|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
О воспитании и наставлении детей 1783О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучияН.И. Новиков[18] <…> «Процветание государства, благополучие народа, зависит неотменно от доброты нравов, неотменно от воспитания… Единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов; чрез него вкус добродетели, привычка к порядку, чувствование изрядного, чрез него отечественный дух, благородная (на истине и знании основанная) народная гордость, презрение слабости и всего прикрашенного и маловажного, любовь к простоте и к натуре, со всеми добродетелями должны овладеть сердцами граждан; чрез него мужчины и женщины должны образованы быть сходственно с их полом, а всякий особенный класс государства тем, чем быть ему надлежит (ст. 5). <…> Все прочее сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства; законы успевают тогда сами собою; религия в величестве своем исполнена простоты, пребывает тем, чем вечно бы быть ей надлежало, то есть душою всякой добродетели и твердым успокоительным предметом духа; науки делаются неисчерпаемыми источниками действительных выгод для государства; художества украшают жизнь, дают благородство чувствию, становятся ободрительными средствами добродетели; всякий отдел граждан пребывает верен своему определению; и всеобщее трудолюбие, подкрепляемою умеренностью и добрым домостроительством, доставляет и самому многочисленному народу безопасность от недостатка и довольствие своим состоянием (ст. 6). Детей нередко заботятся снабдить знаниями, а первое, великое, столь много в себе заключающее дело воспитания, то есть образование сердца, пренебрегается; когда вместо того, чтоб приучать разум их к правильному размышлению и вести к познанию истины и добра, наполняют головы их ветром, и вместо того, чтоб очистить волю их и направить склонность к добру, благородству и величеству, делают сердце их чувствительным только к малостям или совсем к глупости и пороку Воспитание есть весьма запутанное, трудное дело. Оно есть особенная тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка (ст. 7). Не следует задаваться посторонними и специальными целями при воспитании (например, сделать ученого), ибо «главный предмет воспитания <…> образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (ст. 21). <…> Не нужно, чтоб родители всегда упражнялись в трудах, или большую часть дня посвящали своим детям… Но непременно нужно, чтоб все родители подавали детям своим пример полезного упражнения, и никогда не были бы образцом проспания своей жизни или проведения ее в безделках и чтоб они, хотя один час в день, содействовали воспитанию своих детей приличным сему предмету с ними разговором. Итак, если сын знает, что отец его по несколько часов в день занимается в кабинете своим важным чтением или письмом, либо чем-нибудь иным; а дочь равным образом видит мать свою упражняющуюся в домостроительстве, пристойным рукоделии, или тому подобном: то сего уже довольно для отвращения худова примера у таких родителей <…>. (ст. 34). Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к тому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине, и посредством которого могли бы они быть мудрыми (ст, 322)… <…> Разум их должен быть не упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного, и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути. Но сие делается не столько посредством научения их сим правилам размышления и впечатления оных в память их, как наипаче посредством того, когда при всех случаях учат их примечать, справедливо или несправедливо они мыслили и рассуждали, и для чего то делали; также когда обще с ними и соразмерно их возрасту думают, рассуждают, исследуют, сомневаются, или решат, (ст. 323). Это всеобще предписание сделается более понятным, когда станут наблюдать следующие правила. Первое правило есть сие: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Второе правило есть сие: упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо. Впечатления, делаемые в нас внешними вещами посредством наших чувств и представления, происходящие от того в душе нашей, суть якобы материалы, которые дух наш обрабатывает, и на которых основываются, наконец, все познания и науки человеческие. Чем многоразличнее, справедливее и полнее сии представления, тем более может упражняться в размышлении, и тем удобнее и безопаснее может он подниматься к высочайшим и всеобщим познаниям. Но как мы чувственные вещи гораздо лучше научаемся знать по впечатлениям, делаемым в нас их присутствием, нежели по описаниям, какие делают нам о них словами; то не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать; но показывайте им то действительно, как скоро и как часто будет находить к сему случай. Так давайте им видеть и примечать красоты природы, чудеса царства растений и животных, многоразличные воздушные явления, великолепие усеянного звездами неба и помогайте им мало-помалу различать и приводить в порядок множество темных представлений, теснящихся со всех сторон в их души <…>. Но давайте им видеть все сие собственными глазами и чувствовать свойственным им образом, и ослабляйте получаемых ими от того впечатлений неблаговременными и издалека занятыми изъяснениями, (ст. 324). При этом упражняйте их всегда по внимательности. Внимательность есть мать всякого основательного познания. Приучайте их не переходить слишком скоро от одной вещи к другой, всякую вещь рассматривать со многих, и есть ли возможно, со всех сторон, смотреть не только на целое, но и особенные части его (ст. 324). Третье: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-либо вещи, сколько бы ни была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедливо оные себе представлять, (ст. 325). Четвертое правило: не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему, или по недостатку других предполагаемых познаний при том разуме не могут (ст. 326). С сим предписанием соединяется пятое, не менее важное: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным (ст. 327). Научайте их смотреть на все с практической стороны и при всех способных случаях производить то в действо. Преимущественно же и беспрестанно старайтесь научать их судить право о цене вещей. Сия есть истинная мудрость, которая гораздо дороже всех наук вообще, и которую не можно вперить в человеке слишком рано, если надлежит ей быть путеводительницею в его жизни» <…> (ст. 328). Русская педагогика в главнейших ея представителях. Опыт историко-педагогической хрестоматии./Сост. М.И. Демков. Изд. 2-е, испр. и сокращ. – М.: Книгоизд. К.И. Тихомирова, 1915.-С. 104–109. Следующая глава >> Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРесПедагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитанииСОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………..…………… 1 Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании…………………………………………………… 2 «Детское чтение для сердца и разума», как проводник воспитательных идей Н.И. Новикова………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………….... ВВВЕДЕНИЕ В данной курсовой работе будет затронута деятельность Николая Ивановича Новикова. Он известен как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. Н.И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры. Многие его блестяще осуществленные проекты были направлены на ознакомление российских читателей с отечественной культурой и историей, значительная часть книг выпускалась для юношества - учебные пособия, научно-популярная литература по естествознанию, географии. Под его руководством выходили в свет многочисленные уникальные периодические издания, например первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Сердце и разум растущего человека... - он неустанно говорил о важности и способах их развития, наполнения светом служения Отечеству, заботы о себе и своих близких, с тем, чтобы появилось как можно больше "счастливых людей и полезных граждан". Вот именно на этих его идеях мы и остановимся. Тема курсовой работы: «Отражение педагогических взглядов Н.И. Новикова в публицистике». Актуальность данной темы связана с тем, что взгляды, высказанные Н.И. Новиковым, не только не устарели до нашего времени и не стоят ниже современных идеалов педагогики, но во многом представляют еще до сих пор цель, которую желательно было бы достигнуть[7]. Систематическое изучение Новикова началось приблизительно с середины XIX века. Перед учеными встала трудная задача поисков и разысканий, задача создания фондов, без которых немыслимо никакое серьезное изучение. И многим – Ешевскому, Тихонравову, Лонгинову, Пыпину – прежде всего удалось собрать немало ценных документов, материалов следственных дел, писем, воспоминаний и т.п. Одной из первых работ было исследование реакционера цензора М.Н. Лонгинова. Его книга представляет собой «первую попытку «связного изложения всех фактов», попытку построения концепции о Новикове. Однако, враг революционных демократов Лонгинов, занимаясь историей русской культуры и литературы, тщательно вытравлял из нее все передовое и демократическое, несправедливо зачисляя великого русского просветителя в лагерь охранительной, придворной, «карманной» ее императорского величества литературы. В книге он преподносится, как малообразованный, без знания языков, чтивший прежде всего своего первого учителя – Бога, Новиков выступил бойким журналистом, издателем, развивая в своих журналах идеи придворных кругов, с которыми был связан, подхватывая мнения и указания поощрявшей его императрицы. Эта мысль кажется странной уже только если вспомнить о многочисленных разногласиях и спорах Екатерины с просветителем. В противовес рассмотрим мнение другого исследователя - Г.П. Макогоненко. Труд Лонгинова он прямо называл клеветой и считал, что: «Передовые идеи, высказанные в статьях о воспитании, еще раз свидетельствуют о широкой образованности Новикова, о внимательном изучении им передовой философской и научной мысли его времени и, главное, об антифеодальном, антикрепостническом, подлинно просветительском характере воззрений автора». [10] Цель работы – рассмотреть с взгляды Н.И.Новикова на воспитание и постараться обобщить их, сделать выводы о влиянии деятельности этого человека на отечественную педагогику и детские СМИ. Задачи – изучить статьи Новикова о воспитании и его журнал «Детское чтение для сердца и разума». Объект исследования курсовой работы работы – взгляды Н. Новикова на воспитание молодого россиянина. Предмет – отражение им этих взглядов в статьях и журнале «Детское чтение для сердца и разума». Работа состоит из двух глав. В первой мы рассмотрим отдельные педагогические статьи Новикова и сделаем из них некоторые выводы о взглядах и подходах публициста к воспитанию детей.. Во второй – познакомимся с журналом «Детское чтение» и придем к заключению о его влиянии на детскую публицистику. «Детское чтение для сердца и разума» – одно из первых изданий в России, предназначенных специально для детского чтения. Этот журнал - первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения. Он обращен к “российскому юношеству”, которое не знало иностранных языков и из-за этого “либо совсем ничего не читало, либо обременяемы были чтением несоразмерным ни их развивающемуся еще понятию, ни памяти их”. Замечательны и его педагогические статьи. В них затрагиваются все Признавая тесную связь между воспитанием и образованием, Н. Новиков ставит их целью подготовку хороших граждан и счастливых людей. И в то время, когда в русской жизни вообще, а в воспитании в особенности, практиковались совершенно домостроевские приемы, Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности[14, с. 168]. Уже за эту новизну и прогрессивность взглядов для того времени он заслуживает внимания. 1 Педагогические взгляды Н.И. Н.И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения и распространении среди населения педагогических знаний путем опубликования в различных изданиях своих сочинений. Одним из наиболее известных является трактат “О воспитании и наставлении детей для распространения Другая очень известная статья - «Об образовании сердца». Она выдержана в старой и доброй традиции европейской, даже античной педагогики, и в этом смысле отличается значительной глубиной. Мы не всегда обращаем внимание на то, что в основе любых педагогических взглядов лежит некое представление о человеке: мы можем рассматривать человеческую природу как изначально «благую» и самоустраниться от воспитания, либо же, считая ее по сути своей «злой», построить школу как пенитенциарное (исправительное) заведение. Антропологическая концепция, лежащая в основе педагогических взглядов Новикова, может быть, чересчур оптимистична; но у нее прочные и почтенные античные корни.[9] Тезис о том, что добродетель тождественна знанию и, соответственно, что поступающий несправедливо делает это потому, что его знания о правильном и справедливом недостаточны, восходит к Сократу и становится неотъемлемым достоянием платоновской философии. Из того же источника – представление о том, что настоящему мудрецу никто не в силах причинить какого-либо вреда. Особого внимания заслуживает также имеющая античные корни мысль о роли истории. Современная педагогическая мудрость предпочитает ставить перед преподаванием этого предмета сколь недостижимую, столь же и бесполезную цель: научить детей разбираться в сущности происходящих в обществе процессов. Древность (не знающая истории как отдельного предмета в школе, но использующая исторические знания в комментировании образцовых литературных произведений, а кроме того, создавшая множество исторических книг, которые сами могли использоваться на занятиях в этом качестве) рассматривает историю как набор образцов для подражания, либо же наоборот – ошибок, на которых стоит учиться. Таким образом история обретает не ложно-интеллектуальное, а нравственно-эстетическое измерение, становится предметом подлинно человеческим и человековедческим, одним из самых эффективных зеркал, которыми мы можем воспользоваться в целях самопознания[14, с 134 – 168]. Вопросы воспитания раскрываются и в ряде других специальных статей: "О эстетическом воспитании", "О сократическом способе учения", "О раннем начале ученья детей", "Фамильный разговор", "Письмо о домашних учителях" и др. Кроме того, мысли и рекомендации наставительного, педагогического характера рассыпаны по многим публикациям, которые не являются собственно педагогическими, но в совокупности содержат целостную систему научных взглядов, охватывая большинство основных вопросов педагогики. Стоит отметить, что даже сам термин «педагогика» первым применил сам Новиков для обозначения науки о И все же исследователи педагогического наследия Н. И. Новикова неоднозначно оценивают степень "самостоятельности" его собственно педагогических идей - от признания их неоспоримой самобытности до утверждений о почти полном заимствовании у западноевропейских мыслителей. Однако ознакомившись с деятельностью этого человека, можно прийти к выводу лишь о бережном и творческом отношении русского просветителя к педагогической классике, но никак не о слепом подражании. Здесь следует помнить о том, что на практике местом проведения его "опытов" и "испытаний" послужили открытые им в Санкт-Петербурге два народных училища для сирот и детей из бедноты, а также педагогическая и переводческая семинарии при Московском университете. Яркие аналитические способности, знание российской действительности позволили Н. И. Новикову стать достойным продолжателем идей классиков педагогики. До Н. И. Новикова многие высказывались о цели воспитания. Я. А. Коменский, например, видел цель воспитания в подготовке к настоящей и будущей (загробной) жизни, стремился через просвещение исправить человеческие пороки. У Дж. Локка цель воспитания - подготовить джентльмена, делового человека. По Ж. Ж. Руссо, цель воспитания - воспитать человека, т.е. сформировать общечеловеческие качества. Н. И. Новиков формулирует цель воспитания по-новому - "образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами" [13, с. 422]. При этом справедливо утверждал, что для правильного воспитания, как и в любом деле, сначала необходимо четко уяснить цель и никогда не упускать ее из вида. А главная задача воспитания по Новикову - формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека[6]. Как и большинство Для благополучного осуществления "телесного образования детей" Н. И. Новиков предлагает правила и предписания, которые опытом и искусством доселе за лучшее выдаваемы были" [13, с. 439]. Эти правила, касающиеся пищи, одежды, воздуха, движений и т.д., весьма схожи с советами Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо в отношении физического воспитания. Только приспособлены они более к условиям российской действительности, что, безусловно, само по себе уже ценно. По вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро..." [13, с. 466]. Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..." [13, с. 466]. Философско-педагогические взгляды Н.Новикова, И. БецкогоЖурналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Свои педагогические взгляды Новиков изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Он определял в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина. Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедоступном образовании. Просветительские взгляды на воспитание и обучение детей высказывались не только сторонниками и исполнителями идей императрицы, но и ее оппонентами и противниками. Довольно умеренным критиком образовательной политики Екатерины II являлся Николай Иванович Новиков (1744-1818). По характеристике Екатерины II он был «человек умный и опасный», хотя и являлся сторонником просвещенной монархии, но был без суда и следствия заключен ею в Шлиссельбургскую крепость. Н.И. Новиков был более социальным мыслителем и издателем, нежели педагогом. Как издатель он вел активную просветительскую деятельность, публикуя переводы трудов Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Как философ он исследовал проблему человека и его нравственного формирования, считая, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, его патриотов, борцов против «рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Будучи по своему мировоззрению просветителем, он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, будут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества — необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя. Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал современную ему систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, вверенное зачастую далеким от педагогики людям; воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью, праздному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни, — это не воспитание в подлинном смысле этого слова. Свою педагогическую позицию Н.И. Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, включает в себя три основные части: физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, не может быть хорошим гражданином, и образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей. Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война. Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых лицемерно приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704—1795), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах. И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан. Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру — воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев — «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя. Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью. Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского дома» говорилось по этому поводу: «Единажды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей». Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности: в его требовании «вкоренить» в сердца детей «страх божий», в иллюзорной вере, что посредством воспитания можно улучшить крепостнический строй, в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться. Поможем написать любую работу на аналогичную тему Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьНовости - Новосибирская открытая образовательная сеть«Процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания», – уверял современников гуманист Николай Иванович Новиков, который первым в России употребил термин «педагогика». А что потомки? Думают так же? Или в XXI веке нет толку рассуждать о «человекодружественных добродетелях»? В 1783 году Николай Иванович выпустил статью «О воспитании и наставлении детей». Подзаголовком предупредил: «Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». И изложил свои взгляды на «подлинный, истинный и последний предмет воспитания». Результатом этого внимательного исследования можно назвать очень современный, кажется, принцип: «Обязанность родителей воспитывать детей своих как возможно лучше основывается на должностях их детям, государству и самим себе». Актуально в свете дискуссии об отношениях семьи и школы… Приведем несколько цитат.
«Единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов; чрез него вкус добродетели, привычка к порядку, чувствование изрядного, чрез него отечественный дух, благородная (на истине и знании основанная) народная гордость, презрение слабости и всего прикрашенного и маловажного, любовь к простоте и к натуре со всеми другими человекодружественными, общественными и гражданскими добродетелями должны овладеть сердцами граждан».
«(…) Обязанность родителей воспитывать детей своих как возможно лучше основывается на должностях их детям, государству и самим себе. Из сего следует, что достижение подлинной главной цели воспитания должно заключать в себе купно исполнение должностей. А как, наконец, все должности родителей детям состоят в том, чтоб сколько возможно споспешествовать благополучию детей; должность же государству в отношении к детям их есть та, чтоб в оных доставить ему полезных граждан: то явствует, что благополучие детей и польза их государству составляют существенные части предмета воспитания».
«И так имеет воспитание три главные части: воспитание физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума. Все сии три части вывели мы из правила, положенного всеобщим и последним предметом воспитания, то есть: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами».
Основы воспитания, как теперь понимаем их мы, спустя 200 лет: «Научайте их надлежащим образом почитать спокойствие духа, удовольствие, бодрость духа, здравие и крепость тела, умножение своих познаний или способностей, уважение и честь и прочие выгоды, какие приобретаются правильным и добрым поведением. Поздравляйте их с сими выгодами и радуйтесь вместе с ними об оных».
Подлинный дух гуманизма эпохи Просвещения звучит в таких словах (нынче мы назвали бы это воспитанием толерантности): «Старайтесь влиять в них искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия. Научайте их почитать братиями всех человеков, низких и знатных, бедных и богатых; человеков признавать за человеков, то есть за тварей разумных и бессмертных, а внешние их обстоятельства за случайные вещи. Впечатлевайте в них глубоко натуральное равенство человеков, дабы блеск могущества их не ослеплял и не совращал бы либо к подлости, либо к суровости, гордости и свирепству. Не позволяйте им говорить о черни, подлом народе, сопровождая речи сии презрительным видом и ужимками».
Н.И. Новиков подробно рассказывает и о детском меню. Одни продукты вредны, другие грубы, третьи горячи (!). Пряности, мясо, конфекты и «дичина» тоже исключены. Остаются – хлеб и молоко: «Но чем же питаться детям, когда столь многие кушанья им потреблять не должно? В самом деле, после столь обширного исчисления запрещенных кушаний остается мало таких, которые бы могли быть употребляемы. Но мы хотели только сказать, что пища детская должна быть не испорченная приправами, а простая и натуральная, как то пристойно детскому здоровью и слабым силам сварения. При исчислении вредных для младенца кушаний не упомянули мы о хлебе и молоке».
Впечатляют страницы, где Новиков уговаривает родителей детей не кутать, разрешать умеренно бегать: «От пятого до двенадцатого года надлежит допускать детей играть мячом и другими подобными сей играми, которые делают руки и ноги весьма гибкими, дают хорошее образование телу, приучают зрение к скорому и справедливому чувствованию и, наконец, доставляют всему телу полезное движение, если не употребляемы бывают чрез меру, то есть ежели не продолжаются даже до усталости и ослабения. Борьба есть также изрядное упражнение, придающее особенно великую силу рукам и ногам».
А финальный призыв размышлений «О воспитании и наставлении детей» по-прежнему актуален: «О, да вкусите все вы, занимающиеся воспитанием или которым предлежит оно, сладость наград сих, и да возбудит вас представление оных к беспрерывному прилежанию и совестнейшей верности в наблюдении сих святейших должностей!».
Фотоиллюстрация: портрет Н.И. Новикова. Дмитрий Левицкий, rmuseum.ru
Вера Владимирова, отдел информации ОблЦИТ
Педагогические идеи Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь С педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Николай Иванович Новиков организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения, пропагандировал идеи французских просветителей XVIII в., был создателем первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», посредством которого с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. В издаваемых им сатирических журналах «Живописец», «Трутень» и «Кошелек» Новиков проводил идею равенства людей, уважения человеческого достоинства, подвергал резкой критике дворянское воспитание. Публикации Н.И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Так, в статье «О сократическом способе обучения» впервые была выдвинута проблема создания педагогики как науки. Н.И. Новиков первым в отечественной практике применил сам термин «педагогика» для обозначения науки о воспитании. Он указал на основные ее источники: мысли знаменитых людей прошлого о воспитании; наблюдения за педагогической деятельностью и детьми, «собственные опыты» (т. е. эксперименты). В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка. Его главное педагогическое сочинение - трактат «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний», опубликованный в 1783 г. в журнале «Прибавление к «Московским ведомостям»». Это сочинение охватывает широкий круг общепедагогических проблем, вопросы физического, умственного и нравственного воспитания, на основе сочетания которых возможно формирование человека и гражданина. . В разделе «Об образовании разума» Новиков сформулировал ряд важных психолого-педагогических правил: - не погашайте любопытство детей; - упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо; - остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ин была она маловажна, гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ; - не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут; - старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным. Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей. Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России. Александр Николаевич Радищев является родоначальником русского революционного просветительства, Он защищал интересы крепостного крестьянства. Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. А.Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге «Путешествие из Петербурга, в Москву» (1790) он нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Радищев показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей. Требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения. Считал, что государство должно позаботиться о надлежащем воспитании, которое помогло бы развить сипы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном отечества. Радищев в вопросах педагогики исходил из естественнонаучного материализма, утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействий внешней среды (природной и социальной). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль он отводил воспитанию - физическому, умственному и нравственному. Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении «Беседа о том, что есть сын отечества» (1780) Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Выдвигая перед воспитанием задачу - формирование «сына отечества», Радищев коренным образом расходился с официальной царской педагогикой в понимании патриотизма. Истинный патриот, по мнению Радищева, борется с самодержавием, не жалеет для этого своей жизни, если это «принесет крепость и славу отечеству». Настоящий сын отечества ненавидит от всей души «раболепствование, коварство, ложь, вероломство, сребролюбие ... зверство и борется с носителями этих пороков». Истинный патриот должен в совершенстве знать родной язык. Критикуя русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Ж.-Ж. Руссо и др.), которые выступали в это время с требованием изолировать детей от окружающей жизни, Радищев подчеркивал: «Человек рожден для общежития». Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества. Воспитание должно способствовать развитию в ребенке общественных интересов, стремления к общему благу. А.Н. Радищев выдвинул подробную программу образования, основу которой составляли науки об обществе и природе. Он утверждал, что человек является частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка происходит вместе с ростом детского организма, «разверзение сил умственных в человеке, - говорил он, - следует во всем силам телесным». Формирование личности человека определяется обстоятельствами жизни, социальными условиями, в которых он находится. В разумном обществе можно правильно организовать воспитание. Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Считал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное дело, а глубоко общественное. Отношения родителей и детей должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности. В этом одинаково заинтересованы и все общество, и каждый отдельный гражданин. Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, но они тайно распространялись в рукописях. А.Н. Радищев занимает значимое место в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики. Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайтуНовиков Николай Иванович - Лучшие педагоги РоссииФинансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете. Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе. Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума». После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность. Призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания. Цель воспитания: формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Настаивал на широком и разностороннем умственном образовании.Исследовал проблему человека и его нравственного формирования. Считал, путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству была центральной в его воспитательной программе. Полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности. Критиковал дворянское воспитание: домашнее воспитание, обучение и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учереждениях, оторванное от реальной жизни - это не воспитание.Свою пед. позицию изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей". Воспитание включает три части: 1. физическое - достижение телесного здоровья; 2. нравственное, без которого человек не может быть счастлив, быть гражданином; 3. образование разума, для выполнения своих обязанностей. Важную роль отводил семейному воспитанию. образование | Определение, развитие, история, типы и фактыОбразование , дисциплина, которая касается методов преподавания и обучения в школах или школьной среде в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения между родителями и детьми). Популярные вопросы Что такое образование?Образование относится к дисциплине, которая связана с методами преподавания и обучения в школах или подобной школе, в отличие от различных неформальных и информальных средств социализации. Каким было образование в древних Афинах?Примерно с конца 7-го или в течение 6-го века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие военные обязанности. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался в сторону все большей демократизации. Как социальный класс влияет на уровень образования?Исследования показали, что образование является самым сильным фактором, определяющим профессиональный статус человека и шансы на успех во взрослой жизни.Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и школьными успехами или неуспеваемостью, по-видимому, увеличилась во всем мире. Долгосрочные тенденции показывают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным в определении результатов образования и профессиональной подготовки. Когда образование стало обязательным?Какие существуют альтернативные формы обучения?Альтернативные формы обучения появились с конца 20 века, такие как дистанционное обучение, домашнее обучение, а также множество параллельных или дополнительных систем образования, часто называемых «неформальными» и «популярными».Религиозные учреждения также обучают молодых и старых в одинаковой степени священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах. Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных в обществе знаний. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети - независимо от того, рождены ли они среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена - рождаются без культуры.Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формировании их поведения в соответствии с образами взрослой жизни и ориентации на их возможную роль в обществе. В наиболее примитивных культурах формального обучения часто мало - мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые действуют как учителя. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к следующему, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи.Результатом является формальное образование - школа и специалист вызывают учителя. По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится все менее напрямую связанным с повседневной жизнью, меньше является вопросом демонстрации и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, в большей степени извлекать, рассказывать и изучать вещи вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать больше о своей культуре, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая.Поскольку общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература насыщается советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, развиваются философии и теории образования. В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили возникшие системы.Другим аспектам образования посвящен ряд статей. Для рассмотрения образования как дисциплины, включая организацию образования, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных специализированных областях: см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия.Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний, см. Словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения свободы образования обсуждаются в цензуре. Для анализа характеристик зрачка: см. интеллект, человек; теория обучения; психологическое тестирование. Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняОбразование в примитивных и ранних цивилизованных культурахТермин образование может применяться к примитивным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи.Первобытный человек, культура которого представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и безвременья. Модель жизни относительно статична и абсолютна, и она передается от одного поколения к другому с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, его можно сделать вывод только из образовательных практик в сохранившихся примитивных культурах. Таким образом, цель примитивного образования - научить детей становиться хорошими членами своего племени или группы.Особое внимание уделяется обучению гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены развитием индивидов в качестве членов племени и глубоким пониманием их образа жизни во время перехода от препубертатного возраста к постпубертатному. Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики обучения в препубертатном возрасте. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах.Дети действительно участвуют в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала сочувствием, идентификацией и подражанием. Первобытные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и соблюдая основные технические приемы. Их учителя не чужие, а их непосредственное сообщество. Маргарет МидМаргарет Мид. Cornell Capa / MagnumВ отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых имитаций в препубертатном образовании, постпубертатное обучение в некоторых культурах строго стандартизировано и регулируется.Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения - отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную якорь в более широкой паутине его культуры. Начальный курс обучения обычно не включает практических предметов.Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, религии племен, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу посвящения, наиболее важной для их принадлежности к племени. В этой основной учебной программе религиозное обучение занимает самое видное место. .Конвенция о правах ребенка: версия для детей |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |