с учетом их индивидуальных потребностей. Это дает детям доступ к основному образованию, а также возможность развивать самостоятельность и социальные навыки.

Четыре основных типа образования, доступных для детей с ограниченными возможностями:

  • Государственная школа
  • Частная школа
  • Домашняя школа
  • Репетиторство

При определении того, какая программа лучше всего подходит для ребенка с ДЦП, необходимо учитывать такие факторы, как неспособность к обучению, ограниченная мобильность и финансовое положение семьи.

Варианты для государственной школы

Государственные школы являются крупнейшими поставщиками услуг как общего, так и специального образования, и они предоставляют множество льгот для детей со всеми видами церебрального паралича.

Государственная школа может быть лучшим вариантом для родителей, которые хотят получить бесплатное образование, так как здесь нет наличных платежей. В государственной школе учащиеся с ограниченными возможностями могут общаться со своими сверстниками, чтобы подготовить их к личной независимости и помочь в развитии социальных навыков.

Заметным недостатком выбора государственной школы для ребенка с церебральным параличом является ненадежность услуг, доступных в школьных округах. Если ребенок меняет местоположение или переходит из школы, он или она может отстать, если учебная программа или предлагаемые услуги для инвалидов не совпадают.

Кроме того, обычно не хватает информации, доступной для родителей, об услугах и поддержке, предоставляемых учащимся с ограниченными возможностями. Это может привести к неидеальной образовательной среде для ребенка с церебральным параличом.

В рамках государственного образования у родителей есть 2 варианта выбора того, насколько вовлечение в учебу лучше всего для их детей:

  • Полное включение
  • Специальное образование или автономные классы

Полное обучение в государственной школе

Учащиеся должны быть включены в систему образования как можно чаще. Это позволяет им находиться в среде, в которой другие учащиеся демонстрируют поведение, соответствующее возрасту, и учатся друг у друга.

Полная вовлеченность дает всем детям возможность участвовать в обычной классной обстановке. Ребенка с церебральным параличом будет сопровождать помощник учителя или консультант, вместо того, чтобы его выводили из класса и исключали из группы. Дети по-прежнему будут иметь доступ к автономным классам и индивидуальной помощи, когда это необходимо для конкретных уроков или тестирования.

Однако одним из основных недостатков полного включения в государственную школу является то, что учащийся с ДЦП может не получать необходимой помощи или внимания в классе из-за того, что учителя недостаточно подготовлены или слишком озабочены другими учащимися.Кроме того, это может быть не лучшим вариантом, если ребенок сталкивается с серьезными физическими ограничениями или умственными способностями, поскольку в типичной классной обстановке они могут быть подавлены или нарушены.

Специальное образование или отдельные классы

Если полное включение может быть не лучшим вариантом, ребенок может быть зачислен в программу специального образования или автономную учебную программу. Этот тип обучения доступен для тех, кто соответствует критериям Закона об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA).

Тринадцать различных категорий инвалидности, по которым дети в возрасте от 3 до 21 года могут иметь право на получение этих услуг:

  • Аутизм
  • Слепоглухота
  • Глухота
  • Эмоциональное расстройство
  • Нарушение слуха
  • Умственная отсталость
  • Множественная инвалидность
  • Ортопедический дефект
  • Прочие нарушения здоровья
  • Особая неспособность к обучению
  • Нарушение речи или языка <
  • Черепно-мозговая травма
  • Нарушение зрения (включая слепоту)

Хотя церебральный паралич специально не указан в этих квалификациях, ребенок с ДЦП может соответствовать различным другим категориям, которые позволят ему поступить в специальные учебные заведения или автономные классы.

Варианты для частной школы

Частная школа для ребенка с ограниченными возможностями может быть отличным вариантом для тех, у кого есть особые потребности или ограничения, которые могут напрямую повлиять на их образование.

Существуют два основных типа частных школ:

  • Обычная частная школа
  • Центры специального образования

Оба типа школьного обучения представляют для ребенка с ДЦП ряд преимуществ и недостатков, которые следует принимать во внимание.

Обычная частная школа

Одной из важных причин для зачисления ребенка с церебральным параличом в частную школу является то, что учащиеся могут получать религиозное образование наряду с базовыми занятиями. Это отличный вариант для тех, кто ценит включение веры в образование.

Еще один аспект, который следует учитывать при работе с обычной частной школой, заключается в том, что классы, вероятно, будут включать небольшие группы учащихся, что может быть выгодно для ребенка, нуждающегося в дополнительном внимании и поддержке.Это также устранило бы необходимость в автономных классных комнатах (доступных в государственных школах) и позволило бы учащимся чувствовать, что они ничем не отличаются от своих сверстников.

Центры специального образования

Выбор центра специального образования для ребенка с ДЦП может быть лучшим вариантом, если родители ищут школу, ориентированную именно на детей с ограниченными возможностями. Существуют различные образовательные центры, посвященные детям с ограниченными возможностями, например, школы для глухих, слепых и лиц с физическими недостатками.

Эти учебные центры обычно имеют доступ к высокотехнологичному, специализированному оборудованию, курсовым работам и инструкторам, которые обучены надлежащим методам обучения студентов с особыми потребностями.

Одним из недостатков этой формы частного образования является то, что оно может быть дорогостоящим и может быть не лучшим вариантом для людей с ограниченными личными средствами. Тем не менее, существуют стипендии для нуждающихся в них семей с низким доходом или из группы риска.

Варианты обучения на дому

Родители, решившие обучать своих детей-инвалидов дома, должны быть готовы проявить огромную преданность, терпение и заботу.Если уделить должное внимание, это может быть очень полезным способом обучения детей с церебральным параличом.

Одним из основных преимуществ домашнего обучения является то, что ребенок борется с такими проблемами, как непродолжительное внимание, непредсказуемый режим сна или ограниченная подвижность. Все эти аспекты могут негативно повлиять на успеваемость ребенка в обычном классе, поэтому получение образования в комфорте собственного дома может облегчить это давление.

Поскольку родители берут на себя обязанность обучать своего ребенка, необходимы соответствующие ресурсы и учебные материалы, чтобы гарантировать, что ребенок получает качественное образование.Их можно получить из различных источников, от публичной библиотеки до государственных и национальных организаций по обучению на дому. Эти группы также предлагают экскурсии, встречи, уроки музыки, искусства и другие мероприятия, чтобы обеспечить социализацию ребенка в сочетании с его образованием.

Варианты частного репетиторства

Частные уроки для ребенка с ДЦП - отличный способ дополнить образовательную программу, в которую они уже записаны. Это может быть отличным вариантом, если дети с ДЦП изо всех сил пытаются понять конкретный предмет или тему и могут извлечь выгоду из индивидуальных занятий. -один внимание с инструктором.

Репетиторство может помочь в улучшении учебы и обеспечении того, чтобы дети с ограниченными возможностями шли по правильному пути. Индивидуальные занятия отлично подходят для родителей, которые ищут экономичный способ улучшить образование своего ребенка без необходимости финансировать частное обучение.

Выбор программы специального образования

Решение о том, какая образовательная программа лучше всего подходит для ребенка с церебральным параличом, требует внимания к различным аспектам его личности и инвалидности.Процесс исследования и выбора образовательной программы должен начинаться рано и быть сосредоточен на том, что предоставит детям с ограниченными возможностями наибольшие шансы на успех на протяжении всей остальной жизни.

Чтобы узнать больше о программах специального образования, попробуйте загрузить наше бесплатное руководство по церебральному параличу, которое включает более 60 страниц подробной информации для детей и родителей ребенка с ДЦП.

.

Трудотерапия при церебральном параличе

Как помогает трудотерапия?

Трудотерапия помогает людям развить или восстановить навыки, необходимые для ведения независимой и полноценной жизни. «Профессия» в трудотерапии не относится к профессии. Скорее, это относится к повседневным занятиям, которые придают жизни смысл.

Для ребенка эти значимые занятия включают игры и обучение. Педиатрическая трудотерапия направлена ​​на улучшение способности ребенка играть и учиться, что важно для развития и обретения независимости.

Для детей с церебральным параличом трудотерапия может помочь с проблемами координации мышц и суставов - проблемами, которые могут затруднить повседневные задачи. Некоторые из этих задач включают прием пищи, чистку зубов и купание. Трудотерапия может помочь улучшить физические, когнитивные и социальные способности, а также мелкую моторику и осанку. Эта терапия также может помочь решить проблемы с обработкой сенсорной информации.

Преимущества трудовой терапии

Трудотерапия полезна для детей с церебральным параличом во многих отношениях.

Оптимизируя функции верхней части тела и улучшая координацию мелких мышц, трудотерапия может помочь детям с ДЦП освоить основные повседневные занятия.

Трудотерапия может помочь детям по телефону:

  • Увеличивают свои шансы на независимость
  • Повышение их способности играть и учиться
  • Повышение самооценки и уверенности в себе
  • Помогаем им разработать работоспособный распорядок дня
  • Дать им чувство выполненного долга
  • Повышение качества жизни

Родители и опекуны тратят много времени, помогая детям с церебральным параличом выполнять основные повседневные дела.Когда ребенок начинает видеть преимущества трудотерапии, родители и опекуны тоже.

Родителям и опекунам трудотерапия помогает:

  • Снижение спроса на них
  • Снижение стресса
  • Обеспечение чувства безопасности
  • Повышение качества жизни
  • Позволить им наблюдать, как их ребенок улучшается и становится независимым

Каждый тип церебрального паралича имеет разные симптомы, которые могут препятствовать способности ребенка жить самостоятельно и выполнять повседневные дела.

Трудотерапия может помочь со следующими проблемами, связанными с каждым типом КП:

  • Спастический - Жесткость мышц в верхних и / или нижних конечностях и судорожные движения характерны для спастического церебрального паралича. Среди прочего, это может привести к трудностям при одевании, купании, пользовании ванной, еде, питье, письме и удерживании предметов.
  • Атетоид - Дети с атетоидным церебральным параличом не могут регулировать мышечный тонус, что затрудняет контроль их движений.Проблемы с захватом предметов, осанкой, слюнотечением, глотанием и речью часто встречаются у детей с атетоидным ДЦП.
  • Атаксический - Проблемы с равновесием и координацией часто встречаются у детей с атаксическим церебральным параличом. У этих детей часто возникают трудности с точными движениями, тремор или дрожь. Это затрудняет выполнение таких задач, как письмо или прием пищи, которые требуют точных движений пальцев, или повторяющихся движений, таких как хлопки в ладоши.

Чего ожидать в профессиональной терапии

Как и физиотерапия и логопедия, трудотерапия для каждого ребенка с церебральным параличом индивидуальна.План трудотерапии каждого ребенка очень индивидуален и адаптирован к его индивидуальным физическим, интеллектуальным и социально-эмоциональным способностям.

Во время первого сеанса терапии вашего ребенка эрготерапевт проведет полную оценку. Это включает в себя тестирование мелкой моторики, восприятия и орально-моторного развития ребенка, а также наблюдение за тем, как ребенок реагирует на прикосновения и движения. Эрготерапевт также проведет собеседование с родителем, чтобы узнать о сильных и слабых сторонах ребенка при выполнении повседневных дел, а также определит конкретные цели, над достижением которых ребенок должен работать.

Большинство детей с церебральным параличом нуждаются в повторном осмотре каждые шесть-девять месяцев. После этих оценок эрготерапевт скорректирует план лечения в соответствии с прогрессом и изменениями.

Упражнения, используемые в трудовой терапии

Трудотерапия включает использование функциональных упражнений для постепенного улучшения функциональных характеристик.

Упражнения по трудотерапии ориентированы на следующие области навыков:

  • Fine Motor Control - Повышает ловкость рук, воздействуя на силу мышц кисти, изоляцию пальцев, манипуляции в руке, выгибание ладони, противостояние большим пальцам и захват клешнями.Вы можете сжимать прищепку, играть с игрушками для разбрызгивания воды и засовывать монеты в щель копилки.
  • Двусторонняя координация - Игры / движения учат ребенка управлять обеими сторонами тела одновременно, например, барабанить, толкать скалку и разбирать конструкторы (лего).
  • Сила и устойчивость верхней части тела - Игра направлена ​​на укрепление и стабилизацию мышц туловища (кора), плеч и запястий с помощью упражнений, таких как ползание, лежа на животе во время чтения, игра в мяч на коленях и литье воды из кувшин в чашку.
  • Пересечение средней линии - Эти действия, такие как создание восьмерок с помощью лент и бросание мячей в цель справа или слева от центра, учат ребенка тянуться через середину своего тела руками и ногами в противоположную сторону. .
  • Навыки зрительной моторики - Улучшает зрительно-моторную координацию с помощью таких действий, как рисование, нанизывание бус или макарон, ловля и бросание мяча.
  • Визуальное восприятие - Эти действия улучшают способность понимать, оценивать и интерпретировать увиденное.Мероприятия включают головоломки с алфавитом, игры с разными фигурами и игры на совпадение.
  • Самопомощь - Улучшает способность выполнять повседневную деятельность и готовит ребенка к большей самостоятельности дома, в школе и в обществе. Упражнения могут быть такими же простыми, как выполнение этих ADL, например, чистка зубов, одевание и самостоятельное кормление.

Трудотерапевты используют определенные методы, чтобы помочь детям достичь своих целей, в том числе:

  • Педиатрическая терапия, вызванная ограничениями движений (CIMT) - Улучшает способность перемещать более слабые части тела, ограничивая более сильные части тела.У ребенка, которому трудно двигать одной из рук, более сильная рука будет полностью удерживаться в течение определенного периода времени, в то время как более слабая рука будет усилена и обучена.
  • Терапия сенсорной интеграции - Улучшает способность получать, регистрировать, интерпретировать и действовать в соответствии с информацией, поступающей в мозг через сенсорные рецепторы. Эти упражнения дают ребенку различные сенсорные ощущения и могут включать в себя игру с мячиками, пластилином, глупой замазкой, песком и водой, ходьбу по коврам различной текстуры и рисование пальцами.

Оборудование для трудотерапии

В трудотерапии используется множество различных инструментов и вспомогательных устройств. Оборудование может варьироваться от обычных предметов домашнего обихода до высокотехнологичных вспомогательных технологий.

Инструменты
  • Предметы быта (соломка, прищепки, пинцеты, губки и т. Д.)
  • Книги
  • Адаптивные ножницы (с пружинными замками или ручками для облегчения использования)
  • Письменные принадлежности
  • Шины
  • Адаптация к одежде (застежки-молния, крючки для пуговиц, рихеры)
  • Игрушки для развития моторики
  • Игры и игрушки, способствующие моторному и когнитивному развитию
Вспомогательные устройства
  • Ручки для карандашей
  • Специальные принадлежности для кормления
  • Оборудование для сидения и позиционирования
  • Компьютерное программное обеспечение и специальные возможности
  • Бытовые принадлежности и инвентарь
  • Стулья и столы школьные
  • Туалетные и купальные принадлежности
  • Таблетки

Трудотерапия по возрасту

Трудотерапия помогает людям всех возрастов.Лечение детей с церебральным параличом будет основываться на физических, интеллектуальных, социальных и языковых способностях ребенка, а также на их возрасте.

  • Малыши - Лечение малышей основано на игре и обучении. Игры и игрушки используются для улучшения умственного и физического развития ребенка.
  • Дети младшего возраста - Терапия для детей младшего возраста направлена ​​на улучшение когнитивного и физического развития, а также на способность ребенка выполнять повседневные жизненные обязанности.Трудотерапия также может улучшить успеваемость ребенка в школе и его навыки социализации.

Поиск терапевта

Эрготерапевты являются лицензированными специалистами в области здравоохранения. Поиск эрготерапевта, имеющего опыт работы с пациентами с церебральным параличом, очень важен для обеспечения наилучшего лечения вашего ребенка.

Если вам нужна помощь в поиске эрготерапевтов, спросите педиатра вашего ребенка, есть ли у него какие-либо рекомендации.Эрготерапевты, физиотерапевты и логопеды часто работают вместе, чтобы разработать комплексные планы лечения. Если ваш ребенок посещает физиотерапевта или логопеда, он может соединить вас с эрготерапевтом.

Чтобы узнать больше о том, как найти эрготерапевта, попробуйте загрузить наше бесплатное руководство по церебральному параличу, которое включает более 60 страниц с подробной информацией для детей и родителей ребенка с ДЦП.

.

Как помочь ребенку с церебральным параличом

Опытный клинический психолог, танцор и близкий профессиональный соратник доктора Моше Фельденкрайза более десяти лет, Анат Баниэль, пожалуй, наиболее известен сегодня как основатель метода Аната Баниеля ® NeuroMovement ® .

Она является автором двух высоко оцененных книг об этой методологии трансформации: Move Into Life: NeuroMovement for Lifeelong Vitality и Kids Beyond Limits .

Анат Баниэль испытал более 30 лет замечательных результатов с тысячами детей с особыми потребностями и взрослых с инсультами, травмами и другими ограничивающими состояниями. Именно благодаря этому опыту она разработала свой новаторский, научно обоснованный подход с конкретными и простыми в использовании инструментами - Nine Essentials - которые позволяют детям и взрослым выйти за пределы своих ограничений, делая невозможное возможным.

Работа Аната Баниэля находится на переднем крае развивающейся области пластичности мозга, помогая пробудить мозг к его большей способности к обучению и изменениям на протяжении всей жизни. Анат обучил этому методу сотни практикующих. Она сотрудничает с ведущими нейробиологами, врачами и педагогами, включая доктора Майкла Мерцениха, доктора Марту Герберт, доктора Джил Болт Тейлор, доктора Элизабет Торрес и других. Она и ее команда работают в Центре Anat Baniel Method ® в Сан-Рафаэле, Калифорния.

.

Жизнь с церебральным параличом | Руководство по церебральному параличу

Факт проверен Икс

Эта статья была проверена сертифицированным педиатрическим практикующим врачом. Источники информации для статьи указаны внизу.

По любым вопросам, связанным с контентом, свяжитесь с нами.

Информация о том, что у вашего ребенка церебральный паралич, может поначалу шокировать и даже расстроить. Как родитель, вы начнете обрабатывать эту информацию и, вероятно, у вас возникнет множество вопросов и проблем. Вы можете спросить, что ждет вашего ребенка в будущем; насколько способным будет ваш ребенок; и какой будет жизнь вашего ребенка.

Несмотря на то, что необходимо будет внести изменения и новые приспособления, вы можете наслаждаться жизнью со своим ребенком, несмотря на любые ограничения, с которыми вы можете столкнуться.Узнавание и предвидение некоторых из этих жизненных изменений может помочь вам в этом процессе.

Мобильность

Детский церебральный паралич чаще всего поражает движения. Ограничения подвижности, хотя и сильно различаются у разных людей, обычно вызывают беспокойство на всю жизнь. С самого начала важно начать думать о проблемах мобильности и о том, как вы поможете своему ребенку передвигаться максимально легко, свободно и комфортно.

У ребенка с церебральным параличом степень подвижности ребенка часто оценивается многочисленными поставщиками медицинских услуг.Ранняя оценка и вмешательство могут помочь вашему ребенку улучшить подвижность. [1]

Ребенок должен пройти обследование у ортопеда и физиотерапевта. Эти службы будут оценивать мобильность и работать над улучшением подвижности суставов и общей силы. Ребенку также могут назначить лекарства и / или сделать операцию, чтобы улучшить его движения.

По мере роста вашего ребенка проблемы с подвижностью будут становиться все более очевидными. Это позволит вам и медицинскому персоналу вашего ребенка спланировать стратегии по минимизации ограничений, связанных с ограниченной подвижностью.Это может означать приобретение инвалидной коляски или другого вспомогательного оборудования, такого как ходунки, трости и вспомогательные приспособления, чтобы помочь с транспортировкой, гигиеной и приемом пищи.

Обратитесь в свою медицинскую страховку, общественные организации, благотворительные организации и государственное финансирование, чтобы помочь вам оплачивать устройства, необходимые вашему ребенку, чтобы он был максимально мобильным и независимым.

Проблемы со связью

Повседневную жизнь можно прервать, если у ребенка с церебральным параличом возникнут проблемы с общением.Проблемы с общением - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с церебральным параличом. Однако вы можете значительно упростить задачу, проявив терпение в сочетании с правильным планом лечения.

Имейте в виду, что не у всех детей с церебральным параличом будут проблемы с общением. Однако логопед, проводимый лицензированным логопедом, рекомендуется всем детям с церебральным параличом. Эта практика помогает предоставить детям ресурсы для общения сейчас и в будущем.

Некоторые дети с церебральным параличом вообще не могут говорить. В этих случаях использование вспомогательного оборудования, такого как информационные доски с картинками, буквами и словами, может облегчить общение. Другие варианты могут включать в себя планшеты и / или вспомогательное и альтернативное общение (AAC).

Еда и закуски

Некоторым детям с церебральным параличом, особенно детям с ограниченными физическими возможностями, потребуется помощь, когда дело доходит до еды и перекусов.Наряду с приготовлением пищи вам или другому лицу, осуществляющему уход, может потребоваться помощь вашему ребенку в еде и питье. Логопед может научить вас лучшим методам оказания помощи ребенку во время еды.

Кроме того, ребенку с церебральным параличом могут потребоваться специально приготовленные блюда для удовлетворения его уникальных диетических потребностей. Приготовление отдельных блюд для ребенка может быть проблемой, особенно если вы готовите для своей семьи. Поскольку детям с церебральными нарушениями требуется качественная диета с большим количеством фруктов, овощей и другой здоровой пищи, это может быть идеальным способом составления здорового питания для всей семьи.

Спящий

Для большинства людей сон - это просто то, что они делают, но для ребенка-инвалида, страдающего болью и проблемами с движением, сон может стать серьезной проблемой. Чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха во всех сферах жизни, очень важен качественный сон в правильном количестве. Сон важен для каждого ребенка, но вашему ребенку может быть труднее добиться его.

Ваша медицинская бригада может помочь вам и вашему ребенку, если ваш ребенок не может заснуть. Вот некоторые важные вещи, которые следует сделать: следить за тем, чтобы ваш ребенок занимался спортом в течение дня, следить за тем, чтобы ваш ребенок ел здоровую диету и создавал успокаивающий распорядок дня перед сном.

Но самое главное - обеспечить ребенку комфорт в постели. Это серьезная проблема для многих детей с церебральным параличом, потому что они могут испытывать боль из-за ограниченной подвижности. Проконсультируйтесь с физиотерапевтом, чтобы выбрать положение для сна, которое лучше всего подходит для вашего ребенка.

Ежедневные гигиенические мероприятия

Повседневная жизнедеятельность включает пользование ванной, купание, одевание, чистку зубов, мытье рук и другие формы гигиены, которые имеют место ежедневно.Маленьким детям потребуется помощь во всех этих занятиях; однако детям с церебральным поражением может потребоваться более длительная помощь.

Поощряйте своего ребенка научиться одеваться в одиночку, научив ребенка лежать на боку, сидеть у стены или держаться за что-то твердое, надевая одежду. То же самое касается купания и использования ванной. Как только ваш ребенок сможет сидеть в одиночестве, убедитесь, что у него всегда есть что-нибудь прочное, чтобы он мог держаться за него во время купания и использования туалета. Подумайте о том, чтобы приобрести нескользящие прокладки для детской ванны.

Всегда поощряйте вашего ребенка участвовать в его или ее собственных гигиенических действиях, таких как купание и чистка зубов. Если ваш ребенок физически не может этого делать, вам нужно будет помогать ему ежедневно. Делайте гигиенические занятия увлекательными, превращая их в игры, пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы понимать важность ежедневных гигиенических привычек.

Ежедневное время воспроизведения

Игры чрезвычайно важны для детей с церебральным параличом и всегда должны быть включены в их распорядок дня.Помните, что даже если у вашего ребенка есть ограничения, он все равно будет жаждать новых впечатлений и будет учиться в игре. Игра вашего ребенка может отличаться от игры другого ребенка, но она все равно будет важной частью развития вашего ребенка.

Игровые занятия будут зависеть от возраста вашего ребенка и степени его или ее церебрального паралича. Например, некоторые дети с церебральным параличом могут научиться метать мяч взад и вперед, тогда как дети с ограниченной подвижностью могут получить пользу от других видов деятельности.Физиотерапевт вашего ребенка может работать с вами, чтобы составить игровой график, который принесет наибольшую пользу вашему ребенку в соответствии с его или ее индивидуальными физическими и умственными потребностями.

Ежедневное обучение

Обучение дома полезно для всех детей. Если у вашего ребенка с церебральным параличом есть когнитивные нарушения, домашнее обучение вместе со специализированным образованием может помочь ему в этом развитии. Чем раньше вы сможете внедрить обучающие мероприятия для своего ребенка, тем больший положительный эффект они окажут.Сразу начните думать о том, какие стратегии вы можете использовать дома, чтобы помочь своему ребенку учиться.

Навыки общения и повседневной жизни - одни из самых важных вопросов, над которыми нужно работать во время повседневного обучения. Постоянная практика и уверенность помогут вашему ребенку стать более самодостаточным и независимым. Практика букв, слов и изображений на досках для общения (при необходимости), а также ежедневное чтение рассказов помогут вашему ребенку не только научиться лучше общаться, но и расширить свое воображение.

Хождение в школу и инклюзия

Дети с церебральным параличом с большей вероятностью будут лишены доступа к занятиям и возможностям получения образования. Инклюзия важна, потому что она поможет вашему ребенку развиваться таким образом, чтобы ему было комфортно общаться, говорить за себя и просто чувствовать себя обычным ребенком, как и все остальные.

Родителям часто приходится бороться за включение. У любого ребенка с ограниченными возможностями должен быть индивидуальный план обучения, или IEP, который создается группой профессионалов через отдел специального образования вашей школы.IEP будет определять образование вашего ребенка и любые необходимые специальные меры или приспособления. [2] Планируя IEP, старайтесь, насколько это возможно, включить вашего ребенка в систему общего образования.

Жестокое обращение и издевательства

Жестокое обращение и запугивание - это не те ситуации, о которых хотелось бы думать большинству родителей, но правда в том, что дети-инвалиды более подвержены насилию и издевательствам, чем дети, не являющиеся инвалидами. Жестокое обращение, скорее всего, исходит от опекуна или другого взрослого, проводящего много времени с ребенком.

Родители и опекуны должны знать о признаках жестокого обращения и при необходимости вмешиваться. Основным и важным признаком жестокого обращения является любое изменение в поведении ребенка, которое кажется необычным или не поддается объяснению.

В школе и в других социальных условиях ребенок с церебральным параличом подвергается риску издевательств. [3] Хулиганы нацелены на детей, которых они считают непохожими на других или бессильных. Ребенок с церебральным параличом, скорее всего, будет выглядеть иначе, и у него могут быть проблемы с общением с другими людьми, что лишает ребенка способности сопротивляться или рассказывать кому-то о том, что происходит.

Переход к взрослой жизни

Всем детям и подросткам предстоит пройти через определенные препятствия на пути к тому, чтобы стать взрослыми, но для ребенка-инвалида этот переход еще более сопряжен с риском и трудностями. Начните приучать ребенка к самостоятельности в раннем возрасте. Позвольте ребенку учиться и делать что-то самостоятельно, чтобы ребенок мог приобрести навыки и уверенность, необходимые для того, чтобы этот переход был более плавным.

Для людей с церебральным параличом и инвалидностью, которая недостаточно серьезна, чтобы помешать им стать работоспособными, независимыми взрослыми, существует множество вариантов для жизни после школы и жизни после проживания дома.

Ребенок с нормальным или выше среднего уровня интеллекта может перейти в колледж, хотя ему или ей нужно будет найти школу, которая чувствует себя подходящей и которая предлагает необходимые услуги и приспособления.

Другие дети с церебральным параличом могут быть более заинтересованы в профессиональном образовании. Профессиональное обучение может стать отличным способом перехода к взрослой жизни и стремления к независимости. Существуют профессиональные училища и даже колледжи, в которых обучаются молодые люди с ограниченными интеллектуальными возможностями.Помимо профессионального обучения, эти программы обучают жизненным навыкам, социальным навыкам и помогают найти работу молодым людям.

Учебные программы полезны, но родители также несут ответственность за то, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями овладеть теми жизненными навыками, которые повысят их шансы на успешную независимость.

Стоимость жизни с церебральным параличом

Важным аспектом жизни с церебральным параличом является стоимость, связанная с этим заболеванием. Инвалиды обходятся дорого, и очень важно, чтобы семьи немедленно начали думать о расходах, чтобы обеспечить наилучший уход за своим ребенком.

Здравоохранение, хирургические процедуры, лекарства, приспособления, специализированные образовательные услуги, физиотерапия, а затем профессиональная подготовка и другие услуги будут стоить очень дорого в течение жизни ребенка. [4]

Способы покрытия расходов включают медицинское страхование, Medicaid (если семья соответствует требованиям), государственное финансирование из программ, поддерживающих людей и семьи с ограниченными возможностями, общественных организаций и благотворительных организаций, которые помогают семьям с детьми-инвалидами.

Жизнь с церебральным параличом представляет гораздо больше проблем, чем жизнь без инвалидности, особенно если осложнения серьезны. Уход за ребенком-инвалидом может стать большим бременем для семьи, но при хорошем планировании, распорядке дня, медицинском обслуживании, ресурсах и поддержке семья может обеспечить прекрасную жизнь ребенку с церебральным параличом.

Помните, что если вам когда-либо понадобится помощь в корректировке или составлении графика жизни, который будет работать для вас и вашего ребенка, вам могут помочь многочисленные физиотерапевты, логопеды, поведенческие терапевты, консультанты и педиатры.Свяжитесь с лечащим врачом вашего ребенка, если вам нужны направления или ресурсы.

Пожизненная финансовая помощь при родовой травме вашего ребенка Церебральный паралич

Получите помощь сейчас .

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.