|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Иные формы воспитания детей оставшихся без попечения родителейФормы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей — СтудопедияВ соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Приоритетными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются: - усыновление (удочерение), - опека и попечительство, - приемная семья. Усыновление (удочерение).Усыновление (удочерение) – юридический акт, результатом которого является возникновение взаимных прав и обязанностей между усыновителем, усыновленным, родственниками усыновителя как между родителями, детьми и родственниками по происхождению. Условиями усыновления являются: 1) несовершеннолетие усыновляемого. 2) Соблюдение интересов ребенка при усыновлении. 3) Совершеннолетие, дееспособность усыновителя, отсутствие лишения его родительских прав. 4) Согласие на усыновление (по общему правилу) родителей ребенка, не лишенных родительских прав; усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста; супруга усыновителя (если ребенок усыновляется одним из супругов). 5) Надлежащее состояние здоровья усыновителя. 6) Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (при наличии уважительных причин разница может быть сокращена судом). Опека и попечительство.Опека и попечительство – правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает и защищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18, а также над ограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Приемная семья.Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства, если, например, условия в приемной семье стали неблагоприятными. Иные формы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 46Следующая ⇒
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей сирот), понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы (п. 1 ст. 155.1 СК). Организации для детей-сирот обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. Детям, помещенным под надзор в такие организации, опекуны или попечители не назначаются, а исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. В сущности, указанные организации пользуются всеми правами и несут все обязанности опекунов и попечителей с момента принятия органами опеки и попечительства актов о помещении в них детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в такого рода организациях, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Кроме того, они обладают иными правами, предусмотренными ст. 55-57 СК, в частности правом на общение с родителями и иными родственниками, правом выражать свое мнение и т.д. Организации для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Такая временная передача ребенка в семью граждан не является формой устройства ребенка в семью. Это временная мера, осуществляемая в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временного пребывания ребенка в семье может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства, но не более чем до трех месяцев. Граждане, в семью которых временно передан ребенок, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации. Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством РФ. В организации для детей-сирот могут временно помещаться и дети, имеющие родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, если последние временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. В этом случае права и обязанности родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка не прекращаются. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Фактическое воспитание. Семейный кодекс специальных норм о данной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит. О фактическом воспитании упоминается лишь в ст. 96 СК, согласно которой нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). При этом условиями предоставления содержания выступают: а) осуществление содержания и воспитания детей не менее пяти лет; б) содержание и воспитание детей надлежащим образом. Наконец, из указанной статьи следует, что ее правила не распространяются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях. Приведенные положения закона позволяют сделать несколько взаимосвязанных выводов. Во-первых, законодатель признает, что такая форма устройства детей, как фактическое воспитание, существует и при определенных условиях придает фактическому воспитанию юридическое значение. Во-вторых, фактическое воспитание есть добровольное выполнение функций по воспитанию и содержанию ребенка. В-третьих, фактическое воспитание не связано с каким-либо юридическим оформлением отношений между фактическим воспитателем и ребенком или фактическим воспитателем и органами опеки и попечительства. Дети попадают на воспитание к другим лицам по разным причинам. Чаще всего в роли фактических воспитателей ребенка выступают его мачеха или отчим, которые его не усыновили; бабушка или дедушка, в семье которых воспитывается ребенок и которые не назначены его опекунами; тетя или дядя, которые фактически заменили ребенку родителей. Реже ребенок оказывается в семье более дальних родственников или даже друзей и знакомых, которые, однако, никак не оформили свой правовой статус по отношению к ребенку. Пребывание ребенка вне его родной семьи может быть обусловлено самыми разными причинами, в том числе и такими, которые нельзя поставить в упрек его родителям. В связи с тем что отношения по фактическому воспитанию детей действующим законодательством практически не регулируются, в данной сфере должны применяться общие положения и принципы семейного права. В частности, к взаимоотношениям фактических воспитателей и воспитанников могут применяться по аналогии закона нормы о правах и обязанностях родителей и детей. Контроль за тем, как осуществляется фактическое воспитание, возлагается на органы опеки и попечительства. Патронат. Правовым основанием для данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является ст. 123 СК, в соответствии с которой субъекты Федерации могут предусматривать "иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей". В последнее время в ряде регионов наряду с традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, используют патронатную форму воспитания. Рассмотрим данную форму на примере Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве". В соответствии с указанным Законом патронат может осуществляться в двух формах - патронатное воспитание и социальный патронат. Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем. При патронатном воспитании ребенок передается в семью патронатного воспитателя на основании договора, заключенного между уполномоченной службой (это может быть орган опеки и попечительства или его структурное подразделение или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и патронатным воспитателем. В законе не указан вид данного договора. Представляется, что подобный договор по своей природе может быть либо трудовым, либо договором возмездного оказания услуг. Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Договор о социальном патронате заключается в случае, если ребенок, нуждающийся в государственной защите, остается жить в семье своих родителей. Такой договор заключается между уполномоченной службой по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном разграничении между ними прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка. По срокам осуществления патронат делится на краткосрочный (от 1 дня до 6 месяцев) и долгосрочный (более 6 месяцев). Вообще патронатное воспитание может осуществляться до достижения несовершеннолетним ребенком 18 лет. Обычно долгосрочный патронат устанавливается в том случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Патронатный воспитатель действует в пределах заключенного договора и не является законным представителем ребенка, и, следовательно, не вправе самостоятельно решать вопросы воспитания или обучения ребенка. Законными представителями ребенка выступают уполномоченная организация по патронату либо родители ребенка, либо соответствующие права и обязанности они делят между собой на основании договора*(446). Труд патронатного воспитателя оплачивается. В ст. 3 названного Закона г. Москвы указано, что оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее трех с половиной и не более пяти с половиной минимальных размеров оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности возложенных задач. На ребенка, помещенного в патронатную семью, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство. Размер денежных средств в этом случае определяется органом опеки и попечительства в договоре о социальном патронате.
Рекомендуемые страницы: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. ПравоведениеФормы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Современное семейное законодательство предусматривает три варианта воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, взятие ребенка в семью на воспитание (приемная семья). Усыновление (удочерение) детей. Этот правовой институт предполагает, что юридически отношения ребенка и усыновителей приравниваются к отношениям родных детей и родителей. Такая форма воспитания детей, оставшихся без родителей, – самая обязывающая. К усыновителям предъявляются очень строгие требования. Например, они не могут быть сами лишены родительских прав в отношении своих собственных детей или если уже усыновляли ребенка, то процедура не должна быть отменена по их вине. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не должна быть менее 16 лет. Усыновить ребенка могут как супруги (требуется их обоюдное согласие), так и лица, не состоящие в браке. Особенности усыновления: ? усыновленные дети обладают теми же правами и обязанностями, что и родные. Это касается и имущественных прав. Например, если у родителя был один родной ребенок, а другой усыновленный, то они обладают равными правами наследования. В то же время усыновитель наследует имущество усыновленного как родной родитель; ? усыновленные дети утрачивают права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родным родителям и их родственникам. Юридически они теперь связаны только с семьей усыновителя. Ведь ребенок мог остаться без попечения родителей в результате не только их смерти, но и лишения родительских прав. Усыновление может быть отменено в случаях, если усыновители: ? уклоняются от выполнения своих обязанностей; ? злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком; ? являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Отмена усыновления производится в судебном порядке. Правом ее требования обладают родители ребенка, усыновители, сам ребенок, достигший 14 лет, то есть обладающий частичной дееспособностью, органы опеки и попечительства, прокурор. Последствия отмены усыновления: ? прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей; ? если того требуют интересы ребенка, между ним и родными родителями восстанавливаются взаимные права и обязанности. Опека и попечительство над детьми. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, то есть малолетними. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Установление и отмена опеки и попечительства над детьми регулируются Гражданским кодексом РФ. Особенности опеки (попечительства): ? она не приводит к юридическому равенству с родными детьми; ? в качестве опекуна (попечителя) могут выступать не только физические, но и юридические лица – детские учреждения; ? с достижением ребенком совершеннолетия обязательства сторон по отношению друг к другу прекращаются. Воспитание ребенка в приемной семье. Это сравнительно новый институт семейного права. Он появился лишь в Семейном кодексе 1995 г. В случае взятия ребенка в семью на воспитание заключается договор данного лица с органом опеки и попечительства, согласно которому оно берет на себя обязанности по содержанию и воспитанию ребенка до достижения им совершеннолетия. Государство, в свою очередь, выплачивает ему за это периодическое вознаграждение. Его размер устанавливается Правительством РФ, кроме того, органы власти субъектов федерации могут производить дополнительные выплаты. Юридического равенства между всеми субъектами данных правоотношений также не возникает. По достижении детьми совершеннолетия обязательства между сторонами прекращаются. Это вовсе не означает, что между всеми участниками этих правоотношений не могут сохраняться близкие и даже родственные отношения и в последующем. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРесСтатья на тему "Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей"Казалось бы в наше мирное время, когда у детей должны быть полные семьи, но стоит большая проблема с детьми, оставшихся без попечения родителей. Субботина Светлана Викторовна
Описание разработкиРазд. VI СК РФ. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по СК РФВсе документы >>>
Законы Российской Федерации по СК РФВсе документы >>>
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по СК РФ
Все документы >>>
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по СК РФВсе документы >>>
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по СК РФВсе документы >>> Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителейФормы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются все три формы, их условия и порядок, а также субъекты, которые могут выступать усыновителями, опекунами (попечителями) и приемными родителями. The form of upbringing of children without parental care is the activity of the State in the settlement of such children. The main forms is adoption, guardianship and foster care. All three forms, their conditions and procedure, as well as individuals who can act as adopter, guardians (trustees) and adoptive parents are considered in the article. Статистика современности свидетельствует о том, что количество детей, остающихся без попечения родителей, продолжает расти. Причины этого заключаются в экономических и социальных проблемах, которые сопутствуют любому обществу в его переходный период. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере регулирования семейно-правовых отношений. Так, СК АР предусматривает три основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, орган исполнительной власти, а в Азербайджанской Республике эту функцию выполняет Кабинет Министров, может установить альтернативные формы устройства детей. Следует отметить, что исследования последних десятилетий доказывают преимущество семейного воспитания детей, например Антокольская М.В пишет, что «семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение» [7]. Тем не менее, сложившаяся реальность и, соответственно, судебная практика показывают, что указанные в СК АР формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, хоть и имеют своей целью определить таких детей в семьи, однако не решают их насущных проблем. Государство должно стремиться к усовершенствованию механизмов регулирования отношений в этой сфере, чтобы каждый ребенок на территории Азербайджанской Республики мог бы получить обеспечение исполнения своих законных интересов и прав. Итак, для начала, следует прояснить, кто является детьми и какими правами они обладают. Особую роль при рассмотрении этого вопроса играет «Конвенция о правах ребенка» ООН, к которой Азербайджан присоединился 21 июля 1992 г. [4] Ст. 49.1. СК АР в соответствии с понятием «ребенок», сформулированном в ст.1 Конвенции о правах ребенка, дает следующее определение: ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), которое не обрело полную дееспособность. Применительно к правам детей, закон выделяет следующие: право жить и воспитываться в семье, которое состоит из ряда правомочий: непосредственно правомочие жить и воспитываться в семье, правомочие знать своих родителей, правомочие на заботу со стороны родителей, правомочие на совместное проживание с родителями, если это не противоречит интересам ребенка; право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями или лицами, их заменяющими; право ребенка выражать собственное мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию. Для реализации вышеуказанных прав ребенок должен быть в контакте с родителями, а в случаях, когда дети лишены родительского попечения — лицами, их заменяющими. Поэтому, устройство детей, оставшихся без попечения родителей играет столь значимую роль, ведь после передачи ребенка на законном основании, защита прав и законных интересов ребенка будет возложена на принявшего ребенка на воспитание субъекта. Так, ст.114 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики гласит, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на соответствующий орган исполнительной власти. Этим органом, в соответствии с указом 297 Президента Азербайджанской Республики от 06.03.2006 года, являются органы опеки и попечительства при местной исполнительной власти. Эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей и должны их провести первичный учет. Для этого они собирают информацию, предоставляемую из родильных домов, дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений, или гражданами, которые располагают сведениями таких детях. Отметим, что должностные лица этих учреждений обязаны сообщить данную информацию органам опеки и попечительства. Далее органы опеки и попечительства предоставляют в Государственный Комитет по проблемам Семьи, Женщин и Детей информацию для ведения общего учета таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирает формы устройства этих детей, а также осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, в случае если дети, лишенные родительского попечения, не могут быть переданы на воспитание в семью, органы опеки и попечительства обязаны предоставить сведения о детях до трех лет в Министерство Здравоохранения Азербайджанской Республики, а о детях с трех лет — в Министерство Образования Азербайджанской Республики. Последние, в свою очередь, обязуются поставить этих детей на централизованный учет. Далее, информация о детях, оставшихся без попечения родителей, передается для принятия на общий учет со стороны Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей Азербайджанской Республики. Таким образом, по азербайджанскому законодательству существует четкая дифференциация действий государственных органов по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики определяет порядок производства учета таких детей. Как уже отмечалось выше, наиболее приемлемым на сегодняшний день устройством детей, оставшихся без родительского попечения, считается семья. Именно поэтому, закон предусматривает три формы воспитания детей, которые лишены родительского попечения, направленные на нахождение ребенка в семье, или, иными словами, семейные формы воспитания детей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики может установить другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устройством детей можно считать передачу органом опеки и попечительства ребенка под опеку или на усыновление, или в приемную семью. Законное представительство несовершеннолетнего при этих формах воспитания осуществляется, соответственно, усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. Традиционно, изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, начинают с усыновления, т. к. именно оно определено как наиболее схожее с родительскими правоотношениями. При усыновлении между ребенком и его будущими потомками, усыновителем (усыновителями), и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Под усыновлением понимается общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания как своего родного сына или дочери [16]. Если ребенок поставлен на учет, как лишенный родительского попечения, в отношении него допускается усыновление, но только до достижения им совершеннолетия, если тому отвечают его интересы. В соответствии со ст. 117 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики, один и тот же ребенок не может быть усыновлен двумя лицами, если они не являются супругами. Супруг может усыновить своего внебрачного ребенка или ребенка другого супруга. Также, различные лица не могут усыновить братьев и сестер, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам ребенка. Поэтому, на практике нередко можно встретить такое усыновление. В законодательстве Азербайджанской Республики существуют определенные ограничения по субъектному составу, в частности, иностранные граждане или лица без гражданства могут стать усыновителями граждан Азербайджана только в случае, если этих детей невозможно передать на воспитание в семьи граждан Азербайджанской Республики, а также в случае, если родственники детей отказались их усыновить. Без разрешения Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей усыновление азербайджанских граждан иностранными не допускается. Особое значение при усыновлении имеет согласие ребенка, которое является обязательным для всех детей старше 10 лет. При регулировании многих семейных правоотношений, десятилетний возраст ребенка связывают с его правом принимать решение относительно своего будущего. Органы опеки и попечительства детально анализируют побуждения детей, в целях чего привлекаются психологи и преподаватели. На наш взгляд, 10 лет для принятия столь важного решения — завышенный возраст, и поэтому, желательно было бы сократит его до 8 лет, так как восьмилетний ребенок, который уже ходит в школу и получает образование, может принимать окончательное решение относительно своих усыновителей. Закон устанавливает, что если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть произведено без согласия ребенка (ст.124.6) Семейного Кодекса Азербайджанской Республики. Во избежание злоупотреблений при усыновлении, т. е. институте, где «чужие дети становятся родными» Азербайджанское государство строго контролирует деятельность в данной сфере, в первую очередь, путем подробного установления условий и порядка усыновления в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики. Существенное развитие в нем получили также правовые последствия усыновления и основания и порядок прекращения усыновления. Значимым является тот факт, что деятельность юридических и физических лиц устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (ст.114.3). Устройством детей могут заниматься только уполномоченные на то органы исполнительной власти. В противном случае, облаченные в благие намерения бесконтрольные действия, так называемых, «посредников» при усыновлении, вполне возможно, привели бы к завуалированной форме детского рабства. В результате усыновления прекращается правовая связь между детьми и родными родителями и их родственниками, хотя существуют исключения из этого правила [14]. Например, в соответствии со ст. 129, несовершеннолетние, имеющие к моменту своего усыновления право на пенсию и государственное пособие, полагающиеся им в связи со смертью главы семьи, сохраняют это право и после усыновления. Защищая интересы ребенка, Семейный кодекс Азербайджанской Республики предъявляет специальные требования к лицам, которые могут быть усыновителями. Это совершеннолетние лица обоего пола, состоящие в браке супруги, одинокие мужчины и женщины, для которых существуют следующие ограничения: они не могут быть признаны судом недееспособными, ограниченно дееспособными; они не могут быть лишены родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; они не могут быть отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; они не могут быть бывшими усыновителями в усыновлении, которое отменено судом по их вине; они не могут быть лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Помимо этого, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Иначе говоря, усыновить одного и того же ребенка могут только супруги, что представляет особую важность, т. к. усыновление ребенка не зарегистрировавшими брак лицами создает схожее по правовой природе положение, когда родители ребенка не оформляют своих отношений в отделах регистрации актов гражданского состояния. Как нам известно, государство старается сократить количество такого рода отношений, предоставляя лицам определённые льготы, в частности, в соответствии со ст. 9.3. СК АР, при беременности и рождении ребенка брак может быть заключен в день подачи заявления, в то время как обычная процедура заключения брака требует месячного срока ожидания между подачей заявления и непосредственной регистрацией брака. Усыновление представляет собой искусственную попытку создания семейных отношений между посторонними друг другу людьми, и если она не удается настолько, что жизнь ребенка в семье усыновителя становится невыносимой, усыновление приходится отменять даже при отсутствии вины с обеих сторон [7]. Следующей формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей является опека и попечительство. В целях содержания, воспитания, образования, а также защиты прав и обязанностей детей опека и попечительство устанавливаются в следующих случаях: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т. е. по своей сути является комплексным [8]. В отличие от института усыновления, в полной мере регулируемого Семейным Кодексом, установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются гражданским законодательством Азербайджанской Республики. Семейным и Гражданским Кодексом установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Рассмотрим детально, какие субъекты могут быть назначены опекуном (попечителем) детей. Статья 137 СК АР указывает, что это только совершеннолетние и полностью дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) важно учесть его нравственные и иные личные качества. Способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей тоже имеет не последнее значение. Так, например лицам в преклонном возрасте тяжело было бы исполнять обязанности опекуна (попечителя), что должно учитываться при назначении их таковыми. Отношения между опекуном (попечителем) и ребенком и отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) являются существенным фактором при установлении опеки (попечительства). Желание самого ребенка учитывается по возможности, в отличие от усыновления, где оно обязательно с 10 лет. Это обусловлено тем, что опека и попечительство не порождают такой тесной связи между детьми и опекуном (попечителем), как усыновление, приравненное к кровному родству родителей и детей. Закон ставит ограничения для назначения лиц опекунами (попечителями). Это, в первую очередь, лица, больные алкоголизмом или наркоманией. Также не могут быть опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) и лица, ограниченные в родительских правах. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, не в праве становится опекунами (попечителями). Ограничения существуют и для лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Последнее, на наш взгляд, является излишним основанием, так как его широкое толкование может привести к ущемлению интересов ребенка, в частности, когда его опекуном мог бы быть назначен близкий человек, но в силу закона, он не может быть опекуном. Согласно ст. 35.3. ГК АР, опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Данное условие является императивным, так как принуждение к исполнению обязанностей опекуна или попечителя противоречит конституционным правам граждан, и тем самым может повлечь нарушение законных прав и интересов ребенка. Еще одно отличие опеки и попечительства от усыновления заключается в органах, которые вправе отменить опеку и попечительство. Если усыновление может быть отменено только в судебном порядке, то опека (попечительство) отменяются органами опеки и попечительства при местных исполнительных властях. Происходит это по нескольким основаниям. Во-первых, в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. Во-вторых, в случае помещения подопечного в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. В-третьих, это случаи ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, к которым закон относит использовании опеки или попечительства в корыстных целях или оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. И наконец, в-четвертых, это случаи волеизъявления самого опекуна (попечителя) при наличии у него уважительных причин, таких как различного рода заболевания, существенное изменение имущественного положения или сложные отношения с ребенком, над которым установлена опека (попечительство). Прекращение опеки или попечительства может быть связано с другими юридическими фактами, но, в этих случаях, дополнительного решения со стороны органов опеки и попечительства при местных исполнительных властях не требуется. Итак, в соответствии со статьей 38.6 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а физическое лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. В статье 38.7 указывается, что попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Следует принять во внимание, что функции опекуна и попечителя исполняются привлеченными лицами безвозмездно, если иное не установлено в законе. Это, однако, не исключает возможности, в случае наличия у подопечного доходов, использования их на расходы, необходимые для содержания подопечного. Доходы подопечного физического лица должны расходоваться исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Случаи отсутствия доходов у подопечного Гражданским Кодексом Азербайджанской Республики не урегулированы. Ответ на этот вопрос дает нам Семейный Кодекс, где в статье 141.6 говорится, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются материальные средства, установленные государством. Поэтому, напрашивается вывод о том, что опекун (попечитель) назначается именно в целях обеспечения семейного воспитания ребенка, а не его содержания, которое осуществляется или за счет самого ребенка, или за счет государства. На наш взгляд, статьи 136.1 и 141.6 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики нужно привести в соответствие друг с другом. Следующей, последней формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной законом, является приёмная семья. Кабинет Министров Азербайджанской Республики вправе установить иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но на практике такой необходимости пока не возникает. Порядок организации приемной семьи в контексте, который отражен в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики, предполагает, в первую очередь, заключение договора о передаче ребенка на воспитание. Указанный договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью) (статья 142 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики). Как и в предыдущих формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, возраст лица, которое передают в приемную семью, не должен превышать 18 лет. В качестве приемных родителей могут выступать лица, у которых отсутствую ограничения, предусмотренные для опекунов (попечителей) и усыновителей. Далее, требуется определить, какой правовой природой обладает данный договор. В литературе по этому вопросу можно встретить различные мнения: некоторые авторы относят этот договор к семейно-правовым договорам, другие полагают, что он относится к разновидности трудовых договоров [10], а третьи полагают, что это гражданско-правовой договор [11]. На наш взгляд, данная категория договоров носит гражданско-правовой характер. Его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный [15]. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью своим предметом имеет оказание услуг по содержанию, воспитанию и образованию приемного ребенка. Т. е., услуги по исполнению «родительских функций». Говорить о возникновении трудовых отношений здесь достаточно сложно, несмотря на то, что в статье 143.1 говорится о «размере оплаты труда приемных родителей». Трудовые отношения предусматривают трудовой распорядок, график посещаемости, выходные и отпуск для его участников. Однако, в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью указанные пункты отсутствуют, и их даже невозможно включить в виду природы отношений. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать права и обязанности приемных родителей (родителя) с одной стороны и права и обязанности органа опеки и попечительства с другой стороны. Условия содержания, воспитания и образования ребенка являются существенными условиями этого договора, так как их обязательность установлена законодательством. Как и любой гражданско-правовой договор, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен содержать основания и последствия его прекращения. Договор прекращается или истечением предусмотренного в нем срока, или в результате расторжения одной из сторон. Инициаторами расторжения до окончания срока действия договора могут быть приемные родители, если у них имеются уважительные причины, такие как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношений между детьми. Орган опеки и попечительства может расторгнуть договор в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка в семью, а также, в случае усыновления ребенка. Было бы желательно предусмотреть в договоре санкции за неисполнение сторонами своих обязательств, но закон не ставит таких требований. Цена договора определяется как «размер оплаты труда приемных родителей» и не подлежит согласованию между сторонами, потому что определяется законодательством, которое также может предусматривать льготы, предоставляемые приемным родителям в зависимости от количества принятых ими на воспитание детей. После обретения независимости в Азербайджанской Республике постоянно проводились и продолжают проводиться мероприятия по созданию и улучшению условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательно предусмотренные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уже сами по себе являются передовым шагом в этом направлении. Мы также можем наблюдать налаживание непосредственных процессов данного рода деятельности государства в сфере семейно-правовых отношений. Но, несмотря на это, проблемы, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, остаются злободневными. Для их решения нужно постоянно руководствоваться нормами о правах детей и их защите. Любое развитие личности, а тем более детей, лишенных родительского попечения, должно, по мере возможности, происходить в условиях семьи. Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджанская Республика, попечение родителей, ребенок, Семейный Кодекс, орган опеки, попечитель, попечительство, усыновление, родительское попечение, устройство детей. Кто остался без попечения родителей? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителейДети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без внимания и попечения родителей, должны быть обеспечены охраной государственных органов. Их определяют в приемных семьях или в специализированных учреждениях, где за ними будут присматривать и заботиться. Кроме того, несовершеннолетние в этом случае не считаются сиротами, а только дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку законные представители ограничены или лишены своих прав, не исполняют свои обязанности.Сиротой можно назвать только ребенка, потерявшего отца и мать из-за их смерти. ОпределениеРебенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, оставшийся без попечения, внимания и материальной поддержки последних в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на это, уклонялись от образования, длительное время отсутствовала, не забирала из учебного заведения. Вопросами о размещении таких детей в приемных или приемных семьях или в специализированных учреждениях занимается государственная социальная служба.Им следует идентифицировать таких несовершеннолетних, вести учет их и следить за их будущей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для обучения других людей. УстройствоСироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выявляются в специализированных учреждениях, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование. Существует несколько форм организации несовершеннолетних:
Если таких возможностей для выявления детей нет, их следует перевести в специальные учреждения. Последние могут быть следующих типов:
Арт. 155 Кодекса семейных отношений предполагает, что список таких учреждений также может быть дополнен другими некоммерческими организациями, которые будут выполнять свои основные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними. При этом помощь детям, оставшимся без попечения родителей, оказывает государство в виде специальных социальных служб, которые занимаются их размещением в приемных и приемных семьях, а также в специализированных интернатах и временных приютах. СрокиОрганы опеки и попечительства имеют право идентифицировать несовершеннолетних в этих учреждениях для постоянного или временного проживания. В случае помещения ребенка в детский дом на неопределенный срок, все обязанности по уходу, питанию и его содержанию несет эта организация. Если несовершеннолетний выявлен в интернате временно, то все права сохраняются за законными представителями, попечителями, попечителями. При этом у этих лиц должны быть уважительные причины (тяжелая болезнь, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми. Независимо от того, находится ли ребенок временно или постоянно в специализированном учреждении, органы опеки и попечительства составляют соответствующий акт при его переводе в указанную организацию. Основные обязанностиОрганам опеки и попечительства возложены следующие функции:
Пока ребенок не станет взрослым, он будет под их пристальным вниманием и присмотром. Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью возлагается на органы опеки и попечительства, которые, таким образом, выполняют свои основные функции. ПомощьРебенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, имеющий право на получение питания, образования и жилья от государства, поскольку он потерял опеку родственников и друзей. Такую помощь детям оказывают государственные органы, которые переводят их в специализированные приюты и школы-интернаты. Для этого есть социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение. ДанныеРебенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, занесенный в банк реестра детей, нуждающихся в помощи и защите.Чтобы получить любую информацию о несовершеннолетних или если они хотят взять их на воспитание в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей с фотографиями и краткой информацией. Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, доступны для регистрации в контролирующих их специализированных органах, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью или усыновить. ФормыРебенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, нуждающийся в опеке и помощи государства. В этом случае его определением в интернате или приюте займутся специализированные органы. Существует несколько форм организации несовершеннолетних, утративших поддержку близких людей:
стилей воспитания🥇: типы эффективного воспитанияБыть родителем - это, пожалуй, одна из самых сложных, но при этом самых плодотворных работ на планете. Ни один подход к воспитанию детей не подходит всем. Вот почему существует огромное количество различных стилей воспитания, которые мы применяем при воспитании детей. В этой статье мы рассмотрим 4 типа эффективного воспитания детей - каковы их основные характеристики и как вы можете использовать их, чтобы стать отличным родителем. СодержаниеЧто такое стиль воспитания?
Стиль воспитания - это способ воспитания вашего ребенка с особым подходом. Мой стиль воспитания зависит от вашей личности, предпочтений или, возможно, от вашего ребенка. Исследования показали, что стили воспитания могут иметь огромное влияние на успехи ребенка в учебе и его карьеру. Исследование , проведенное в Ширазском университете медицинских наук, выявило отрицательную корреляцию между авторитарным стилем воспитания и успеваемостью ребенка.Результаты также показали нам, что существует значительная положительная корреляция между «твердым» стилем воспитания и карьерным ростом ребенка. Существует 4 основных типа родительских стилей, большинство из которых было описано легендарным психологом Дианой Баумринд. Стили воспитания, обозначенные Баумриндом, включают «авторитарный» стиль, «авторитарный» стиль и «дозволительный» стиль. После того, как по этой теме было проведено дальнейшее исследование, психологи Джон Мартин и Элеонора Маккоби добавили четвертый стиль в этот список.Этот стиль был известен как «Вовлеченное» или «Небрежное» воспитание. Стили воспитания Баумринда: четыре типа воспитания
Стили воспитания, описанные Баумриндом, различаются в зависимости от двух основных факторов - «отзывчивости» и «требовательности». Разница в стилях была решена в зависимости от того, был ли родитель высокочувствительным или низкореагирующим родителем, и был ли он требовательным или низко требовательным родителем. АвторитетныйОписано 3 словами: Поддерживающая, Фирма, Удовлетворительная. Авторитетный стиль воспитания основан на его отзывчивости и высокой требовательности. Этот стиль воспитания подразумевает, что родители оказывают своему ребенку полную поддержку. Это подразумевает, что родители помогают своему ребенку развиваться и становиться лучшей версией себя, направляя его к успеху. Авторитетный стиль также реализует высокие стандарты поведения и отношения - этот стиль требует от ребенка уважения к своим родителям.Существуют определенные правила, которым должен следовать ваш ребенок, однако правила всегда полностью объясняются, чтобы ваш ребенок мог понять смысл, стоящий за ними. Следуя этому стилю воспитания, вы обеспечиваете постоянное построение позитивных отношений между вами и вашим ребенком. Из трех стилей воспитания, основанных Баумриндом, это был ее любимый. Авторитетный стиль сочетает в себе строгие правила, эмоциональную поддержку и руководство, чтобы помочь вашему ребенку стать лучшей версией себя. Авторитарный
Описан 3-мя словами: Строгий, Отстраненный, Требовательный. Авторитарный стиль воспитания отличается от авторитарного подхода. Этот стиль воспитания основан на четком наборе строгих правил, несоблюдение которых часто сопровождается последовательными наказаниями. В то время как родители, которые принимают этот подход, многого требуют от своего ребенка, они также очень низки в плане отзывчивости - они часто могут быть отключены от жизни своего ребенка, практически не предлагая руководства или поддержки, в отличие от авторитарного стиля. Авторитарный родитель также игнорирует чувства или мнения своего ребенка по любой конкретной теме - еще один признак слабой или нулевой эмоциональной поддержки ребенка, что может нанести вред его самооценке. Авторитарный способ воспитания не пользуется большим уважением, однако он может быть слишком распространенным - особенно, если родитель не осознает долгосрочные последствия своего стиля воспитания для их ребенка. Разрешающий
Описано 3 словами: Спокойный, Прощающий, Терпимый. Как снисходительный родитель, вы можете изложить правила, но не сможете их обеспечить. У вас очень непринужденное отношение к воспитанию детей - вы чувствуете, что в конце концов ваши дети найдут свой жизненный путь и будут учиться на своих ошибках. Однако это не означает, что снисходительные родители не поддерживают своего ребенка. Если когда-либо возникнет серьезная проблема, родитель всегда предложит совет и поддержку. Этот стиль воспитания больше похож на друзей, чем на родителей.Хотя вы будете прислушиваться к проблемам, желаниям и потребностям вашего ребенка, вы предпочитаете сделать шаг назад и позволить ему разобраться во всем самостоятельно. Если ребенок плохо себя ведет или не подчиняется правилам, установленным их снисходительными родителями, они, скорее всего, не будут иметь никаких последствий, что может усилить плохое поведение. Помимо не соблюдения правил, снисходительные родители могут не научить своих детей хорошим привычкам, таким как гигиена и здоровое питание. Это может привести к нездоровью детей. Небрежный
Описано 3 словами: Отстраненный, Отдаленный, Неучастный. Этот стиль воспитания был открыт психологами Джоном Мартином и Элеонорой Маккоби. Небрежное воспитание - это самый нежелательный стиль воспитания. Небрежные родители часто оставляют своих детей на произвол судьбы, не предлагая при этом никакой поддержки или совета, которые в противном случае помогли бы им вырасти в лучшую версию себя. Нет четких правил, которым должен следовать ребенок, а это значит, что он, скорее всего, будет чаще плохо себя вести. Этот стиль воспитания не всегда является преднамеренным - родитель может бороться со многими другими проблемами, что непреднамеренно означает, что ребенок становится второстепенным приоритетом. Желания, потребности, мнения и эмоции ребенка часто остаются незамеченными, заставляя его чувствовать себя нежеланным и неудовлетворенным.
Как каждый стиль может повлиять на детей
Каждый из стилей воспитания может влиять на детей по-разному. Авторитетное воспитание может иметь очень положительное влияние на детей. Дети, воспитанные в таком стиле воспитания, чувствуют, что их лелеют, любят и направляют в правильном направлении. Часто они становятся более успешными с точки зрения образовательных достижений и карьеры. Авторитарное воспитание может иметь несколько негативное влияние на детей. Дети с большей вероятностью будут обижаться на своих родителей, поскольку их постоянно наказывают, а не направляют к принятию лучших решений. Дети с авторитарными родителями могут чувствовать себя нелюбимыми и неслышанными, поскольку родители обычно мало времени проводят со своим ребенком. Разрешительные родители могут заставить своих детей чувствовать, что у них нет надлежащего руководства или поддержки. Дети снисходительных родителей могут испытывать трудности с точки зрения образования и карьеры как прямое следствие отсутствия реальной родительской поддержки. Вредные привычки могут формироваться в связи с привычками питания и гигиеной, что означает, что ребенок подвергается более высокому риску заболеть. Небрежное воспитание может привести к тому, что дети будут чувствовать себя совершенно неуправляемыми, неслышанными и нелюбимыми. Долгосрочный эффект этого стиля воспитания может быть разрушительным. Дети с пренебрежительными родителями могут испытывать серьезные проблемы с уверенностью в себе, становиться несчастными или даже подавленными, а также могут плохо учиться и работать. Теория привязанности
Теория привязанности была впервые создана британским психологом Джоном Боулби.Боулби провел широкий спектр исследований в 50-х и 80-х годах. Bowlby’s заявил, что дети чувствуют себя напуганными и одинокими, когда их разлучают с их основным опекуном - родителями. Поскольку младенцы уязвимы и не могут защитить себя, они, как правило, взывают о помощи, когда их разлучают с родителями - инстинктивное поведение. Проще говоря, теория Боулби предполагает, что в ранние годы жизни ребенка (0–3 года) уровень привязанности ребенка к родителям напрямую влияет на их будущие отношения - как с родителями, так и со всеми остальными. Теория привязанности в подростковом возрасте
Теория привязанности - хотя она в основном относится к ранним годам ребенка - утверждает, что прочная связь ребенка с родителями может иметь значительное влияние на то, как ребенок ведет себя в подростковом возрасте. Исследование показало значительную корреляцию между силой привязанности ребенка к своим родителям и тем, как ребенок растет в подростковом возрасте. Дети с более сильной привязанностью к своим родителям с меньшей вероятностью будут участвовать в таких образцах поведения, как алкоголь несовершеннолетними, употребление наркотиков и сексуальная активность. Девочки-подростки, которые имеют более прочные связи со своими родителями, напрямую коррелируют с меньшим уровнем подростковой беременности, меньшим количеством проблем с телом и более низкими показателями расстройств пищевого поведения. Подростки, которые были надежно привязаны к своим родителям, также менее склонны к развитию проблем психического здоровья, таких как депрессия и тревожность. Теория привязанности показывает нам важность формирования надежной привязанности с вашим ребенком не только в ранние годы, но и по мере его роста и развития. Другие стили воспитания
Помимо четырех основных стилей воспитания, которые мы уже обозначили ранее, существует множество других стилей, которые родители могут использовать при воспитании своего ребенка. Другие стили включают «безусловное воспитание», «целостное воспитание» и «заботливое воспитание». Безусловное воспитание детей характеризуется своим подходом к принятию действий и поведения ребенка, несмотря ни на что - позволяя им быть самими собой.Это усиливает индивидуальность ребенка и позволяет ему расти, чувствуя себя принятым таким, какой он есть, независимо от того, как он себя ведет. Целостное воспитание детей - это когда родители побуждают своих детей исследовать свои индивидуальные убеждения. Это подразумевает недопущение навязывания вашему ребенку каких-либо религиозных взглядов. Кроме того, вместо того, чтобы устанавливать строгие правила, вы должны подавать пример. Воспитательное воспитание (также известное как «Медленное воспитание») характеризуется своим устойчивым подходом.Вместо того, чтобы торопиться налаживать отношения и устанавливать правила, этот стиль воспитания требует от родителей больше времени на установление значимых связей со своим ребенком. Этот стиль воспитания также устраняет идею о том, что жизнь - это успех. Напротив, заботливый стиль воспитания подтверждает тот факт, что жизнь - это путешествие, в котором дети могут постоянно учиться и развиваться. Влияние стилей воспитания
Как мы уже говорили ранее, стили воспитания могут иметь огромное влияние на то, как дети растут и развиваются на протяжении всей их жизни. Определенные стили воспитания, такие как авторитетное воспитание, позволят и родителям, и детям сформировать надежную привязанность с ранних этапов жизни ребенка. Безопасное крепление напрямую связано с более позитивным развитием детей в жизни. Как показали исследования, существует прямая связь между детьми, у которых есть надежная родительская привязанность, и уменьшением проблем с психическим здоровьем, включая депрессию и тревогу. Стили воспитания, в первую очередь пренебрежительное воспитание, могут иметь очень негативное влияние на развитие ребенка.Хотя этот стиль воспитания не всегда является преднамеренным, он, безусловно, наиболее вреден для роста и благополучия ребенка. Дети, которых воспитывали пренебрежительные родители, чаще страдают от проблем с уверенностью, формируют поведенческие проблемы и плохо учатся. При выборе стиля воспитания, который вы хотите принять, разумно подумать о том, какое влияние он окажет на ваших детей в дальнейшей жизни. Хотя важно выбрать стиль, который вам подходит, вы должны убедиться, что ваш ребенок может сформировать надежную привязанность к вам, что в конечном итоге настроит его на позитивное и благополучное будущее. Какой стиль воспитания наиболее эффективен?
Самый эффективный стиль воспитания, как утверждает сама Диана Баумринд, - это авторитарный стиль. Из всех стилей воспитания авторитетное воспитание оказывает наиболее положительное влияние на детей. Сочетание руководства, поддержки и правил, которые соблюдаются, - все это сильные элементы, которые позволяют ребенку вырасти в лучшую версию себя. Дети, воспитанные в авторитетном стиле воспитания, с большей вероятностью добьются успехов в учебе, а также в карьере. При авторитетном воспитании ребенок чувствует себя заботливым и любимым, что укрепляет его уверенность и чувство собственного достоинства по мере его роста и развития. Если вы ищете лучший стиль воспитания для своих детей, определенно стоит обратить внимание на авторитетный стиль. Стили воспитания: выводы
Как видите, существует огромное количество различных стилей воспитания, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы. Стили воспитания - это то, о чем вы, возможно, захотите серьезно подумать над дальнейшим исследованием, чтобы убедиться, что ваш ребенок воспитывается наилучшим образом. Стоит отметить, как каждый стиль может повлиять на вашего ребенка, особенно с точки зрения его привязанности к вам в ранние годы. Привязанности, которые формируются у вашего ребенка в этот период, могут существенно повлиять на его психическое здоровье в подростковом и более позднем возрасте. Не все стили подходят вашим предпочтениям. Вы можете проявить снисходительность или установить больше правил.Выбор стиля может быть трудным, и не существует такого понятия, как универсальный подход. Вы можете использовать элементы из всех стилей воспитания, в зависимости от возраста вашего ребенка или ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь. Если вы хотите узнать больше о разных стилях воспитания, включая « Вертолетное воспитание», , загляните в этот замечательный блог , который мы только что опубликовали для вас.
. Почему это важно и как это построитьВоспитание приносит удовлетворение, но иногда утомляет. Он выявляет в человеке все самое лучшее и худшее. Мы делаем все возможное, чтобы хорошо вырастить наших детей, - от пробовать различные приемы для родителей до посещения семинаров по позитивному воспитанию. Но, в конце концов, все сводится к тому, какие отношения родитель разделяет с ребенком - чем лучше отношения, тем лучше может быть воспитание. Итак, как вы можете укрепить отношения между родителями и детьми? Здесь мы расскажем вам, что такое отношения между родителями и детьми, их важность и несколько советов по укреплению связи между ребенком и родителем. Понимание отношений родитель-ребенокОтношения родитель-ребенок (PCR) - это отношения, которые способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую каждый ребенок и родитель испытывают, радуются и лелеют. Отношения закладывают основу личности ребенка, выбора и поведения в целом. Исследования показывают, что здоровые отношения между родителями и детьми приводят к положительным результатам для детей и семьи (1). Продолжайте читать, чтобы узнать о важности связи между родителями и детьми. Вернуться к началу Почему важны позитивные отношения между родителями и детьми?Любящие родители создают любящих детей. Ваши отношения с детьми и то, насколько вы к ним привязаны, указывают на то, каким будет ребенок в будущем. [Читать: Стили воспитания и их влияние ] Вот несколько положительных результатов здоровой ПЦР.
Отношения между родителями и детьми должны быть не только крепкими, но и гибкими, потому что с десятилетним ребенком нельзя вести себя так же, как с трехлетним. Вернуться к началу Отношения между родителями и детьми на разных этапахВоспитание детей - это работа на полный рабочий день, с преимуществами и проблемами, которые растут по мере роста ребенка. Здесь мы рассмотрим ПЦР на различных этапах: Младенчество - создание тепла и безопасностиВ первые шесть месяцев младенцы в основном плачут, едят, спят, писают и какают.А в ответ родители держат, кормят, отрыгивают, переодевают и моют малыша. Таким образом родители остаются рядом с младенцем, ухаживая за ним. Когда ребенок голоден, он капризничает. Когда родитель его кормит, потребности ребенка удовлетворяются, и он счастлив. Родители также счастливы от того, что могут удовлетворить потребности ребенка. Когда родители выполняют свою основную функцию - воспитывать, любить и заботиться о ребенке, это создает четко определенные и уникальные отношения между родителями и детьми. К своему первому дню рождения у младенцев, вероятно, разовьется надежная привязанность к родителям или к основному опекуну. Детство - шаг в обществоКогда ребенок становится совсем маленьким, основное внимание уделяется формированию поведения ребенка путем обучения, руководства и воспитания. Родители тонко облегчают процесс социализации в течение первых двух лет и подготавливают ребенка к тому, чтобы он вписался в социальную группу или общество в целом. [Прочитано: Неучастие в воспитании ] Дошкольное учреждение - развитие стиля воспитанияВозникают разные стили воспитания, один из которых становится заметным по мере того, как ребенок достигает дошкольного возраста (4).Однако нельзя использовать один конкретный стиль последовательно во всех ситуациях; вам нужно использовать комбинацию стратегий для воспитания детей. А родительско-дочерние отношения лучше всего можно описать текущим стилем воспитания, принятым родителями. Исследования показывают, что дети:
Школьный возраст - знание о мире за пределами домаКогда ребенок идет в начальную школу, его внимание смещается с родителей на сверстников, но это не меняет динамики PCR. По мере того как у ребенка развиваются когнитивные и социальные навыки, он выходит за рамки домашней обстановки. Это время, когда связь становится двусторонней.Ребенок может сказать родителю, чего он хочет, и выразить свое симпатии и антипатию. Ваш стиль воспитания будет определять, будет ли общение двусторонним или односторонним. Стили воспитания остаются неизменными по мере роста ребенка, и стиль, используемый в дошкольном возрасте, продолжает оказывать влияние даже в среднем детском возрасте. Исследования показывают, что в случае (7):
Подростковый возраст - предоставление ребенку личного пространстваПодростковый возраст - это бурная и уязвимая фаза, которая приводит к физическим и психологическим изменениям в ребенке. Родители должны признавать и понимать потребности своих подростков, поддерживать их и давать им необходимую свободу, не чрезмерно контролируя их. Воспитание с любовью и принятием путем принятия позитивного подхода даже в трудные времена может быть эффективным способом направлять подростков. Взрослая жизнь - говорить на равныхВзрослая жизнь - это время, когда начинается стабильность. Родитель и взрослый ребенок теперь могут общаться друг с другом. Взрослые дети иногда разрываются между личными и престарелыми родителями. Баланс между ними может быть довольно напряженным. Однако большинство взрослых поддерживают здоровые отношения со своими родителями. [Читать: Авторитарный стиль воспитания ] Требования и приоритеты одной семьи отличаются от требований и приоритетов другой. Например, связь, которую вы разделяете со своим ребенком, может отличаться от той, которую ваш друг разделяет со своим ребенком. Это означает, что ваши отношения между родителями и детьми отличаются от отношений вашего друга. Итак, какой у вас тип облигации? В начало Типы родительско-дочерних отношенийТипы отношений могут зависеть от вашего стиля воспитания.PCR можно в общих чертах разделить на следующие категории (8): 1. Надежные отношения:Дети чувствуют себя в безопасности со своими родителями / опекунами и верят, что о них позаботятся. Безопасные отношения формируются, когда родители постоянно реагируют на потребности своих детей. Дети, у которых есть надежные отношения со своими родителями, в дальнейшем с большей вероятностью станут независимыми и уверенными в себе. Они хорошо общаются в обществе и лучше справляются со своими эмоциями. 2. Отношения избегания:Дети чувствуют себя незащищенными, потому что родители не реагируют на их потребности. Они вынуждены стать независимыми и заботиться о себе в детстве. Небезопасная привязанность родитель-ребенок приводит к проблемам в развитии и адаптации, а также к поведенческим проблемам, таким как кусание, толкание и удары. Дети, которые испытывают такие отношения, с большей вероятностью будут иметь плохие социальные навыки (например, замкнутость или агрессию), а также, как правило, непослушны и импульсивны. Однако это не означает, что они обречены на неудачу в жизни. Изменения, безусловно, могут произойти по мере роста ребенка. 3. Амбивалентные отношения:Потребности ребенка иногда удовлетворяются, а иногда нет. Родители отвечают, но не всегда. Например, родитель может не сразу реагировать на ребенка, который голоден или плачет, поскольку он занят на работе. Но через некоторое время они могут ответить. Эти дети растут привязчивыми и склонными к чрезмерным эмоциям. 4. Неорганизованные отношения:В этих отношениях родители пренебрегают потребностями детей, и дети учатся ничего не ожидать от родителей. В таких случаях вполне вероятно, что один или оба родителя страдают от психологического состояния. Эти дети ведут бессмысленную деятельность и ведут себя необычно. Некоторые из них, как правило, говорят быстро и мешают другому человеку понять их речь или поведение. Итак, вы относились к одному из этих типов? А вы могли догадаться, какой тип лучше других? [Читать: Как заставить позитивное воспитание работать ] Для того, чтобы развить лучшую связь, вам необходимо следовать определенным основным принципам воспитания, которые мы обсудим далее. Вернуться к началу Принципы взаимоотношений между родителями и детьмиКогда дело доходит до воспитания детей, не существует универсального решения. Однако следующие принципы закладывают основу для позитивного воспитания:
Эти принципы могут направлять родителей на макроуровне. А как насчет повседневного общения? Как вы можете укрепить связь с ребенком в повседневной жизни? Вернуться к началу [Читать: Негативное и позитивное воспитание ] Действия, которые помогают в установлении связи между родителем и ребенкомФормирование связи с вашим ребенком является ключевым моментом здоровой ПЦР. А когда связь налажена, ваши дети, как правило, добровольно соблюдают правила.Один из способов укрепить вашу связь с детьми - это приучить к позитивному общению свой распорядок дня. Вот как это можно сделать:
Обнимайте детей, когда они просыпаются утром и перед сном, ночью, а также столько раз в течение дня, сколько сможете. Потрите их плечи, поддерживайте зрительный контакт и похлопайте их по спине, чтобы показать им свою заботу. Детям старшего возраста может не нравиться физическое прикосновение, или они могут смущаться, когда вы обнимаете их на глазах у сверстников. Не навязывайте им это. Будьте осторожны и дайте им понять, что объятия, чтобы показать привязанность и любовь, - это не плохо.
Если вы введете эти занятия в свой распорядок дня, вы наверняка заложите основу для здоровых отношений. После того, как будет заложен прочный фундамент, вы можете работать над укреплением связи. Вернуться к началу [Читать: Советы, как стать лучшим родителем ] Как укрепить отношения между родителями и детьми?По данным Американской психологической ассоциации, качественные родительско-детские отношения важны для здорового развития (8). Чтобы иметь здоровый ПЦР, родители должны быть отзывчивыми, заслуживающими доверия и любящими. Вот несколько советов по укреплению отношений:
Любовь и забота, которые вы предлагаете своему ребенку, создают здоровые и позитивные отношения. Но некоторые поведенческие проблемы могут привести к плохому результату ПЦР. Вернуться к началу [Читать: Что такое совместное воспитание ] Пять проблем, которые могут разрушить отношения между родителями и детьмиОтношения, которые вы устанавливаете со своими детьми в ранние годы, формируют основу для их последующих лет . Если ранние отношения между родителями и детьми натянуты из-за различных проблем, это повлияет на личность вашего ребенка.Вот несколько распространенных проблем в отношениях между родителями и детьми, которых следует избегать:
Жестокое обращение в детстве может превратить детей в жестоких взрослых, которые плохо обращаются со своими родителями и детьми, создавая порочный круг.
Кроме того, вы должны уважать ребенка в том, как вы говорите и ведете себя с ним.
Вернуться к началу [Читать: Авторитетный стиль воспитания ] Это факт, что воспитывать детей непросто.Но тогда вы, как зрелый и ответственный взрослый, должны создать здоровую и любящую связь со своим ребенком, которая облегчит жизнь вам обоим. Однако, если у вас возникли серьезные проблемы с ребенком, и вы не можете справиться с ними самостоятельно, знайте, что помощь всегда рядом. Проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы помочь себе и ребенку. Хотите рассказать нам о каких-либо стратегиях воспитания? Используйте наш раздел комментариев ниже. Рекомендуемые статьи:.Влияние негативного и позитивного воспитания на детейПоведение ребенка часто является отражением его родителей и обращения с ним дома. У счастливого и уверенного в себе ребенка будут добрые и понимающие родители и благоприятная атмосфера дома. Ребенок, который заикается или всегда представляет собой комок нервов, может быть таким, потому что он всегда находится под угрозой гнева своих родителей. Понимаете ли вы, что ваш образ жизни может сказаться на здоровье вашего ребенка? Знаете ли вы, что ваши постоянные ссоры с партнером могут подорвать уверенность вашего ребенка и его взгляды на отношения на всю жизнь? Родители являются примером для подражания для своих детей.Именно от них дети перенимают определенные ценности и жизненные навыки. Дети также учатся выражать эмоции и решать жизненные проблемы от своих родителей. Отсутствие родительского участия может иметь пагубные последствия для ребенка. Ребенок, у которого нет близких отношений со своими родителями, рискует заболеть депрессией. Короче говоря, воспитание может сделать или сломать жизнь ребенка. Читайте дальше, чтобы узнать, как родительские обязанности могут быть обоюдоострым оружием, которое может как положительно влиять на вашего ребенка, так и мотивировать его, или непоправимо уродовать жизнь вашего ребенка.Узнайте, как влияние родителей на детей может быть положительным и отрицательным: Отрицательное влияние родителей на детей: |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |