|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональное развитие в первый год жизни ребенкаОсобенности эмоционального развития ребенка 1-го года жизни — Студопедия
Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств. С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка. С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо. Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям. Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные. Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад. Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт». Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности». Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления». У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес, психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием». В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность. Эмоциональное развитие в младенчествеПервые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию. Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить. На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции - улыбки - они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года. Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные - конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами - положительными эмоциями. Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции - обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким. Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции. В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил. Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку. Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания. Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления. Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной. Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
Социально-эмоциональное развитие детей от рождения до 1 годаРоль родителей в социально-эмоциональном развитии малышаСуть эмоционально-социального развития детей до 1 года – закладывание и улучшение навыков адаптации к окружающему миру, общения с другими людьми, познание самого себя, умений эмоционально реагировать на происходящие события и переживания. Сюда входит:
Эти и другие навыки «раскрываются» при наличии крепкой связи между крохой и родителями. Именно эта связь помогает ребенку налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции и справляться с трудностями. Благодаря поддерживающему отношению со стороны родителей, малыш может спокойно исследовать окружающий мир, понимать разницу между «правильным» и «неправильным». Первый год жизни – время абсолютной зависимости малыша от заботящихся о нем взрослых. И, если выстроены адекватные отношения, то в дальнейшем они помогают ребенку проявлять независимость и самодостаточность. С самого рождения дети изучают и формируют у себя понимание того, кем они являются. Родители могут помочь им в этом следующим образом:
Дальше мы рассмотрим, какие стратегии можно использоваться для гармоничного развития эмоционально-социальных навыков малыша. А пока давайте выясним, как проявляются эмоционально-социальные навыки у ребенка по месяцам от рождения. Материал по теме: Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцамСвою первую социально-эмоциональную реакцию новорожденные обычно проявляют на 3-4 недели жизни. Это первая улыбка, которую вы сможете наблюдать, если склоните над крохой свое лицо и будете разговаривать с ним ласково и с улыбкой. Затем дети проявляют следующие навыки социально-эмоционального развития. 2 месяца. В этот период малыш активно развивается в психоэмоциональном плане. Ему очень важен контакт с мамой, так как он не воспринимает себя отдельно от нее. Беря ребенка на руки, вы будете чувствовать, как ему комфортно и хорошо. В это время невозможно «приучить» младенца к рукам, как опасаются многие родители. Если действовать из этих опасений и ограничивать нахождение ребенка на руках, то он будет проявлять беспокойство, «беспричинно» плакать, требовать внимания. Если же без ограничений брать малыша на руки, то он будет активно развивать концентрацию внимания, координацию движений рук и глаз, фиксацию взгляда и так далее. 3 месяца. Ключевое социально-эмоциональное умение, которое развивается в этот период, это терпение. Малыш уже может терпеливо «ждать» до 5 минут, когда его просьба будет выполнена, и когда его переоденут или покормят. Он по-прежнему предпочитает изучать окружающий мир на руках у мамы, но уже может и самостоятельно полежать (до 10 минут). Кроха продолжает учиться ориентироваться в пространстве, изучать свое тело, «знакомиться» с другими людьми и испытывать от этого различные эмоции. 4 месяца. До этого периода малыши часто плачут «без причины», но к 4 месяцам их эмоциональный фон становится более ровным и устойчивым. Поэтому плачут они уже практически всегда «по делу». У крохи развивается оптимистичный настрой, настойчивость и ориентация на новые впечатления. В этом возрасте детки способны самостоятельно занимать себя до 25-30 минут. Большую часть их активности занимают манипуляции с игрушками и предметами. Малыш изучает их свойства, настойчиво повторяет различные действия, чтобы выявить новые возможности взаимодействия с ними. От таких занятий он получает бурные положительные эмоции. 5 месяцев. В этом возрасте детки способны на самостоятельные игры уже в течение 15-30 минут. Они более терпеливы и лучше понимают свои желания, «сообщая» о них взрослым. Например, вы сможете уже четко распознать, когда ваш сын или дочь просятся к вам на ручки. Еще один характерный навык этого периода – подражание взрослым. Малыш старается повторить за вами все, что вы ему показываете. Повышен интерес к взрослым – как близким, так и незнакомым. 5-месячные детки эмоционально показывают свое отношение к событиям и предметам – плачут, недовольно хмурятся или радостно смеются. Все, что вызывает положительные эмоции, они с удовольствием повторяют снова и снова. Например, манипуляции с игрушкой или игру в «ку-ку». В этот период дети охотно идут на общение, они любознательны и подвижны. 6 месяцев. В этом возрасте у малыша повышается терпеливость и сосредоточенность. Он активно изучает свое тело и способности и открыт для общения с окружающими. Заинтересовавшись игрушками или новыми предметами, он может самостоятельно играть до 40 минут. Одна из любимых игр – прятки. Она забавляет малыша, и когда вы захотите закончить игру, то он будет всеми способами показывать свое недовольство, требуя продолжения. И так будет до тех пор, пока ему не станет скучно. Главное осознание этого периода – что его желания важны, а общение со взрослыми приятно. 7 месяцев. Деткам пока кажется, что их возможности неограниченны. И, когда они убеждаются в обратном, то испытывают и проявляют отрицательные эмоции – злятся, капризничают, плачут. В этом возрасте малыш уже способен «адресовать» свои негативные эмоции конкретному человеку и чувствует, когда взрослые злятся или раздражаются. 8 месяцев. Это период, когда крохе уже не так интересно находиться на руках у взрослых. Он стремится самостоятельно изучать окружающий мир, ползает по квартире, интересуясь абсолютно всем, что попадается ему. Он активно общается со знакомыми людьми, но в этом возрасте детям свойственно развитие стеснения и социальный страх. Если раньше он спокойно «знакомился» с незнакомыми людьми, то в 8 месяцев начинает стесняться, прятаться за родителей и плакать. Со своими родными же кроха с удовольствием взаимодействует, играет и стремится быть рядом. 9 месяцев. Кроха все дольше играет самостоятельно, но предпочитает держать взрослых в поле зрения. Он способен сам передвигаться ближе к вам, если хочет пообщаться. А также просится на руки, если устал, хочет спать или болеет. У него активно развиваются процессы подражания и элементарные бытовые навыки. Малыш стремится к порядку и иногда сам кладет игрушку или предмет на место. Уход мамы из дома воспринимает как трагедию – нервничает, плачет и пытается «найти». В 9 месяцев деткам особенно важно получать от родителей знаки любви, чувствовать положительное отношение и надежность. 10 месяцев. В этом периоде у детей на первый план выходят навыки подражания. Они повторяют за взрослыми все, что видят – бытовые действия, разговоры по телефону и т.д. Также на новый уровень переходят игры и занятия, становятся более социализированными. Малыш с удовольствием «кормит» свои игрушки, начинает играть в ролевые игры, по-прежнему любит прятки, «ладушки» и другие пальчиковые игры. Также продолжает изучать свойства окружающего мира и свои способности, улучшая свои социальные навыки и расширяя эмоциональную палитру. 11 месяцев. Малыш подолгу и с удовольствием играет самостоятельно. Его эмоциональный фон становится более спокойным и уравновешенным. Он стремится к самостоятельности и укреплению социально-эмоциональных связей со взрослыми. Продолжает играть в ролевые игры с подражанием «взрослым» действиям. 12 месяцев. Особенность этого возраста – конфликт между стремлением к самостоятельности и пока ограниченными способностями. Из-за чего малыш становится капризным, плачет, если ему что-то не удается. Это период начала «кризиса первого года». Ребенок также учится «манипулировать» поведением взрослых и замечает, на какие его «сигналы» охотнее и быстрее реагируют родители. Если вы будете быстрее «отвечать» на его слезы или истерики, то он будет использовать их как способ привлечения внимания. Детки продолжают активно подражать взрослым, а также развивают свою самостоятельность, с радостью выполняют простые бытовые поручения и просьбы. Начинает развиваться эмпатия – кроха переживает и пытается «пожалеть», видя, что мама плачет. Материал по теме: Как вы можете помочь в развитии навыковЛюбые навыки лучше развиваются в специальной поддерживающей среде. И вы можете создать такую среду, чтобы усовершенствовать социально-эмоциональное развитие своего сына или дочери. В этом помогут следующие стратегии:
Развивая эмоционально-социальные навыки своего ребенка, вы помогаете ему понять и почувствовать, кем он является на самом деле. Это формирует его личность, чувство собственного достоинства, самоценность и способность поддерживать позитивные, «здоровые» отношения с окружающими. Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни. | Статья на тему:Социально - эмоциональное развитие ребенка первого года жизни. Первый год жизни является важнейшим этапом в развитии ребенка Интенсивно развивается интеллект, психика, эмоциональная физические возможности малыша. Эмоциональная сфера так же претерпевает изменения. Возникают чувства, присущие исключительно людям. Чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения начинает развиваться с рождения и часто зависит от того как ребенок накормлен и ухожен. Но взрослым необходимо обеспечить и удовлетворение социальных потребностей, которые дают ребенку ощущение защиты, уверенности в своих силах. В этой связи, важное значение имеет знание того, как изменяются эмоции в детской деятельности и как они формируются. Если малыш много плачет, такое состояние вызывает тревогу у взрослых. Немедленно выясняется и устраняется причина беспокойства. Спокойное поведение ребенка считается нормальным. Именно в спокойном состоянии ребенок играет, совершенствуя свои умения и навыки. Положительное эмоциональное состояние наступает после окончательной адаптации к условиям внешней среды. К двум месяцам ребенок начинает выделять людей из окружающей среды и реагировать улыбкой на общение с ними. Любящий взрослый должен как можно раньше установить с ребенком двухсторонний контакт. Эмоциональное общение между взрослым и ребенком не появится, пока взрослый сам не начнет организовывать его, то есть вести себя как любящая, заботливая мама. Ухаживая за ребенком, общаться с ним так, как будто он уже что-то понимает, относится к нему, как к личности, как к партнеру по общению. Взрослый внимательно смотрит в глазки ребенка, улыбается, зовет по имени нежно гладя и лаская тельце малыша. Разговаривая с ребенком, взрослый окружает его теплом и заботой, прививает ему вкус к ласке, рождая потребность в доброжелательном внимании. Привязанность ребенка к матери или другому близкому человеку к двум – трем месяцам становится основным проявлением эмоций. Первые признаки доброжелательности – это интерес ребенка к взрослому и ответная улыбка. Улыбка – самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру. Основная задача на этом этапе – развитие «комплекса оживления» Вступая с ребенком в эмоциональный контакт, нужно стремиться удовлетворить его потребности в общении. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком, напевно проговаривает: Ой, не знаю, как мы жили, Как мы жили без Танюшки? Без Танюшки – лопотушки, Без Танюшки – топотушки, Без Танюшки – потягушки. (Н.Пикулева). Несколько позже кроме улыбки появятся и другие элементы «комплекса оживления» - замирание, сосредоточение, улыбка, гуление. К трем месяцам все эти элементы объединяются в единый «комплекс оживления»: радуясь, ребенок не только улыбается, но и интенсивно двигает руками, выпрямляет их, издает радостные звуки. В дальнейшем радостное состояние становится более ярким и возникает при виде игрушки, звучании музыки. Необходимо знать, что физические прикосновения также играют большую роль в развитии эмоций маленького ребенка. Поглаживайте малыша, легонько похлопывайте, перебирайте пальчики, выполняйте его руками и ногами движения типа пассивной гимнастики. Движения сопровождаются разговором с ласковой интонацией, с называнием малыша по имени. На руках у близкого человека ребенок чувствует себя счастливым и в безопасности. М.Н.Мельников писал: «Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования положительные эмоции. На первых порах, пока ещё ребенок не понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку… Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста… Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в голову разумок. Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Содержание его конкретно и касается только тех действий, которые производятся…» Воспроизводите звуки из « репертуара» малыша. Если ребенок издает звуки, очень важно «поддержать» его. Когда взрослые включают в свою речь, обращенную к ребенку, те звуки, которые он произносит: «гы», «агу»- он оживляется, радуется. Повторяйте (имитируйте) звуки, добавляйте к ним свои. Подчеркнуто произнося звуки, слова, ребенок обращает на них внимание и связывает их с тем, что происходит. Кто гулит со мной, Агу да агу? Говорит, а я - понять не могу! Говори, мой говорун, говори, Подари словечко мне, подари! (Н.Пикулева). Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого. Взрослый, выдержав паузу в 1-2 секунды, повторяет звуки снова. Ребенок должен видеть лицо разговаривающего с ним взрослого. По мере роста ребенка параллельно развиваются зрительные, слуховые двигательные и речевые реакции. Как только ребенок овладевает первыми действиями (повороты, протягивание и захват игрушки и др.), изменяется и его эмоциональное состояние: нарастает двигательная активность, формируются положительные эмоции. В этот период важно эмоционально «подпитывать» ориентировочно исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов (людей, игрушек). Гигиенические процедуры, кормление, игры и др. осуществлять на фоне эмоционально положительного состояния ребенка. Например, перед купанием, раздевая малыша, ласково проговариваем: Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Кто не хочет быть грязнушкой, Хорошенько моет ушки? Это мы! Это Мы! (А.Ануфриева) После шести месяцев ребенок вступает в новую фазу развития. Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Это начало «делового» общения. Взрослый привлекает внимание не только к яркому предмету, но и к умению выполнять с ним различные манипуляции. Сообщая малышу свои намерения: « Сейчас будем строить башенку! Вот какие у меня красивые кубики! Поставим один кубик, а сверху другой! Вот какая башенка получилась!» Если ребенок при осуществлении намеченной цели встречает препятствие, у него возникают отрицательные эмоции. Ребенку надо подсказать, показать, как добиться результата. Но при успешном решении действия у ребенка ярко проявляются положительные эмоции и он радостно улыбается, всплескивает ручками, смеется. В возрасте семи-девяти месяцев у многих детей возникают переживания от расставания с близкими людьми. Ребенок плачет, боится посторонних людей, когда они заговаривают с ним. Надо дать понять ребенку, что уходя, мама (или другой близкий человек) всегда возвращается. Машите ребенку при прощании, посылайте воздушный поцелуй и добивайтесь, чтобы ребенок помахал в ответ. Показывайте добрые намерения других людей, чтобы ребенок их не боялся. Радость, веселый смех вызывает игра в «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и другие народные игры. Слушая веселую музыку, ребенок «приплясывает», колыбельную: «качает лялю». Эмоциональные реакции не только сопровождают деятельность ребенка, но и зависят от того, насколько прочно он владеет каким-то видом деятельности. К концу первого года жизни у ребенка уже есть опыт: он пытается сам кушать, сам действует с предметами, сам передвигается в пространстве. Понимает запреты «нельзя», « нет», понимает, когда его хвалят. Проявляет дружелюбность к сверстникам: протягивает и отдает игрушку, сопровождая действия смехом и лепетом. Теперь активность ребенка протекает чаще в спокойно-сосредоточенном состоянии. Постепенно овладевая способами действия в разных видах деятельности, он приобретает новые умения, которые не вызывают трудностей, а следовательно и отрицательных эмоций. Создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям одна из главных задач раннего обучения ребенка. Литература: К.И. Камышанова «Ребенок от рождения до года» Р.Р.Фьюэлл « Обучение через игру» Е. Волосова «Развитие эмоций» Л.Н.Павлова «Энциклопедия раннего развития» Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрастеРазвитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.) Эмоциональное развитие в младенческом возрасте Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым. С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию. К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной. Особенности эмоционального развития в младенчестве: - основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами; - в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения. - социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого; - в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании; - складываются предпосылки высших чувств - любовь и симпатия к близким. Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте - эмоции также неустойчивы и изменчивы; - являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность; - начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; - особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков. Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 - 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо - плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку. Что поможет в развитии эмоций? Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно. Эмоциональное развитие детей до года – Маленькие историиМозг ребенка в первые месяцы жизни развивается с космической скоростью. Если бы темпы сохранялись у человека на протяжении всей жизни, то уже годам к пяти каждый из нас стал бы Эйнштейном (что дальше — вообще подумать страшно). Сегодня поговорим о такой важной составляющей, как эмоциональное развитие. Три китаРазвитие мозга новорожденного ребенка стоит на трех китах: эмоциональное развитие, физическое развитие и собственно интеллектуальное. Многие родители думают, что развитие детского мозга идет лучше, если его постоянно «подкармливать» задачками на логику, сообразительность, поиск решений, запоминание и так далее. Это действительно так — подтверждение тому методика Домана. Но и Доман не забывал о том, что важны также и физические упражнения (все хотя бы раз слышали о треке Домана, а у методики есть и другие инструменты). Наконец, третий столп детского развития до года — эмоции. Ребенок видит, как выражают чувства родители, наблюдает, строит взаимосвязи, учится показывать эмоции сам. Всё это приводит к образованию миллионов новых нейронных связей в мозгу, как следствие, развивает интеллект ребенка. Календарь эмоционального развитияЧтобы было проще ориентироваться — распишем, в каком возрасте до 1 года будут появляться те или иные изменения в эмоциональном развитии. Само собой, не стоит воспринимать это как строгое правило — у каждого ребенка свои индивидуальные особенности (не страшно, если ваш в 5 месяцев не начал говорить). 1 месяц — закладывается основа, ребенок учится выражать первые эмоции: это плач и улыбка. Малыш прислушивается к голосу родителей, успокаивается, когда его берут на руки. 2 месяц — ребенок чувствует себя единым целым с матерью (самосознание еще не произошло). Наблюдает за движениями рук, всматривается в лица людей — не забывайте демонстрировать ему весь спектр эмоций мимически. Малыш стремится к постоянному физическому контакту с мамой — поэтому в этом возрасте важно не обделять ребенка тактильным вниманием. 3 месяц — появляется чуточку больше усидчивости, малыш начинает понемногу познавать мир вокруг и собственное тело. В три месяца нужно давать ему больше разнообразия: новые места, новые люди — всё это пойдет на пользу. 4 месяц — эмоции ребенка усложняются, становятся заметно богаче. Малыш получает первые социальные навыки. В этом возрасте он может концентрироваться на каком-то занятии около получаса — хотя, конечно, усидчивость у всех разная. 5 месяц — ваш ребенок научился отличать, когда вы грустите, а когда веселы, он распознает простые эмоции безошибочно. Охотно идет на контакт с людьми — «общается», тянет ручки. Важный этап — ребенок учится отличать своих от чужих и выражает соответствующие эмоции: страх или недоверие в отношении незнакомых людей. 6 месяц — возрастает желание ребенка к познавательной деятельности: он изучает мир и самого себя. Может ломать предметы — ведь так интересно, что у них внутри — но пока что не умеет переживать из-за сломанной игрушки. У ребенка часто меняется настроение, это нормальное явление, бояться нечего. 7 месяц — развивается мелкая моторика, ребенок с восторгом всё хватает, тянет в рот, швыряет на пол, стучит предметами друг об друга. Важно дать ему максимум тактильных ощущений: он всё должен попробовать на ощупь. Многие дети делают свои первые шаги — и возможностей для познания и эмоционального развития становится в разы больше. В этом возрасте ребенок понимает по интонации, что значит слово «нет» и «нельзя». 8 месяц — происходит стремительный рост диапазона эмоций. Теперь это могут быть не только слезы и смех, но и нетерпение, смущение, недоумение, восторг, злость. Это время танцев — включите ритмичную музыку и наблюдайте, какую бурю чувств она вызовет у вашего чада. 9 месяц — ребенок активно проявляет недовольство, когда надо ним проводят «действия насильственного характера», например, пытаются стричь или одевать. Ребенок учится манипулировать с помощью эмоций — он уже давно понял, что к чему в этом мире. Девятимесячный возраст — пора подражаний, малыш повторяет всё за взрослыми и любит выполнять «задания», которые те ему дают, ждет похвалы. 10 месяц — воспроизводит мимику. Если читаете ребенку сказку — не забывайте делать это эмоционально. 11 месяц — очень любит, когда его хвалят. Учится сообщать о своих желаниях не только плачем, например, показывает пальцем или взглядом. В этом возрасте эмоций на всё новое еще больше — людей, игрушки, книжки. Не забывайте поощрять его интерес. 12 месяц — окончательно усиливается тяга к самостоятельности во всем, в том числе в эмоциональном познании мира. В связи с новыми действиями возникает масса новых ощущений — ребенок должен всё попробовать сделать сам. Как обеспечить ребенку полноценное эмоциональное развитие?Пожалуй, главное правило — не мешать и не ограждать от внешнего мира. Наоборот, стараться всячески разнообразить спектр хороших эмоций. Многие из нас видели молодые семьи, которые летают на отдых с младенцами. И многие их мысленно осуждали, перелет — большой стресс для взрослого, что говорить о детях. На самом же деле в подобной практике есть и много пользы — ребенок видит, слышит, обоняет и чувствует массу нового. Это удовлетворяет его тягу к эмоциональному познанию лучше, чем самые красочные книги или игрушки. Еще один столп эмоционального развития — это эмоции в семье, то, как общаются мама с папой. Не получится создать здоровый эмоциональный фон у ребенка, если в семье его нет — поэтому следите за своими словами и эмоциями и старайтесь быть добрее друг к другу, ведь малыш впитывает эту информацию. К слову, возраст до года — лучшее время, чтобы начать прививать у ребенка любовь к книгам. Как это сделать? Опять же, через эмоции. Ярки картинки, эмоциональное чтение «по ролям», интерактивные книги-приложения — это то, что способно увлечь малыша по-настоящему. Мы посвящали этому отдельную статью, почитайте обязательно. Надеемся, что было полезно и познавательно. Забегайте на огонёк к «Маленьким историям»: Эмоции: эмоциональное развитие в детствеВведение и тема Теоретическая перспектива Теоретическая перспектива эмоционального развития в детстве представляет собой комбинацию теории функционализма и теории динамических систем. 1 : Встречи ребенка с окружающей средой можно рассматривать как динамические транзакции, которые включают несколько компонентов, связанных с эмоциями (например, экспрессивное поведение, физиологические паттерны, тенденции к действиям, цели и мотивы, социальные и физические контексты, оценки и переживания), которые меняются с течением времени по мере взросления ребенка и в ответ на изменение взаимодействия с окружающей средой.Эмоциональное развитие отражает социальный опыт, включая культурный контекст. В другом месте я утверждал, что эмоциональное развитие следует рассматривать с биоэкологической основы, которая рассматривает людей как динамические системы, встроенные в контекст сообщества. 2 Таблица 1 суммирует заслуживающие внимания описательные маркеры эмоционального развития в связи с социальным взаимодействием. Таблица 1. Заслуживающие внимания маркеры эмоционального развития в связи с социальным взаимодействием
Примечание. Из Саарни (2000, стр. 74-75). Авторские права 2000 принадлежат Джосси-Басс. Печатается с разрешения автора. Последние результаты исследований Развитие эмоциональной компетентности Продуктивный способ взглянуть на эмоциональное функционирование - это степень, в которой оно служит адаптивным и самоэффективным целям человека.Конструктивная эмоциональная компетентность 3 была предложена как набор ориентированных на аффект поведенческих, когнитивных и регулирующих навыков, которые появляются с течением времени по мере развития человека в социальном контексте. Индивидуальные факторы, такие как когнитивное развитие и темперамент, действительно влияют на развитие эмоциональных способностей; однако на навыки эмоциональной компетентности также влияет прошлый социальный опыт и обучение, в том числе история отношений человека, а также система убеждений и ценностей, в которой живет человек.Таким образом, мы активно создаем свой эмоциональный опыт посредством комбинированного влияния наших когнитивных структур развития и нашего социального воздействия на эмоциональный дискурс. Благодаря этому процессу мы узнаем, что значит чувствовать что-то и что-то с этим делать. В таблице 2 перечислены 8 навыков эмоциональной компетентности. Таблица 2. Навыки эмоциональной компетентности
Примечание. Из Саарни (2000, стр. 77-78). Авторские права 2000 принадлежат Джосси-Басс. Печатается с разрешения автора. Отношения привязанности с опекунами - это исходный контекст, в котором раскрывается эмоциональная жизнь ребенка. Если опекуны обычно удовлетворяют потребности младенца, ребенок начинает усваивать представление о том, что мир - безопасное место, а другие заслуживают доверия и отзывчивы.Таким образом, младенец становится уверенным в своей привязанности к опекуну. Отношения воспитателя и ребенка закладывают основу для развития эмоциональных навыков и закладывают основу для будущих социальных отношений. Надежная привязанность дает ребенку возможность исследовать мир и общаться со сверстниками. Подтверждение того, что мир является отзывчивым, предсказуемым и надежным, способствует развитию у ребенка способности к саморегулированию. В исследовании дошкольников Денхэм и ее коллеги 4 обнаружили положительную связь между надежностью привязанности к матери и надежностью привязанности к учителям.Более того, надежность привязанности как к матери, так и к учителю положительно связана с пониманием эмоций и регулируемым гневом. Напротив, ребенок, который воспринимает мир как непредсказуемый, невосприимчивый и / или враждебный, должен тратить огромное количество энергии на самоуправление эмоциональным возбуждением. Небезопасная привязанность связана с эмоциональной и социальной некомпетентностью, особенно в областях понимания эмоций и регулируемого гнева. 4 Кроме того, восприятие безразличного или недружелюбного социального мира влияет на последующие эмоциональные реакции и межличностное поведение.Например, у ребенка, который подвергается жестокому обращению, могут развиться первичные эмоциональные реакции, такие как беспокойство или страх. 5 Постоянно проявляя бдительность в отношении признаков угрозы, ребенок может проявлять агрессивное или покорное поведение в качестве средства самозащиты, и такое поведение может подвергнуть ребенка риску в будущем стать хулиганом или жертвой. Когнитивно-аффективные структуры, связанные с жестоким обращением, могут способствовать эмоциональному ограничению или особой эмоциональной реактивности, мешая способности ребенка успешно взаимодействовать со сверстниками. 6 Развитие навыков эмоциональной компетентности - это процесс развития, при котором конкретный навык проявляется по-разному в разном возрасте. У маленьких детей знание эмоций более конкретное, с повышенным вниманием к наблюдаемым факторам. Выражение эмоций и регуляция эмоций у маленьких детей менее развиты, что требует большей поддержки и подкрепления со стороны социальной среды. Учащиеся начальной школы развиваются в своей способности самостоятельно рассказывать об эмоциях и использовать слова для объяснения ситуаций, связанных с эмоциями.По мере взросления детей их выводы о том, что чувствуют другие, объединяют не только ситуационную информацию, но также информацию, касающуюся предыдущего опыта и истории. Дети старшего возраста также лучше понимают и выражают сложные эмоции, такие как гордость, стыд или смущение. К подростковому возрасту вопросы идентичности, морального облика и комбинированные эффекты стремления и возможности более явно признаются молодежью как важные. Навыки эмоциональной компетентности не развиваются изолированно друг от друга, и их развитие тесно связано с когнитивным развитием.Например, понимание эмоций других людей растет во взаимодействии с расширением осознания собственного эмоционального опыта, способности сопереживать и способности понимать причины эмоций и их поведенческие последствия. Более того, по мере того, как дети узнают, как и почему люди действуют так, как они поступают, они растут в своей способности эмоционально делать выводы о том, что происходит. Позитивное развитие и эмоциональная компетентность Компетентные дети и молодежь не живут без проблем, но у них есть как индивидуальные, так и экологические ресурсы, которые помогают им справляться с различными жизненными событиями.Навыки эмоциональной компетентности - это один из ресурсов, который молодые люди используют для решения разнообразных жизненных проблем. Как и в случае с развитием в других областях, овладение ранними навыками, связанными с эмоциональным развитием, такими как аффективная регуляция, влияет на способность ребенка преодолевать будущие проблемы развития. Выводы Сильные стороны в области эмоциональной компетентности могут помочь детям и подросткам эффективно справиться с определенными обстоятельствами, а также способствовать развитию характеристик, связанных с положительными результатами развития, включая чувство собственной эффективности, просоциальное поведение и поддерживающие отношения с семьей и сверстниками.Более того, эмоциональная компетентность служит защитным фактором, уменьшающим влияние ряда факторов риска. В ходе исследования были выделены отдельные атрибуты, которые могут оказывать защитное влияние, некоторые из которых отражают основные элементы эмоциональной компетентности, включая навыки, связанные с чтением межличностных сигналов, решением проблем, выполнением целенаправленного поведения в межличностных ситуациях и рассмотрением вариантов поведения как из инструментальных средств и эмоциональная точка зрения. 7 Ссылки
8 факторов, влияющих на эмоциональное развитие детейХотя физический рост ваших детей намного легче определить с помощью нескольких этапов, ранние годы вашего ребенка также можно определить по этапам социального и эмоционального развития. Роль двух основных факторов - социального и эмоционального - очень важна в жизни каждого ребенка. Когда они вырастут, это станет основой их жизни. Эта основа помогает вашему ребенку справиться со своими личными чувствами, понять чувства других, уважать чужие мысли и наладить позитивное взаимодействие с другими. Определение эмоционального развития детей:Эмоциональное обучение начинается в раннем возрасте, и обучение растет с их возрастом. В младенчестве младенцы выражают свои чувства невербальным общением и зависят от опекунов, которые распознают их сигналы. Их выражения связаны с их способностью регулировать свои эмоции. Выражение эмоций тесно связано как с социальными, так и с культурными влияниями семьи и окружения. Отношения ребенка с опекуном дают ему возможность выражать как положительные, так и отрицательные эмоции социально и культурно приемлемым образом. [Читать: Факторы окружающей среды, влияющие на развитие ребенка] От ребенка до взрослой жизни: Обзор этапов социального эмоционального развития у детей:Развитие социальных и эмоциональных навыков чрезвычайно важно для вашего ребенка.
Вы должны обратить внимание на следующие этапы развития вашего ребенка, чтобы знать, насколько хорошо он или она развился на данный момент. 1. Эмоциональное развитие с 0-6 месяцев:Младенцы начинают активно учиться практически с рождения. Они узнают о людях в своем доме и о себе.
Социальное взаимодействие является важным фактором, который необходимо учитывать на этапе от 3 до 6 месяцев. Если вашему ребенку от 3 до 6 месяцев, он:
[Читать: Развитие мозга у детей] 2. Эмоциональное развитие от 6 месяцев до 1 года: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |