|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Обучение детей навыкам общенияКак помочь ребенку развивать навыки общения – Развитие ребенка
Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки? Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше. Навыки общения, которые необходимо знать всем детям Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель. Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями. Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности. Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:
Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других. Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди. Как перестать беспокоиться о том, что думают другие Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:
Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий. Моделируйте навыки общения В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают. Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение). Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений. Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям. Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится». Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения. Не называйте детей застенчивыми Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем. Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми». Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать. Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой. Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше. Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей. Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник. Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи. Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады. Расслабьтесь Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы. Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):
В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения. * Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах. Оцените публикациюРейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок. Ссылки по теме: Мир ОК Вконтакте Развитие ребенка ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ | Консультация (средняя группа) на тему:Коломийцева Жанна Александровна ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ Общение между детьми и потребность в нем возникают на третьем году жизни ребенка. Два основных фактора доминируют в становлении коммуникативной потребности, это — предметное взаимодействие детей и влияние взрослого. Предметное взаимодействие выдвигается на первый план по той причине, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте и может служить основой для общения детей. Для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточены на своих игрушках и занимаются индивидуальной игрой. Даже в 3-4 года ребенок вполне может, не обращая ни на кого внимания, играть один. Он проявляет интерес, наблюдая за другими, но не вступает в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки не общаясь. Инициативные обращения к другим детям зачастую сводятся к попытке отобрать привлекательную игрушку! Поглощенность игрушками, свойственная детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Как показывает практика, без влияния взрослого контакты детей быстро распадаются. Значительно более эффективным является вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение. Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Главное, не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение [42]. Здесь необходима целенаправленная организация детского общения, которую помогут осуществить педагоги детского сада. Если трехлетний малыш посещает детский сад, то наверняка у него случаются конфликты со сверстниками, из-за понравившейся игрушки, неумения адекватно проявлять свои эмоции, из-за сложностей в речевом выражении своих желаний и, конечно, ввиду отсутствия опыта общения. Воспитателям необходимо учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности. Например: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «Попроси, машинку у Васи». Поскольку у ребенка еще недостаточно социального опыта, взрослый должен предлагать ему различные варианты поведения. Случается, что ребенок не хочет идти на компромисс — делиться своей игрушкой или обмениваться, в таком случае важно дать ему возможность наиграться игрушкой, а также научить объяснять свое поведение: «Я еще не наигрался», «Поиграю — отдам» и т.д, Кроме поведенческих аспектов, педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чувства, причем как положительные, так и отрицательные. Помните случай с Кирюшей, описанный в начале книги? Малыш не имел представлений о приемлемых способах выражения своих теплых чувств. Такие способы ему могли предложить взрослые: воспитатели и родители. Например, улыбнуться понравившемуся человеку, нежно обнять, сказать: «Ты мне нравишься» и др. На первых порах процесс выражения ребенком позитивных чувств должен проходить под чутким наблюдением взрослого. Начиная с раннего детства взрослые могут развивать в ребенке способность к сопереживанию: в приведенном случае следовало сказать ребенку, что когда он кусается, детям больно, неприятно. Сам по себе запрет и порицание неэффективны для развития личности: запрещая что-то, необходимо предложить ребенку альтернативный вариант, он должен знать, что существуют другие способы взаимодействия. Желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением. Педагогическое воздействие может быть как прямым, так и косвенным. В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предвосхищая последствия собственных действий, как бы взвешивая все «за» и «против». Конечно, такое умение дается не сразу, ему предшествует долгая подготовительная работа. Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. Потому-то детей надо последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно строить свои высказывания. Основное правило такого обучения: обращение должно отражать чувства и желания ребенка и при этом не ущемлять достоинство и интересы другой стороны. Вначале педагогу придется непосредственно перефразировать некорректные детские высказывания, в соответствии с правилами эффективного общения. В дальнейшем необходимость прямого вмешательства воспитателя уменьшается и постепенно сходит на нет. Рассмотрим механизмы преобразования некорректных детских высказываний.
Эффективность преобразованных высказываний состоит в том, что они предполагают дальнейшее конструктивное взаимодействие и развитие ситуации. Педагогу следует не только учить детей корректно выражать свои мысли, но и говорить от своего имени. Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребенок пытается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь свое мнение, которое они при желании выскажут сами. Одной из наиболее эффективных форм развития субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада является игровая деятельность. Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения. | Методическая разработка (старшая группа) по теме:Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения. В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Оказывая практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны понимать роль коммуникативных игр. Коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление. Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте. Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения. «Сбрось усталость» Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними, что такое усталость. Содержание: дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад… По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще». «Бабушка Маланья» Содержание: в этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая ее выразительными движениями. У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: Закрывают брови руками, делают круглые глаза, показывают большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками «нос», можно сделать рожки и т.д. Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. «Маленькое приведение» Содержание: взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает руки, согнутые в локтях, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом «У-У»). Если я буду тихо хлопать, то вы будете тихо произносить «У-У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы добрые приведения и хотите слегка пошутить.» Затем взрослый хлопает в ладоши. Игра на развитие навыков волевой регуляции. «Замри» Содержание: дети прыгают в такт музыки (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками руками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось замереть, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник. Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние. «Зеркало» Содержание: детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось изображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец. Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов. «Цифры» Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки. «Радио» Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: « Внимание! Внимание! Потерялся ребенок (и подробно описывает кого-нибудь из группы участников: цвет волос, глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится ведущим. Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу. «Колпачки» Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается. Игры для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга. «Передай сигнал» Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра повторяется с закрытыми глазами. Главное условие- общение без слов. «Комплименты» Содержание: дети сидят по кругу и по очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко, солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». Правило – не повторяться. как развить общительность у ребенкаА вот планшеты и яркие игрушки со множеством кнопочек и эффектами могут замедлить речевое развитие, - предупреждают психологи. Во-первых, они мешают полноценному общению между родителем и ребенком, а во-вторых, результаты исследований показали, что дети, играющие в такие игрушки, в дальнейшем не могут регулировать свои эмоции и ладить со сверстниками. Еще выяснилось, что все обучающие функции умных игрушек не откладываются в памяти у детей. Родители радуются, что они знакомят свое чадо с буквами и цифрами, а, на самом деле, малыш лишь учится нажимать на кнопки.Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, считает клинический психолог Елена Трушина. - Социальные навыки - умение выражать свои желания, реагировать на отказ, защищать свои границы у совсем маленьких детей развиваются исключительно через общение с близким взрослым. Он показывает пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1-2, такой возможности научиться кооперации, разрешению конфликтов у ребенка нет. Скорее, можно сказать, что дошкольник применяет в детском коллективе те способы общение, которым он научился дома. Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей - просто привлекать внимание к другим детям («Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!»). Достаточно, если вы ходите в гости, где есть дети или играете на детской площадке. К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр: в больницу, в полицию, дочки-матери. Это лучший коммуникативный тренинг. Здесь ребенок и командует, и выполняет инструкции, и обманывает, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным или во что будем играть. К 5-6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда я поеду завтра. Игры и упражнения на обучение эффективным способам общения детей дошкольного возраста. | Картотека по коррекционной педагогике на тему:Игры и упражнения на обучение эффективным способам общения детей дошкольного возраста Задачи: -развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим; -показать детям, что значит взаимное признание и уважение; -развивать готовность идти друг другу навстречу; -учить проявлять терпение к недостаткам других; -учить умению считаться с интересами других; -воспитывать уважение и терпимость к другим людям. 1. «Гости» Цель: учить находить сверстников в группе, называть их имена, формировать умение устанавливать контакт с детьми. Ход игры: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (мишка, кукла). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Саша с нами». Дети повторяют (по возможности). Примечание: Содержание игры может варьироваться. Например, «Покажи, кого назову». Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где у нас Света? (Даша, Коля и т.д.)» Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит повторить имя : «Это Света. Скажи – Света». «Кто это?» Воспитатель просит назвать свое имя, сказать как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь до того, чье имя надо назвать. «Давайте познакомимся» 2. Игра «Катаем мячик» Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом. Ход игры: Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу. Примечание: Можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!» 3. «Приветствие с колокольчиком» Цель: настрой детей на доброжелательный лад. Ход игры: Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка. 4. «Разные приветствия» Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков. Ход игры:. Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь: С другом в детском саду С воспитателем С клоуном в цирке С любимой бабушкой С тем, на кого обиделись С тем, кого рады видеть А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу. Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)» 5. «Такси» Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, обучение способам общения. Ход игры: Выбирается 1 - 2 участника, которые будут играть роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси». Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке. 6. «Привет! Как твои дела?» Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания. Ход игры: Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно. Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно!». 7. «Зеркало» Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же как и он. Ход игры: 1 этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно. 2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори». 8. Игра «Прятки с платочками» Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции. Ход игры: Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом, педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Старших дошкольников можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.) и просит отгадать кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей). После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!» 9. Игра «Танечка» Цель: формировать потребность в общении, способствовать становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Ход игры: Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?» Затем можно пропеть (проговорить) какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей). Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…» Игра «Мы сидим, мы сидим…» 10. Игра «Пирамида любви» Цель: создавать атмосферу близости и общности между малышами, положительного эмоционального климата в группе; развитие навыков общения. Ход игры: Дети становятся в тесный кружок и по очереди кладут ручки одна на другую (строят пирамиду). В тот момент, когда ребенок положил свою ручку на руку воспитателя, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Вова!» Затем сверху ручку кладет другой ребенок, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Денис!» и т.д. Когда «пирамида любви» построена, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и почувствовать, какие теплые у них ручки. Воспитатель побуждает детей по возможности проговаривать за ней слова. 11. «Ищу друга» Цель: обучать детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе». Ход игры: Детям раздают по одной игрушке (набор состоящий из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.) Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).
12. «Помоги Тане» Цель: воспитывать навыки партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей. Ход игры: Педагог говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших можно разделить игрушку на 3-4 части. Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их. Примечание: Эта игра похожа на игру «Ищу друга», но является более функциональной, т.к. ее можно использовать и в работе с «особыми» детьми. Например, для тревожных детей инструкция к игре является понятной и доступной., но до начала игры воспитатель должен продемонстрировать как будут выглядеть починенные игрушки. Для аутичных детей будет легче выполнить задание с логическим завершение (игрушка снова целая) . 13. «Подарки» Цель: формировать потребность в общении. Ход игры: Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Давайте будем понарошку дарить подарки». Затем подзывает к себе одного ребенка, в центр, затем все произносят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Перечислять игрушки надо медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж». Если самолет – Изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р». Пусть ребенок выберет себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок. Примечание: Естественно, что подарки можно разнообразить – например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и др., которые легко изобразить в движениях. Для этого надо заранее сочинить стишки про эти игрушки. 14. «Портрет самого лучшего друга» Цель: развивать процессы анализа и самоанализа. Ход игры: Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: - Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести? В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например: - Помогай друзьям. - Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. - Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав. - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно. - Не завидуй. - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись. - Спокойно принимай советы и помощь других ребят. - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз. 15. «Этюд на различные позиции в общении» Цель: прочувствование различных позиций в общении. Ход игры: Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему? 16. «Что изменилось?» Цель: развивать внимание и наблюдательность, необходимые для эффективного общения. Ход игры: Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения. 17. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Цель: развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение , соотносить человека и его тактильного образа, способствовать снятию телесных барьеров. Ход игры: Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки» - Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? 18. «Подарок на всех (цветик-семицветик)» Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Ход игры: Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. 19. «Попроси игрушку» Цель: развивать коммуникативные навыки. Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями. 20. «Хороший друг» Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения. Ход игры: Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге. Дальнейшее обсуждение: — Как человек находит друга? — Почему так важны в жизни хорошие друзья? — Есть ли у тебя друг в группе? 21. «Пожелание» Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению. Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас” и т. 22. «Чей голосок?» Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Ход игры: Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания. 23. «Ласковое имя» Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию. 24. «А я сегодня такой!» Цель: учить использовать мимику, пантомимику в общении. Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего. 25. «Как говорят части тела» Цель: учить невербальным способам общения. Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи: · как говорят плечи "Я не знаю”; · как говорит палец "Иди сюда”; · как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”; ·как говорит голова "Да” и "Нет”; ·как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”. Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
26. «Зоопарк» Цель: развивать невербальные способы общения. Ход игры: Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
27. «Сделай подарок» Цель: знакомить детей с невербальными способами общения. Ход игры: Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
28. «Разговор сквозь стекло» Цель: развитие умения вести диалог не вербально. Ход игры: Воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями. 29. «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Ход игры: Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.). 30. «Вопрос – ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.). 31. «Прощай» Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза. 32. «Здороваемся без слов» Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении. Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия. 33. Музыкальные объятия («обнималки») Цель: учить детей соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели. Ход игры: Дети прыгают под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие. Основы эффективного общения для детей – Развитие ребенка
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично», Книга Притчей Соломоновых 25:11. Коммуникативные навыки имеют жизненно важное значение, особенно в наш век, когда роль информации колоссальна. Исследования показывают, что искусные собеседники счастливее, лучше учатся в школе, более успешны и зарабатывают больше, чем их менее красноречивые сверстники. Итак, как научить детей умению выражать себя? Лучший способ научить детей чему-либо – делать это интересно, весело и, по возможности, вовлекать все пять чувств малышей. Далее представлен список из десяти игр и упражнений, которые будут способствовать развитию эффективных коммуникативных навыков ваших детей. 1. Играйте в «автоответчик»/«телефон». Чем чаще, тем веселее. Эта старая игра для начальной школы – восхитительно интересный и веселый способ развивать навыки аудирования вашего ребенка. Игра идеально подходит для любого возраста. Начните с простых сообщений, играя с детьми младшего возраста, и постепенно увеличивайте размер и сложность сообщений по мере взросления детей. 2. Маршрут удовольствий. Попросите вашего ребенка старшего возраста письменно проложить маршрут от вашего дома в какое-либо забавное место, например, в кафе-мороженое. Отдайте эти указания кому-либо, кто не знаком с районом, и попросите его точно следовать написанному. Удалось пройти по маршруту? Если так, получи мороженое! Если нет, обсудите, что пошло не так. Что следует изменить, чтобы в следующий раз точно прийти к цели? Это прекрасное упражнение, чтобы помочь детям научиться давать точные указания. Также это отличный урок общения. Ведь для того чтобы эффективно передавать информацию о том, чего вы хотите, вы должны научиться ясно формулировать то, что имеете в виду, чтобы другие люди могли в полной мере понять вас. 3. Одежда для успеха. Отправьтесь в магазин или любое другое публичное место, одевшись в лучший воскресный наряд. Обратите внимание, как к вам при этом относятся. Затем посетите тот же магазин или то же общественное место, одевшись бедно или несоответственно ситуации. Отметьте для себя разницу в отношении к вам в первой и во второй ситуации. Это показывает, что невербальное общение имеет определенные последствия. Укажите ребенку на странно одетого человека, идущего по улице, и прочитайте небольшую лекцию, которая его впечатлит. Опишите ему картину последствий той информации, которая посылается окружающим посредством бедной одежды или одежды, в которую одеваются хулиганы. Объясните ребенку, какой посыл несет его выбор одежды обычному человеку... потенциальному работодателю (в будущем). Представьте факты того, как это повлияет на его жизнь через год, два, десять лет. Расскажите об опасных ситуациях, которые могут случиться, если кто-то сделает нелицеприятные выводы, основанные на одежде, в которую одет ребенок. 4. Говори и слушай. Попросите ребенка спеть народную песню, в то время как другой человек будет петь романс. Проследите, как долго они смогут продержаться. Если у вашего ребенка это получается легко, то пусть тогда каждый читает разные книги. Затем попросите их соблюдать очередь при чтении, читая по одному отрывку. Это помогает проиллюстрировать старую поговорку, что Бог дал нам два уха и один рот для того, чтобы мы слушали вдвое больше, чем говорили. 5. Конкурс «Ну!». Пусть ваш ребенок выступит с небольшим монологом на знакомую тему. Любую тему, какую захочет. Например, о его любимом занятии или книге. Проследите за тем, как долго он сможет продержаться, чтобы не вставлять «гм», «э-э», «ну», «типа» или «ну, ты понял». Это развивает уверенность ребенка в себе, а также его красноречие. Устранение подобных «слов-паразитов» заставит ребенка сосредоточиться на отчетливом произношении и поработать над увеличением своего словарного запаса. 6. «Накорми меня тортом». Завяжите глаза одному человеку и попросите его накормить тортом другого человека с завязанными глазами. Пусть третий человек, у которого глаза не завязаны, дает инструкции первым двум. Это учит более эффективно давать указания. Примечание. Это неопрятная игра! Веселая, но неопрятная! Убедитесь в том, что на детях не лучшая одежда, а также в том, что веселье происходит на голом полу, а не на ковре. 7. Представление. Попросите ребенка дать маленькое представление в местном доме престарелых. Оно может включать демонстрацию поделок, игру на пианино в форме короткого концерта, пение или чтение стихотворений. Это научит ребенка представлять самого себя. При этом такое занятие доступно для детей всех возрастов. Чем раньше вы научите ребенка комфортно и свободно выступать на публике, тем лучше. Это станет его второй натурой, и он сможет избежать самого распространенного страха – страха публичных выступлений. Исследования показывают, что люди, которым нравится выступать на публике, более успешны, чем те, кому это не нравится. Так что выводите детей на публику, и пусть они демонстрируют таланты, которыми так замечательно наделены! 8. Что происходит на картине? Это способ хорош для самых маленьких. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит на картине. Пусть он опишет пейзаж, людей, цвета... все, что видит. Дети старшего возраста пусть обсудят то, что, по их мнению, предшествовало сюжету картины и что произойдет позже. Это возможность попрактиковаться в изложении мыслей в логической последовательности, которую легко поймут другие люди. 9. Заверши историю, рассказ. Этот способ тоже очень хорош для детей различных возрастных групп. Дети любят истории! Вы начинайте историю, а ваш ребенок пусть ее закончит. Для очень маленьких детей вы можете рассказать стишок и попросить их придумать другой финал или добавить в историю что-то свое. Это упражнение отлично подходит для обучения основам навыков устного общения. 10. Придумай выступление. Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, которая нравится вашему ребенку или с которой он хорошо знаком, и попросите его выступить в течение примерно двух минут. Через некоторое время пусть ребенок переходит к выступлению на более сложные темы и на более длительный период времени, за который ему необходимо будет изложить ключевые моменты выбранной тематики. Вы можете помочь ему начать, обсуждая его любимые фильмы и, в конечном итоге, подвести к более спорным вопросам. «У вас могут быть блестящие идеи, но если вы не умеете четко излагать их, они ни к чему вас не приведут» (Ли Якокка). Чем больше ваши дети практикуют коммуникативные навыки, тем более эффективными они будут при передаче своих идей и потребностей. Чем более веселым вы сделаете этот процесс, тем больше увлечете их и пробудите огромное желание практиковать эти необходимые навыки. Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки. Ссылки по теме: Мир ОК Вконтакте Развитие ребенка Как поддержать коммуникативные навыки вашего ребенка • НОЛЬ ДО ТРЕХСпособность общаться - это способность и желание общаться с другими посредством обмена идеями и чувствами, как вербально, так и невербально. Большинство детей учатся общаться, чтобы удовлетворить потребности или установить и поддерживать взаимодействие с любимым взрослым. Младенцы общаются с рождения с помощью звуков (плач, воркование, визг), мимики (зрительный контакт, улыбка, гримаса) и жестов / движений тела (движение ног в возбуждении или тревоге, а затем такие жесты, как указание.) Младенцы продолжают развивать коммуникативные навыки, когда взрослые реагируют на их попытки «рассказать» другим о том, что им нужно или чего они хотят. Коммуникативные навыки детей стремительно развиваются в течение первых нескольких лет жизни:
Вот несколько идей, которые помогут вашему малышу развить навыки общения:Отвечайте на жесты, взгляды и звуки вашего ребенка.Когда он протягивает к вам руки, поднимите его, поцелуйте и используйте простые слова. «Ты хочешь встать». Когда он воркнет, верьте в ответ. Когда он смотрит на вас, смотрите ему в глаза и говорите с ним. Эти немедленные и согласованные ответы говорят вашему ребенку, что его общение важно и эффективно. Это побудит его продолжать развивать эти навыки. Говорите со своим ребенком и слушайте его.Когда вы разговариваете с ней, дайте ей время ответить. Установите зрительный контакт на ее уровне. Это покажет ваше желание услышать то, что она скажет. Задавайте открытые вопросы: «Что вы думаете о сегодняшней дождливой погоде?» «Как вы думаете, куда идет дождь?» «Как вы думаете, как дождь помогает цветам расти?» «Почему небо такое серое?» Разговор с ребенком помогает ему увидеть себя хорошим коммуникатором и мотивировать его продолжать развивать эти навыки. Помогите детям развить языковые навыки.«Значит, вы притворяетесь голодной гусеницей, которая хочет поесть? Какая еда? Давай назовем все, что ты хочешь съесть ". Научите ребенка невербальному общению.«Луис, ты видишь, как Анди закрывает руками лицо? Ей не нравится, когда ты так сильно бросаешь мяч. Я знаю, что ты можешь бросить его мягче, и она захочет и дальше играть с тобой в мяч. Уважайте и признавайте чувства вашего ребенка.Дети с гораздо большей вероятностью поделятся своими идеями и чувствами, если они знают, что их не будут осуждать, дразнить или критиковать. Вы можете сопереживать опыту ребенка, но не соглашаться с его поведением. Например: «Я знаю, ты боишься спать одному, но тебе нужно оставаться в постели. Хотите тихую музыку? » Или: «Я знаю, что ты зол, но ты не можешь бросать блоки. Вот подушка, которую ты можешь вместо этого ударить. Помогите ребенку развить словарный запас «чувств».Расскажите о ее опыте.«Тебе грустно, потому что папа уехал в путешествие». Помните, что чувства не являются хорошими или плохими, они просто есть. Иногда родители опасаются, что разговоры о сильном чувстве усилят его; но во многих случаях происходит обратное: когда дети чувствуют, что их чувства и опыт уважают, им легче двигаться дальше. Прочтите вместе.Проведите тихое время вместе с книгой. Поощряйте своего старшего ребенка переворачивать страницы и указывать на то, что он видит.Спросите своего старшего малыша, как могут себя чувствовать персонажи, и вместе задайтесь вопросом, что будет дальше. Позвольте ребенку выбирать книги. Чем больше у него интереса к книге, тем внимательнее и приятнее будет ваше время вместе. А чтение с ребенком учит не только грамотности и языковым навыкам. Он узнает, что вы цените его интересы и выбор, любите его и любите быть с ним рядом. Исследования показывают, что постоянные читатели - это те, кто в детстве просто находил чтение приятным занятием (то, что было прочитано, не имело такого большого значения, как то, как дети относились к этой деятельности). Расскажите, что вы делаете в повседневной жизни.Это помогает вашему ребенку связывать слова с предметами и действиями. «Я мою посуду. Я выжимаю желтое средство для посуды в теплой воде. Обсудите, чем вы занимаетесь, когда заботитесь о своем ребенке. «Здесь мы идем в ванну. У тебя все руки, ноги и животик намокают. Резиновая уточка тоже принимает ванну. Во время совместной игры говорите: «Вы расчесываете волосы тележке. Она имеет длинные волосы. Есть ли путаница? » С помощью словесных малышей вы можете создать традицию, в которой каждый член семьи рассказывает что-нибудь о своем дне.Задайте ребенку вопросы о ее дне. Когда она научится говорить, поощряйте ее тоже спрашивать вас. Поощряйте ролевые игры.Дети часто выражают себя более свободно, когда притворяются. Возможно, будет безопаснее говорить о том, как мишка Тедди боится темноты, чем о том, как ребенок. Притворная игра - это также шанс сыграть разные роли и разыграть то, что разные люди могут сказать, подумать или сделать. Это развивает язык, а также социальные навыки, такие как сочувствие. Делайте ваши запросы ясными, простыми и соответствующими возрасту и способностям вашего ребенка.Для годовалого ребенка можно дать одношаговое указание, например: «Иди, бери мяч». Для 18-месячного ребенка вы можете давать двухэтапные команды, например: «Иди в свою комнату и возьми обувь». Убедитесь, что вы в первую очередь привлекаете внимание ребенка, называя его по имени или нежно касаясь его и глядя прямо на него на уровне его глаз. Вы можете попросить старшего ребенка повторить просьбу, чтобы убедиться, что он услышал и понял сообщение. Будьте хорошим примером для подражания.Ваш ребенок очень внимательно наблюдает за вами.Если вы разговариваете с другими с добротой и уважением, она, скорее всего, последует вашему примеру и примет ваши манеры и тон, поскольку она станет более вербальной. И когда вы ожидаете такого уважительного общения от других, вы моделируете, как ей следует ожидать, чтобы к ней относились и другие. .Важность развития у детей хороших коммуникативных навыковноя 2016 ![]() По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог самовыражаться. ноя 2016 Умение эффективно общаться - ключевой навык, и чем лучше мы с ним справляемся, тем лучше будет качество нашей жизни. Мы начинаем общаться с момента рождения; сообщая нашим матерям, что мы прибыли с нашим первым криком.По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог ясно и уверенно выражать свои мысли во всех аспектах и сферах своей жизни. Если рассматривать этапы развития ребенка: он общается сначала со своими родителями, затем с братьями и сестрами и друзьями, а затем с другими взрослыми, такими как школьные учителя. Ребенок научится общаться, наблюдая и слушая своих родителей, а затем подражая их словам и действиям; чем больше вы общаетесь со своим ребенком, тем раньше и быстрее он разовьет эти навыки. Чтение - отличное занятие, помогающее улучшить навыки общения вашего ребенка; он развивает их навыки владения языком и знакомит их с разнообразным словарным запасом, помогая им общаться с легкостью и ясностью. По мере взросления совместное чтение дает прекрасную возможность для обсуждения, создавая среду, в которой ребенок может комфортно и уверенно формулировать свои идеи и делиться ими. Благодаря общению и игре с братьями и сестрами и друзьями ребенок разовьет социальные навыки и навыки межличностного общения наряду с коммуникативными навыками.Эти навыки позволят им чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях, когда им будет легче завязать разговор со сверстниками и найти новых друзей. Благодаря этим отношениям они также будут оттачивать свои навыки слушания, а также свою способность сопереживать и интерпретировать невербальные коммуникативные сигналы. Когда ребенок пойдет в школу, презентации, обсуждения в классе, театрализованные представления и устные экзамены станут для него обычным делом, и все это будет напрямую зависеть от их навыков вербального общения; аналогично, они могут, как часть процесса подачи заявления, пойти на собеседование при поступлении в среднюю школу или шестой класс.В таких ситуациях вам нужно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не только выступая перед толпой или встречая нового знакомого, но и уверенный в своей способности бегло разговаривать и производить хорошее впечатление. Ребенку, у которого хорошо получается устное общение, будет легче вести письменное общение, и, следовательно, он будет лучше сдавать школьные экзамены и выполнять письменные задания. Если смотреть в будущее, возможность общаться с работодателями имеет решающее значение, независимо от того, в какой отрасли или карьере вы работаете.Хорошие коммуникативные навыки перечислены среди наиболее желаемых навыков почти в каждой должности и дадут вам преимущество перед коллегами при борьбе за дополнительные обязанности. Умение давать инструкции, проводить встречи, проводить презентации и поддерживать связь с клиентами, потребителями, поставщиками и т. Д. - это лишь некоторые из коммуникативных навыков, необходимых для успешного использования этих больших возможностей. Как и любой другой навык, коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать на практике, но, помогая развить хорошие коммуникативные навыки у ребенка с юности, вы сразу же вооружаете его навыками для построения успешного будущего. .Разговор и социальные навыкиДети общаются с рождения, и социальное взаимодействие является ключевой целью изучения языка.
На этой странице
Обзор |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |