О кафедре
Образование
Наука
Клинические базы
Пособия
Школа ревматолога
Контакты
Зав. кафедрой: Новик Геннадий Айзикович
Телефон: (812) 295-14-04
Ревматология детского возраста

Цитаты януша корчака о воспитании детей


Януш Корчак о детях и воспитании – цитаты,мысли,высказывания

19 Апрель 2014       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   5280

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца. 6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде. Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

Источник — Википедия

  • Принцип любви к ребёнку

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

«Ты вспыльчив,— говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

  • Своеобразное представление о правах ребёнка

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть.2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37). «Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“,— говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника— объявление борьбы двух жизней: одна— зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая— новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

  • Признание того, что дети— разные.

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :

«Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус.— Что это, мячик?— спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик,— отвечает няня. В другой раз:— Мама, что это за мячик?— Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“— Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию— он не поймет её, глупый совет— он не примет его, не послушается…» (там же).

  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»(Там же.)

  • Право ребёнка на уважение.

«Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929г.)

  • Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

  • Педагогика — наука о человеке

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Детей нет, есть люди.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери.
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
  • Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
  • Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
  • Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
  • Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
  • Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.
  • Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
  • Детство — это не рай, это драма.
  • Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
  • Заставлять детей спать, когда им не хочется,-преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.

 Философские мысли, рассуждения

  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
  • Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает».
  • Здоровье — это главное жизненное благо.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.
  • Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.
  • Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.
  • Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям.
  • Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлёбывать кашу, которую заварил, не так-то просто
  • От слова бывает так же больно, как от удара.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

20 гениальных цитат Януша Корчака о воспитании детей - Статьи - Семья

Во время загрузки произошла ошибка.

1. Ребенок, которого ты родила, весит 10 фунтов (4,5 кг. – Прим. ред.). Каждая капля твоего ребенка была дождинкой, снежинкой, мглой, росой, водой, мутью в городском канале. Каждый атом угля или азота связывался в миллионы разных веществ или разрушал эти соединения. Ты лишь собрала воедино то, что было.

2. Ребенок — папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами. Ты сумеешь прочесть лишь часть их.

3. Через 15 лет ребенок будет смотреть в будущее, а ты — оглядываться в прошлое. В тебе — воспоминания и опыт, в нем — непостоянство и дерзкая надежда. Ты колеблешься — он ждет и верит, ты опасаешься — ему все нипочем.

4. Молодость, если она не насмехается, не отталкивается, не презирает, всегда стремится исправить ошибки прошлого.

5. Любовь — не услуга, которую можно оплатить. Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты? Избегай называть ребенка неблагодарным.

6. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.

7. Обычный поцелуй успокаивает боль, смягчает резкие слова напоминания, пробуждает раскаяние, награждает за усилие. Он — символ любви, как крест — символ веры, и действует так же.

8. Счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.

9. Первое бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается — меньше станет и загадок, и ошибок.

10. Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия.

11. Оберегая ребенка от смерти, мы часто не даем ему жить. Но если ребенок поверит: если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?

12. Тот, кто не продумает как следует систему запретов и приказов, когда их мало, тот растеряется и не сможет ориентироваться, когда их станет много.

13. Даже просто самому открыть дверь — это маленькая победа и праздник для ребенка. Ему уже снятся дальние страны, в мечтах воображает он себя Робинзоном на необитаемом острове — а в действительности счастлив, когда ему  разрешают выглянуть в окно.

14. Младенец старается познать себя, окружающий его животный и растительный мир, потому что с этим связано его мышление. Спрашивая «это что?», он ждет не названия, а оценки, объяснения.

15. Школа требует, а родители дают неохотно. Родители солидаризуются с не всегда справедливыми обвинениями ребенка школой, чтобы избавить себя от хлопот и опеки.

16. Ребенок не глуп — дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания!

В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости.

17. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам. Трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.

18. Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?

19. Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения — и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? Поколение Неронов расплодилось. Кроме здоровья, бывают и недомогания; кроме достоинств и положительных качеств — недостатки и пороки. Отречемся от лицемерной тоски по совершенным детям.

20. Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!

Цитаты из книг Януша Корчака «Как любить ребенка», «Оставьте меня детям…» (Педагогические записи), «Право ребенка на уважение», «Несерьезная педагогика».

Читайте также:

5 лучших воспитателей в истории

Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

10 фактов из жизни Марии Монтессори

Цитаты Януша Корчака - Лучшие высказывания

Цитаты Януша Корчака – это кладезь удивительных наблюдений великого педагога за детьми и их жизнью. Для родителей всех возрастов обязательно к прочтению.

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Он вошел в историю не только как крупный педагог, но и как человек, на деле доказавший свою безграничную любовь к детям. Это случилось во время Второй мировой войны, когда он добровольно поехал в концентрационный лагерь, куда для уничтожения были отправлены воспитанники его «Дома сирот».

Это кажется тем более невероятным, что лично Корчаку многократно предлагали свободу, однако он наотрез отказался оставлять детей.

В данном посте мы собрали избранные цитаты великого педагога, которые, возможно, помогут вам пересмотреть свое отношение к детям.

***

Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.

***

Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даём ему жить.

***

Каким ему быть? Борцом или тружеником, вождем или рядовым? А может, пусть будет просто счастливым?

***

В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать.

***

Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти Его в своей душе, не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и любви.

***

Ты вспыльчив, – говорю я мальчику, – ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь.

***

Вы говорите: «Дети нас утомляют». Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

***

Меня не касается, маленький кто-либо или большой, и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

***

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!

***

Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство.

***

Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.

***

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадежно.

***

Дети любят, когда их слегка принуждают: легче бороться с внутренним сопротивлением, экономятся усилия – не нужно выбирать. Принятие решения – изнурительный труд. Требование обязывает только внешне, свободный выбор – внутренне.

***

Нельзя попрекать одолжениями. Это больше всего обижает. Взрослые думают, что мы легко забываем, не умеем быть благодарными. Нет, мы хорошо помним. И каждую бестактность, и каждый добрый поступок. И мы многое прощаем, если видим доброту и искренность.

***

Неудобно быть маленьким. Всё время надо задирать голову… Всё происходит где-то наверху, над тобой. И чувствуешь себя каким-то затерянным, слабым, ничтожным. Может быть, поэтому мы любим стоять около взрослых, когда они сидят, – так мы видим их глаза.

***

Если мать шантажирует ребенка мнимыми опасностями, чтобы добиться покорности, чтобы он был спокойным, тихим, послушно ел и спал, – он позже станет мстить, пугать, шантажировать ее. Не захочет есть, не захочет спать, будет допекать, шуметь. Устроит маленький ад.

***

А эта цитата Корчака заслуживает отдельного глубокого внимания:

Нищий распоряжается милостыней, как заблагорассудится, а у ребенка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребенок должен принять и быть довольным. Все в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению. Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам – единственная по-настоящему собственность и богатство – шнурок, коробок, бусинки.

***

Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный – хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит – плохой.

***

Если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь – на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство – это очень большая часть человечества и жизни. Только занятые своими заботами, своей борьбой, мы не замечаем его, как не замечали раньше женщину, мужика, порабощенные племена и народы. Мы устроились так, чтобы дети как можно меньше мешали нам, чтобы они как можно меньше понимали, что мы есть на самом деле и чем на самом деле занимаемся.

***

Ради завтра мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которого он не понимает, в котором он не нуждается, крадутся годы жизни, многие годы. Еще успеешь. Подожди, пока вырастешь. И ребенок думает: «Я – ничто. Чем-то бывают только взрослые». Ждет и лениво перебивается со дня на день, ждет и задыхается, ждет и таится, ждет и глотает слюнки. Прекрасное детство? Нет, скучное, и если и есть в нем прекрасные минуты, то отвоеванные, а чаще всего – украденные.

***

Улыбаясь ребёнку – ждёшь в ответ улыбку. Рассказывая что-нибудь любопытное – ждёшь внимания. Сердишься – ребёнок должен огорчиться. Это значит, что ты получаешь нормальную реакцию на раздражение. А бывает и по-другому: ребёнок реагирует парадоксально. Ты имеешь право удивиться, обязан задуматься, но не сердись, не дуйся.

***

В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов. В области интеллекта, по меньшей мере, равен нам. У него есть все. Ему только не хватает опыта. Поэтому взрослый так часто бывает ребенком, а ребенок – взрослым. Вся разница в том, что он не зарабатывает себе на хлеб, что, будучи у нас на содержании, он вынужден подчиняться нашим требованиям.

***

В моём педагогическом арсенале, в моей, скажем так, аптечке воспитателя есть самые разнообразные средства: лёгкое ворчание и мягкая укоризна, рявканье и фырканье, даже сильнодействующая головомойка.

***

Тоже удивительная глубокая цитата Януша Корчака:

Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства. Под угрозой высочайшей обиды оберегаем тайны господствующего класса, касты избранных – приобщенных к высшим таинствам. Обнажать бесстыдно и ставить к позорному столбу можно лишь ребёнка. Мы играем с детьми краплёными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно.

***

Когда ребенок должен ходить и говорить? – Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? – Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает.

***

Заставлять детей спать, когда им не хочется – преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.

***

Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

***

Вежлив, послушен, хорош, удобен, – а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен.

***

Я не знал, что ребенок так хорошо помнит, так терпеливо ждет.

***

Дверь – прищемит палец, окно – высунется и вывалится, косточка – подавится, стул – опрокинет на себя, нож – порежется, палочка – глаз выколет, коробочку с земли поднял – заразится, спички – сгорит. «Руку сломаешь, машина задавит, собака укусит. Не ешь слив, не пей воды, не ходи босой, не бегай по солнцу, застегни пальто, завяжи шарф. Вот видишь, не послушался меня… Погляди: хромой, а вон слепой. Батюшки, кровь! Кто дал тебе ножницы?» Ушиб оборачивается не синяком, а страхом перед менингитом, рвота – не диспепсией, а признаком скарлатины. Везде расставлены ловушки, все зловеще и враждебно. Если ребенок поверит, не съест потихоньку фунта неспелых слив и, обманув родительскую бдительность, не зажжет где-нибудь в укромном уголке с бьющимся сердцем спичку, если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от каких бы то ни было попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?

***

Только безграничное невежество и поверхность взгляда могут позволить недоглядеть, что младенец представляет собой некую строго определенную индивидуальность, состоящую из врождённого темперамента, силы интеллекта, самочувствия и жизненного опыта.

***

Надо уметь сочувствовать добрым, злым, людям, зверям, даже сломанному деревцу и камушку.

***

Ребенок еще не говорит. Когда же он заговорит? Действительно, речь – показатель развития ребенка, но не единственный и не самый главный. Нетерпеливое ожидание первой фразы – доказательство незрелости родителей как воспитателей.

***

Взрослые не хотят понять, что ребенок на ласку отвечает лаской, а гнев в нем сразу рождает отпор.

***

Если вам понравились лучшие цитаты Януша Корчака – поделитесь ими в социальных сетях. Если вам вообще нравятся цитаты и афоризмы великих людей – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

20 цитат великого педагога Януша Корчака о воспитании детей / Малютка

Януш Корчак был уверен, что отношения взрослого и ребенка должны быть построены исключительно на любви и доверии. Вспоминаем вдохновляющие цитаты о детях великого педагога и гуманиста XX века.

1. Ребенок, которого ты родила, весит 10 фунтов (4,5 кг. – Прим. ред.). Каждая капля твоего ребенка была дождинкой, снежинкой, мглой, росой, водой, мутью в городском канале. Каждый атом угля или азота связывался в миллионы разных веществ или разрушал эти соединения. Ты лишь собрала воедино то, что было.
2. Ребенок — папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами. Ты сумеешь прочесть лишь часть их.
3. Через 15 лет ребенок будет смотреть в будущее, а ты — оглядываться в прошлое. В тебе — воспоминания и опыт, в нем — непостоянство и дерзкая надежда. Ты колеблешься — он ждет и верит, ты опасаешься — ему все нипочем.
4. Молодость, если она не насмехается, не отталкивается, не презирает, всегда стремится исправить ошибки прошлого.
5. Любовь — не услуга, которую можно оплатить. Отдаешь ли ты ребенку то, что сам получил от родителей, или одалживаешь на время, тщательно учитывая и подсчитывая проценты? Избегай называть ребенка неблагодарным.
6. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта.
7. Обычный поцелуй успокаивает боль, смягчает резкие слова напоминания, пробуждает раскаяние, награждает за усилие. Он — символ любви, как крест — символ веры, и действует так же.
8. Счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.
9. Первое бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается — меньше станет и загадок, и ошибок.
10. Желая уберечь ребенка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия.11. Оберегая ребенка от смерти, мы часто не даем ему жить. Но если ребенок поверит: если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?
12. Тот, кто не продумает как следует систему запретов и приказов, когда их мало, тот растеряется и не сможет ориентироваться, когда их станет много.
13. Даже просто самому открыть дверь — это маленькая победа и праздник для ребенка. Ему уже снятся дальние страны, в мечтах воображает он себя Робинзоном на необитаемом острове — а в действительности счастлив, когда ему разрешают выглянуть в окно.
14. Младенец старается познать себя, окружающий его животный и растительный мир, потому что с этим связано его мышление. Спрашивая «это что?», он ждет не названия, а оценки, объяснения.
15. Школа требует, а родители дают неохотно. Родители солидаризуются с не всегда справедливыми обвинениями ребенка школой, чтобы избавить себя от хлопот и опеки.
16. Ребенок не глуп — дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания!
В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости.17. Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам. Трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
18. Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
19. Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения — и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? Поколение Неронов расплодилось. Кроме здоровья, бывают и недомогания; кроме достоинств и положительных качеств — недостатки и пороки. Отречемся от лицемерной тоски по совершенным детям.
20. Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
Циататы из книг Януша Корчака «Как любить ребенка», «Оставьте меня детям…» (Педагогические записи), «Право ребенка на уважение», «Несерьезная педагогика».

Цитаты и заповеди Януша Корчака. Детский дом радости

Януш Корчак (настоящее имя – Генрик Гольдшмит) – известный польский педагог, врач, писатель, общественный деятель. Он не был психологом по образованию, но если окунуться в то время, когда жил Януш Корчак (1878 – 1942), понять, как он жил, какие истины исповедовал и какие труды оставил после себя, приходит безоговорочное осознание того, сколько сделал этот выдающийся деятель для понимания психологии детей. Его многочисленные труды об истинных ценностях жизни и становлении личности, среди которых «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка» говорят сами за себя…

Упоминание о Януше Корчаке, часто звучит в контексте воспитателя и Педагога с большой буквы, при этом многие упускают из вида то, что Януш Корчак начинал свою деятельность педиатром. Жизненный путь этой незаурядной личности позволяет понять, что выбранные им два направления – лечение детей и просветительская деятельность практически всю жизнь шли параллельно друг другу.

Януш Корчак

Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Януш начал изучать педагогическую деятельность и идеи Песталоцци. Он совершал ознакомительные поездки по всей Европе с целью понять, в каких условиях живут дети в приютах в разных уголках мира. Корчак интересовался образованием в школах и системой здравоохранения в детских больницах: слушал лекции, знакомился с различными воспитательными учреждениями и проходил практику в детских клиниках.

За время работы в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе, обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок…». Он сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям достойную жизнь. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

На протяжении жизни он пытался лечить не только тела, но и души детей.

Он делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

Мечты сбываются… Детский дом радости

Достаточно молодым, в возрасте 33 лет, Янушу Корчаку удалось осуществить свою мечту. Он открыл в Варшаве «Дом сирот», которым впоследствии руководил до конца жизни. Детский дом радости – так еще называли творение Корчака, не был приютом в традиционном понимании этого слова. Необычное, а для многих детей, единственное пристанище было похоже на детскую республику, где Януш применял новаторские педагогические методики. Корчак акцентировал свое внимание на признании ценности личности ребенка, признания за ребенком права на индивидуальность. Корчак был уверен, что становление ребенка как личности – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Уникальному «Дому сирот» не было равных во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим пристанищем не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака. В доме все жили по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели. Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее».

* * *

Во время гитлеровского холокоста старый доктор не оставил детей на произвол судьбы. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда Януша Корчака выкупили его бывшие воспитанники. Вернувшись в «Дом Сирот», который на тот момент находился на территории Варшавского гетто, Корчак продолжал поддерживать дух воспитанников, несмотря на то, что положение детей с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь. Трижды ему предлагали спастись, трижды, он отказывался…

В августе 1942 года основателя детского дома радости и двести его воспитанников отправили в концлагерь в Треблинку, где через непродолжительное время Януш Корчак вместе со всеми детьми встретил смерть в газовой камере…

 О том, как относился этот удивительный человек к детям, без лишних слов становится понятно, читая его красноречивые цитаты и заповеди, с которыми стоит ознакомиться каждому родителю:

«Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной. Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач».

«Упрямый ребенок – это результат неразумного поведения матери».

«Детей нет, есть люди: с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

«Детское «дай», даже просто протянутая рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «нет», а от этих первых «не дам, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый».

Десять заповедей воспитания детей: 

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
  9. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  11. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Подготовила Вера Пустовидко

Помогите проекту - поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! :-)

«Умей любить чужого ребёнка». Алфавит Януша Корчака

Если бы родители, воспитатели, учителя, да и все, кто живёт в одном мире с детьми, читали и понимали Януша Корчака, общество вокруг нас определённо стало бы лучше. Наш блогер Оксана Данилюк собрала самые важные цитаты писателя.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1 июня мы вновь отметили Международный день защиты детей. По этому поводу я решила вспомнить слова Януша Корчака — всемирно известного польского писателя, педагога и врача, который в 1942 году вместе с 200 своими воспитанниками и коллегами погиб в газовой камере лагеря уничтожения Треблинка II. Он написал книгу «Как любить ребёнка» в полевом госпитале под грохот пушек, во время войны — это была Первая мировая война. Тот, кто читает эту книгу, неизменно удивляется, насколько взрослый может быть на стороне детей.

Януш Корчак. Рисунок Ицхака Бельфера, художника и скульптора, ученика Януша Корчака. 2006 г.Януш Корчак. Рисунок Ицхака Бельфера, художника и скульптора, ученика Януша Корчака. 2006 г.

Всемирно известный писатель, внимательный и чуткий педагог, талантливый врач, журналист, общественный деятель и моральный авторитет Януш Корчак родился в Варшаве, когда город был частью Российской империи. Прожил большую жизнь. С детства Корчак не расставался с книгами, потом сам начал писать. Настоящее его имя — Генрик Гольдшмит, но взяв однажды в юности для конкурса в газете псевдоним — имя героя из своей первой книги — он так и остался Янушем Корчаком навсегда.

Всю свою жизнь он открывал современниками педагогику не как абстрактную науку, а как живую систему понимания и уважения к ребёнку-Человеку. «Детей нет — есть люди» — его слова прошли испытание временем. Спустя сто лет они будят, убеждают, обличают, трогают, заставляют присмотреться и задуматься. Мы выбрали самые важные цитаты из книги «Как любить ребёнка», написанной Старым Доктором — так его любили называть дети.

Януш Корчак и воспитанники «Дома сирот». 1938 г. Фото: KorczakianumЯнуш Корчак и воспитанники Дома сирот. 1938 г. Фото: Korczakianum

О детях и детстве

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.

Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.

Какие небольшие победы празднует ребенок, уже грезящий о дальних путешествиях. В мечтах он — Робинзон на безлюдном острове. А в действительности — рад, когда позволят выглянуть в окно.

Если бы человек мог подсчитать все унижения, несправедливости и обиды, которые ему пришлось испытать за свою жизнь, оказалось бы, что львиная их доля приходится именно на «счастливое» детство.

Не забывай, что самые важные встречи человека — с детьми. Обращай больше внимания на них. Мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

О взрослых

Ребёнок — иностранец, гость в этом мире. Он пока не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Необходим проводник, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!

Быть взрослым — ещё не значит, что тебе отныне можно всё. Быть взрослым — это ощущать тотальное сочувствие всему живому. Свою ответственность за всё малое в мире.

Я видел способных, но ленивых и недобросовестных взрослых людей. Что из того, что медсестра знает, как обращаться с больными, или воспитательница сдала экзамены на пятерки и помнит, что пишут о детях учёные? К чему это, если первая не любит больных, а вторая — презирает детей?

О благодарности

Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Януш Корчак и Стефания Вильчинская, основатели Дома сирот. 1938 г. Фото: Korczakianum

О гордости

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся без тщеславной гордости и высокомерия, не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребёнка стать сосредоточенным и тихим. Недоверчивый и угрюмый не сделается по принуждению общительным и откровенным. Самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным.

О доме

В маленькой квартире может царить согласие, доброжелательность, веселье. В большой — скука, строгость и безразличие. Одиноким ребёнок может быть везде.

О смерти

Мы наивно боимся смерти, не сознавая, что жизнь для ребёнка — это исследование вселенной, хоровод умирающих и вновь рождающихся мгновений. Год — это лишь попытка понять вечность по-будничному. Мир длится столько, сколько улыбка или вздох. Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни. Не желая, чтобы он умер — не даём ему жить.

О знаниях

Вы говорите: «Дети ничего не знают». Всё так. Но есть то, что за гранью «знаний». Ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своём.

Из-за книг с их готовыми формулами притупилось наше зрение и обленилась мысль. Живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, люди настолько утратили веру в себя, что не хотят смотреть своими глазами. Будто печатное слово — откровение, а не результат наблюдений. Внимательных, но только чьих-то, а не моих, вчерашних, а не сегодняшних, над чьим-то, а не над моим ребёнком.

О любви

Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому ребёнку того, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Педагоги и воспитанники «Дома сирот». 1938 г. Фото: KorczakianumПедагоги и воспитанники Дома сирот. 1938 г. Фото: Korczakianum

О терпении и воспитании

Нетерпеливое и требовательное ожидание первого слова, мгновенного достижения, высокой оценки — это ошибка, доказательство незрелости родителей как воспитателей.

Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Кадр из фильма «Корчак». Режиссёр — Анджей Вайда. 1990 г.Кадр из фильма «Корчак». Режиссёр — Анджей Вайда. 1990 г.

О счастье и слезах

Если вы умеете определять радость ребёнка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость — преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны. Радость триумфа и счастье самостоятельности, овладения и обладания.

Слёзы упрямства и каприза — это слёзы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь.

О творчестве

Будущее нуждается в вашем творчестве, а не в механическом повторении. Будущее зависит от того, что вы делаете сегодня.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Сцена из документальной мистерии «Дорога в небо», Театр «На набережной». Режиссёр — Фёдор Сухов.«Дорога в небо» — документальная мистерия о Доме сирот Януша Корчака. Театр «На набережной». Режиссёр — Фёдор Сухов

Я — Януш Корчак

Когда я с детьми — я их спутник, а они — мои спутники. Мы разговариваем или же молчим. Мешать стараются те, кто жаждет верховодить и к общению в молчании не привыкли. Однажды и они поймут эту тайну. На часах моё время и их время, когда мы вместе. Наше общее счастливое время жизни — моё и их. Мы дышим им. Оно не вернётся…

Мы берём в дождливый день с протоптанной дорожки вблизи промышленного города горсть самой чёрной земли. Она состоит из глины, смешанной с сажей, песком и водой. Все эти элементы находятся в состоянии взаимной беспомощной войны, уничтожая природу и мощь друг друга…

Песок вытесняет глину, глина выжимает воду, сажа всё грязнит. А если оставить их в абсолютном покое, из глины возникнет сапфир, из песка — опал, из сажи — алмаз; три драгоценных камня, способных отражать все лучи солнца, в оправе снежной звезды.

Варшава. Площадь Старого города.Современная Варшава. Площадь Старого города

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Essential Korczak: мудрые слова польского мастера по правам детей | Статья

.

Essential Korczak: мудрые слова польского мастера по правам детей

по умолчанию, Essential Korczak: Вдохновляющие цитаты из Польский магистр по правам детей Януш Корчак с воспитанниками своего детского дома в Варшаве, 1923 г., фото: общественное достояние, центр, dom_sierot_orkiestra_pod_batuta_janusza_korczaka_1923.jpg

# язык и литература #Дети

Вот самое лучшее из неортодоксальной мудрости Януша Корчака о детях (и взрослых), заключенное в его собственные слова.

Януш Корчак защитник прав детей, педагог и педагог, многие новаторские идеи которого опередили свое время. также был блестящим и вдохновляющим писателем. Хотя ничто не заменит фактическое чтение Корчака (чьи работы теперь доступны в новом английском переводе), эти цитаты, несомненно, могут служить вдохновляющим введением в неортодоксальную философию Корчака о ребенке и воспитании детей. Это важный, вдохновляющий Корчак.

100 лет спустя «Как полюбить ребенка»: новое исследование Януша Корчака

Дети - это не люди будущего, они уже люди.

Это счастье человечества, что мы не можем заставить детей подчиняться влиянию их опекунов или дидактическим нападкам на их здравый ум и здоровую человеческую волю. ('Как любить ребенка')

[T] Первое, неоспоримое право ребенка - выражать свои мысли и принимать активное участие в наших обсуждениях и вынесении приговоров о нем.Когда мы вырастем в сторону уважения и доверия, когда он сам поверит и скажет то, что имеет право - загадок и ошибок будет меньше.

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Один ребенок - большой и важный мир. Двое детей - это три больших мира.

Януш Корчак "Искусство воспитания детей"

Вы [взрослые] ворчите: - [...] «Мы должны опуститься в их [детский] мир. Опустить, согнуть, усадить.' Вы ошибаетесь. [...] - «Мы должны подняться до их чувств. Поднимитесь, протяните руку, встаньте на цыпочки, достигните

Януш Корчак, "Когда я снова маленький"

Отношения между взрослыми, особенно опекунами, и детьми никогда не должны носить характер борьбы за власть и права: опекуны обязаны умело создавать условия, при которых дети могут свободно развиваться в полноте своих прав.

Януш Корчак, "Право ребенка как личности"

Когда два чрезвычайно расходящихся мира - взрослых и детей - вступают в контакт, это заканчивается поражением и рабством более слабых, то есть детей.(«Права ребенка как личности»)

Януш Корчак: наследие писателя и учителя

Половины человечества не существует; их жизнь - это шутка, их стремления - наивные, их эмоции - скоротечные, их взгляды - глупые. Дети отличаются от взрослых, чего-то не хватает в их жизни и

-го.

Цитаты и высказывания Януша Корчака (22 цитаты)

Цитаты и высказывания Януша Корчака (22 цитаты)
Шоколад - вот ответ. Какая разница, какой вопрос - Веселые цитаты
Мужчины ходят по магазинам, чтобы купить то, что им нужно.Женщины ходят по магазинам, чтобы узнать, чего они хотят - Funny Quotes
Я никогда не делаю одну и ту же ошибку дважды. На всякий случай делаю это пять или шесть раз - Funny Quotes

Текстовые цитаты

Не бойтесь мечтать ... всегда что-нибудь получится (цитаты Януша Корчака) Я бабочка, опьяненная жизнью.Я не знаю, где парить, но я не позволю жизни подрезать мои прекрасные крылья. (Цитаты Януша Корчака) Человек чувствует и размышляет о смерти, как о конце, тогда как на самом деле смерть - это просто продолжение жизни. Это другая жизнь. Вы можете не верить в существование души, но должны признать, что ваше тело будет жить как зеленая трава, как облако. Ведь ты вода и пыль (цитаты Януша Корчака) Дети - это не люди завтрашнего дня, а люди сегодня. Они имеют право на то, чтобы к ним относились серьезно.Они имеют право на то, чтобы взрослые относились к ним с нежностью и уважением, как на равных. Им нужно позволить вырасти в тех, кем они должны были быть - неизвестный человек внутри каждого из них - надежда на будущее (цитаты Януша Корчака) Жизнь - это цирк, где одни моменты зрелищнее других (цитаты Януша Корчака) Я хорошо разбираюсь в чтении страниц войны (цитаты Януша Корчака) Дети, будучи маленькими и слабыми, имеют небольшую рыночную стоимость (цитаты Януша Корчака) Жизнь кусается, как собака (цитаты Януша Корчака) Все, что было достигнуто посредством давления и насилия, нестабильно, ненадежно и неверно (цитаты Януша Корчака) Я подписал договор с жизнью: мы не будем мешать друг другу (цитаты Януша Корчака) Взгляните на мир и смейтесь (цитаты Януша Корчака) Жизнь никогда не дает большего, чем частичное освобождение.Достижение никогда не может быть более чем фрагментарным (цитаты Януша Корчака) Когда начинается одиночество старости? (Цитаты Януша Корчака) Вы будете продолжать ошибаться, потому что только тот, кто ничего не делает, избегает ошибок (цитаты Януша Корчака) Я существую не для того, чтобы меня любили и восхищались, а чтобы любить и действовать. Любить меня - не долг окружающих. Скорее, мой долг - заботиться о мире, о человеке (цитаты Януша Корчака) Требовать, чтобы другие предоставили вам прогнозы из учебников, - все равно что просить незнакомую женщину родить вашего ребенка.Есть озарения, которые могут родиться только из вашей собственной боли, и они самые ценные (цитаты Януша Корчака) Не пытайтесь стать учителем в одночасье с психологической бухгалтерией в сердце и педагогической теорией в голове (цитаты Януша Корчака) Душа ребенка так же сложна и полна противоречий, как и наша душа (Цитаты Януша Корчака) Я бабочка, опьяненная жизнью. Я не знаю, где парить, но я не позволю жизни подрезать мои прекрасные крылья (цитаты Януша Корчака) Каждый человек несет в себе целый мир, и все существует дважды: один так, как он есть, другой так, как он это воспринимает своими глазами и чувствами (Цитаты Януша Корчака) Суд не слетает с мертвой точки.Он не кричит оскорблениями. Он говорит спокойно (цитаты Януша Корчака) Если вы фанатично следите за нравственностью своих детей, возможно, вы сами не совсем в порядке (цитаты Януша Корчака) .

«Детей нет, есть люди»: педагог Януш Корчак | Статья

«Нет детей, есть люди», «право ребенка на уважение», «право ребенка на сохранение своей идентичности» - эти лозунги удачно резюмируют образовательное кредо Януша Корчака. Но что они на самом деле означают?

Януш Корчак, псевдоним Генрика Гольдшмита, был польско-еврейским педагогом, детским писателем, врачом и педагогом. В Польше он наиболее известен своей детской книгой Król Maciuś Pierwszy (Король Мэтт Первый), которую каждый польский ребенок читает в школе.За границей Старый Доктор, как его называли, в основном связан с его работой с еврейскими сиротами во время Холокоста. Как директор детского дома в Варшавском гетто, он отказался от убежища и остался со своими сиротами, когда их отправили в лагерь смерти Треблинка.

За последние семьдесят лет многие идеи Януша Корчака стали частью образовательного мейнстрима. Физический иммунитет ребенка стал европейской нормой, а психологическое насилие осуждается все чаще.Уважение к детям становится все более распространенным. Что это значит на практике? Что на самом деле имел в виду Старый Доктор, когда записывал свои теории?

12 вещей, которые стоит знать о Януше Корчаке .Xԭk- (1% $ * IJȜX # oM * wUUrW] *> HL + J (QO2U6U6U6U6U6U6U6U ֪ʦʮʮʮʮʮʮʮʮʮʮ Q * GUUYk + 7Z \ kIsg̓ * 'UNT9rVY * gUΪU9rVE * U. \ TrQE * tUz U] tUz U] = AWM U] Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q = Ճ Q == c ۍ ֵט Gx $ YIQR4% sG> H \ IT-Q * GUT9rRI * 'UNT9rV9VYr * gU. \ TrQE * WU \ UrUU * WUTrSM * 7UnTrWU.hZVU.hZVU.hZVU.hZVU.hZVU.hZVU.hZVU.hZvA; FN # h> FFN # hi4va ߃ ƯBO x

.

Януш Корчак Цитаты (1 цитата)

«Предвидя их бедствия и страх, когда наступил день депортации (6 августа 1942 г.), он [Хенрик Гольдшмит, псевдоним: Януш Корчак] присоединился к ним в поезде, направлявшемся в Треблинку, потому что, по его словам, он знал, что его присутствие успокоит их -« Вы не оставляете на ночь больного ребенка и не оставляете детей в такое время ». На фотографии, сделанной на Umschlagplatz (площадь перевалки), он марширует без шляпы, в военных ботинках, рука об руку с несколькими детьми, в то время как 192 других ребенка и десять сотрудников следуют за ним, четыре в ряд, в сопровождении немецких солдат.Корчак и дети сели в красные товарные вагоны, не намного больше курятников, обычно набитые семидесятью пятью вертикальными взрослыми, хотя все дети легко помещались. В рассказе очевидца Джошуа Перле в книге «Разрушение Варшавского гетто» он описывает эту сцену: «Произошло чудо, двести чистых душ, приговоренных к смерти, не плакали. Ни один из них не убежал. Никто не пытался скрыться. Как убитые ласточки, они цеплялись за своего учителя и наставника, за своего отца и брата Януша Корчака.

В 1971 году русские назвали в его честь недавно открытый астероид, 2163 Корчак, но, возможно, им следовало назвать его Ро, планетой, о которой он мечтал. Поляки называют Корчака мучеником, а израильтяне почитают его как одного из тридцати шести справедливых людей, чьи чистые души делают возможным спасение мира. Согласно еврейской легенде, эти немногие своим добрым сердцем и добрыми делами спасают слишком злой мир от разрушения. Только ради них спасено все человечество. Легенда гласит, что это обычные люди, а не безупречные или волшебные, и что большинство из них остаются неузнанными на протяжении всей своей жизни, хотя они предпочитают увековечивать добро даже в разгаре ада.”
- Дайан Акерман

.

Дети Януша Корчака, Глория Спилман

Краткая, но милая биография заботливого, нежного человека

Януш Корчак был защитником детей, посвятив им свою жизнь и, в конце концов, утешая их в лагере смерти Треблинка. Поскольку эта книга предназначена для более молодых читателей, в последние годы жизни доктора Корчака в ней обращаются с особой осторожностью. Кроме того, г-жа Шпильман посвящает большую часть книги детству Януша Корчака и его приюту на улице Крочмальная 92 в Варшаве, Польша.На протяжении всей книги добрый Доктор изображается как c

Краткая, но милая биография заботливого, нежного человека

Януш Корчак был защитником детей, посвятив им свою жизнь и, в конце концов, утешая их в лагере смерти. Треблинка. Поскольку эта книга предназначена для более молодых читателей, в последние годы жизни доктора Корчака в ней обращаются с особой осторожностью. Кроме того, г-жа Шпильман посвящает большую часть книги детству Януша Корчака и его приюту на улице Крочмальная 92 в Варшаве, Польша.На протяжении всей книги добрый Доктор изображается как заботливый, чуткий человек, которым он был и как он служил детям, которых больше никто не хотел. Я благодарен за то, что эта прекрасная книжка была написана для детей, чтобы познакомить их с заботливым, героическим человеком, который их любил. Его история заслуживает того, чтобы ее рассказали и прочитали дети и их счастливые родители.

.

Смотрите также

VIII Научно-практическая конференция с международным участием "Воронцовские чтения. Санкт-Петербург- 2015".
Глубокоуважаемые коллеги!  27 - 28 февраля ...
Аритмология детского возраста
Уважаемые коллеги! Доводим до вашего сведения, чт...
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта.