О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста


Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»



Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать».

Главной целью экономики для дошкольников является формирование навыков и умений, ознакомление с современными рыночными отношениями.

Давая понятие об экономике в раннем возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку, лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Основной задачей родителей и воспитателей является, донесение до ребёнка информации и умении правильно ей пользоваться. Процесс экономического воспитания может осуществляться разными формами. Ведущей формой обучение в дошкольном возрасте является игровая деятельность. «Игра — это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский.) Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

В игре, у ребёнка раскрываются творческие способности, индивидуальность. В ходе игры он закрепляет, знания, которые получил на занятиях, экскурсиях, во время бесед, чтения художественной литературы. Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, осознаёт своё «я» и определяет своё место в системе общественных отношений. Игра помогает воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

В игре ребёнок моделирует жизненные ситуации, через игру, происходит знакомство с социальной действительностью. Дети учатся ориентироваться в экономических понятиях, происходит формирование базы социального развития ребёнка, сопричастность его к окружающей действительности.

При помощи игры дошкольника легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания в вести в мир вещей, предметов и взаимоотношений.

Экономические знания придают социальную направленность, что позволит ребёнку впоследствии, выстраивать правильную линию собственного поведения, способом зарабатывания и разумному использованию. Благоприятные, комфортные условия, созданные в группе позволяют каждому ребенку реализовать свои способности.

Работу по знакомству детей с экономикой делю на четыре блока:

1 блок «Семья» (семейная экономика)

2 блок «Потребности и возможности»

3 блок «Деньги и цена».

4 блок «Мой город, моя страна».

В первый блок входят дидактические игры «Расходы семьи», «Кому что нужно для работы», «Сюжетно ролевые игры «Почта», «Супермаркет», «Ателье»

Второй блок — «На что расходуем деньги», сюжетно ролевые игры «Кафе Вкусняшка», «Аптека», «Магазин»

Третий блок — «Для чего нужны деньги», «Что быстрее купят», «Дороже — дешевле»

Четвёртый блок — «Производство товаров нашего округа и страны», «Маршрут товара», направлен на показ взаимосвязи производства и потребление товара, услуг в сфере обслуживания, воспитание уважения к труду людей.

Работая с дошкольниками, пришла к выводу, что работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки забывает выключить или до конца закрыть кран с водой надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги.

У каждого из детей на шкафчике имеется кармашек, где лежат деньги- фишки у каждого их одинаковое количество. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.

Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры.

Уже в младшей группе знакомство с экономикой начинается с сюжетно ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Роль продавца беру на себя и показываю, как правильно нужно разговаривать с покупателем используя в своей речи слова деньги, товар. Показываю отношения между продавцом и покупателем. Аналогично происходит, знакомство с профессией врача, водителя автобуса. Каждое движение проговаривается.

В средней группе роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — воспитатель. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продуты которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке — покупают лекарство за деньги-фишки. Использую настольно-дидактические игры «Кому что нужно»

В старших группах на стене вывешиваю карту мира по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. Выстраивают план своей поездки (на чём поедут, какие вещи им необходимо взять с собой, что хотели бы посетить в данной стране, городе).

С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая- маленькая, доход- расход, экспорт- импорт, много-мало. Кроме игр с детям предлагаю разобрать разные ситуации, отгадывать загадки, решить кроссворды.

Во время экскурсии в разные магазины дети узнают новые понятия касса, продавец работающий на кассе называется кассир, витрина, товар. Обращаю внимание детей, как оформлены витрины, рассматриваем товар, предлагаю сделать покупку. В группе анализируем зачем и почему он приобрёл этот товар. В качестве домашнего задания детям, вместе с родителями предлагается, сделать рекламу купленного товара.

Очень интересно проходят совместные беседы где родители рассказывают о своей профессии, как оплачивается их труд. Дети начинают понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. У детей формируется понятие о семей ном бюджете, доходах и расходах. Чуть позднее к ним приходит понимание, что многое с чем они сталкиваются в жизни, создаётся людьми разных профессий.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Дети учатся находить связь профессиями и результатами труда, выстраивать производственные цепочки, например: откуда пришёл хлеб вспахали поле, посеять зерно, вырастить, собрать урожай, смолотить, перевезти расфасовать, доставить на пекарню, замесить тесто, испечь хлеб. Таким образом ребёнок осваивает тему профессии, устанавливает количество закономерностей.

Обобщить и систематизировать знания помогают Викторины, игры-развлечения, Что?, Где?, Почём?

Большие воспитательные возможности содержат произведения художественной детской литературы. Сказки способствуют воспитанию и уважению к труду взрослых, учат бережливости, расчётливости. Во многих сказках можно найти экономическое содержание. Сказка расширяет представления о мире людей, взаимоотношениях, пробуждает фантазию, учит мысленно представлять воображаемую ситуацию.

Большое влияние на ребёнка имеет телевизионная реклама. В разделе «Рекламы» дети с интересом рисуют рекламные плакаты, придумывают телерекламу, используя в ней героев сказок «Айболит». Он приглашает прийти обследоваться или приобрести лекарство. «Карлсон» рекламирует своё любимое варенье. «Красная шапочка» пирожное.

Обогащается словарный запас во время отгадывания экономических загадок, происходит понимание пословиц «Копейка –рубль бережет», «Сто раз отмерь-один отрежь»

Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения.

Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения

Поэтому образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, тогда полученные знания ребёнком в дошкольном возрасте останутся в памяти на долго. Впоследствии он сможет умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Основные термины (генерируются автоматически): линию собственного поведения, дошкольном возрасте, духовный мир ребёнка, словарный запас, духовную основу ребёнка, ролевые игры, экономического воспитания, социального развития ребёнка, видах деятельности ребёнка, окружающий мир духовных, младшей группе знакомство, игры дошкольника легче, ролевые игры «Кафе, воображаемой социальной жизни, дидактические игры «Расходы, современными рыночными отношениями, настольно-дидактические игры «Кому, «экономическую рыбалку» ребёнок, речи слова деньги, Главной целью экономики.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья:

Экономическое воспитание дошкольников – первый шаг к успешному предпринимательству

Экономическое воспитание дошкольников – первый шаг к успешному предпринимательству». Применимо ли данное высказывание к дошкольникам. Да. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентирования в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления, как одной из составляющей предпринимательской деятельности.

        Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать» и хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитывать предприимчивого человека.

        Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие у дошкольников интереса к предпринимательской деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  Формирование у дошкольников экономической компетенции;
  •  Развитие предпосылок экономического мышления;
  •  Воспитание личностных качеств (трудолюбия, бережливости, честности, уважения к результатам труда).

Для реализации поставленных задач я наметила несколько направлений:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • проектная деятельность;
  • взаимодействие с социальными партнёрами.

        Для реализации первого направления (совместная деятельность воспитателя с детьми) я внедряю в работу воспитателей с детьми следующие формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, клубную работу, продуктивная деятельность. Основная форма обучения дошкольников — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В играх «Почта», «Ателье», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка. Через дидактические игры уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

        Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности», - говорил Джанни Родари. Сказка является эффективным средством «обучения дошкольников экономике». Сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности необходимых будущему предпринимателю, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, расчётливость. Экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления. В специально отобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями как товар, потребность, реклама, труд, деньги, бартер, встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными, расточительными.  

        Особое место в воспитании предприимчивого человека занимает такая форма организации детской деятельности как клубная работа. С этой целью был организован клуб юных предпринимателей «Росток». На заседаниях клуба дети учатся познавать себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом, быть предприимчивым, инициативным, организованным. Кроме того, дети получают первые ориентиры выбора будущей профессии.

        Говоря об экономическом воспитании дошкольников как об одном из первых шагов к предпринимательской деятельности, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Возможно поэтому, учитывая потребности современного общества в квалифицированных кадрах, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования из 10 образовательных областей в самостоятельную выделен труд. В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. С этой целью в нашем детском саду в летний период организована работа на опытно-экспериментальном участке, где дети совместно с воспитателями выращивают овощи. В зимний период воспитатели совместно с детьми организуют мини-огород на окне, где выращивают лук на зелень, рассаду. Выращенную продукцию реализуют родителям. В результате дети получают элементарные знания выращивания овощных культур, видят результаты своего труда, и что немало важно получают оценку результатов своего труда в виде материального вознаграждения.  

           Вторым направлением моей работы, который я считаю одним из перспективных, способствующих обогащению знаний дошкольников в области экономики, является проектная деятельность. Для этого я разработала и внедрила в практику познавательно-игровой проект «Профессии вокруг нас». Участниками проекта являются дети младшего и старшего дошкольного возраста. Реализую проект через различные виды детской деятельности: художественную, трудовую, познавательно-поисковую, игровую деятельность и общение. Реализация проекта осуществляется в тесном взаимодействии с родителями. Я приглашаю родителей для общения с детьми, чтобы они рассказали о своей профессии, о том какую пользу приносит занятие данной профессии обществу. Кроме встреч с родителями я организую экскурсии на кухню, в пачечную, в медицинский кабинет, а также организую наблюдения за работой младшего воспитателя и дворника. В процессе таких мероприятий дети получают представления о структуре трудового процесса, у них воспитывается уважение к труду взрослых.

        В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний. По результатам диагностики я решила продолжить работу по экономическому воспитанию,  и включила в свою работу проект «Промышленный туризм». Основными задачами которого являются формирование у дошкольников представлений о структуре трудового процесса; уточнение и расширение представлений дошкольников о разных видах труда; воспитание чувств уважения и благодарности к людям различных профессий. Данный проект я реализую в тесном взаимодействии с социальными партнёрами. Для этого организую экскурсии на предприятия Сердобского района. Во время экскурсий дети не только знакомились с производственным процессом, но и получали практические навыки на доступных этапах производства.

        Одним из основных условий решения задач стала организация развивающей среды. В группах детей старшего дошкольного возраста оформлен уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта Сердобского района, на которую нанесены промышленные центры, а так же крупные магазины.  Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира». В группах имеется большой набор настольно-печатных игр по экономике: «Найди евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Монополия», «Деньги», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», «Профессии» и т.д. Кроме того был подобран и систематизирован программно-методический материал по ознакомлению детей с профессиями людей.

        Опыт своей работы по данному направлению я представляла на районном методическом объединении «Трудовое воспитание, как средство профориентационной работы с детьми дошкольного возраста», на августовском форуме педагогических работников Сердобского района, на Съезде работников образования Пензенской области «Качественное образование – инвестиции в развитие региона».

        Свою работу по данному направлению я строю на основе методических рекомендаций Т.А.Шорыгиной «Беседы об экономике», «Профессии. Какие они?», А.А.Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», А.Д.Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Кроме того в своей работе я использую Интернет-ресурсы, а также методические рекомендации в журналах «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя».

экономическое воспитание дошкольников | Статья (подготовительная группа) по теме:

В изменяющихся условиях общественной жизни, учитывая современные требования к педагогической работе с детьми, непрерывные экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именно в этот период приобретается первый опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, развиваются деловые качества личности дошкольника.  Сформировать правильное отношение к деньгам у детей довольно сложно. Однако, научить их бережному отношению семейному бюджету возможно, просто надо знать, как это сделать.

      Работа по экономическом воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. Ведь семья – реальная экономика, и в ней не учатся жить, живут. Атмосфера семейной экономики, покупки родителей, их отношение к деньгам, вещам, любым ценностям усваиваются детьми особенно успешно.

     Говорить с ребенком об экономике нужно на доступном ему языке. Дошкольник знакомиться с понятиями «зарплата», «пенсия», «стипендия», «деньги», «бюджет». Ему необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи.

   Зарплата – это оплата труда за месяц, неделю  или день.

   Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет на различных предприятиях.

   Стипендия – это плата за учебу. Сестра или брат после школы продолжили учебу в других учебных заведениях и получают стипендию.

   Из всех этих денежных поступлений и складывается семейный бюджет.

    Ребенок с раннего  возраста должен понимать, что просто так деньги никому не дают. Ему покупают игрушки, сладости за деньги, которые заработали взрослые своим трудом. Родителям необходимо использовать математические и логические задачи при обучение азам экономики. Заработанная плата, стипендия, пенсия – это доход семьи, т.е. деньги, которые получают члены семьи.  А если папа получил премию, уменьшиться или увеличится их семейный бюджет?

   Премия – это деньги, которые получают дополнительно к зарплате за хороший труд.

     А если мама уволилась с работы, как измениться семейный бюджет? Нужно разбирать с детьми такие ситуации, чтобы они понимали, что деньги достаются нелегко, их необходимо ценить.

      Дети должны понимать, что расходы – это  траты на удовлетворение нужд человека. Основные расходы постоянны в течение определенного времени.

     Дети должны понимать, что как доходы семьи, так и расходы могут уменьшаться или увеличиваться в зависимости от обстоятельств, потребностей, здоровья членов семьи, успехов на работе и учебе. Все члены семьи участвуют в расходной части бюджета, а в доходной – только работающие,  пенсионеры и студенты, получающие стипендию. Дети удивляются, что доход семьи состоит из нескольких составляющих, а расход – такой многообразный. Дошкольник должен   понимать что «надо меньше расходовать деньги по пустякам» и «деньги надо беречь».

 Ознакомившись с доходами и расходами семьи, ребенок. Возможно, задумается о том, необходимо ли ему просить каждый день новую игрушку, сладости. Бабушкам и дедушкам, которые идут на поводу у таких внуков, нужно также подумать, что исполнение всех желаний любимого чада не всегда полезно и нужно.

  Чтобы детям было легче осваивать экономические знания, сделать занятия экономикой понятными и интересными, необходимо использовать игры. Ребенок с огромным удовольствием играет со взрослыми, легко и быстро усваивает материал  экономического содержания.  Когда ребенок будет знать цифры и уметь считать, начинайте знакомить его с настоящими деньгами. С самого начала делать это надо только  под присмотром взрослых, приучая ребенка, что деньги – это не игрушка. В игровой форме можно показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну «бумажку» можно купить.

    Чтение художественной литературы с экономическим содержанием, пословиц, поговорок, сказок, расширяет знания детей в области экономики. Слушая разные произведения. Ребенок запоминает экономические термины, усваивает экономические связи. Сказки воспитывают бережливость, трудолюбие, практичность и др.

   Решение проблемы приобщения детей к экономике – эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации.

 

Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста | Консультация (старшая группа) по теме:

                                                                          "Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста" 

         Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми. Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте. Закономерно, что проблема экономического образования и воспитания стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста .  

       Экономическое воспитание дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по экономике: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.  Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства. Задачи по воспитанию основ экономической культуры поведения я решаю в  разных видах детской деятельности и развития: Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям. Развитие речи –дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение. Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «большеменьше», «быстрее-медленние», «на сколько больше-на сколько меньше». Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.                                                                                                                                                

        Как известно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Для родителей была проведена консультация «Ребенок и экономика». Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность экономического воспитания, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру экономики. Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению с основами экономической культуры. В родительский уголок ежемесячно помещала статьи под рубрикой « Добрые дела веками живут», устраивала выставки детских работ «Мир вокруг нас». Привлекла родителей к созданию развивающей среды: оформили библиотеку детской книги, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрели настольно-печатные игры по познавательному развитию. Что может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у свех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры. Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми я выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество. Никита В.: «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка. Она пользуется специальной лопаткой». В группе работает мастерская по ремонту игрушек и книг. Иногда дети берут работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Я никогда не забываю подчеркнуть значимость работы детей для других людей.                                                                                        Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. На занятии «Волшебные помощники» я предложила детям отгадать загадки: 1. Идет пароход то взад, то вперед, А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг). 2. От работы вас избавлю, Ни пылинки не оставлю. (Пылесос). 3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос). 4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник). Дети с удовольствием отгадывали загадки, а также придумывали свои. Обсуждая ответы, дети убеждались в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирали своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объясняли как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления. Дети и деньги... Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. Я решила провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы: - Как ты думаешь, откуда деньги берутся? -Зачем людям нужны деньги? -Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег? -Можно ли деньги выбрасывать? Моей целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос меня несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом». Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно « беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом. Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности.                                   

        Для усвоения детьми основ экономических знаний, я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей- экономическую . Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»: Какую нужду испытывали котята? Какие возможности были у тети Кошки? Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д. Процесс экономического воспитания я реализую через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей. Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др.                                                                                                  

             Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят. В своих беседах с детьми, я внушаю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже экономика. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки» уточняю и закрепляю представления детей о мире экономических явлений. Дети приобретают новые экономические знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний. Например, я читаюдетям отрывок из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Детям даю задание определить доходы семьи крокодила Гены. Как можно увеличить доход? Какие составные дохода? Домой детям даю задание составить модель семейного бюджета своей семьи. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь. Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи? Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам? Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы .                                                                 

           Продуктивная деятельность детей в экономическом воспитании рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я использовала самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Я провела игру «Реклама: хорошо-плохо». Игра превратилась в целый спектакль. Наш город небольшой, поэтому больших рекламных щитов мало. Дети говорили, в основном, про телерекламу. Вот некоторые высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится». На вопрос, для чего нужна реклама, дети отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а потом купили»; «Для того, чтобы люди покупали хорошие товары». Из своего опыта, хочу сказать, что дети младшего возраста реагируют на рекламу по-другому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них. Поэтому, несмотря на то ,что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются». Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д.                                                                                                                                                 

           В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д. Обучение детей основам экономической культуры предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о природных богатствах края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве. Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства. Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ экономической культуры дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.ии я подробно описала свою работу по экономическому воспитанию дошкольников.

Формы, методы, средства экономического воспитания старших дошкольников

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации.

Методы использования при обучении детей экономике это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:

 

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др

 

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»,

  • играм: интеллектуальным, сюжетно-ролевым , дидактическим,
  • комплексно-тематическим занятиям,
  • чтению художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
  • развлечениям, драматизациям экономических сказок , вечерам досуга и пр.

 

1.Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

2.Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

3. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

4. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

5. Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводились в ходе игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

6. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

7. Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию     детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

9. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

 

Игра как средство экономического воспитания

 

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания

-проблемно-игровых,

-проблемно-практических,

-проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

 

Сказка как средство экономического воспитания

 

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

•        сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей;

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

 

Консультация для педагогов "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"

Подготовила: И.А.Ермолаева воспитатель МБ ДОУ

Павловский детский сад «Мозаика»

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных, но очень важных проблем.

Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике. Нынешним детям предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно и творчески действовать.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.

В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании дошкольников.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

организация семейных клубов.

Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Экономическое образование дошкольников: актуальность и значение

АРТ 15448

UDK 373,21

Автор: Наталия Дыдник

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания дошкольников, обусловленный современными реалиями дошкольного образования. Автор раскрывает теоретические аспекты сущности экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет семье как первичной среде, в которой ребенок осваивает экономические концепции.

.

Дошкольное образование | Britannica

История

Имя, обычно связанное с началом дошкольного образования в наше время, - Иоганн Фридрих Оберлин, эльзасский лютеранский пастор из Вальдерсбаха, основавший в 1767 году первые salle d'asile (буквально «зал убежища»), или дошкольная школа для ухода и обучения очень маленьких детей, пока их родители работали в поле. Другие педагоги начали подражать его детской школе - в Липпе-Детмольде, Берлине, Кайзерсверте, Париже и других местах.Во Франции salles d’asile были преобразованы из частных в государственные учреждения в 1833 году, когда они стали частью национальной системы образования. Позже их название было официально изменено на écoles maternelles.

По-видимому, независимо от движения детских школ на европейском континенте, шотландский реформатор Роберт Оуэн в 1816 году основал в своем модельном сообществе Нью-Ланарк Институт по формированию характера. Он обслужил около 100 детей рабочих его хлопчатобумажных фабрик, в основном в возрасте от 18 месяцев до 10 лет; и были отдельные детские классы для детей от 2 до 5 лет, которые половину своего времени проводили в обучении, а половину - в отдыхе.

Сэкономьте 30% на подписке Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Успех школы Нью-Ланарк привел к созданию первой в Англии дошкольной школы в Лондоне в 1818 году. Она была основана человеком, который руководил институтом Оуэна, Джеймсом Бьюкененом, для детей в возрасте от одного до шести лет. Согласно свидетельствам современников, Бьюкенен привез в Лондон методы, которые он разработал в Нью-Ланарке:

Он начал с простых гимнастических движений, упражнений для рук, хлопал в ладоши и считал движения. Viva voce уроков, арифметические таблицы и т. Д.… Вскоре последовали Божественные и нравственные песни Ватта и подобные гимны, и дети никогда не уставали петь их под аккомпанемент его флейты. Он также дал маленьким людям простые наглядные уроки, на которых они в основном разговаривали и учились наблюдать и описывать.

Школе Бьюкенена подражали и другие, в частности, британский педагог Сэмюэл Вилдерспин, который написал некоторые из самых ранних и широко распространенных монографий по воспитанию младенцев.

В Италии римско-католический отец, Ферранте Апорти, прочитал переведенный труд Вилдерспина и, как результат, основал первую в Италии детскую школу в Кремоне в 1829 году и разработал образовательный план, направленный на гармоничное сочетание морального, интеллектуального и физического образование. Ручной труд во всех возрастных группах должен был придать образованию определенную конкретность и рациональность, сделав его процессом вовлечения учеников; очень молодым предстояло начать привыкать к дисциплине, дружескому сотрудничеству и благочестию.

С Фридрихом Фрёбелем, немецким основателем детского сада, возникла первая систематическая теория педагогики раннего детства: вместо того, чтобы рассматривать раннее обучение как форму присмотра за детьми или социальной благотворительности или рассматривать его только как период подготовки к взрослым ролям, Фробель видел раннее детское развитие как особый этап, во время которого ребенок выражает себя через игру. Детские игры - это процесс открытия и признания, который приучает ребенка к единству, а также разнообразию вещей в природе.В этих учебных помещениях находился педагогический институт Фрёбеля в Кейльхау (основанный в 1816 году), но только в 1837 году в соседнем Бад-Бланкенбурге он открыл свою первую дошкольную школу, которую позже назвал детским садом , или «детским садом». Там он разработал коллекцию геометрических игрушек (или «подарков», как он их называл) и различных упражнений или занятий, таких как складывание, крой и ткачество, чтобы сделать символические формы реальными или динамичными для ребенка. Фрёбель считал, что маленький ребенок лучше всего учится не через формальное обучение, а через игру и имитацию, «самодействие.«Через 25 лет после смерти Фрёбеля в 1852 году детские сады были открыты в ведущих городах Австрии, Бельгии, Канады, Германии, Великобритании, Венгрии, Японии, Нидерландов, Швейцарии и США. ( См. Детский сад .)

В 1892 году в Италии сестры Агацци, Роза и Каролина, инициировали объединение детской школы Апорти и детского сада Фробеля и создали прототип итальянской школы материнства ( scuola materna ). В школе детей побуждали стать соавторами в поисках инструментов собственного обучения - поиске реалий (объектов из реальной жизни), а также фробелевских символических объектов для изучения.

Точно так же заботясь о воспитании или благоприятном использовании естественных побуждений маленького ребенка - защищенным и конструктивным способом - была одна из самых известных фигур в дошкольном образовании, Мария Монтессори, которая начала свои исследования образовательных проблем с культурно обездоленными и умственно отсталыми детьми в 1899 г., когда она стала директором Ортофренической школы в Риме. Поскольку ее методы работали с дефектными детьми, она чувствовала, что они могут дать еще лучшие результаты с нормальными детьми.Так, в 1907 году она взяла под свою опеку 60 детей в возрасте от трех до шести лет из трущоб римского квартала Сан-Лоренцо и, таким образом, открыла свой первый Casa dei Bambini (Детский дом). Индивидуальная инициатива и самоуправление характеризовали философию Монтессори, и поэтому учитель должен был отойти на задний план и просто контролировать использование «дидактических материалов», большого комплекса образовательных инструментов, разработанных самой Монтессори, таких как шнуровка, числовые стержни. разработать концепции чисел, головоломок и букв наждачной бумаги, которые дети должны были начертить пальцами.Кроме того, хотя обычно каждый ребенок работал в одиночку, групповая или социальная активность не игнорировалась, поскольку существовали групповая гимнастика, игры и религиозные упражнения; и учили общественным манерам подавать еду, сидеть за столиками и тому подобное. Дети научились читать, писать, считать и художественно выражать свои мысли.

Тем временем по всей Европе, в Бельгии, другой доктор медицины, Овиде Декроли, был пионером в обучении самых маленьких, также исходя из психологического исследования ненормальных или исключительных детей.В 1907 году он открыл свою школу Эрмитажа (École de l’Ermitage) недалеко от Брюсселя. Однако, в отличие от детей Монтессори, дети Декроли работали в группах и, как дети Агацци, работали с реальными вещами, взятыми из повседневной жизни. Его образовательная система была основана на трех процессах: наблюдении, выражении (устном, письменном, ручном или художественном) и ассоциации пространства и времени. Он чувствовал универсальные потребности ребенка в пище, защите от опасностей, выносливости в отношении жизненных разочарований, работе, игре, самооценке и самодисциплине.

По другую сторону пролива в Великобритании стояли два пионера движения за улучшение здоровья и окружающей среды самых маленьких: Грейс Оуэн и Маргарет Макмиллан. Оба рассматривали детский сад как место для укрепления здоровья и физического развития (предпосылки для любого другого вида развития) и как место, которое должно быть продолжением дома. Оуэн хотел, чтобы в каждом жилом доме был детский сад, где дети разного возраста составляли бы группу, напоминающую большую семью, и где игра способствовала бы социализации.Макмиллан изложил план трехлетнего курса подготовки учителей для детских садов, заявив, что только обученный персонал должен работать с детьми от трех до шести лет. Учебные центры в Манчестере (под руководством Оуэна), в Дептфорде (под руководством Макмиллана) и в Лондоне предоставляли детских садов для всего Британского Содружества, а также для детских садов в Соединенных Штатах.

В первом десятилетии ХХ века началось то, что можно было бы назвать «коллективным» воспитанием.В тогдашней Палестине новые поселенцы основали кибуцы, в которых были созданы отдельные дома для детей, чтобы матери могли работать в общине. По мере развития системы все дети кибуца от рождения до одного года остаются в «детском доме», за которым ухаживает meṭapelet (воспитатель), воспитывающий четырех или пяти младенцев. В период кормления грудью матери выкармливают своих малышей в доме ребенка. «Дом для малышей», в котором проживает около восьми детей от одного до трех или четырех лет, делает упор на социализацию.Все дети ходят домой ежедневно на несколько часов. На следующем этапе, детский сад, ребенок трех-четырех-семи лет находится под присмотром воспитателя и трех ее помощников ( meṭapelet ) . Цель этого периода - подготовка к первому классу.

Другая разновидность коллективного дошкольного образования встречается в России, где ясли и детские сады ( детские сады и яслей ) были открыты примерно в 1919 году, частично по уговорам Н.К. Крупская (жена Владимира Ивановича Ленина), рассматривавшая дошкольное образование как первый шаг в становлении нового советского гражданина. Сегодня детей помещают в ясли (добровольно) от двух месяцев до трех лет; эти ясли находятся в ведении Министерства здравоохранения. Детский сад, находящийся в ведении Министерства образования, принимает детей от трех до семи лет. Все используемые учебные материалы носят дидактический характер. Подчеркиваются процесс социализации, уважение к власти и подчинение индивидуальных потребностей потребностям коллектива.Самодисциплина и уверенность в себе - ключевые цели обучения.

.

Дошкольное образование | UNICEF

Качественное дошкольное образование - это основа пути ребенка: каждый последующий этап образования зависит от его успеха. Тем не менее, несмотря на доказанные преимущества на протяжении всей жизни, более 175 миллионов детей - почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире - не посещают дошкольное образование.

Почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире не посещают дошкольные учреждения.

В странах с низкими доходами картина более мрачная: в школу зачислен только каждый пятый ребенок.Дети из бедных семей менее всего посещают программы дошкольного образования. Для детей, у которых есть доступ, плохо обученные педагоги, переполненная и не стимулирующая среда, а также неподходящие учебные программы снижают качество их опыта.

Неспособность обеспечить качественное дошкольное образование ограничивает будущее детей, лишая их возможности полностью реализовать свой потенциал. Это также ограничивает будущее стран, отнимая у них человеческий капитал, необходимый для уменьшения неравенства и развития мирных и процветающих обществ.

.

Условия образования - Дошкольное, начальное и среднее образование - Дошкольное образование - Зачисление в дошкольные учреждения и детские сады

Пропустить навигацию IES

NCES

Национальный центр статистики образования
  • Обзоры и программы
    • Годовые отчеты
      • Состояние образования Сборник статистики образования Статус и тенденции в образовании расовых и этнических групп Прогнозы статистики образования Показатели школьной преступности и безопасности Тенденции отсева из старших классов и показателей окончания школы в США
    • Национальные оценки
      • Национальная оценка образовательного прогресса (NAEP) Программа международной оценки компетенций взрослых (PIAAC)
    • Международные оценки
      • Программа международной деятельности (IAP)
    • Раннее детство
      • Лонгитюдное исследование в раннем детстве (ECLS) Национальное обследование домашнего образования (NHES)
    • Начальное / Среднее
      • Общее ядро ​​данных (CCD) Программа вторичных лонгитюдных исследований Демографические и географические оценки образования (EDGE) Национальный опрос учителей и директоров школ (NTPS) Больше...
    • Библиотека
      • Программа библиотечной статистики
    • Высшее образование
      • Бакалавриат и не только (B&B) Статистика карьеры / технического образования (CTES) Интегрированная система данных о послесреднем образовании (IPEDS) Национальное исследование помощи студентам послешкольного образования (NPSAS) Больше...
    • Системы данных, использование и конфиденциальность
      • Общие стандарты данных об образовании (CEDS) Национальный форум по статистике образования Программа грантов на системы продольных данных в масштабе штата - (SLDS) Больше...
    • ресурсов
      • Дистанционное обучение по набору данных Национальный кооператив послесреднего образования (NPEC) Программа статистических стандартов Больше...
  • Данные и инструменты
    • Загрузки Microdata / Raw Data
      • EDAT Проект Delta Cost Дата-центр IPEDS Как подать заявку на лицензию на ограниченное использование
    • Онлайн-анализ
      • Таблицы ASC-ED Лаборатория данных Элементарная вторичная информационная система Международный обозреватель данных Дата-центр IPEDS Проводник данных NAEP
    • Поиск школ и колледжей
      • Панель управления ACS Штурман колледжа Частные школы Районы государственных школ Общеобразовательные школы Искать школы и колледжи
    • Инструменты сравнения
      • Профили штатов NAEP (национальный отчет.правительство) Поиск коллег по финансам округа государственных школ Центр статистики финансирования образования Дата-центр IPEDS
    • Инструменты анкеты
      • Инструмент вопросов NAEP Инструмент вопросов NAAL
    • Географические инструменты
      • Панель управления ACS-ED Карты ACS-ED CollegeMap Поиск локали MapEd SAFEMap Школьный и районный навигатор
    • Прочие инструменты
      • Библиография Реестр данных ED
  • быстрых фактов
    • Оценки Раннее детство Начальная и средняя школа Библиотека Высшее и не только Ресурсы
  • Новости и события
    • Блог NCES Что нового в NCES Конференции / Обучение NewsFlash Возможности финансирования Пресс-релизы StatChat
  • Публикации и продукты
    • Поиск публикаций и продуктов Ежегодные отчеты Лицензии на данные с ограниченным использованием
      Последние публикации По предметному индексу от А до Я По опросам и программным областям Продукты для передачи данных за последние 6 месяцев
  • О нас
    • О NCES Комиссар Связаться с NCES Сотрудники Помогите
Свяжитесь с
Tools
ED.gov
Newsflash Блог NCES
Twitter
.

дошкольных образовательных учреждений

Права ребенка

Эглантин Джебб, основательница фонда «Спасите детей», разработала проект «Права ребенка» в 1923 году. В 1948 году он был пересмотрен в соответствии с настоящей Декларацией прав ребенка, широко известной как Женевская декларация.

Эти принципы составляют основу нашей работы и Устава Фонда помощи детям.

1. Ребенок должен быть защищен вне зависимости от расы, национальности или вероисповедания.

2. О ребенке необходимо заботиться с должным уважением к семье как целому.

3. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития материально, морально и духовно.

4. Ребенку с умственными или физическими недостатками необходимо помочь, ребенок с нарушенной адаптацией должен быть перевоспитан, сирота и беспризорник должны получить приют и поддержку.

5. Ребенок должен первым получить помощь во время бедствия.

6. Ребенок должен пользоваться всеми преимуществами, предоставляемыми программами социального обеспечения и социального обеспечения, должен пройти обучение, которое позволит ему в нужное время зарабатывать средства к существованию, и должен быть защищен от любых форм эксплуатации.

7. Ребенка нужно воспитывать с осознанием того, что его таланты необходимо развивать для служения ближним.

(От: Ребенку нужно будущее от Гарри Анди)

Живопись

Когда дети только начинают рисовать, им нужно поэкспериментировать с ощущением краски и тем, как она себя ведет.Ребенок может просто сделать несколько пробных отметок на поверхности картины или полностью покрыть ее одним цветом. Вам нужно будет тщательно оценить, сколько помощи вы можете оказать. Если ей нравится то, что она делает, позвольте ей продолжать. Действия - важная часть, поэтому не ищите сначала результатов.

Чтобы сеанс рисования работал, вы оба должны быть расслаблены. Организуйтесь перед тем, как начать, чтобы не беспокоиться о беспорядке, который может создать картина. На то, чтобы все было готово, уйти полчаса, и столько же времени, чтобы снова разобраться, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок не потерял интерес к рисованию всего через несколько минут, подготовив несколько предложений.Например, она может начать с покрытия бумаги цветными пятнами, затем нарисовать несколько полос, прежде чем переходить к рисованию таких объектов, как люди или лошади.

Дошкольные образовательные учреждения

Образовательные учреждения для дошкольного образования в Великобритании включают ясли, игровые группы и детские сады. Детский сад - это школа для детей в возрасте от 2 до 5 лет. По закону дети не обязаны посещать детский сад, и вместо этого они могут посещать другие группы, такие как игровые группы или ясли.Игровая группа или детский сад - это место, куда дети младше школьного возраста регулярно ходят, чтобы вместе играть и учиться через игру. Ясли - это место, где заботятся о младенцах и маленьких детях, пока их родители работают, учатся или делают покупки. Образовательные учреждения дошкольного образования в США включают ясли и детские сады. Дети от 3 до 5 лет посещают детский сад - факультативную школу, где дети вместе играют и учатся общаться. Дети от 5 до 6 лет должны посещать детский сад, который является обязательным и считается частью начального образования.Детские сады в США готовят детей к начальной школе и развивают базовые навыки и социальное поведение с помощью игр, упражнений, музыки и простых поделок. Ясли как учебные заведения для дошкольного образования посещают дети не только во франкоязычных странах, но и в таких местах, как Скандинавия, Польша, Россия и Израиль. В Италии ребенок идет из детского сада прямо в начальную школу. В Германии, помимо детского сада, существует школьный детский сад, предназначенный для детей школьного возраста, которые не считаются достаточно зрелыми, и который поэтому служит своего рода подготовительной школой к начальной школе.

Заполните следующие предложения

1. Образовательные учреждения дошкольного образования в Великобритании включают

2. Детский сад в Великобритании -

.

3. Британские дети по закону не обязаны посещать

4. Вместо детских садов британские дети могут ходить в

.

5. Игровая группа в Великобритании -

6. Ясли в Великобритании -

7.Образовательных учреждений дошкольного образования в США

8. Американские дети от 3 до 5 лет посещают

9. Американские детские сады - это школы.

10. Американские дети вместе играют и учатся общаться в

11. Американские дети от 5 до 6 лет посещают

12. Американские детские сады являются образовательными учреждениями.

13. Американские детские сады считаются частью

.

14.Детские сады в СШАdevelop

15. Ясли как образовательные учреждения дошкольного образования посещают дети не только в, но и в ..

16. В Италии ребенок идет от до

17. В Германии, помимо детского сада, есть

18. Немецкие школьные детские сады служат



: 2016-11-12; : 1877 | |


:


:


:



© 2015-2021 лекции.org - -.

Откройте для себя удовольствие в обучении! Планы уроков, темы, поделки, песни и многое другое!

Немного Слова из дошкольного образования .Com

Пусть идет снег, пусть идет снег, пусть идет снег

Дошкольное учреждение У образования много идей чтобы помочь с зимним временем тематический урок планирование.Будь то для ваших детей дома или для вашего дошкольный класс, мы можем помочь.

См. наша тема Страница тем или проверьте из этих тем: Зима, Одежда, Шапки, Пижамы День, Пингвины, Погода, Зима Животные. Не забывай зиму каникулы тоже ... Валентина День, св. Патрика, Президентский день, Марди Гра и многое другое...

Christa
Дошкольное образование .Com Owner

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.