О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Экологическое воспитание детей средней группы


Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. | Статья (средняя группа) на тему:

ГБДОУ №52 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

 «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

                                          Воспитатель: Воронько Е.А.

2017 год

В наше время проблемы экологического воспитания вышла на первый план     и

им выделяют все большее внимание.

Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

  Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

   Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

 Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)

Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей мы знакомим с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».

       Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение как к природе, так и к себе и к окружающим людям.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей среднего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. 

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

   Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

  Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, воплощать их в реальную действительность (отражать в игре, в изо деятельности, ухаживать за животными и растениями и т. д.). В этом им должны помочь взрослые (родители и педагоги).

У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Содержание формирования начал экологического воспитания должно отличаться научностью. Оно должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

Бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитания бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде.       Однако, этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных. Крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их необходимо учить не рвать красивые цветы, т.к. эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов. Воспитатель не должен употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное. Таким образом, я поняла, что дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Воспитатель детского сада - одна из фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.  

  Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдая за деятельностью взрослых;

- практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых идошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы в детском саду.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание детей средней группы. | Материал (средняя группа):

Месяц

Содержание

Задачи

Используемая литература

Форма отчётности

           Сентябрь

1. Изучение ФГОС.

2. Изучение программы "От рождения до школы"

3. Составление рабочей программы на основе годового планирования

1.Изучить государственные стандарты для применения их в работе с детьми

2.Изучить какие требования , задачи применяются при работе с детьми в дошкольном образовании.

3. Изучить аспекты годового планирования, разработать программу деятельности с детьми посредством нод.

Разработка плана. 

Приказ о ФГОС  и приложения к нему.

Программа "От рождения до школы"

Программа"От рождения до школы"

Лыкова "Цветные ладошки" , Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»      Ветохина А.Я. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовка стенда для родителей "Ознакомление с программой и её задачами"

Составление плана работы с детьми и родителями по теме

Перспективное планирование, план по самообразованию

                  Октябрь

«Растительный мир»

1.Ярмарка «Дары осени»

2.«Наши друзья – зелёные растения».

Сформировать у детей представления об овощах и фруктах.

Обогащение пассивного словаря (название овощей и фруктов, прилагательные обозначающие качества – цвет, размер), классификация овощей и фруктов.

Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев. Закрепить умение в обследовательских действиях.

 

"Зеленая тропинка". А.А. Плешаков

"Методика экологического воспитания в детском саду." С.Н.Николаева.

"Экологические занятия с детьми 3-6 г". Т.М. Бондаренко

"Юный эколог." С.Н. Николаева.

"

Составление плана работы. Оформление экологического  уголка группы.

Подбор материала по темам.

Выставки детских работ:

Лепка «Морковка»,

Аппликация «Солим помидоры». Беседа с детьми о дарах осени – овощи, фрукты.

Дидактические игры:

«Угадай по вкусу»,

«Угадай по запаху», «Лото. Парочки».

          Ноябрь

"Путешествие в лес."

1.Что растёт в лесу.

2.Кто живёт в лесу.

Уточнить представления детей о значении леса в жизни. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.

Учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Развивать зрительное восприятие, память. Активизировать и расширять словарь.

"Зеленые сказки." Т.А.Шорыгина

"Зеленая тропинка." А.А. Плешаков

"Методика экологического воспитания в детском саду." С.Н.Николаева.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ». И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка

«Животные леса»

            Декабрь

«Удивительное рядом»

1.Осень.

2.Какие разные птицы.

Поддержать у детей интерес к миру птиц развивать интерес к познанию природы, воспитывать чувство восхищения.  Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птицы появляются из яйца.

Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать причинные связи. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание.

Учить детей поддерживать беседу.

"Зеленая тропинка. " А.А. Плешаков

"Прогулки в детском саду. " И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.

"Учим детей наблюдать и рассказывать. "

 Н.В. Елкина,

О.В. Мариничева.

Беседы на темы «Приметы осени», Чтение стихотворений об осени, Рассматривание осенних деревьев, иллюстраций осеннего леса. Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест»,«Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

          Январь

 "В мире животных."

1.Сравнение диких и домашних животных.

2.Кто где живёт

Закрепить знания и представления о животных. Учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детёнышей. Учить сравнивать и обобщать. Развивать способность имитировать движение.

Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за животным;

"Зеленые сказки. "Т.А.Шорыгина

"Игровые экологичес-кие занятия с детьми. "

Л. П. Молодова

"Юный эколог. "

 С.Н. Николаева.

Коломина Н. В. "Воспитание основ экологической культуры в детском саду"

 

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в зимний сквер. Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»,

Е. Благинина «Улетают, улетели»,

                 Февраль

 "Природа зимой."

1..Как зимуют дикие звери.

2.Как живут растения зимой.

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь.

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.  Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

"Учим детей наблюдать и рассказывать".

 Н.В. Елкина, О.В.

Мариничева.

"Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка»

Иванова А. И " Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников".

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой»,

«Что такое заповедник? », «Красная книга». Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы»,

Беседы на темы «Хвойные деревья »,

«Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в

красную книгу.

Художественное творчество: аппликация

«Во поле береза стояла».

              Март

"В мире людей."

1Кто мы? Какие мы?

2.Советы Доктора Айболита

  Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия»девочка»- «мальчик». Развивать пространственные представления. Развивать местную и общую моторику.

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

"Методика экологического воспитания в детском саду. "  С.Н.Николаева.

"Экологические занятия с детьми 3-6 г. " Т.М. Бондаренко

 

Маханева, М. Д. "Экологическое развитие детей дошкольного и младшего

школьного возраста. "

Беседы,ситуации "Где хранятся витамины?"," Как микроб Плохиш убежал из города Чистюль.", " Если хочешь быть здоров!"

рисование- "В нашем саду растут витамины».

Аппликация-«Строим детскую больницу».

               Апрель

"Весеннее путешествие по лесу и   лугу."

1. Весенние признаки живой и не живой природы.

2.Насекомые,растения

животные весной

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Закреплять представления детей об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

. Н.А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду: "

"Юный эколог". С.Н. Николаева.

"Экологические занятия с детьми 3-6 г. " Т.М. Бондаренко

Стенд «Здравствуй весна»

Беседы по темам: «Изменения в жизни растений весной», «Первые

весенние цветы»

Рисование подснежника Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику

Чтение художественной литературы о весне.

Опыт работы Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста | Статья по ОБЖ (средняя группа) на тему:

Опыт работы воспитателя

Лукашенко Екатерины Юрьевны

воспитателя

МАДОУ детский сад № 22 села Успенского

«Экологическое воспитание

детей среднего дошкольного возраста»

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий.

Актуальность поднимаемой мной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Я поставила перед собой следующую цель:

-воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому.

Задачи:

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.

-Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.

-Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.

- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.

-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. Перед собой поставила цель организовать работу так, что бы при поступлении детей в школу, они усвоили комплекс экологических знаний. Старалась показать ребятам, что по отношению к природе люди занимают позицию более сильной стороны и поэтому они должны беречь и заботиться о ней. Дети должны усвоить, что человек часть природы. Свои знания они должны применять, пользоваться ими в самостоятельной и познавательной деятельности.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Работая с детьми над формированием экологической культуры, разработала цикл мероприятий, дидактических игр, которые помогают ознакомлению с окружающим миром. В цикл входят занятия, дидактические игры, опыты, наблюдения.

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

На территории детского дома имеется экологическая тропа. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями: , мята и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста использую отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. На основе изучения возрастных особенностей детей, их интересов, стремлений и желаний, создала условия психологической комфортности. С этой целью оформила среду такими элементами, которые развивают познавательную активность детей, способствуют интеллектуально – эстетическому развитию, создают условия для коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Вместе с детьми оформили экологический уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста,  разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, посадили огород на окне, дети активно помогают выращивать рассаду для цветника, это дает возможности для наблюдений, опытов, экспериментов.

Провела серию занятий «Что прячется в семенах». Детям нравятся дидактические игры «Семена», «Стань деревом».

Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

На занятиях и в свободное время я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста.

Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.

Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании - это проектирование.  Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Мною был разработан экологический проект «Вода в доме», в ходе которого изучалась необходимость воды для жизни человека и растения. Этот проект был представлен на муниципальный конкурс семейных экологических проектов в 2017г.

 

Экологическое воспитание | План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аистёнок»

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Живая и неживая природа».

Подготовила воспитатель: Трофименкова С.В.

г.Рославль

«Живая и неживая природа».

 Конспект занятия по экологии в средней группе

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

Задачи:

Образовательные: 

- дать знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

 - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие

- способствовать развитию познавательных интересов;

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

 - развивать навыки проведения опытов;

Воспитательные:

- продолжать воспитывать любовь к природе;

- расширять и активизировать словарь детей;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Оборудование:

- схемы живой и неживой природы;

- картинки живой и неживой природы;

- игрушка «Кукла» и ширма;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- спасательные нарукавники;

- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

- стакан;

- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

- сундучок;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- чеснок;

- веера по количеству детей;

- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются).

Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам мы вспомним, о живой природе.

Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Вспомним о неживой природе.

Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Кукла: Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания.

консультация для родителей "Экологическое воспитание детей среднего возроста" | Консультация (средняя группа):

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Земляничка»

                                                Подготовила воспитатель Мещанинцева Н.В.

«Экологическое воспитание детей среднего возраста»

В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа играет важную роль в жизнедеятельности человека. Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интересного, неизведанного.

Работа по ознакомлению с экологией в детском саду начинается с развития познания окружающего мира, проявления гуманного отношения ко всему живому и формированию осознанного поведения в природной среде.

 Цели экологического воспитания:

  1. Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире.
  2. Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы.
  3. Побуждать в детях желание ухаживать за животными; помогать птицам; не вредить природе; беречь и сохранять природу.

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности: протереть листочки от пыли; полить растения; порыхлить землю. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но, стоит только перестать за ними ухаживать, они погибают.

В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению, если ему недостаточно ухода, или наоборот радоваться распустившимся цветкам.

Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян, они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. К любым наблюдениям детей необходимо относиться серьезно, хвалить их, как можно чаще за то, что заметили какие - либо изменения в природе. В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в зависимости от погоды, от времени года, на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).

При знакомстве детей с зимующими и перелетными птицами они узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения; чем питаются. Отмечаем, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Птицы, по-разному приспосабливаются к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это птицы - зимующие.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, вовлекая родителей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.

Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Но, если, родители, будут продолжать работу с ребенком по экологическому воспитанию в семье, то нам ничего не будет страшно. У детей сформируются экологическое сознание, ориентированное поведение и деятельность в природной среде, гуманное отношение к живым существам; повысится экологическая культура дошкольника.

 

Экологическое воспитание детей средней группы в условиях дошкольного учреждения | Консультация (средняя группа) на тему:

Экологическое воспитание

детей  средней группы в условиях дошкольного учреждения

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад № 30 «Сказка»

г. Вольска Саратовской области»

Тихонова Н.В.

    Экологические занятия – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти занятия помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

   Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенных характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

   Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Указанные формы и методы эффективны для обеих возрастных групп, однако работа с детьми 4-5 лет имеет свою специфику.

    Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

   Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и  творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.

   Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценировние литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок.

   В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенным способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е.И. Чарушина.

   У 4-5 летних детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами.

   Значительное место отводится творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организации воспитателем совместно с дошкольниками выставок.

   

Перейти к основному содержанию Поиск
VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.