|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Доклад "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" | Материал (старшая группа):(Слайд 1) Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. ( Слайд 2) Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет. (Али Апшерони ) (Слайд 3 ) Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Формирование экологического сознания – важнейшая задача, которая стоит перед педагогами в настоящее время. Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое воспитание, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. ( Слайд 4 ) Существует множество программ экологической направленности таких, как комплексная программа «Детство», парциальных «Мы», «Наш дом – природа», «Юный эколог» и др. (Слайд 5) Экология как наука существует несколько десятков лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние годы, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье и качество жизни. Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и скверов. Ухудшилось качество воды в реках, уменьшилась площадь лесов, обеднели флора и фауна. Разумеется, люди стали бить тревогу. Наиболее активная часть стала называть себя «зелеными». Экология стала популярной. ( Слайд 6) Во-первых, термин «экология» оказался очень удачным, его действительно можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) - дом или жилище, logos (логос) - изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды. Во-вторых, человек - тоже живой организм, часть биосферы. ( Слайд 7) Сегодня в педагогической науке используется разная терминология «экологическое воспитания» и « экологическое образование» По мнению Рыжовой Н.А., экологическое образование есть «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношений к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [26]. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Экологическое воспитание взаимодействует с нравственным воспитанием личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства. Рассматривая «экологическое воспитание» и «экологическое образование» можно сказать, что одно невозможно без другого. « Сущность экологического воспитания и образования заключается в «обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ни чем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле. (Слайд 8) Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Н.А.Рыжова особое внимание уделяет формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. «У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью» . ( Слайд 9) Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них. (Слайд 10) Основным методом в экологическом воспитании детей является наблюдение. Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей. При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно- образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие . ( Слайд 11) Для формирования осознанно – правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования – ведение календаря природы и отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов – это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка. ( Слайд 12) Важный метод экологического воспитания – словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа – это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно- следственные связи, сделать обобщения, выводы. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми. ( Слайд 13) Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т .д), выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать), животными (кормить, поить Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т.е. духовность нравственного порядка. ( Слайд 14) Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры. ( Слайд 15) Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. ( Слайд 16) Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе. (Слайд 17) Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. ( Слайд 18-19 )В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга. ( Слайд 20) Природоохранные акции - это общественно – значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы []. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Кормушка», « Птичкин дом» , «Добрые крышки» и т.д. ( Слайд 21) Огромный вклад в работу по экологическому воспитанию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «ОСЕНИНЫ», праздник «День Земли». Все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому воспитанию способствуют всестороннему развитию детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. ( Слайд 22 )Одной из перспективных технологий является «метод проектов». Под «проектом» понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: игровые, творческие, познавательные. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. ( Слайд 23 ) Таким образом, мы пришли к выводу: что работу по экологическому воспитанию необходимо проводить в системе, взаимосвязано, лишь тогда у детей дошкольного возраста сформируется гуманно – ценностное отношение к природе, способность понимать и любить окружающий мир, навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. ( Слайд 24) Вади́м Серге́евич Ше́фнер— советский русский прозаик, поэт Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги ее напропалую, И не исчерпывай до дна. И помни истину простую – Нас много, а она одна. В.Шефнер ( Слайд25 ) Литература 1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Феникс, 1996. с.12. 2.Проект ФЗ «Об экологической культуре». 3. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1989. -№5. С. 10-24. 4. Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», ж//Дошкольное воспитание, 2001 г.№6. 5.«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович: - СПб.: Детство-пресс, 2001. 6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду лекция№1 [электронный ресурс]» Содержание экологического образования дошкольников» http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=2005017109 (дата обращения 15.10.11) 7.Фокина В.Г. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.//Дошкольное воспитание.-1995.-№7. 8.Экологическое воспитание / Школа защиты природы / Под ред. Чижова В.П.-М.,1982. 9.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа, 1995. – с 3. 10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада\ – 3 –е изд.- М.: Просвещение, 2001. 11.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 12.Николаева С.Н.. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. ( Слайд 26) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад№7 Общеразвивающего вида» Проект Автор проекта: воспитатель Качкина Елена Евгеньевна г.Железногорск 2017 Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Напряжённая экологическая обстановка на всём земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде ,которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. В « Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения.позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень .если создаётся интерес. установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение ,а также понять и принять позицию другого. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок-дошкольник. Китайская пословица гласит: « Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок- маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются первые творческие проявления. Проблема:существует проблема формирования экологического сознания детей. Цель: Решать задачи экологического воспитания детей посредством совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Задачи: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности Объект: дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: проектно- исследовательский. По характеру контактов: дети, педагоги, родители ДОУ. По количеству участников: групповой. По продолжительности: краткосрочный. Ожидаемые результаты: сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах. План-модель экологической недели Цель: воспитание у детей экологического сознания. Задачи: 1. Формировать у детей представления об окружающем мире живой и неживой природы 2. Создавать условия для активной познавательной, экспериментальной, художественно-продуктивной деятельности детей. 3. Развивать познавательную активность. 4. Воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам живой и неживой природы. Понедельник (20.04.2015 г.) «Солнечный денёк » Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы : солнцем и небом , их влиянием на объекты природы и людей. Использование художественного слова. Разучивание стихов, закличек о солнце. Игровые задания и упражнения «Как солнце весне помогало» Дидактические игры: «Что бывает круглое», «Дорисуй из круга», «Закрась солнышко». Составление мнемотаблиц и схем «Для чего нужно нам солнце ». Игры и наблюдения за солнечным зайчиком. Игры в кругу, хороводы. Работа с родителями : Вторник(21.04.2015г.) «Весенняя сказка »
Рассматривание пейзажей, иллюстраций о весенней природе. Социально-ролевые игры из цикла "Семья" ("Весной на дачу", "В деревне у бабушки" и др.) Беседы «Весна в лесу, на лугу, на реке…»с рассматриванием иллюстраций. Составление рассказов об основных признаках весны по описательным схемам ,мнемотаблицам. Рассматривание альбома "Труд людей в природе весной", «Первые цветы». Игра-фантазирование «Что мы увидели в весеннем лесу?». Чтениепознавательной и художественной литературы о природе весной. Конкурс рисунков в вечернее время «К нам весна пришла». Работа с родителями : Среда(22.04.2015г.) «С днём рождения ,Земля !» Экологическое развлечение «Праздник Земли ». Беседы«Природа - наш дом» ,«Планета земля в опасности»,«Как человек относится к природе» ,«Как люди берегут природу»,«Как охранять природу» Экологические ситуации для детей: – Что было бы на Земле без воды? – Что нужно для того, чтобы воздух был чистым? – Почему умирает лес? – Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д. Знакомство со знаками «Правила поведения в природе» .Придумать и нарисовать свои природоохранительные и запрещающие знаки. Составление памяток по охране окружающей среды Изготовление подарков для деревьев, кустарников и другой растительности. Познавательные занятия: «Земля- наш дом», «Земля-кормилица», «Что растет на огороде?» и др. Чтение познавательной литературы, заучивание стихов, пословиц, загадок о Земле,природе. Викторины «Что мы знаем о природе», «Все о животных» и др. Сочинение экологических сказок «Поможем природе» и др. Исследовательская деятельность по изучению свойств земли и песка, глиныс цельюзнакомства с их свойствами. Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей». Рисование на песке по замыслу детей на тему «Как прекрасен этот мир...» Музыкальная зарисовка «Земля моя- красавица!» (хоровод детей и взрослых) Рассматривание иллюстраций о родном крае, пейзажи художников. Труд в природе: уборка территории группового участка, цветника. Работа с родителями : Четверг (23.04.2015г.) «В мире животных » Наблюдение за птицами детского сада. Дидактические игры и упражнения на классификацию: «Птица, рыба, зверь»,«Животные леса»,«Птицы», «Чей хвост?», «Кто, чем питается?»,«Кто где живет?»,«Узнай и назови птицу»,«Части – целое» (закрепить знание частей тела птицы , животного», «Четвертый лишний», «Кто спрятался» и др. Упражнения на развитие эмпатии «Изобрази животное» Чтение познавательной и художественной литературы (Е.Чарушин, В.Бианки, Г.Снегирев, Г. Скребицкий), рассматривание иллюстраций и книг. Познавательные занятия с целью ознакомления с жизнью отдельных животных, в том числе тех, которых необходимо охранять. Викторины: «Знаем ли мы животных», «Животные нашихлесов» и др. Рассматривание и чтение энциклопедий о животных, птицах. Лекция для родителей на тему «Животные – наши друзья и помощники». Пятница(24.04.2015г.) «Зелёный сюрприз» Работа по маршруту экологической тропинки – цветник: – Посадка однолетников. – Отметить, какие изменения произошли в жизни растений весной. – Рассматривание почвы, насекомых, внешнего вида растений. Работа по маршруту экологической тропинки – цветущие деревья: – Рассматривание листьев, коры, цветов деревьев. – Определение высоты, толщины деревьев. – Подарки деревьям… Словесные игры «Садовник», «Что сначала, что потом?»«Узнай растение по описанию» ,«Какие цветы бывают». Дидактические и настольно-печатные игры:"Разложи экологическую дорожку" ("Рост рассады, лука на подоконнике",«История семечка»,"С какого дерева лист",«Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где растет», «Собери букет» ,«Цветочный магазин». Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги-самоделки. Конкурс на лучшее стихотворение о весеннем цветке (домашнее задание). Коллективная работа «Цветы на клумбе» (аппликация, оригами, рисование). Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов». Игра-имитация «Деревья в разную погоду». Социально-ролевая игра «Косметический салон» – природная косметика»,«Цветочный магазин». Викторина или решение кроссворда «Деревья вокруг нас». Художественно-творческая деятельность «Мое любимое дерево». Релаксация-медитация «Обними дерево». Игра на фланелеграфе "Части-целое дерева". Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Игра в кругу «Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета). Чтение художественной литературы Ж.Санд «О чем говорят цветы» и др. Подвижные игры: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне». Игра малой подвижности на развитие эмпатийных чувств "Изобрази дерево", "О чем думает наша береза ?". Серия опытов «Растения – живые существа». Операция «Скорая помощь раненому дереву». Игровая деятельность: игра « Цветочное лото»; игра «Я садовником родился». Слушании е музыки: П.И.Чайковский «Вальс цветов» Труд в природе: побелить ствол дерева, рассказать для чего это делается, собрать сухую листву, срезать старые ветки. Работа с родителями :Изготовление родителями ящиков для выращивания рассады. Так ещё раз утвердимся в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И то, как ребёнок будет относиться к окружающему миру, научится быть любящим, понимающим хозяином природу, воспринимающим себя, как часть единой. Всё хорошее в людях - из детства! «Экологическое воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста»Статья на тему: «Экологическое воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста» Эпиграф Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука. Экология - наука о защите дома-природы. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.А Рыжовой и др. Для меня проблема взаимосвязи человека с природой так же является актуальной. Своими результатами по теме «Экологическое воспитание дошкольников» я делюсь на педсоветах, показываю открытые занятия. С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. В последние десятилетия усилилось отрицательное влияние человека на окружающую среду и, в частности, на зелёные насаждения. Проблема сохранения зелёных массивов (городских парков, лесов, садов, лугов) - одна из важнейших экологических проблем города. Наш детский сад находиться рядом с двумя парками. Раньше это были ухоженные парки, где было приятно прогуляться, но сейчас проходя мимо становить стыдно за их состояние, везде мусор, грязь, старые сухие деревья. Нередко дети рассказывают мне, что они ходили гулять в один из парков с родителями в выходной, чтобы покататься на велосипеде и отмечают что там грязно и некрасиво. А, как известно, деревья являются легкими планеты! И чем больше деревьев в наших городах, дворах, тем чище в них воздух. Вот почему необходимо вести работу по сохранению парков и скверов. Раскрыть перед детьми значимость природы и научить беречь её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе, бережное отношение означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание её значимости в жизни человека и Планеты в целом. Для наиболее полной реализации своей темы я поставила перед собой следующую цель: использование проектной деятельности для формирования у детей представления о влиянии человека на экосистему, вызвать желание проводить посильную природоохранную работу. Чтоб добиться намеченной цели я поставила перед собой следующие задачи: 1. Познавательные - Обогащать представления детей о растительном мире (особенностях строения, произрастания; условиях роста; какую пользу приносят людям). - Формировать умения:
2. Развивающие Развивать:
3. Воспитательные Воспитание у дошкольников осознанного – бережного отношения к природному миру, чувства взаимопомощи, сотворчества Первым этапом моей работы стало проведения бесед с детьми, оценке активности на занятиях, наблюдений в природе по выявлению у детей уровня знаний и развития интереса к миру деревьев. В результате, обнаружила, что большинство детей не знают, либо знают частично, ответы на такие вопросы, как: для чего нужна кора дереву, ствол, корень, листья? Как можно вырастить дерево? Какие бывают леса? Какую пользу приносит дерево природе? И др. Далее провела опрос среди родителей, который показал, что у родителей существует проблема по воспитанию экологической культуры у детей. Родители заинтересованы в решении данной проблемы, но не знают, как это сделать. Для улучшения положения необходимо было внедрение развивающих технологий. Одна из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм легла в основу моей работы - это проектная деятельность дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Затем было проведено родительское собрание: « Проектная деятельность по экологическому воспитанию» В проектную деятельность по данному направлению я включила:
Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Несколько объединенных проектов, в течении года, помогли решить поставленные мною задачи. Это: «Деревья – наши друзья», «Деревья родного края», «Лес – наше богатство», «Берегите лес». Вся моя работа по формированию у детей знаний о деревьях невозможна без организации грамотно продуманной, насыщенной среды. Развивающая предметная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль: Природный центр «Мини оранжерея» – в ней растут и развиваются древообразные растения (фикус, толстянка, пальма, лимон и др.) и находятся созданные детьми паспорта на деревья и растения. Экологическая игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры («С какой ветки детки», «Собери картинку», «Узнай дерево по описанию», «Найди ошибку художника и дай пояснения») Лаборатория – в ней есть все необходимое для проведения различных опытов (лупы, контейнеры с семенами, весы, линейки, схемы проведения опытов и др.) Здесь ребенок совместно с взрослым проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения. Учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. Кроме этого дети ведут дневники наблюдения за появлением листьев из почек, делают зарисовки, взвешивают и измеряют семена, определяют наиболее благоприятные и неблагоприятные условия для роста растения, работают по схемам (способы размножения семенами и черенками) В системе ведется календарь природы. Мини-музей Природы – в него собираем экспонаты и коллекции: интересные и необычные. Его содержание меняется в зависимости от темы. Есть ваза из бересты, разнообразные поделки, сделанные детьми, как в детском саду, так и дома с родителями. Птичье гнездо, коллекции семян, коры деревьев, гербарий и др.. «Библиотека» - содержит художественную, научно-популярную детскую литературу. Здесь дети рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, рассказывают экологические сказки. На территории ДОУ произрастает 8 видов деревьев. Среди них: лиственница, сосна, ель, туя и др. Составлена карта, экологической тропы. Первым стал проект: «Деревья – наши друзья» Цель: Формирование у детей элементарных представлений о жизни деревьев и их взаимосвязях в природе. В рамках проекта разработан и проведен цикл исследований «За развитием и ростом черенков сирени»; «Дерево в банке» (веточки тополя и ивы) Что будет из желудя? После проведения ряда наблюдений за березкой на территории детского сада. Был проведен праздник березки. В художественно – творческой деятельности дети вырезали и украшали вазу, тарелочку семенами деревьев (клена, липы, березы), из бумажного теста сделали «Корзину с фруктами». На конструировании из природного материала дети создавали образы сказочных персонажей (из шишек, желудей, веток, листьев, семян). Лепили плоды деревьев, рисовали деревья «Березка белоствольная», «Мое любимое дерево». На познавательных занятиях мы путешествовали по карте мира (презентация «Леса в разных климатических зонах»). Познавательным было для детей путешествие по реке времени. Поразило их то, что в далеком прошлом, когда еще не было человека, деревья вырастали до гигантских размеров. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений русских поэтов поддерживало тему проекта «Береза», «Черемуха» С.Есенин, детских писателей – И. Токмакова «Дуб», Береза», Рябина» «Ели». Е Серова «Плакучая ива», «В царстве великанов». С.Маршак «Будущий лес» и др. Также дети решали кроссворды, ребусы, отгадывали загадки, рассматривали альбомов о деревьях. В данном проекте использовали дидактические игры: «С какого дерева», Узнай крону дерева по тени», «Дары растений», «Круглый год», «А если бы…», «Расскажи о дереве» (Триз) и др. Вместе с детьми смотрели видеофильмы, презентации - «Деревья», «Времена года». Дети с удовольствием рассказывали о поездках с родителями в лес, о том какие деревья они там видели, приносили поделки, которые мастерили дома. Родители тоже включились в процесс нашей проектной деятельности, приносили семейные фотографии, иллюстрации, сочиняли с детьми загадки, рассказы о деревьях. Вследствие проведенной работы дети получили возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире деревьев. Следующий проект «Деревья родного края?» Цель: Разнообразить представления детей о растительном мире родного края. На одной из традиционных форм работы с детьми «Утро радостных встреч» перед детьми была поставлена проблемно- поисковая задача: «А все ли знают деревья, которые растут в нашей местности?» Как оказалось многие знают только самые распространенные деревья, такие как береза, ель, клен и т.д. т.е. те, которые дети ежедневно видят на территории детского сада. В данном проекте я решала поставленную мною цель, используя разнообразные методы и приемы. В центре игры появились новые игры, такие как «Что растет в лесу», «Четвертый лишний», «Лото – деревья». Разнообразили игровую деятельность и дидактические игры: «Определи дерево по листочку», «Хорошо – плохо», «Из семян в дерево» и другие ребятам понравились данные игры, но любимой у них стала игра «Угадай дерево». Дети составляли такие интересные описательные загадки, что даже мне взрослому человеку было по настоящему интересно участвовать в игре. Увлекательным получился совместный поход с родителями в ближайший парк, где дети рассматривали и наблюдали за разнообразными деревьями. Родители подготовили интересную экскурсию по парку и сами выступали в качестве гидов. Также данная экскурсия помогла нам пополнить и обновить наш гербарий и другие коллекции плодов, семян и коры деревьев. В лаборатории тоже было нескучно, дети определяли для чего деревьям корни, кора, ветки, листья. Изучали плоды и семена различных деревьев. Рассмотрев энциклопедию, ребята узнали больше о деревьях растущих рядом с нами. Непосредственно образовательная деятельность с использованием презентаций и мультимедийных игр «Деревья нашего двора», «Люблю березку русскую», «Такие разные деревья» дополнила знания детей по теме проекта. Художественная деятельность отражала новые знания детей о мире деревьев родного края. Ребята рисовали и «Гроздь рябины» и «Красавицу березку» и «Красивый клён». Коллективная аппликация «Осенний парк» украсила нашу раздевалку. Интересным и познавательным стал досуг «Встреча с интересными людьми» гостем группы стала мама нашего воспитанника – Артамонычева М.А., она рассказала нам о своем увлечении – топиарии», а также представила коллекцию мини – деревьев, сделанных своими руками, рассказала о материале, использованном в работах. Объединив весь собранный материал, была создана энциклопедия «Деревья нашего края». Во время презентации книги каждый ребенок знакомил остальных с деревом, на страничке в книге. В настоящее время она занимает почетное место на книжной полке и является востребованной детьми книгой. Третьим проектом стал проект «Лес – наше богатство» Цель: Расширять знания детей о пользе леса в жизни человека. Данный проект мы начали с просмотра презентации «Что дает нам лес». Дети очень удивились, узнав, сколько разных вещей можно сделать из дерева это и посуда и мебель, и даже бумага, статуэтки, игрушки и многое другое. И тут же стали вспоминать, что у одних дома есть деревянные ложки, у других ваза, игрушки. Так возникла идея создания мини – музея, название которого было придумано детьми «Чудо – дерево». Вместе с детьми определили место музея, обговорили, какие экспонаты могут быть в музее и кто нам в этом поможет. Родители активно принимали участие в пополнении мини – музея экспонатами: «Сувениры», «Дары плодовых деревьев», «Деревья – доктора», «Домашняя утварь». Дети с удовольствием размещали экспонаты и оформляли вывеску: рисовали и раскрашивали дерево, буквы в названиях блоков Подготовили выступление гидов, пригласили гостей и рассказывали им о нашем музее. Родители и гости не скрывали своего восхищения. Ценность мини-музея, организованного в группе состоит в том, что к его экспонатам дети относились как к чему-то своему, родному. Ведь большинство выставочных материалов были собраны и изготовлены детьми. Проведя с детьми беседу «Экономите ли вы бумагу?» Я узнала, что в большинстве семей не придают этой проблеме значения и не экономят бумагу. На НОД «Как делают и перерабатывают бумагу» дети наглядно на презентации увидели, как же происходит процесс изготовления бумаги, сколько для этого нужно срубить деревьев. Мы обсудили с детьми как же тогда быть ведь бумага нам нужна каждый день. И решили организовать сбор макулатуры. Родители активно откликнулись на наш призыв. Вечером я предложила детям самостоятельно изготовить бумагу для салфеток из старых газет. Сколько было восторга и удивления у детей, когда у нас все получилось. И было решено изготовить цветную бумагу для занятий. Данный опыт я представила на педагогическом совете, где показала мастер – класс по изготовлению бумаги различного назначения. Заключительный проект «Берегите лес!» Цель: закрепление правил поведения в лесу. В рамках проекта были проведены познавательные занятия: «Путешествие по лесу», «Виды лесов» (знакомство с разными видами лесов), «Поможем Буратино оживить дерево». Беседа «Правила поведения в лесу» обогатила и дополнила знания детей о безопасном поведении. На занятии по рисованию «Берегите лес от пожара» дети придумывали свои мини –плакаты, которые были представлены на выставке «Берегите лес». В свободной деятельности дети заучивали стихи, песни и пословицы о лесе, участвовали в постановке сценки «Искорка», просмотре фильма «Пожар в лесу», слушали экологические сказки и придумывали сказки сами о правилах поведения в лесу. Совместно с родителями мы организовали «Экологический десант» собрали мусор в ближайшем парке и посадили маленькое дерево, которое будет расти вместе с нашими детьми. Продуктом проекта стал праздник «Берегите лес», В содержание, которого входили просмотр слайдов (лес - многоэтажный дом), стихи, песни, сценки, конкурсы. Проделанная мною работа не могла не отразиться на успехах детей. На заключительном этапе я снова провела ряд бесед по теме и выяснила, что в результате проведенной работы у большинства детей повысился уровень знаний по таким вопросам, как:
А так же: • сформировано начала экологической культуры; • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; • дети учатся практическим действиям по охране природы; • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Поскольку эта тема по-прежнему остается для меня весьма актуальной и интересной, то я планирую продолжить работу в данном направлении. У меня есть планы по пополнению предметно-развивающей среды группы, мне хочется пополнить видеотеку для более эффективного построения образовательного процесса. Обязательным условием моей дальнейшей работы я вижу расширение социального партнерства с семьей. Накопленный мною опыт я планирую представить на педагогическом совете а также на своей страничке в интернет сообществе. Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе Природа - общество - человек. Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Материал на тему:Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Колобок»» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Подготовила воспитатель: Захаревич Екатерина Алексеевна
Ст-ца Выселки, 2014г. Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Актуальность: Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях: - работа с детьми - работа с родителями Таким образом я поставила перед собой следующую цель: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач: -формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом - развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе -формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности -пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.
У нас имеется литература по экологии, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях . Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу. Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | Консультация на тему:Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для вас. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). Задачи: -формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; - развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В группе у нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе, есть гнездо. Родители вместе с детьми сделали скворечники и повесили их на деревья. Теперь мы каждый день наблюдаем за тем, заселились ли туда птицы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры,театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения. В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков: «Времена года», «Мир глазами детей», « Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовлении поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Наш урожай», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы. Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: - сформированы начала экологической культуры у детей; - сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; - дети учатся практическим действиям по охране природы; - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников - это правильное мировоззрение на отношение к миру, к природе, формирование четкой жизненной позиции. Для начала воспитывать человека в этом отношении необходимо очень ранний возраст. Экологическое воспитание дошкольников неразрывно связано с воспитанием других положительных качеств: доброты, ответственности, сопереживания, трудолюбия, наблюдательности, равнодушия. И первым значимым шагом к достижению поставленных целей является проживание в доме рядом с малышом. животные.Любите их, потребность в элементарном уходе за домашними животными побуждает человека чувствовать себя важным и обязанным. Даже если у родителей нет возможности держать в доме рядом с собой какое-либо животное - научить ребенка любить природу, восхищаться ею, уважать все ее творения, они все равно могут быть в долгу. детей в зоопарк, они читают соответствующую литературу, рассказывают интересную историю, связанную с природой. В детских садах экологическое воспитание дошкольников основано на наблюдении за поведением животных в «зверином уголке» с целью их кормления, ухода за ними.Наблюдая ежедневно за ростом детенышей кроликов или морских свинок, аквариумных рыбок или птиц, малыши понимают, как важно беречь природу человека, помогать ей не навредить и не разрушить ее. Такой .Дошкольное образование | BritannicaИсторияИмя, обычно связанное с началом дошкольного образования в наше время, - Иоганн Фридрих Оберлин, эльзасский лютеранский пастор из Вальдерсбаха, основавший в 1767 году первые salle d'asile (буквально «зал убежища»), или дошкольная школа для ухода и обучения очень маленьких детей, пока их родители работали в поле. Другие педагоги начали подражать его детской школе - в Липпе-Детмольде, Берлине, Кайзерсверте, Париже и других местах.Во Франции salles d’asile были преобразованы из частных в государственные учреждения в 1833 году, когда они стали частью национальной системы образования. Позже их название было официально изменено на écoles maternelles. По-видимому, независимо от движения детских школ на европейском континенте, шотландский реформатор Роберт Оуэн в 1816 году основал в своем модельном сообществе Нью-Ланарк Институт по формированию характера. Он обслужил около 100 детей рабочих его хлопчатобумажных фабрик, в основном в возрасте от 18 месяцев до 10 лет; и были отдельные детские классы для детей от 2 до 5 лет, которые половину своего времени проводили в обучении, а половину - в отдыхе. Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасУспех школы Нью-Ланарк привел к созданию первой в Англии детской школы в Лондоне в 1818 году. Она была основана человеком, который руководил институтом Оуэна, Джеймсом Бьюкененом, для детей в возрасте от одного до шести лет. Согласно свидетельствам современников, Бьюкенен привез в Лондон методы, которые он разработал в Нью-Ланарке:
Школе Бьюкенена подражали и другие, в частности, британский педагог Сэмюэл Вилдерспин, который написал некоторые из самых ранних и широко распространенных монографий по воспитанию младенцев. В Италии римско-католический отец, Ферранте Апорти, прочитал переведенный труд Вилдерспина и, как результат, основал первую в Италии детскую школу в Кремоне в 1829 году и разработал образовательный план, направленный на гармоничное сочетание морального, интеллектуального и физического образование. Ручной труд во всех возрастных группах должен был придать образованию определенную конкретность и рациональность, сделав его процессом вовлечения учеников; очень молодым предстояло начать привыкать к дисциплине, дружескому сотрудничеству и благочестию. С Фридрихом Фрёбелем, немецким основателем детского сада, возникла первая систематическая теория педагогики раннего детства: вместо того, чтобы рассматривать раннее обучение как форму присмотра за детьми или социальной благотворительности или рассматривать его просто как период подготовки к взрослым ролям, Фробель видел раннее детское развитие как особый этап, во время которого ребенок выражает себя через игру. Детские игры - это процесс открытия и признания, который приучает ребенка к единству, а также разнообразию вещей в природе.В этих учебных помещениях находился педагогический институт Фрёбеля в Кейльхау (основанный в 1816 году), но только в 1837 году в соседнем Бад-Бланкенбурге он открыл свою первую дошкольную школу, которую позже назвал детским садом , или «садом для детей». Там он разработал коллекцию геометрических игрушек (или «подарков», как он их называл) и различных упражнений или занятий, таких как складывание, крой и ткачество, чтобы сделать символические формы реальными или динамичными для ребенка. Фрёбель считал, что маленький ребенок лучше всего учится не с помощью формального обучения, а с помощью игры и имитации, «самодеятельности».«Через 25 лет после смерти Фрёбеля в 1852 году детские сады были открыты в ведущих городах Австрии, Бельгии, Канады, Германии, Великобритании, Венгрии, Японии, Нидерландов, Швейцарии и США. ( См. Детский сад .) В 1892 году в Италии сестры Агацци, Роза и Каролина, инициировали слияние детской школы Апорти и детского сада Фробеля и создали прототип итальянской школы материнства ( scuola materna ). В школе детей побуждали стать соавторами в поисках инструментов собственного обучения - поиске реалий (объектов из реальной жизни), а также фробелевских символических объектов для изучения. Точно так же заботясь о воспитании или благоприятном использовании естественных побуждений маленького ребенка - безопасным и конструктивным образом - была одна из самых известных фигур в дошкольном образовании, Мария Монтессори, которая начала свои исследования проблем образования с культурно обездоленными и умственно отсталыми детьми в 1899 г., когда она стала директором Ортофренической школы в Риме. Поскольку ее методы работали с дефектными детьми, она чувствовала, что они могут дать еще лучшие результаты с нормальными детьми.Так, в 1907 году она взяла под свою опеку 60 детей в возрасте от трех до шести лет из трущоб римского квартала Сан-Лоренцо и, таким образом, открыла свой первый Casa dei Bambini (Детский дом). Индивидуальная инициатива и самостоятельность характеризовали философию Монтессори, и поэтому учитель должен был отойти на задний план и просто контролировать использование «дидактических материалов», большого комплекса образовательных инструментов, разработанных самой Монтессори, таких как шнуровка, числовые стержни. чтобы развить представление о числах, головоломках и буквах на наждачной бумаге, которые дети должны были начертить пальцами.Кроме того, хотя обычно каждый ребенок работал в одиночку, групповая или социальная активность не игнорировалась, поскольку существовали групповая гимнастика, игры и религиозные упражнения; и учили общественным манерам подавать еду, сидеть за столиками и тому подобное. Дети научились читать, писать, считать и художественно выражать свои мысли. Тем временем по всей Европе, в Бельгии, другой доктор медицины, Овиде Декроли, был пионером в обучении самых маленьких, также исходя из психологического исследования ненормальных или исключительных детей.В 1907 году он открыл свою École de l’Ermitage (Эрмитажную школу) недалеко от Брюсселя. Однако, в отличие от детей Монтессори, дети Декроли работали в группах и, как дети Агацци, работали с реальными вещами, взятыми из повседневной жизни. Его образовательная система была основана на трех процессах: наблюдении, выражении (устном, письменном, ручном или художественном) и ассоциации пространства и времени. Он чувствовал универсальные потребности ребенка в пище, защите от опасностей, выносливости в отношении жизненных разочарований, работе, игре, самооценке и самодисциплине. По другую сторону пролива в Великобритании стояли два пионера движения за улучшение здоровья и окружающей среды самых маленьких: Грейс Оуэн и Маргарет Макмиллан. Оба рассматривали детский сад как место для укрепления здоровья и физического развития (предпосылки для любого другого вида развития) и как место, которое должно быть продолжением дома. Оуэн хотел, чтобы в каждом жилом доме был детский сад, где дети разного возраста составляли бы группу, напоминающую большую семью, и где игра способствовала бы социализации.Макмиллан изложил план трехлетнего курса подготовки учителей для детских садов, заявив, что только обученный персонал должен работать с детьми от трех до шести лет. Учебные центры в Манчестере (под руководством Оуэна), в Дептфорде (под руководством Макмиллана) и в Лондоне предоставляли детских садов для всего Британского Содружества, а также для детских садов в Соединенных Штатах. В первом десятилетии ХХ века зародилось то, что можно было бы назвать «коллективным» воспитанием.На территории тогдашней Палестины новые поселенцы основали кибуцы, в которых были созданы отдельные дома для детей, чтобы матери могли работать в общине. По мере развития системы все дети кибуца от рождения до одного года остаются в «детском доме», за которым ухаживает meṭapelet (воспитатель), воспитывающий четырех или пяти младенцев. В период кормления грудью матери выкармливают своих малышей в доме ребенка. «Дом для малышей», в котором содержится около восьми детей от одного до трех или четырех лет, делает упор на социализацию.Все дети ходят домой ежедневно на несколько часов. На следующем этапе, детский сад, ребенок трех или четырех-семи лет находится под присмотром воспитателя и трех ее помощников ( meṭapelet ) . Цель этого периода - подготовка к первому классу. Другая разновидность коллективного дошкольного образования встречается в России, где ясли и детские сады ( детские сады и яслей ) были открыты примерно в 1919 году, частично по уговорам Н.К. Крупская (жена В. И. Ленина), рассматривавшая дошкольное образование как первый шаг к становлению нового советского гражданина. Сегодня детей помещают в ясли (добровольно) от двух месяцев до трех лет; эти ясли находятся в ведении Министерства здравоохранения. Детский сад, находящийся в ведении Министерства образования, принимает детей от трех до семи лет. Все используемые учебные материалы носят дидактический характер. Подчеркиваются процесс социализации, уважение к власти и подчинение индивидуальных потребностей потребностям коллектива.Самодисциплина и самостоятельность - ключевые цели обучения. .ТЕКСТ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [1988 .., .. -ТЕКСТ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕДошкольные учреждения - первое звено в системе образования и воспитания. Ясли, детские сады и детские сады-ясли (общие и специализированные), а также другие дошкольные учреждения создают наиболее благоприятные условия для воспитания дошкольников и помогают семье. В СССР дошкольные учреждения рассчитаны на детей до семи лет. Дети делятся на возрастные группы: ранние (1-, 2- и 3-летние), младшие (3- и 4-летние), средние (4- и 5-летние), старшие (5-летние). и 6-летние) и подготовительные (6- и 7-летние). Дошкольные учреждения воспитывают детей в тесном взаимодействии с семьей, защищают и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к работе, способствуют их эстетическому воспитанию, готовят к школе, воспитывают в духе уважения старших, любовь к социалистической Родине и родному краю 1 . Руководство и укомплектование дошкольными учреждениями независимо от ведомственной подчиненности осуществляют Министерство образования СССР, Министерства образования союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактические мероприятия для детей осуществляют организации здравоохранения, укомплектовывающие дошкольные учреждения врачами. Государственное дошкольное образование в СССР отвечает интересам как общества, так и семьи.Помогает женщинам выполнять общественно полезную работу и повышать уровень образования. В то же время государственное дошкольное образование играет важную роль как составная часть всей советской системы народного образования, являясь ее первым этапом, обеспечивающим всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения. Особое внимание в последние годы уделяется совершенствованию образовательного процесса в дошкольных учреждениях.Педагогический коллектив детских садов успешно решает задачи коммунистического воспитания детей. Развитие умственных способностей ребенка остается важнейшей задачей. Советский опыт убедительно доказывает, что дошкольники обладают огромной способностью к обучению. Его своевременное и планомерное развитие поистине бесценно для всего последующего процесса воспитания и обучения. Сегодня особое значение приобретает нравственное воспитание дошкольников.Так, Программа дошкольного воспитания, разработанная НИИ дошкольного образования АПН СССР, направлена на воспитание в детях таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к старшим, трудолюбие. Дошкольные учреждения в последнее время успешно решают эту задачу. Подготовка детей к школе в последние годы стала планомерной и целенаправленной. Количество детей, переходящих из детского сада в школу, год от года увеличивается.Все больше внимания уделяется подготовке учителей для дошкольных учреждений. Вопросы 1) Какие заведения составляют первое звено в системе образования и воспитания? 2) На какие возрастные группы делятся дети в дошкольных учреждениях СССР? 3) Государственное дошкольное образование в СССР отвечает интересам и общества, и семьи? 4) Остается ли развитие умственных способностей ребенка важнейшей задачей? 5) Какое образование дошкольников имеет сегодня особое значение? Примечание 1.родной язык - .% PDF-1.4 % 360 0 объект > endobj xref 360 50 0000000016 00000 н. 0000002155 00000 н. 0000002320 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000003077 00000 н. 0000003555 00000 н. 0000004049 00000 н. 0000004622 00000 н. 0000004736 00000 н. 0000004848 00000 н. 0000005390 00000 н. 0000005665 00000 н. 0000006322 00000 н. 0000007038 00000 п. 0000007065 00000 н. 0000007735 00000 н. 0000007877 00000 н. 0000008608 00000 н. 0000009169 00000 п. 0000009792 00000 н. 0000010378 00000 п. 0000010492 00000 п. 0000011072 00000 п. 0000012620 00000 п. 0000013052 00000 п. 0000013122 00000 п. 0000013231 00000 п. 0000058439 00000 п. 0000058722 00000 п. 0000059300 00000 п. 0000103160 00000 н. 0000103429 00000 п. 0000135802 00000 н. 0000170199 00000 н. 0000170740 00000 н. 0000171312 00000 н. 0000171601 00000 н. 0000181331 00000 н. 0000181394 00000 н. 0000181625 00000 н. 0000181680 00000 н. 0000181763 00000 н. 0000181841 00000 н. 0000181880 00000 н. 0000189235 00000 н. 0000189770 00000 н. 0000190241 00000 н. 0000190365 00000 н. 0000001972 00000 н. 0000001322 00000 н. трейлер ] / Предыдущая 284471 / XRefStm 1972 >> startxref 0 %% EOF 409 0 объект > поток hb```b``kc`2 @ (sn7ry {B8Q NYB} k 0ZdjxhiNH, 'dT6Ln͆ = jy ^ m} yO: ye7> * q] {* yKOʇ # xriKF} Xf%! = Skz & | ^ so [üvU96 ra ݭ BAIAk . |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |