|
![]() |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Цитаты выготского о воспитании детейЦитаты ВыготскогоПодготовил: Дмитрий Сироткин Представляю вам подборку цитат психолога Льва Выготского (1896 — 1934). Наверное, можно сказать, что он является родоначальником советской московской психологической школы. Цитаты сведены по темам: мышление и речь, искусство, развитие ребенка, личность, педология, дефект, эмоции, поведение, наука, творчество, сверхчеловек, сознание, психология, понимание, фантазия, эстетика, воспитание и обучение, мысли. О мышлении и речиОблака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождём слов. Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно — от слова к мысли. Это отношение представляется в свете психологического анализа как развивающийся процесс. Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершенствуется в слове. Мысль не просто выражается в слове, но и совершается в нем. В нашей речи всегда есть задняя мысль, скрытый подтекст. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути. Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое образование. Установление изменчивости значений сделалось возможным только тогда, когда была определена правильно природа самого значения. Природа его раскрывается прежде всего в обобщении, которое содержится как основной и центральный момент во всяком слове, ибо всякое слово уже обобщает. Кстати, цитаты о речи Об искусствеИскусство - важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. Искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится. Если мы припомним тот элементарный факт, что всякое чувство есть расход души, а искусство непременно связано с возбуждением сложной игры чувств, мы сейчас увидим, что искусство нарушает принцип экономии сил в своем ближайшем действии... Возможность изживать в искусстве величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни, видимо, и составляет основу биологической области искусства. Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна. Другое дело — архитектура, лирика и музыка, где эти эмоции не только имеют значение результата или награды, но, прежде всего, выступают в роли основного душевного момента, в котором сосредоточен весь центр тяжести произведения. Впоследствии, когда искусство отрывается от работы и начинает существовать как самостоятельная деятельность, оно вносит в самое произведение искусства тот элемент, который раньше составлял труд... О развитии ребенкаРазвитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество – таковы три направления, между которыми беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребенка. Отношение ребенка к действительности с самого начала – социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку. Но самое важное, что мы знаем о развитии мышления и речи у ребенка, заключается в том, что в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею. При всей необычной силе памяти ребенка... впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в последующей жизни ребенка. Кстати, цитаты о детях О личностиТо, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека... Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Как бы мы ни толковали высшие психические функции, мы... прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции... Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. О педологииПедология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой — педологию. Если же под психологизмом в педологии понимать — именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, попытку установить иерархию в возрастном симптомокомплексе и признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности, … то … такая точка зрения представляется нам совершенно справедливой. Если синтез не просто пустое слово, а обозначает реально существующий в природе детского развития факт, то педология приобретает в признании этого факта свою неоспоримую объективную прочную основу. О дефектеЧувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, И она становится главной движущей силой психического развития. То, о чем всегда мечтало человечество как о религиозном чуде: чтобы слепые прозрели и немые заговорили, - осуществить призвано социальное воспитание, возникающее в величайшую эпоху окончательного переустройства человечества. Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом. Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия "дефективный ребенок" как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой - участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим. Об эмоцияхМы знаем, что те или иные эмоции всегда вызывают у нас определенное течение представлений. Наше чувство стремится быть отлитым в известные образы, в которых оно находит свое выражение и свой разряд. Аффекты и страсти представляют собою расходование душевной силы, это не может подлежать сомнению, равно как и то, что если взять всю совокупность аффектов и страстей за известный период времени, то этот расход окажется огромным. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. О поведенииЧем проще и элементарнее наши отношения со средой, тем элементарнее протекает наше поведение. Чем сложнее и тоньше становится взаимодействие организма и среды, тем зигзагообразнее и запутаннее становятся процессы уравновешивания. На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга. Когда мы, следовательно, намеренно вмешиваемся в течение процессов нашего поведения, то это совершается только по тем же законам, каким подчинены эти процессы в своем естественном течении, точно так же, как только по законам внешней природы мы можем ее видоизменять и подчинять своим целям. О наукеКто рассматривает факты, неизбежно рассматривает их в свете той или иной теории. Пусть мышлению смелых теоретиков дан закон стремиться ко «всему или ничему» в попытках объяснения; осторожным же исследователям в виде мудрого противовеса приходится принимать во внимание упорство фактов. Ведь стремиться объяснить все и значит: не объяснить ничего. Всякое конкретное явление совершенно неисчерпаемо и бесконечно по своим отдельным признакам; надо всегда искать в явлении то, что делает его научным фактом. Это именно отличает наблюдение солнечного затмения астрономом от наблюдения этого же явления просто любопытным. Первый выделяет в явлении то, что делает его астрономическим фактом; второй наблюдает случайные, попадающие в поле его внимания признаки. Кстати, цитаты о науке О творчествеСущество, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Кстати, цитаты о творчестве О сверхчеловекеНе вправе ли мы предположить, что при таких условиях создастся новый тип человека, стоящий выше самых высоких типов, какие создавала до сих пор культура? Это будет сверхчеловек, если хотите, но он будет не исключением, а правилом, он будет сверхчеловеком по сравнению со своими предками, а не со своими ближними. Только поднятие всего человечества на высшую ступень в общественной жизни, только освобождение всего человечества является путем к возникновению нового типа человека. Однако, это изменение человеческого поведения, изменение человеческой личности неизбежно должно привести к дальнейшей эволюции человека и к переделке биологического типа человека. О сознанииСпособность нашего тела быть раздражителем (своими актами) для самого себя (для новых актов) — такова основа сознания. Нетрудно понять, что сознание не приходится рассматривать биологически, физиологически и психологически как второй ряд явлений. Ему должно быть найдено место и истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма. Это первое требование к нашей рабочей гипотезе. Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения – значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания. О психологииБыть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им. Все говорит за то, что психология действительно встала на тот путь, идя по которому она достигнет рационализации самых стихийных и слепых сил организма, овладения всем сознательным и подсознательным аппаратом психики и подчинит его себе так же, как мир внешних сил. Ещё недостаточно формально сблизить психологию и историю, следует ещё спросить, какую психологию и какую историю мы сближаем. Метафизически можно сблизить всё, что угодно, со всем. О пониманииДействительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку. Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по-своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения. О фантазииНебывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине. Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Фантазия ребенка - это диалог с вещами, фантазия подростка - это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет. Об эстетикеКакова этика такова и эстетика. Задача эстетики сводилась, как шутил Толстой, к требованию, чтобы писали казнь, и чтобы было как цветочки. По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение. О воспитании и обученииПедагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития. О мыслиВсякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то. Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание, т. е. мысль выполняет какую-то функцию, работу, решает какую-то задачу. Человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Кстати, цитаты о мысли О разномЧеловек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей. Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов. Ах, как надо вместе и презирать жизнь и уважать её, чтоб жить. Главное — быть над ней, третировать её чуть-чуть свысока (Чехов) и быть свободным от неё. Я — индепендент. Найденное Фрейдом решение этого уравнения я не объявил большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения.
Как известно, долгие годы работы Выготского, психолога марксистского направления, были под запретом в Советском Союзе. Цитаты о Выготском
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже. Комментарии также всячески приветствуются! Копилка высказываний великих педагогов - Сайт golubnatalia!Высказывания и мысли великих людей о воспитании! От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет. Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста. В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять. Иммануил Кант Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. Лев Толстой Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. ...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. Януш Корчак Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. В. А. Сухомлинский Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами... Антон Павлович Чехов Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. Коменский Я. Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Ушинский К. Д. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А. Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди. Януш Корчак Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Т.Гончаров Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А.Чехов Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. И. Бабель Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды. Цицерон Обучая учусь. Сенека Старший Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию. Д. Локк Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи Наш воспитатель - наша действительность. М. Горький Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А. В. Луначарский Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А.С. Макаренко Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А.С.Макаренко Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье? А.С. Макаренко Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А.С. Макаренко Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем. Д.И. Писарев Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.Ж. Руссо Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К.Д. Ушинский Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К.Д. Ушинский Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят. Г. Торо Когда слово не бьет, то и палка не поможет. Сократ Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных. Дейл Карнеги Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого Эрнест Хемингуэй В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»... Альберт Эйнштейн Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы. Бисмарк Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого. Антуан де Сент-Экзюпери Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д. Дьюи Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку. Д.И. Писарев Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский Письмо к учителю сына. Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество. Авраам Линкольн Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас. Георг Лихтенберг Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме. Н.Н. Лузин Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете. Конфуций Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет. Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса. Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене». И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством» Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет» Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее. А.И. Солженицын Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас. А.И. Солженицын Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи. Меньшиков К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д.И. Менделеев В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны. Н.И. Пирогов Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. Монтень Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно. Тиру-Валлювар Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди. Януш Корчак Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Ш. Амонашвили Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление? Ш. Амонашвили Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль. В.А. Сухомлинский Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. В.А. Сухомлинский Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. А. Дистервег Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. A. Барбюс У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка. В.А. Сухомлинский Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. Петр Капица Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним. Р. Бах Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни. К.Д. Ушинский Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства. В. А. Сухомлинский Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. В. Ф. Шаталов Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. В.О.Ключевский В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить. Cократ Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний. К.Д. Ушинский Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. К.Д. Ушинский Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Бисмарк Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует. A. Дистервег Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой Цитаты о воспитании детей. Великие педагоги о детяхСодержание статьи: Короткие цитаты о воспитании детей Великие педагоги о детях и воспитании Цитаты о воспитании детей известных людей Цитаты о воспитании детей родителями в семье Цитаты о воспитании детей дошкольного возраста Цитаты о воспитании детей в школе Во все времена просвещённых людей волновали вопросы воспитания детей. Как правильно это делать? Какие слова говорить? Какие действия совершать? До сих пор люди обращаются к знаниям великих педагогов разных стран и разных эпох. Почитайте высказывания о воспитании детей в нашей подборке. Это просто кладезь мудрости для молодых родителей, воспитателей, учителей. Короткие цитаты о воспитании детей*** Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. *** Сначала убедись, а потом уж убеждай. *** Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. *** Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд) *** Воспитание развивает способности, но не создает их. *** Воспитание есть усвоение хороших привычек. *** Воспитателем, как и художником, нужно родиться. *** Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. *** Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв. *** Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника. *** Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. *** Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Великие педагоги о детях и воспитании*** Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог. *** Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. *** Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. *** Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. *** Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. *** Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее. *** Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? *** Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. *** Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье? *** Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. *** Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. *** Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети. *** Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо. *** Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него. *** Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя. *** Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании. *** Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Цитаты о воспитании детей известных людей*** Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! — не тут-то было: только что начинается!..» *** Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. *** Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. *** Воспитывать — значит приготовлять к жизни… Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы. *** Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. *** Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста. *** Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
Цитаты о воспитании детей родителями в семье*** Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. *** Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте своё собственное поведение. *** Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам. *** Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. *** Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. *** Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. *** Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Цитаты о воспитании детей дошкольного возраста*** Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким его сделают к пятому году жизни, но принципы воспитания те же, что и в 10, 11 лет. *** Ощущение своего и чужого нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть спокойны за жизнь ребёнка. *** В детском саду, где ребёнок находится весь день, выполнение режима дня является главным в воспитании дисциплинированности, в закаливании, в создании хорошего настроения детей.
Цитаты о воспитании детей в школе*** Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. *** Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль. *** Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем. *** Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. *** Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. *** Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. *** Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. *** В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. *** В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. *** Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал. Приглашаем посмотреть видео с цитатами о воспитании детей. Цитаты выготского о воспитании детейЦитаты ВыготскогоПодготовил: Дмитрий Сироткин Представляю вам подборку цитат психолога Льва Выготского (1896 — 1934). Наверное, можно сказать, что он является родоначальником советской московской психологической школы . Цитаты сведены по темам: мышление и речь, искусство, развитие ребенка, личность, педология, дефект, эмоции, поведение, наука, творчество, сверхчеловек, сознание, психология, понимание, фантазия, эстетика, воспитание и обучение, мысли. О мышлении и речиОблака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождём слов. Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно — от слова к мысли. Это отношение представляется в свете психологического анализа как развивающийся процесс. Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершенствуется в слове. Мысль не просто выражается в слове, но и совершается в нем. В нашей речи всегда есть задняя мысль, скрытый подтекст. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути. Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое образование. Установление изменчивости значений сделалось возможным только тогда, когда была определена правильно природа самого значения. Природа его раскрывается прежде всего в обобщении, которое содержится как основной и центральный момент во всяком слове, ибо всякое слово уже обобщает. Об искусствеИскусство — важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. Искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится. Если мы припомним тот элементарный факт, что всякое чувство есть расход души, а искусство непременно связано с возбуждением сложной игры чувств, мы сейчас увидим, что искусство нарушает принцип экономии сил в своем ближайшем действии. Возможность изживать в искусстве величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни, видимо, и составляет основу биологической области искусства. Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна. Другое дело — архитектура, лирика и музыка, где эти эмоции не только имеют значение результата или награды, но, прежде всего, выступают в роли основного душевного момента, в котором сосредоточен весь центр тяжести произведения. Впоследствии, когда искусство отрывается от работы и начинает существовать как самостоятельная деятельность, оно вносит в самое произведение искусства тот элемент, который раньше составлял труд. О развитии ребенкаРазвитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество – таковы три направления, между которыми беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребенка. Отношение ребенка к действительности с самого начала – социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку. Но самое важное, что мы знаем о развитии мышления и речи у ребенка, заключается в том, что в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею. При всей необычной силе памяти ребенка. впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в последующей жизни ребенка. О личностиТо, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека. Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Как бы мы ни толковали высшие психические функции, мы. прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции. Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. О педологииПедология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой — педологию. Если же под психологизмом в педологии понимать — именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, попытку установить иерархию в возрастном симптомокомплексе и признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности, … то … такая точка зрения представляется нам совершенно справедливой. Если синтез не просто пустое слово, а обозначает реально существующий в природе детского развития факт, то педология приобретает в признании этого факта свою неоспоримую объективную прочную основу. О дефектеЧувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, И она становится главной движущей силой психического развития. То, о чем всегда мечтало человечество как о религиозном чуде: чтобы слепые прозрели и немые заговорили, — осуществить призвано социальное воспитание, возникающее в величайшую эпоху окончательного переустройства человечества. Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом. Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия «дефективный ребенок» как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой — участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим. Об эмоцияхМы знаем, что те или иные эмоции всегда вызывают у нас определенное течение представлений. Наше чувство стремится быть отлитым в известные образы, в которых оно находит свое выражение и свой разряд. Аффекты и страсти представляют собою расходование душевной силы, это не может подлежать сомнению, равно как и то, что если взять всю совокупность аффектов и страстей за известный период времени, то этот расход окажется огромным. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. О поведенииЧем проще и элементарнее наши отношения со средой, тем элементарнее протекает наше поведение. Чем сложнее и тоньше становится взаимодействие организма и среды, тем зигзагообразнее и запутаннее становятся процессы уравновешивания. На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга. Когда мы, следовательно, намеренно вмешиваемся в течение процессов нашего поведения, то это совершается только по тем же законам, каким подчинены эти процессы в своем естественном течении, точно так же, как только по законам внешней природы мы можем ее видоизменять и подчинять своим целям. О наукеКто рассматривает факты, неизбежно рассматривает их в свете той или иной теории. Пусть мышлению смелых теоретиков дан закон стремиться ко «всему или ничему» в попытках объяснения; осторожным же исследователям в виде мудрого противовеса приходится принимать во внимание упорство фактов. Ведь стремиться объяснить все и значит: не объяснить ничего. Всякое конкретное явление совершенно неисчерпаемо и бесконечно по своим отдельным признакам; надо всегда искать в явлении то, что делает его научным фактом. Это именно отличает наблюдение солнечного затмения астрономом от наблюдения этого же явления просто любопытным. Первый выделяет в явлении то, что делает его астрономическим фактом; второй наблюдает случайные, попадающие в поле его внимания признаки. О творчествеСущество, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. О сверхчеловекеНе вправе ли мы предположить, что при таких условиях создастся новый тип человека, стоящий выше самых высоких типов, какие создавала до сих пор культура? Это будет сверхчеловек, если хотите, но он будет не исключением, а правилом, он будет сверхчеловеком по сравнению со своими предками, а не со своими ближними. Только поднятие всего человечества на высшую ступень в общественной жизни, только освобождение всего человечества является путем к возникновению нового типа человека. Однако, это изменение человеческого поведения, изменение человеческой личности неизбежно должно привести к дальнейшей эволюции человека и к переделке биологического типа человека. О сознанииСпособность нашего тела быть раздражителем (своими актами) для самого себя (для новых актов) — такова основа сознания. Нетрудно понять, что сознание не приходится рассматривать биологически, физиологически и психологически как второй ряд явлений. Ему должно быть найдено место и истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма. Это первое требование к нашей рабочей гипотезе. Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения – значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания. О психологииБыть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им. Все говорит за то, что психология действительно встала на тот путь, идя по которому она достигнет рационализации самых стихийных и слепых сил организма, овладения всем сознательным и подсознательным аппаратом психики и подчинит его себе так же, как мир внешних сил. Ещё недостаточно формально сблизить психологию и историю, следует ещё спросить, какую психологию и какую историю мы сближаем. Метафизически можно сблизить всё, что угодно, со всем. О пониманииДействительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку. Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по-своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения. О фантазииНебывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине. Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Фантазия ребенка — это диалог с вещами, фантазия подростка — это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет. Об эстетикеКакова этика такова и эстетика. Задача эстетики сводилась, как шутил Толстой, к требованию, чтобы писали казнь, и чтобы было как цветочки. По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение. О воспитании и обученииПедагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития. О мыслиВсякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то. Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание, т. е. мысль выполняет какую-то функцию, работу, решает какую-то задачу. Человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. О разномЧеловек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей. Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов. Ах, как надо вместе и презирать жизнь и уважать её, чтоб жить. Главное — быть над ней, третировать её чуть-чуть свысока (Чехов) и быть свободным от неё. Я — индепендент. Найденное Фрейдом решение этого уравнения я не объявил большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения. Как известно, долгие годы работы Выготского, психолога марксистского направления, были под запретом в Советском Союзе. Цитаты о Выготском
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже . Комментарии также всячески приветствуются! Источник 45 лучших предложений Льва Выготского / Фразы и размышленияЛев Выготский - одна из важнейших фигур в психологии образования и развития. Их идеи, отраженные в их «социокультурной теории», сосредоточены на том, как люди являются активными учащимися, наиболее опытные люди могут оказать нам очень ценную помощь, чтобы мы в конечном итоге построили свое собственное обучение, и как язык является основным инструментом, который позволяет передачу знаний.
Лучшие выготские фразыВыготский также известен дебатами, которые спровоцировали его теорию о теории другого психолога, который интересовался когнитивным развитием детей: Жана Пиаже. Есть несколько различий в вкладах обоих авторов. Однако и Выготский, и Пиаже предоставили ценную информацию для этого сюжета психологии. Это показывает сложность когнитивного развития.
Так как Выготский произнес очень ценные назначения для психологии, В этой статье вы найдете 45 лучших фраз. Давай начнем. 1. Психология заходит в тупик, когда она анализирует вербальную мысль в ее компонентах, мысли и слове и изучает их изолированноВыготский объясняет, что диалог является важным психологическим инструментом в развитии мышления ребенка. Дети растут и развиваются, и, как это происходит, их основной язык становится более сложным. 2. Преподаватель должен принять роль фасилитатора, а не поставщика контента.Ученик - это тот, кто должен строить обучение, учитель только сопровождает его по пути. 3. Один дефект определяет не судьбу личности, а социальные последствия и их социально-психологическую реализацию. С точки зрения будущего, педагогика является огромным источником возможностей в формировании человека и его будущего.В отличие от Пиаже, который считает, что обучение происходит индивидуально. Выготский считает, что обучение происходит благодаря социальным взаимодействиям, при поддержке кого-то более опытного. 4. Опыт учит нас тому, что мысль выражается не словами, а скорее реализуется через нихЯзык необходим для мышления, считает Выготский. Когнитивное развитие детей происходит благодаря неформальным и формальным беседам со взрослыми. 5. Мозг - это не только орган, способный сохранять или воспроизводить наш прошлый опыт, но и координирующий орган, создатель, способный переработать и создать элементы прошлого опыта с новыми нормами и подходами.И Пиаже, и Выготский считают, что мы активные ученики, а не пассивные. 6. Нет лучшего обучения, чем на собственном опытеЭкспериментальное обучение, несомненно, является одной из самых мощных форм обучения.. 7. Человеческое обучение предполагает особую социальную природу и процесс, посредством которого дети получают доступ к интеллектуальной жизни окружающих их людей.Теория Выготского сосредоточена на том, как социальное взаимодействие влияет на обучение 8. Культура адаптирована к типичному человеку, нормальному, к его конституции, нетипичное развитие, обусловленное дефектом, не может быть внедрено в культуру иным и косвенным образом, как это происходит у нормального ребенка.Фраза Льва Выготского, которая предлагает глубокое размышление. 9. Мысль можно сравнить с облаком, которое проливает дождь словВыготский говорит, что связь между языком и мышлением ясна. Язык является ключевым фактором в развитии человека, так как он способствует обмену знаниями. 10. Знание, которое не приходит из опыта, на самом деле не является знаниемОпыт является ключом к нашему обучению и необходим для когнитивного развития людей.. 11. Для понимания языка других людей недостаточно понимать слова; надо понять его мысльВыготский, мысль и язык тесно связаны. Обучение происходит в коммуникативной и социальной среде. 12. Современная психология - в целом - и детская психология - в частности - обнаруживают склонность сочетать психологические и философские проблемыРазмышление Выготского о том, что такое психология. 13. Люди с сильными страстями, которые достигают больших подвигов, у которых есть сильные чувства, великие умы и сильная личность, редко возникают из хороших мальчиков и девочек.Светлые умы не поддаются социальным навязываниям. 14. Обучение - это больше, чем приобретение способности мыслить; это приобретение многочисленных навыков, чтобы думать о разных вещахЯзык значительно улучшает наше когнитивное развитие. Сложные умственные действия берут свое начало в основных социальных действиях 15. Наши родители передают то, что открыли предыдущие поколенияНаши родители помогают нам в обучении и передают знания, потому что когнитивное развитие основано на социальных взаимодействиях, при поддержке кого-то более опытного. 16. Выполненное поведение является незначительной частью возможного поведения. Человек в каждый момент полон нереализованных возможностейКультура ограничивает наши действия и мысли. 17. Если мы даем студентам возможность общаться с другими, мы даем им возможность думать самимВыготский всегда был активным сторонником совместного обучения и больше работал над влиянием социокультурной среды на когнитивное развитие.. 18. Слово, лишенное мысли, является мертвой вещью, а мысль, выраженная словами, является лишь теньюФ «Мудрые высказывания о воспитании детей» | Статья по теме:МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» ПГТ.ВЕРХНЕДНЕПРОВСКИЙ Материал подобрала Ульянова Людмила Викторовна Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Макаренко А. С. Уважаемые родители и педагоги! Необходимо позаботиться о том, чтоб ребёнок вырос достойным человеком. Для этого Вы начинаете изучать немало литературы по воспитанию своих детей, применяете различные советы и методики. Если Вы запутались и не знаете, как поступать в той или иной ситуации, не забывайте о том, что есть мудрые изречения великих людей, которые были сказаны после получения определенного опыта. В этом альбоме «Мудрые высказывания о воспитании детей», я собрала высказывания о воспитании известных педагогов и родителей, как вырастить человека. Они помогут Вам осознать всю серьёзность правильного воспитания маленького человечка. Ведь каждый из нас это часть живого организма под названием «семья», «социум», которые объединяются в народ и государство. И хочу поделиться с вами. Высказывания великих о воспитании детей остаются актуальными на все времена. Ещё с IV века до нашей эры до нас дошли афоризмы о воспитании детей древнегреческого философа Платона. «Воспитание есть усвоение хороших привычек», - эту короткую фразу почти каждый начнет трактовать по-своему. Кто-то поймет её узкий смысл и начнет борьбу с плохими привычками ребенка, а кто-то пересмотрит свой образ жизни, свое поведение и этим начнет подавать правильный пример, тем самым воспитывая своих детей. После Платона афоризмы о воспитании детей были и у многих древних и более поздних авторов. В XIX веке широкое распространение получили афоризмы английского писателя, поэта Оскара Уайльда. «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми», - этими словами Оскар Уайльд говорит о том, что самое главное в воспитании детей – это любовь к ним. Но любовь разумная, когда ребенок чувствует, что вы уважаете его, поддерживаете, советуете, а не приказываете. В ответ дети будут прислушиваться к вам, а значит, конфликтов станет меньше, и процесс воспитания принесет результаты. «Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными: поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества», - так высказывалась Джудит Мартин – американская журналистка, ведущая телепрограмм, автор многих книг. Этот афоризм говорит нам о том, что именно от воспитания, его качества зависит жизнь человека в обществе. «Родители должны спорить между собой в спокойном, уважительном тоне и на чужом языке. Вы просто поразитесь, сколь благотворно это скажется на образовании ваших детей», - афоризм Джудит Мартин о воспитании детей на собственных примерах. Если вы не хотите, чтобы ваши дети вели себя или поступали неправильно в какой-либо ситуации, сами так не делайте. «Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество», - это высказывание Роберта Орбена, американского фокусника и профессионального юмориста (XX век). Эту мысль можно понять как проблему воспитания в современном обществе в целом. Чем больше внимания уделяется воспитанию детей, тем культурнее общество. Основной мыслью очень многих афоризмов о воспитании можно назвать роль примера взрослых. «Детям нужны не поучения, а примеры», - слова Жозефа Жубера, французского писателя XVIII века. Многие афоризмы можно трактовать неоднозначно, в них нет прямого указания к действию. Они дают нам возможность предположить результат, а также оценить правильность принятого решения. ВыготскогоВыдержки из Mind в обществеГлава 1: Инструмент и Символ в развитии ребенкаРечи существенная роль в организации высших психологических функций. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Речь и действия являются частью одной и той же сложной психологической функции , направлен на решение поставленной задачи.~ Лев Выготский, Mind в обществе Иногда речь приобретает такое жизненно важное значение, что, если ей не разрешено использовать Это, маленькие дети не могут выполнить поставленную задачу. ~ Лев Выготский, Mind в обществе С помощью речи дети, в отличие от обезьян, обретают способность быть одновременно и объекты собственного поведения. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Специально способность человека к языку позволяет детям обеспечивать вспомогательные инструменты в решении сложных задач, для преодоления импульсивных действий, спланировать решение проблемы до ее выполнения и освоить собственное поведение.~ Лев Выготский, Разум в обществе Знаки и слова служат детям прежде всего как средство социального контакта с другие люди. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Глава 2: Развитие восприятия и вниманияРебенок начинает воспринимать мир не только глазами, но и через его речь. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Все люди восприятие состоит из категоризированных, а не изолированных восприятий.~ Лев Выготский, Разум в обществе Ученые имеют отметил, что способность или неспособность направить свое внимание является важным детерминант успеха или неудачи любой практической операции. ~ Лев Выготского, Разум в обществе Есть причина верить, что произвольная деятельность, более развитая, чем интеллект, отличает людей от ближайших к ним животных.~ Лев Выготского, Разум в обществе Глава 3: Мастерство памяти и мышленияИстория развития высших психологических функций невозможно без изучения их предыстории, их биологических корней и их органическое расположение. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Может быть сказал, что основной характеристикой человеческого поведения в целом является то, что люди лично влияют на свои отношения с окружающей средой и через эта среда лично меняет свое поведение, подчиняя его своим контроль.~ Лев Выготский, Разум в обществе Глава 4: Интернализация высших психологических функцийИспользование искусственные средства, переход к опосредованной деятельности, коренным образом меняет все психологические операции, так же как и использование инструментов безгранично расширяется диапазон деятельности, в рамках которого новые психологические функции могут работать. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Развитие, как это часто бывает, протекает здесь не по кругу, а по спирали, минуя через одну и ту же точку при каждой новой революции, продвигаясь к более высокой уровень.~ Лев Выготский, Разум в обществе Каждая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сначала в социальном уровень, а позже, на индивидуальном уровне. ~ Лев Выготский, Mind in Общество Глава 5: Проблемы методаДиалектический подход, признавая влияние природы на человека, утверждает, что человек, в свою очередь, воздействует на природу и творит своими изменениями в природе новые природные условия для его существования.~ Лев Выготский, Mind in Общество Психология учит нас на каждом шагу, что хотя два типа деятельности могут иметь одинаковое внешнее проявление, будь то по происхождению или по существу, их природа могут отличаться наиболее глубоко. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Где потрясения происходят там, где разрывается историческая ткань, наивный ум видит только катастрофа, разрывы и прерывность.. . . Научная мысль, о напротив, рассматривает революцию и эволюцию как две формы развития, которые взаимосвязаны и предполагают друг друга. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Глава 6: Взаимодействие между обучением и развитиемКакие дети может сделать с помощью других может быть в некотором смысле даже больше свидетельствует об их умственном развитии, чем то, что они могут делать в одиночку.~ Лев Выготский, Разум в обществе Фактическая уровень развития ретроспективно характеризует психическое развитие, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие перспективно. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Обучение человека предполагает особую социальную природу и процесс, посредством которого дети растут в интеллектуальную жизнь окружающих.~ Лев Выготский, Mind в обществе Единственное "хорошее" обучение »- это то, что опережает развитие. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Развитие в детстве никогда не следует за школой, как тень следует за объект, который его отбрасывает. На самом деле это очень сложные динамические отношения. между процессами развития и обучения, которые невозможно охватить по неизменной гипотетической формулировке.~ Лев Выготский, Mind in Общество Глава 7: Роль игры в разработкеКаждые [развивающие] продвижение связано с резким изменением мотивов, наклонностей и стимулы. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Что проходит Незаметно для ребенка в реальной жизни становится правилом поведения в игре. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Так же, как воображаемая ситуация должна содержать правила поведения, поэтому каждая игра с rules содержит воображаемую ситуацию.~ Лев Выготский, Разум в обществе Детский величайшие достижения возможны в игре, достижения, которые завтра станет ее базовым уровнем реальных действий и нравственности. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Как в фокус увеличительного стекла, игра содержит все тенденции развития в сжатой форме и сам по себе является основным источником развития.~ Лев Выготского, Разум в обществе Глава 8: Предыстория письменности[Развитие письма] напоминает о развитии технических навыков, таких как игра на фортепиано: ученик развивает ловкость пальцев и учится нажимать клавиши, пока читает музыку, но он никоим образом не причастен к сути музыки сам. ~ Лев Выготский, Разум в обществе Письмо следует быть значимым для детей, что внутренняя потребность должна возникать в их, и что письмо должно быть включено в задачу, которая необходима и актуально для жизни.~ Лев Выготский, Разум в обществе Выдержки из Образовательного Психология: век вкладов |
||||||||||||||||
© 2008- Кафедра педиатрии имени профессора И.М. Воронцова ФП и ДПО. Содержание, карта. |