О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков


Гигиена физического воспитания детей и подростков

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА

Контрольная работа на тему:

« Гигиена физического воспитания детей

и подростков»

Выполнила студентка 5 курса

13 группы ИЗДО

«Спортивная режиссура»

Васильева Елена

2013 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Предмет и задачи гигиены детей и подростков.…………………... 4

2. Возрастные особенности детей и подростков…………………….. . 6

3. Средства и формы физического воспитания детей ………………... 9

4. Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе………………………………………………………..10

5. Гигиенические требования к местам занятий физической

культурой в школе ……………………………………………..………10

6. Гигиенические основы физического воспитания школьников…………………………………………..…………………..11

7. Гигиенические принципы организации физического

воспитания детей и подростков ……………………………………......13

Заключение ………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………..15

Введение

Гигиена - это наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

«Гигиена детей и подростков»: что это за учебная дисциплина?

Из самого названия дисциплины видно, что она занимается гиги­еническими проблемами детей и подростков.

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличие от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед какой другой отрас­лью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфи­ку. Незавершенность развития организма детей и подростков обус­ловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей

степени, по сравнению со взрослыми, подвержен влиянию как благо­приятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеничес­кое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности микролозы. которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказыва­ются) незаметными и незначительными.

Основное же отличие организма детей и подростков от организ­ма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определя­ется здоровьем детей, гак как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.

Гигиена - наука, изучающая влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

Однако сохранение и укрепление здоровья, несмотря на их большое значение, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное - благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребенка.

Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

Критериями гигиенической оценки условий (факторов) среды служат характер ответных реакций организма на воздействие этих факторов, степень соответствия или несоответствия этих реакций их нормальному течению. Исследования в области возрастной физиологии «вооружают» гигиену детей и подростков способом определения этого соответствия, т.е. определения ее «нормальности», понимая под нормой как оптимальную реакцию, так и допустимые отклонения от нее, в пределах которых физиологическая реакция сохраняет нормальный характер. Поэтому в гигиене детей и подростков широко используются физиологические методы исследования, и она призвана оценивать, нормировать условия среды, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, благоприятное развитие растущего организма.

Поскольку воздействие факторов среды далеко не равноценно на разных возрастных этапах, перед предметом гигиены детей и подростков стоит задача дифференцированного гигиенического нормирования этих факторов с учетом возраста, определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.

Нормирование в гигиене детей и подростков - это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности), воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.

1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.

2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, или стадий, каждой из которых свойственен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.

3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию.

4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

Благоприятный или «нормальный» характер реакции на воздействие среды, который для взрослого организма зависит в основном от силы воздействия и состояния здоровья человека, для растущего организма, помимо этого, в значительной мере определяется достигнутым уровнем его функциональных возможностей, степенью его морфофизиологической готовности (зрелости) к воздействию тех или иных факторов.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам этих воздействий, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

Главная теоретическая проблема гигиены детей и подростков - функциональная зрелость растущего организма, соответствие его различным воздействиям, т.е. тем конкретным условиям и требованиям, которые ставит перед детьми жизнь.

В гигиене детей и подростков научно обоснованная регламентация всех сторон жизни ребенка возможна только при выявлении взаимодействий и связей растущего организма с биологическими и внешними условиями.

Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:

• здоровье детей и подростков;

• гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;

• гигиена физического воспитания;

• гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;

• гигиена питания детей и подростков;

• гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;

• гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

• медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат - методы математического прогнозирования.

Возрастные особенности детей и подростков

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В практике советской педагогики и здравоохранения применяется следующая возрастная периодизация: преддошкольный возраст — до 3 лет; дошкольный — 3—7 (6) лет; младший школьный — 7 (6) — 10 лет; подростковый — 15—18 лет.

Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослых. Это проявляется в особенностях строения и функций отдельных органов и физиологических систем. Дети и подростки находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные, связанные с формированием различных органов, тканей.

Одной из важных особенностей детского организма является высокая интенсивность обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.

Наибольшее увеличение роста и массы тела у детей происходит на первом году жизни и в период полового созревания (13—14 лет). В каждом возрасте наблюдаются определенные изменения показателей роста, массы тела, объема грудной клетки и т. п. Необходимо регулярно проводить антропометрические измерения у школьников, что позволяет судить о динамике их физического развития.

Кости детей сравнительно легко подвергаются искривлению при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях могут смещаться. Сращение костей таза заканчивается в 17—18 лет. К 7 годам, как правило, формируется кривизна позвоночника в области шеи и груди, к 12 годам — поясничной части. Окостенение позвоночника завершается в 18 — 25 лет.

Важное значение имеют особенности развития мышечной системы у детей. Объем, структура и химический состав мышц изменяются. Возраст от 6 до 14 лет является периодом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций, значительно улучшается координация движений. В этот период происходит интенсивное формирование психофизиологических функций, связанных с быстротой и точностью движений. Быстрее идет прирост объема мышц, укрепляются связки.

Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Минутный объем крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объема на 1 кг массы тела уменьшается.

Возрастные особенности детей и подростков обусловливают более низкие функциональные резервы сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. Одинаковая работа примерно с одним и тем же поглощением кислорода требует у подростков и особенно у детей младшего школьного возраста значительно большего напряжения сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. У детей и подростков работа сердца еще несовершенна, а механизм условно-рефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему окончательно не сформировался. Выносливость сердца сравнительно мала. Продолжительные физические и психические нагрузки могут отрицательно сказаться на деятельности сердца. Поэтому при занятиях физической культурой и спортом необходимо строго соблюдать дозировку нагрузок и увеличивать их постепенно.

Дыхательная система у детей и подростков находится в стадии развития и совершенствования и отличается высокой лабильностью. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается и достигает в среднем в 7 лет — 1400 мл, в 12—14 лет —2 200 мл, в 17 лет — 4000 мл.

Несовершенство сердечно-сосудистой и дыхательной систем в значительной степени ограничивает возможность длительного выполнения детьми интенсивной нагрузки.

Процессы роста и развития детского организма осуществляются в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и регулируются центральной нервной системой. У детей 8—10 лет отмечается высокая подвижность нервных процессов. При этом наблюдается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения со значительной иррадиацией возбуждения. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает ее сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний, кратковременность активного внимания. В этом возрасте у детей отмечается подражательная, имитационная способность. Использование этой особенности является важным педагогическим приемом, который следует широко применять при подготовке юных спортсменов.

В возрасте 9—12 лет увеличивается сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем. Окончательно определяется тип нервной системы, улучшается внимание. В этом возрасте также быстрыми темпами идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий головного мозга, и вследствие этого в значительной степени улучшается координация движений.

В возрасте 13—15 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие функций коры больших полушарий. В значительной мере возрастают функциональные возможности ЦНС. Все это создает благоприятные условия для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период бурно развиваются.

Существенное влияние на весь процесс роста и развития детей, а также на интенсивность обменных процессов оказывают изменения эндокринного аппарата. В подростковом периоде происходит его перестройка, связанная с деятельностью половых желез, что оказывает глубокое влияние на весь организм. В период полового созревания наблюдается повышенная лабильность основных процессов высшей нервной деятельности. Вследствие этого дети быстро устают и склонны к раздражительности, противоречивости в суждениях. Все это требует от воспитателя большого педагогического такта.

Детям младшего школьного возраста необходимы соответствующий режим дня, рациональное питание, повседневное закаливание, знание правил личной гигиены. Особое значение для детей имеют регулярные занятия физическими упражнениями, подвижные игры, прогулки и др.

В среднем школьном и подростковом возрасте следует особенно строго соблюдать общие гигиенические положения и режим всего учебно-воспитательного процесса, при этом важное значение имеют правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки. В этом возрасте гигиеническое воспитание дополняется гигиеническим образованием на уроках анатомии и физиологии, физической культуры и др.

СРЕДСТВА И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Анализ причинно-следственных связей между показателями состояния здоровья детей и подростков и рядом социально-гигиенических факторов свидетельствует о значимой роли оптимального дви­гательного режима в укреплении здоровья подрастающего поколения двигательная активность и гигиена физического воспитания детей и профилактике неспецифических хронических заболеваний. Это позволило научно обосновать систему оздоровительных мероприя­тий, включающую правильно организованное физическое воспита­ние подрастающего поколения.

- физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Основные задачи физического воспитания:

- обеспечение благоприятно протекающего созревания и функци­онального совершенствования ведущих систем организма, повы­шения его биологической надежности;

- своевременное формирование двигательного анализатора и спе­цифическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспо­собность организма;

- повышение неспецифической устойчивости организма к воздейс­твию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;

- совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

Систематические занятия физической культурой и спортом ока­зывают положительное влияние на функциональное состояние организма детей и подростков. Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организ­ма, благоприятно влияют на обменные процессы, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию. Их выпол­нение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.

Основные гигиенические требования к учебно-

воспитательному процессу в школе

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе направлены на то, чтобы создать оптимальные условия для укрепления здоровья, нормального умственного и физического развития и повышения успеваемости учащихся за счет рациональной организации учебной работы, правильного сочетания умственного и физического труда и систематического физического воспитания.

Учебный процесс в школе строится с учетом возрастных особенностей школьников, что позволяет постепенно увеличивать продолжительность, сложность и интенсивность учебных нагрузок. Наряду с этим принимаются во внимание сезонные и другие изменения работоспособности учащихся, связанные с влиянием различных факторов. Так, для младших школьников урок имеет меньшую продолжительность, чем для старших школьников, а время летнего отдыха у них соответственно увеличивается. Важное значение имеют каникулы, в течение которых у школьников восстанавливается работоспособность.

В целях профилактики утомления учебные предметы необходимо рационально чередовать. Практика показывает, что правильно организованные уроки физической культуры и ручного труда положительно влияют на работоспособность школьников. Поэтому целесообразно этим предметам отводить третьи часы в I—IV классах и третьи — четвертые — в V—X классах.

Важное значение для предупреждения утомления имеет рациональный режим школьника и применение различных видов физических упражнений в течение дня (гимнастика до уроков, физкультминутки, физические упражнения и игры на переменах и др.).

Гигиенические требования к местам занятий

физической культурой в школе

Спортивная зона располагается на участке школы не менее чем в 10 м от окон. Ее размеры и оборудование зависят от типа школы. В неполной средней школе площадь спортивной зоны составляет 5800—7900 м2. В средней школе в зависимости от количества учеников она может быть от 4900 до 10 700 м2.

Учебно-спортивные помещения школы включают в себя спортивные залы и расположенные при них две раздевальни, две душевые, два туалета и две специальные комнаты: преподавательскую и для хранения спортивных снарядов и инвентаря. Размеры спортивных залов зависят от типа школы. В неполной средней и средней школах на 192—624 учащихся проектируется спортивный зал 9Х 18X5,4 м; в средней школе на 784—1176 учащихся— 12X24X6 м; в средней школе на 1586 учащихся размещаются два спортивных зала: один 12 Х 12 Х З м, а другой 12 X 24 X 6.-м.- В средней школе на 1960 учащихся также предусматриваются два спортивных зала: 12 X 12 X 3 и 15 X 30 X 6 м.

Спортивные залы находятся на первом этаже, изолированно от учебных секций, спальных помещений (в школе-интернате). Вход в спортивный зал должен быть непосредственно из раздевален или через обособленный коридор. Из спортивного зала или комнаты для хранения спортивных снарядов и инвентаря предусматривается выход на участок (для выноса спортивных снарядов или эвакуации учащихся).

Основные гигиенические требования к оборудованию, отоплению, вентиляции, освещению и эксплуатации спортивных залов школы совпадают с общими требованиями, предъявляемыми к обычным спортивным залам.

Температура воздуха в учебно-спортивных помещениях в зависимости от климатических районов должна быть следующей: в спортивных залах — 15—17 °С, в раздевальнях при спортивном зале и залах — 19—22 °С, в душевых — 25 °С, раздевальнях при душевых — 20— 23 °С, туалетах — 17—21 °С.

Гигиенические основы физического воспитания школьников

Физическое воспитание — одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания учащихся укрепляется их здоровье, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, а также нравственные и волевые качества: патриотизм, интернационализм, смелость, решительность, упорство и целеустремленность.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые обусловливают значительное снижение объема двигательной активности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовленности школьников.

Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков.

Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. Их содержание для всех школ определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учитывать состояние погоды и подготовить к этому ребят, у которых должна быть соответствующая одежда и обувь.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход организма от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Школьная гимнастика до уроков проводится ежедневно для первой и второй смен. Она способствует лучшей организации учебного дня, повышению дисциплины и более быстрому включению школьников в учебный процесс. Вместе с тем гимнастика повышает работоспособность учеников. Комплексы гимнастики разучиваются предварительно на уроках физической культуры. Гимнастику по возможности следует проводить на открытом воздухе. Если занятия проходят в помещении: спортивном и актовом залах, коридорах, классных комнатах, его следует предварительно проветрить. Гимнастика проводится при открытых окнах (фрамугах, форточках), желательно под музыкальное сопровождение.

Физкультурные минутки рекомендуется проводить на уроке для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников. Они обычно включают 3—5 упражнений, каждое из которых повторяется 4—6 раз. Физкультурные минутки желательно проводить в первой смене на 3-м и 4-м уроках, а во второй смене — на 2-м и 3-м уроках. При сильном утомлении их можно включать в каждый урок за 15—20 мин до его окончания.

При подготовке домашних заданий учащимся рекомендуется также делать физкультурные паузы. Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и физкультурных минуток необходимо время от времени изменять.

Подвижные игры и физические упражнения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность. Лучше всего их проводить на открытом воздухе. В холодную погоду ученики должны надевать головные уборы, шарфы и спортивные куртки.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.

Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:

- оптимальный двигательный режим с учетом биологической пот­ребности растущего организма в движении и его функциональ­ных возможностей;

- дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;

- систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физи­ческого воспитания;

- создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

Основные средства физического воспитания — физические упраж­нения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.

По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами - педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.

Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще  ­не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.

Особенно близки гигиене две другие науки о человеке - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология - жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.

Литература

1. БережковЛ.Ф. Состояние здоровья как гигиеническая проблема// Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и фак­торы его определяющие. — М., 1991. — С. 94-96.

2. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А., "Физическое воспитание": Москва, "Высшая школа", 1983 г.

3. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.

4.Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989

5. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ. - М.: ФиС, 1990.

12.3. Гигиенические основы физического воспитания школьников

12.3. Гигиенические основы физического воспитания школьников

Физическое воспитание – одно из важнейших направлений деятельности школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся – забота всех преподавателей. В процессе физического воспитания учащихся решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания нравственных и волевых качеств.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые ведут к значительному снижению объема двигательной деятельности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья школьников, степень их физического развития и уровень физической подготовки. Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, включая внешкольные учреждения, осуществляется органами здравоохранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с действующими инструкциями и положением «О работе медицинского персонала в школе».

Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; контролирует их проведение. В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности школьники делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную группу входят учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания в полном объеме и сдают контрольные нормативы с дифференцированной оценкой. Они могут заниматься в одной из спортивных секций и принимать участие в соревнованиях.

Подготовительная группа состоит из учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстающих по физическому развитию и физической подготовленности. Школьники этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Для них рекомендуются длительные занятия для повышения уровня физического развития. Школьники этой группы не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям. Однако по мере улучшения состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности ребята из этой группы переводятся в основную. От занятий физическими упражнениями на срок, определенный врачом, отстраняются школьники, перенесшие те или иные заболевания.

В специальную группу входят школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Занятия с детьми этой группы проводятся в соответствии с методическим письмом Министерства здравоохранения России.

Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры – основная форма физического воспитания в школе. Их содержание определяется (для всех школ) государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учесть влияние различных метеорологических факторов и подготовить к этому ребят, у которых должны быть соответствующая одежда и обувь.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности (посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др.). Обязательными при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение. Они оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.

Закаливание – неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании.

Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем меньше возраст школьника, тем резче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18–20 °C. Продолжительность первых воздушных ванн – 5–10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). По мере развития закаленности переходят к более низкой температуре, но не менее 12 °C при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.

В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в следующей последовательности: обтирания, обливания, душ, купания. Обтирания проводятся при температуре воздуха 15–16 °C. Начальная температура воды – 33–34 °C, затем ее постепенно (через 3–4 дня) снижают на 1–2 °C и доводят до 15–18 °C, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) – 3–4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях – с постепенным снижением температуры воды до 19–20 °C. Продолжительность процедуры – 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °C) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста. Продолжительность процедуры – не более 1 мин. Купание в открытых водоемах – один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °C, а воздуха 24 °C.

Время купания постепенно увеличивают с 5 до 15 мин для детей младшего возраста и до 20–25 мин для детей старшего возраста. Купания прекращают при температуре воды 16 °C и воздуха 17 °C.

Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Прием первых воздушно-солнечных ванн можно начинать с 4–5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50–60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10–15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн школьники обязательно должны иметь легкий головной убор.

Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафиолетовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период года для ликвидации «светового голодания». Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам северных районов, где организм детей испытывает недостаток солнечной радиации.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция 11. Гигиена физического воспитания детей и подростков (2 часа)

Ключевые понятия:особенности развития организма детей и подростков, акселерация, гиподинамия, нормы физических нагрузок, средства физического воспитания детей и подростков, учет состояния здоровья (медицинская группа)

План лекции:

1. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Понятие об акселерации и гиподинамии.

2. Нормы временного объёма различных видов деятельности в режиме дня в зависимости от возраста.

3. Гигиенические требования к условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе.

4. Гигиеническая характеристика отдельных средств и форм физического воспитания школьников.

1. Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания укрепляется здоровье учащихся, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, нравственные и волевые качества. Современные условия жизни ставят перед физическим воспитанием школьников новые задачи, связанные с особенностями современной школьной программы: началом обучения в более раннем возрасте, увеличением объема и сложности программного школьного материала, ускорением темпов его изучения, внедрением в процесс обучения сложных технических средств, и в связи с этим, снижением объема двигательной активности учащихся. Гигиеническая норма двигательной активности школьников – это научно обоснованные, количественные параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Для успешной работы важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельность ЦНС. Главной особенностью организма детей младшего школьного возраста является ещё недостаточно сформированная и неокрепшая костная система. Нет окончательной фиксации физиологических изгибов позвоночника, отсутствует окостенение фаланг пальцев, не развита мелкая мускулатура. Пренебрежение этими особенностями развития организма могут привести к формированию неправильной осанки, искривлениям позвоночника (сколиозам) к быстрому утомлению. Наибольшее увеличение роста и массы тела происходит в период полового созревания. В это же время наблюдается усиленный рост длинных трубчатых костей и глубокие изменения в эндокринной системе. Дети в этом возрасте нескладны, неловки, быстро устают, раздражительны и неадекватны. Все эти факты требуют особого внимания при назначении тех или иных физических нагрузок в процессе физического воспитания. Важное гигиеническое значение имеет также постоянный медицинский контроль и распределение учащихся по медицинским группам. Необходимо учитывать и такое явление как акселерация. Основными гигиеническими принципами организации занятий физическими упражнениями должны быть: непрерывность, преемственность, комплексность и адекватность.



2. Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются СаНПинами 2.4.2.576-96»Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Спортивные сооружения школы – это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, спортивные залы и бассейны. Спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания школы, за зоной зеленых насаждений и не менее, чем в 20 м от проезжей части и 10 м от окон школы. Спортивный школьный зал обычно является многофункциональным. Тип зала зависит от вместимости школы и по размерам может быть: 9х18, 12х24, 18х30 м высотой не менее 6 м. При зале предусматривается наличие: инвентарной комнаты, раздевалки для мальчиков и девочек, душевые, туалеты, комната для преподавателей. Гигиенические требования к показателям микроклимата спортивного зала в школе аналогичны общепринятым.

3. Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа. Уроки физической культуры – основная форма физического воспитания. Их содержание определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными задачами решаются оздоровительные задачи. По возможности уроки следует проводить на открытом воздухе. При этом необходимо учитывать погодные условия, чтобы дети были экипированы в соответствующие одежду и обувь. Для отдельных групп школьников, отнесенных к соответствующим медицинским группам, предусмотрены факультативные занятия. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков в школе, физкультурные минутки на уроках (в основном, в младших классах), физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание. Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), помогающую и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Школьная гимнастика до уроков должна проводиться с учащимися как первой, так и второй смены. Комплекс гимнастики разучивается предварительно на уроках физкультуры. Физкультурные минутки проводятся на уроках для предупреждения утомления и обычно включают не больше 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Для учащихся в первую смену их лучше проводить на 3 или 4 уроках, а для учащихся второй смены – на 2 или 3 уроках. Физкультурные паузы рекомендуется проводить при подготовке домашних заданий в группах продленного дня. Комплексы упражнений для зарядки гимнастики перед уроком и физкультурных минуток необходимо периодически изменять. Подвижные игры и физические упражнения на переменах лучше проводить на открытом воздухе в соответствующей погодным условиям одежде и обуви. При температуре воздуха менее 100С такие занятия проводятся в спортивном зале при открытых окнах и фрамугах. Хороший оздоровительный эффект оказывают и такие формы физической нагрузки как посадка деревьев и кустарников на школьном участке, оборудование спортивных площадок. Прогулки, экскурсии в большей степени имеют оздоровительное значение. Помощь в их организации и участие могут оказать родители учащихся. Туристические походы, тематические массовые мероприятия: «Спортландия», «Олимпиады», проводимые между классами и между классами соседних параллелей также могут проводиться с участием родителей. Закаливание учащихся – элемент рационального режима дня является частью физического воспитания в семье. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя их дозировку и увеличивая интервалы изменения температурных показателей. При закаливании воздухом не рекомендуется снижать температуру менее 12 град.С. В процессе закаливания водой последовательность различных форм водных процедур должна быть такой: обтирания, обливания, душ, купании. При обтирании и обливании начальная температура воды должна быть не менее 330С и конечная не меньше 18-200С.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Какие задачи решает гигиена детей и подростков?

2. Какое влияние оказывает внешняя среда и социальные факторы на развитие детей и подростков (акселерация и гиподинамия)?

3. В чем заключаются закономерности развития костной, мышечной и нервной систем детей и подростков? Почему необходимо их учитывать при занятиях физкультурой и спортом?

4. Что является гигиеническими основами при составлении распорядка дня школьников? Нормативы для различных видов деятельности детей и подростков в зависимости от возраста.

5. Какие гигиенические требования предъявляются к местам и условиям проведения занятий по физкультуре и спорту в школе?

6. Какие существуют средства и формы физического воспитания детей и подростков вне школы?

 

Гигиенические основы физического воспитания школьников — Студопедия

В настоящее время гигиеническое значение физических упраж­нений и рационального двигательного режима для школьников существенно возрастает. Это связано со значительным снижением двигательной активности, что отрицательно сказывается на состоя­нии здоровья и физическом развитии.

При организации процесса физического воспитания учитываются возрастные и половые особенности, состояние здо­ровья школьников, степень их физического развития и уровень фи­зической подготовки. Важное гигиеническое значение имеет по­стоянный медицинский контроль за процессом физического вос­питания детей и подростков.

В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физическо­го развития и физической подготовленности школьники делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

В основную группу входят учащиеся без отклонений или с незна­чительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Учащиеся этой группы занимаются по учеб­ным программам физического воспитания в полном объеме и сдают контрольные нормативы с дифференцированной оценкой. Они мо­гут заниматься в одной из спортивных секций и принимать участие в соревнованиях.


Подготовительная группа состоит из учащихся, имеющих незна­чительные отклонения в состоянии здоровья или отстающих по физическому развитию и физической подготовленности. Школь­ники этой группы занимаются по учебным программам физиче­ского воспитания с постепенным освоением комп­лекса двигательных навыков и умений и не допускаются к спортивным трениров­кам и соревнованиям. По мере улучшения состояния здо­ровья и повышения уровня физической подготовленности возможен перевод из подготовительной группы в основную.

В специальную группу входят учащиеся, имеющие отклоне­ния в состоянии здоровья, которые требуют ограничения физических нагрузок (Слайды 3, 4).

Организация физического воспитания школьников представ­ляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факуль­тативные занятия по физической культуре и спорту; физкультур­но-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; вне­классная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спор­тивно-массовая работа (Слайды 5, 6).

Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. Их содержание определяется (для всех школ) государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решают­ся оздоровительные задачи. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учесть влияние различных метеорологических фак­торов и обеспечить подготовку школьников к погодным условиям.


Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное ги­гиеническое значение и являются составной частью режима школь­ника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные ми­нутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на пе­ременах.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиени­ческую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воз­действие и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Комплек­сы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными фи­зическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и т.д.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родителям следует воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.

Гигиенические основы физического воспитания школьников.

Физическое воспитание — одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания учащихся укрепляется их здоровье, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, а также нравственные и волевые качества: патриотизм, интернационализм, смелость, решительность, упорство и целеустремленность.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые обусловливают значительное снижение объема двигательной активности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культурыв школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовленности школьников.

Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контрольза процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, осуществляется органами здравоохранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом» (1985).

Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры испорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации, физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролирует их проведение.

Учащиеся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в учебном году у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями по медицинским группам — основной, подготовительной, специальной.

Организация физического воспитанияшкольников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. Их содержание для всех школ определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учитывать состояние погоды и подготовить к этому ребят, у которых должна быть соответствующая одежда и обувь.

Кроме того, предусмотрены факультативные занятия по физической культуре и спорту.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход организма от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Школьная гимнастика до уроков проводится ежедневно для первой и второй смен. Она способствует лучшей организации учебного дня, повышению дисциплины и более быстрому включению школьников в учебный процесс. Вместе с тем гимнастика повышает работоспособность учеников. Комплексы гимнастики разучиваются предварительно на уроках физической культуры. Гимнастику по возможности следует проводить на открытом воздухе. Если занятия проходят в помещении: спортивном и актовом залах, коридорах, классных комнатах, его следует предварительно проветрить. Гимнастика проводится при открытых окнах (фрамугах, форточках), желательно под музыкальное сопровождение.

Физкультурные минутки рекомендуется проводить на уроке для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников. Они обычно включают 3—5 упражнений, каждое из которых повторяется 4—6 раз. Физкультурные минутки желательно проводить в первой смене на 3-м и 4-м уроках, а во второй смене — на 2-м и 3-м уроках. При сильном утомлении их можно включать в каждый урок за 15—20 мин до его окончания.

При подготовке домашних заданий учащимся рекомендуется также делать физкультурные паузы. Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и физкультурных минуток необходимо время от времени изменять.

Подвижные игры и физические упражнения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность. Лучше всего их проводить на открытом воздухе. В холодную погоду ученики должны надевать головные уборы, шарфы и спортивные куртки. При температуре воздуха ниже -10°С занятия проводятся в предварительно проветренном спортивном или актовом зале при открытых окнах или фрамугах.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности: посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др. Обязательным условием при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение, так как оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.

Закаливание — неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем ниже возраст школьника, тем ярче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18—20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн — 5—10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). В дальнейшем температуру снижают, но не менее чем до 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.

В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в такой последовательности: обтирания, обливания, душ, купания.

Обтирания проводятся при температуре воздуха 15— 16°С. Начальная температура воды — 33—^34°С, затем ее постепенно (через 3—4 дня) снижают на 1—2°и доводят до 15—18°С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) — 3—4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях с постепенным снижением температуры воды до 19—20 °С; продолжительность процедуры — 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста; продолжительность процедуры — не более 1 мин.

Купание в открытых водоемах — один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха — 24 °С. Время купания постепенно увеличивают с 5 до 15 мин для детей младшего возраста и до 20—25 мин для старших школьников. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.

Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Продолжительность первых воздушно-солнечных ванн может быть 4—5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50—60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10—15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн обязательно нужно надевать легкий головной убор.

Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафиолетовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период для ликвидации «светового голодания». Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам, проживающим в северных районах, из-за недостатка солнечной радиации.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье.Родители обязаны воспитывать у детей привычку крегулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.

Читайте также:

 

4.2.1. Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:

  • оптимальный двигательный режим с учетом биологической пот­ребности растущего организма в движении и его функциональ­ных возможностей;

  • дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;

  • систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физи­ческого воспитания;

  • создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

Основные средства физического воспитания — физические упраж­нения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразо­вательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состо­янию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), и другими документами. Содержание уроков физической культуры определя­ется программой отдельно для учащихся 1—4, 5—9, 10—11-х классов. Программы для 10—11-х классов составлены с учетом пола.

В режиме учебного дня должны предусматриваться не менее 2 уроков по физической культуре продолжительностью 45 мин в неде­лю, утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня. Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортивных секциях.

Уроки (занятия) физической культурой имеют научно обоснован­ную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяют 3 части — вводную, основную, заключительную.

Задача вводной части урока — создать у детей и подростков эмоци­ональное настроение, активизировать их внимание, постепенно под­готовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. В этой части урока должны быть построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нару­шений опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Продолжительность вводной части 5-10 мин.

Задача основной части урока — обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. В основную часть урока, помимо обшеразви- вающих упражнений по выработке двигательных навыков с исполь­зованием гимнастических снарядов, мячей и другого спортивного инвентаря, должна входить спортивная игра, что особенно важно для младших школьников. Основная часть урока длится 25—30 мин.

Задача заключительной части занятия физической культурой - обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятель­ности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Обязательными элементами заклю­чительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3—5 мин.

Важным фактором является достаточность нагрузок для детей, которая может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выпол­нение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) и должна составлять 60—80%.

Функциональное состояние организма, в частности, физиоло­гическая кривая ЧСС, должно соответствовать структуре урока с постепенным нарастанием и максимальными параметрами в конце основной части урока. Соответствие нагрузки функциональным воз­можностям школьника определяется по приросту пульса во времяурока и его восстановлением после окончания урока. Рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части урока — 25—30%, основной — 80- 100% при его возвращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятия) после окончания урока или на 3—4-й мину­те восстановительного периода (перемены). Здоровым школьникам в основной части урока рекомендуются нагрузки со средней ЧСС 160-180 в 1 мин.

На занятиях физической культурой должны использоваться совре­менное, исправное оборудование и спортивный инвентарь.

Гигиена детей и подростков | Статья о гигиене детства и подростков в The Free Dictionary

- раздел гигиены, изучающий влияние различных факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывающий гигиенические требования и нормы окружающей среды ребенка с целью создания полностью гигиенических условий. условия жизни, обеспечивающие полноценное физическое и умственное развитие детей.

В СССР гигиена детства и юношества изучает проблемы защиты и укрепления здоровья подрастающего поколения на протяжении всего периода его развития, от рождения до полного становления организма.Методологической основой гигиены детства и подростка является тезис о единстве организма и окружающей среды, о тесной взаимосвязи человека и его социальной среды; его естественнонаучная основа - возрастная физиология и морфология тела. Гигиена детства и подростков концентрируется на общих принципах роста и развития ребенка в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов; динамика физического развития; гигиенические основы учебной, трудовой и профессиональной деятельности; разработаны гигиенические рекомендации по организации режима дня, учебно-трудовой деятельности обучающихся в образовательных учреждениях разного профиля.К проблемам гигиены детства и подростков относятся гигиенические основы физического воспитания, гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений, гигиенические основы санитарных норм и режима в детских и подростковых учреждениях. Основными методами гигиены детей и подростков являются естественные гигиенические эксперименты, статистика здоровья и лабораторные эксперименты.

Гигиена детства и подростков в социалистических странах развивается в том же направлении, что и в СССР.Значительные исследования были проведены в Болгарии, Чехословакии, Польше, ГДР и других странах. В капиталистических странах гигиена детства и подростка называется школьной и университетской гигиеной или школьной медициной. В большинстве стран сфера его исследований ограничивается школой, а иногда и высшими учебными заведениями. Содержание гигиены детства и подростка в основном сводится к задачам организации медицинских услуг (ранняя диагностика, профилактика инфекционных заболеваний, определение профессиональной пригодности и т. Д.).Международный союз школьной и университетской гигиены и медицины основан в 1959 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большакова, М. Д. Gigiena детей и подростков . Москва, 1966.
Руководство по гигиене детей и подростков . Под редакцией С. М. Громбаха. М., 1964.
ланда, Ф., Капалин В., Кукура И. Гигиена детей и подростков . М., 1962. (пер. С чеш.)

А.З. Б ЕЛОУСОВ , В. Н. К АРДАШЕНКО , Э.P. S ТРОМСКАЯ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

рекомендаций по физической активности для молодежи | Физическая активность | Здоровые школы

The Physical Activity Guidelines for Americans, 2 nd edition pdf icon [PDF - 13,5 MB] внешний значок, выпущенный Министерством здравоохранения и социальных служб США, рекомендует детям и подросткам в возрасте от 6 до 17 лет делать 60 минут (1 час) или более умеренных или высоких физических нагрузок в день. 1 Регулярная физическая активность детей и подростков способствует укреплению здоровья и фитнесу.По сравнению с теми, кто не ведет активный образ жизни, у физически активной молодежи более высокий уровень физической подготовки, меньше жировой прослойки и более сильные кости и мышцы. Физическая активность также полезна для здоровья мозга детей школьного возраста, включая улучшение познавательной способности (например, успеваемость, память) и уменьшение симптомов депрессии. Регулярная физическая активность в детстве и подростковом возрасте также может иметь важное значение для поддержания здоровья и благополучия на протяжении всей жизни и предотвращения факторов риска различных состояний здоровья, таких как болезни сердца, ожирение и диабет 2 типа.

.

CDC | Физическая активность | Факты

    • Аэробика: Большая часть 60 минут или более в день должна быть аэробной физической активностью средней или высокой интенсивности и должна включать физическую активность высокой интенсивности не менее 3 дней в неделю.
    • Укрепление мышц: В рамках 60 минут или более ежедневной физической активности дети и подростки должны включать физическую активность для укрепления мышц не менее 3 дней в неделю.
    • Укрепление костей: В рамках 60 минут или более ежедневной физической активности дети и подростки должны включать укрепляющую кость физическую активность не менее 3 дней в неделю.

В этом руководстве говорится, что детям и подросткам должны быть предоставлены возможности и поощрение к занятиям физическими упражнениями, которые соответствуют их возрасту, доставляют удовольствие и предлагают разнообразие. 3

Национальная рекомендация для школ состоит в том, чтобы иметь комплексный подход к решению проблем физического воспитания и физической активности в школах. 10–12 Этот подход называется общешкольными программами физической активности. 13

.

Важность физического воспитания

  • Piedmont High School Физическое воспитание
    • CA Стандарты содержания физического воспитания
    • PE Common Core
    • PE Inclusion Policy
    • Physical Education Course Study
    • Часто задаваемые вопросы по физическому воспитанию
    • 5 компонентов физической подготовки
    • Важность физического воспитания Образование

  • 2020-21 PE Календарь
  • PE Курс 1
    • * Курс 1 Политика в отношении гражданства
    • * Курс 1 Подпись Страница
    • * Курс 1 Syllabus
    • Политика 2-L
    • Aquatics
      • Американский Красный Крест Советы по безопасности на воде
      • Охота на мусорщиков безопасности на воде
    • Фитнес-тестирование штата Калифорния
      • Стандарты работоспособности фитнес-теста Калифорнии
    • Политика оценки выносливости сердечно-сосудистой системы (мили)
.

Физическое развитие детей - признаки и разные стадии

Последнее обновление

Дети растут быстрыми темпами от рождения до двух лет, но по достижении двухлетнего возраста малыши, как правило, имеют более медленный рост. Это когда родители обеспокоены изменением пищевых привычек своего ребенка и задаются вопросом, нормально ли он растет.

Физическое развитие в младенчестве происходит в виде серии скачков роста.Важно помнить, что после скачков роста ребенок растет стандартными и стабильными темпами до подросткового возраста. Лучший способ определить, правильно ли растет ваш ребенок - это внимательно следить за его ростом.

Что такое физическое развитие?

Медленно, но неуклонно ваш ребенок готовится принять структурное строение, почти такое же, как у взрослого. Это считается физическим развитием ребенка.

Признаки физического развития ребенка

Вот некоторые из ярко выраженных признаков физического развития ребенка:

  1. Конечности

Руки и ноги ребенка станут длиннее и будут пропорциональны туловищу и голове.Вы также заметите, что ваш ребенок выглядит намного стройнее и заметно тоньше, чем был в младенчестве.

2. Рост мышц

Мышцы будут расти быстрее, чтобы помочь ребенку двигаться. Мышцы рук и ног, которые, как известно, больше, будут расти быстрее, чем мышцы пальцев ног или пальцев, которые меньше. На этом этапе важно обеспечить ребенка необходимыми питательными веществами, чтобы помочь процессу роста.

3. Развитие мозга

По мере развития мозга ваш ребенок сможет выполнять более сложные умственные и физические задачи.В раннем детстве наблюдается значительный рост нервных волокон в головном мозге, особенно в лобных долях. Также отмечается, что к возрасту 2 лет человеческий мозг уже составляет 70% от взрослого размера. К шести или семи годам размер мозга составляет почти 90% от размера взрослого человека. Этому росту может способствовать увеличение моторики. Также обычной практикой является измерение окружности головы, чтобы определить скорость роста мозга.

4. Навыки моторики

Двигательные навыки связаны со способностью ребенка выполнять повседневные задачи. Это может быть что угодно, от бега до строительных блоков. Двигательные навыки можно разделить на:

  1. Общая моторика

Также известные как большая моторика, это навыки, которые требуются для выполнения общих задач, таких как бег, ходьба, прыжки или даже балансировка тела во время этих действий.

Обладая крупной моторикой, ваш ребенок должен уметь выполнять некоторые из нижеперечисленных действий:

  • Ходьба с устойчивым равновесием
  • Комфортный бег в одном направлении или объезд препятствий
  • Бросить мяч или поймать мяч
  • Попрыгайте на каждой ноге несколько раз
  • Прыгать через предметы или низко расположенные препятствия
  • Удар ногой по неподвижному мячу
  • Педаль трицикл

  1. Навыки мелкой моторики

Также известные как мелкая моторика, они включают в себя более тонкие движения, которые необходимы для выполнения задач, которые могут быть немного сложными.Они также связаны с развитием мозга ребенка.

Мелкая моторика позволяет ребенку:

  • Использовать столовые приборы
  • Расчесывать зубы или расчесывать волосы
  • Подбирать мелкие предметы любит монеты
  • Работа над простыми головоломками
  • Нарисуйте простые формы, например круги или квадраты
  • Наборы блоков

5. Высота

Известно, что к 12 месяцам длина ребенка составляет около 50% от длины при рождении.Когда дети достигают пятилетнего возраста, в идеале они должны быть вдвое больше своего роста. Кроме того, мальчики достигают половины своего взрослого роста примерно к 24 месяцам, а девочки - наполовину своего взрослого роста, когда им около 19 месяцев.

6. Масса

В возрасте одного года вес младенца будет в три раза больше веса при рождении. Темпы роста имеют тенденцию замедляться после первого года, и в период от одного до шести лет он будет набирать около 2 кг каждый год.

7. Зубья

Обычно в возрасте от пяти до девяти месяцев у вашего ребенка будут нижние передние зубы. Зубы в верхней части передней части появляются в возрасте от восьми до двенадцати месяцев. Дети, как правило, получают все 20 молочных или молочных зубов к двум с половиной годам. Постоянные зубы заменяют молочные зубы в возрасте от 5 до 13 лет.

Этапы физического развития

Этапы физического развития детей имеют общую схему:

  • К девяти месяцам младенцы могут ползать, сидеть и держать голову вверх.
  • Они учатся ходить, бегать, прыгать, подниматься по лестнице с помощью строительных блоков и держать мелки в возрасте от двух до четырех лет.
  • В возрасте от четырех до шести лет они могут самостоятельно подниматься по лестнице, писать и даже одеваться.

Способы ускорения физического развития детей ясельного и дошкольного возраста

Вы можете заниматься некоторыми физическими упражнениями для дошкольников, чтобы улучшить ловкость вашего ребенка и общее развитие:

  • Гуляйте с ребенком и дайте ему возможность бегать, прыгать и задействовать мышцы.
  • Подготовьте простую полосу препятствий, чтобы ваш ребенок мог перепрыгнуть, или поощряйте его бегать по саду или по дому.
  • Игра в ловлю мячом. Вы также можете играть в игры, которые позволят вашему ребенку пинать и бросать мяч, тем самым прорабатывая его мышцы и моторику.
  • Выведите ребенка на прогулку на природе. Обязательно останавливайтесь время от времени и позволяйте ему касаться травы, листьев и цветов. Попросите его принести вам гальку и веточки. Эти занятия помогут развить у вашего ребенка грубую и мелкую моторику.
  • Устройте танцевальную вечеринку дома. Включите музыку и потанцуйте вместе с ребенком, особенно под детские песни, которые стимулируют мелкую моторику, например, «свой маленький паучок».
  • Играйте в ролевые игры, например кладите натянутый канат на землю и пытайтесь удержаться на нем.
  • Проявите творческий подход с искусством. Предоставьте вашему ребенку широкие возможности рисовать в доме и вокруг него.
  • Приобретите безопасные для детей ножницы и научите своего ребенка ремеслу.
  • Проведите конкурс на строительство блоков.
  • Сыграйте с младенцем более легкую версию «Саймон говорит». Если вы Саймон, ваш ребенок должен делать все, что вы его просите - используйте эту возможность, чтобы заставить его брать вещи, подбирать предметы и даже изображать различных животных, таких как утки, коровы, собаки и обезьяны.
  • Приобретите игрушки, которые могут ускорить физическое развитие вашего ребенка, например трехколесный велосипед, баскетбольное кольцо (детского размера) или хула-хуп.
  • Возьмите небольшой надувной бассейн и наполните его водой. Поощряйте ребенка плескаться или грести под присмотром.
  • Предложите вашему ребенку попрыгать в надувном замке или на батуте. Убедитесь, что во время этого занятия он находится под надлежащим присмотром взрослых.
  • Попросите ребенка помочь с простыми и веселыми делами, например, купать собаку или мыть машину.
  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок спал достаточно для общего развития.
  • Возьмите ребенка на плановые осмотры, чтобы своевременно вылечить любые проблемы с развитием.

Физическое развитие детей должно сопровождаться правильным питанием и здоровым сбалансированным питанием, так как это обеспечивает правильный рост и развитие мускулов и костей.

Ресурсы и ссылки: Livestrong, Very Well Family

Читайте также: Нравственное развитие детей - этапы и концепции

.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросах, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они демонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

Другое исследование показало, что стратегии обучения, которые способствуют более высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно обсуждаются далее в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми младшего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что, соответственно, влияет на стратегии педагогов в начале

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.