|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Мифы о воспитании детейМифы о воспитании детейМифы о воспитании детей Статью подготовила: Стрекалова Мария Александровна Педагог-психолог высшей категории г.Ростов-на-Дону МБДОУ № 261 «Сколько человека ни воспитывай, Почему я пишу о мифах. Мифы – это то, что остается даже тогда, когда проходит не просто время, проходят времена. Все меняется вокруг, но нечто остается неизменным, несмотря на то, что все вокруг уже давно изменилось. Это нечто неизменное и далеко не всегда помогающее жить в современном мире я называю «мифами» - крепко живущими в сознании представлениями о том, что уже давно не так, а может, никогда и не было именно так, просто казалось и почему-то верилось. Миф 1. Детей надо воспитывать Сей миф столь устойчив и незыблем в сознании многих родителей, что даже страшновато посягать на его разоблачение. Однако именно он, как мне кажется, как никакой другой, мешает счастливому детству и радостному родительству. Миф 2. Дети – это «недоразвитая копия взрослого» Часто взрослым кажется, что только потому, что ребенок маленького роста и не умеет делать некоторые из тех вещей, что умеют взрослые, то поэтому он всего лишь «недоделанный взрослый», которого просто нужно «доделать», желательно наилучшим способом. Поэтому дети – не маленькие взрослые, они просто другие, в чем-то более чувствительные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда успеют стать. Миф 3. Детей надо непременно постоянно контролировать. В основе этого мифа, как правило, лежит родительская тревога и неверие в позитивную структуру ребенка, в его способность управлять собой и окружающим миром. В способность, которая природой была заложена для того, чтобы дети росли и развивались, чтобы человек сохранился и выжил как биологический вид. Надо сильно покалечить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естественная программа самосохранения, и он направленно нанес себе вред. Но если с младенчества контролировать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он, конечно, отучиться делать это сам и передаст эту функцию родителям, которых однажды может не оказаться рядом.., и тогда неприятное происшествие вполне возможно. Что, к сожалению, только укрепит родителей в необходимости дальнейшего контроля, а на самом деле у ребенка просто не было шанса этому научиться и взять часть контроля на себя. Как правило, если малыша тотально не контролировать, то он начнет контролировать самого себя. Пока это делает кто-то извне, самому ребенку браться за это дело нет никакого смысла, а иногда просто трудно выиграть в этой войне за контроль, ведь «бой» идет с заведомо более сильным противником. К тому же в этой войне на самом деле победителей не будет. Миф 4. Детей обязательно усиленно развивать Это то, чем сейчас озабочена не одна молодая семья. Многие мамы имеют счастливую возможность быть дома со своими малышами и уделять им много внимания. Поэтому очень часто в их головах присутствует беспокойная мысль «достаточно ли я делаю для его развития». И часто, исходя из веяний моды или собственных нереализованных амбиций, совсем маленькому ребенку из лучших побуждений мамой предлагается усиленная программа по его развитию. И это замечательно, важно только знать, что в силу возрастных особенностей у ребенка есть время для того, чтобы развивать восприятие, и совсем другое время – для развития логики и произвольности (умения заниматься тем, что не очень интересно). Один возраст, когда полезно только много играть, щупать, кусать, смотреть. И совсем другой возраст, когда полезно считать и заучивать наизусть. В нашей стране, вероятно, из-за сверхценности образования, ранее развитие «ума» или интеллекта у ребенка возводится в абсолют. В результате чего у детей и логика не развивается в нужном объеме, и другие психические процессы отстают из-за того, что им в своем развитии совсем не было места. Если ребенку предоставлять широкие возможности для удовлетворения своего естественного интереса к жизни и окружающему, то он начнет прекрасно развиваться по заложенной в нем самой природой программе. Когда придет пора, он захочет и начнет учиться читать, рисовать, решать. Важно только поддерживать в нем этот интерес: покупать игрушки, книги, краски, интересоваться, записывать в хорошие кружки и секции к тем учителям, которые любят детей, а не свою учительскую позицию. Миф 5. Ребенку вредно делать, что захочет Нас всех воспитывали в эпоху развития в нашей стране коллективистской культуры, когда коллективные ценности были априори выше индивидуальных. «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»- лозунг тех времен был призван удерживать нас всех в рамках той коммунистической идеологии. И потому «думать о себе» было не только весьма зазорно, но даже опасно. Мы все выросли с большим словом «НАДО» за плечами. Оно «загибало» наши крылья, чтобы мы не могли взлететь, быть свободными и счастливыми, что так совпадало с политикой партии, заботливо направляющей наши силы на борьбу с империализмом, который продолжал загнивать, упорно «думая о себе». Некоторые родители так и говорят, очень тревожась за своих детей: «Если он будет делать только то, что ХОЧЕТ, он не станет делать то, что НАДО». Некоторые из них не знают, что произвольность как психическая функция обычно появляется у детей к 6-7 годам, и развивать ее раньше бессмысленно и, пожалуй, вредно. Что чем больше в жизни ребенка будет возможностей делать что-то из своего желания, а не долженствования, тем успешнее он будет в том, что выбрал сам. Что даже тогда, когда возраст произвольности уже наступил, делать то, что НАДО гораздо легче, если потом или до того есть время и место для того, что ХОЧЕТСЯ. Потому что наши желания – это большая часть нас самих, а, удовлетворяя свои истинные, подлинные желания мы обретаем смысл и энергию на то, чтобы жить дальше. Миф 6. На детей нельзя кричать Почему-то считается, что ребенок хрупок не только телесно, но и эмоционально. Тревожным взрослым часто кажется, что ребенок не в силах вынести чьих-то сильных эмоций и переживаний. Конечно, как любому человеку, ребенку совершенно не полезно жить в атмосфере «постоянно бушующих бурь». Постоянно воздействующий на ребенка стресс совсем не помогает ему развиваться и радоваться жизни. Но ограждать ребенка от любых стрессов – не лучшая родительская стратегия. Ребенку важно сталкиваться со всем спектром человеческих эмоций, в том числе и с теми, которые считаются в народе «негативными»: с гневом, который будет ему сигналом о том, что происходит что-то «не то», с грустью или обидой, когда мама уходит и это, действительно, очень грустно, с болью разочарования, горем потери. В детстве при поддержке любящих родителей пережить их будет проще, а опыт обращения с этими не всегда приятными эмоциями останется и поможет ребенку справляться с ними в дальнейшем. Миф 7. О плохих родителях Если посмотреть глазами инопланетянина на то, как живут вместе дети и их родители, то иногда может сложиться впечатление, что они ненавидят друг друга или, во всяком случае, плохо переносят взаимное существование. Может показаться, что постоянно приносят друг другу неприятности и разочарования, что не понимают, врут, часто раздражаются и намеренно делают жизнь друг друга совершенно невыносимой. Инопланетянину пришлось бы долго объяснять, что на самом деле, это – любовь. Что на самом деле они любят друг друга, как умеют, и вообще стараются все делать «как лучше». Что у этих родителей когда-то тоже были родители, которые тоже их воспитывали и тоже любили и старались. Что многие дети ни за какие сокровища мира не поменяли бы своих родителей на каких-то других. А родители, пока в своем уме и трезвой памяти, не отказались бы от детей. Что плохих родителей нет, есть тревожные, запутавшиеся, волнующиеся, любящие, ошибающиеся. Но плохих нет. Это миф, возникает в голове тех, кто, неодобрительно глядя вслед молодой растерянной мамаше, точно знает, как надо воспитывать ее уникального и неповторимого ребенка и совершенно не сомневается. На самом деле: Дети мудры, талантливы и способны вырасти счастливыми. Они, как и все люди на Земле хотят чувствовать безопасность, быть любимыми, получить признание, стать тем, кем могут стать только они. Дети пришли в это мир не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям и воплощать наши желания, а для того чтобы реализовать свои. Все они хотят совершить свои ошибки и прожить свою жизнь. Родители любят своих детей так, как умеют, но им часто кажется, что этого мало и вместо того, чтобы продолжать любить, они начинают их воспитывать. 7 мифов о воспитании детей, которые травмируют их психикуФразы-сигналы: «Я лучше знаю, что тебе нужно», «Когда сам станешь родителем, поймешь меня», «Делай, как я сказала». Воспитание с позиции «я – умный, а ты – дурак» не подойдет родителям, которые хотят воспитать успешную и жизнестойкую личность. А не человека, который не знает ни своих желаний, ни своих возможностей. Те дети, за которых родители уже сделали выбор на десятилетия вперед, во взрослом возрасте так и не понимают, чего они хотят. И к тому же не умеют распоряжаться собственным временем, так как этот навык не сформировался благодаря родителям-планировщикам. Часто взрослые, которые к 20-30-40 годам до сих пор не знают чего хотят, росли именно в таких семьях.
Как правильно?Начните с простого: психологи советуют давать детям ежедневно 2 часа свободного времени. Когда они предоставлены сами себе, они учатся занимать себя и анализировать себя. Повзрослев, такой ребенок к 15-16 годам начинает понимать, кем хочет стать. Конечно, без ошибок и набитых шишек не обойтись, но это нормально. Задавайте ему вопросы о будущем, интересуйтесь его жизнью, предоставляйте самостоятельность. И он действительно поймет, чего хочет в жизни. 3 мифа о воспитании детей: что мы делаем неправильноВоспитывая детей, мы чаще всего полагаемся на интуицию или нормы, принятые в обществе, но иногда все наши представления могут быть ошибочными. Чтобы правильно растить ребёнка, нужно смотреть на мир шире и действовать увереннее. А ещё — критически мыслить и отличать действительно хорошие методы воспитания от мифов. Миф № 1. Нужно как можно чаще хвалить ребёнкаРазумеется, ваш ребёнок особенный. И вы считаете совершенно нормальным постоянно говорить ему об этом, поэтому похвала в его адрес звучит по меньшей мере десять раз в день. Однако многочисленные исследования нейробиологов доказывают, что излишняя похвала может только навредить. Если ребёнку с младенчества внушают, что он умный и одарённый, он начинает верить в свою исключительность. Но загвоздка в том, что эта убеждённость совсем не гарантирует того, что он будет хорошо учиться. Напротив, захваливание ребёнка приводит к трудностям в учёбе. Хваля детей за то, что они умные, мы даём им понять, что самое главное — выглядеть умным и не рисковать, чтобы не допустить ошибок. Иными словами: дети, которых постоянно хвалят, перестают стараться, поэтому со временем фактически перестают быть умными. Они хотят лишь выглядеть таковыми, но не привыкли прилагать усилия, чтобы заслужить такой высокий статус. Зачем что-то делать, если тебя в любом случае считают одарённым? Вы спросите, что же делать? Неужели хвалить детей совсем не стоит? Ответ отрицательный. Хвалите на здоровье, но делайте это правильно. Хвалите детей за усердие и приложенные усилия, тогда они усвоят, что награда и успех зависят от них самих. Если же вы хвалите сына или дочь за то, что они просто умны, вы лишаете их возможности контролировать ситуацию. «Я умный, значит, мне не надо стараться. Если я начну что-то делать, все вокруг решат, что мне недостаёт природных данных. Если я не справлюсь с этой задачей, то все поймут, что я вовсе не умен». Таково мышление ребёнка, которого слишком много хвалят. Он не умеет переживать неудачи, сомневается в своих способностях. У него исчезает мотивация. Такие дети делают всё не ради собственного удовольствия и самого процесса, а только для того, чтобы их похвали. В конечном итоге они отстают от сверстников и теряют уверенность в себе. Миф № 2. Мой ребёнок никогда не врётВозможно, вы уверены, что ваш малыш никогда не врёт. А если и обманывает, то крайне редко. Мы раскроем вам глаза: абсолютно все дети обманывают. Это не хорошо и не плохо. Это всего лишь неотъемлемая часть развития ребёнка. И ещё одно открытие: чем больше вы пытаетесь отучить ребёнка от лжи, тем чаще он обманывает. Эти цифры вас удивят, но они подтверждены многолетними исследованиями учёных: четырёхлетние дети врут примерно один раз в два часа, а шестилетки — раз в час. 96% всех детей врут каждый день. Как же малыши приучаются ко лжи? И так ли она опасна, как нам порой кажется? Первая причина, по которой дети обманывают родителей, — желание скрыть провинность. Они с самого раннего возраста стараются избежать наказания, при этом не осознают, что за ложь тоже могут наказывать. Jamie Taylor/Unsplash.comПол Экман (Paul Ekman) из Калифорнийского университета — один из первых исследователей, который заинтересовался вопросом детской лжи. Он объясняет, как у детей формируется привычка к обману. Представьте такую ситуацию. Мама пообещала шестилетнему сыну, что в субботу они пойдут в зоопарк. Вернувшись домой, она посмотрела в ежедневник и поняла, что на субботу у них запланирован визит к врачу. Когда мальчик об этом узнал, он очень расстроился. Почему? В восприятии взрослых мама никого не обманула. Но ребёнок воспринял эту ситуацию как ложь. Мама его обманула. С детской точки зрения любое ошибочное утверждение воспринимается как ложь. То есть в глазах ребёнка мама неосознанно одобрила обман. Именно в таких ситуациях дети учатся обманывать. Они решают, что раз родители могут лгать, то им тоже можно. Но так ли страшна ложь? Исследования показывают, что привычка к обману в раннем возрасте вполне безобидна и в чём-то даже полезна. Дети, которые начинают врать в два-три года или в состоянии не выдавать себя к четырём-пяти годам, показывают лучшие результаты в академических тестах. Ложь связана с интеллектом, она развивает когнитивные способности, логику и память. Родителям не стоит яростно бороться с ней. Дети лишь к 11 годам начинают понимать, что ложь — это плохо. До этого возраста они уверены, что главная проблема лжи лишь в том, что за ней следует наказание. Если вы будете наказывать детей за ложь, вы добьётесь обратного эффекта. Они начнут ещё больше бояться наказаний, а следовательно — чаще врать. В конечном итоге это приведёт к тому, что дети так и не поймут, в чём истинная проблема лжи, не осознают, как она влияет на окружающих людей. Учёные выяснили, что малыши, которых наказывают за вранье, не лгут меньше. Они просто приучаются виртуозно врать и реже попадаются на лжи. Чтобы научить детей правильному отношению к обману, мы должны постоянно говорить им, что честность — это хорошо, то есть фокусироваться на положительной стороне. Миф № 3. Детей нужно ограждать от родительских ссор и выяснения отношенийМы ссоримся. В семье без этого не обойтись. Но многие из нас привыкли ограждать от конфликтов детей, считая, что это правильно. Однако это заблуждение. Не стоит скрывать от детей конструктивные конфликты, и вот почему. В одном исследовании учёные создавали искусственные ситуации, в которых родители ссорились на глазах у детей. Например, мама начинала высказывать претензии отцу по телефону, когда ребёнок находился в комнате. Michał Parzuchowski/Unsplash.comСразу же после разыгранной ситуации у детей измеряли уровень гормона стресса кортизола. Оказалось, когда дети присутствовали при родительской ссоре до конца и узнавали, чем всё закончилось, они реагировали очень спокойно, а уровень гормона стресса оставался в пределах нормы или сразу же понижался после удачного разрешения конфликта. «Мы экспериментировали с силой конфликта и накалом страстей, но эти факторы не имели никакого значения, — вспоминает один из учёных. — Даже после наблюдения бурной ссоры дети вели себя спокойно, если они видели концовку с примирением сторон». Всё это означает, что родители, которые стараются завершить ссоры, начавшиеся на глазах у детей, в другой комнате, совершают ошибку. Присутствие детей при конструктивных конфликтах родителей (без оскорблений) идёт им на пользу. Это развивает чувство защищённости, учит общаться и разрешать сложные ситуации. Если ребёнка полностью оградить от таких моментов, он не получит положительных примеров и так и не научится справляться с конфликтами во взрослой жизни. На этой неделе наши друзья — издательство «МИФ» — празднуют одиннадцатилетие. В честь такого события они приготовили немало подарков для читателей. Вы сможете получить легендарную книгу «Мифы воспитания» и книгу-квест «Находилки» с играми и весёлыми заданиями для любознательных малышей. Кроме того, вас ждут отличные скидки на книги для детей и родителей.Мифы в современном воспитании детейМы сегодня решили поговорить о некоторых мифах современного воспитания. Именно о некоторых, потому что их очень много. И сразу хочу сказать, что слово «миф» не обязательно означает что-то плохое. Мифы бывают охранительные. Вот, например, когда маленькому ребенку говорят, что его нашли в капусте, или что его купили в магазине, или что никогда ничего не случится, никогда не будет ни войны, ничего страшного, — это охранительные мифы, потому что, конечно же, его нашли не в капусте, и, конечно же, что-то в его жизни может случиться, и почти наверняка случится что-то страшное как со всеми людьми. Но в определенном возрасте, а именно в возрасте малолетнем необходимы такие охранительные мифы. Миф о сексуальном просвещенииЗачем ребенку знать как происходит зачатие? Вот сегодня многие считают, что это якобы нужно. Вот это уже разрушительный для психики миф, что якобы детям нужно прямо с малолетства знать всю правду о жизни, в том числе и о том, как они появились на свет. Вот это миф очень опасный. Тогда как только что я привела вам примеры охранительных, необходимых для маленького ребенка мифов. Миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, в том числе и о своем рождении, — это миф разрушительный. Но тогда было принято говорить, в начале 90‑х, что ребенок должен знать всю правду. Некоторые даже советовали включить в школьную программу рассказы Варлама Шаламова, его лагерные рассказы. В частности рассказы, где он повествует о том, как люди ели людей. Вот еще раз повторяю, что миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, очень опасен. Если уж говорить о лагере, то сначала ребенок должен узнать как люди, совершая нечеловеческие усилия, оставались людьми. А вот когда он будет взрослый, когда его душа будет уже достаточно прочная, он может узнать и о том, как некоторые люди, НЕКОТОРЫЕ, я подчеркиваю, переставали быть людьми. Вот тогда это будет ВСЯ правда, правда в объеме, понимаете? Вот интересно, что под «всей правдой» о жизни почему-то подразумевают вовсе не всю правду, а какую-то особенно страшную, гадкую сторону жизни. Вот так же как совершенно не нужно знать в детстве правду о зачатии. А зачем? Вот скажите, пожалуйста, столько столетий, а вернее сказать несколько тысячелетий, столько, сколько живет человечество (оно живет, если я не ошиаюсь, 7.5 тысячелетий от сотворения мира), детям говорили что-то мифологическое на тему о зачатии и рождении. Все было нормально, человеческий род продолжался. А вот сегодня, когда решили почему-то маленьким детям сообщать всю правду о деторождении, род человеческий пресекается. Ну, а кто у нас враг рода человеческого? Кто хочет пресечения рода человеческого? Его все знают. И вот люди, которые уверяют нас, что ребенок должен знать всю правду о своем зачатии и рождении; правду, которая была написана в экспериментальных учебниках (они появились 10 лет назад, когда наше Министерство Образования хотело внедрить урок сексуального просвещения), вот эта правда разрушительна для психики и нравственности ребенка. Ребенку не нужно это знать, особенно когда речь идет об отце и матери. Я скажу вам, что даже в подростковом возрасте, когда дети недавнего прошлого, те кто был детьми 20–30 лет назад, узнавали эту правду из какой-то брошюры, из подворотни, они никогда не делали перенос на своих родителей. Вот казалось, что подросток уже все знает на эту тему. Он знал все про всех остальных людей, про всех кроме папы и мамы. Отец и мать – это такая святыня для ребенка, что вот эту сторону из жизни он как бы вытесняет из общего знания о мужчинах и женщинах. И вот я помню, какой ужас я испытала, когда мне показали 10 лет назад экспериментальные программы и учебники секспросветовские, и там на первых страницах, буквально в первом классе детям должны были рассказывать про папу и маму именно. Не вообще про мужчину и женщину, а про папу и маму. Вот миф о том, что дети должны знать об этом всю правду, что якобы это их потом охранит от СПИДа и других заболеваний, — это миф чудовищный по своей разрушительности. Во-первых, никого еще это не охранило от дурных болезней. От дурных болезней хранит целомудрие, целомудренная жизнь и больше ничего. Тогда как вот эти ранние знания якобы для предотвращения заболевания, они напротив растормаживают раньше времени сферу влечения. И главное, они разрушают самое главное для человека чувство – чувство интимного стыда. Разрушение этого чувства влечет массу трагических последствий – мы это сейчас, к сожалению, видим на примере подростков, на примере молодежи, и даже на примере маленьких детей, родители которых, поверив в миф о необходимости раннего сексуального просвещения, из самых лучших побуждений стали своих детей просвещать: покупать всякие гадкие книжки. К сожалению, эти книжки лежат даже в магазине педагогической книги. Но никогда этих книг не покупайте. Миф об уроках здоровьяНу, еще один из мифов, который сегодня бытует, — что детей обязательно надо просвещать по части здоровья. И даже в некоторых школах уроки валеологии проводят. Ну, слово «валеология» уже себя дискредитировало, поэтому в некоторых школах слово «валеология» заменено другим названием таких уроков: «урок здоровья», «урок здорового образа жизни». Туда, к сожалению, тоже включают сведения по секспросвету. Но даже, если бы этого и не было (с этим мы уже разобрались), все равно, я хочу сказать, что ребенку очень вредно давать раньше времени какие-то сведения, касающиеся здоровья. А родители бывают очень рады, если узнают, что в школе такой урок. Они думают: «Вот как хорошо! Нам ведь говорят, что сейчас все дети больные, особенно школьники. Вот здорово! Забесплатно они будут знать как стать здоровыми. К врачам ходить не надо, деньги платить не надо, и вообще суетиться не надо на эту тему, дети все сами изучат на уроке». Вот это очень опасный миф. Дело в том, что чем больше ребенку сообщаешь о том, как быть здоровым, как должны работать здоровые органы: сердце, печень, кишки, — тем больше вероятности, что он заболеет каким-то из неврозов, которые входят в группу психосоматических неврозов. Есть такая большая группа неврозов, они называются психосоматические. Ну, знаете, в дореволюционной медицине, и это перешло в советскую медицину, была такая грубоватая шутка: «Все болезни от нервов, и только сифилис от любви». Так вот действительно, очень многие болезни происходят от нервов. И чем больше человек фиксирует свое внимание на здоровье, тем больше вероятность, что он заболеет. Вот посмотрите, что бывает на 3‑м курсе мединститута. Туда приходят отнюдь не дети! Туда приходят уже юноши и девушки, т.е. люди, кончившие школу. Следовательно, предмет нозологии, который преподают на 3‑м курсе, уже преподают как минимум 20-летним людям. А часто в медицинский институт идут не сразу после школы. Значит, там люди бывают и 23‑х, и 25‑и, и 27‑и лет! И что же бывает, когда проходят этот предмет нозологии? Так называемые, болезни 3‑го курса. А что такое болезни 3‑го курса? Это, когда, проходя этот предмет нозологии (а нозология – это наука о болезнях), все студенты находят у себя все болезни. Во-первых, это молодые, но взрослые люди, а во-вторых, это люди особого склада. Это люди, которые решили стать медиками. Это люди, которые не боятся ходить в анатомический театр, т.е. в морг. И даже они настолько мнительны, что в момент, когда они проходят этот предмет нозологии, то находят у себя сразу все болезни, будучи как правило совершенно здоровыми, молодыми здоровыми людьми. Что же говорить о детях 7‑и, 8‑и, 9‑и лет, которым начинают рассказывать о том, как правильно должен работать организм здорового человека? Особенно мальчикам это опасно, мальчики гораздо мнительнее, чем девочки. У мальчиков, не в обиду будет сказано мужчинам, которые тут сидят, вообще психика более хрупкая. Другое дело, что потом они научаются быть мужественными, ведь это нормальные люди, и получили нормальное воспитание. Они учатся быть защитниками слабых, защитниками своей семьи, защитниками Родины. Но изначально психика у мужчины очень тонкая. И мальчики потому очень мнительны. Я помню как к нам с Татьяной Львовной Шишовой привели на прием мальчика, который посетил несколько, буквально несколько уроков здоровья. Он, честно говоря, вообще перестал ходить в школу. А почему он перестал ходить в школу? Да по своей стеснительности. Потому что на одном из этих уроков, чуть ли не на первом или на втором, я сейчас уже не помню, ретивый педагог раздал анкеты ребятам. Их надо было заполнить. И там в частности был такой вопрос, который для нормального стыдливого ребенка, ну, является травмирующим. Он не хотел отвечать на вопрос «как работает его желудок». А если прийти в школу, надо эту анкету сдать заполненной. И он стал отказываться ходить в школу. Мама его привела и сказала: «Вы знаете!..» Мама уже все знала, видно, ей сказали какие-то ученые психологи. «Вы знаете, у ребенка у моего тяжелый школьный невроз!» Но когда я поняла в чем дело… Долго приходилось выяснять, мальчик стыдился и мне это сказать. Когда я поняла в чем дело, я сказала маме: «Поздравляю вас, у вас нормальный ребенок! У него нормально развито чувство стыдливости». Потому что то, что сегодня происходит, например, то, что говорится в рекламах каких-то новых лекарств, — это грубейшее нарушение чувства стыда. Когда рекламируются всякие средства от простатита, от запоров и поносов, от потливости ног – это грубейшее нарушение стыда. И вот нормальные люди страдают от этого. Так что еще поэтому «уроки здоровья» — очень вредны. Но вредны они и потому, что привлекают внимание к работе организма. А внимание ребенка не должно быть приковано к своему организму, если ребенок здоров. Вообще здоровьем ребенка должны заниматься врачи и родители, и больше никто. Особенно сам ребенок не должен в это лезть. И вот сегодня очень много такой психосоматики от тех реклам, о которых я сказала, потому что не просто ведь рекламируют какое-то новейшее достижение нашей фармакологии… Обычно говорят, что раньше это было доступно только Кремлю, или что это военная или космическая разработка. До этого же рассказывается о болезни, от которой немедленно излечит новое лекарство, и ребенок все это слышит. Перечисляются симптомы: тяжелая головная боль, сердцебиение, боли в кишечнике, — в зависимости от того, от чего призвано излечить это новейшее средство. И очень много психосоматических заболеваний. Так что даже без уроков здоровья всего этого полно, поэтому ни в коем случае не надо просвещать детей по поводу их здоровья. Поэтому еще раз хочу вам сказать, что повышенное внимание к своему здоровью, особенно когда это внимание требуется от детей, вредно для здоровья. Я вот еще хочу добавить, что есть такое психиатрическое заболевания – ипохондрИя. Оно настолько часто среди нецерковных стариков, что даже слово это вошло в быт, только с неправильным ударением. Говорят в быту обычно ипохОндрия, а человека такого называют ипохондрик – который интересуется лекарствами, болезнями, излечением, читает целыми днями всякие газеты и журналы, посвященные здоровью. Так вот, это совершенно нехарактерно всегда было для детей. Сегодня, когда такое усиленное внимание к здоровью, ипохондрики встречаются даже среди детей. Я уж не говорю о юношестве. Вы не представляете себе сколько совершенно здоровые юноши и девушки, начитавшись всяких глупостей в глянцевых журналах, тратят времени и денег на оздоровление. Это очень выгодно, конечно, для тех, кто занимается фармакологией, кто держит медицинские центры частные, но для нас это очень вредно. Поэтому мы не будем своих детей посвящать в области здоровья. И сами будем интересоваться этой проблемой минимально, потому что для нас, взрослых людей, это тоже очень вредно. Особенно вредно это людям, которые воспитаны в русской культуре, в России. А в России культура Православная, культурная база Православная даже у тех людей, которые далеки от церкви. Просто тут весь воздух такой. Так вот в России всегда принято было как можно раньше отвлекать внимание детей от всего, что связано с организмом. Это считалось неприличным. Вот если вы помните, то в хороших семьях даже ребенка учили громко не говорить о том, что он хочет на горшок. И находили для этого какие-то эвфемизмы, какие-то такие мягкие слова-замены (эвфемизм – это замена). И учили на ухо об этом говорить. И взрослым людям как-то неприлично было рассказывать друг другу, особенно за столом, об определенных отправлениях организма. Миф о давленииЕще один современный, очень, с моей точки зрения, вредный миф – это миф о том, как нельзя давить на ребенка. Наверно, многие из вас это слышали и продолжают слышать. «Не дави на ребенка – это очень вредно!» И даже сам ребенок уже набирается наглости и говорит родителям: «Не давите на меня, вы на меня давите!» Так вот, я хочу вам сказать, что миф о давлении, который хочется назвать бредом (это миф похожий на бред, потому что теперь бредят этим давлением, говорят: «Ни в коем случае нельзя давить на детей. Смотри, а то потеряешь контакт с ребенком!»), — вот это вреднейший миф. Смотрите, у нас и раньше говорили о давлении, но когда речь шла о давлении на психику, то так и говорили: «Не дави мне на психику», или «психологическое давление», то есть добавляли или прилагательное — «психологическое», или дополнение – «на психику», «не дави на психику». А сегодня как-то незаметно убрали и прилагательное, и дополнение, теперь просто говорят: «не дави на меня», «не дави на ребенка». А нам же хочется быть хорошими родителями, хорошими педагогами и просто хорошими людьми. Когда мы слышим, что мы давим на психику… Нет, просто давим; как раз не на психику, а давим; у нас появляется очень отрицательная ассоциация. Вот я вам привожу сейчас типичный пример манипуляции сознанием. Мы сразу представляем себе физическое давление, т.е. причинение боли. Что такое давление? Давление ассоциативно связано с причинением боли. Когда нам говорят: «Ты давишь на ребенка», мы сразу говорим: «Нет-нет-нет, что ты, я не давлю». А на самом-то деле, если разобраться, что такое нормальное воспитание? Если отбросить всю эту неприятную ассоциацию? Сплошное давление! Что такое отсутствие давления в воспитании? Это полное отсутствие воспитания. Потому что когда мы ребенку запрещаем дурное, в общем-то, мы оказываем на него давление, если разобраться. Другое дело, что совершенно необязательно это называть таким неприятным словом. Можно говорить, что мы воспитываем ребенка. Нормальное воспитание – оно состоит из массы запретов. Вообще, чем более развита культура у того или другого народа, тем больше в ней запретов. Вы не представляете себе сколько запретов, например, в культуре китайской. Вот это древняя культура, т.е. развитая культура, хотя языческая, но как языческая она очень развитая. Там одни сплошные запреты. В японской культуре полно запретов. Сегодня на диагностических приемах я сталкиваюсь с огромным количеством детей, на которых родители не давят, вот которые поверили в этот вреднейший миф о давлении и перестали воспитывать детей. А потом они сами не знают, что с ними делать. Думают, что это у них такие тяжело больные дети и надо идти к специалисту. А дети, многие из этих, были бы совершенно здоровыми, если бы родители их нормально воспитывали. Дело в том, что ребенок очень нервничает, когда взрослые не указывают ему, что можно, что нельзя. Ребенок любит, когда ему указывают на границы дозволенного. Причем он любить это может иногда в глубине души. Вот вы видите, что, когда ребенку что-то строго запрещаешь, он иногда дает негативную реакцию: плачет, топает ногами. Некоторые особо развинченные дети даже ложатся на пол, или бьются головой об пол, или об стенку. Но на самом деле в глубине души даже такие дети рады, когда им указывают, что можно, а что нельзя – на это и существуют взрослые. Я вам скажу что такое вот этот вреднейший миф о давлении. Кроме того, что это развинчивает психику; кроме того, что у этого ребенка обязательно будет психический срыв, когда он выйдет в более широкий социум, потому что… Ну, в семье худо-бедно можно еще это вынести, но в детском саду, а потом в школе никто не будет это терпеть. Этому ребенку быстро покажут его место. То есть родители закладывают такую мину, как психический срыв, когда они верят в этот миф о давлении и пытаются это реализовать в воспитании ребенка. А вернее это не воспитание, а расчеловечивание. Это к воспитанию уже никакого отношения не имеет. Они обрекают его на ненависть окружающих, своего ребенка. Потому что такого своевольного человека все будут ненавидеть. А главное ему очень резко запретят и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое. Но я вам скажу, какую еще опасность несет в себе этот миф. Я долго думала: зачем? Зачем так усиленно внедряется этот миф? И я догадалась, может быть потому, что я со своей общественной должностью директора института демографической безопасности, и я поэтому вынуждена думать о демографии. Это антидемографическая мера — это я поняла на примере западных детей. И там как раз на детей не давят, там им все разрешают. Вы понимаете? Если ребенка не воспитывать, то и с одним не знаешь куда деваться. Это в семье ад просто, особенно когда приходят гости, и этот ребенок хочет еще показаться незнакомым взрослым, вот тогда уже его родители не знают куда деваться от стыда, потому что они пригласили гостей все-таки не для того, чтоб они терпели крики со стороны ребенка, или требования заниматься только им. И гости не знают куда деться, и скорее всего они про себя решат, что в эту семью они больше не придут. Вот, так что это замечательное средство опустошения территории, потому что, если приходится столько и сил, и времени, и главное, нервов тратить на одного ребенка, потому что такие дети требуют обычно непрерывного внимания по отношению к себе со стороны взрослых, и за ними надо все время следить, потому что им же нельзя запретить, поэтому они все время делают что-то, что делать не только нехорошо, но и опасно для их здоровья и жизни, они норовят хватать то, что хватать нельзя, ну и так далее… Это дети, которые больны своеволием. Ну, так какой же второй ребенок, не говоря уж о третьем, четвертом и пятом? Какая многодетность, если родители поверят вот в этот миф о том, что на ребенка нельзя давить? Кроме того, вот это я тоже заметила, когда была в Западной Европе, родители охладевают к таким детям. Не только ребенок отдаляется от таких родителей при первой возможности, потому что ему же все можно; следовательно, ему можно пойти, когда он становится подростком с компанией, в том числе и на целую ночь; пойти на дискотеку, где творится Бог знает что; вообще делать все, что угодно, — ребенок отрывается от родителей. Вот опять приведу пример из Западной Европы. Мне позвонила моя знакомая немка, радиожурналист из города Баден-Баден. Вам, наверное, это известно хотя бы по Достоевскому, что такой есть город — Баден-Баден. Я ее спрашиваю: - Гизелла, ну как дела? Вот вы смеетесь, а это, к сожалению, вот такая уже, если можно так выразиться, патологическая норма западного воспитания. Вот до чего доводит этот миф о том, что на ребенка нельзя давить. Так вот, я поняла, что там не заводят детей еще и потому, что очень тяжело, когда тебе запрещают воспитывать ребенка, очень тяжело видеть, как он творит какое-то зло, что-то вредное для себя, а ты не имеешь права ему это запретить. И именно поэтому там очень часто родители охладевают к детям и с удовольствием разрешают им, как только это материально возможно, жить отдельно. Понимаете, ведь надо подморозить свое родительское сердце, чтобы оно не разорвалось от ужаса, когда ребенок вытворяет что-то ужасное, ну, например, курит марихуану, а ты не имеешь права ему это запретить. Так уж лучше и не переживать, а то действительно сердце разорвется. Так что это такая патологическая охранительная реакция – охлаждение к детям. Я, кстати, сегодня это вижу и в наших продвинутых семьях, где подросток или юноша стал наркоманом. Часто родители признаются мне в том, что они как-то к ребенку охладели. А как же не охладеть, если ты не можешь запереть дверь, если ты не можешь увести его насильно от этой дурной компании? То это естественная, хотя и, конечно, очень страшная патологическая в каком-то смысле, но охранительная реакция. Невозможно же смотреть, если у тебя сердце не подморожено, не покрыто охранительной коркой льда, невозможно на это смотреть спокойно. Но ты продвинутый человек, ты не хочешь быть несовременным. Тебе сказали, что ребенок делает свой выбор; что, конечно, твой долг его предупредить об опасности наркомании, но дальше он делает свой выбор… И как можно спокойно смотреть на то, что он делает свой выбор в сторону смерти, в сторону ранней могилы, если ты к нему относишься с любовью? Это невозможно. Это тоже антидемографическая мера. Во-первых, не хочется рожать второго, потому что и с одним невозможно справиться; а во-вторых, если так опасно растить ребенка (ведь ему запретить зло нельзя, а зла сейчас очень много, и зло очень соблазнительное часто бывает), лучше вообще его не иметь, чтобы с ума не сходить. Очень многие мифы сегодняшнего воспитания имеют антидемографический характер. Вообще планирование семьи, я хочу вам сказать, это не просто организация международная, которая имеет теперь массу отделений в нашей стране, к сожалению; и которая призвана сокращать рождаемость, пропагандируя аборты, контрацепцию, стерилизацию, и внедряя секспросвет. Нет, понятие планирования семьи гораздо более широкое. Вы посмотрите, компьютерные игры – разве это не планирование семьи? Все эти мальчишки, которые садятся за компьютерную игру, они не смогут уже стать, скорее всего, нормальными мужьями, нормальными отцами, вообще нормальными гражданами. Я уж не говорю, что они не смогут стать нормальными воинами. Это форма геноцида. Или игроманы. Игромании подвержены как правило не подростки, а более взрослые ребята: от юношеского возраста и до старости. Сегодня и очень пожилые люди некоторые становятся игроманами и уже не принадлежат себе. Но молодых таких масса. Всё, они тоже инвалиды. И ни один нарколог сегодня не знает, как вернуть их к нормальной жизни. Ни один. Многие мои знакомые наркологи говорят, что легче вылечить 100 наркоманов (хотя это очень трудно), чем одного игромана. И тоже очень часто родители думают: «Ну, что давить на него, он взрослый парень! Как на него давить?» Ну, пусть калечится, значит, лишь бы мы были современными людьми. Миф о партнерских отношенияхИ вот еще один миф очень распространенный и очень близкий к мифу о давлении – это миф о том, что с детьми надо вступать в партнерские отношения. Вы знаете, это я очень часто сегодня слышу и даже от православных родителей. Они как правило говорят об этом с гордостью: «У нас с ребенком равные отношения. Мы ему друзья. Мы не ведем себя как старшие. Мы ему говорим: ты сам знаешь как правильно, ты мудрый, ты мудрее нас». Но это же чушь! Как это ребенок может быть мудрее взрослого? Взрослый, конечно же, мудрее ребенка. Взрослый образованнее ребенка, взрослый социальнее ребенка, ну, в конце концов, он просто взрослый, он просто старше намного. Это миф очень фальшивый. Как мать может быть партнером своему ребенку, если она его носила в утробе? А потом кормила грудью? А потом кормила с ложечки? Вытирала ему задницу? Как она может быть ему партнером? Конечно, нет! Но, я хочу сказать, что я обратила внимание, этот миф очень соблазнителен именно для женщин. Женщины же боятся стареть, женщинам хочется быть вечно молодыми, а когда им внушают, что они должны быть друзьями, причем равными друзьями своему ребенку, у них создается иллюзия, что они вроде как дети, они вечно юные. Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях. То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда? Но есть и не настолько лежащее на поверхности очень вредное явление, которое происходит с детской психикой. Представьте себе, у детей, родители которых находятся с ними в партнерских отношениях, возникают патологические страхи. Вот почему они возникают. Ну, с одной стороны вы знаете, что теперь, если ребенок сидит у телевизора, да еще играет в компьютерные игры, да еще и проходит ОБЖ в школе, он знает, что нет ничего опаснее, чем жизнь. Жизнь вся стоит из одних опасностей, она вся агрессивна, и агрессия эта направлена на него – маленького, беззащитного, слабого человека. А почему он чувствует себя беззащитным? Именно потому, что папа и мама (и другие взрослые иногда) вступают с ним в партнерские отношения. Он же не понимает, что это современная мода. Он думает, что его родители слабаки, если они ему говорят: «Мы ничего не знаем, ты мудрее нас». Если мама выясняет с мальчиком какую часть пряника она имела право съесть, а за другую половину просит прощения, ребенок-то думает, что родители не защитят его ни от чего, они такие же как он, они равные ему, а он не может себя ни от чего защитить. Так что вот еще какие неочевидные явления вредоносные возникают от партнерского воспитания. Воспитание должно быть в хорошем смысле слова авторитарным. Кто не авторитет, тот не защита. Кто не авторитет, тот вообще не может воспитывать ребенка. Поэтому, не исключая дружеские отношения… А почему не может быть старший друг? Родитель? Или учитель? Конечно, он друг! Не исключая дружеские отношения, обязательно родители должны быть на пьедестале; как и учителя, они должны возвышаться над ребенком. Он должен знать, что они гораздо умнее, гораздо мудрее, они гораздо образованнее, и поэтому они имеют право учить его жить. И должны. Они для этого и предназначены. О слове «воспитание»Вот, кстати, очень интересно, что значит слово «воспитание» по-русски. Знаете, слова очень часто подсказывают нам что-то. Вот также слово «воспитание». Сегодня этот миф не декларируется, но он как-то принят уже большинством населения, что воспитание – это неотступно следить за ребенком, это его хорошо кормить, хорошо одевать, в общем давать ему все. А на самом-то деле давайте вдумаемся в смысл слова «воспитание». Что такое приставка «вос-»? Как правило в русском языке эта приставка означает вектор, направленный вверх: вос-хождение, воз-несение, вос-стание. Даже слово «возглас» означает звук, направленный к небу, т.е. вверх – вот что такое «возглас». А что такое «воспитание» значит? Это питание верха, а не питание низа. Это питание души. Души, которая должна восходить. Вот что такое «воспитание»! Смотрите, как русский язык показывает нам правильный вектор детоводительства. Воспитание – это восхождение души. Вернее, это такое детоводительство, которое способствует восхождению и возвышению души. И об этом надо помнить. Стенограмма лекции психолога Ирины Медведевой. Популярные мифы о правильном воспитании детей – Развитие ребенка
Существует множество стереотипов по поводу воспитания ребенка. Молодые родители постоянно слышат их от друзей, своих родителей, по телевидению и т. д. Возможно, сто лет назад они и имели что-то общее с реальностью, но сейчас они окончательно устарели. Рассмотрим подробнее некоторые из них, чтобы вы могли отличить факты от вымыслов и не волноваться о ложных постулатах в воспитании и уходе за ребенком. Миф 1. Если брать ребенка на руки каждый раз, когда он плачет, вы его испортите Правда. Вы не можете испортить новорожденного. Если ребенок успокаивается, когда вы берете его на руки, – это нужно делать. Более того, малышу необходима уверенность в том, что родители рядом и всегда придут на помощь. Первые полгода жизни основной его задачей является развитие уверенности в том, что окружающий мир позаботится о нем. Если он плачет и никто не берет его на руки, он не доверяет миру. Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему нужно будет усвоить то, что он способен выжить без посторонней помощи – хотя бы несколько минут. Поэтому нужно на некоторое время оставлять его одного. Не беспокойтесь: хотя ребенок может при этом кричать, он знает, что вы рядом. Миф 2. Употребление сахара приводит к гиперактивности ребенка Правда. Ваш ребенок может любить сладости и при этом быть непоседливым. И, хотя вы связываете эти факты друг с другом, взаимосвязь между употреблением сахара и активностью детей научно не установлена. Любой продукт питания, повышающий уровень сахара в крови (например, помидоры или леденцы), приводит к выделению адреналина, который, в свою очередь, вызывает прилив энергии. Клетчатка смягчает этот эффект, и ребенок остается спокойным. Но большинство сладостей не содержит клетчатки, и поэтому ребенок становится гиперактивным. Как видим, сахар не является этому прямой причиной. Поэтому, если малыш слишком энергичен, включите в его рацион продукты, богатые клетчаткой (например, яблоки), и можете не ограничивать его в употреблении сахара. Миф 3. Поведение ребенка в двухлетнем возрасте ужасно Правда. Двухлетний возраст, а точнее, период между 18 и 30 месяцами кажется ужасным только тем, кто к этому не готов. Малыш в этом возрасте упрям, любит спорить, часто впадает в истерики. Естественно, родителям бывает трудно справиться с таким поведением. Но если вы сможете разглядеть позитивные стороны данного возраста и научитесь справляться с поведением ребенка, и вы, и он сможете с пользой пройти этот этап развития. В данном возрасте ребенок начинает стремиться к самостоятельности и независимости. Если вы хотите, чтобы он осознал свое «я», позвольте ему проявить самостоятельность. Чтобы вы могли справиться с ребенком в этот период, установите ему четкие границы, давайте выбор («Какую пижаму ты сегодня хочешь надеть – красную или синюю?»). По возможности избегайте ситуаций, когда вам приходится подавлять бунт ребенка. Например, если он не любит ходить с вами в магазин и устраивает из-за этого истерики, запланируйте покупки на день, когда супруг будет дома и сможет присмотреть за ребенком. Миф 4. Нельзя говорить ребенку: «Я твоя мать, и ты должен делать так, как я тебе говорю!» Правда. Эта фраза – распространенный способ закончить пререкания ребенка. Но следует аргументировано объяснять малышу, почему он должен поступать определенным образом. Например, если он не хочет ложиться спать, объясните ему, что дети должны спать, чтобы расти. Малыш продолжает спорить с вами и настаивать на своем? Вы не обязаны больше доказывать свою правоту. В таком случае можно закончить спор фразой: «Потому что я твоя мама». Можете использовать более современный её вариант: «Потому что я – мать, а ты – ребенок, и мы уже всё обсудили по этому вопросу». Миф 5. Нельзя задабривать малыша Правда. Задабривание ребенка – почти всегда плохая идея. Но если в 98 % случаев это плохо, то в отдельных ситуациях к этой уловке можно прибегнуть. Например, когда вы хотите, чтобы 5-летняя дочь спокойно сидела во время свадьбы своей сестры, можно пообещать купить ей куклу в конце дня. Если посмотреть на ситуацию с практической точки зрения, задабривание ребенка стоит нам денег и дает краткосрочный эффект. Более того, вы вряд ли хотите, чтобы малыш вел себя хорошо только в тех случаях, когда ему это выгодно. Миф 6. Дети, которые раньше других учатся ходить, более развиты умственно, чем их сверстники Правда. Если ребенок рано научился ходить или говорить – это не дает особого преимущества в старшем возрасте. При этом справедливо обратное утверждение: если у ребенка слишком поздно развиваются данные навыки, в дальнейшем его развитие также может идти медленными темпами. Ученые утверждают, что ходьба и речь – это наиболее заметные, но не единственные показатели развития: нельзя научиться ходить, перед этим не научившись ползать, и нельзя научиться говорить, не развив перед этим речевой аппарат. Оба навыка требуют развития нервной системы и никак не связаны с интеллектом. Миф 7. Вы можете полагаться на материнский инстинкт Правда. Не всегда. То, что мы привыкли называть материнским инстинктом, точнее можно назвать беспокойством матери за ребенка. Сколько раз на работе вы беспокоились о том, что с ребенком что-то случилось? Сколько раз вы проверяли, не звонил ли вам супруг, оставшийся дома с ребенком? Матерям свойственно беспокоиться о своих детях. Но это не значит, что не стоит прислушиваться к своему внутреннему голосу. Каждый из нас в той или иной степени обладает интуицией. И мы не можем к ней прислушаться, испытывая беспокойство или панику. Чтобы услышать свой внутренний голос, нам, прежде всего, следует успокоиться. Миф 8. Если не наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз, он станет неконтролируемым Правда. Наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз просто невозможно. Существует большое количество факторов, провоцирующих плохое поведение, поэтому наказывать его каждый раз было бы нерассудительно. Главное, чтобы ребенок понимал, когда ему стоит остановиться, и адекватно реагировал на ваши замечания. Не каждое непослушание малыша должно быть наказано. Будьте гибкими в своем поведении. Например, вчера вас раздражало то, что ребенок шумит в доме, и вы сказали ему вести себя тихо. Сегодня вы относитесь к этому спокойно, поэтому можно дать малышу возможность выплеснуть свою энергию. Но если вы запрещаете ему делать что-либо, он должен это понимать и принимать правила. Миф 9. В трехлетнем возрасте мозг ребенка достаточно развит для жизни Правда. В течение первых трех лет жизни развиваются такие необходимые для выживания навыки, как зрение и речь. А более сложные навыки (например, умение играть на пианино или знание иностранных языков) в этом возрасте еще не могут быть развиты. Как утверждают ученые, на протяжении всего детства и даже ранней юности у ребенка формируются и развиваются новые участки мозга. Поэтому юноши, например, могут мыслить абстрактно, а двухлетние дети – нет. Если вы хотите максимально развить мозг своего ребенка, не используйте для этого электронные устройства, а обратите внимание на то, чем интересуется малыш. Двухлетние дети интересуются всем, что их окружает. Например, во время прогулки вы можете рассказывать ему занимательные факты из области биологии. Когда ребенок учит цифры, играйте с ним в игры во время похода в супермаркет. Например, попросите его найти цифру 9 на ценниках. Обращайте внимание на интересы ребенка – так вы сможете мотивировать его к дальнейшему развитию. Миф 10. Окружающий мир опасен, и ребенок постоянно нуждается в защите Правда. Чрезмерная опека приносит больше вреда, чем пользы. Большинство наших страхов преувеличено. Статистика свидетельствует о том, что похищение детей и разные трагедии происходят довольно редко. Вред от чрезмерной опеки заключается в том, что ваше беспокойство и страхи передаются детям. И когда они испытывают постоянную тревогу, это мешает им развить свой потенциал. Следует различать беспокойство и меры предосторожности. Конечно, важно следить за тем, чтобы ребенок надевал шлем, когда катается на велосипеде, или учить его правилам поведения на дороге. Но вместо того, чтобы проявлять чрезмерную опеку, научите малыша заботиться о себе. Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок. Ссылки по теме: Мир ОК Вконтакте Развитие ребенка Мифы о воспитании детей - Мудрость жизниКак известно, большинство людей считают себя компетентными в двух областях – это здоровье и воспитание детей. Однако что касается последнего, то, как выяснилось, мы часто оказываемся во власти заблуждений. Каковы же самые распространенные мифы на "детскую" тему? Рассказывая детям о полезной пище, проще заставить их ее съесть.Оказывается, делать этого не следует: вы можете достичь совершенно противоположного эффекта! К такому выводу пришли совсем недавно исследователи из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США). Ученые набирали две группы детей в возрасте от трех до пяти лет. Всем ребятишкам рассказывали историю о девушке, которая ела крекеры или морковь. Но при этом в деталях история различалась: так, первой группе говорили, что указанные продукты принесли героине конкретную пользу – сделали ее сильнее или помогли научиться считать. Второй группе о пользе крекеров или моркови не сообщали. Затем малышам предлагали отведать тех продуктов, о которых говорилось в сказке. В итоге те, кто не знал об их преимуществах, съели больше, чем те, кому их "рекламировали".
Как же объяснить этот парадокс? С раннего детства нас приучают к тому, что лекарства часто бывают горькими и неприятными на вкус. Поэтому, услышав о пользе того или иного продукта, ребенок подсознательно ожидает, что пища окажется невкусной. И она действительно кажется ему не такой уж вкусной – по крайней мере не настолько, чтобы съесть ее в большом количестве…Поэтому лучше давать детям еду без каких-либо комментариев или же рассказывать им только о том, какая она вкусная, но никак не о ее пользе для здоровья или ума, советуют эксперты. Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в "группы развития", подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков. Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд. "Цивилизованный" развод меньше травмирует детскую психику.Считается, что если в процессе развода и после него супруги стараются хотя бы внешне сохранять дружеские отношения, то их расставание менее болезненно для детей. То, что это не так и развод родителей в любом случае травматичен для ребенка, недавно доказала команда специалистов из университета Индианы во главе с доктором Джонатаном Бекмайером.
Исследование охватывало 270 жителей одного из американских штатов, которые развелись или расстались в период с 1998 по 2004 годы и приняли участие в программе "совместное воспитание детей после развода". Во время опроса 31% добровольцев охарактеризовал свои отношения с бывшим супругом или супругой как "кооперативные и цивилизованные", 45% назвали их "умеренно дружескими" и включающими редкие конфликтные ситуации, и, наконец, 24% заявили, что их взаимодействие друг с другом после разрыва было "редким, но конфликтным". Затем ученые попросили участников исследования рассказать, как развод отразился на детях, возраст которых на тот момент составлял в среднем восемь лет. Выяснилось, что дети, чьи родители развелись, впоследствии чаще других имели сложности с поведением и успеваемостью, страдали от повышенной тревожности, депрессий и наркотической зависимости. Причем это никак не зависело от того, как складывались отношения родителей в период развода и после него. То есть оказалось, что стремление сохранять хорошие отношения с экс-спутником жизни не оказывает никакого влияния на то, как чувствуют себя дети. Влияние оказывает лишь сам факт того, что родители расстались. Если ребенка приучают употреблять спиртное под контролем взрослых, в дальнейшей жизни он будет застрахован от алкоголизма. Увы, специалисты из Национального исследовательского центра по вопросам наркомании и алкоголизма в Австралии выяснили, что такая практика приводит к обратным результатам. К 16 годам подростки, чьи родители разрешали им в более раннем возрасте пить спиртные напитки в небольших количествах, втрое чаще начинали испытывать зависимость от алкоголя, в отличие от своих сверстников, которым употреблять спиртное вообще не разрешалось. Если юноша или девушка не распробовали вкус спиртного еще в детстве, при попустительстве родителей, то шансы на то, что им захочется неумеренно пить в 16-18 лет, значительно снижаются, доказали ученые. Нередко приходится наблюдать, как взрослые наливают ребенку младшего школьного возраста по "чуть-чуть" на донышко бокала, чтобы он мог чокнуться с соседями по застолью… С годами дозы растут, и в 13-14 лет "чуть-чуть" превращается в целую рюмку. И вот уже, заметив на столе оставленную взрослыми начатую бутылку, подросток наливает себе оттуда сам… "Употребление подростками алкоголя чревато травмами, заболеваниями, передающимися половым путем, развитием зависимости от алкоголя и, как следствие, изменениями функций головного мозга, – пугает Маттик. – Поэтому мы советуем подросткам избегать алкоголя как можно дольше". 14 удивительных мифов о отцовствеперейти к содержаниюВерхняя навигацияИсследоватьМеню профиляВаш счет Вниз треугольник .мифов и фактов о воспитании детей: NPRЧто другие культуры могут рассказать нам о воспитании детей? Незападные общества могут многому нас научить, от снижения стресса, связанного с воспитанием детей, до воспитания более независимых детей. LULU GARCIA-NAVARRO, ХОЗЯИН: Хорошо, родители, бабушки и дедушки. Послушай. Мы хотим развеять некоторые из самых больших мифов о воспитании детей. Сегодня NPR начинает серию под названием «Как вырастить человека».В течение следующего месяца мы внимательно рассмотрим советы, которые дают родителям. И мы будем искать по всему миру идеи, которые упростят воспитание детей. Мишель Дуклефф из NPR здесь, чтобы рассказать нам больше о сериале. МИХАЛИН ДОУКЛЬФ, ПОДПИСКА: Спасибо, Лулу. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Я очень взволнован этой серией, понимаете? Когда у меня родилась дочь, я купил книги для родителей. Я даже вроде заплатил подписку на кучу видео на YouTube. Предполагалось, что он интерпретирует звуки, которые издает вам ваш ребенок, чтобы вы могли понять, хочет ли он еды или они хотят спать.Я уверен, что вы здесь, чтобы сказать мне, что я зря потратил деньги. ДУКЛЬФ: Может быть. (СМЕХ) DOUCLEFF: Во-первых, многие из этих книг и видео, вы знаете, действительно утверждают, что они основаны на науке. Но, должен сказать, многое из этого - чушь. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Ага. ДУКЛЬФ: Но нам всем нужен совет, понимаете? ГАРСИЯ-НАВАРРО: Нам всем нужен совет. И, очевидно, ты так уязвим, когда у тебя есть ребенок.Вы боитесь. Вы не знаете, что делать. Так на чем основан этот материал? DOUCLEFF: Вы знаете, это основано на опыте людей. Но некоторые из них на самом деле основаны на старых, старых советах. Итак, если вы посмотрите на историю книг для родителей, вы увидите, что советы как бы перерабатываются снова и снова, немного изменяются в соответствии с модой того времени. Так, например, идея о том, что младенцы должны кормиться в определенное время - это из 1700-х годов. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Ладно.Так что это старый совет, который постоянно повторяют на протяжении веков. Но обязательно ли это плохой совет? DOUCLEFF: Нет, это не так - я здесь не для того, чтобы говорить, что это плохой совет. Но в этих родительских книгах и от экспертов есть большая дыра. И это то, что этот совет почти полностью основан на западном опыте, западной культуре. И если вы посмотрите на мир, есть много других способов сделать что-то. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Ну, я, конечно, знаю это, поскольку жил в других местах и испытал другие культуры.И что меня действительно удивило, так это то, что есть так много способов сделать это. И есть действительно отличные способы сделать это. Приведите пример. DOUCLEFF: Так, например, в нашей культуре сейчас действительно существует идея, что воспитание - это стресс, и мы все в стрессе. Оказывается, не все матери в каждой культуре так думают. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Хорошо. Убедить меня. DOUCLEFF: Хорошо. Группа исследователей десятилетиями изучала семьи майя, потому что их очень заинтриговала идея о том, что дети очень полезны по дому.И они хотели выяснить, что делают родители, чтобы дети были такими полезными. Итак, в одной из историй этой серии я спустился на Юкатан и провел некоторое время с некоторыми семьями майя. И сразу меня поразили эти мамы. Многие из них воспитывают четверых или пятерых детей. Они делают всю работу по дому. Они помогают в бизнесе, значит, тоже работают. И они совершенно не казались напряженными. И я спросила их: вы думаете, что быть матерью - это стресс? И первая женщина, типа, посмотрела на меня, как на инопланетянина.Она такая, что? Почему материнство вызывает стресс? И я подумал, о боже. Расскажи мне свои секреты (смех). ГАРСИЯ-НАВАРРО: И как им это удается? В чем заключались их секреты? DOUCLEFF: Ну, вы знаете, совершенно другая культура. Но некоторые антропологи указывают на несколько вещей. Итак, во-первых, у них действительно иное мнение о детях и о цели воспитания. Итак, в нашей культуре мы думаем, что многое связано с контролем.Либо мы контролируем детей, либо дети контролируют нас. Но майя видят это совершенно иначе. Они видят в воспитании детей это партнерство и сотрудничество, так что они работают вместе с ребенком для достижения какой-то цели. Позвольте мне привести вам пример. Итак, у меня есть маленькая двухлетняя Розмари (ph), и мне очень трудно заставить ее надеть свою одежду. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Очень распространенная проблема. ДУКЛЬФ: Да. Я склонен кричать на нее об этом.Обуви. Мы должны выйти из дома. Но мама майя подошла к этому с более совместной точки зрения. Итак, вроде, эй, мы идем на пляж. Ты хочешь приехать? Если хочешь приехать, тебе нужно одеться. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Так что, если Розмари тогда скажет, как это случилось с моей дочерью, я просто не буду этого делать, мама? ДУКЛЬФ: Да. Ну, тогда мама майя просто отвезла ребенка к соседке или тете и сказала: «Хорошо». Я собираюсь провести день на пляже одна.Не беспокойтесь (смех). На самом деле это поднимает второй аспект родительского стиля майя, который действительно отличается от нашего. И это идея, что мама майя не заперта в коробке. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Не застрял в коробке. Что это значит? DOUCLEFF: Итак, в нашей культуре существует идея, что идеальная вещь для детей - это, например, домохозяйка, которая сосредотачивает свое внимание на детях. На практике это заканчивается тем, что мама застряла в коробке, в квартире в городе, в большом доме в пригороде.Но если вы посмотрите на мир, то увидите, что отношения между родителями и детьми развивались совсем не так и не так, как воспитывали детей на протяжении сотен тысяч лет. Вместо этого детей воспитывает целый ряд людей - бабушки, тети, любопытные соседи. И поэтому то, что мы делаем, на самом деле очень странно и, возможно, возможно, является одной из самых нетрадиционных форм семьи, которые существовали. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Вау. Итак, я думаю, что вывод в этот День матери ... DOUCLEFF: Выйди из коробки. ГАРСИЯ-НАВАРРО: Выйди из коробки. Это научный корреспондент NPR Микаэлин Дуклефф. Мы с нетерпением ждем ваших историй. DOUCLEFF: Спасибо, Лулу. (ЗВУК МУЗЫКИ) Авторские права © 2018 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений на нашем веб-сайте www.npr.org для получения дополнительной информации. транскриптов NPR создаются в срочном порядке Verb8tm, Inc., подрядчиком NPR, и производятся с использованием патентованного процесса транскрипции, разработанного NPR.Этот текст может быть не в окончательной форме и может быть обновлен или изменен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Авторитетной записью программирования NPR является аудиозапись. .мифов о хорошем воспитании | PURPLECrying.info1. Быть хорошим родителем - значит жертвовать своими потребностями ради ребенка. Неверно - Дети должны видеть баланс заботы о других и о себе. Мы тратим много времени и энергии на то, чтобы учить наших маленьких детей «вести себя как большие дети» и делать что-то самостоятельно. Навыки самообслуживания, такие как самостоятельное питание, самостоятельное пользование туалетом и одевание, чрезвычайно важны для американских семей, потому что наша культура высоко ценит независимость.Если мы согласны с нашими культурными представлениями о том, что значит быть зрелым, ответственным и самостоятельным во взрослом возрасте, то мы, вероятно, захотим иметь эти качества в наших детях - обучение их навыкам самообслуживания является первым шагом на этом пути. Может быть трудно воспитать в детях уверенность в том, что они могут делать что-то самостоятельно, потому что дети начинаются как младенцы, которые полностью зависят от своих родителей. В каком-то смысле детство - это процесс обучения следующее поколение тому, как перейти от полной зависимости от своих опекунов к самостоятельной самостоятельности.Дети быстро учатся, наблюдая за окружающим миром и подражая им, поэтому один из самых простых способов научить их - моделировать навыки, которые вы имеете в виду. Да, важно, чтобы мы демонстрировали щедрость, смирение и самопожертвование для наших детей, но также важно, чтобы они знали, как позаботиться о себе, а это значит, что показать им, что мы тоже можем это сделать. Ваш ребенок должен увидеть пример того, как уравновесить потребности близких со своими собственными потребностями - а не полную уступку одного в пользу другого - поэтому, когда вам нужно сделать перерыв, сделайте это и знайте, что вы начать учить ребенка важности заботы о себе. 2. Неважно, проявляете ли вы свои эмоции рядом с младенцем, они все равно слишком малы, чтобы их понять. Неверно - Эмоции, которые вы показываете, имеют значение для вашего ребенка. Дети очень просто реагируют на выражения лица с самого рождения, и с тех пор они становятся все более и более опытными в понимании того, что они видят на вашем лице. В течение первых нескольких месяцев младенцы начнут искать у своих опекунов подсказки о том, как им следует реагировать на окружающий мир - это называется социальной референцией - они используют свои социальные отношения как ориентиры для понимания того, что они видят. «В течение первых нескольких месяцев младенцы начнут искать у своих опекунов Когда двухлетний ребенок падает на детской площадке, он почти всегда смотрит на своего опекуна, прежде чем заплакать. Если смотритель выглядит обеспокоенным или задыхается, ребенок, скорее всего, заплачет независимо от того, ранен ли он. В этом примере ребенок понимает, что вздох и озабоченный взгляд означают, что произошло что-то тревожное, поэтому он реагирует на приведенный пример.То же самое верно и для более базового уровня младенцев: они будут улыбаться, когда им улыбнутся, задолго до того, как они поймут, что означает улыбка, и они будут плакать, когда увидят, что другой ребенок плачет таким же образом. Маленькие дети могут не понимать, что происходит, когда они видят, что вы хмуритесь или плачете, но они отреагируют на это, и в течение первых 12-18 месяцев они поймут, что вы несчастливы (хотя пройдет гораздо больше времени, прежде чем они поймите, почему вы расстроены).Важно, чтобы дети видели вас грустными и расстроенными, потому что эти эмоции - нормальная и здоровая часть человеческого опыта, но что им особенно нужно в молодом возрасте, так это увидеть, что вы тоже можете оправиться от этих эмоций. Также важно показать им глубокий вдох, объятия и улыбку, которые улучшают самочувствие. Социальные ссылки - это ранний шаг в развитии эмпатии - заботы о чувствах других и отношения к ним - и важный фактор, который родители должны учитывать при принятии решения, как показать свои эмоции. 3. Родители, которые оставляют своего плачущего ребенка в покое, создают проблемы с отказом от него. Ложь - Младенцы не получают эмоциональных травм, когда их опекуны оставляют их на короткий период времени. Бедствие, которое вы слышите, когда уходите из поля зрения ребенка, может быть вызвано тем, что ребенок не понимает, что вы все еще рядом, даже если он вас не видит. Осознание того, что вещи, которые находятся вне поля зрения, все еще существуют, называется постоянством объектов, и детям требуется около 8-10 месяцев, чтобы добраться до них.Раньше для опекуна было бы очень неприятно уйти, потому что ребенок думает, что они ушли навсегда. Даже если младенцы поймут, что вы вернетесь и не исчезли таинственным образом в тумане, когда вы выходите из комнаты, они все равно могут плакать от страха разлуки. «Бедствие, которое вы слышите, когда покидаете поле зрения ребенка, возможно, потому что Этот стресс является нормальным и здоровым явлением и является одним из способов, с помощью которого психологи измеряют прочность отношений между родителем и младенцем - младенцы должны быть немного грустны, когда их опекуны уходят.Они также должны быть счастливы, когда возвращаются их опекуны, и это самая важная часть: младенцы должны практиковаться, наблюдая, как их опекуны уходят, и заставлять их возвращаться через короткие промежутки времени. Воссоединение, которое происходит, когда родитель возвращается к ребенку, обнадеживает и начинает укреплять идею о том, что, хотя родителям неизбежно придется время от времени уезжать, они всегда возвращаются. И постоянство объекта, и тревога разлуки - это нормальные процессы развития, которые заканчиваются в течение первых двух лет для большинства семей, и практика кратковременных разлук - хороший способ помочь младенцам обрести уверенность в том, что их близкие всегда вернутся к ним. .5 мифов о воспитании детейМЕНЮ
|
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |