|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Концепция целостного развития ребенка дошкольника«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности» М. Крулехт | Консультация на тему:МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Семинар-практикум «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности» Старший воспитатель: Страшенко Е.В. 2014 год Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители. Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:
(Рассмотреть схему) Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада. В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. 1.Предметный мир - главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему). В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки. Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате? В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец). «За покупками в магазин». Цель игры - упражнять в выборе нужного предмета со сходным. Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна). Средний возраст - осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация. Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках. «Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли. «Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг - в сыром виде. На пресечение кругов - продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка). Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу - на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию - на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам - сладкие, кислые, соленые, горькие. В процессе ознакомления с предметами особое значение имеет книга, как источник знаний. 2.Труд взрослых. Труд - центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда. Важно: - поставить цель, мотив труда; -задумать предмет, который необходимо изготовить; -подобрать орудия, инструменты; - определить трудовые действия; -итоговый результат труда. Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов. Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье. Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать? - Выбирают какую сшить шапочку, -затем выбирают материал, ленту для завязок. - А какие инструменты для шитья нужны? -Воспитатель показывает сам процесс шитья. -Сравнивают полученный результат с задуманным. Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности. Дети пятого года жизни сами способны освоить отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса. В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость. Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования. Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали - цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую - картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке. Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат». Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов. По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный - предметы, материалы, средний - оборудование, указательный - трудовые действия, большой палец поднятый вверх - результат труда. Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры. 3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка - дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники - накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку. Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми. Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра». Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку». При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики». Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке. Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника. Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток, сервировка стола, поддержание порядка в группе. Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка результатов труда дается в соответствии с целю. Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения. К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений. В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям. Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость. Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока. Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне. Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается). Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема). Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность. Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом. Используемая литература: М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год. Тема 5. Педагогическая концепция целостного развития дошкольникаФормирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий. Так, на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, ее знаниями и усвоенными нормами поведения. В дальнейшем оно определяется тем, что личность становится не только объектом, по и субъектом воспитания, что особенно ярко наблюдается после проявления кризиса "Я сам" (3 года). Для объяснения данного феномена сегодня используются теории социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и деятельностно-личностного подхода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и др.). Вместе они образуют педагогическую концепцию целостного развития и воспитания дошкольника как субъекта детской деятельности. Согласно данной концепции сущность развития и формирования личности заключается в следующем: 1) развитие познавательной сферы; 2) формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, что позволяет ему действовать, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; 3) возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, способствующих становлению образа себя и формированию характера; 4) развитие общественной направленности (Л. И. Божович). Другой особенностью данной педагогической концепции, описывающей возможности педагогического взаимодействия в процессе целостного развития и формирования личности ребенка, выступает концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности, разработанная М. В. Крулехт. Ее диссертационное исследование (1996) посвящено изучению целостного развития дошкольника как субъекта элементарной трудовой деятельности. С точки зрения ученого, целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в деятельности. При этом позиция субъекта рассматривается как "личностное образование, способность применять освоенный социальный опыт для постепенного вхождения в современный мир, приобщения его к ценностям, через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми". Затем в ряде исследований эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом Н. Ф. Радионовой было выявлено, что развивающий эффект взаимодействия, реализация потенциальных возможностей развития зависит от индивидуально-личностных характеристик взрослого, вступающего в контакт с ребенком, и модели педагогического взаимодействия. Он должен уметь осуществлять развитие познавательной, социально-нравственной, эмоционально-эстетической сфер, двигательной и гигиенической культуры дошкольника в системе самостоятельной деятельности и направленного педагогического влияния. Тогда развитие ребенка можно рассматривать как процесс, включающий увеличение ресурсных возможностей и появление новообразований, связанных с повышением уровня целостности, т.е. с возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир – более структурированным, интегрированным и содержательным (Л. И. Анцыферова, А. С. Арсентьев, Б. С. Братусь и др.). Это возможно только во взаимодействии с педагогом, который позволяет ребенку проявить "надситуативную активность", выйти, как говорит В. А. Петровский, "за пределы себя". При этом "субъект, действуя в направлении реализации исходных отношений его деятельности, выходит за рамки этих отношений, и, в конечном счете, преобразует их". Такая трансформация в развитии теории целостного развития ребенка с личностно-ориентированного образования на личностно-ценностное образование является феноменом современной дошкольной педагогики. Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключается суть концепции целостного развития дошкольника? 2. Кто автор (авторы) концепции целостного развития дошкольника? 3. Почему целостное развитие дошкольника – основа построения современных образовательных технологий дошкольного образования?
Похожие статьи:Концепция воспитания детей дошкольного возраста | Методическая разработка по теме:Концепция воспитания Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле. Воспитание детей дошкольного возраста оказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения. Воспитание как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала Целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. . Концептуальные принципы: 1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка. 2.Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. 3.Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. 4.Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т. д.). Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности. Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. 2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт). Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. 3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы. Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Задачи дошкольного воспитания: В содержании воспитания выделяем 3 подхода:
1. Комплексный подход. Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы развития детей дошкольного возраста «Детство». Девиз программы «Чувствовать – познавать – творить». Выделяется комплекс основных направлений: Ребёнок и природа (экологическое воспитание), Ребёнок в мире искусства (музыкальное, художественно-эстетическое воспитание), Первые шаги в математику (интеллектуальное воспитание), Ребёнок и социальный мир (нравственно-трудовое и патриотическое воспитание), физическое развитие ребёнка (культура физического здоровья), речевое развитие (культура общения).
2. Деятельностный подход. Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса: 1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды. 2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители). 3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый – слушатель». Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.
3. Средовой подход. Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Механизмы реализации воспитательной системы ДОУ : 1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса: В детском саду созданы условия потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности, для удовлетворения запросов родителей, ведется психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, оказывается поддержка и помощь, создана эмоционально благополучная обстановка для максимального развития личности, организации его воспитания и обучения, ориентированного на «завтрашний день развития». Система воспитания детей дошкольного возраста - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; У ребенка-дошкольника к моменту перехода на начальное обучение в школе развиты следующие интегративные качества личности: -Физическиразвитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, -Эмоционально отзывчивый , -Любознательный, активный, -Овладевший необходимыми умениями и навыками -Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),государстве (стране), мире и природе. -Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. -Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, -Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. -Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Тема 4. Современные концепции дошкольного образования — МегаобучалкаРезультативность педагогической деятельности отдельных воспитателей, результативность деятельности ДОУ в целом находит отражение в успешности реализации основных целей, задач обучения, воспитания и развития детей. Целевой компонент дошкольного образования определяется разными концепциями. Концепция - это система взглядов на явление. Педагогическая концепция — система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей. В 1989 году научно- исследовательским коллективом «Школа» была разработана Концепция дошкольного воспитания. Концепция определяла детство «как этап подготовки к будущей жизни», акцентировала внимание на отношении к детству как самоценному времени жизни, предлагала следующие пути обновления дошкольного образования: охрана и укрепление здоровья (физического и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров и условий финансирования дошкольного воспитания, перестройка системы управления. Концепция подчеркивала необходимость реализации специфических возрастных возможностей детей дошкольного возраста, использование доступных для детей видов деятельности. Для гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми в Концепции предлагалось использовать личностно-ориентированную модель, когда воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе!»; ребёнок рассматривается как полноправный партнер в условиях сотрудничества, что предполагает расширение степеней его свободы. Для охраны и укрепления здоровья в Концепции предлагалось организовать поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей, введение в штатное расписание ДОУ преподавателя физкультуры. Для перестройки содержания педагогической работы с детьми в Концепции делался акцент на базисе личностной культуры ребенка, включающем ориентировку ребенка в природе, предметах, явлениях общественной жизни, собственной жизни. Воспитание дошкольников предполагало в Концепции формирование ценностных основ отношения к действительности. Обучение дошкольников трактовалось в Концепции как формирование культуры познания, культуры чувств, деятельно-практического отношения к миру. Условием единства воспитания и обучения в Концепции провозглашается общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения, насыщение жизни детей яркими событиями, использование комплекса разных видов искусств. В организации жизни ребенка ведущее место отводится игре. Для этого игра должна быть свободной от навязанной взрослыми тематики и регламентации действий. На занятиях прямое обучение не должно быть преобладающей формой организации; необходимо использовать на занятиях дидактическую игру, чтобы занятия представляли синтез игры и познавательной деятельности. В Концепции указывалось на необходимость выделять личное время в регламенте жизни детей. Кроме того, освещались рекомендации по построению развивающей среды в ДОУ. В Концепции подчёркивалось, что взаимодействии детского сада, семьи и школы должно строиться на основе доверительного делового контакта. Концепция акцентировала внимание на дифференцированной подготовке специалистов для дошкольного воспитания; предлагалось, чтобы в каждой группе дошкольников один педагог имел высшую квалификацию педагога — психолога, другой - квалификацию воспитателя; указывалось на необходимость организации центров психолого-педагогического консультирования для воспитателей и родителей. Для перестройки системы управления и структуры дошкольных учреждений Концепция ориентировала на необходимость организации советов ДОУ, различных фондов дошкольного воспитания, разработки программ для дошкольных учреждений и создание разных видов дошкольных учреждений. Концепция целостного развития личности (А. Петровский) предполагает учет в педагогической работе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей; учет не биологического возраста, а истинного возраста. Считается, что дошкольный возраст характеризуется неравномерностью развития. Педагогическая Концепция целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта детской деятельности разработана М. В. Крулехт. Целостное развитие ребенка, по мнению М. В. Крулехт, – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности. Индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность. При определении содержания образовательных программ, разработке педагогических технологий необходимо исходить из физиологических, психологических, познавательных особенностей детей, ориентироваться на «зону ближайшего развития», естественное вызревание перспективных новообразований. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, развертывающей перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта в целях развития индивидуальности. Суть Концепции заключается в том, что модель целостного развития как субъекта детской деятельности включает: развитие индивидуальных особенностей, развитие самостоятельности или личностных качеств, освоение позиции субъекта детской деятельности, развитие индивидуальности как сущностного ядра личности. Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002 г.). В данной Концепции цели и задачи дошкольного образования определяются следующим образом: - воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, поддержка индивидуальности; - обеспечение эмоционального благополучия детей; - развитие любознательности, инициативности, творчества; - развитие компетентности в сфере общения между людьми. Концепция раннего детского возраста (Павлова Л. Н., 2002 г.) состоит их трех частей. В первой части говорится о принципах воспитания детей данного возраста, среди которых выделяются принцип гуманизации целей и задач воспитания, т.е. осуществление воспитания демократизированными методами. В педагогике раннего детства все принципы имеют особую выраженность: предельно бережное отношение к здоровью детей, обеспечение чувства защищенности, гармоничное единение ребенка с культурой своего народа, гармоничные взаимоотношения взрослого и ребенка, гармоничное единение между содержанием, целями, задачами и средствами воспитания. Во второй части Концепции характеризуется гипотеза движущих сил развития и воспитания, утверждается, что в раннем возрасте вместе с активностью самовыражения у детей наблюдается активность эвристического поведения. В третьей части Концепции характеризуются современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. В частности, говорится о том, что детские учреждения должны стать центрами педагогической культуры семьи. Характеризуется проект программы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста, целью, которой является создание многофункциональной государственной системы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста. В программе определяются основные направления работы: комплексные научные исследования в области педагогики раннего детства, разработка нормативных и инструктивных документов, организация экспериментальных площадок. Программа называется «Я и мама». Программа предполагает, что каждое дошкольное учреждение организует консультативную помощь родителям, беременным женщинам, молодым матерям. Предлагается ходатайствовать о введении ставки социального работника в штат ДОУ. Консультативные центры должны оказывать действенную консультативную помощь матери и ребенку по вопросам рациональной организации ухода за младенцем, воспитания ребенка в первые месяцы жизни, ранней коррекции развития и воспитания. Также предполагается организация групп неполного дня для пребывания младенцев в ДОУ с целью помощи матери, централизованное обеспечение продуктами питания, выездной торговли детскими товарами, обеспечение культурной программы семьи. Таким образом, Концепция и программа предполагают на основе интеграции семейного и общественного воспитания создание многофункциональной системы общественно-семейного взаимодействия. Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федерального государственного образовательного стандарта. Концептуальные положения ФГОС определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ: - замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей; - увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов; - изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; - изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность». Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Вопросы для самопроверки: 1. Что такое концепция? 2. Назовите основные концепции дошкольного образования. 3. В чем заключается суть основных концепций, таких как Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), Концепция раннего детского возраста (2002 г)?
Обучающий семинар"Концепция дошкольного воспитания" Концепция - это система взглядов на явление. Педагогическая концепция — система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей. В 1989 году научно- исследовательским коллективом «Школа» была разработана Концепция дошкольного воспитания. Концепция определяла детство «как этап подготовки к будущей жизни», акцентировала внимание на отношении к детству как самоценному времени жизни, предлагала следующие пути обновления дошкольного образования: охрана и укрепление здоровья (физического и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров и условий финансирования дошкольного воспитания, перестройка системы управления. Концепция подчеркивала необходимость реализации специфических возрастных возможностей детей дошкольного возраста, использование доступных для детей видов деятельности. Для гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми в Концепции предлагалось использовать личностно-ориентированную модель, когда воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе!»; ребёнок рассматривается как полноправный партнер в условиях сотрудничества, что предполагает расширение степеней его свободы. Для охраны и укрепления здоровья в Концепции предлагалось организовать поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей, введение в штатное расписание ДОУ преподавателя физкультуры. Для перестройки содержания педагогической работы с детьми в Концепции делался акцент на базисе личностной культуры ребенка, включающем ориентировку ребенка в природе, предметах, явлениях общественной жизни, собственной жизни. Воспитание дошкольников предполагало в Концепции формирование ценностных основ отношения к действительности. Обучение дошкольников трактовалось в Концепции как формирование культуры познания, культуры чувств, деятельно-практического отношения к миру. Условием единства воспитания и обучения в Концепции провозглашается общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения, насыщение жизни детей яркими событиями, использование комплекса разных видов искусств. В организации жизни ребенка ведущее место отводится игре. Для этого игра должна быть свободной от навязанной взрослыми тематики и регламентации действий. На занятиях прямое обучение не должно быть преобладающей формой организации; необходимо использовать на занятиях дидактическую игру, чтобы занятия представляли синтез игры и познавательной деятельности. В Концепции указывалось на необходимость выделять личное время в регламенте жизни детей. Кроме того, освещались рекомендации по построению развивающей среды в ДОУ. В Концепции подчёркивалось, что взаимодействии детского сада, семьи и школы должно строиться на основе доверительного делового контакта. Концепция акцентировала внимание на дифференцированной подготовке специалистов для дошкольного воспитания; предлагалось, чтобы в каждой группе дошкольников один педагог имел высшую квалификацию педагога — психолога, другой - квалификацию воспитателя; указывалось на необходимость организации центров психолого-педагогического консультирования для воспитателей и родителей. Для перестройки системы управления и структуры дошкольных учреждений Концепция ориентировала на необходимость организации советов ДОУ, различных фондов дошкольного воспитания, разработки программ для дошкольных учреждений и создание разных видов дошкольных учреждений. Концепция целостного развития личности (А. Петровский) предполагает учет в педагогической работе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей; учет не биологического возраста, а истинного возраста. Считается, что дошкольный возраст характеризуется неравномерностью развития. Педагогическая Концепция целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта детской деятельности разработана М. В. Крулехт. Целостное развитие ребенка, по мнению М. В. Крулехт, – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности. Индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность. При определении содержания образовательных программ, разработке педагогических технологий необходимо исходить из физиологических, психологических, познавательных особенностей детей, ориентироваться на «зону ближайшего развития», естественное вызревание перспективных новообразований. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, развертывающей перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта в целях развития индивидуальности. Суть Концепции заключается в том, что модель целостного развития как субъекта детской деятельности включает: развитие индивидуальных особенностей, развитие самостоятельности или личностных качеств, освоение позиции субъекта детской деятельности, развитие индивидуальности как сущностного ядра личности. Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002 г.). В данной Концепции цели и задачи дошкольного образования определяются следующим образом: - воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, поддержка индивидуальности; - обеспечение эмоционального благополучия детей; - развитие любознательности, инициативности, творчества; - развитие компетентности в сфере общения между людьми. Концепция раннего детского возраста (Павлова Л. Н., 2002 г.) состоит их трех частей. В первой части говорится о принципах воспитания детей данного возраста, среди которых выделяются принцип гуманизации целей и задач воспитания, т.е. осуществление воспитания демократизированными методами. В педагогике раннего детства все принципы имеют особую выраженность: предельно бережное отношение к здоровью детей, обеспечение чувства защищенности, гармоничное единение ребенка с культурой своего народа, гармоничные взаимоотношения взрослого и ребенка, гармоничное единение между содержанием, целями, задачами и средствами воспитания. Во второй части Концепции характеризуется гипотеза движущих сил развития и воспитания, утверждается, что в раннем возрасте вместе с активностью самовыражения у детей наблюдается активность эвристического поведения. В третьей части Концепции характеризуются современные модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста. В частности, говорится о том, что детские учреждения должны стать центрами педагогической культуры семьи. Характеризуется проект программы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста, целью, которой является создание многофункциональной государственной системы общественно-семейного воспитания детей раннего возраста. В программе определяются основные направления работы: комплексные научные исследования в области педагогики раннего детства, разработка нормативных и инструктивных документов, организация экспериментальных площадок. Программа называется «Я и мама». Программа предполагает, что каждое дошкольное учреждение организует консультативную помощь родителям, беременным женщинам, молодым матерям. Предлагается ходатайствовать о введении ставки социального работника в штат ДОУ. Консультативные центры должны оказывать действенную консультативную помощь матери и ребенку по вопросам рациональной организации ухода за младенцем, воспитания ребенка в первые месяцы жизни, ранней коррекции развития и воспитания. Также предполагается организация групп неполного дня для пребывания младенцев в ДОУ с целью помощи матери, централизованное обеспечение продуктами питания, выездной торговли детскими товарами, обеспечение культурной программы семьи. Таким образом, Концепция и программа предполагают на основе интеграции семейного и общественного воспитания создание многофункциональной системы общественно-семейного взаимодействия. Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федерального государственного образовательного стандарта. Концептуальные положения ФГОС определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ: - замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей; - увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов; - изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; - изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность». Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Навыки развития дошкольного возраста и вспомогательные мероприятияОт обучения ножницам или карандашу до обучения делению, по очереди и решению проблем - это навыков развития для дошкольников . Первые годы - время заложить прочный фундамент во всех областях развития. Выполнение определенных этапов во всех пяти областях развития и обучения помогает дошкольникам выработать поведение и навыки, которые сделают их успешными. Обзор навыков дошкольного развития Когнитивное развитие |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |