О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Грамматический строй родного языка значение его усвоения для развития ребенка


Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Методика формирования грамматического строя речи

План лекции:

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

2. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.


Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967. 154)

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.


Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

 

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967. 154)

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

 



Читайте также:

 

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила стол»).


То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым (См.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.)

В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.


Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного – един, и множ. число, именит., винит, и родит, падежи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком».

Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Так, исследуя особенности согласования в роде глаголов прошедшего времени с существительными, М. И. Попова пришла к выводу, что простое многократное (от 312 до 534) повторение нужной формы трудоемко и непродуктивно, у детей не возникает ориентировка на форму, так как их деятельность со словом не организована. Формирование согласования в игре «Теремок», создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась, если ребенок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей при количестве повторений не свыше 100 научились выделять голосом окончания существительного и глагола.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.

Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Американский психолингвист Д. Слобин (См.: Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики// Психолингвистика. – М., 1984.) отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен: 1) осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка, и 2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

На материале 40 языков Д. Слобин приводит убедительные данные о том, что процесс усвоения грамматики «требует тонко структурированного активного мышления ребенка». Такая универсальная закономерность проявляется у детей, говорящих на английском, немецком, русском, польском, венгерском и других языках.

В исследовании В. И. Ядэшко содержится материал, раскрывающий процесс обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм.

Так, в предложении Мы пошли ребенок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: Кто это мы? – он отвечает: Я, папа, Витя. Сказуемое пошли указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени.

Интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением подлежащих стоит обобщающее слово. Например: Два мы: я и папа – пошли. Предложение недостаточно оформлено грамматически, но по структуре сложное. Ребенок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два мы), не только перечисляет конкретные субъекты, но и перед их называнием дает обобщающее слово.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Наиболее типичные ошибки описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А. М. Бородич, Л. П. Федоренко и других.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка — Студопедия

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика объединяет словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значениеслова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значениелибо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.


Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».


Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм.Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила стол»).

То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым (См.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.)

В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного – един, и множ. число, именит., винит, и родит, падежи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком».

Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение.Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

Для выработки ориентировки важна деятельность ребенка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату. Так, исследуя особенности согласования в роде глаголов прошедшего времени с существительными, М. И. Попова пришла к выводу, что простое многократное (от 312 до 534) повторение нужной формы трудоемко и непродуктивно, у детей не возникает ориентировка на форму, так как их деятельность со словом не организована. Формирование согласования в игре «Теремок», создание проблемной ситуации (дверь в теремок открывалась, если ребенок правильно производил согласование) привело к тому, что 75% детей при количестве повторений не свыше 100 научились выделять голосом окончания существительного и глагола.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.

Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен: 1) осознать те физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка, и 2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.

На материале 40 языков Д. Слобин приводит убедительные данные о том, что процесс усвоения грамматики «требует тонко структурированного активного мышления ребенка». Такая универсальная закономерность проявляется у детей, говорящих на английском, немецком, русском, польском, венгерском и других языках.

В исследовании В. И. Ядэшко содержится материал, раскрывающий процесс обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм.

Так, в предложении Мы пошли ребенок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: Кто это мы? – он отвечает: Я, папа, Витя. Сказуемое пошли указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени.

Интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением подлежащих стоит обобщающее слово. Например: Два мы: я и папа – пошли. Предложение недостаточно оформлено грамматически, но по структуре сложное. Ребенок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два мы), не только перечисляет конкретные субъекты, но и перед их называнием дает обобщающее слово.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Наиболее типичные ошибки описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А. М. Бородич, Л. П. Федоренко и других.

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967. 154)

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.



Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967. 154)

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.


Похожие статьи:

Грамматическая система языка

Развитие теории грамматики английского языка.

Первые попытки описать английский язык были сделаны Альфри (955-1020). Он написал коллоквиум, который представлял собой серию диалогов из повседневной речи мальчиков в монастырских школах. Он был просто предназначен для наставления ученых в повседневной речи или монастыре. Кроме того, он написал латинскую грамматику с некоторыми комментариями на английском языке. Он переводил латинские термины с помощью займов.Мы не знаем, были ли какие-то другие важные попытки найти какие-то комментарии, какие-то глоссарии, но мы не находим никакой всеобъемлющей книги, какой-либо всеобъемлющей работы, которая могла бы считаться грамматикой.
Предварительные грамматики (16-18 вв.). Грамматики в истинном смысле этого слова начали появляться в 16-м веке, мы называем их местоименными грамматиками, потому что их целью было просто описать, зарегистрировать
грамматическую систему языка того времени.

Научно обоснованные и последовательные принципы системного подхода к языку и его грамматике получили существенное развитие в лингвистике ХХ века, а именно после публикации работ русского ученого Бодуэна де Куртенэ и швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.Эти два великих человека продемонстрировали разницу между языковой синхронией (сосуществование языковых элементов) и диахронией (разные периоды времени в развитии языковых элементов, а также языка в целом) и определили язык как синхронную систему значимых элементов на любом этапе. его исторической эволюции.

Язык - это способ человеческого общения, устного или письменного, состоящий из использования слов в структурированном и традиционном виде: исследование того, как дети изучают язык (Оксфордский словарь).Язык - это система слов или знаков, которые люди используют для выражения мыслей и чувств друг другу (Словарь Мерриам Вебстер). Язык - это средство формирования и хранения идей как отражений реальности и обмена ими в процессе человеческого общения. Язык включает в себя три составные части («стороны»), каждая из которых ему присуща в силу своей социальной природы. Эти части - фонологическая система, лексическая система, грамматическая система. Грамматическая система - это совокупность закономерностей, определяющих сочетание именных средств при образовании высказываний как воплощение мыслительного процесса.Целью теоретической грамматики языка является теоретическое описание его грамматической системы, т.е. научный анализ и определение его грамматических категорий и изучение механизмов грамматического образования высказываний из слов в процессе речевого образования. Грамматическая система языка помогает организовать лексические единицы в связное высказывание (): оно выражает некую законченную мысль и маркируется на всех языковых уровнях: фонетическом, лексическом, уровне сочетаемости, грамматическом уровне.Грамматическая система - это набор приемов (грамматические аффиксы или грамматические морфемы (такие маркеры, как причастие прошедшего времени, причастие настоящего или третьего лица единственного числа), образующих слова (артикль, предлог и и т. Д. ). .) и порядок слов) и правила их применения, которые используются для создания связного высказывания. Основной единицей грамматической системы является грамматическая категория. Грамматическая категория - это противопоставление как минимум двух форм одной и той же лексической единицы, основанное на определенном общем значении, которое является более абстрактным, чем значение членов оппозиции. Грамматическая категория - это система выражения обобщенного грамматического значения посредством парадигматического соотношения грамматических форм. Набор грамматических форм составляет парадигму.

Парадигма - это типичный пример или образец чего-либо; образец или модель: societys парадигма идеальной женщины (Оксфордский словарь). Парадигма - это теория или группа идей о том, как что-то нужно делать, создавать или обдумывать (Словарь Мерриам Вебстер) .

Оппозиция - это обобщенное соотношение языковых форм, посредством которых выражаются определенные функции. Коррелированные элементы противопоставления должны обладать двумя типами признаков: общими и дифференциальными. Общие служат основой контраста. Дифференциальные признаки выражают рассматриваемую функцию. Оппозиционная теория изначально была сформулирована как фонологическая теория. Выделяют три основных качественных типа противостояния: привативное, постепенное, равноправное.Бинарная привативная оппозиция образована контрастирующей парой членов, в которой один член характеризуется наличием определенного отличительного признака, а другой член характеризуется отсутствием этого признака. Элемент, в котором присутствует этот элемент, называется с маркировкой или strong или Positive member. Элемент, в котором этот элемент отсутствует, называется немаркированным или слабым или отрицательным элементом.

Постепенное противостояние формируется контрастирующей группой членов, члены которой различаются не только наличием или отсутствием признака, но и степенью его.

Равноправное противостояние образовано контрастирующей группой членов, члены которой отличаются положительными чертами.

Приватная морфологическая оппозиция основана на морфологическом дифференциальном признаке, который присутствует в его сильном члене и отсутствует в его слабом члене (работа отрицательная, работа положительная; кошка без отметок, кошки с отметками; видеть слабую, видеть сильную).

Эквиполлентные оппозиции в системе английской морфологии составляют второстепенный тип и в основном ограничиваются формальными отношениями (am, is, are; соотношение падежных форм личных местоимений she // her, he // him, напряженных форм неправильные глаголы go // go и т. д.).

Постепенные противопоставления обычно не распознаются и могут быть идентифицированы как второстепенный тип на семантическом уровне (сильный-сильный-самый сильный; высокий-высокий-высокий; чистый-чище-самый чистый). В различных контекстных условиях один член оппозиции может использоваться вместо другого. Это явление следует рассматривать под заголовком оппозиционной редукции или замещения: Сегодня мы отправляемся в Лондон (слабый член настоящего заменяет сильного, будущего), Человек (используется в единственном числе для обозначения людей в целом) покоряет природу.Иногда редукционистское использование оппозиции стилистически отмечено: этот человек постоянно на что-то жалуется.

:

.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

1. Понятие грамматического значения.

Слово объединяет в своей смысловой структуре два значения: лексическое и грамматическое. Лексическое значение - это индивидуальное значение слова (например, таблица ). Грамматическое значение - это значение всего класса или подкласса. Например, класс существительных имеет грамматическое значение вещности . Если мы возьмем существительное ( таблица ), мы можем сказать, что оно обладает своим индивидуальным лексическим значением (соответствует определенному предмету мебели) и грамматическим значением вещи (это значение всего класса).Кроме того, существительное таблица имеет грамматическое значение подкласса счетность . Любой глагол сочетает свое индивидуальное лексическое значение с грамматическим значением вербальности, способностью обозначать действия или состояния. Прилагательное сочетает в себе индивидуальное лексическое значение с грамматическим значением всего класса прилагательных качественность способностью обозначать качества. Наречия обладают грамматическим значением наречия - способностью обозначать качество качеств.
Существуют классы слов, лишенных лексического значения и обладающих только грамматическим значением. Это можно объяснить тем, что у них нет референсов в объективной реальности. Все служебные слова относятся к этой группе артиклей, частиц, предлогов и т. Д.

2. Типы грамматического значения.

Грамматическое значение может быть явным и неявным. Неявное грамматическое значение не выражено формально (например,грамм. слово таблица не содержит никаких намеков по своей форме на то, что она неодушевленная). Грамматическое значение явное всегда имеет морфологическую маркировку, имеет свой маркер. В слове кошки грамматическое значение множественности выражено в форме существительного; кошек здесь грамматическое значение собственничества выражается формой s ; задается показывает явное грамматическое значение пассивности.

Неявное грамматическое значение может быть двух типов: общее и зависимое.Общее Грамматическое значение - это значение всего класса слов, части речи (например, существительные - общее грамматическое значение вещи). зависимое грамматическое значение - это значение подкласса внутри той же части речи. Например, любой глагол обладает зависимым грамматическим значением транзитивности / непереходности, терминируемости / неопределенности, статичности / нестативности; Существительные имеют зависимое грамматическое значение континуальности / бесчисленности и одушевленности / неодушевленности.Наиболее важным аспектом зависимого грамматического значения является то, что оно влияет на реализацию грамматических категорий, ограничивая их подклассом. Таким образом, зависимое грамматическое значение счетности / бесчисленности влияет на реализацию грамматической категории числа, поскольку числовая категория реализуется только в рамках подкласса счетных существительных, грамматическое значение одушевленности / неодушевленности влияет на реализацию грамматической категории падежа, временности / нетерминативность - категория напряженности, транзитивность / непереходность - категория голоса.

3. Грамматические категории.

Грамматические категории состоят из единства идентичных грамматических значений, имеющих одинаковую форму (например, единственное число :: множественное число). Благодаря диалектному единству языка и мысли грамматические категории соотносятся, с одной стороны, с концептуальными категориями, а с другой - с объективной реальностью. Это может быть показано с помощью треугольника модель:

Отсюда следует, что мы можем определять грамматические категории как ссылки на соответствующие объективные категории.Например, объективная категория раз находит свое представление в грамматической категории времени , объективная категория , количество , находит свое представление в грамматической категории , число . Те грамматические категории, которые имеют ссылки в объективной реальности, называются ссылочными грамматическими категориями. Однако не все грамматические категории имеют референции в объективной реальности, лишь некоторые из них не соответствуют чему-либо в объективной реальности.Такие категории соотносятся только с концептуальными вопросами:

Их называют значащих категорий. К этому типу относятся категории настроения и степени . Говоря о грамматической категории наклонения, можно сказать, что она имеет модальность как ее концептуальный коррелят. Это можно объяснить тем, что он ни к чему не относится в объективной реальности, он выражает отношение говорящего к тому, что он говорит.

4. Понятие оппозиции.

Любая грамматическая категория должна быть представлена ​​как минимум двумя грамматическими формами (например, грамматическая категория числовых форм единственного и множественного числа). Связь между двумя грамматическими формами, различающимися по значению и внешним знакам, называется противопоставление книга :: книга s (неотмеченный член / отмеченный член). Все грамматические категории находят свою реализацию через противопоставления, например грамматическая категория числа реализуется через противопоставление единственное число :: множественное число.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем определить грамматическую категорию как противопоставление двух взаимоисключающих классов форм (класс формы - это набор слов с одинаковым явным грамматическим значением).

Средство реализации грамматических категорий может быть синтетическим ( ближе к ) и аналитическим ( красивее более красивым ).

5. Транспозиция и нейтрализация морфологических форм.

В процессе общения грамматические категории могут подвергаться процессам транспонирования и нейтрализации.

Транспозиция - это использование языковой единицы в необычной среде или в функции, которая ей не свойственна ( Он - лев ). В предложении Он придет завтра парадигматическое значение непрерывной формы сокращается, и появляется новое значение будущего действия. Транспозиция всегда приводит к нейтрализации парадигматического значения. Нейтрализация - это уменьшение оппозиции одному из ее участников: custom :: Customs x :: Customs; x :: очки.

:

.

Три этапа ассимиляции

Ведут ли слова при переходе с одного языка на другой так же, как люди в аналогичных обстоятельствах? По внешнему виду они остаются чужаками или документы о гражданстве берут?

Большинство из них приспосабливаются к новой среде и приспосабливаются к нормам языка получателя. Они претерпевают определенные изменения, которые постепенно стирают их чужеродные черты, и, наконец, они ассимилируются. Иногда процесс ассимиляции развивается до такой степени, что иностранное происхождение слова становится совершенно неузнаваемым.Трудно поверить, что такие слова, как обед, кот, бери, чашка , не являются английскими по происхождению. Другие, хотя и хорошо ассимилировались, все еще несут на себе следы своего иностранного происхождения. Distance и development, например , идентифицируются как заимствования по их французским суффиксам, skin и sky по скандинавскому начальному sk, police и mode по французскому ударению на последнем слоге.

Заимствованные слова корректируются в трех основных областях новой языковой системы : фонетической, грамматической и семантической.

Устойчивый характер фонетической адаптации лучше всего можно показать, сравнив норманнские французские заимствования с более поздними. Нормандские заимствования давно уже полностью адаптированы к фонетической системе английского языка: такие слова, как table, plate, courage , не несут фонетических следов своего французского происхождения. Некоторые из более поздних (парижских) заимствований все еще звучат на удивление по-французски: режим , чемодан (,), утренник, кафе, балет. В этом случае фонетическая адаптация не завершена.

Грамматическая адаптация заключается в полном изменении прежней парадигмы заимствованного слова (т.е. системы свойственных ему грамматических форм в составе речи). Если это существительное, оно обязательно примет новую систему склонения; если это глагол, то он будет спрягаться в соответствии с правилами языка получателя. Тем не менее, это длительный процесс. Русское существительное было заимствовано из французского языка в начале XIX в. и еще не усвоила русскую систему склонения.То же самое можно сказать и о таких заимствованиях эпохи Возрождения, как данных (табл. , данные ) , феномене (табл. , феномены ), тогда как более ранние латинские заимствования, такие как чашка, слива, улица, стена , были полностью адаптированы к грамматическая система языка давно.

Под семантической адаптацией подразумевается подстройка под систему значений словаря. Было упомянуто, что заимствование обычно вызвано либо необходимостью заполнить пробел в словарном запасе, либо возможностью добавить синоним, передающий старую концепцию новым способом.Однако процесс заимствования не всегда бывает таким целенаправленным, логичным и эффективным, как может показаться на первый взгляд. Иногда слово может быть заимствовано безо всякой очевидной причины - нет пробелов ни в лексике, ни в группе синонимов. Прилагательное gay заимствовано из французского сразу в нескольких значениях: благородный по происхождению, яркий, сияющий, разноцветный. Довольно скоро он сдвинулся с мертвой точки, развивая смысл радостный, задорный, в этом смысле он стал синонимом родного веселого. Это изменение было вызвано процессом семантической корректировки: в словаре не нашлось места для прежних значений гей, , но группе с общим значением приподнятого настроения явно не хватало определенных оттенков, которые были предоставлены геями.

Международные слова

Часто бывает, что слово заимствовано из нескольких языков. Такие слова обычно передают понятия, важные в области коммуникации.

Многие из них имеют латинское и греческое происхождение. Большинство названий наук являются международными, например философия, математика, химия, биология, лингвистика, лексикология. В этой группе также много художественных терминов: музыка, театр, драма, художник. Политические термины также часто встречаются в международной группе заимствований: политика, политика, революция, прогресс, коммунизм.

20 в. научно-технический прогресс принес с собой множество новых международных слов: атомных, радио, телевидение, спутник. Последний - российский заем.

Английский язык также привнес значительное количество международных слов в мировые языки. Среди них особое место занимают спортивные термины: футбол, волейбол, бейсбол, теннис, гольф, и т. Д.

Фрукты и продукты питания, импортируемые из экзотических стран, также часто носят свои названия и становятся международными: кофе, какао, шоколад, кока-кола, банан, манго.

Этимологические дуплеты

Этимологически слова рубашка и юбка происходят от одного корня. Рубашка - родное слово, а юбка - скандинавское заимствование. Их фонематическая форма различна, но все же есть определенное сходство, которое отражает их общее происхождение. Их значения также различны, но легко связаны: оба обозначают предметы одежды.

Такие слова, как эти два, происходящие из одного и того же этимологического источника, но различающиеся по фонематической форме и значению, называются этимологическими дублетами.

Этимологические тройки (т.е. группы из трех слов общего корня) встречаются реже: больница (лат.) общежитие (норм. пр.) гостиница (пар. пр.), для захвата (лат.) для захвата (норм. Пт) гоняться. (Пар. Fr.).

Дублет также может состоять из сокращенного слова и слова, от которого он образован: исторический рассказ, фантазия, фанатичный веер.

5. Перевод-кредиты

Термин «заемное слово» эквивалентен «заимствованию».Перевод-ссуды - это займы особого рода. Они не попадают в словарный запас другого языка более или менее в той же фонетической форме, в которой они функционировали на своем собственном языке, но подвергаются процессу перевода. Совершенно очевидно, что такой операции могут быть подвергнуты только составные слова, каждое основание переводится отдельно: masterpiece (от нем. Meisterstück ), wonder child (от нем. Wunderkind ).

6. Взаимосвязь этимологических и стилистических характеристик английских слов

Можно ли установить регулярные ассоциации между какой-либо из групп этимологической классификации и стилистической классификации английской лексики? Ответ должен быть утвердительным.

Вполне естественно ожидать, что в базовом словарном запасе найдется значительное количество местных слов, если вспомнить, что последний состоит из слов, обозначающих существенные объекты и явления.Однако следует иметь в виду, что среди основных словарных слов довольно много заимствований из латинского и французского языков. Такие слова, как очень, воздух, час, плач, кот, плати, коробка, лицо, платье , имеют иностранное происхождение, несмотря на их местный вид и обычное употребление. Таким образом, было бы правильно заявить, что, хотя в базовом словаре преобладают родные слова, этот слой также включает значительное количество старых заимствований, которые стали настолько полностью адаптированными к английской языковой системе, что практически неотличимы от исконных языков.

Центр тяжести заимствованных слов в стилистической классификации представлен двумя группами: заученными словами и терминологией. В этих слоях чужеродный элемент доминирует над родным. Также кажется, что вся оппозиция формального и неформального основывается на более глубоком базовом противопоставлении заимствованного и местного, поскольку неформальные слои, особенно сленг и диалект, изобилуют местными словами.

Сравнивая выразительную и стилистическую ценность французских и английских слов в таких синонимических парах, как to begin to begin, to wish to desire, , мы видим, что французское слово обычно более формально.

Истинность этого наблюдения становится более очевидной, если мы рассмотрим некоторые пары, в которых родное слово можно сравнить с его латинским синонимом: по материнской линии, по отцовской линии.

Ответьте на эти вопросы.

1. Какие условия стимулируют процесс заимствования?

2. Почему слова заимствованы?

3. Какие этапы ассимиляции проходят заимствования?

4.В каких сферах общения часто встречаются международные слова?

5. Что мы понимаем под этимологическими дублетами?

6. Каковы характерные особенности переводов-займов?

7. Как взаимосвязаны этимологические и стилистические характеристики слов?

Словарь

изобилуют

иностранец ;

аналог

конъюгат

внести

удобно

склонение

стереть

этимологические дуплеты

навязывать

международные слова

парадигма

язык получателя

реактивная

приживутся ,

тройня

базовый

Лекция 6

Word-Building

(стр.78 95)

1. Основные способы пополнения английского словарного запаса.

2. Привязка (или производная).

3. Семантика аффиксов.

4. Конверсия.



: 2016-11-02; : 2059 | |


:


:


:



© 2015-2020 lektsii.org - -.

1. Грамматическое значение, грамматическая форма.

2. Грамматическая категория.

1. Основные понятия Грамматика - это грамматическое значение, грамматическая форма и грамматическая категория.

Грамматическое значение общее абстрактное значение, охватывающее классы слов.

Грамматическое значение зависит от лексического значения и связан с объективным действительность косвенно, через лексическое значение.

В грамматическое значение относительно, оно раскрывается в отношениях слова формы: говорят - говорит.

Грамматическое значение обязательно. Грамматическое значение должно быть выражено, если говорящий хочет быть понятым.

Грамматическое значение должно имеют грамматическую форму выражения (флексии, аналитические формы, порядок слов и т. д.). Сравните словоформы прогулки, пишет. И то и другое формы обозначают процесс, но только вторая форма выражает его грамматически.

Термин форма _ может использоваться в широком смысле lo означает все средства выражения грамматических смыслы. Его также можно использовать в узком смысле для обозначения средств .выражение определенного грамматического значения (множественное число, число, настоящее напряженный и т. д.).

Грамматические элементы единства смысла и формы, содержания и выражения. В языковой системе нет прямого соответствия смысла и форма. Две и более единицы уровня содержания могут соответствовать одному единица плана выражения (многозначность; омонимия).Два и более единицы плоскости выражения могут соответствовать одной единице плоскость содержания (синонимия).

2. В системе языка грамматические элементы связаны на основе сходства и контраст.

Частично похожие элементы, т.е. элементы, имеющие общие и отличительные особенности, составляют противопоставления: идет - пошло, стол - столы, хорошо - лучше - лучше ). Рассмотрим таблицу оппозиции - столы. Члены оппозиции

отличаются по форме и имеют разные грамматические значения (единственное и множественное число).В то же время они выражают одно и то же общее значение - число.

Единство общего смысл и его частные проявления, которые раскрываются через противопоставление форм - это грамматическая категория. Может быть различные определения категории, подчеркивающие либо ее понятийный или формальный аспект. Но категория jixists только если есть противостояние как минимум двух форм. Если есть одна форма, есть нет категории.

Минимальная (двухчленная) оппозиция называется бинарной.

Оппозиций может быть три основные типы:

1) привативная. Один участник имеет определенная отличительная черта. Этот член называется отмеченным или сильным (+). Другой член характеризуется отсутствием этого отличительная черта. Этот член называется немаркированным или • слабым (-):

говорить - - говорит +

2) равномерный. Оба участника оппозиции обозначены:

утра + - это +

3) постепенное.Члены оппозиции различаются степенью собственности:

хорошо - лучше - лучше Большинство грамматических противопоставлений являются привативными.

Отмеченный (сильный) член имеет узкое и определенное значение. Немаркированный (слабый) член имеет широкий, общий смысл.

Грамматические формы экспресс значения разных категорий. Форма означает настоящее время, 3-е лицо, единственное число, указательное наклонение, активный голос, пр.

Эти значения раскрываются в разные оппозиции:

/ идет

идет - идет

\ исчез.

Но грамматические формы не могут выражают разные значения одной и той же категории. Итак, если грамматический fonn имеет два или более значений, они принадлежат к разным категориям.

В определенных контекстах разница между членами оппозиции теряется, оппозиция сокращается до одного члена. Обычно слабый член приобретает значение сильного члена: Мы завтра выезжаем в Москву.

Такая оппозиционная сокращение называется нейтрализацией.

На С другой стороны, сильный член может использоваться в контексте, типичном для слабый член. Это использование стилистически обозначено: He всегда жалуется.

Такое сокращение называется транспонированием.

Грамматические категории отражают явления объективной реальности. Таким образом, категория числа в существительных отражает существенные свойства существительных-референтов. Такие категории может называться условным или референциальным. Другие категории отражают особенности грамматического строя языка (число в глаголы).Такие категории можно назвать формальными или относительными.

Помимо грамматических, или флексивные категории, основанные на противопоставлениях форм, существуют категории, основанные на противопоставлениях классов слов. Такие категории называются лексико-генетическими или селективными. Сравнить:

стол - доска - окно

большой - большая - большое

Формальный разница между членами лексико-грамматической оппозиции показано синтагматически: большой стол .

Грамматический на категории может влиять лексическое значение. Такие категории как число, падеж, голос сильно зависят от лексического значения. Oни присущи определенным подклассам слов. Таким образом, только объективные глаголы имеют оппозицию голоса, субъективные глаголы имеют только одну форму, что слабого члена оппозиции. Другие категории (напряжение, настроение) более абстрактны. Они охватывают все слова класса.

Как грамматические категории отражать отношения, существующие в объективной реальности, на разных языках могут иметь одинаковые категории.Но система и характер грамматические категории определяются грамматической структурой данный язык.

ТЕМА III

Структура слов. Средства формообразования

.

языков | Определение, типы, характеристики и факты

Определения языка

Было предложено много определений языка. Генри Суит, английский фонетик и языковед, заявил: «Язык - это выражение идей с помощью звуков речи, соединенных в слова. Слова объединяются в предложения, и это сочетание соответствует объединению идей в мысли ». Американские лингвисты Бернард Блох и Джордж Л. Трэджер сформулировали следующее определение: «Язык - это система произвольных голосовых символов, посредством которых социальная группа взаимодействует.«Любое сжатое определение языка создает ряд предпосылок и вызывает ряд вопросов. Первый, например, придает чрезмерное значение «мысли», а второй использует «произвольный» специализированным, хотя и законным образом.

Ряд соображений (выделенных курсивом ниже) необходимо для правильного понимания языка как предмета:

Каждый физиологически и ментально типичный человек приобретает в детстве способность использовать систему как отправитель и получатель. коммуникации, которая включает ограниченный набор символов (например,g., звуки, жесты, письменные или печатные символы). В разговорной речи этот набор символов состоит из шумов, возникающих в результате движения определенных органов в горле и во рту. В жестовых языках эти символы могут быть движениями рук или тела, жестами или мимикой. С помощью этих символов люди могут передавать информацию, выражать чувства и эмоции, влиять на действия других и вести себя с разной степенью дружелюбия или враждебности по отношению к людям, которые используют по существу один и тот же набор символов.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Различные системы общения составляют разные языки; степень различий, необходимых для установления другого языка, не может быть точно указана. Нет двух людей, говорящих одинаково; следовательно, можно узнавать голоса друзей по телефону и различать количество невидимых говорящих в радиопередаче. Но, очевидно, никто не сказал бы, что они говорят на разных языках.Как правило, системы коммуникации признаются разными языками, если они не могут быть поняты без специального обучения обеими сторонами, хотя точные границы взаимопонимания трудно определить, и они относятся к шкале, а не по обе стороны от определенной разделительной линии. Существенно разные системы общения, которые могут затруднять, но не мешают взаимному пониманию, называются диалектами языка. Для подробного описания реальных различных языковых моделей людей был придуман термин идиолект , означающий привычки выражения одного человека.

Как правило, люди изначально изучают один язык - свой первый язык или родной язык, язык, используемый теми, с кем или кем они воспитываются с младенчества. Последующие «вторые» языки изучаются с разной степенью компетентности в различных условиях. Полное владение двумя языками обозначается как двуязычие; во многих случаях - например, при воспитании родителями, использующими разные языки дома или в многоязычном сообществе, - дети растут двуязычными.В традиционно одноязычных культурах изучение, в какой-либо степени, второго или другого языка представляет собой деятельность, которая накладывается на предварительное владение родным языком и представляет собой другой интеллектуальный процесс.

Язык, как описано выше, зависит от вида человека. Другие представители животного царства обладают способностью к общению посредством вокальных шумов или другими способами, но наиболее важной характеристикой человеческого языка (то есть каждого отдельного языка) в отличие от всех известных способов общения животных является его бесконечность. продуктивность и креативность.Люди не ограничены в том, что они могут общаться; Ни одна область опыта не считается обязательно непередаваемой, хотя может потребоваться адаптация языка, чтобы справиться с новыми открытиями или новыми способами мышления. Системы общения животных, напротив, очень жестко ограничены тем, что может быть передано. Действительно, смещенная референция, способность сообщать о вещах за пределами непосредственной временной и пространственной смежности, которая является фундаментальной для речи, в другом месте встречается только в так называемом языке пчел.Пчелы могут, выполняя различные условные движения (называемые пчелиными танцами) в улье или рядом с ним, указывать другим расположение и силу источников пищи. Но источники пищи - единственная известная тема этой системы коммуникации. Однако удивительно, что эта система, наиболее близкая по функциям к человеческому языку, принадлежит к виду, удаленному от человечества в царстве животных. С другой стороны, поведение животных, внешне больше всего напоминающее человеческую речь, мимика попугаев и некоторых других птиц, которых держали в компании людей, является полностью производным и не выполняет независимой коммуникативной функции.Ближайшие родственники человечества среди приматов, хотя и обладают физиологией голоса, схожей с физиологией человека, не разработали ничего похожего на разговорный язык. Попытки обучающего языка жестов на шимпанзе и других человекообразных обезьян путем имитации достигли ограниченного успеха, хотя интерпретация значения способности обезьяну подписи остается спорным.

В большинстве учетных записей основной целью языка является облегчение общения в смысле передачи информации от одного человека к другому. Однако социолингвистические и психолингвистические исследования привлекли внимание к ряду других функций языка. Среди них - использование языка для выражения национальной или местной идентичности (общий источник конфликтов в ситуациях полиэтничности во всем мире, например, в Бельгии, Индии и Квебеке). Также важны «игровая» (игровая) функция языка, встречающаяся в таких явлениях, как игра слов, загадки и кроссворды, и ряд функций, видимых в образных или символических контекстах, таких как поэзия, драма и религиозное выражение.

Язык взаимодействует со всеми аспектами жизни человека в обществе, и его можно понять, только если рассматривать его в отношении общества. В этой статье делается попытка рассмотреть язык в этом свете и рассмотреть его различные функции и цели, которым он может служить. Поскольку каждый язык является одновременно действующей системой коммуникации в период и в сообществе, в котором он используется, а также продуктом его истории и источником его будущего развития, любое описание языка должно рассматривать его с обеих этих точек зрения.

Наука о языке известна как лингвистика. Он включает в себя то, что обычно называют описательной лингвистикой и исторической лингвистикой. Лингвистика сейчас является высокотехнологичным предметом; он охватывает, как описательно, так и исторически, такие основные разделы, как фонетика, грамматика (включая синтаксис и морфологию), семантику и прагматику, в которых подробно рассматриваются эти различные аспекты языка.

.

Семантическая структура слова и ее анализ

Семантическая структура слова и ее анализ Лекция

§ 1. Компоненциальный анализ. Значение каждой лексемы может быть проанализировано с точки зрения набора более общих семантических компонентов или семантических характеристик (сем), некоторые или все из которых будут общими для нескольких различных лексем в словаре. Составьте логические пары из слова так, чтобы каждая пара имела что-то общее с остальными: мужчина, женщина, мальчик, девочка, бык, корова мужчина:: женщина = мальчик:: девочка = бык:: корова (пол - мужчина:: женщина) мужчина:: мальчик = женщина:: девушка (возраст - взрослый:: не взрослый) мужчина:: бык = женщина:: корова (человек:: животное) Смысл мужчины на основе этих противопоставлений можно считать объединением понятий мужчина, взрослый , и человек

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.