О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Дцп особенности обучения детей с


«Особенности обучения детей с ДЦП»

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Особенности обучения детей с ДЦП»

Подготовила: Федотова А.З.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Дети с нарушением функции опорно - двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все свои занятия с больным ребенком я провожу с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строю на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии. Усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент является причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Я постоянно слежу за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций способствую их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу я начинаю с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения повторяю многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении.

Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, я перехожу к пассивно-активной гимнастике.

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

  • Делаю поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

  • Похлопываю, перетираю кончики пальцев, а также области между основаниями пальцев.

  • Поглаживаю и похлопываю тыльную поверхность кистей и рук (от пальцев до локтя).

  • Похлопываю кистью ребенка по своей руке, по мягкой и жесткой поверхности.

  • Вращаю пальцами ребенка, отдельно каждым.

  • Делаю круговые повороты кистью ребенка.

  • Произвожу отведение-приведение кисти вправо-влево.

  • Поочередное разгибаю пальцы кисти, а затем сгибаю пальцы (большой палец располагается сверху).

  • Делаю массаж с использованием различных массажеров.

  • Противопоставляю большой пальца остальным (колечки из пальцев). Использую упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие, игры с куклами, одевающимися на пальцы.

  • Противопоставляю (соединяю) ладони и пальцы обеих рук.

Также, формирую функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца использую следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

На всех уроках я использую стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использую эту стимуляцию длительное время. Сочетаю стимулы различной модальности (музыки, цвета, запахов),что оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:

- формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.

- формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).

- развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).

Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте я применяю приемы, исключающие необходимость письма, - использую разрезную азбуку, предметные картинки, лото, магнитную доску, пазлы, опорно-мнемонические таблицы.

Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдаю за ребенком, стараюсь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки. Стараюсь быть последовательной. Двигаюсь от простого к сложному, от одного навыка к другому. Ежедневно вношу новые элементы в свой урок. Стараюсь чаще хвалить и поощрять ребенка.

Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Только при создании благоприятных условий воспитания и обучения можно добиться положительной динамики развития ребенка с ДЦП.

Список используемой литературы

1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.

2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 г.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006

4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4.

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.:

Обучение детей с дцп - как обучать детей с синдромом церебрального паралича

ДЦП – это один из серьезных диагнозов, как для детей, так и для их родителей. Но, несмотря на ограничение в движении и проблемы с умственным развитием, заниматься с такими детьми нужно регулярно. Ниже расскажем, каким образом происходит обучение чтению, письму людям с диагнозом ДЦП. Если выявлена легкая степень заболевания, то после получения среднего образования можно поступить в ВУЗ для продолжения обучения по выбранной дисциплине.

Учеба в обычной школе

В некоторых населенных пунктах пациенты с диагнозом ДЦП могут обучаться в обычных общеобразовательных школах. Но для этого необходимо:

  • получить справку от врача на разрешение такого обучения;
  • способность школы принимать учеников с инвалидностью;
  • отсутствие агрессии у школьника;
  • наличие в учреждении преподавателей дефектологов;
  • способности к обучению.

Этот вариант обучения часто недоступен, так как редко встречаются пациенты с ДЦП, которые обладают всеми вышеперечисленными требованиями, да и найти школу особенно в сельских населенных пунктах непростая задача. Главная проблема, которая пока не позволяет обучаться «особенным» детям в подобных заведениях в том, что им нужно уделять много внимания, а учитель не может бросить 20-25 школьников, ради одного воспитанника.

Также не стоит исключать из внимания того факта, что детям порой не удается перемещаться самостоятельно, а значит должен быть сопроводитель, не каждая школа может это предоставить. Но и самая важная особенность, из-за которой недопустимо такое обучение, кроется в насмешках сверстников, которые могут устраивать травли, из-за того, что он не может полноценно двигаться и разговаривать.

Домашнее обучение

Чаще всего именно этот вариант выбирают родители для обучения своего чада. Тут есть свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ:

  • на своей территории ребенок будет себя чувствовать комфортно, он сможет покушать, отдохнуть, когда ему нужно;
  • присутствие родителей рядом позволит ощущать себя спокойно;
  • над учеником не будут шутить и смеяться одноклассники.

Основными недостатками такого варианта обучения можно назвать отсутствие социального общения. Как показывает практика, такие ученики хуже развиваются и им даются сложно все предметы. Также нередко учителя и родителя дают им поблажки, что позволяет отказываться от выполнения тех или иных заданий.

Самое главное при надомном обучении – это не перегружать ребенка и действовать только исходя из его навыков, можно получить рекомендации от психологов. Конечно, можно проводить и контрольные работы, но если ученик готов. Помимо этого вы должны понимать, что это тяжелый труд, а поэтому стоит проявить терпение. К таким деткам нужен особый подход, так как они очень ранимы и на любое замечание могут реагировать истерикой. Важно приготовиться к тому, что уже через 15-20 минут ребенок может устать и нужно придумать, как его вовлечь в процесс обучения. Нередко современные учителя используют ТСО, что облегчает процесс учения.

Специализированные интернаты

Такие интернаты обычно принимают воспитанников на 5-6 дней в неделю, а забирают родители их только на выходных и каникулах. Чаще всего их приемленниками являются пациенты с тяжелой формой ДЦП. Звучит это очень жестко и приравнивается к отказу от больного ребенка. Но не у каждого человека есть время, средства и силы заниматься со своим чадом, а поэтому лучше его устроить в интернат, где он будет общаться с такими же «особенными» детками и под постоянным присмотром учителей и медиков.

Как правило, все делятся на группы в зависимости от своих возможностей и навыков. И после прохождения обучения, каждый выпускник получает аттестат, уроки проходят, как и в обычной школе. Помимо общеобразовательных предметов проводится физкультура и занятия, способствующие развитию многих навыков. Есть нянечка и врач, при необходимости можно записаться на массаж.

Дополнительное обучение

Помимо того, что ребенок нуждается в обучении грамоте, письму, счету, необходимо развивать и его другие навыки, например моторные. Для пациентов с диагнозом ДЦП необходимо регулярно проводить массажи, что устраняет боли от мышечного напряжения. Также необходимо походить на обучение плаванию, что положительно скажется на развитии нервной системы.

Диагноз ДЦП не означает, что ваш ребенок никогда не научится говорить, умываться, чистить зубы и понимать окружающих. Все зависит от того, как с ним занимаются, какие программы и методы используются для развития. Но технологии обучения не стоят на месте, для детей с таким диагнозом придумана масса программ, которые легко использовать на дому.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Особенности обучения детей с ДЦП обусловлены главным отличием этих детей от других групп детей с нарушениями в развитии. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения, по-разному проявляющиеся при различных формах ДЦП. Интеллектуальное развитие имеет свои особенности и методы коррекции.

Задержки психического развития занимают промежуточное положение между нормальным интеллектом и олигофренией, т.е. наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и различных психических функций ребенка.

У детей со спастической формой детского церебрального паралича вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дополнительно нарушаются пространственные и временные представления. Дети с этой формой ДЦП способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно- действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве.

Задания, требующие пространственных представлений, достаточно трудны для детей со спастической диплегией при ДЦП. Дети не могут верно скопировать предмет, его форму, им трудно соединить точки на листе бумаги или перерисовать направление стрелок. Иногда они изображают их в зеркальном изображении. Детям достаточно трудно усвоить правильную схему тела. Из-за нарушения функций лобных отделов головного мозга дети плохо планируют свои действия при выполнении различных заданий. Все эти нарушения интеллектуальной деятельности характерны для задержки психического развития детей со спастической диплегией как одной из форм детского церебрального паралича.

При гиперкинетической форме ДЦП наблюдаются нарушения интеллекта разной степени выраженности. У этих детей ведущими нарушениями являются речевые и слухоречевые расстройства. Дети с гиперкинетичской формой ДЦП имеют задержку психического развития, которая характеризуется нарушением и неравномерностью развития некоторых психических функций. Речь и вербальное мышление этих детей развиты недостаточно из-за дизартрии; бывают дополнительно осложнены тугоухостью. Пространственные функции и наглядно- образное мышление относительно сохранны.

При оценке умственного развития детей с гиперкинетической формой ДЦП могут возникнуть определенные трудности, т.к. у таких детей имеются сложные дефекты слуха, что обуславливает вторичную задержку психического развития. Критерием, по которому можно предполагать у таких детей относительно сохранный интеллект, можно считать наличие достаточно дифференцированных эмоций. Такие дети рано начинают узнавать родных и адекватно реагируют на появление посторонних людей. Свои желания они проявляют криком, подражают другим людям, следят за мимикой окружающих, им доступно понимание простых инструкций.

При недостаточном вербальном мышлении наглядно-образное развито удовлетворительно. Дети успешно справляются с заданиями по наглядным инструкциям, а при ответах на вопросы или при уяснении рассказанного текста испытывают значительные трудности.

Задания на пространственную ориентацию, т.е. конструирование, рисование, детьми выполняются нормально даже при наличии у них насильственных движений.

Иногда у этих детей ошибочно можно диагностировать олигофрению в связи с дефектами слуха, при которых присутствует вторичная задержка психического развития.

При ранней и правильной лечебно-коррекционной работе у детей школьного возраста проявления задержки психического развития успешно компенсируются, если при этом учитываются имеющиеся дефекты слуха.

В зависимости от преобладающего дефекта, такие дети могут обучаться в разных типах коррекционных школ. Если у ребенка более выражены дефекты слуха, то он проходит обучение в специальных школах для глухих и слабослышащих детей, в которых существуют специальные классы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Если же двигательные нарушения выражены наиболее сильно, а слух при этом снижен нерезко, ребенок обучается в школе- интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Особенности работы педагога с ребенком с детским церебральным параличом | Статья на тему:

Ребёнок с детским церебральным параличом

Главным для ребенка является:

  • уверенность в себе и умение нравиться себе;
  • умение общаться с другими людьми;
  • навыки самообслуживания.

Особенности детей с детским церебральным параличом:

  • Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер,ускорение в развитии одних функций, и отставание других.
  • Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
  • В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность,ассиметрия.
  • Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости,неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.
  • Часто можно наблюдать «гармонический инфантилизм», то есть несвойственных данному возрасту черт детскости,непосредственности,склонности к фантазированию.
  • Также характерны:пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях.

Условия работы с детьми с детским церебральным параличом:

  • Одним из важных условий работы с детьми с детским церебральным параличом является создание условий полноценного личностного развития .
  • Контроль за выполнением заданий как во время выполнения,так и после и обязательное доведение до конечного результата.
  • Постоянное наблюдение за ребенком в учебно-воспитательном процессе.
  • Необходимо отталкиваться от того, что ребенок умеет больше всего.
  • Будьте терпеливы и наблюдательны.
  • Дети не учатся беспрерывно,они нуждаются в отдыхе.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком,старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки.
  • Разговаривая с ребенком,давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
  • Будьте последовательны , двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
  • Чаще хвалите и пообщряйте ребенка.
  • Будьте практичны,давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.
  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
  • Обязательно должна проводиться работа в группе, так как дети не умеют дружить.
  • Нельзя показывать жалость.
  • Идти на мотивационном компоненте.

Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

«Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования»

Содержание.

1.Характеристика особенностей развития детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП)

с.1-3

2.Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей с диагнозом ДЦП.

c. 3-7

3.Критерии и показатели достижения планируемых результатов

с. 7-8

4. Заключение.

5.Список использованной литературы

с.8

с.9

1. Характеристика особенностей развития детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП)

В конце девяностых годов позапрошлого столетия австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд выделил группу заболеваний, названных «детский церебральный паралич». Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных. 
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную. 

У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.
Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.
В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении. 

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал.
Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. 
У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций. Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии.

В нашей стране это заболевание занимает второе место после полиомиелита. Примерно один ребенок из трехсот новорожденных рождается с ДЦП или заболевает им вскоре после рождения. дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

2. Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).

Иновационным направлением работы является предоставление дистанционных образовательных услуг детям с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения, лишены возможности получить качественное образование. Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий. Данная форма позволяет реализовать обучение на расстоянии, предоставление обучаемому существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети интернет. В работе используются различные информационные ресурсы (обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи). Дистанционное обучение существенно расширяет возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу определённых причин не могут посещать школу. Такое обучение позволяет ребёнку учиться в своём собственном темпе, исходя из индивидуальных возможностей и личностных особенностей. Общение с преподавателем осуществляется с помощью программы Skype, что создаёт возможности общения в режиме реального времени, ученик имеет возможность задать вопрос учителю, высказать своё мнение, суждение, ответить на вопросы к уроку.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

В дистанционных обучающих курсах помимо лекционного (теоретического) материала используются интерактивные элементы: задания, тесты, форумы, чаты (возможность мгновенного обмена сообщениями) и т.д. Эти элементы обеспечивают диалог не только между педагогом и ребенком, но и общение между детьми – участниками курса.

Наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу детей, обеспечивая тем самым возможность их творческого самовыражения в рамках учебного курса. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. Также не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся.

Использование компьютерных технологий совершенствует навыки самоконтроля учащихся.

Благодаря наличию обратной связи, обучающие программы позволяют школьникам самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректируя свою деятельность. При этом учащиеся не боятся отвечать на вопросы, поскольку компьютер позволяет фиксировать результат без выставления отметки и корректно реагирует на неправильные ответы, позволяя каждому ученику решить задачу, опираясь на необходимую помощь, т.е. создается ситуация успеха учения.

Преимущества ДО очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку.

Во-вторых,возможная нерегулярность посещения учебных занятий в школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время.

В-третьих,гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Немаловажно и то, что создание условий для дистанционного обучения даёт возможность учащимся начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.

Нарушения двигательной сферы проявляются в невозможности или ограничении объема и силы движений (общая и мелкая моторика), трудностях контроля и координации произвольных движений, слабости и быстрой утомляемости во время движения, недостаточной зрительно-моторной координации рук и ног. Вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать описанные выше функциональные ограничения.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа дистанционного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.
Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.
В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:


  • игровые ситуации;


  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;


  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;


  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.


Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.
Важным приемом осмысления новых фактов и явлений станет обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.
В основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.
Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Рекомендации при работе с детьми с ДЦП:


  • Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.


  • Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.


  • Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.


  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.


  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.


  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка.


  • Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию самостоятельности.


  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.


  • Воспитание должно быть щадящим к детству – поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

3. Критерии и показатели планируемых результатов.

  • Наблюдение за учеником позволяет отследить его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, продуктивность деятельности, динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач.

  • Все это дает возможность индивидуализировать учебный процесс, постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» является основой для составления траектории развития ученика, эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу. Важная роль отводится самооценке учащихся по результатам урока. Возможно использование листов самооценки, которые предлагаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Например:

1.На уроке мне больше всего понравилось

2. На уроке мне не понравилось…

3. Из урока мне запомнилось

4. Мне захотелось узнать больше о:

Листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, ответы помогают разобраться в правильности построения урока, увидеть возможности для: создания ситуации успеха для ученика, максимального раскрытия его индивидуальных способностей, развития познавательных интересов и формированию готовности к самостоятельному познанию. Анализ ответов помогает формированию установки на творческую деятельность, развитию мотивации дальнейшего творческого роста, формированию положительных моральных и нравственных качеств личности. Приобретению навыков рефлексии способствует формированию умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

  • Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Ученик должен отметить, что изменилось в его сознании и понимании, чему он научился и как эти знания и навыки он может использовать в реальной жизни.

4.Заключение.

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами — педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. 

Вместе с медицинскими мероприятиями должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность ребёнка, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения.

.

5.Литература.


1.Бадалян, Л.О. Невропатология/Л.О. Бадалян – М., 1987

2.Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

3.Лапшин, В.А. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Пузанов Б.П. – М. 1990

4.Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.


5.Информационные ресурсы глобальной сети Internet:

а) http://www.deti-feniksa.ru/readarticle.php?article_id=10

б) http://nature.web.ru/db/search.html?words=%E4%F6%EF

Материал по теме: Особенности коррекционной работы при различных формах ДЦП

Спастическая  диплегия

     Патогенез:  патология  формирования  теменно-затылочных  структур  головного  мозга,  чаще  правого  полушария.

       Интеллектуальное  развитие  крайне  неравномерно.  Характерны  удовлетворительное  развитие  вербального  (словесного)  мышления  и  выраженная  надостаточность  наглядно-действенного  мышления  в  сочетании  с  нарушениями  пространственного  гнозиса  и  праксиса.  Трудности  в  обучении  математике,  географии,  швейному  делу.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

    1. Мышечный  тонус  повышен  больше  в  ногах,  меньше  в  руках.  Изменение  тонуса  по  спасти-ческому  типу.

     2. Произношение  довольно  чистое.  Может  быть  псевдобульбарная  дизартрия.  У  отдельных  детей  склонность  к  рассуждательству,  резонерству,  употреблению  речевых  штампов.

      Удовлетворительная  способность  к  абстрагированию  и  обобщению  (выделяют  главное,  воспринимают  смысл  сюжета,  устанавливают  причинно-следственные  связи).

     Кратковременная  вербальная  память  лучше,  чем  зрительная.

 

     3.Наблюдаются  нарушения  высших  корковых  функций.  Затруднения  при  выполнении  заданий  на  пространственную  ориентировку,  определение  направ-лений  и  схемы  тела.  

     Наблюдается  зеркальность  в  письме,  перевернутость  изображе-ний.

     4. Нарушения  функций  счета  выражаются  в  трудности  восприятия  количества,  разрядного  строения  числа,  в  усвоении  арифметических  знаков,  в сравнении  целого  и  его  частей  при  выполнении  арифметического  действия,  особенно  вычитания,  деления.

     Преждевременная  вербализация  математических  знаний,  опережа-ющая  усвоение  словесных  обо-значений  без  достаточного  за-крепления  наглядно-действенных  способов  выполнения  заданий

     Трудность  возврата  к  этапу  наглядной  демонстрации.

     5. Эмоции  дифференцированы.  У  некоторых  детей  отмечаются  глубокие  личностные  реакции  (обидчивость,  переживание,  чувство  физической  неполноценности)

     Может  быть  вялость, недо-статочность  планирования  действий  при выполнении  заданий.  Нарушены  целевая  и  исполнительная  стороны  деятельности

     Расслабление  тонуса.  Обучение  преодолению  пирамидного  тонуса  (колебания,  потряхивания  в  определенном  ритме)

     Развитие  произвольной  мотори-ки.

     Формирование  движений  рук.

     Развитие  опороспособности.

     Работа  над  многозначностью  слова,  его  смысловыми  оттенками,  над  выразительными  средствами  речи  (понимание  сравнений, метафор,  эпитетов,  активизация  словаря)

     Обучение  планирования  речевого  высказывания.

     Введение  в  речь  сложных  логико-грамматических  конструкций,  отражающие  пространственные  отношения  предметов  (семантика  пространства)

     Целенаправленная  работа  по  формированию  и  развитию  корковых  функций  (конструиро-вание  различных  видов,  развитие  стереогноза,  развитие  зрительно-моторной  координации  в  процессе  организованной  деятельности  (глаз-рука-предмет),  активно  формиро-вать  фиксацию  взора  в  рисунках,  играх  на  прослеживание  за  движущими  предметами.

     Работа  по  преодолению  дисграфии.

     Развитие  пространственного  гнозиса  и  праксиса  во  всех  видах,  практической  и  игровой  деятельности  при  самообслуживании

     

     Задания  с  геометрическими  фи-гурами  (преодоление  стереотипов).

     Активизация  действий  ребенка,  через  обыгрывание  математического  материала  (предметы,  рисунки,  схемы).

     Использование  дидактических  игр.

     Поэтапное  расчленение  задания.

     Постоянная  стимуляция.  Обучение  планированию  собственной  деятельности

Гемипаретическая  форма

     Патогенез:  недостаточность  теменно-затылочных  отделов  коры  головного  мозга  (поражены  конечности  на  одной  стороне,  противоположной  пораженному  полушарию)

     Обязательно  развивать  здоровую  руку  и  ногу.  Включать  в  работу  пораженную  руку  (здоровую  в  это  время  расслаблять). Формировать  изолированные  движения  больной  и  здоровой  рукой.  при  сильных  гемипарезах  обучать  больную  руку  поддержками.  Вырабатывать  правильную  позу  при  письме,  рисовании,  еде  и  тд.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

Правосторонний  гемипарез

(нарушение  пространственного  анализа)

     1.  Слабое  речевое  мышление.  Семантические  нарушения - затруднения в осмыслении  логико-грамматических  конструкций  с  наречиями  и  предлогами,  отражающими  пространственные  отношения  предметов.

     Стертые  признаки  моторной  алалии.  Нарушено  произношение:  смазывают  шипящие,  свистящие,  не  выговаривают  "р",  нарушена  структура  многосложных  слоыв,  снижен  фонематический  слух. Редко мнестические  нарушения - забывание  названий  предметов.

     Зеркальное  письмо (элементы  оптико-пространственной  дисгра-фии)

     Низкая  речевая  активность.  Возможны  вторичные  функциональ-ные  речевые  расстройства -заикание,  избирательное  речевое  общение.

     Большие  затруднения  в  усвоении  русского  языка,  предметов  гу-манитарного  цикла.

     2.  Возможны  корковые  нарушения:  пальцевая  агнозия  (неузнавание  пальца),  апраксия,  расстройство  схемы  тела,  нарушение  функций  счета  (порядковый  счет,  цифровой  ряд - справа  налево).

     3.  Нарушение  личностных  свойств  по  типу  аутизма  (уход  в  себя,  низкая  контактность)

     Развивать  речевое  мышление  и  коммуникативную  функцию  речи.

    Расширять  словарный  запас.  Работать  над  пониманием  значений  слов  и  понятий,  пониманием  многозначности  слов.

     Специально  создавать  ситуации  речевого  общения.  Поощрять  лю-бую  речевую  деятельность.  Оказы-вать  помощь,  поддержку.  Иногда  необходимо  начать  с  воспитания  внутренней  речи  (больше  говорить  с  ребенком,  рассказывать  ему,  объяснять  значение  того  или  иного слова,  фразы,  высказывания)

    Коррекция  зеркального  письма  (маркировка  верхнего  левого  угла,  выработка  автоматизированных  движений  слева  направо,  рисование  дорожек,  ленточек)

     Построение  цифрового  ряда  слева  направо,  конструирование  ассиметричных  фигур - по  образцу,  по  памяти.  развитие  манипуля-тивной  деятельности,  содрудествен-ных  движений,  стереогноза,  развитие  мышечно-суставного  чувс-тва - ощупывание  и  узнавание  предметов  без  зрительного  контроля.

     Активизировать  все  виды  деятельности,  оказывать  помощь,  поощрять.  Специально  создавать  ситуации  для  активного  проявления  личности.

Левосторонний  гемипарез

(нарушение  пространственного  синтеза)

     1. Нарушения  пространственного  гнозиса  и  праксиса  (затруднена  ориентировка  на  плоскости  листа)

     Нарушено  пространственное  мышление. Нарушение  функций  счета.

     2.  Нарушение  поведения  по  типу  психопатии.  При  утомлении  раздражительная  слабость,  психо-моторная  расторможенность.

     Коррекция  пространственных  восприятий,  представлений.  Задания  на  пространственную  ориентировку    

     Строгое  соблюдение  охранитель-ного  психологического  режима.  Предупреждать  переутомление,  воз-можные  конфликтные  ситуации.

Гиперкинетическая  форма

     Патогенез:  поражены  подкорковые  отделы  мозга.  Структура  дефекта  неравномерна.  Интеллект  часто  сохранный.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

     1.  Тяжелые  двигательные  нарушения  (насильственные  движе-ния).  Однако  манипулятивная  дея-тельность  удовлетворительна.

     2.  Нарушено  произношение  по  типу  гиперкинетической  дизартрии  (недостаточность  слухового  восп-риятия).  Часто  нарушен  слух  на  высокие  тона  (более  50 %)  Часто  "не  слышат"  инструкцию  (импульс  "разливается"  по  подкорке,  не  доходя  до  коры   головного  мозга).  Испытывают  затруднения  в  выполнении  заданий,  требующих  речевого  оформления.

   Легче  выполняют  визуальные  инструкции.

   Возможна  задержка  развития  речи,  малый  запас  слов  и  представлений,  агроматизмы,  зат-руднения  в  пересказе,  наклонность  к  использованию  речевых  штампов.

     3.  Выраженные  эмоциональные  расстройства,  дети  болезненно  реагируют  на  тон,  обстановку. Возбудимы,  импульсивны,  могут  реагировать   истерически,  отмеча-ются  насильственные  эмоции.  Позже  возникает  много  комплексов. Привязанности  избирательны  и  глубоки.  Выражены  церебрастени-ческие  проявления  (повышенная  утомляемость,  истощаемость,  голов-ные  боли)

     Обучать  бытовому  самообслужи-ванию,  преодолевая  гиперкинезы.  Формировать  изолированные  дви-жения.  Отработка  и  автоматизация  двигательных  навыков.  Воспитание  ритмичности  движений,  умение  переключаться  с  одного  движения  на  противоположное.  Развитие  мышечного  контроля

     Основное  внимание  должно  быть  направлено  на  развитие  речи  и  вербального  мышления  в  связи  с дизартрией  и  дефектом  слуха.

     Развивать  слуховое  внимание,  

     Занятия  с  логопедом.

     Стимулировать  любую  актив-ность  ребенка  для  профилактики  возможных   речевых  нарушений.

     Оказывать  индивидуальную  по-мощь  при  выполнении  заданий,  требующих  речевого оформления.

     Давать  длительную  вводную  часть,  повторять  инструкцию,  давать  пробные  задания.

     Соблюдать  охранительный  ре-жим.  Избегать  перегрузок.

Атонически-астатическая  форма

     Патогенез:  поражение  лобно-мозжечковых  путей.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

     1.  Низкий  тонус,  нарушена  статика  (равновесие).  Характерен  тремор  (дрожание).  Страдают  речь,  письмо.

     2.  Проявляется  лобная  не-достаточность:  некритичность,  не-доучет  ситуации,  нарушение  деятельности

     Формирование  чувства  положе-ния  и  движения  своего  тела  (проприоцептивный  контроль).  Развитие  точных  движений  с  точными  пространственными  пара-метрами.  Формирование  двига-тельных  функций  с  преодолением  тремора  (выполнять  движения  в  ритме  тремора)

     Воспитывать  самосознание,  фор-мировать  адекватную  самооценку.  Учить  анализировать  собственные  поступки,  действия,  отношения.

Ведение детей с церебральным параличом

Поиск
VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.