|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика результатов обучения детей дошкольного возрастаСборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольников. | Методическая разработка:Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника. 1.1 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.) Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес. Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты). Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка. Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям: – широта охвата предметов, изображенных на картинках; – количество вопросов, задаваемых одним ребенком; – тип вопросов. 1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»). 2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»). 3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»). 4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»). 10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса. Перевод баллов в уровень: 10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень. Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание. Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы. 1.2 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк). Цель: Выявление направленности интересов детей. Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес. Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола. Ход проведения: предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки. Обработка данных: оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора. Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности. Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников. 2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.) Цель: диагностика познавательных способностей. Диагностические показатели: познавательные действия. Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. Обработка данных: 10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. Вывод об уровне развития: 10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий. 2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.) Цель: Диагностика восприятия у дошкольников. Диагностические показатели: Познавательные действия. Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке. Оценка результатов 10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов. Выводы об уровне развития:10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий. 2.3 Методика "Что здесь лишнее?" Цель: эта методика предназначена для детей, исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Диагностические показатели: диагностика познавательных действий. Возрастной диапазон: 4 – 5 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин. 6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин 4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. 2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная) Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления. Диагностические показатели: диагностика познавательных действий. Возрастной диапазон: 3 – 4 года Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки. Оценка результатов: 3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок. 2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога. 1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога. 2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова) Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти. Диагностические показатели: познавательные действия Возрастной диапазон: 5 – 6 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему. Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания. Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции. Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников. 3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.) Цель: Определить уровень воображения испытуемого. Диагностические показатели: Воображение, творческая активность Возрастной диапазон: 5 – 6 лет. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная 3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.) Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Диагностические показатели: Осведомленность Возрастной диапазон: 3 – 4 года. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов: 10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц. Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Вывод об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий. 3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.) Цель: Определить уровень воображения испытуемого. Диагностические показатели: Воображение, творческая активность Возрастной диапазон: 5 – 6 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 5-7 баллов - средний. 3-4 балла - низкий, 0-2 балла - очень низкий. 3.4 «Древо желаний» (B.C. Юркевич). Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации). Диагностические показатели: Воображение, творческая активность Возрастной диапазон: 5 – 6 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Раздел 4. Диагностические методики: формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 4.1 Методика «Времена года». (Немов Р. С.) Цель: Осведомленность о себе и мире. Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Возрастной диапазон: 3 – 4 года. Источник информации: дети. Форма и условия проведения: индивидуальная. Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное, на выполнение этого задания, время – 2 мин., ребенок должен будет, не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года. Оценка результатов: 10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). 8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий. 4.2 Методика беседа "Расскажи о себе" (А. М. Щетинина) Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей. Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе. Возрастной диапазон: 5 – 6 лет. Форма и условия проведения: индивидуальная. 4.3 Методика «Назови слова». (Немов Р. С.) Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка. Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Возрастной диапазон: 5 – 6 лет. Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная. 4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет) Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений. Диагностические показатели: Воображение, творческая активность Возрастной диапазон: 4-5 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная. Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки. Оценка результатов: 3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу. 2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна. 1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад. 4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет) Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами. Диагностические показатели: Воображение, творческая активность Возрастной диапазон: 5 – 6 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная. Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор. Оценка результатов: 3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор. 2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор 1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя. Методическая разработка по теме: Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"Слайд 1 Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей. «Диагностика» (греч.) - «познание, определение». Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе. Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты. Слайд 2 Признаки диагностического обследования:
Слайд 3 Принципы диагностического обследования - принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. - принцип доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками) - принцип прогностичности Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого. Слайд 4 Существует большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются: - наблюдение - изучения продуктов деятельности детей - несложные эксперименты -беседы Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений. Слайд 5 Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования. Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый, это может быть психолог или воспитатель. Родители присутствуют при обследовании дошкольников. Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать. Нельзя выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка. Не обсуждают результаты обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той или иной форме сообщают о результатах обследования. Совместно с родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком. Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку. Поскольку дошкольники уже на достаточном уровне овладели речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников проводится как вербальным, так и невербальным методами. Так если психолог проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса (безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику. Наблюдения дают ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и мотивационной сфер. При интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и пояснение родителей. Слайд 6 Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу
Диагностика развития дошкольников | Тест по теме:РЭМП старшая группа 1. Умение пользоваться порядковым счётом в пределах 10. Материал. 10 картинок (игрушек) по одной каждого вида. Вопросы. Какой по счёту лежит (стоит) кукла? Мишка? 2. Умение сравнивать рядом стоящие числа, получать равенства из неравенства (неравенства из равенства). Материал. Карточки с двумя свободными полосками, раздаточный материал 2-ух видов по 10 штук каждого. Задания. Положить на верхнюю полоску 5 (6, 7…) кружочков, а на нижнюю треугольники на 1 меньше, чем кружочков. Сделать так, чтобы их было поровну (2 способа). Сделать так, чтобы кружочков стало больше, чем треугольников. (2 способа). 3. Умение сравнивать смежные числа. Материал. Можно использовать картинки 2-ух видов по 10 штук, можно провести диагностику словесно. Задание. Какое число больше (меньше) 5 или 6? 4. Умение составлять равные группы по заданному числу. Материал. Раздаточный материал или игрушки (5 видов по 10 штук) Задание. Принести по 5 грибочков и 5 ёлочек. 5. Умение составлять числа из единиц в пределах 5 (1 полугодие), в пределах 10 (2 полугодие). Материал. Кружки разного цвета (по одному каждого). Вопрос: «Сколько, каких кружков?» Составить заданное количество. 6. Умение понимать, что результат счёта не зависит от размера предмета, от расстояния между ними. Материал. Карточки: на одной предметы большого размера, а на другой – маленького (количество одинаковое). Карточки с предметами одинакового количества, расположенные на разном расстоянии. Задание. Ответить, где больше предметов, а где меньше. 7. Умение раскладывать предметы до 10 разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке. Материал. Предметы разного размера: длины (полоски), ширины (ленты), высоты (дома). Задание. Разложить по порядку, начиная с самого меньшего размера. С самого большого. 8. Умение ориентироваться в пространстве. Материал. Можно использовать предметы окружающей обстановки. Задание. Назвать, какие предметы находятся вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. 9. Умение находить 4-угольники разного вида. Материал. Таблица с изображением квадрата, прямоугольника, трапеции, параллелограмма, ромба и др. 4-угольников, а также др. фигуры. Задание. Найти 4-угольники, назвать знакомые. 10. Умение считать на слух, по осязанию. Материал. Чудесный мешочек, молоточек, мелкие игрушки (10 шт.). Задание. Отсчитать в мешочке столько предметов, сколько услышал звуков, изданных молоточком. 11. Умение на глаз определять длину, высоту предметов, сравнивая с образцом. Материал. Полоски разной длины, дома разной высоты. Задание. Ребёнок выбирает любую полоску. Затем ему нужно найти полоску, длиннее выбранной (короче). Аналогично даётся задание на определение высоты. 12. Умение ориентироваться на листе бумаги. Материал. 1 полугодие: геометрические формы и лист бумаги. 11 полугодие: карандаш, бумага в клетку. Задание. 1. Слева на лист положить 3 круга, справа – на 1 больше, вверху и внизу – по 8 квадратов. 2. Писать под диктовку: 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо и т.д. 13. Умение определять части суток (1 полугодие), называть текущий день недели (11 полугодие). "Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста".Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями. Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач. Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса. Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: • деятельностных умений ребенка • интересов, предпочтений, склонностей ребенка • личностных особенностей ребенка • поведенческих проявлений ребенка • особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада. Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы • не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития; • учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка; • обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса. Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике); • в безопасности для испытуемого применяемых методик; • в доступности для педагога диагностических процедур и методов; • во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики). Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления. Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее. Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности). Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.). Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Сосуществующие расстройства и проблемы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектраЦели . Проанализировать сопутствующие расстройства и проблемы в репрезентативной группе из 198 детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС), которым были проведены вмешательства в специализированном центре абилитации. Методы . Родителей и детей осмотрела исследовательская группа. Данные были основаны на интервью с родителями, педиатрических обследованиях и тестах ребенка. Была собрана информация о симптомах аутизма, общей когнитивной функции, речи и языка, двигательной функции, эпилепсии, зрении, слухе, уровне активности, поведении и сне. Результаты . Были использованы три категории РАС: (1) аутистическое расстройство (AD), (2) аутистическое состояние (ALC) или синдром Аспергера и (3) одна группа с аутистическими симптомами / чертами, но не полностью все ее критерии соответствовали РАС. Дети с аутизмом имели среднее значение 3,2 сопутствующих расстройств или проблем, группа ALC / Аспергера имела среднее значение 1,6, а дети с аутистическими чертами имели среднее значение 1,6. Наиболее частые расстройства / проблемы во всей группе относились к языковым проблемам (78%), умственной отсталости (ID) (49%), двигательной функции ниже среднего (37%) и тяжелой гиперактивности / СДВГ (33%). Выводы . Результаты согласуются с концепцией ранних симптоматических синдромов, вызывающих клиническое обследование нервной системы (СУЩНОСТЬ), и подчеркивают необходимость рассмотрения РАС в широкой перспективе, принимая во внимание также другие сопутствующие расстройства развития. 1. ВведениеРасстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой сложные и разнородные нарушения развития, и, помимо основных симптомов, дети с РАС демонстрируют множество сопутствующих расстройств и поведенческих проблем.Сопутствующие расстройства, такие как умственная отсталость, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нарушение речи, эпилепсия и различные типы поведенческих расстройств / проблем, являются обычными и влияют на повседневную жизнь. Чтобы обеспечить адекватную поддержку и вмешательство для ребенка и семьи, необходимо учитывать общий профиль развития ребенка, а также сопутствующие заболевания. Повышение осведомленности общества о РАС, обследование в детских медицинских центрах [1, 2], а также улучшение абилитации и услуг по вмешательству способствовали увеличению показателей распространенности РАС, о которых сообщается сейчас, и теперь РАС диагностируется у детей в более раннем возрасте. возрастов, чем раньше [3]. Чтобы установить точный диагноз в раннем возрасте, предполагают некоторую неопределенность, особенно в более легких вариантах спектра. Изменение симптомов / профиля развития может произойти в дошкольном возрасте. Среди нескольких сосуществующих симптомов некоторые могут стать более явными, а некоторые - менее заметными. Важность широкого взгляда на оценку детей раннего возраста с отклонениями в развитии была подчеркнута Гиллбергом [4], который разработал концепцию ранних симптоматических синдромов, требующих клинического обследования нервной системы (СУЩНОСТЬ).Эта концепция подчеркивает, что многие расстройства, такие как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), тики, расстройства координации развития (DCD), языковые расстройства и умственная отсталость (ID) могут сосуществовать у детей в различных комбинациях. , и все эти упомянутые расстройства могут сосуществовать с РАС. Многие из этих расстройств также сопровождаются различными типами поведенческих проблем - истериками, проблемами со сном, проблемами с кормлением и сенсорной гипер- или гипочувствительностью. У маленьких детей доминирующее расстройство или проблема могут быть неясными, и существует определенная необходимость проследить траекторию развития этих детей с течением времени. Важность такого широкого взгляда была проиллюстрирована Леви и сотрудниками [5], которые исследовали сопутствующие диагнозы и симптомы, не связанные с РАС, в популяционной когорте 8-летних детей с РАС, выявленных у 2568 детей в ходе многопозиционного наблюдения. программа. Совпадение по крайней мере одного другого диагноза развития составляло 83%, и по крайней мере еще один психиатрический диагноз был обнаружен в 10%. Ранее мы представили данные репрезентативной группы из примерно 200 детей с РАС, направленных на лечение в специализированный центр абилитации для маленьких детей с аутизмом. Данные об этих детях были собраны при обращении в центр и по прошествии двух лет, в течение которых ребенку было проведено вмешательство, в основном на основе прикладного анализа поведения (ABA) разной степени интенсивности [6, 7]. Целью данного исследования было дать исчерпывающую картину сосуществующих состояний у этих дошкольников, выявленных в ходе двухлетнего наблюдения, и связать их с типами РАС. 2. Методы2.1. УчастникиОбщая группа состояла из 198 детей, 29 (15%) девочек в возрасте от 4,5 до 6,5 лет, которым в течение 2 лет проводилось вмешательство в специализированном центре абилитации для маленьких детей с РАС в Стокгольме. Подробности процесса набора описаны в предыдущей статье [6], а данные о группе при последующем наблюдении через два года - в следующей статье [7]. Из 198 детей у 119 (60%) были двое родителей шведского происхождения.Все родители детей, участвовавших в исследовании, общались на шведском или английском языках. Детей оценивала наша исследовательская группа, состоящая из двух нейропедиатров, одного педиатра и одного детского психиатра, двух логопедов и языковых патологов и двух психологов [7]. Из 198 детей 106 были признаны соответствующими критериям аутистического расстройства (AD), 58 имели аутистическое состояние (ALC), 13 - синдром Аспергера, а 21 ребенок не соответствовал всем критериям ASD при последующем исследовании но имел аутичные черты.Четверо из этих 21 ребенка имели умственную отсталость (ID). При последующей оценке было проведено интервью DISCO, чтобы установить тип РАС у ребенка, и все диагнозы РАС были основаны на критериях DSM-IV [7]. Группа считалась относительно репрезентативной для РАС, за исключением детей с наиболее тяжелыми формами инвалидности с РАС, таких как дети с очень тяжелой эпилепсией или тяжелыми синдромами, и нескольких других детей, которые прошли последующее наблюдение в обычных центрах абилитации, и, следовательно, они не включены в наше исследование [6]. 2.2. Сбор данныхКлиническое интервью по крайней мере с одним из родителей проводил один из четырех врачей в команде. Во время того же визита было проведено клиническое наблюдение и обследование физического развития ребенка. Клиническое интервью проводилось после структурированной анкеты и включало подробную историю развития и информацию о текущих клинических симптомах ребенка. Более того, ребят проверял психолог. Детей без ID также обследовал опытный логопед. 2.2.1. Интеллектуальная функцияКаждый ребенок был приглашен на когнитивную оценку опытным психологом с использованием шкал развития Гриффитса [8] и / или WPPSI-III [9]. Умственная отсталость (ИН) определялась как полная. 2.2.2. ЯзыкВ рамках проекта все дети без удостоверения личности () были приглашены на оценку восприимчивой и выразительной речи, проводимую логопедом с использованием следующих тестов: (1) языковые шкалы развития Рейнелла III [10], (2 ) SPIQ [11], (3) Иллинойсский тест психолингвистических способностей (ITPA) [12] и (4) Тест на обрабатываемость (проверка грамматики) [13].Ребенок классифицировался как имеющий языковые проблемы, если его успеваемость была ниже установленного критерия в двух или нескольких тестах. Кроме того, считалось, что все дети с удостоверением личности имеют языковые проблемы. 2.2.3. Двигательная функцияДвигательная функция оценивалась в соответствии с оценкой области двигательных навыков по шкале адаптивного поведения Вайнленда (VABS) [14]. Проблема двигательной функции считалась присутствующей, если этот балл был ниже 70, то есть соответствовал 2SD ниже среднего значения 100. 2.2.4. ЭпилепсияЭпилепсия была задокументирована, когда ребенку был поставлен диагноз эпилепсия, подтвержденный в ходе следующего медицинского обследования [15]. 2.2.5. Зрение и слухНарушения зрения регистрировались, когда родители сообщали, что у ребенка был диагноз нарушения зрения, подтвержденный офтальмологическим обследованием. Нарушение слуха было зарегистрировано, когда это было подтверждено тестом слуха. Тесты на зрение и слух включены в 4-летнюю оценку здоровья в детских поликлиниках.Дети, которые не могут сотрудничать или не проходят эти оценки, или когда есть подозрение на проблемы со зрением или слухом до этого возраста, направляются на офтальмологическое обследование и / или обследование слуха. 2.2.6. Регуляция активности и поведенческие проблемыРодителей спросили, есть ли у ребенка поведенческие расстройства или проблемы, включая тяжелую гиперактивность или диагностированный СДВГ, тяжелую гипоактивность и проблемы с сильными вспышками или серьезными проблемами со сном. Регуляция активности также наблюдалась и замечена лечащим врачом. 2.3. Анализ данныхANOVA между субъектами с последующими апостериорными тестами (Fisher LSD) использовался, чтобы проверить, значительно ли различается среднее количество сосуществующих проблем между группами ASD. Был использован альфа-уровень 0,05. 2.4. ЭтикаИсследование было одобрено Комитетом по этике в Стокгольме. 3. РезультатыИз 198 детей 181 (91%) имели по крайней мере одно сопутствующее расстройство или проблему, рис. 1. ANOVA между субъектами показал, что среднее количество сосуществующих проблем значительно различается между группами с РАС,,, . В группе из 106 детей с AD среднее количество сопутствующих расстройств или проблем составило 3,2 (SD 1,4) (диапазон 0–6), у 71 ребенка с синдромом ALC / Аспергера среднее число составило 1,6 (SD 1,3) (диапазон 0–5), а у 21 ребенка с аутистическими чертами, но не имеющим полного диагноза РАС, среднее количество сопутствующих расстройств или проблем составило 1,6 (SD 1,2) (диапазон 0–4), рис. 2. .Самые распространенные расстройства поведения у детейВоспитание детей - дело трудное, а воспитание трудных детей может разрушить жизнь. Но не всегда так просто определить, проходит ли ваш ребенок только что этап или что-то действительно не так. Истерика не означает, что у вашего двухлетнего ребенка автоматически возникают проблемы с властью, а у воспитанника детского сада, который не хочет сидеть на месте, не обязательно есть расстройство внимания. Когда дело доходит до понимания поведения наших детей, эксперты говорят, что диагнозы и ярлыки должны быть сведены к минимуму. Эксперты по детской психологии из Оксфордского и Питтсбургского университетов говорят, что термин «расстройство» следует использовать с осторожностью в отношении детей до 5 лет, и ставят под сомнение его обоснованность. Профессора Фрэнсис Гарднер и Дэниел С. Шоу говорят, что данные ограничены, что проблемы в дошкольном учреждении указывают на проблемы в более позднем возрасте или что поведенческие проблемы являются свидетельством истинного расстройства. «Есть опасения по поводу того, как отличить нормальное поведение от ненормального в этот период быстрых изменений в развитии», - писали они. При этом консервативный подход к решению поведенческих и эмоциональных проблем в этой возрастной группе является лучшим. Редко ребенок в возрасте до 5 лет получает диагноз серьезного поведенческого расстройства. Однако у них могут появиться симптомы расстройства, которое может быть диагностировано позже в детстве. К ним могут относиться:
О многих из них вы наверняка слышали.Другие встречаются реже или не часто используются вне дискуссий о детской психологии. ODD, например, включает вспышки гнева, обычно направленные на власть имущих. Но диагноз зависит от поведения, которое продолжается более шести месяцев и нарушает жизнедеятельность ребенка. Расстройство поведения - гораздо более серьезный диагноз и включает поведение, которое можно было бы считать жестоким как по отношению к другим людям, так и к животным. Это может включать физическое насилие и даже преступную деятельность - поведение, которое очень редко встречается у детей дошкольного возраста. Аутизм, между тем, на самом деле представляет собой широкий спектр расстройств, которые могут влиять на детей различными способами, включая поведенческие, социальные и когнитивные. Они считаются неврологическим расстройством и, в отличие от других поведенческих расстройств, симптомы могут проявляться уже в младенчестве. По данным Американской психиатрической ассоциации, примерно у каждого 68 ребенка диагностируется расстройство аутистического спектра. Гораздо более вероятно, что ваш маленький ребенок испытывает временные поведенческие и / или эмоциональные проблемы, чем одно из перечисленных выше клинических расстройств.Многие из них проходят со временем и требуют терпения и понимания родителей. В некоторых случаях требуется внешнее консультирование, которое может быть эффективным в помощи детям в борьбе со стрессовыми факторами. Профессионал может помочь вашему ребенку научиться контролировать свой гнев, как справляться со своими эмоциями и как более эффективно сообщать о своих потребностях. По понятным причинам лечение детей в этом возрасте вызывает споры. Стиль воспитания редко является причиной детских поведенческих проблем.И если вы ищете решения, которые помогут вашей семье справиться с ситуацией, это хороший показатель того, что вы не доставляете проблем своему ребенку. Тем не менее, родители играют решающую роль в лечении поведенческих проблем в раннем детстве. Стили воспитания: какой из них вам подходит? » Когда мы говорим о стилях воспитания, можно выделить четыре основных типа, один из которых наиболее эффективен в воспитании уравновешенных и хорошо воспитанных детей:
Авторитетное воспитание, скорее всего, вырастит уравновешенных и счастливых детей. Эксперты считают, что неучастные родители, скорее всего, вырастут детей, у которых отсутствует самооценка, самоконтроль и общие компетенции. Из этих стилей воспитания мы можем научиться тому, что детям нужны четкие правила и последствия, но им также нужен родитель, готовый слушать и направлять. Сочувствие, готовность к сотрудничеству и спокойный темперамент - важнейшие качества, которые родители должны усвоить, когда их ребенок борется.Кроме того, важно знать, когда обращаться за помощью. Если поведение вашего ребенка нарушает нормальное ведение домашнего хозяйства или его образование, или если он проявляет агрессию, пора поговорить со специалистом. Воспитывать детей с проблемами поведения непросто. Но прежде чем вы поспешите поставить диагноз или превратитесь в строгого приверженца дисциплины, обратитесь за помощью. Ваш педиатр может выяснить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для его возраста, и предоставить ресурсы для оказания помощи. .Связь: Дети дошкольного возраста | VLS«Общение работает для тех, кто этим занимается». Джон Пауэлл ЗнаюДошкольники умеют и умеют коммуникаторы. Они общаются главным образом с помощью языка, но также полагаются на жесты, мимику и поведение. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для детей дошкольного возраста. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, и рассматриваются три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: восприимчивый язык, выразительный язык и навыки разговора. ВехиЯзык и общение развиваются с необычайной скоростью в раннем детстве. Большинство детей лепечут около 6 месяцев, произносят первые слова примерно в 1 год, используют комбинированные слова примерно в конце второго года обучения, а к 4-5 годам они уже имеют развитый словарный запас и знают основные правила грамматики. . В дошкольном возрасте дети увеличивают словарный запас, используют более длинные и сложные предложения, решают проблемы и говорят не только о том, что происходит в данный момент.Они говорят о вещах, которые произошли в прошлом, а также о том, что произойдет в будущем. Подумайте, как это увлекательно наблюдать, как трехлетний ребенок перерастает из связки нескольких слов в сложный разговор! В таблице ниже показаны коммуникативные навыки дошкольников по мере их роста. Помните, что индивидуальные различия существуют, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дошкольники достигают этих этапов, и что каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали на курсах познания и физического воспитания, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения.Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут понять, когда и на что обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как дошкольный педагог, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали из семей, и свои собственные знания во взаимодействиях, опыте и среде, которую вы создаете для детей дошкольного возраста. Вехи развития языка и общения в дошкольном учрежденииВозраст 3
Возраст 4
Возраст 5
Обучение общению - уникальный процесс, свойственный каждому дошкольнику и семье. Многие аспекты окружающей ребенка среды могут затруднять коммуникативное развитие. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и неуверенно относиться к тому, что они наблюдают, а также к тому, чего ожидать. Как дошкольный педагог, у вас есть возможность сначала учиться у семьи, и вы можете подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию для развития, включая возможные предупреждающие знаки.«Дети включены вместе» могут быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехами в развитии и информацией о действиях на раннем этапе, размещенной на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http: // www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также указаны возможные предупреждающие знаки для дошкольников: Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у дошкольниковТрехлетние
Четырехлетние
Пятилетние
Как общаются дошкольникиИзучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью детей понимать и понимать язык или то, что говорят другие (восприимчивое общение), другие - со способностью детей использовать слова и говорить (выразительное общение), а другие - со способностью детей использовать слова и говорить. их способность участвовать в языковом обмене со сверстниками или взрослыми (социальная активность).Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в рамках замечательного развития маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет. Рецептивное общение относится к способности ребенка слушать и понимать язык. Дети начинают понимать больше слов, более длинные предложения и более сложные вопросы. Они понимают названия большинства вещей в их повседневной среде и действия, которые они видят или совершают каждый день. Дети также начинают понимать новые описательные слова, такие как «мягкий», «жесткий» или «гладкий», и эмоциональные слова, такие как «безумный», «грустный», «счастливый», «страшный»). Понимание языка тесно связано с когнитивным развитием детей младшего возраста. Например, трехлетние дети начинают использовать и понимать вопросы «почему», «когда» и «как». К 4 годам дети понимают множество слов, обозначающих цвета, формы и размеры. Понимание языка также тесно связано с грамотностью и ранним развитием математики. На четвертом году обучения дети учатся понимать названия букв, звуки, названия и значение чисел. Восприимчивый язык важен для успеха в дошкольном учреждении, поскольку дети должны понимать, как следовать указаниям, и слушать, что говорят учителя, другие важные взрослые в их жизни или сверстники. Выразительное общение относится к способности детей выражать себя с помощью слов, жестов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится ясно, когда вы наблюдаете, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста также могут разговаривать сами с собой, когда они заняты трудными задачами, думают вслух или когда они взволнованы.Например, ребенок может разговаривать сам с собой, когда строит высокую башню из блоков, говоря такие вещи, как «еще один, не падай!», Или когда он выполняет новое или сложное задание: «Я закончил большую головоломку. сам!" Социальная активность включает понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и мимики. Разговоры включают как понимание (восприимчивое общение), так и выражение (выразительное общение).Дошкольники учатся использовать звуки, жесты, выражения лица и слова на языке (языках) их семьи, когда взрослые общаются, разговаривают, читают и поют с ними. Поддержка общения, языка и грамотностиЭффективные коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью самовыражения детей, развития социальных отношений и обучения. Основы этих навыков закладываются при рождении и закладываются в раннем детстве. Когда вы поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении.Общение и языковое развитие лучше всего происходит в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений. Ваша роль учителя дошкольного образования дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания в области общения и языкового развития наряду с наблюдениями за детьми, находящимися на вашем попечении. Вместе эта информация может создать возможности для партнерства с детьми, чтобы поддерживать их интерес через общение. Например, во время еды с дошкольниками вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и добавлять контекст в попытки общения дошкольников или следить за глазами дошкольника, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем сказать: «Ты глядя на твой зеленый горошек.Что еще зеленого? » Или поговорите о том, кто сидит рядом с ребенком. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? Ой, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой. Ваша роль учителя дошкольного образования также дает возможность создать среду, которая предоставляет детям все необходимое для того, чтобы они стали хорошими коммуникаторами в раннем возрасте. Коммуникационная среда характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:
См.Видео недоступно Смотреть общение и языковое развитие в дошкольном возрасте. DoПонимание этапов развития - важный аспект работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как общаются дошкольники, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии языковых и коммуникативных навыков, а также какие виды обучения следует планировать в классе и по программе.В повседневной работе с детьми дошкольного возраста учитывайте следующее:
Узнайте об инструментах, которые использует ваша программа, чтобы помочь понять развитие каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета по возрасту и возрасту (ASQ). Этот и другие подобные инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим тренером, супервизором или тренером, чтобы узнать больше об инструментах и процессах, которые использует ваша программа, и с кем поговорить, если у семей возникнут вопросы. .10 веских причин, по которым ваш ребенок должен посещать дошкольное учреждениеДошкольное учреждение обеспечивает основу для обучения как в социальном, так и в академическом плане, что поможет вашему ребенку преуспеть в начальной школе. Дошкольное учреждение - это возможность для ростаДля многих детей дошкольное образование - это их первый опыт в структурированной среде с учителями и группами детей. Это возможность научиться делиться, следовать инструкциям и заложить фундамент для обучения, которое будет заложено в начальной школе. Дошкольное учреждение готовит детей к детскому садуПо мере того, как детский сад становится более академическим, многие родители обращаются к дошкольному учреждению, чтобы направить своего ребенка на путь к успеху в школе. В то же время родители могут беспокоиться о том, что нынешняя тенденция к сосредоточению внимания на предматематических навыках и навыках дошкольной подготовки сокращает важное игровое время и заставляет ребенка расти слишком быстро. Это сбивает с толку, особенно когда друзья и родственники предлагают разные мнения и советы. К счастью, при выборе дошкольного учреждения родители не должны выбирать между защитой игрового времени ребенка и обеспечением его готовности к детскому саду.Качественная программа дошкольного образования предложит детям и то, и другое. Но как качественные дошкольные учреждения помогают обучению и развитию детей? И какие особенности следует искать родителям в дошкольной программе? Один из ответов на эти вопросы заключается в том, что сотрудники высококачественных дошкольных учреждений и программ по уходу за детьми понимают особенности развития и обучения маленьких детей. И они организуют пространство, время и занятия, чтобы они соответствовали социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим способностям детей. Дошкольное учреждение способствует социальному и эмоциональному развитиюЧтобы учиться, маленький ребенок должен чувствовать заботу и безопасность с учителем или попечителем. 3-летний ребенок умеет проводить время вдали от родителей и строить доверительные отношения со взрослыми вне семьи. Качественные дошкольные программы способствуют развитию теплых отношений между детьми, учителями и родителями. А учителя устанавливают тесную личную связь с каждым ребенком, о котором они заботятся. Дети процветают, когда забота дома и в школе согласована.В высококачественных дошкольных учреждениях учителя ценят родителей как специалистов по своим детям. Родители получают ежедневные отчеты о деятельности своего ребенка, и запланированы регулярные встречи для более подробных встреч с персоналом. Учителя стремятся понять и уважать цели и ценности родителей в отношении воспитания детей. Маленькие дети учатся социальным навыкам и эмоциональному самоконтролю в «реальном времени». Трех- и четырехлетние дети учатся на собственном опыте, и хорошие учителя находят время для тех «обучающих моментов», когда они могут помочь детям научиться справляться с разочарованием или гневом.Они не вмешиваются автоматически, чтобы разрешать детские конфликты за них; они прекрасно понимают, когда разрешить детям решать свои проблемы, а когда вмешиваться. Не стыдя ребенка, они побуждают ее замечать влияние своего агрессивного или обидного поведения на другого ребенка. Дошкольная среда структурирована, хотя может показаться, что это не так.Хорошо структурированная среда помогает маленьким детям научиться дружить и хорошо играть с другими.Это не означает, что существует множество правил или что взрослые постоянно направляют деятельность детей. Напротив, структура качественного дошкольного образования в значительной степени незаметна для детей. Пространство в классе организовано так, чтобы поощрять социальное взаимодействие и минимизировать скопление людей и конфликты. Дети могут выбиратьУ детей есть несколько вариантов занятий; ребенка, который бесцельно блуждает, поощряют выбрать то, что ему интересно.Учителя внимательно относятся к ребенку, который не может понять, как участвовать в играх других детей, и могут предложить ему способы присоединиться к группе. Дети учатся заботиться о себе и другихЧувство компетентности и самоуважения у детей растет по мере того, как они учатся заботиться о себе и помогать другим. Учителя апеллируют к желанию маленького ребенка заниматься «настоящей работой», предлагая ему возможность помочь в классе, например, накрывая стол во время перекуса или покормив хомяка в классе.Дети должны мыть руки перед перекусами, хранить личные вещи в своих «закутках» и убирать игрушки перед тем, как перейти к новому занятию. Учителя также поощряют ребенка рассматривать себя как ресурс для других детей. Например, учитель может попросить ребенка, который лучше умеет наливать воду, помочь ребенку, который учится. Или она может попросить дошкольника-ветерана показать новичку, где хранятся песочные игрушки. В школьные годы большая часть детей учится в компании своих сверстников.В рамках качественной дошкольной программы детей знакомят с поведением, необходимым для успешного функционирования в классе детского сада. Например, во время групповых занятий, таких как «время кружить», дети учатся сосредотачивать внимание на учителе, слушать, пока говорят другие, и ждать своей очереди, чтобы поговорить. Дошкольное образование способствует развитию языковых и когнитивных навыковЯзыковые навыки детей дошкольного возраста развиваются в «богатой языками» среде. В возрасте от 3 до 5 лет словарный запас ребенка увеличивается с 900 до 2 500 слов, а предложения становятся длиннее и сложнее.В разговорной манере, не доминируя в дискуссии, учителя помогают детям развить языковые навыки, задавая наводящие на размышления вопросы и вводя новый словарный запас во время естественных наук, искусства, перекусов и других занятий. У детей есть много возможностей петь, говорить о любимых книгах, читаемых вслух, и разыгрывать сказки. Познавательные навыки маленького ребенка укрепляются за счет участия в широком спектре практических занятий, которые заставляют его внимательно наблюдать, задавать вопросы, проверять свои идеи или решать проблемы.Однако учителя понимают, что дети дошкольного возраста не логичны во взрослом смысле этого слова; их объяснения того, что заставляет растение расти или почему люди стареют, могут не включать причинно-следственные связи. Например, «люди стареют, потому что у них есть дни рождения». Они могут полагаться на свои чувства и «магическое мышление», а не на причину, чтобы объяснить, почему дерево плавает в воде, а камни тонут: «Скала любит находиться на дне, потому что там прохладнее». Воспитатели дошкольных учреждений воспитывают в ребенке любопытствоУчителя наблюдают, задают вопросы и выслушивают идеи детей во время этих занятий - «правильные» ответы не являются целью.Чтобы воспитать в них любопытство и мотивацию к учебе, учителя используют интересы и идеи детей для создания занятий. И даже простое случайное событие - например, открытие ребенком улитки на открытой игровой площадке - можно превратить в захватывающую возможность для обучения. Дети дошкольного возраста обладают активным воображением и учатся через воображаемые игры. Учителя знают, что грань между реальностью и фантазией для маленького ребенка часто не ясна. Иногда это приводит к боязни монстров под кроватью.Но воображение также способствует обучению. Например, когда группа детей создает воображаемый зоомагазин, они будут практиковать многие социальные и когнитивные навыки, распределяя роли каждому ребенку, выясняя категории товаров для домашних животных и способы их организации, ставя знаки для маркировки продуктов; помочь своим «покупателям» выбрать подходящий шампунь или игрушку для кошек; и возьмем «деньги» на мерчандайзинг. Воображаемая игровая площадка в высококачественном дошкольном учреждении хорошо укомплектована костюмами, «реквизитом» и детскими предметами домашнего обихода, такими как плиты, раковины и шкафы.Часто в этой сфере деятельности дети дошкольного возраста постепенно переходят от одиночной игры к игре один на один и сложной групповой игре. Дошкольные занятия способствуют развитию предматематических навыков и навыков грамотностиДети младшего возраста проявляют растущий интерес к предшкольным навыкам и навыкам обучения грамоте. Они любопытны и наблюдательны, и они хотят обладать навыками, которые ценят их семьи и общество, например, читать инструкции по сборке игрушки или выбирать правильные купюры или монеты для оплаты покупки.Чтобы подготовить детей к учебе в детском саду, учителя предлагают широкий выбор игр и мероприятий, которые помогают детям приобрести предматематические навыки и навыки грамотности. Пение песни с алфавитом во время чтения книжки с картинками помогает ребенку понять связь между буквами алфавита и звуками слов. Разучивание рифм и песнопений помогает им различать звуки в словах. Вовлечение детей в обсуждение увлекательной истории, прочитанной вслух, способствует развитию у них навыков слушания, понимания и выражения языковых навыков.Игра с магнитными буквами алфавита может вдохновить ребенка попросить учителя помочь ему написать первую букву своего имени. Игры на сопоставление, сортировки, игры на счет и настольные игры развивают у детей понимание чисел, категорий и последовательности, что способствует дальнейшему изучению математики. Собирая пазлы, дети побуждают замечать закономерности, планировать заранее и решать проблемы. Чтобы поддержать азарт и мотивацию детей к обучению, в высококачественных дошкольных программах и программах ухода за детьми ранняя грамотность и математические навыки вводятся не в виде отдельных упражнений, а в контексте занятий, которые интересны и значимы для детей. 10. Дошкольное учреждение помогает развивать моторикуУлучшается физическая координация, что позволяет ребенку исследовать свое окружение и бросать вызов самому себе по-новому. Маленькие дети находятся в движении большую часть дня. Качественные дошкольные программы предоставляют детям несколько возможностей ежедневно бегать, лазать и играть в активные игры. Предлагаются занятия, которые помогут детям развить мелкую моторику, например, нитку бусинок или резку ножницами. Детям предлагается с помощью различных упражнений развить зрительно-моторную координацию и равновесие. Когда вы выбираете качественную программу, которая подходит вашему ребенку и семье, вы можете быть уверены, что о вашем ребенке хорошо заботятся, он любит занятия и заводит друзей - и приобретает знания, навыки и уверенность, чтобы преуспеть. в детском саду. . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |