О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Гендерное воспитание детей 4 5 лет


Гендерное воспитание дошкольников в детском саду

Тема гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность, причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет: от вполне адекватных до переходящих в крайности. Попробуем разобраться, что же это такое, почему это важно для вашего малыша, и как это ему обеспечить.

Начнем с того, что гендер – это не физиологический, а социальный пол человека. Пусть этот термин и считают слегка устаревшим, однако для понимания вопроса на бытовом уровне он подходит лучше всего. Гендер обуславливает поведение человека по общепринятому мужскому или женскому типу, соответствующие внутренние установки, жизненные приоритеты, и даже мелочи вроде манеры одеваться или особенностей речи. Наверное, вы хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда матерящийся мужчина воспринимается как должное, но стоит сказать хоть одно нецензурное слово представительнице противоположного пола – как ее просят выражаться посдержаннее, потому что «она же девушка».

Гендерное воспитание, соответственно, направлено на грамотное усвоение ребенком всего того социального опыта, который определяет все особенности гендерного поведения, самовосприятия и самоощущения. Содержание этого социального опыта во многом зависит от того, где, в какой стране, среди представителей какого народа растет ребенок: очевидно, что гендерные особенности достаточно широко варьируются по всему миру.

Каким должно  быть гендерное воспитание в детском саду?

Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни. Не стоит ожидать, что всю работу по формированию грамотной гендернойсамоидентификации, обучению гендерным ролям и отношениям для дошкольника проделают воспитатели детского сада.

В то же время, гендерные подходы в ДОУ могут существенно поспособствовать этим процессам. Можно выделить несколько основных направлений, моментов гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Тематические беседы. Дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Речь – это важнейший инструмент научения, и не использовать его для гендерного воспитания в детском саду было бы кощунством.
  • Игры с распределением гендерных ролей. Девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. Игры, совмещающие девичьи и мальчишечьи пристрастия, позволяющие им проявить свою фемининность и маскулинность, могут показаться слишком банальными и категоричными со взрослой точки зрения, но для детей они очень важны и полезны.

  • Чтение сказок, словесные игры, разыгрывание сценок и другие способы вызвать ассоциации с персонажами своего пола. Девочка, у которой нет проблем с гендерной самоидентификацией, будет ассоциировать себя с Машенькой, кошечкой, лисичкой и так далее. Мальчик – с Петей, принцем, мишкой и т.п. И дело тут не в приписывании себе характеристик персонажа, а, например, в разыгрывании его роли в сценке. Помогать разбираться в таких вещах на первых порах детям должен воспитатель.
  • Грамотный поход к проведению занятий по физкультуре. Хороший физрук детского сада будет давать мальчикам больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.
  • Грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.

Почему гендерное воспитание дошкольников имеет большое значение?

Гендерное воспитание детей в принципе и детей дошкольного возраста в частности важно не только потому, что им будет проще вписаться в общество, если они будут комфортно чувствовать себя при исполнении соответствующих гендерных ролей. Оно важно еще и из-за того, что различия между гендерами вполне реальны, объективны и вовсе не надуманы.

Мужчины и женщины действительно имеют различную физиологию, по-разному воспринимают информацию, по-разному ее обрабатывают, обладают склонностями к разной манере поведения, по-разному мыслят, и так далее.

Возможно, вы слышали об эксперименте второй половины двадцатого века, когда мальчика по имени Брюс, которому неудачно сделали обрезание, решили кастрировать вовсе, и воспитать, как девочку Бренду. Автор этого эксперимента – Джон Мани – хотел доказать, что особенности поведения мужчин и женщин зависят исключительно от их воспитания, от того, к чему их приучают с самого раннего детства.

Несмотря ни на что, Бренда, родившаяся Брюсом, вела себя, как типичный мальчик, и даже введение эстрогена ему/ей не помогло. От операции по смене пола этот несчастный человек отказался, трижды попытался покончить с собой, а в 32-летнем возрасте он вернул себе мужские половые признаки и завел семью. Впрочем, после развода он все же покончил с собой в возрасте 38 лет.

С тех пор было проведено много исследований, однозначно доказывающих, что различия между мужчинами и женщинами – не только в физиологии, но и в особенностях высшей нервной деятельности, в функционировании психики, в поведении и т.д. И игнорировать эти различия в высшей степени нелепо.

Принцип «не навреди» в воспитании детей по гендерному типу

Несмотря на все вышесказанное, важно понимать, что каждый ребенок – личность уникальная, обладающая своей яркой индивидуальностью, и понимать это также должны воспитатели детского сада. Поэтому, хотя актуальность гендерного воспитания для адекватных родителей не вызывает никаких сомнений, важно подходить к нему очень аккуратно и учитывать ряд нюансов:

  1. Детям могут нравиться вещи, не соответствующие классическому сценарию развития их гендера. Современное общество вполне допускает работу женщин в качестве инженеров, а мужчин – в роли танцоров. Поэтому если ваша дочка терпеть не может кукол и предпочитает им машинки, или если вашему мальчику нравится заплетать вам косы, а не играть в войнушку – пусть будет так. Это вовсе не значит, что вы вырастите ребенка нетрадиционной сексуальной ориентации. Насилие – никогда не вариант при воспитании, а высказывания в духе «не веди себя, как педик» могут только поспособствовать развитию мыслей ребенка в ту сторону, о которой он сам никогда бы не задумался.

  1. Дети имеют право на свой собственный характер и темперамент. Девочка-холерик всегда будет более бойкой и активной, чем мальчик-меланхолик. Темперамент – это то, что дано малышу с рождения, то он не может изменить, и под что он может лишь подстраиваться, чтобы удобным для него способом добиваться поставленных целей. Не требуйте от девочки, чтобы она вела себя, как маленькая принцесса, а от мальчика – чтобы он действовал, как маленький солдатик. Не заставляйте ребенка чувствовать себя неправильным из-за того, что его характер не соответствует общепринятым представлениям о том, как он должен себя вести. В противном случае малыш только замкнется в себе.

  1. Этот пункт, вероятно, понравится вам меньше всего, но современное положение дел заставляет о нем упомянуть. С физиологической точки зрения, из-за недостатка или переизбытка определенных гормонов на определенном этапе беременности, ваш ребенок теоретически, хотя с очень небольшой вероятностью, может родиться с нарушениями сексуального поведения. Эта небольшая вероятность по мнению одних исследователей составляет несколько процентов, по мнению других – несколько десятых долей процентов. Однако подобные отклонения проявляются скорее в подростковом возрасте. Более того: если ваш ребенок будет отказываться от своей гендерной роли и демонстрировать склонность к гомосексуальности, не будет лишним отвести его на консультацию к хорошему психологу. В условиях, когда по телевизору и в интернете однополые отношения чуть ли не популяризуются, многие дети в пубертатном периоде задумываются на эту тему лишь в формате некоторого эксперимента, хотя на самом деле не имеют к ней никаких склонностей. Впрочем, как уже было сказано, такая проблема и необходимость с ней мириться у вас если и возникнут, то значительно позже, чем в дошкольном возрасте.

Все эти пункты мы написали в формате рекомендаций для вас, однако очевидно, что их должны учитывать и воспитатели, а вы можете использовать их для контроля над качеством их работы. И если дошколенок будет жаловаться вам, что ему не дают поиграть с конструктором или плюшевым мишкой, потому что с ним должны играть малыши противоположного пола – у вас будут все основания вмешаться в воспитательный процесс и предъявить сотрудникам детского сада вполне объективные претензии.

Итак, гендерное воспитание в условиях детского сада – задача важная и вполне выполнимая, но, как и в любых вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения, здесь очень важно найти и соблюсти золотую середину. Любите своих детей, помогайте им найти правильный путь в жизни, но не мешайте им быть самими собой – они заслуживают вашего тепла и поддержки вне зависимости от особенностей своего характера!

Мне нравится 3


Похожие посты


Оставить комментарий

Методические материалы по гендерному воспитанию детей 4-5 лет | Дошкольное образование

Методические материалы по гендерному воспитанию детей 4-5 лет

Автор: Бушмелева Марианна Владимировна

Организация: МАОУ «СОШ№13» СП «Детский сад»

Населенный пункт: г.Кунгур

Сборник адресован воспитателям детских садов, методистам, педагогам дошкольного образования, всем, кто работает с детьми среднего дошкольного возраста. В сборнике 8 конспектов занятий с целью создания благоприятной полоролевой социализации детей; конспект сюжетно - ролевой игры - ситуации тема: «У нас новоселье», родительское собрание - тема: «Гендерное воспитание детей в семье и в дошкольном образовательном учреждении»; анкета для родителей; материалы для информационного стенда, для родителей.

 

Уважаемые педагоги!

 

Вы держите в руках сборник, в который включены 8 конспектов занятий, с целью создания благоприятной полоролевой социализации детей; конспект сюжетно - ролевой игры - ситуации тема: «У нас новоселье»; родительское собрание - тема: «Гендерное воспитание детей в семье и в дошкольном образовательном учреждении»; анкета для родителей; материалы для оформления информационного стенда, для родителей.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

 

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Реализация проекта по гендерному воспитанию детей 4-5 лет | Проект (средняя группа) на тему:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться родиной гордиться"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому са...

Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и Принцессы»

Сроки реализации проекта: долгосрочный  Тип проекта:   Познавательно- творческий .  Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста...

Проект по гендерному воспитанию детей «Рыцари и принцессы"

     Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществл...

Проект по гендерному воспитанию детей̆ старшего дошкольного возраста: «Дружим мы с тобою!»

Одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспит...

Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста | Методическая разработка (средняя группа) на тему:

Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста

Работу подготовила: Терехина В.А.

на базе  ГБОУ СОШ №1174 (СП- детский сад «Карусель»)

Цель работы: выявление возможности применения гендерного подхода при воспитании детей средней дошкольной группы возраста 4-5 лет.

Задачи:

- определить понятие «гендер» и «гендерная группа»;

- выявить отличительные особенности представителей разногогендера;

- вывести усредненные понятия «мальчик», «девочка»;

- определить требования к методическому материалу, исходя из выявленных гендерных отличий;

- определить возможность применения гендерного подхода в условиях современного государственного бюджетного образовательного учреждения – детском саду.

Практическая часть:

- разработка плана и методики проведения игры «Узнай себя».

I

Понятие «гендер»

Для того, что бы ответить на поставленный вопрос необходимо определиться с понятием «гендер».  Ошибочное предположение, что гендер и пол – понятия равные, приводит к тому, что при воспитании ребенка из поля зрения выпадают психологические и социальные аспекты формирования личности, акцент же устанавливается исключительно на биологические отличия между мальчиками и девочками. Согласно наиболее распространенной теории в гендерной психологии гендер – это совокупность биологических, психологических и социальных особенностей личности, формирующая осознание индивидом себя представителем той или иной гендерной группы, так же определяющая модель поведения в социуме. Кроме того, рассматривать понятие гендер без учета социального ожидания будет грубой ошибкой, так как многие представления о себе как о представителе того или иного гендера формируются традициями, семьей, коллективом и т.п.

II

Понятия «типичный мальчик», «типичная девочка»

Согласно данным различных исследований, а так же основываясь на личных 30-летних наблюдениях за детьми дошкольного возраста, могу утверждать, что дети начинают различать друг друга по половым признакам в возрасте 3-4 лет. Но данное заключение не означает, что до этого момента ребенок является существом бесполым. Попытки доказать обратное: что до момента осознания ребенком своих отличительных особенностей по половому признаку, он является существом бесполым и, что социальная среда может воспитать (навязать) любой пол, - оказались несостоятельными.  Доказано, что пол ребенка формируется еще в утробе матери и определяется рядом биологических, химических, в том числе гормональных, и физических процессов, происходящих во время внутриутробного развития плода.

Так как гендер определяется не только физическими половыми отличиями, но и психологическими особенностями личности, а так же результатами различных условий формирования плода, строго разделять его на «мужской» и «женский» не получается,тем не менее при воспитании в группах осуществить 100% индивидуальный подход возможности не представляется. Поэтому в своей работе я буду придерживаться стандартизированных понятий «типичный мальчик» и «типичная девочка» (далее по тексту мальчик и девочка).

III

Особенности гендерных подгрупп

Используя данные, полученные в ходе психологических наблюдений, нейробиологических и генетических исследований, можно определить различия в следующихнаправлениях:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; 
  • организации внимания; 
  • в формах активации эмоций; 
  • в мотивации деятельности и оценки достижений; 
  • в поведении.

Благодаря различному механизму развития головного мозга: у девочек дошкольного возраста левое полушарие мозга развито больше правого, у мальчиков, наоборот, правое преобладает над левым, - в умственной деятельности так же можно выделить некоторые отличия мальчиков и девочек.

Таблица 1. Особенности мальчиков и девочек дошкольного возраста

Девочки

Мальчики

  • быстрее схватывают новый материал; 
  • легче усваивают алгоритмы и правила; 
  • легче запоминают цифры и лучше решают логические задачи;
  • лучше говорят, строят предложения;
  • любят задания на повторение; 
  • чаще используют ближнее зрение; 
  • воспринимают все более детализировано; 
  • лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному»;
  • расположены к невербальному общению, склонны к эмоциональным переживаниям;
  • основной стимул в деятельности – похвала взрослого;
  • склонны к подчинению, легко следуют установленным правилам;
  • легко взаимодействуют в команде;
  • при утомлении нарушается образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие
  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; 
  • лучше выполняют задания на сообразительность; 
  • не терпят однообразия и монотонности;
  • лучше выполняют задания при ярком свете;
  • ярче реагируют на вербальное взаимодействие, не склонны к долговременным эмоциональным переживаниям;
  • основной стимул в деятельности – результат, похвала взрослого не так значима;
  • склонны  к избеганию установленных правил;
  • склонны к проявлению индивидуальности, не терпят конкуренции;
  • при утомлении страдают процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями

Вышеупомянутые особенности мальчиков и девочек необходимо учитывать при разработке программы воспитания (обучения), подборе игр и развивающих материалов.

IV

Возможность реализации гендерного подхода
при воспитании детей дошкольного возраста

Как уже было сказано ранее, понятие «гендер» нельзя рассматривать без учета социального ожидания. Существует ряд признанных обществом особенностей, приписываемых мужчинам и женщинам, исходя из которых, формируется представление о том, какой деятельностью должен заниматься тот или иной представитель общества, как он должен себя вести и какую роль выполнять. В странах с традиционно патриархальным жизненным укладом, к которым до последнего времени относилась Россия, принято выделять ряд занятий (работ, профессий)сугубо мужских и сугубо женских. Такое распределение обусловлено следующими факторами:

- особенностями развития центральной нервной системы и головного мозга;

- биологическими особенностями, связанными с гормональным фоном;

- особенностями физического строения;

- особенностями работы различных систем организма (нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной).

Имея данные современных нейропсихологических исследований  и более четкое представление о реакциях головного мозга мальчиков и девочек на те или иные воздействия, появилась необходимость в пересмотре существующих методик воспитательно-педагогического процесса.

Наиболее радикальным способом реализации гендерного подхода является раздельное воспитание (обучение) мальчиков и девочек. Установлено, что педагоги-женщины и методы их преподавания ориентированы на девочек, в то время, как мальчики с трудом усваивают информацию, полученную в не свойственной для их понимания манере. Что в свою очередь подводит к выводу, что девочкам должны преподавать педагоги-женщины, а мальчикам – мужчины. Но раздельное воспитание (обучение) приводит к однобокости понимания окружающего мира ребенком, сосуществовать в дальнейшем с людьми с другим образом мышления (иного гендера), принимать иные взгляды, понимать иные реакции такому ребенку будет очень сложно. Важно создать для ребенка обстановку, в которой он бы узнавал себя, в которой мог бы сравнить себя и свои взгляды, проявить себя, получив при этом отклик от окружающих. И чем разнообразней этот отклик, чем больше реакций он может вызвать у ребенка, тем более интересно и разнообразно будет проявляться его личность и характер.

Для себя, как педагога со стажем, решение осуществления гендерного подхода в обучающем процессе вижу в занятиях в подгруппах. Дети делятся на подгруппы по гендерному типу, программа занятия составляется исходя из особенностей каждой подгруппы (см. табл.1). Повременной план занятия разрабатывается таким образом, что бы сложная информация и у мальчиков, и у девочек усваивалась наиболее успешно: девочки лучше усваивают информацию в начале занятия в то время, как мальчикам необходимо время для того, что бы «включиться» и пик мозговой активности приходится на середину занятия. Длительность занятия не должна превышать 25 минут, в которые включены: введение в занятие (объяснение темы занятия), обсуждение темы занятия, непосредственное выполнение работы, оценка работы, определение домашнего задания. Тема занятия должна быть ориентирована на конкретную подгруппу детей, исходя из особенностей гендерного типа. Задание следует формулировать кратко и емко. Педагог должен участвовать в процессе выполнения задания вместе с детьми, подавая им пример. В случае с творческими занятиями педагогу не следует навязывать свою точку зрения, детям необходимо оставлять пространство для самовыражения. Оценка проделанной работы очень важна, так как ее результаты являются стимулом к дальнейшему развитию ребенка, его самореализации, проявлению своей индивидуальности. Давая оценку работам, не следует применять сравнительный метод по принципу «хорошо-плохо», сравнивая работы педагог должен отмечать интересные особенности, сходства работ и их различия, не принижая их значимости. В процессе работы и по ее окончании необходимо похвалить детей за их труд. Домашнее задание  направлено на укрепление связи «ребенок-родитель» и представляет собой совет обсудить с родителями предмет занятия, например: на занятии по лепке дети лепили пушку, воспитатель в качестве домашнего задания советует детям расспросить родителей о том, что такое пушка, когда и  как она использовалась, из чего ее делали и т.п. Домашнее задание необходимо озвучивать как детям, так и родителям.

На групповых занятиях так же не следует забывать, что перед вами не просто дети, а мальчики и девочки, которые видят, слышат и мыслят по-разному. В данной ситуации тяжело не только педагогу, но и самим детям, ведь мальчику тяжело понять поведение девочки и наоборот. Несомненно, дети узнаю друг друга в процессе общения и взаимодействия, а задача педагога – помочь им в этом. Наиболее эффективно информация у детей усваивается через игру, через нее я и предлагаю их ближе знакомить их друг с другом. Описание такой игры я предлагаю в практической части (Практическая часть: Игра «Узнай себя»).

Практическая часть к работе «Гендерный подход в воспитании детей

ГБОУ СОШ №1174 (СП- детский сад «Карусель»), группа…»

Игра «Узнай себя»

Возраст детей: 4-5 лет

Продолжительность: 25 минут

Целии задачи:

1) научить детей взаимодействовать друг с другом, работать в команде, улучшить их коммуникативные навыки

2) помочь детям определить особенности каждого гендерного типа и определить свою гендерную принадлежность путем сравнения мальчиков и девочек

3) помочь детям в самоопределении через сравнение себя с другими и определение общего и отличий.

План игры:

1) разделение на команды

2) объяснение хода игры

3) проведение игры

4) заключение, выводы.

Место проведения игры: улица или помещение

Инвентарь: мяч

Ход игры: ребята делятся на команды по гендерному типу на «мальчиков» и «девочек». Педагог объясняет ход игры: ребенок, у которого в руках мяч должен перекинуть его ребенку из другой команды, назвав что-то, что у них общего или отличного. Первым начинает педагог, подавая детям пример: «У меня есть уши как и у Пети», - и перебрасывает мяч Пете. Далее ребенок должен постараться сам найти что-то общее с представителем другой команды и перебросить мяч.

Во время игры сравнение может проходить не только по внешним признакам, но и по роду занятий, видам увлечений и т.п. Ниже приведены примеры сравнений.

Примеры сравнений:

1) по внешним признакам (строение тела, организма):

«У меня есть глаза, как и у…», «У меня две руки, как и у…», «У меня есть сердце и у… тоже» и т.п.;

2) по внешним признакам (внешнему виду):

«У меня шорты, а у… юбка»,  «У меня короткие волосы, а у… длинные», «У меня белые носки, а у…» и т.п.;

3)по видам увлечений:

«Я люблю рисовать и… тоже», «Мне нравятся конструкторы, а … куклы», «Я люблю лепить, а … рисовать» и т.п.

Во время игры должны быть охвачены все участвующие ребята. По окончании игры педагог подводит итог о том, какие все одинаковые с одной стороны, но разные с другой, как много нового дети смогли узнать друг о друге.

Списоклитературы

1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки: два разных мира» - СПб, 2001

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. «Социальная психология личности»: уч. пособ. для вузов - М., 2001.

3. БендасТ.В. «Гендерная психология»: уч. пособие – СПб: ПИТЕР, 2003

4. Сборник статей «Гендер для чайников» - М.: Звенья, 2006

5. Франсиз Б. «Гендер – социальный конструктор или биологический императив»: доклад, представленный на Седьмой научно-исследовательской конференции Австралийского НИИ семьи «Будущее семьи: исследовательские и политические проблемы»

Реализация проекта по гендерному воспитанию детей 4-5 лет «МЫ - ДЕВЧЕНКИ, МЫ

Описание слайда:

Этапы реализации проекта Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание Вводный 1. Проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» 2. Изучение методической литературы по проблемегендерноговоспитания с привлечением родителей. 1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка. 2. Накопление и систематизация информации по проблеме. 1.Анкетирование для родителей – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?» – «Какие мальчики и девочки?» 2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?» 3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать» 4. Сбор материала тематическая папка (Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении, этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках, материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) по теме; 5. Сбор фотографий на тему «Моя семья»; 6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»; 7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства» Основной 1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки), Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности. 2. Активизировать свой поиск своего места в мире. по теме «Это – мужчина, это – женщина». Формирование у детейгендернойустойчивости. 1. Расширение сведений огендерномразвитии и формирования образа «я» в своей жизни. 2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность , осмысление значимости каждого члена. Моделированиеситуаций «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце». 2. Проведение занятий сгендернойнаправленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший». 3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом». 4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир». 5. Конкурс чтецов «О маме (папе)». 6.Персональная творческая выставка «Кем быть» 7.Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ 8.Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я – умелая семья»; 9. Оформлениетворческой работы«Наши прически», «Мой любимый герой» 10. Фотоконкурс «Мисс шляпка» Итоговый Презентация проекта.  Подведение итогов 1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки» 2 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)», «Мой самый счастливый день». 3.Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»

Дошкольник (3-5 лет) | CDC

Информация для родителей CDC (подростки 12–19)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам узнать, как помочь подростку обезопасить себя и стать здоровым и продуктивным взрослым.

Информация о здоровом весе CDC.
Советы для родителей - Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.

Рекомендации CDC по физической активности для молодежи
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.

Профилактика беременности для подростков CDC.
Советы и информация, специально предназначенные для подростков и разработанные с участием подростков.

БАМ! Body and Mind
CDC’s BAM! Body and Mind - это веб-сайт, разработанный для детей от 9 до 13 лет, чтобы дать им информацию, необходимую им для выбора здорового образа жизни. Сайт посвящен темам, которые, по словам детей, важны для них, таким как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.

Информация CDC о здоровье молодежи лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров
Узнайте о физическом и психическом здоровье молодых лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов

Американская академия детской и подростковой психиатрииexternal icon
Американская академия детской и подростковой психиатрии имеет множество информационных бюллетеней для родителей о здоровье и развитии детей и подростков.

Выберите мою тарелку внешний значок
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании.

HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт «Здоровые дети» AAP предоставляет информацию о кормлении, питании и физической форме на всех этапах развития от младенчества до юношеского возраста.

Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.

Let's Move-Kidsexternal icon
Пять простых шагов для детей, чтобы они росли здоровыми.

Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзыве и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, гуляют, едут на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. Д.

Национальный институт психического здоровьяtheexternal icon
Национальный институт психического здоровья располагает информацией о психических расстройствах у детей и подростков, включая тревогу и депрессию.

StopBullying.goveвнешний значок
StopBullying.gov предоставляет информацию от различных государственных органов о том, как дети, родители, педагоги и другие члены общества могут предотвратить или остановить издевательства.

Приложение «KnowBullying» SAMHSA: внешний значок
Бесплатное приложение для родителей, которое помогает предотвратить издевательства, разработанное Агентством по борьбе с наркотиками и психическим здоровьем (SAMHSA).

Управление служб наркологической и психиатрической помощи (SAMHSA) external icon
SAMHSA работает над повышением качества и доступности услуг по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, лечению алкогольной и наркотической зависимости, а также услуг по охране психического здоровья.

Teens Healthexternal icon
Посетите этот сайт, чтобы получить информацию о здоровом питании и физических упражнениях для детей и подростков.

.

Детей просят выбрать, какого они пола, ДО того, как они пойдут в школу.

Родители пришли в ярость после того, как получили письмо с указанием помочь своим четырехлетним детям выбрать пол, прежде чем они пойдут в начальную школу.

Городской совет Брайтона и Хоува разослал письма сотням семей, сообщая им, в какую школу их ребенок будет ходить в сентябре, но попросил их ответить, какой пол предпочитает их ребенок.

Наряду с основным текстом в письме, рядом с полем для галочки для мужчин / женщин было также примечание, объясняющее, что национальная система регистрации дает только два варианта пола, но помогает их ребенку выбрать пол, с которым они больше всего себя идентифицируют.

Городской совет Брайтона и Хоува разослал письмо сотням семей, сообщив им, в какую начальную школу будет ходить их ребенок, и попросил родителей указать, с каким полом их ребенок больше всего «идентифицирует» (фотография из файла)

В нем говорилось: «Мы признаем что не все дети и молодые люди идентифицируют себя с полом, который им был присвоен при рождении, или могут идентифицировать себя как пол, отличный от мужского или женского, однако текущие системы (установленные на национальном уровне) регистрируют только пол как мужской или женский.

«Помогите своему ребенку выбрать пол, которого он больше всего идентифицирует. Или, если у них другая гендерная идентичность, оставьте это поле пустым и обсудите это со школой вашего ребенка ».

Родители раскритиковали этот шаг, утверждая, что детям следует позволить «наслаждаться своей невинностью».

Они также охарактеризовали это как «опасный подход», поскольку четырехлетние дети еще не имеют взрослого взгляда на мир или полностью понимают гендерные роли.

Одна мать сказала: «Дети не имеют доступа к взрослому взгляду на мир - они не полностью понимают постоянство, социальные структуры, что возможно, а что нет.

«Четырехлетние дети обычно не имеют фиксированных взглядов и часто не полностью понимают, что их пол, цвет кожи или даже вид фиксированы.

«Обращаться с детьми как со взрослыми - опасный подход с точки зрения безопасности. Они не взрослые - пусть наслаждаются невинностью и творчеством своего детства ».

Депутат от консерваторов Эндрю Бриджен также раскритиковал эту записку, в которой говорилось, что «Sun»: «Школы должны учить детей читать и писать, а не побуждать их рассматривать возможность смены пола.

Школы должны обучать детей чтению и письму, а не побуждать их рассматривать вопрос о смене пола

Главный член городского совета Брайтона и Хоува за равенство, советник Эмма Дэниэл, сказала, что изменение формы было ответом на семьи и школы просит быть более инклюзивным.

Она сказала: «В нашей регистрационной форме ученика запрашивается разнообразная информация от родителей и опекунов для детей и молодых людей всех возрастов, которые вступают в новое школьное сообщество.

«Родителей и опекунов просят указать пол ребенка - мужской или женский.Для подавляющего большинства семей это очень просто.

«Мы добавили дополнительный текст о гендерной идентичности в ответ на призывы семей, молодежи и школ продемонстрировать инклюзивный подход к гендерным вопросам.

«Растет число детей и молодых людей, идентифицирующих себя как трансгендеры. Многие трансгендерные люди по всей стране сообщают, что над ними издевались, когда они учились в школе.

«Признавая разнообразие гендерной идентичности в наших школьных сообществах, мы помогаем сделать школы безопасными местами для всех.'

Противоречие возникло всего через три месяца после того, как совет разослал «глубоко запутанный» гендерный опрос ученикам школы Blatchington Mill в Хоуве с 25 вариантами на выбор.

Помимо традиционных вариантов «девочка» и «мальчик», детям в возрасте от 13 до 18 лет также предлагалось выбрать из списка, который включал «гендеркуер», «трехгендерный», «гендерный флюид» и «интерсекс».

Главный член городского совета Брайтона и Хоува (на снимке), член совета Эмма Дэниэл, сказала, что изменение формы было ответом на просьбу семей и местных начальных школ о большей инклюзивности

Этот национальный опрос был связан с веб-сайт Уполномоченного по делам детей Англии Анны Лонгфилд и был отправлен в некоторые школы местными советами.

Но вопрос, предлагающий детям определить свой пол, был раскритикован Христианским институтом как «полностью вводящий в заблуждение» и «глубоко сбивающий с толку» девочек и мальчиков.

Официальный представитель Саймона Калверта тогда сказал: «Мы не должны вторгаться в детство, намеренно сбивая школьников с толку относительно того, что делает мальчика мальчиком или девочку девочкой, только для того, чтобы удовлетворить политические интересы взрослых.

«Мы должны защитить детей от того, чтобы они чувствовали, что преходящие фазы смущенного чувства по поводу самих себя, через которые проходят многие, должны быть превращены в изменяющие жизнь моральные и политические решения.'

Позже выяснилось, что опрос был отозван. Представитель офиса г-жи Лонгфилд сказал, что произошла «техническая ошибка», и опрос был всего лишь черновиком.

Опрос будет изменен, из него будет удален вопрос, в котором детям предлагается определить свой пол.

Брайтон также ранее подвергался критике за предложение запретить такие титулы, как мистер, миссис, мисс и мисс, в случае, если они оскорбляют сообщество трансгендеров.

В 2012 году советники обсудили возможность удаления слов из официальных форм и документов после жалоб на то, что они заставляли людей «выбирать между полом».

Однако это предложение вызвало критику со стороны многих, некоторые заклеймили его как «политкорректность зашла слишком далеко» и «смехотворна».

Брайтон признан на национальном уровне своим разнообразием: согласно оценкам городского фонда первичной медицинской помощи, каждый шестой человек является представителем сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов или транссексуалов.

.

Образование | ЮНИСЕФ Нигерия

Несмотря на то, что начальное образование официально является бесплатным и обязательным, около 10,5 миллиона детей в возрасте от 5 до 14 лет не ходят в школу. Только 61 процент детей в возрасте 6-11 лет регулярно посещают начальную школу, и только 35,6 процента детей в возрасте 36-59 месяцев получают дошкольное образование.

На севере страны картина еще более мрачная: чистый уровень посещаемости составляет 53 процента. Возвращение детей, не посещающих школу, к получению образования представляет собой серьезную проблему.

Гендер, как географическое положение и бедность, является важным фактором маргинализации образования. В штатах на северо-востоке и северо-западе чистый коэффициент посещаемости начальной школы женщинами составляет 47,7 процента и 47,3 процента, соответственно, что означает, что более половины девочек не ходят в школу. Отсутствие образования в северной Нигерии обусловлено различными факторами, включая экономические барьеры и социально-культурные нормы и практики, которые препятствуют посещению формального образования, особенно для девочек.

.

4 Развитие детей и раннее обучение | Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющий фонд

или опыт, в то же время расширяя предыдущие знания детей и языковые навыки. Языковые навыки и навыки грамотности рассматриваются далее в следующем разделе этой главы, а также в главе 6.

Еще одним следствием этих когнитивных изменений является то, что педагоги могут вовлекать дошкольников в преднамеренную деятельность детей дошкольного возраста, используя новые возможности обучения.Интерес детей к обучению через действие естественным образом подходит для экспериментального исследования, связанного с наукой, или других видов обучения, основанного на запросах, включая гипотезы и проверки, особенно в свете неявных теорий живых существ и физической причинности, которые дети привносят в такое исследование (Samarapungavan et al. др., 2011). Подобным образом настольные игры могут стать основой для изучения и расширения числовых концепций. В нескольких экспериментальных демонстрациях, когда дошкольники играли в настольные игры с числами, специально разработанные для развития их мысленных представлений о числовых величинах, они демонстрировали улучшения в оценках числовой линии, навыках расчета, числовой идентификации и других важных количественных концепциях (Laski and Siegler, 2014 ).

Другое исследование показало, что стратегии обучения, которые способствуют более высокоуровневому мышлению, творчеству и даже абстрактному пониманию, например, обсуждение идей или будущих событий, связаны с более высокими когнитивными достижениями детей дошкольного возраста (например, Diamond et al. , 2013; Mashburn et al., 2008). Например, когда педагоги указывают на то, как количественные числа могут использоваться для описания различных наборов элементов (четыре блока, четыре ребенка, 4 часа), это помогает им обобщить абстрактное понятие («четверность»), которое описывает набор, а не характеристики каждого элемента в отдельности.Эти действия также можно интегрировать в другие учебные практики в течение обычного дня.

Еще одно следствие изменений мышления маленьких детей в дошкольном возрасте касается мотивационных характеристик раннего обучения. Дети дошкольного возраста развивают ощущение себя и своих способностей, включая академические навыки (Marsh et al., 1998, 2002). Их убеждения в отношении своих способностей к чтению, счету, лексике, числовым играм и другим академическим навыкам основаны на нескольких источниках, включая спонтанное социальное сравнение с другими детьми и отзывы учителей (и родителей) относительно их достижений и причин, по которым они хорошо учились или плохо.Эти убеждения, в свою очередь, влияют на уверенность детей в себе, настойчивость, внутреннюю мотивацию к успеху и другие характеристики, которые можно описать как навыки обучения (и более подробно обсуждаются далее в этой главе). Следовательно, то, как учителя обеспечивают обратную связь с детьми младшего возраста и поддерживают их уверенность в себе в учебных ситуациях, также является важным предиктором академической успеваемости детей (Hamre, 2014).

В первые годы начальной школы познавательные процессы у детей развиваются дальше, что, соответственно, влияет на стратегии педагогов в начале

.

Каковы его этапы и что делать?

Джеймс принес из школы новую ручку и показал ее своей матери. Он сказал ей, что нашел его под своим стулом в классе. Его мать знала, что это неправильно. Она посоветовала ему на следующий день отдать ручку учителю, чтобы она могла передать ручку хозяйке. Джеймс был недоволен, но когда его мать объяснила, почему вернуть ручку было правильным решением, он убедился.

Нравственность - это то, чему родители и учителя должны учить детей.Детей нужно учить тому, что хорошо, а что плохо. Понимание морали и их чувство правильного и неправильного зависит от среды, в которой они растут, а также от их эмоциональных, когнитивных, физических и социальных навыков.

MomJunction расскажет вам о различных этапах нравственного развития детей и о том, как можно научить детей моральным ценностям.

Что такое мораль?

Нравственность - это способность видеть разницу между добром и злом в намерениях, мыслях, действиях и поведении.Обучение детей этому понятию - основная цель воспитания. Моральное развитие связано с концепциями морали, которые ребенок усваивает с младенчества до взрослой жизни.

Продолжайте читать, чтобы узнать о различных этапах нравственного развития детей.

[Прочитано: Этапы когнитивного развития у детей ]

Этапы нравственного развития детей

Моральный рост детей происходит постепенно, по мере их роста от младенчества до подросткового возраста и старше.Давайте посмотрим на это подробнее:

1. Младенцы

Младенцы не умеют нравиться. Их чувство правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. После девяти месяцев в утробе матери ребенок ожидает, что выкормление продолжится. В результате их чувство правоты зависит от того, удовлетворены ли их потребности.

  • Голод и одиночество - это неприятные ощущения для вашего ребенка, и они кажутся ему неправильными.
  • Когда вас обслуживают, обнимают и кормят, это хорошо, а отсутствие реакции - это страшно и неправильно.

2. Малыши

Возраст: От 2 до 3 лет

В этом возрасте ваш малыш понимает, что у других тоже есть права и потребности. Однако ему еще предстоит уловить разницу между добром и злом. Ребенок в возрасте 2–3 лет может проявлять чувство вины, основанное на эмпатии, и моральное поведение. В зависимости от действий родителей малыш понимает, что послушание - это норма.

  • Ваш малыш знает, что нельзя забирать игрушку у брата или сестры только потому, что он может попасть в беду.
  • Хотя он может не понимать, почему ударить кого-то неправильно, он знает, что будет наказан за это.
  • Ваш малыш старается соблюдать правила, чтобы избежать наказания.

[Читать: Положительное наказание ]

3. Дошкольники

Возраст: От 3 до 5 лет

Это возраст, в котором ваш ребенок усваивает семейные ценности.

  • Поскольку правила и нормы необходимы для поддержания дисциплины в семье, они становятся важными и для вашего ребенка.
  • Ваш ребенок ожидает, что взрослые или родители возьмут на себя ответственность.
  • Они понимают роль «ребенка» и «взрослого» и ожидают, что зрелость будет направлена ​​на них.
  • Ребенок осознает, что действия имеют последствия - «Если я сделаю это, это произойдет».
  • Положительное руководство со стороны родителей делает ребенка связанным, и он ведет себя хорошо. Несвязанный ребенок будет делать то, что ему хочется, до тех пор, пока его не поймают.

4. Дети

Возраст: 7-10

После 7 лет дети начинают задаваться вопросом, непогрешимы ли люди, занимающие авторитетные должности, такие как учителя и родители.

  • У вашего ребенка разовьется четкое представление о том, что ему следует и что нельзя делать. Они хотели бы участвовать в создании правил.
  • У детей этого возраста развивается чувство справедливости и понимание необходимости правил.
  • Они понимают, что у детей тоже есть права, и фильтруют правила в соответствии с тем, что им подходит.

[Читать: Социальное и эмоциональное развитие детей ]

5. Подростки

По мере приближения к взрослой жизни дети начинают развивать свои собственные моральные ценности, задавая вопросы и анализируя те, которые установили для них их родители .

Возраст: 11–16

  • Ваш подросток расширит свой моральный кругозор и увидит правила как набор социальных принципов, которые принесут пользу всем.
  • Они ценят правила, но также ведут переговоры.
  • Они начинают интересоваться тем, что хорошо для общества в целом, по мере развития своих абстрактных способностей к рассуждению.
  • Ваш подросток начнет понимать, что решение, которое он принимает, влияет на окружающих.
  • Ваш подросток захочет, чтобы его принимали сверстники, и может изменить или изменить свои ценности и мораль, которые способствуют этому.
  • Цикл идет от «Я делаю это, потому что считаю это правильным» до «Я делаю это, потому что это делает моя семья» и, наконец, «Я делаю это, потому что это правильно».”

Нравственное развитие не так просто, как обучение детей ценностям. Это настолько сложно, что психологи выдвинули на их основе теории.

Теория нравственного развития Пиаже

По словам Жана Пиаже, психолога, основная работа которого заключалась в когнитивном развитии ребенка, говорится, что дети проходят две основные стадии морального суждения (1), (2).

Он назвал первую стадию, до семи лет, Гетерономией, где есть моральные ограничения.Спустя семь лет постепенно наступает этап автономии.

Пиаже заметил, что нравственное развитие ребенка зависит от его когнитивных навыков, и поэтому разделил этот процесс на следующие этапы:

Сенсомоторная стадия: От рождения до 2 лет

  • Ребенок понимает мир в соответствии со своей моторикой. развитие
  • Он координирует переживания посредством физического взаимодействия, такого как зрение, сосание и хватание
  • У ребенка развивается «постоянство объекта», когда он понимает, что объект существует, даже когда его нельзя увидеть, потрогать или услышать

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

  • У ребенка отсутствует способность децентрироваться, что означает, что все его действия обусловлены пониманием того, что он должен быть обеспечен
  • Логически неадекватен для умственных операций
  • Мышление ребенка эгоцентрично, то есть он не может понять точку зрения других
  • 900 31

    На двух вышеупомянутых стадиях ребенок все еще не способен отличить то, что ему принадлежит, от того, что принадлежит другим.Следовательно, он хочет всего для себя и суетится.

    Конкретный Операционный этап: От 7 до 11 лет

    • Не обладает способностью к абстрактному мышлению
    • Во время этого процесса ментальная репрезентация ребенка необычайно возрастает
    • Быстрое овладение языком благодаря когнитивному символическому развитию
    • Устранение эгоцентризма

    [Читать: Как научить детей ответственности ]

    Этап формальных операций: 11–12 лет

    • Ребенок начинает абстрактно рассуждать
    • Физическое представление и мысленное представление

    На операционных этапах ребенок может видеть вещи с точки зрения третьего лица.Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. Это когда он трансформируется из гетерономии в автономию.

    Теория нравственного развития Кольберга

    Лоуренс Колберг, профессор психологии из Гарварда, выдвинул теорию этического развития со следующими стадиями (3):

    • Стадия 1: Ориентация на наказание-повиновение: Маленькие дети ведут себя праведно, потому что они боятся власти и следуют правилам, чтобы избежать наказания.
    • Этап 2: Эгоизм / индивидуализм: Правильное действие - это то, что удовлетворяет собственные потребности, а иногда и потребности других.Взаимность на данном этапе - это не лояльность или справедливость.
    • Этап 3: Хороший мальчик / Хорошая девочка: Правильное действие - это то, что радует и впечатляет других. Человека беспокоит то впечатление, которое он оставляет на других, и добивается одобрения других своим хорошим поведением.
    • Этап 4: Ориентация на закон и порядок: Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам ради самих себя и уважение к власти.
    • Этап 5: Ориентация на социальный договор: Ребенок признает универсальные принципы, индивидуальные и основные права и социальные нормы.Помимо того, что считается правильным, правильные действия также связаны с личными ценностями и мнениями.
    • Этап 6: Ориентация на универсальные этические принципы: Правильное действие решается совестью человека в соответствии с выбранными им этическими принципами.

    Кольберг назвал стадии 1 и 2 доконвенциональной моралью, стадии 3 и 4 - конвенциональной моралью, а последние две стадии - постконвенциональной моралью.

    Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

    Гиллиган, студентка Колберга, заметила, что исследование Колберга основывалось только на мальчиках и мужчинах.Она сказала, что женщины и мужчины отличаются своими моральными и психологическими наклонностями. В то время как мужчины думают о правилах и справедливости, женщины думают о заботе и отношениях. Итак, она вышла со своим собственным набором стадий:

    • На доконвенциональной стадии цель ребенка - индивидуальное выживание
    • Затем она приобретает чувство ответственности за других
    • На стадии обычная стадия , индивидуум в порядке с самопожертвованием
    • Затем она понимает, что она тоже личность, и, следовательно, переход от хорошего к истине
    • На постконвенциональной стадии она понимает, что ей не больно себя или кого-либо еще.

    [Читать: Советы по развитию позитивного мышления у детей ]

    Теория нравственного развития Скиннера

    Теория Скиннера основана на бихевиоризме: ( 4 )

    • Внешний мир имеет решающее значение в формировании внутреннего мира ребенка. чувство морали.
    • Общение - ключевой атрибут нравственного развития детей.

    Существует несколько теорий нравственного развития. Суть в том, что родители и среда, в которой растут дети, влияют на их нравственность.

    Роль родителей в нравственном развитии детей

    Дети учатся нравственности у самых близких им людей. Поэтому вот что вы можете сделать:

    • Мотивировать ребенка действовать в рамках приемлемых норм.
    • Выявление и признание эмоций на ранних стадиях поможет вашему ребенку понять, что вы ему сочувствуете.
    • Хвалите своего ребенка, когда он ведет себя позитивно и демонстрирует нравственно правильное поведение. Это поможет ему понять, чего от него ждут.
    • Ваши дети смотрят на вас и внимательно следят за вами. Итак, практикуйте то, что вы проповедуете, и будьте образцом для подражания, которым вы должны быть.

    Помимо того, что вы будете примером для подражания и воодушевлением, вам необходимо научить их основам нравственного поведения.

    Как научить детей моральным ценностям

    Нелегко заставить детей понять и усвоить моральные ценности, которым вы их учите, непрактично. Вот несколько советов, как это сделать:

    • Объясните моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение.
    • Объясните своему ребенку, как плохое поведение влияет на других и как оно может повлиять и на него. Например: «Если ты лжешь, однажды тебе никто не поверит».
    • Обсудите с ребенком гипотетические ситуации, в которых ему придется оценить свои мысли и сделать выбор. Скажем, "Твой друг подвергается издевательствам, что бы ты сделал?"
    • Учите, что хорошая мораль имеет хорошие последствия.
    • Убедитесь, что вы, как родитель, выполняете свои обязательства и обещания и проявляете доброту к своему ребенку.
    • Будьте примером сами, иначе ваш ребенок может запутаться.
    • Заставьте вашего ребенка заняться чем-нибудь нравственным развитием.

    [Прочитано: Стадии развития ребенка ]

    Мероприятия по нравственному развитию

    Вы можете поощрять своего ребенка с помощью нескольких индивидуальных, групповых и образовательных мероприятий, чтобы выявить в них лучшее. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству.

    • Групповые игры, такие как прятки, забеги, игры на прицеливание и т. Д., Побуждают детей понимать важность правил и честной игры.
    • Через групповые игры дети могут узнать, что правила этичны, и им следует следовать не для того, чтобы избежать наказания, а потому, что они правы.
    • Игра в крестики-нолики - еще одна отличная игра для детей, особенно для младенцев и малышей. Участвуйте в игре, чтобы показать, что вы не авторитетный человек.
    • Эта игра помогает детям понять, что некоторые решения и действия находятся в их руках, и не все, что они делают, кем-то навязано.

    Нравственное развитие ребенка так же важно, как его физическое и умственное развитие. Как родителю вам не нужно ждать, пока ваш ребенок вырастет, чтобы научить его нравственности. Начните с самого начала и будьте образцом для подражания, чтобы они лучше понимали ценности и сделали их неотъемлемой частью своей жизни.

    Как привить детям нравственные ценности? Поделитесь своими методами обучения детей нравственности и справедливой жизни в разделе комментариев.

    Рекомендуемые статьи:

    .

    признаков аутизма у 4-летнего ребенка: симптомы, диагностика и лечение

    Врачи диагностируют аутизм у детей, наблюдая за их игрой и общаясь с другими.

    Есть определенные этапы развития, которых большинство детей достигают к 4 годам, например, беседа или рассказывание истории.

    Если у вашего 4-летнего ребенка есть признаки аутизма, ваш врач может направить вас к специалисту для более тщательного обследования.

    Эти специалисты будут наблюдать за вашим ребенком, пока он играет, учится и общается.Они также расспросят вас о поведении, которое вы заметили дома.

    Хотя идеальный возраст для диагностики и лечения симптомов аутизма - 3 года и младше, чем раньше ваш ребенок получит лечение, тем лучше.

    В соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) все штаты обязаны предоставлять адекватное образование детям школьного возраста с проблемами развития.

    Обратитесь в местный школьный округ, чтобы узнать, какие ресурсы доступны для детей дошкольного возраста.Вы также можете взглянуть на это справочное руководство от Autism Speaks, чтобы узнать, какие услуги доступны в вашем штате.

    Анкета по аутизму

    Модифицированный контрольный список для выявления аутизма у детей ясельного возраста (M-CHAT) - это инструмент скрининга, который родители и опекуны могут использовать для выявления детей, у которых может быть аутизм.

    Этот вопросник обычно используется для детей младшего возраста до 2 1/2 лет, но может быть действителен и для детей до 4 лет. Он не предлагает диагноза, но может дать вам представление о том, где находится ваш ребенок.

    Если оценка вашего ребенка в этом контрольном списке предполагает, что у него может быть аутизм, обратитесь к врачу вашего ребенка или специалисту по аутизму. Они могут подтвердить диагноз.

    Имейте в виду, что этот вопросник часто используется для детей младшего возраста. Ваш 4-летний ребенок может попасть в нормальный р

    .

    Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.