|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьемФизическое воспитание детей с ослабленным здоровьем — СтудопедияВ соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность. Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Занятия с такими учащимися должны проводиться учителем физической культуры под наблюдением школьного врача. Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает: компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников; сообщение им знаний по физической культуре; формирование у них двигательных умений и навыков; поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения. В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, положена учебная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование. Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки, учить элементарным правилам самоконтроля. Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям. В программный материал по гимнастике включены: раздельные упражнения на расслабление мышц; дыхательные упражнения; упражнения на формирование осанки; упражнения для профилактики плоскостопия; ОРУ; танцевальные упражнения; упражнения в равновесии, в висах и упорах. Для юношей 10-11 классов включают упражнения с гантелями весом не более 1-2 кг. После 3-4-х месяцев регулярных занятий вес можно увеличить до 2,5-3 кг. Из раздела легкая атлетика: строго дозированная ходьба и бег; метания правой и левой рукой; прыжки в длину с места. Подвижные игры и спортивные игры требуют строгой дозировки. Любая игра должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока. («Гонка мячей по кругу»; «Передал – садись»; «Пионербол»; «Мяч капитану»; элементы баскетбола, волейбола) Игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам по 3-5 мин. Лыжная подготовка: ходьба на лыжах по равнинной местности, при подъемах в пологую гору; закаливание; оздоровление. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; - повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; - повышение физической и умственной работоспособности; - повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; - формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция; - обучение рациональному дыханию; - освоение основных двигательных умений и навыков; - воспитание морально-волевых качеств; - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; - создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом. В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. Учитель обязан познакомиться с диагнозами заболеваний учащихся, особенностями протекания болезни, знать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. Следует знать, что в составе группы могут быть ученики с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников. Дифференцированный подход можно осуществить, применяя следующие приемы: 1. Построение учащихся не по росту, а по степени физической работоспособности. 2. Перед каждым упражнением определяется ЧСС. 3. При проведении эстафет более подготовленные стоят в начале колонны. 4. При проведении игр ученики, имеющие слабую подготовленность, заменяются через 2-3 мин. Комплектуется группа школьным врачом совместно с врачом лечебной физической культуры районной детской поликлиники и преподавателем физического воспитания школы. При этом учитывается характер заболеваний, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся. Возможны совместные занятия школьников с различными заболеваниями, так как у детей при многих заболеваниях имеются сходные между собой нарушения функций той или другой системы. Группы должны формироваться с учетом возрастов (для 1-4, 5-8, 9-11 классов). Численность группы не должна превышать 10-15 человек. В зависимости от функционального состояния школьников и характера заболеваний группа может подразделяться на подгруппы. Нагрузку надо индивидуализировать. Занятия должны проводиться строго по расписанию 2-3 раза в неделю по 30-45 минут во внеурочное время, контролируется завучем и врачом. Только при систематических занятиях в кабинете ЛФК школьник может освобождаться от уроков физической культуры по предъявлению справки. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся сроки ограничения нагрузок могут быть изменены врачом. Цикл занятий со СМГ делится на 3 периода: Подготовительный – 1,5-2 месяца. Его задачи: 1. Изучение функциональных возможностей каждого занимающегося. 2. Проверка их физической подготовленности. 3. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной системой. 4. Повышение устойчивости их организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Основной. Длительность зависит от приспособленности организма к физической нагрузке. Его задачи: 1. Продолжается дальнейшая тренировка всех систем организма. 2. Укрепление и совершенствование функций мышечной системы. 3. Обучение основным двигательным навыкам из числа предусмотренных программой по физической культурой. Заключительный. Предшествует переводу школьника в подготовительную группу. Длится 1-2 месяца. Занятия приближаются к занятиям школьного урока физической культуры по содержанию с несколько сниженной физической нагрузкой. Используется преимущественно материал гимнастического раздела, подвижных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки. Исключаются упражнения с длительным статическим напряжением, натуживанием, упражнения на быстроту (в подготовительной группе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы). Помещение, в котором проводятся занятия, должны отвечать всем необходимым гигиеническим требованиям (чистый пол, свежий воздух, площадь на 1-го занимающегося не менее 4 м2). В теплое время года хорошо проводить занятия на свежем воздухе. Большое значение имеет организация правильного режима дня, рациональное питание. Для детей имеющих неправильную осанку или искривление позвоночника, необходимо предусмотреть отдых среди дня в течение 1,5-2 ч. в положении лежа на спине, животе. В СМГ занимаются физической культурой дети с различными заболеваниями. Для детей, имеющих отклонения со стороны ССС (неактивная фаза ревматизма, функциональное изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Рекомендуются ОРУ, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении - лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 15 сек. в I четверти 1го года обучения до 1,5-2 мин. в конце 2го года обучения). Детям с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) тоже противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Особое внимание уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания особенно углубленного выдоха. Удлинению выдоха помогают упражнения на развитие диафрагмального дыхания и упражнения дыхательного характера с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) букв или их соединений (бря, бри, бру,…). Эти упражнения должны рекомендоваться детям для выполнения дома до 3 – 5 раз в день. Для детей с заболеваниями почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде до 10-15 минут. Для школьников с нарушением нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие перенапряжение нервной системы (упражнения в равновесии, уменьшение времени игр и т.д.). При заболевании органов зрения исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуется упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи). Нарушение осанки - упражнения, лежа на спине, животе, четвереньках, танцевальные упражнения, танцевальные игры. Каждое физическое упражнение должно выполняться свободно, без задержки дыхания. Следует обращать внимание на глубину выдоха. Работа с детьми с ослабленным здоровьем | Учебно-методический материал по физкультуре:Тема: Гимнастика с элементами акробатики Продолжить описание: Выполнение учащимися команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно», «Отставить!», «Разойдись!», поворотов на месте и расчёта в гимнастике называется… ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Типичные для гимнастики положения тела ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Изменение строя или размещения занимающихся ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Движение тела вокруг вертикальной оси с изменением расположения ступней, называется ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды прыжков ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Упражнения в равновесии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Упражнения в лазании и перелезании ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Составьте комплекс утренней гимнастики ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Смешанный упор, при котором тело учащихся близко к вертикальному положению, т.е. угол больше 45 градусов (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным термином , обозначают положение упор согнувшись. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Расстояние по фронту между занимающимися, называется ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вращательное движение тела с полным переворачиванием и с промежуточной опорой руками или головой ( или и тем и другим одновременно) , с одной или двумя фазами полёта ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Дугообразное, максимально прогнутое положение, спиной к опорной плоскости, с опорой руками и ногами ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какую геометрическую фигуру должны образовать руки и голова при выполнении стойки на голове в гимнастике? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Положение занимающегося, когда его плечи находятся выше точек опоры, в гимнастике называется: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как… ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Способ, с помощью которого занимающийся держится за снаряд, в гимнастике называется: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Быстрый переход из упора в вис в гимнастике обозначается как … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое в гимнастике обозначается как … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Свободное движение тела относительно оси вращения в гимнастике называется: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Что понимается под термином «Интервал» в гимнастике? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что понимается под термином «Ширина строя» в гимнастике? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Гимнастика с элементами акробатики Что понимается под термином «Глубина строя» в гимнастике? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие из приведённых команд в гимнастике имеют только исполнительную часть? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Продолжить описание: Для передачи эстафеты установлена (сколько)______метровая зона. Тема: Легкая атлетика Правила По команде «На старт!» бегун _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По команде «Внимание!» бегун _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для определения места отталкивания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Когда маховая нога находится над планкой, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приземление осуществляется _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опишите технику метания малого мяча _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Опишите технику прыжков в длину с разбега _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опишите технику толкания ядра _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Широкая постановка ступней при беге влияет на… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________При выходе бегуна с низкого старта ошибкой является … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сильно сжатые кулаки и излишнее напряжение плечевого пояса при беге приводит к … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Наиболее эффективным упражнением для развития выносливости служит … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прямое положение туловища при беге (или его наклон назад – бег «самоварчиком») приводит к … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Один из способов прыжка в длину в лёгкой атлетике обозначается как прыжок… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В лёгкой атлетике мяч: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спринтерским бегом называют _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как правильно надо бежать при короткой дистанции _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что называют «кроссом» и как правильно его надо бегать ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика На финише надо _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В первых известных сейчас Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до н.э., атлеты состязались в беге на дистанции, равной… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Впервые советские легкоатлеты приняли участие в летних Олимпийских играх в ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой вид спорта называют «королевой спорта»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Длина дистанции марафонского бега равна … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема: Легкая атлетика Техника бега на средние и длинные дистанции отличается от техники бега на короткие дистанции прежде всего … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в тренировке) чаще всего приводит к … _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так же недостаточную физическую подготовленность. Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: – укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; – повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; – повышение физической и умственной работоспособности; – повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; – формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция; – обучение рациональному дыханию; – освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых качеств; – воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; – создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом. В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20 – 22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных двигательных способностей. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3 – 5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120 – 130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140 – 150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130 – 150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьемВ соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовительная группаформируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность. Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могутбыть как групповыми, так и индивидуальными. В специальную группувключают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе-вания и других отклонений в состоянии здоровья). Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются [6]: — укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; — повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; — повышение физической и умственной работоспособности; — повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони-.: ческой инфекции; — формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция; — обучение рациональному дыханию; — освоение основных двигательных умений и навыков; — воспитание морально-волевых качеств; — воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; — создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом. В зависимости отхарактера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20-—22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд/мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд/мин. Двигательные режимы при ЧСС 130—150 уд/мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей (см. табл. 23). Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные пп-узы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. Методические рекомендации по физической культуре "Работа с ослабленными детьми"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ"
На основе опыта работы с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, даются рекомендации по организации, содержанию и методики проведения занятий в специальной медицинской группе. Для оказания практической и методической помощи преподавателям физического воспитания предлагаются примерная учебная программа, комплексы общеразвивающих упражнения и утренней гимнастики, комплексы упражнения по определенным заболеваниям. В целях контроля и самоконтроля занимающихся физической культурой дается методика оценки физического развития и функционального состояния. Методические рекомендации предназначены для преподавателей физического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Организация и содержание занятий по физической культуре в специальной медицинской группе 2. Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для специальной медицинской группы 3. Общеразвивающие упражнения - средства укрепления здоровья, восстановления и повышения работоспособности 4. Методика определения индивидуального уровня физического развития и функционального состояния организма. 5. Приложение 6. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ В современной системе российского образования множество проблем. Но проблема нравственного и физического здоровья молодого поколения, формирование здорового образа жизни без преувеличения можно назвать проблемой номер один. Неслучайно на данном историческом этапе - эта проблема решается на государственном уровне. Правительство и Дума принимают законы о развитии физической культуры и спорта, о воспитании здорового поколения. Особо вызывает опасение здоровье детей и подростков. по данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения. 35-40% - хронические заболевания. А за период обучения в школе и в учебных заведениях состояние здоровья подростков и молодежи резко ухудшается. Среди учащейся молодежи 30% имеют различные отклонения в состоянии здоровья, заболевания временного или постоянного характера. не секрет, что количество этих учащихся из года в год неуклонно увеличивается. И я уверена, что этим молодым людям занятия физическим упражнениями необходимы даже больше, чем их здоровым сверстникам. Так как в основном все они имеют слабое физическое развитие, часто болеют, бывают привержены к вредным привычкам. В связи с этим весьма важным является повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ). Занятия в этих группах способствуют укреплению здоровья, вовлечению ослабленных в физическом отношении учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганда здорового образа жизни. Практика показывает, что постановка работы СМГ в учебных заведениях пока серьезно отстает от требований времени. Многие преподаватели, не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний об организации и методике деятельности СМГ, проявляют пассивность и инертность в этой важной работе, ошибочно читая ее лишь дополнительной нагрузкой. Между тем первостепенная роль в решении сложных методических проблем принадлежит преподавателю физкультуры. Процесс физического воспитания ослабленных учащихся очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать все имеющиеся возможности для успешной работы с этим контингентом учащихся. Сейчас особенно необходимо обновление форм и методов этой работы, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. Предлагаемое пособие посвящено описанию основных организационно-педагогических и методических аспектов работы преподавателя физического воспитания с учащимися, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Отражен конкретный опыт работы автора, который полагает, что настоящее пособие будет полезным для преподавателей учебных заведений, занимающихся с учащимися специального медицинского отделения. Ключевые слова: здоровье, общеразвивающие упражнения, физическое развитие, воспитание физических качеств, функциональное состояние, гимнастика для учащихся с ослабленным здоровьем.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ К СМГ относятся лица с отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Комплектование СМГ проводится врачом учебного заведения с обязательным участием руководителя физического воспитания и утверждается директором. Учащиеся, отнесенные к СМГ, занимаются по отдельному расписанию не менее 2-4 часов в неделю. Для проведения занятий с этими учащимися создаются учебные группы численностью 12-18 человек. Цели и задачи проводимых занятий: - укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; - расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма; - повышение умственной и физической работоспособности; - повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; - освоение основных двигательных умений и навыков; - воспитание интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и морально-волевых качеств; - пропаганда здорового образа жизни. Физическое воспитание учащихся СМГ имеет свою специфику. Наряду с общеобразовательными задачами в процессе занятий значительное место занимают вопросы оздоровления и укрепления организма занимающихся. Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузкой с учетом индивидуальных особенностей. Перед каждым уроком у занимающихся определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Если ЧСС выше 84 уд./мин., то эти учащиеся занимаются по самочувствию с пониженной нагрузкой. Для учащихся, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Учащимся с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. При заболеваниях почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. С нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, ограничивается время игр. При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Схема построения занятия в СМГ в принципе не отличается от обычного занятия физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей. Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. Нагрузка должна повышаться постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнения, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части. В вводную часть должны войти такие элементы как построение, объяснение задач занятий. подсчет пульса, ходьба в различном темпе и направление, медленный бег, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с различными предметами (мячи, гимнастические палки, скакалки), упражнения на гимнастической скамейке или у гимнастической стенки. В основной части учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. Решаются задачи общего развития мышечной системы, формирования правильной осанки, совершенствования координации движений, развития основных физических качеств и овладение двигательными навыками. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, круг этих средств должен быть широк и разнообразен. Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий. Упражнения на гибкость и силу могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач. Упражнения на быстроту и координацию следует давать в начале основной части. А упражнения, дающие большую общую нагрузку (игра и др.) и вызывающие эмоциональное перенапряжение, целесообразнее использовать в конце основной части. Для снятия томления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений рекомендуется применение упражнения на расслабление. В заключительной части необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, снять утомление и подвести итоги. В этой части рекомендуется применять простые, несложные упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление и дыхание, на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. Занятие должно быть эмоциональным и эстетически оформленным. Оно должно давать занимающимся радость, бодрость и эстетическое наслаждение. Они должны почувствовать себя здоровыми и забыть о своих недугах. Как показывает практика, целесообразно включать в занятие подвижные игры, элементы танцев и аэробики, использовать музыку, разнообразный спортивный инвентарь и тренажеры. Два года назад я проводила открытый урок с учащимися специальной медицинской групп для преподавателей физической культуры нашей республики. Урок был одобрен и получил положительную оценку. Из личного опыта я могу предложить следующую структуру и содержание урока. обычно занятие начинается с построения учащихся у гимнастической стенки, проверки пульса. Далее проводятся упражнения на формирование правильной осанки: ходьба с мешочком на голове с различным положением рук, общеразвивающие упражнения в парах или с различными предметами (гимнастические палки, малые мячи, скакалки и т.д.) В основной части урока идет развитие силовой выносливости, учащиеся выполняют упражнения для мышц спины и живота, совершенствуется координация движений, закрепляются навыки правильной осанки. Разнообразные упражнения для мышц туловища, верхних и нижних конечностей выполняются в разных исходных положениях: стоя, сидя, в том числе и в висах на гимнастической стенке. Включаются и специальные коррегулирующие упражнения. В конце основной части урока проводятся различные подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр. В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается. даются упражнения на гибкость, расслабление и дыхание, проверяется пульс. Двигательный режим рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 уд./мин. в начале учебного года и постепенно довести до 140-150 уд./мин. (в основной части урока). двигательный режим при частоте пульса 130-150 уд./мин. самый оптимальной для кардиореспираторной системы в условиях аэробного энергоснабжения и дает хороший тренирующий эффект. Непременными условиями при проведении занятий с этим контингентом учащихся является педагогический контроль. Преподаватель должен следить за интенсивностью даваемых нагрузок и не допускать появления признаков утомления (потоотделения, покраснение кожи т.д.). Используемые нагрузки должны вызывать чувство принятой усталости. Критерием же правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса. Контроль за уровнем физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся осуществляется с помощью специальных тестов в начале и в конце каждого учебного года Немаловажное значение имеет стиль ведения занятия преподавателем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся высокое профессиональное мастерство, умение привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность преподавателя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психологическую и физическую перегрузку. Для повышения объема двигательной активности, улучшения физической подготовленности и укрепления здоровья учащихся в виде самостоятельной работы предлагаются следующие примерные комплексы физических упражнения: - примерный комплекс утренней гимнастики (приложение №1) - примерный комплекс общеразвивающей, оздоровительной гимнастики (приложение №2) - оздоровительные комплексы физических упражнения по различным заболеваниям (приложение №3)
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 1. Силы и скоростно-силовых качеств - сгибание и выпрямление рук в упоре лежа на полу (юноши) - сгибание и выпрямление рук в упоре на скамейке (девушки) - поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки) - прыжок в длину с места 2. Быстроты - без 30 метров, 60 метров 3. Выносливости - 10-минутный бег 4. Ловкости - метание теннисного мяча в цель, броски баскетбольного мяча в корзину. 5. Гибкость - стоя на гимнастической скамейке, наклон вперед (расстояние в сантиметрах плоскости опоры). Общеразвивающие упражнения - средства укрепления здоровья, восстановления и повышения работоспособности. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - являются основным средством в занятиях специальной медицинской группы. ОРУ, как правило, применяются для всестороннего развития физической подготовленности занимающихся. В зависимости от постановления целей и задач занятия ОРУ могут быть направлены на подготовку организма учащихся к предстоящей работе, оздоровлению различных функциональных систем, исправления недостатков телосложения и формирования правильной осанки. Таким образом ОРУ могут быть использованы во всех частях урока. Они могут выполняться без предметов, в парах, с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, гантели, скакалки, на гимнастической стенке и скамейке на тренажерах). Являясь основополагающим фактором в формировании осанки, ОРУ укрепляют мышцы всего тела и способствуют правильному положению позвоночного столба. Вместе с тем, оказывая благотворное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, ОРУ служат превосходным средством развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляя при этом диафрагму, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Упражнения с предметами хорошо развивают координационные способности и развивают все физические качества. Имея большой диапазон разнообразия и трудности, упражнения с предметами доступны и привлекательны для всех занимающихся. В зависимости от педагогической направленности все ОРУ делятся на упражнения для развития сил, гибкости, быстроты, выносливости, координации и точности движений, способности напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, на формирование правильной осанки. В последние годы в методике проведения ОРУ получили признание такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая и атлетическая гимнастика, шейпинг, стэп-аэробика, дыхательная гимнастика, хатха-йоги, ушу и т.д. Широкое применение элементов этих видов гимнастики способствуют разнообразию занятий и вызывают большой интерес у занимающихся, что в свою очередь положительно отражается на посещаемости занятий. Для использования на занятиях предлагаем вашему вниманию несколько разнообразных комплексов ОРУ. Методика определения индивидуального уровня физического развития и функционального состояния Для повышения эффективности оздоровительных занятий и творческого использования принципа дифференцированного подхода, дозирования нагрузкой с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, преподаватель должен иметь конкретные данные об уровне физического развития и функционального состояния организма каждого занимающегося. С этой целью все занимающиеся в СМГ в начале и к концу года проходят обследование. Индивидуальная оценка физического развития основывается на антропометрических измерениях: 1. Роста (стоя, сидя в см) 2. Вес тела (кг) 3. Окружность грудной клетки (см) 4. Жизненная емкость легких (ЖЁЛ), измеряется спирометром в метрах (хороший показатель для девушек - 3 л., юношей - 4-4,5 л). 5. Сила мышц клетки, измеряется динамометром в кг (хороший показатель для девушек - 30 кг, юношей - 45 кг) 6. Становая сила (девушки - 95 кг, юноши - 155 кг). Используя эти измерения для оценки физического развития применяется метод антропометрических индексов 1. Весоратовой индекс= вес тела (г)/рост стоя (см)= Хорошая оценка находится в пределах: Девушки - 360-405 г/см Юноши - 380-415 г/см 2. Жизненный индекс= ЖЕЛ (мл)/вес тале (кг)= Хорошая оценка: девушки - 55-60 мл/г юноши - 65-70 мл/г 3. Силовой индекс=(сила плети (кг)/ вес тела (кг))*100= Хорошая оценка: девушки - 48-50% юноши - 65-80% 4. Коэффициент пропорциональности=(Х1-Х2/Х2)*100 х1 - рост стоя (см) х2 - рост сидя )см) В норме КП=87-92%
Норма для девушек и юношей - 50-55%
Функциональное состояние организма или тренированности определяется морфологическими и функциональными изменениями, отражающими состояние отдельных систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). Чтобы правильно оценить степень тренированности, необходимо использовать тот или иной метод не только в состояние покоя, но и при физической нагрузке. Наиболее простой метод определить, как воздействуют физические упражнения на состояние сердечно-сосудистой системы - это подсчет пульса и измерение кровяного давления. Нормальный пульс в покое 60-78 уд./мин. Артериальное давление максимальное - 100-100 мм минимальное - 60-80 мм Чем реже удары сердца и чем ниже уровень артериального давления и чем быстрее эти показатели приходят в норму после определения физической нагрузки, тем выше степень тренированности организма. Тренированность организма определяется с помощью функциональных проб.
К вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьемК вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем В современных условиях наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Этому способствует различные причины: экология, питание, состояние здоровья будущей матери и другие. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду, чему может способствовать индивидуальный подход. В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем способностей занимающихся (1, стр. 139). В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление - педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на стыке «возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии». Одним из его основоположников был российский ученый - педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский. Этот вопрос поднимался и другими учеными в данной области. Так основные идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В.Т. Кудрявцева. Однако вопрос еще и не только недостаточно изучен, но и недостаточно эффективно действует на практике. На основе изученной литературы можно сделать выводы о том, что эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.
Данные исследования ученых, например, Алиева М.Н. доказывают, что на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников, что подтверждает необходимость иметь в саду 4 сезонных оздоровительных режима. В связи с этим подтверждается вывод о необходимости использования циклических упражнений как одного из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка. Они состоят из ходьбы, бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах, скольжения на коньках и т.д. По мнению Ю.Ф. Змановского, они способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей. При этом необходимо соблюдать определенные требования:
4. Принцип реализации системы закаливания. Основные требования закаливания при работе с ослабленными детьми были сформулированы еще Г.Н. Сперанским в 1910году, далее они сформулированы Змановским Ю.Ф. и достаточно эффектно применяются сейчас. Однако и здесь есть условия, которые позволяют использовать этот принцип наиболее эффективно с пользой для оздоровления организма. Это, во-первых, закаливание осуществляется только при полном здоровье. Во-вторых, систематичность, в-третьих, отсутствие у ребенка отрицательных эмоциональных реакций при проведении закаливания. Причем, можно использовать традиционные методики закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла), а так же нетрадиционные – это контрастные воздушные и водные ванны.
Хорошее настроение ребенка, желание приходить в детский сад, подчиняться требованиям зависят от условий пребывания ребенка, от внимательного отношения окружающих взрослых и развивающей среде, где ребенок находит свое место. Все это, а так же изложенные выше 7 принципов подхода к ослабленному ребенку, не дадут положительного результата, не будет эффективны, если не будет использовано еще одно очень важное условие – это индивидуальный подход к ребенку. Это, наверное, самое главное. Только в этом случае его физические и духовные возможности раскроются полностью. А для этого в процессе физического воспитания необходимо создать условия для развития дошкольника. В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся. В области физического воспитания дошкольников критериями дифференцированного подхода для осуществления индивидуального подхода являются такие критерии, которые позволяют разделить всех детей на 3 группы здоровья. Наблюдения, беседы с родственниками, педагогами, осуществляющими непосредственно эту работу, позволяют сделать вывод о недостаточном внимании к этому вопросу. В результате формального отношения дети получают повышенную нагрузку. А ведь именно ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристального наблюдения врача при закаливающих процедурах. Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников должен учитывать разные стороны его развития и включать комплекс методов и приемов работы, направленный на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и индивидуальными особенностями детей. При составлении комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ослабленным здоровьем необходимо предусматривать все составляющие эффективности данной работы:
Литература.
детей с плохим питанием | Здоровое питаниеКелси Кассельбери Обновлено 6 декабря 2018 г. Как группа, дети известны тем, что отвергают те виды здоровой пищи, которую хотят их родители, например овощи или нежирные белки, предпочитая обработанные, жирные или сладкие продукты например, пицца, куриные наггетсы и мороженое. Однако есть большая проблема: последствия того, что детям разрешено плохо есть, простираются далеко за пределы битвы за обеденным столом и в будущее ребенка, влияя на успеваемость и здоровье. Стандартная американская детская диета |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |