|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Коррекционно развивающие технологии обучения детей с овз«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ » | Статья ( класс) на тему:«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ » Шиляева Н.Г. Воспитатель ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья» При работе с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и воспитанника. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение ребёнка , вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи ребёнка. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. « Без творчества нет педагога-мастера.» - эту фразу я запомнила и записала для себя из выступления Холодовой Е.А. В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений, и активизацию их познавательных процессов. Ребёнок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки повседневной жизни. Коррекционно- развивающие технологии, применяемые мной содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами воспитания ,что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, а следовательно, сама деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Используя разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Сделала для себя вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркая наглядность , занимательность. «Учить играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Я часто во время бесед использую метод презентаций, как способ эффектно и современно давать воспитанникам нужную информацию. Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса значительно повышающего его качество, делают его более современным разнообразным и насыщенным. Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная школа . Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны. Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации . Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем. Четыре девочки из группы посещают кружок оригами. С каждым годом количество детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы такие, как логоневроз, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушения внимания, плохая память и другие проблемы неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния детей помогает использование в ходе занятий здоровье-сберегающих технологий. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от моей работы тоже. Поэтому на занятиях использую пальчиковую гимнастику; гимнастику для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно - психические процессы, релаксирующие упражнения. Регулярно провожу подвижные игры с детьми и спортивные соревнования. При выполнении заданий ребенку оказываю необходимую помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Статья "Корекционно-развивающие технологии в системе работы воспитателя с детьми с ОВЗ"Коррекционно–развивающие технологии в системе работы воспитателя с детьми с ОВЗ В данной статье говориться о том, что современному педагогу необходимо в своей педагогической деятельности научиться использовать научно разработанные образовательные технологии, и разрабатывать индивидуальные технологии, связанные с особенностями личности самого разработчика. Ключевые слова: внедрение новых технологий, мультимедийные презентации, интеграция. This article states that the teacher must be modern in its educational activities to learn to use the scientific and educational technologies developed, and developed individual technologies associated with personality characteristics of the develoher. Keywords: introduction of new technologies, multimedia presentations, integration. Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов. Информационно- коммуникативные технологии являются составляющей образовательного процесса в ДОУ. Использование ИКТ в обучении дошкольников, помогает им ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, осваивать практические способы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технологических средств. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность детей. Важное значение приобретает использование ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, т.к. дети данной категории имеют ряд особенностей в физическом и психическом развитии. В результате нашей работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дети стали активнее, повысился интереса к достижению своих результатов. ИКТ позволяет: - увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; - использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и улучшению запоминания материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; -одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации; - использование анимации и вставки видеофрагментов, показ динамических процессов; - с помощью компьютера можно смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни; -использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное; -высокая динамика занятия способствует усвоению материала, развитию памяти, воображению, творчества детей; -занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Наша задача состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности ребенка, способствует его умственному развитию. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении ведется работа по усовершенствованию наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаем индивидуальные программы развития. Все это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Изучая методическую литературу по технологии проблемного обучения, мы решили познакомиться с современными коррекционно - развивающимися технологиями, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.
Она направлена на развитие всесторонне гармоничной личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. В НОД во время беседы мы ставим перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. Дети пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу практическими способами, экспериментальными способами, самостоятельно. Если есть сложности, то используя мнемотаблицы, план-схемы дети идут к решению проблемы, создавая ситуацию успеха на занятии. В общую систему творческой поисковой деятельности воспитанников, включаются знания, полученные раннее. т.д.[1] 2. Технология уровневой дифференциации. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все дошкольники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта). Считаем, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Анализируя знания воспитанников с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
3. Технология проектного обучения. Данный метод проектов мы используем в досуговой деятельности. 4. Здоровьесберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в адаптивной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. [3] 5. Песочная терапия Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. 6. Игротерапия Для детей с ОВЗ использую игры с пуговицами. 7. Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом. Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении программных задач на любом этапе развития.
УДК Воспитание духовно – нравственных ценностей у ребенка в условиях дошкольного учреждения Н.В. Языкова КОУ ОО «Адаптивная школа-детский сад №292» Статья по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, сущность нравственных категорий, непрерывный процесс, личность ребенка. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. В формировании личности дошкольника, особое место занимает вопрос развития духовно - нравственных качеств, составляющих основу поведения. В дошкольном возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и формирует умение оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Духовно - нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека, продолжается всю жизнь и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. [1] В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно - нравственного воспитания. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, педагогами и другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. Актуальность выбранной темы продиктована временем. И перед нами ставится задача не просто подготовить ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка. Детские сады являются непосредственным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе дошкольники овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. И часто задаем себе вопрос: в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения? В настоящее время стороны духовно – нравственного патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса и это закономерно, так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны. Духовно – нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство к Родине начинаем формировать у ребенка с отношением в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке; с восхищения того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, хотя многие впечатления ещё не осознаны, но уже пропущены через его восприятие. Интерес и любовь к родному краю начинаем с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами, с народом. Системно организованный подход и целенаправленная работа ведется во всех возрастных группах с первой младшей группы до подготовительной группы, учитывая индивидуальные особенности группы. Мы поставили перед собой задачу – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Хорошо знать то, о чем хочешь рассказать детям, продумываем, что целесообразнее показать и рассказать детям; ведем тесную взаимосвязь с родителями, что ведет к бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей; формируем чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от воспитателя. При планировании работы с детьми строим свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы учитывая дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических способностей, возможностей и интересов, рационально сочетаем разные виды деятельности учитывая интеллектуальные, эмоциональные и двигательные нагрузки. Используем развивающий характер обучения. В течение всего рабочего дня подбираем разнообразные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации и т. д. Проводим « народные посиделки, календарные праздники » где дети вместе с родителями узнают о труде и быте русского народа. Это дает нам возможность познакомить детей с историей нашего народа, с его укладом жизни, народной мудростью, традициями и обрядами, а также вести тесную связь с родителями. Дети вместе с родителями изготавливают русские народные костюмы, наряжаются в них, обыгрывают в них сюжеты, поют песни, частушки, водят хороводы и т. д. В группе оформили красочный настенный календарь народных праздников, который доступен и понятен всем детям. Небольшую часть группы мы превратили в музей. Совместно с родителями изготовили макет русской избы, печь, лавку-завалинку. Оформили полку предметами быта, с историей о народе разной национальности. В мастерской « Народное искусство» мы вместе с детьми делаем поделки и расписываем декоративной росписью. Ими украшаем не только нашу группу, но и дарим другим группам, ближайшим детским учреждениям. Проводим «народные посиделки, календарные праздники» где дети вместе с родителями узнают о труде и быте русского народа. Это дает нам возможность познакомить детей с историей сибирского края, народа проживающего в России и Сибири, народной мудростью, традициями, обрядами и национальными особенностями, с природой родной страны. Приглашаем в гости ветеранов. Эти встречи помогают детям осмысливать важнейшие духовные понятия: благодарность, самоотвержение, вера, долг, терпение, любовь, милосердие. По итогам нашей работы видно, что дети всесторонне развивают кругозор, становятся внимательными и милосердными к окружающим к ним людям. С глубоким уважением относятся к старшим. Проявляют большой интерес к своему родному краю, к истории. «Библиографический список» 1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста –СПб:Детство-Пресс. -2010.-270с. 2. Из личного опыта педагога дошкольного образования Н.В.Языковой Коррекционно-развивающие технологии в системе работы учителя с обучающимися с ОВЗКоррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с обучающимися с ОВЗ. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Изучая методическую литературу по технологии проблемного обучения, нужно познакомиться с современными коррекционно - развивающимися технологиями, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.
Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы нужно ставить перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, нужно всегда оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке. Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках обычно стараются сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д. 2. Технология уровневой дифференциации. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету. Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на контроль - обобщающих уроках. Определяется целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые). Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке. Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
3.Информационные компьютерные технологии Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка. 4. Технология проектного обучения. Данный метод проектов используется во внеклассной и внеурочной деятельности. 5. Здоровьесберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 6. Песочная терапия Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. 7. Игротерапия Для детей с ОВЗ использую разнообразные игры: игры с пуговицами и т.д. 8. Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом. Вывод: Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы. Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в системе работы учителя с обучающимися с ОВЗ» Материал подготовила учитель Петрова Л.А. Берёзовская школа 2017г. Коррекционные технологии для детей с ОВЗ. | Статья по теме:Слайд 1 Современные коррекционные технологии для детей с ОВЗ. Захарова И.В., учитель-логопед ГБОУ № 487Слайд 2 Логопедические занятия, включающие элементы развития всех психических функций, познавательных процессов, могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Варианты заданий по развитию психических функций Внимание Память Мышление Слайд 3 Задания на развитие внимания Словарный диктант с комментированием, с выявлением ошибок в тексте. Ученикам предлагается следующий текст: « На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Гров червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки . Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня»… (Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л., 1974) . Учащимся необходимо найти и исправить ошибки в этом тексте самостоятельно. Слайд 4 Задания на развитие внимания Задания на увеличение объема внимания, которые предполагают запоминание сочетаний букв, слов, последовательность предложений. Это, как правило бессмысленные сочетания, содержащие от 3 до 8 согласных букв. Например: врвш , пвгв , првн , нртг , втрн , мнтр , шлрн , пвклнг , впртногл . Слайд 5 Задания на развитие памяти Школьникам предлагают к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок(солнце, туча, ветер). Это задание развивает способности детей к воссозданию мысленных образов. Слайд 6 Задания на развитие памяти 2 . Л огопед произносит фразы, а дети после каждой фразы закрывают глаза и представляют себе соответствующую картинку. Например: Обезьяна, катающаяся на лиане. Кот умывается лапой. Комар на ладошке. Мороженое в хрустальной вазе. Падающая звезда. На следующем этапе работы ученики слушают фразы, запоминают и записывают их. Слайд 7 Развитие мышления при работе над рассказом. Автоматизация звука [ З ]. Буква З была самая золотая, замечательная, звонкая буква алфавита. Потому что она была похожа на звезду. Где бы она не появлялась, везде звучал звонкий колокольчик. Люди произносят звук с голосом и поэтому называют его звонким. Давайте теперь позвеним, как колокольчики з-з-з-з-з …., его мы обозначим буквой З, которую напишем и прочитаем. Однажды наша золотая звездочка З пошла гулять в лес. Там она встретила маленького комарика, который беззвучно плакал слёзками. Букве З стало жалко комарика и она захотела ему помочь. -Почему у тебя слёзки в глазах? -Я зову маму, а меня она не слышит. -Давай попробуем позвать вместе. Комарик букой стали произносить звенеть, как колокольчики.. з-з-з . -Комарик, я тебя не слышу и мама тебя не слышит, давай добавим голос. Слушай как я звеню и повторяй. Вдруг комарик звонко зазвенел! И мама его услышала. Слайд 8 Заключение: Коррекционно-развивающая направленность формирования правильной речи у детей с проблемами в развитии реализуется по нескольким направлениям, и должна проходить в комплексе включая: систему специально разработанных коррекционных упражнений по развитию сенсомоторной сферы и высших психических функций. Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида» При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.Грамотное сочетание педагогами школы- интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно- воспитательном процессе.
Объяснительно – иллюстративные технологииприменяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
В настоящее время в школе – интернате на учебных, коррекционно- развивающих занятиях , занятых по дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия)эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами. Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны. Рисование– это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Вывод: Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С. Вальдес Одриосола. – М. :Владос, 2010. – 63 с Фомина, О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования :автореф. … канд. пед. наук / Ольга Евгеньевна Фомина. – Смоленск : ИТЦ Смоленского государственного университета, 2009. – 18 с. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга» Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» М.1996 г. Доклад «Современные технологии в обучении детей с ОВЗ» | Материал на тему:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 93 города Орла Доклад «Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»
Подготовила: воспитатель Соломатина С.В. Орел-2016г. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем, воспитателем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида: 1.технология разноуровневого обучения 2.коррекционно - развивающие технологии 3.технология проблемного обучения 4.метод проектов 5.игровые технологии 6.информационно-коммуникационные технологии 7.нравственная технология 8.здоровьесберегающие технологии Технология разноуровневого обучения. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Технология проблемного обучения На современном уроке, занятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока,занятия. Игровые технологии Уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Технология нравственного воспитания Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. Метод проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Обучение детей с нарушениями развития: идеи для работы в классеПри работе с детьми с отклонениями в развитии учителя могут многого добиться, активно управляя учебной средой для предотвращения поведенческих проблем и содействия обучению. Но идентифицированные учащиеся также могут испытывать проблемы с поведением или обучением из-за отсутствия у них ключевых навыков (например, способности взаимодействовать с другими детьми социально приемлемыми способами). Поэтому дети с отклонениями в развитии должны иметь явное обучение навыкам в областях с дефицитом в качестве центрального компонента в их учебной программе. Вот дополнительные идеи классных комнат для размещения студентов с особыми потребностями: Используйте визуальные подсказки, чтобы сориентировать ученика в классе (Volmer, 1995). Дети с отклонениями в развитии могут быть гораздо более независимыми, если у них есть четкие визуальные подсказки, которые будут вести их через физическое пространство классной комнаты. Вы можете, например:
Разместите четкий и предсказуемый ежедневный график (Volmer, 1995).Как обычные ученики, так и люди с нарушениями развития жаждут структурированности и предсказуемости в учебный день. Однако дети с особыми потребностями иногда могут реагировать сильнее, чем их сверстники, не являющиеся инвалидами, когда сталкиваются с неожиданным изменением своего распорядка дня. При создании ежедневного расписания убедитесь, что формат расписания соответствует уровню навыков ребенка:
Расписание занятий в классе включает в себя события дня, которые влияют на всех детей в классе. Учителя также могут составлять индивидуальные расписания для детей, получающих дополнительные (или альтернативные) услуги и поддержку. Но памятные расписания имеют ценность только тогда, когда они используются! Ученики должны предварительно просмотреть свое расписание в начале учебного дня. После завершения каждого задания студенты отмечают этот пункт в своем расписании или иным образом указывают, что мероприятие завершено (например,g., удалив изображение события с доски расписания). Когда событие в расписании ученика неожиданно отменяется, учителя могут обнаружить, что ученик быстрее приспособится к изменениям, если инструктор и ребенок сядут вместе, изучат расписание и пересмотрят его, чтобы отразить измененный план на день. Повышение мотивации студентов . Мотивация - это «двигатель», который способствует вовлечению и обучению студентов. Попробуйте эти идеи, чтобы мотивировать идентифицированных студентов, с которыми вы работаете:
Используйте стратегии, чтобы четко понимать направления и ожидания обучения. Давать указания на языке, понятном учащемуся. Используйте визуальные подсказки (практические демонстрации и моделирование, объекты, картинки) по мере необходимости, чтобы помочь ребенку лучше понять указания. Подскажите и проведите ребенка через последовательность действий. Прежде чем давать указания, убедитесь, что вы привлекли внимание ученика. (ПРИМЕЧАНИЕ: дети с ограниченными возможностями не всегда могут смотреть в глаза, даже когда обращают на вас внимание.Следите за другими признаками присутствия - например, настороженной позой, ориентацией на вас, прекращением других занятий, вербализацией). Кроме того, включите в свои инструкции важную информацию, которая ответит на эти четыре вопроса для ребенка (Volmer, 1995): (1) Сколько работы предстоит выполнить для выполнения этой задачи? Предоставьте учащимся структурированные возможности для участия в социальных взаимодействиях (Koegel, Kiegel, & Carter, 1999; Volmer, 1995).Детей с ограниченными возможностями иногда исключают из социального взаимодействия со своими типичными сверстниками. Хотя существует ряд причин, по которым идентифицированные учащиеся не могут быть полностью включены в социальные группы, вы можете предпринять шаги для развития отношений между детьми с особыми потребностями и типичными детьми:
Составьте план, чтобы помочь студенту обобщить свое обучение в разных условиях и ситуациях . Детям со значительными ограниченными возможностями, вероятно, потребуется явное программирование, чтобы обобщить навыки, полученные в конкретном классе, на другие условия или ситуации (Koegel, Koegel & Carter, 1999, Volmer, 1995).
Ссылки
обучающих студентов с ограниченными возможностями | Центр обученияЕсть более новая версия этого учебного пособия. Посетите Создание доступной среды обучения |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |