О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Формы обучения детей с овз


Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статьи

Психология и педагогика

Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм.
Уточнить все подробности поможет Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберём подробно положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения.

22 октября 2018

Инклюзия

Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.

Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:

  1. Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.

  2. Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.

  3. Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).

  4. Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.

Плюсы

В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.

Минусы

Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.

Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.

Другие материалы по теме:

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.

Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.

Плюсы

«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.

Минусы

  • Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».

  • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

  • Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если...» и «Что делать, если... 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.

Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.


#ADVERTISING_INSERT#

Формы обучения детей с ОВЗ

Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм.

Инклюзия

Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат. Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения: Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.

Полная форма обучения.

Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях. Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК). Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия. Плюсы В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.

Минусы

Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе. Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому. Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы. Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения. Плюсы «Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.

Минусы

Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома». Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации. Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.

Экстернат

Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления. Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время. Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах. Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка. Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому. Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы. Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения. Плюсы «Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ. Минусы Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома». Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации. Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления. Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время. Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах. Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка. Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.

Формы обучения детей с ОВЗ

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что инклюзивное образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Основные формы обучения учащихся с ОВЗ.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[3], принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

      1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

      2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:

- восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;

- мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;

- мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно-логическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;

- речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;

- внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

      1. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).

      2. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.

3. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.

4. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.

5. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.

Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.

Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

Формы обучения детей с ОВЗ

Статья:

Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо осуществить наиболее полную реабилитацию личности обучающегося с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры попыток индивидуального обучения глухих и слепых детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях.

• Когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. Таким образом, организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения.

• Когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы.

• Если ребенок обучается в домашних условиях, то коррекционноразвивающая работа носит сугубо индивидуальный характер.

Школа несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности умственно отсталого ребенка на образование и трудовую подготовку, за создание максимально благоприятных условий для решения некоторых задач, как организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса, определение содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечения трудовой подготовки школьников и коррекции их развития в целях социальной адаптации и реабилитации.

В коррекционной школе VIII вида совершенствуются традиционные и развиваются новые формы обучения умственно отсталых детей. Организационной формой обучения умственно отсталых детей является урок.

Урок – это основная форма организации учебной работы в специальной школе. Основное преимущество урока заключается в том, что каждый урок осуществляет какую-то часть общих задач учебно-воспитательного процесса, он является главным этапом в формировании знаний, умений и навыков, в развитии положительных качеств у учащихся, осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей. В то же время с помощью классно-урочной системы можно решать вполне конкретные образовательные задачи в связи с соответствием основным дидактическим принципам обучения.

Термин «форма организации учебного процесса и в чём заключается её сущность»? Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В коррекционной школе на уроке решаются три основные задачи: обучающаяся, коррекционная, воспитательная.

С помощью урока в коррекционной школе:

- изучается материал по теме или разделу на основе действующей программы и планирования, а также происходит связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего;

- выполняется достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью;

- образуется доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся;

- создаются условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

- учитываются индивидуальные особенности обучающихся и выполняется дифференцированный подход в процессе обучения;

- общая структура и внутренняя логика урока соответствует поставленным образовательной, воспитательной и коррекционной задачам, между ними

Урок продолжается 45 мин, (в I классе — 35 мин). Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников.

Помимо урока существуют и другие формы организации учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа, производственная практика и т. д. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему. Существуют также специфические формы учебных занятий, такие как логопедические, ЛФК, ритмика, социально-бытовая ориентировка.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т. д. Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

– вводный урок – выясняется уровень осведомленности детей в рамках темы, которую предстоит изучать и сообщаются самые общие сведения по этой теме;

– урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

– обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам; – контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;

– урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

– комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы – объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационный момент позволяет активизировать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, настроить на работу, проверить готовность к уроку.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний) – традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

Объяснение – научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть в структуре урока.

Закрепление – этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала.

Повторение – это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой – пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).

Подведение итогов и оценка работы учащихся. За 1–3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.

Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности детей, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение.

Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы, моторики, речи.

Домашнее учебное задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. После сообщения домашнего задания необходимо спросить нескольких учеников о том, как его поняли.

Подготавливая урок, учитель соблюдает определенные требования, предъявляемые к современному уроку, такие как:

1. Четкое формулирование образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач. Определение места данного урока в общей системе уроков;

2. Определение оптимального содержания урока, дозирование учебного материала в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовленности учащихся,

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

5. Умелое сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на разных этапах урока;

6. Логическая целостность урока, связь между различными его частями;

7. Реализация на уроке всех дидактических принципов;

8. Создание условий успешного учения учащихся.

9. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

10. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

Форма - латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание; система организации чего-либо.

Форма организации обучения - как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону орга­низации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых уча­щихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления

Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученик не вступает в сотрудничество со своими товарищами, но выполняет одинаковые для всего класса задания. Индивидуальная форма учебной деятельности тесно связана с самостоятельной работой учащихся, которая как раз и может создать условия, учитывающие неодинаковость непохожесть детей друг на друга.

Если каждый учащийся выполняет задания, определённые в соответствии с его учебными возможностями, такую форму учебной работы  можно назвать индивидуализированной. При такой форме можно применять на уроках математики специально разработанные карточки-задания. Иногда  выделяют одного, двух учеников для выполнения дополнительной работы с учителем. Класс в это время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализировано-групповой формой. Например, повторно разъясняя учебный материал одному, двум ученикам, учитель даёт задание основному составу решить задачу. Руководить учебной работой учащихся ему помогает звеньевые.

Фронтальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.

При фронтальной форме организации обучения педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная форма организации обучения не рассчитана на учёт индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым ученикам может показаться высоким, а сильным низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут, не усвоив учебный материал. Сильные же недостаточно расширяют и углубляют знания.

Групповая форма организации - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.

При групповой форме состав класса разбиваются на группы, звенья. В этом случае управлением учебным процессом требует высокого мастерства учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их деятельностью. Групповая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причём работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя.
    Групповая форма создаёт условия для правления возможностей каждого ученика, в частности, потому что, общаясь между собой, учащиеся имеют возможность свободно и значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями, другую – со средними и низкими. Учитель может дать им разные по трудности задания или оказывать помощь в разной мере.

К групповой форме относятся и работа школьников парами, при которой чаще всего взаимодействуют ученики, сидящие за одной партой. Но в отдельных случаях допускается изменение состава пар. В группе продлённого дня ученики, выполнив домашнее задание, проверяют друг у друга качество сделанного. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. Групповая учебная деятельность младших школьников организуется главным образом на уроках литературного чтения, трудового обучения и физической культуры. Примерами групповой  работы является классная работа на уроке, учебные занятия в бригадах, звёздочках, звеньях, групповая консультация. Минимальное количество участников учебных занятий – три человека.

Наряду с термином «групповая работа» используется и термин «коллективная работа». Нельзя смешивать понятия «коллективная работа» и «фронтальная работа». «Ошибочно считать, что любая фронтальная работа и учебные задания, даваемые учителем для всех учащихся, вовлекают в активную совместную деятельность каждого из них. Очевидно, что коллективной учебной работой может называться лишь такая работа, которая характеризуется постоянным общением учащихся друг с другом, их учебным взаимодействием, формирование коллективного мнения».

Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:

- Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиваются на классы;

- Класс работает по единому годовому плану и программе;

- Основной единицей занятий является урок, как правило, по одному предмету и теме.

Существуют и другие формы работы:

- учебно - поисковая деятельность учащихся, самостоятельная работа учащихся,

- предметно-дидактическая,

- развивающая,

- деловая игра,

- индивидуальные занятия по раздаточному материалу,

- занятия для снятия эмоционального и физического напряжения учащихся (зрительная и опорно-двигательная физкультминутки).

Пример упражнений релаксации:

Работа с тренажером «Кубик» (бросить игральный кубик, число выпавших точек означает столько раз произнести речевой материал или посчитать до 5 слово или какая буква выпала, повторить пропеть этот звук)

«Слогопесенка». Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком. (н-р, на мелодию песни «В траве сидел кузнечик» просим ребенка произносить слоги ЧО, ЧА).

«Телеграмма» звукотерапия .Дети, взявшись за руки, образуют круг. Учитель, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново.

Нарисуй букву или цифру ( тактильное общение-на спине соседа) Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями (цветотерапия) У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Понятие «метод обучения» на разных этапах развития педагогики как науки имело различные определения, однако в основном оно трактовалось как способ организации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время большинством дидактиков метод обучения рассматривается как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».

Основные методы обучения в коррекционной школе делят на:

словесные, наглядные и практические.

В практике применяются все три группы методов в сочета­нии и на всех этапах урока. Специфика методов обучения в специальной шко­ле 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие вклю­чает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен­ность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

К словесным методам отнесены объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. Из словесных как самостоятельный метод выделена работа с книгой: чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование.

Наглядные методы – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.

Практические методы – опыт, упражнение, учебно‑производительный труд.

Использование технических средств обучения рассматривается как видеометод. В связи с распространением безбумажных источников информации, в том числе новейших компьютерных систем, выделение данного метода как самостоятельного весьма своевременно. В видеометод включены просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль.

Каждый из перечисленных методов для получения результативности обучения обязательно подкрепляется другими методами: словесные при ведущем слове учителя наглядными, наглядные и практические словом учителя.

Подробно исследованная в дошкольной педагогике игра как метод обучения активно задействуется для всестороннего развития личности ребенка на занятиях во всех группах детского сада. В школе в зависимости от учебного предмета различают дидактические игры, игры‑драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно‑ролевой игры и др.

В коррекционной школе VIII вида в основном используются дидактические игры, в определенной мере разработанные для младших классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования, физкультуры. Дидактические игры чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, а иногда и на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер любой игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.

В младших классах важное место занимают игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор.

Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:

- они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе;

- их следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей школьников;

- детей нужно подготовить к игре – объяснить ее правила, сюжетную линию, конечную цель;

- учитель должен руководить игрой, дифференцированно помогать детям, при необходимости вместе с ними исполнять игровые действия;

- все типы игр требуют хорошего оснащения.

Большое значение имеет сочетание разных методов. В коррекционной школе VIII вида это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и от состава класса. Неоднородность контингента, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. С точки зрения психологии для обучения умственно отсталых школьников важно сочетание не только наглядных и словесных методов обучения, но и практических в их единстве.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Формы организации обучения учащихся с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.

Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.


Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

Выявление одаренных детей

Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.

имание физическому состоянию детей с ОВЗ

Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

- создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья,  здорового образа жизни, правильного отношения учащихся  к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся  по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;

- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих компонентов.

Важную роль в успехе здоровья сберегающей  деятельности играет не только материальная база , но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими  работниками и родителями.

Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы

1. Познание ребенка

1. Самопознание

2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности

2. Самопонимание

3. Педагогическое проектирование

3. Самопроектирование

4. Созидание

4. Самосозидание

5. Педагогическая рефлексия

5. Саморефлексия

6. Педагогическая коррекция

6. Самокоррекция

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями

Plan International стремится к тому, чтобы каждый ребенок получил качественное инклюзивное образование без дискриминации или исключения.

За последние 5 лет наша программа инклюзивного образования оказала поддержку детям с ограниченными возможностями в 40 странах. Мы помогаем детям с ограниченными возможностями получить доступ к начальным и средним школам, которые соответствуют их потребностям. Мы также предлагаем специализированную физиотерапию и реабилитацию, а также обучение навыкам, чтобы помочь детям получить хорошую работу или создать свой собственный бизнес.

Малик, 6 лет, из Того, родился с заболеванием, которое означало, что он не мог ходить. Plan International поддержала его в прохождении операции и реабилитации, в которых он нуждался, чтобы выздороветь и пойти в школу. Мы также обучили учителей в его школе работе с детьми-инвалидами. «Когда Малика впервые привели в школу, было много дискриминации», - говорит его учитель г-н Кула. «Поскольку мы рассказали ученикам об инвалидности Малика, он им нравится так же, как он нравится нам, учителям».

.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями

Во-первых, признать их основное право на образование. Во-вторых, начните их считать.

«Ответ 4!» - говорит 10-летняя Патрисия, уверенно подходя к доске, чтобы решить задачу на уроке математики. Она ходит в школу в Сандема, Гана. На первый взгляд, ее класс выглядит так же, как и любой другой, но при более внимательном рассмотрении выясняется, что у некоторых учеников есть легкие и средние нарушения. У Патрисии церебральный паралич легкой степени. Когда она впервые пошла в школу в возрасте 4 лет, она с трудом держала карандаш.Сегодня она процветает благодаря поддержке ее школьной среды, особенно школьного персонала. Чемпионом является директор школы Паулина Адекалду, которая с самого начала убедилась, что у Патрисии есть все необходимые инструменты для достижения успеха: «Когда урок закончился, я помогал Патриции научиться писать и держать карандаш. Теперь она может писать и ходит в класс, как и другие ее одноклассники ».

История Патрисии подчеркивает, как благоприятная среда, которая мало стоит с экономической точки зрения, часто может быть наиболее важным фактором в образовании детей с ограниченными возможностями.В равной степени именно отсутствие такой поддержки создает самые сильные препятствия. Это может быть даже в том случае, если члены семьи не разрешают детям посещать школу по разным причинам, в том числе чтобы защитить их от дискриминации. Все мы - семьи, сообщества и политики - должны признать, что дети с ограниченными возможностями имеют фундаментальное право на образование. Когда в этом праве отказывают, это может иметь последствия, которые могут длиться всю жизнь, ограничивая или полностью закрывая доступ детей к обучению, будущей работе, участию в гражданских делах и полноправному участию в жизни общества.

© UNICEF / Ghana / 2018 / KafembePatricia, в Школе собрания округа Афоко, Сандема, Гана.

Дети с ограниченными возможностями - одна из самых маргинализированных и изолированных групп. Несмотря на серьезную нехватку данных, имеющиеся данные из нескольких стран показывают, что, без исключения , дети с ограниченными возможностями с большей вероятностью будут исключены из школы, чем их сверстники без инвалидности - в некоторых странах вероятность до четырех раз выше. Даже когда они ходят в школу, у детей с ограниченными возможностями меньше шансов получить начальное или среднее образование, а неравенство растет по мере повышения уровня образования.В 2016 году проведенный ЮНИСЕФ анализ 15 стран показал, что среди ряда факторов, включая доход и пол, роль инвалидности является наиболее доминирующей в зависимости от того, посещают ли дети школу или нет. Дети с ограниченными возможностями вообще никогда не ходили в школу. Такие выводы содержат серьезные последствия - не только с точки зрения несправедливого доступа к образованию, но также с точки зрения выбора жизни и возможностей, в которых отказывают детям.

Одна из самых больших проблем, которая сохраняется с детьми с ограниченными возможностями, заключается в том, что мы слишком мало знаем о слишком малом количестве из них.В частности, во многих странах с низким и средним уровнем дохода они продолжают оставаться «неучтенными». Сколько их там? Сколько не ходят в школу? У скольких из них есть вспомогательные технологии для обучения? Каким образом их инвалидность препятствует получению образования? Мы просто не знаем.

Пришло время это изменить. Чтобы восполнить пробел в данных, ЮНИСЕФ в сотрудничестве с Вашингтонской группой по статистике инвалидности разработал модуль, который позволяет правительствам собирать подробные и надежные данные о детях с ограниченными возможностями в более всеобъемлющем виде, чем когда-либо прежде.Этот модуль, запущенный в 2016 году, собирает информацию о реальном опыте детей с ограниченными возможностями, а также о различных трудностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Он уже используется в национальных обследованиях и переписях в более чем 20 странах. ЮНИСЕФ также находится в процессе разработки дополнительного инструмента, специально нацеленного на сбор информации о препятствиях, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями при получении доступа к их праву на образование. Оба будут важными инструментами для мониторинга ЦУР 4, которая направлена ​​на «обеспечение инклюзивного и справедливого образования» для всех.

© UNICEF / UN0155930 / Macksey Nguyen Trung Nghia, 11 лет (слева), Nguyen Da Hoa, 14 лет (в центре) и Trinh Anh Quoc, 13 лет (справа), учатся в профессиональном классе по изготовлению ожерелий из бисера в специальной школе Nguyen Dinh Chieu в Дананге, Вьетнам. Хоа и Куок страдают умственными недостатками и неспособностью к обучению, а Нгиа частично слепой.

Прогресс в инклюзивном образовании - хотя и неравномерный - - это , и примеры можно найти в различных регионах по всему миру. Во многих случаях включение детей с легкой или средней степенью инвалидности в обычные школы можно осуществить с небольшими дополнительными затратами и с незначительными изменениями школьной инфраструктуры и методов обучения.Если разрешить детям с нарушениями зрения сидеть в передней части классной комнаты, например, или сделать пандусы для инвалидов-колясочников, это может существенно улучшить доступность школ.

Таким образом, существуют действенные и эффективные средства, которые могут сделать «инклюзивное и качественное образование» реальностью для детей с ограниченными возможностями. Но сначала нам нужно их увидеть и услышать, уловив их голоса. Без учета детей с ограниченными возможностями невозможно построить инклюзивные общества.И обещание ЦУР останется нереализованным.

Марк Уолтэм - старший советник, отдел образования, ЮНИСЕФ, Нью-Йорк.

.

Образование для людей с ограниченными возможностями

Инвалиды с большей вероятностью не будут посещать школу или бросят школу до завершения начального или среднего образования (Информационный бюллетень UIS № 40, февраль 2017 г.)

Статья 24 Конвенции ООН о правах инвалидов гласит, что страны должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию наравне с другими в сообществах, в которых они живут. .

Используя подход, основанный на правах человека, ЮНЕСКО поощряет разработку и реализацию политики, программ и практики инклюзивного образования для обеспечения равных образовательных возможностей для людей с ограниченными возможностями.

ЮНЕСКО продвигает эффективные методы и обмен знаниями через различные платформы, такие как «Инклюзивное образование в действии: расширение прав и возможностей учителей, расширение прав и возможностей учащихся», разработанный в сотрудничестве с Европейским агентством по особым потребностям и инклюзивному образованию и онлайн-сообществом знаний по теме «Строительство Инклюзивные общества для людей с ограниченными возможностями ».

ЮНЕСКО поддерживает страны в их усилиях по включению в образование детей с различными проблемами обучения и детей с ограниченными возможностями посредством разработки руководящих принципов и инструментов , подготовки учителей и использования ИКТ в образовании.

Информационно-пропагандистская деятельность и повышение осведомленности - еще одна область деятельности ЮНЕСКО, направленная на обеспечение реализации права на образование для людей с ограниченными возможностями. Это включает празднование Международного дня людей с ограниченными возможностями 3 декабря.

Действия ЮНЕСКО осуществляются с ключевыми партнерами и сетями, такими как Глобальное партнерство для детей с ограниченными возможностями, которое проводится совместно с ЮНИСЕФ и международной неправительственной организацией Leonard Cheshire Disability, официальным партнером которой является ЮНЕСКО.

.

Условия образования - Дошкольное, начальное и среднее образование - Зачисление в начальную и среднюю школу - Учащиеся с ограниченными возможностями

Пропустить навигацию IES

NCES

Национальный центр статистики образования
  • Обзоры и программы
    • Годовые отчеты
      • Состояние образования Сборник статистики образования Статус и тенденции в образовании расовых и этнических групп Прогнозы статистики образования Показатели школьной преступности и безопасности Тенденции отсева из старших классов и показателей окончания школы в США
    • Национальные оценки
      • Национальная оценка образовательного прогресса (NAEP) Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
    • Международные оценки
      • Программа международной деятельности (IAP)
    • Раннее детство
      • Лонгитюдное исследование в раннем детстве (ECLS) Национальное обследование домашнего образования (NHES)
    • Начальное / Среднее
      • Общее ядро ​​данных (CCD) Программа вторичных лонгитюдных исследований Демографические и географические оценки образования (EDGE) Национальный опрос учителей и директоров школ (NTPS) Больше...
    • Библиотека
      • Программа библиотечной статистики
    • Высшее
      • Бакалавриат и не только (B&B) Статистика карьеры / технического образования (CTES) Интегрированная система данных о послесреднем образовании (IPEDS) Национальное исследование помощи студентам послешкольного образования (NPSAS) Больше...
    • Системы данных, использование и конфиденциальность
      • Общие стандарты данных об образовании (CEDS) Национальный форум по статистике образования Программа грантов по системам продольных данных в масштабе штата - (SLDS) Больше...
    • ресурсов
      • Дистанционное обучение по набору данных Национальный кооператив послесреднего образования (NPEC) Программа статистических стандартов Больше...
  • Данные и инструменты
    • Загрузки Microdata / Raw Data
      • EDAT Проект Delta Cost Дата-центр IPEDS Как подать заявку на лицензию на ограниченное использование
    • Онлайн-анализ
      • Таблицы ASC-ED Лаборатория данных Элементарная вторичная информационная система Международный обозреватель данных Дата-центр IPEDS Проводник данных NAEP
    • Поиск школ и колледжей
      • Панель управления ACS Штурман колледжа Частные школы Районы государственных школ Общеобразовательные школы Искать школы и колледжи
    • Инструменты сравнения
      • Профили штатов NAEP (национальный отчет.правительство) Поиск коллег по финансам округа государственных школ Центр статистики финансирования образования Дата-центр IPEDS
    • Инструменты анкеты
      • Инструмент вопросов NAEP Инструмент вопросов NAAL
    • Географические инструменты
      • Панель управления ACS-ED Карты ACS-ED CollegeMap Поиск локали MapEd SAFEMap Школьный и районный навигатор
    • Прочие инструменты
      • Библиография Реестр данных ED
  • быстрых фактов
    • Оценки Раннее детство Начальная и средняя школа Библиотека Высшее и не только Ресурсы
  • Новости и события
    • Блог NCES Что нового в NCES Конференции / Обучение NewsFlash Возможности финансирования Пресс-релизы StatChat
  • Публикации и продукты
    • Поиск публикаций и продуктов Ежегодные отчеты Лицензии на данные с ограниченным использованием
      Последние публикации По предметному указателю от А до Я По опросам и программным областям Продукты для передачи данных за последние 6 месяцев
  • О нас
    • О NCES Комиссар Связаться с NCES Сотрудники Помогите
Свяжитесь с
Tools
ED.gov
Newsflash Блог NCES
Twitter
.

Программа инвалидности и социальной интеграции

Исследования

Исследования и данные показывают, что по состоянию на 2013 год 9 процентов всех детей, посещающих общинные дошкольные учреждения в Новом Южном Уэльсе, жили с ограниченными возможностями или дополнительными потребностями, и около 85 процентов общинных дошкольных воспитателей работали с ребенком с ограниченными возможностями. 1

1 Дети с ограниченными возможностями в инклюзивном дошкольном образовании и уходе, Центр статистики и оценки образования, июнь 2016

Цели

Эта программа направлена ​​на:

  • повышение способностей детей младшего возраста сектор образования включить детей с ограниченными возможностями и дополнительными потребностями на тех же основаниях, что и все дети
  • обеспечить приоритет доступа к качественной дошкольной программе для детей с ограниченными возможностями и дополнительными потребностями в общинных дошкольных учреждениях
  • поддерживают равные результаты образования для детей с ограниченными возможностями и дополнительными потребностями
  • согласуется с развертыванием NDIS в Новом Южном Уэльсе (NDIS обеспечивает функциональную поддержку, и эта программа обеспечивает поддержку в образовании)
  • целевое финансирование нуждающимся детям
  • повысить доступность дошкольного образования и увеличить количество детей, участвующих на 600 часов в год в качественной программе дошкольного образования, но со встроенной гибкостью для поддержки детей, которые из-за своей инвалидности не могут посещать на 600 часов в год.

2018 Обзор программы

Таблицу основных дат и информацию о программе по инвалидности и инклюзии см. Ниже:

.

Инклюзивное образование для учащихся с ограниченными возможностями

Включение - полные ответы

00:08 Голос за кадром: Мы здесь сегодня, чтобы поговорить об инклюзивном образовании для учащихся с ограниченными возможностями во всех областях школ. В частности, мы здесь, чтобы услышать от самих студентов, что для них значит инклюзивное образование.

00:23 Учащийся 1: Инклюзия важна, потому что люди с разными формами инвалидности и с разными условиями обладают разными навыками и разными точками зрения, которые необходимо услышать.

00:32 Ученик 2: В образовании мы хотим, чтобы каждый ученик добивался успеха по-своему и в меру своих возможностей.

00:37 Студент 3: Инклюзия важна, потому что мы должны ценить всех как равных.

00:41 Студент 4: Важно понимать, что у людей разные культуры и различия.

00:46 Студент 5: Что ж, для меня это означает, что каждый принимает участие, становится больше удовольствия от занятий, и каждый чувствует себя вовлеченным, и каждый принимает участие в разнообразии.

00:56 Студент 6: Каждый имеет право на участие.

00:59 Студент 7: Чтобы создать благоприятную среду друг для друга, (1; 02 студент) например. спортивные и дебатные команды

1:05 Ученик 8: Инклюзия - действительно хороший способ поддержки не только в школе, но и дома, и в обществе

1:13 Ученик 9: Это дает каждому шанс достичь своих целей, (1: 16 ученик 10), чтобы иметь больше возможностей во многих других делах, таких как получение работы и самостоятельная жизнь.

1:23 Студент 11: Приобщение важно для меня, потому что каждый принадлежит части целого.

1:28 Студент 12: Это также означает, что вы можете найти новых друзей и узнать друг друга.

1:33 Студент 13: Это позволяет студентам, в которых сочетаются разные способности, процветать по-своему.

1:39 Студент 14: Потому что каждый заслуживает того, чтобы принадлежать ему, независимо от того, инвалид ли вы, аутист или просто нормальный человек.

1:46 Студент 15: И мы хотим задействовать сильные стороны каждого человека.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.